Святитель Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский, родился в городе Неокесарии (север Малой Азии) в языческой семье. Получив прекрасное образование, он с юности стремился к Истине, но мыслители древности не могли утолить его жажды познания. Истина открылась ему лишь в Святом Евангелии, и юноша стал христианином.
Для продолжения образования святой Григорий отправился в Александрию, знаменитый тогда центр языческой и христианской учености. Любознательное юношество стекалось в Александрийское огласительное училище, где преподавал священник Ориген, знаменитый учитель, обладавший огромной силой ума и глубиной познаний. Святой Григорий стал учеником Оригена. Восемь лет учился святой Григорий у пресвитера Оригена и принял от него Крещение.
Подвижническая жизнь святого Григория, целомудрие, чистота и нестяжательность вызывали зависть в самоуверенных и грехолюбивых сверстниках-язычниках, и они решили оклеветать святого Григория. Однажды, когда он беседовал с учителями на площади, к нему подошла известная в городе блудница и стала требовать платы за якобы совершённый с нею грех. Сначала святой Григорий кротко возразил ей, что она ошибается, принимая его за кого-то другого. Однако блудница не унималась. Тогда он попросил друга дать ей деньги. Как только блудница взяла в руки неправедную мзду, она тотчас же пала на землю в припадке беснования, а затем призналась в обмане. Святой Григорий совершил над ней молитву, и бес оставил ее.
Вернувшись в Неокесарию, святой отказался от деятельности в миру, к которой его настойчиво склоняли влиятельные сограждане. Он удалился в пустыню, где в посте и молитве стяжал высокое духовное совершенство и благодатные дары прозорливости и пророчества. Святой Григорий полюбил пустынножительство и хотел остаться в уединении до конца своих дней, однако Господь судил иначе.
Епископ каппадокийского города Амасии, Федим, узнав о подвижнической жизни святого Григория, решил поставить его епископом Неокесарийским. Провидя духом желание владыки Федима, святой стал скрываться от посланцев епископа, которым было поручено разыскать его. Тогда епископ Федим рукоположил святого во епископа Неокесарийского заочно, прося Господа, чтобы Он Сам освятил необычную хиротонию. Святой Григорий воспринял такое чрезвычайное событие как проявление воли Божией и не посмел противиться. Этот эпизод из жизни святого Григория описал святитель Григорий Нисский. Он же сообщает, что высший священный сан святой Григорий Неокесарийский воспринял только после совершения над ним всех положенных священнодействий епископом Федимом.
Святой Григорий перед хиротонией, во время которой нужно было произнести Исповедание веры, горячо и усердно молился, прося Бога и Божию Матерь открыть ему истинный образ поклонения Пресвятой Троице. Во время молитвы ему явилась Пречистая Дева Мария, сияющая, как солнце, с Апостолом Иоанном Богословом, облаченным в архиерейские одежды. По повелению Богородицы, Апостол Иоанн научил святого, как достойно и праведно следует исповедовать тайну Пресвятой Троицы.
Святой Григорий записал всё, что открыл ему Иоанн Богослов. Тайноводственный Символ веры, записанный святителем Григорием Неокесарийским, - великое Божественное Откровение в истории Церкви. На нем основано учение о Святой Троице в православном Богословии. В последующем оно было раскрыто святыми отцами Церкви - Василием Великим, Григорием Богословом, Григорием Нисским.
Символ святого Григория Неокесарийского был рассмотрен и одобрен Первым Вселенским Собором (325 г.), подтвердившим его непреходящее значение для Православия. Став епископом, святитель Григорий направился в Неокесарию. По дороге из Амасии он изгнал бесов из языческого храма, жрец которого обратился ко Христу. Обращенный стал свидетелем еще одного чуда, совершённого святителем, - по его слову сдвинулась с места огромная каменная глыба.
