Преподобный Никон, Игумен Радонежский, чудотворец
Дни памяти:
30 ноября
6 июля – Собор Владимирских святых
19 июля – Собор Радонежских святых
5 сентября (переходящая) – Собор Московских святых
Преподобный Никон родился в 1360 году в городе Юрьеве-Польском в благочестивой семье, которая верно хранила уставы Церкви Христовой и жила молитвенно. И он с детства, еще с пеленок, был посвящен Богу и молился усердно Господу. Юрьев-Польский находился недалеко от Радонежской пустыни.
Благочестивый отрок слышал много рассказов о великом подвижнике Радонежском преподобном Сергии. И горело сердце его прийти к нему и подвизаться под его руководством, спасаться. Со слезами просил он у Господа этой милости. Господь услышал его и помог.
В юные годы он оставил своих родителей и пришел к преподобному отцу Сергию и умолял принять его в число своих учеников. Но потому ли, что преподобный игумен счел, что рано юноше, требующему особого руководства, вступать в общество старцев подвижников, потому ли, что, провидя в нем своего преемника, желал, чтобы он явился этому обществу уже в зрелом возрасте, облеченный в сан пресвитера, — но только преподобный Сергий не принял юношу, а отослал его в Серпухов к любимому ученику своему, преподобному Афанасию, игумену серпуховского Высоцкого монастыря (память его 12 сентября), имевшему дар руководства.
Никон не того ждал, он даже не знал того, к кому отсылал его преподобный Сергий, но повиновался, не рассуждая. Суров был прием у преподобного Афанасия, но все превозмогло смирение того, кого святая Церковь именует «рачителем послушания»; и под мудрым руководством преподобного Афанасия он стал восходить «от силы в силу».
Лишь когда Никону было лет 30 и он был уже рукоположен в сан пресвитера, Афанасий благословил его идти в Радонежскую пустынь.
Никон снова идет в обитель к Преподобному. Теперь преподобный Сергий принял его с любовью и для начала благословил ему служить братии, а когда он явил им свои великие духовные достоинства, то взял его в свою келью, под свое неусыпное прозорливое руководство, и поставил его вторым после себя.
Так исполнились заветные мечты и желания Никона: он оказался вблизи от Преподобного. Любвеобильное сердце великого Радонежского чудотворца было открыто для Никона, и оттуда исходил на него благодатный мир и духовный свет отеческой любви. Также и сердце Никона было открыто для его духовного отца, ибо он исповедовал и открывал своему наставнику все помышления и намерения свои.
И так, подобно дереву, насажденному при водном источнике, Никон в своих монашеских трудах и подвигах показывал обильные плоды добродетелей.
Все высокие нравственные качества и душевные расположения, присущие святой душе преподобного Сергия, были присущи и преподобному Никону. Кротость, любвеобильность, простота в обращении, смирение отличали в высшей степени и его и доставляли ему уважение ото всех.
За полгода до своей смерти в 1392 году, уйдя в затвор, преподобный Сергий поставил Никона игуменом Троицкого монастыря, причем завещал твердо соблюдать устав и не оставлять трудов, но быть в них всегда первым примером для братии.
Он своей кротостью, отеческой заботливостью, мудростью в управлении и рассудительностью стяжал себе любовь и уважение братии, являясь для нее образцом и примером в подвигах и трудах, с любовью поддерживал всё, что было установлено основателем обители. Он имел обыкновение обходить все монастырские службы, но никогда не оставлял и общих дел, трудясь наравне с братией.
Слава о его святой жизни распространилась далеко за пределы стен монастырских, и многие из мирских людей приходили к нему за советом и утешением. Но сам преподобный Никон тяготился мирской славой и искал уединения и безмолвия.
Для этого он оставляет настоятельство над братией и затворяется в келье для уединенной, ничем не развлекаемой молитвы, оставив руководство монастырём преподобному Савве Сторожевскому.
В 1398 году Савва по просьбе звенигородского князя Юрия Димитриевича покинул монастырь и переселился в окрестности Звенигорода, где основал Саввино-Сторожевский монастырь.
А Никон, выйдя из шестилетнего затвора вновь вернулся к управлению Троицким монастырём, но назначил себе на каждый день известное время для безмолвия, чтобы наедине предстоять Богу, и правит ею до самых своих последних дней.