Святый чудотворец пожелал создать церковь на одном красивом месте близ горы. Когда он стал полагать основание, место оказалось тесным, а сделать его пространнее нельзя было, так как мешала гора. Тогда святой стал на молитву и, помолившись, повелел горе именем Иисуса Христа двинуться и отступить от места своего, насколько нужно было для распространения церкви, – и тотчас потряслась гора, двинулась и отступила дальше, делая место достаточным для пространного основания церкви. Такова была вера этого угодника Божия, что и горы переставляла! Много неверных, видя это чудо, обращались к Господу и принимали крещение от святого. Слава о нем повсюду распространялась по причине великих чудес, являемых от него Божиею силою, которою он был исполнен.
Святость жизни епископа Григория нередко явно свидетельствовалась необыкновенными, чудодейственными знамениями; но и тогда, как теперь, не мало встречалось людей, которые с недоверием и даже глумлением относились ко всему сверхъестественному. Так, захотев посмеяться над даром прозорливости, приписываемой св. Григорию, трое таких людей – на пути, где следовало проходить святителю, положили однажды одного из своих товарищей, притворившегося мертвым, а сами сидели около него и жалобно просили на погребение беднаго... Святитель, дав деньги, бывшие при нем, снял сверх того с себя и верхнюю одежду и отдал ее для прикрытия покойника... Обманщики же стали смеяться над его доверчивостью:
– Если бы он в самом деле имел в себе Божественного Духа, – говорили они, – то прозрел бы, что перед ним лежит живой человек, а не мертвый...
Однако же, вероятно, уразумели они иное, когда, став звать и расталкивать притворившегося товарища, с ужасом увидели, что он в самом деле был мертв...
Проповедь святителя была деятельной, живой, плодотворной. Он учил, творя Именем Христовым чудеса: исцелял больных, помогал нуждающимся, мирил враждующих и рассматривал жалобы.
Два брата при дележе наследства не могли договориться об озере, которое было в имении их умершего отца. Каждый из братьев собирал вокруг себя друзей-единомышленников. Готовилось побоище. Святитель Григорий уговорил их отложить окончание спора до следующего дня, а сам всю ночь молился на берегу озера, ставшего причиной раздора. Когда рассвело, все увидели, что предмета спора больше нет, - озеро ушло под землю. Силой молитвы святитель укротил однажды разлив реки, своим жезлом определив границы половодья. Другой раз, при строительстве церкви, он повелел Именем Христовым потесниться горе и освободить место под фундамент.
Когда началось гонение на христиан при императоре Декии (249 - 251), святитель Григорий увел свою паству на отдаленную гору. Один язычник, знавший местопребывание христиан, указал его гонителям. Воины окружили гору. Святитель вышел на открытое место, поднял руки к небу и, повелев своему диакону поступить так же, начал молиться. Воины обыскали всю гору, прошли несколько раз мимо молящихся и, не увидев их, вернулись назад. Они рассказали в городе, что на этой горе спрятаться негде: там никого нет, стоят лишь два дерева недалеко друг от друга. Доносчик был потрясен чудом, раскаялся и стал ревностным христианином.
После прекращения гонений святитель Григорий вернулся в Неокесарию. По его благословению были установлены церковные праздники в честь мучеников, пострадавших за Христа. В то время стало распространяться лжеучение еретика Павла Самосатского (Самосата - город в Сирии). Эта ересь была осуждена на первом Антиохийском Соборе, состоявшемся в 264 году. На этом Соборе святитель Григорий занимал первенствующее место.
Своей богоугодной жизнью, проникновенной проповедью, чудотворениями и благодатным управлением паствой святитель неуклонно умножал число обращенных ко Христу. Перед его отшествием ко Господу ( ок. 266 - 270) в городе осталось только 17 язычников. А когда святитель Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский, вступал на кафедру, в городе было только 17 христиан.
В своей проповеди протоиерей Григорий Дьяченко указывает на «два урока, которые представляют нам жизнь святителя Григория:
а) Поревнуем, братия, во-первых, любви св. Григория к чтению слова Божия, которому он предался со всею ревностию после принятия христианства.
Из всех книг, существующих в мире, самая истинная, самая назидательная, есть Библия, или книга Священного писания.
аа) Первая причина, по которой мы должны читать слово Божие, та, что в нем сообщаются одне небесные и спасительные истины. Все другие книги наполнены погрешностями, а Библия заключает в себе точное, правильное изложение вещей небесных. Много книг с мнениями соблазнительными, вредными, или, по крайней мере, недостаточными к освящению сердца человеческого, а в Библии изложены правила святые, приводящия человека в страх Божий и могущия облагородить и освятить нашу нравственную природу. Вот первая причина, почему мы должны читать священное писание!
бб) Вторая причина, побуждающая нас читать священное писание, состоит в происхождении священного писания. Все книги, кроме Библии суть плод ума человеческого, естественного или облагодатствованнаго, а Библия есть слово – есть глас Самого Бога. «Все писание», т.е. священное, «богодухновенно» (2Тим.;3,;16), говорит ап. Павел. Вся Библия написана по вдохновению Духа Святаго. Бог влагал мысли в пророков и апостолов и заставлял их передать эти мысли в письменах. Царственный пророк Давид, писавший в свое время псалмы, составляющие часть священного писания, чувствуя, что в этом случае не его ум действовал, а Дух Святый внушал ему что писать, сказал о себе: «язык мой трость книжника скорописца» (Псал.;44,;2),т.е. я только писец, а Бог – Автор слов, мною написанных. Как же нам не читать того писания, которое ниспослано нам от Создателя нашего, от Отца нашего небеснаго? Если грубо, невежественно и почти неестественно оставить без прочтения, без внимания то, что пишут нам наши родители земные, то тем более неблагоразумно, грубо не прочитать, или не выслушать того, что пишет нам Отец небесный.
вв) Наконец святое писание надобно читать еще потому, что Сам Бог велит читать и исследовать его. «Испытайте писаний» (Иоан.;5,;39), сказал I. Христос. Одного же смысла с приведенными словами и следующия слова Божии: «внемлите людие Мои закону Моему, приклоните ухо ваше во глаголы уст Моих» (Псал.;77,1). А что Бог повелевает, то надобно исполнять, надобно читать или слушать священное писание охотно, часто, со вниманием. (См. поуч. Иакова, архиеп. нижегородск. и арзам.)».
«Радуйся, чудотворче Григорие, неокесарийская похвало, церкви Христовой украшение».
Тропарь, глас 8:
В молитвах бодрствуя, чудес деланьми претерпевая, тезоимение стяжал еси исправления: но молися Христу Богу, отче Григорие, просветити души наша, да не когда уснем в смерть.
Кондак, глас 2:
Чудес многих прием действо, знаменьми ужасными демоны устрашил еси, и недуги отгнал еси человеческия всемудре Григорие: чудотворец же именуешися, звание от дел прием.
Величание:
Величаем тя, святителю отче Григорие, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.
Молитва святителю Григорию, епископу Неокесарийскому
О пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, спасово со отцем обиталище, великий архиерее, теплый наш заступниче, святителю Григорие!
Предстоя у престола всех Царя и наслаждаяся светом единосущныя Троицы и херувимски со ангелы возглашая песнь трисвятую, великое же и неизследованное дерзновение имея ко всемилостивому Владыце, моли спастися паствы Христовы людем, помози во бранех отечеству нашему, и покори вся противныя нам враги, мирное и безмятежное жительство наше устрой: благостояние святых церквей утверди:
архиереи благолепием святительства украси: монашествующия к подвигом добраго течения укрепи: град сей и вся грады наши и страны добре сохрани, и веру святую непорочну соблюсти нам умоли:
мир весь предстательством твоим умири, от глада и пагубы избави ны, и от нападения иноплеменных сохрани, старыя утеши, юныя настави, безумныя умудри, вдовицы помилуй, сироты заступи, младенцы возрасти, плененныя возврати, немощствующия исцели, и везде тепле призывающия тя и с верою притекающия к тебе и усердно припадающия и молящияся тебе от всяких напастей и бед хода-тайством твоим свободи.
Моли о нас всещедраго и человеколюбиваго Христа Бога нашего, да и в день страшнаго пришествия его от шуияго стояния избавит нас, и радости святых причастники сотворит со всеми святыми во веки веков. Аминь.