Тихо и мирно текла жизнь в обители, но Богу угодно было попустить для нее и ее игумена, преподобного Никона, испытание.
В 1408 году, когда разнесся слух о нашествии на Русскую землю хана Едигея, преподобный Никон усердно молился Богу о сохранении обители. В тонком сне ему явились святители Московские Петр и Алексий с Преподобным Сергием и сказали, что по воле Божией обитель его будет разорена, но потом еще более процветет.
Преподав Никону мир и благословение, святые стали невидимы. Никон, пришед в себя, быстро встал и подошел к дверям своей келлии, но нашел их запертыми. Он отпер и вышел, и увидел святых, удалявшихся от его келлии к церкви. Тогда понял он, что сие было не сон, а истинное видение.
При приближении Едигея он успел с братией вовремя удалиться и спасти книги, священные сосуды и утварь преподобного Сергия.
По возвращении они нашли Троицкий монастырь полностью разрушенным, обитель сожженной. Однако преподобный Никон не предался унынию и печали, но со спокойной твердостью духа стал трудиться над восстановлением обители.
Как добрый пастырь, он собрал сперва рассеявшуюся братию и трудился с ней над монастырскими постройками. Менее чем в три года построены были здания, необходимые для иноческого общежития. В то же время Никон поспешает постройкой деревянного храма, во имя Живоначальной Троицы, который и был освящен в 1411 году 25 сентября, в день преставления преподобного Сергия.
Когда слух о возвращении преподобного Никона и о восстановлении обители распространился по окрестным местам, к нему отовсюду стали собираться во множестве иноки и миряне. Никон всех принимал с отеческим расположением, и, как добрый пастырь, никого не оставлял без своего попечения, наставляя каждого в полезных учениях, просвещая их душу и предлагая им правила для устроения своего жития. Монастырь возрождался на своем пепелище и распространялся более и более.
Как попечительный начальник, преподобный Никон не оставлял своих забот и о благоукрашении обители. Заключительным подвигом его в этом отношении было построение каменного храма над гробом своего учителя Сергия во имя Живоначальныя Троицы.
За свои труды, понесенные ради восстановления обители, преподобный Никон удостоился от Господа великой награды и утешения: 5 июля 1422 года при закладке каменного храма во имя Святой Живоначальной Троицы он обрел нетленные мощи своего любимого духовного отца, преподобного Сергия, в котором покоятся мощи преподобного Сергия по сей день.
Как место покоя для мощей великого Сергия, новый храм строился и украшался с благоговейною любовью и с усердными молитвами. Для созидания сего храма Никон собрал мудрых зодчих и искусных каменотесов, которые с Божиею помощью быстро окончили его построение.
Для внутреннего украшения и расписании стен живописью храма Никон пригласил двух иноков-постников Спасо-Андроникова монастыря, славившихся добродетельною жизнью: Даниила Чёрного и Андрея Рублёва, искусных в иконописании. Церковное предание, поддерживаемое большинством исследователей, приписывает Никону заказ Андрею Рублёву «в похвалу Сергию Радонежскому» знаменитой иконы «Троица». Их тщанием и под их руководством храм был благолепно украшен иконописью. Храм стал еще лучше и прекраснее, чем прежде.
Когда Никон увидел, что украшение храма расписанием окончено, то с великою радостью возблагодарил Бога:
– Благодарю Тебя Господи, – говорил он, – и славлю Пресвятое имя Твое за то, что не презрел мое прошение, но даровал мне недостойному видеть всё сие моими очами.
Новый храм был освящен и при его освящении были перенесены и помещены в нем святые мощи преподобного Сергия. Как дело святых и покоище Сергия, не потрясаемый веками, сей прекрасный храм освящает и ныне молящихся в нем, и руки нечестивых врагов не прикасались к нему.
В это время Никон уже достиг глубокой старости, но ревность и бодрость духа не оставляли его, и немощь телесная не ослабляла строгости его подвигов.
Достигнув совершенства в подвигах, он обладал всеми видами того богатства, которым человек богатеет в Бога. Он как бы горел удивительным стремлением к жизни по Боге: пищею для него было воздержание, богатством – нестяжательность; его старческое тело было прикрыто одним только власяным рубищем.
Наконец, преподобный Никон уже приблизился и ко своей кончине. Отчасти старость, а также великие постнические подвиги и продолжительные многие болезни изнурили его тело и оно изнемогло в своих силах.