СВЯТИТЕЛЮ ОТЧЕ ГРИГОРИЕ, МОЛИ БОГА О НАС.
Для продолжения образования святой Григорий отправился в Александрию, знаменитый тогда центр языческой и христианской учености. Любознательное юношество стекалось в Александрийское огласительное училище, где преподавал священник Ориген, знаменитый учитель, обладавший огромной силой ума и глубиной познаний. Святой Григорий стал учеником Оригена. Восемь лет учился святой Григорий у пресвитера Оригена и принял от него Крещение.
Подвижническая жизнь святого Григория, целомудрие, чистота и нестяжательность вызывали зависть в самоуверенных и грехолюбивых сверстниках-язычниках, и они решили оклеветать святого Григория. Однажды, когда он беседовал с учителями на площади, к нему подошла известная в городе блудница и стала требовать платы за якобы совершённый с нею грех. Сначала святой Григорий кротко возразил ей, что она ошибается, принимая его за кого-то другого. Однако блудница не унималась. Тогда он попросил друга дать ей деньги. Как только блудница взяла в руки неправедную мзду, она тотчас же пала на землю в припадке беснования, а затем призналась в обмане. Святой Григорий совершил над ней молитву, и бес оставил ее.
Вернувшись в Неокесарию, святой отказался от деятельности в миру, к которой его настойчиво склоняли влиятельные сограждане. Он удалился в пустыню, где в посте и молитве стяжал высокое духовное совершенство и благодатные дары прозорливости и пророчества. Святой Григорий полюбил пустынножительство и хотел остаться в уединении до конца своих дней, однако Господь судил иначе.
Епископ каппадокийского города Амасии, Федим, узнав о подвижнической жизни святого Григория, решил поставить его епископом Неокесарийским. Провидя духом желание владыки Федима, святой стал скрываться от посланцев епископа, которым было поручено разыскать его. Тогда епископ Федим рукоположил святого во епископа Неокесарийского заочно, прося Господа, чтобы Он Сам освятил необычную хиротонию. Святой Григорий воспринял такое чрезвычайное событие как проявление воли Божией и не посмел противиться. Этот эпизод из жизни святого Григория описал святитель Григорий Нисский. Он же сообщает, что высший священный сан святой Григорий Неокесарийский воспринял только после совершения над ним всех положенных священнодействий епископом Федимом.
Святой Григорий перед хиротонией, во время которой нужно было произнести Исповедание веры, горячо и усердно молился, прося Бога и Божию Матерь открыть ему истинный образ поклонения Пресвятой Троице. Во время молитвы ему явилась Пречистая Дева Мария, сияющая, как солнце, с Апостолом Иоанном Богословом, облаченным в архиерейские одежды. По повелению Богородицы, Апостол Иоанн научил святого, как достойно и праведно следует исповедовать тайну Пресвятой Троицы.
Святой Григорий записал всё, что открыл ему Иоанн Богослов. Тайноводственный Символ веры, записанный святителем Григорием Неокесарийским, - великое Божественное Откровение в истории Церкви. На нем основано учение о Святой Троице в православном Богословии. В последующем оно было раскрыто святыми отцами Церкви - Василием Великим, Григорием Богословом, Григорием Нисским.
Символ святого Григория Неокесарийского был рассмотрен и одобрен Первым Вселенским Собором (325 г.), подтвердившим его непреходящее значение для Православия. Став епископом, святитель Григорий направился в Неокесарию. По дороге из Амасии он изгнал бесов из языческого храма, жрец которого обратился ко Христу. Обращенный стал свидетелем еще одного чуда, совершённого святителем, - по его слову сдвинулась с места огромная каменная глыба.
Святый чудотворец пожелал создать церковь на одном красивом месте близ горы. Когда он стал полагать основание, место оказалось тесным, а сделать его пространнее нельзя было, так как мешала гора. Тогда святой стал на молитву и, помолившись, повелел горе именем Иисуса Христа двинуться и отступить от места своего, насколько нужно было для распространения церкви, – и тотчас потряслась гора, двинулась и отступила дальше, делая место достаточным для пространного основания церкви. Такова была вера этого угодника Божия, что и горы переставляла! Много неверных, видя это чудо, обращались к Господу и принимали крещение от святого. Слава о нем повсюду распространялась по причине великих чудес, являемых от него Божиею силою, которою он был исполнен.
Святость жизни епископа Григория нередко явно свидетельствовалась необыкновенными, чудодейственными знамениями; но и тогда, как теперь, не мало встречалось людей, которые с недоверием и даже глумлением относились ко всему сверхъестественному. Так, захотев посмеяться над даром прозорливости, приписываемой св. Григорию, трое таких людей – на пути, где следовало проходить святителю, положили однажды одного из своих товарищей, притворившегося мертвым, а сами сидели около него и жалобно просили на погребение беднаго... Святитель, дав деньги, бывшие при нем, снял сверх того с себя и верхнюю одежду и отдал ее для прикрытия покойника... Обманщики же стали смеяться над его доверчивостью:
– Если бы он в самом деле имел в себе Божественного Духа, – говорили они, – то прозрел бы, что перед ним лежит живой человек, а не мертвый...
Однако же, вероятно, уразумели они иное, когда, став звать и расталкивать притворившегося товарища, с ужасом увидели, что он в самом деле был мертв...
Проповедь святителя была деятельной, живой, плодотворной. Он учил, творя Именем Христовым чудеса: исцелял больных, помогал нуждающимся, мирил враждующих и рассматривал жалобы.
Два брата при дележе наследства не могли договориться об озере, которое было в имении их умершего отца. Каждый из братьев собирал вокруг себя друзей-единомышленников. Готовилось побоище. Святитель Григорий уговорил их отложить окончание спора до следующего дня, а сам всю ночь молился на берегу озера, ставшего причиной раздора. Когда рассвело, все увидели, что предмета спора больше нет, - озеро ушло под землю. Силой молитвы святитель укротил однажды разлив реки, своим жезлом определив границы половодья. Другой раз, при строительстве церкви, он повелел Именем Христовым потесниться горе и освободить место под фундамент.
Когда началось гонение на христиан при императоре Декии (249 - 251), святитель Григорий увел свою паству на отдаленную гору. Один язычник, знавший местопребывание христиан, указал его гонителям. Воины окружили гору. Святитель вышел на открытое место, поднял руки к небу и, повелев своему диакону поступить так же, начал молиться. Воины обыскали всю гору, прошли несколько раз мимо молящихся и, не увидев их, вернулись назад. Они рассказали в городе, что на этой горе спрятаться негде: там никого нет, стоят лишь два дерева недалеко друг от друга. Доносчик был потрясен чудом, раскаялся и стал ревностным христианином.
После прекращения гонений святитель Григорий вернулся в Неокесарию. По его благословению были установлены церковные праздники в честь мучеников, пострадавших за Христа. В то время стало распространяться лжеучение еретика Павла Самосатского (Самосата - город в Сирии). Эта ересь была осуждена на первом Антиохийском Соборе, состоявшемся в 264 году. На этом Соборе святитель Григорий занимал первенствующее место.
Своей богоугодной жизнью, проникновенной проповедью, чудотворениями и благодатным управлением паствой святитель неуклонно умножал число обращенных ко Христу. Перед его отшествием ко Господу ( ок. 266 - 270) в городе осталось только 17 язычников. А когда святитель Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский, вступал на кафедру, в городе было только 17 христиан.
В своей проповеди протоиерей Григорий Дьяченко указывает на «два урока, которые представляют нам жизнь святителя Григория:
а) Поревнуем, братия, во-первых, любви св. Григория к чтению слова Божия, которому он предался со всею ревностию после принятия христианства.
Из всех книг, существующих в мире, самая истинная, самая назидательная, есть Библия, или книга Священного писания.
аа) Первая причина, по которой мы должны читать слово Божие, та, что в нем сообщаются одне небесные и спасительные истины. Все другие книги наполнены погрешностями, а Библия заключает в себе точное, правильное изложение вещей небесных. Много книг с мнениями соблазнительными, вредными, или, по крайней мере, недостаточными к освящению сердца человеческого, а в Библии изложены правила святые, приводящия человека в страх Божий и могущия облагородить и освятить нашу нравственную природу. Вот первая причина, почему мы должны читать священное писание!
бб) Вторая причина, побуждающая нас читать священное писание, состоит в происхождении священного писания. Все книги, кроме Библии суть плод ума человеческого, естественного или облагодатствованнаго, а Библия есть слово – есть глас Самого Бога. «Все писание», т.е. священное, «богодухновенно» (2Тим.;3,;16), говорит ап. Павел. Вся Библия написана по вдохновению Духа Святаго. Бог влагал мысли в пророков и апостолов и заставлял их передать эти мысли в письменах. Царственный пророк Давид, писавший в свое время псалмы, составляющие часть священного писания, чувствуя, что в этом случае не его ум действовал, а Дух Святый внушал ему что писать, сказал о себе: «язык мой трость книжника скорописца» (Псал.;44,;2),т.е. я только писец, а Бог – Автор слов, мною написанных. Как же нам не читать того писания, которое ниспослано нам от Создателя нашего, от Отца нашего небеснаго? Если грубо, невежественно и почти неестественно оставить без прочтения, без внимания то, что пишут нам наши родители земные, то тем более неблагоразумно, грубо не прочитать, или не выслушать того, что пишет нам Отец небесный.
вв) Наконец святое писание надобно читать еще потому, что Сам Бог велит читать и исследовать его. «Испытайте писаний» (Иоан.;5,;39), сказал I. Христос. Одного же смысла с приведенными словами и следующия слова Божии: «внемлите людие Мои закону Моему, приклоните ухо ваше во глаголы уст Моих» (Псал.;77,1). А что Бог повелевает, то надобно исполнять, надобно читать или слушать священное писание охотно, часто, со вниманием. (См. поуч. Иакова, архиеп. нижегородск. и арзам.)».
«Радуйся, чудотворче Григорие, неокесарийская похвало, церкви Христовой украшение».
Тропарь, глас 8:
В молитвах бодрствуя, чудес деланьми претерпевая, тезоимение стяжал еси исправления: но молися Христу Богу, отче Григорие, просветити души наша, да не когда уснем в смерть.
Кондак, глас 2:
Чудес многих прием действо, знаменьми ужасными демоны устрашил еси, и недуги отгнал еси человеческия всемудре Григорие: чудотворец же именуешися, звание от дел прием.
Величание:
Величаем тя, святителю отче Григорие, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.
Молитва святителю Григорию, епископу Неокесарийскому
О пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, спасово со отцем обиталище, великий архиерее, теплый наш заступниче, святителю Григорие!
Предстоя у престола всех Царя и наслаждаяся светом единосущныя Троицы и херувимски со ангелы возглашая песнь трисвятую, великое же и неизследованное дерзновение имея ко всемилостивому Владыце, моли спастися паствы Христовы людем, помози во бранех отечеству нашему, и покори вся противныя нам враги, мирное и безмятежное жительство наше устрой: благостояние святых церквей утверди:
архиереи благолепием святительства украси: монашествующия к подвигом добраго течения укрепи: град сей и вся грады наши и страны добре сохрани, и веру святую непорочну соблюсти нам умоли:
мир весь предстательством твоим умири, от глада и пагубы избави ны, и от нападения иноплеменных сохрани, старыя утеши, юныя настави, безумныя умудри, вдовицы помилуй, сироты заступи, младенцы возрасти, плененныя возврати, немощствующия исцели, и везде тепле призывающия тя и с верою притекающия к тебе и усердно припадающия и молящияся тебе от всяких напастей и бед хода-тайством твоим свободи.
Моли о нас всещедраго и человеколюбиваго Христа Бога нашего, да и в день страшнаго пришествия его от шуияго стояния избавит нас, и радости святых причастники сотворит со всеми святыми во веки веков. Аминь.
СВЯТИТЕЛЮ ОТЧЕ ГРИГОРИЕ, МОЛИ БОГА О НАС.