Когда преподобный Никон отходил уже ко Господу, он неожиданно сказал: «Отнесите меня в ту светлую храмину, которая мне уготована по молитвам отца моего, не хочу более здесь оставаться!»
Причастившись Святых Христовых Тайн, он сказал: «Вот я, братия, разрешаюсь от союза телесного и отхожу ко Христу!» Затем он стал благословлять братию. Последние его слова были обращены к самому себе: «Изыди, душа моя, с радостью туда, где тебе уготован покой; гряди с радостью, Христос призывает тебя!» И, осенив себя крестным знамением, преподобный Никон с молитвой предал душу свою Богу 17 ноября 1428 года.
Он был погребен близ раки Преподобного Сергия.
При святителе Ионе иеромонах Пахомий Логофет написал службу и житие преподобного Никона, а 25 февраля 1547 года Церковный собор при митрополите Макарии установил общецерковное (повсеместное) почитание памяти преподобного Никона, Радонежского чудотворца.
В следующем, 1548 году, над гробом преподобного Никона была построена небольшая каменная церковь его имени. От этой первоначальной церкви до нашего времени лишь частично сохранился фундамент, а в 1623 году на ее месте устроена новая, в которой и почивают под спудом святые мощи преподобного Никона.
За свои великие подвиги и святую жизнь преподобный Никон был удостоен от Господа еще при жизни дара прозрения, а после кончины дара чудотворений.
В своей земной жизни преподобные Сергий и Никон особенно близки были друг к другу. Эта взаимная близость не оставляет их и в жизни вечной, ибо любовь святых, как любовь Божественная, не подлежит закону времени. Оба вместе они неоднократно являлись и совокупно чудодействовали.
Один из жителей Москвы, по имени Симеон, родившийся по предсказанию святого, заболел столь сильно, что не мог ни двинуться, ни уснуть, ни принять пищи, но лежал как мёртвый на своем одре. Страдая таким образом, он однажды ночью стал призывать к себе на помощь святого Сергия:
– Помоги мне, преподобный Сергий, избавь меня от сей болезни; еще при жизни твоей ты был так милостив к моим родителям и предрек им мое рождение; не забудь меня, страждущего в столь тяжкой болезни.
Вдруг пред ним предстали два старца; один из них был Никон; болящий тотчас узнал его, потому что лично знал сего святого еще во время его жизни; тогда он понял, что второй из явившихся был сам преподобный Сергий. Дивный старец ознаменовал болящего крестом, а после сего велел Никону взять икону, стоявшую у одра – она была некогда подарена Симеону самим Никоном. Затем больному показалось, что вся кожа его отстала от тела; после сего святые стали невидимы. В ту же минуту Симеон почувствовал, что он совершенно выздоровел: он поднялся на своем одре, и уже никто более его не поддерживал; тогда понял он, что не кожа сошла у него, а болезнь оставила его. Велика была его радость; встав, он начал горячо благодарить святого Сергия и преподобного Никона за свое неожиданное и столь дивное исцеление.
Особенно много чудес было совершено преподобными Сергиям и Никоном во время осады Троицкого монастыря поляками под предводительством Лисовского и Сапеги, когда святой обители пришлось испытать множество бедствий от врагов. Никон вместе с преподобным Сергием нередко являлись не только осажденным, ободряя и укрепляя их надеждою на помощь Божию, но и врагам, осаждавшим лавру, устрашая и угрожая им гневом Божиим. Многие из осаждавших и их военачальников видели, как по монастырским стенам ходили два светозарных старца, наподобие Сергия и Никона; один кадил стены кадильницею, а другой – кропил их святою водою.
Однажды, когда еще продолжалась осада монастыря врагами и среди осажденных появились от голода и всяких лишений болезни, – Никон явился во сне пономарю Иринарху и сказал ему:
– Скажи всем страждущим от болезни, что в сию ночь выпадет снег и пусть все, кто желает исцелиться от болезней, натираются этим снегом.
Иринарх с трепетом проснулся и наутро сказал окружающим о том, что поведал ему чудотворец Никон. И действительно, ночью выпал снег и кто с верою натирался этим снегом, тот делался здоровым.
Вот и еще случай из недавних времен (1846 г.). В монастырской больнице жестоко страдал от нервной горячки рясофорный послушник Гавриил; несколько дней он был без памяти, и думали, что не перенесет болезни. В ночь на память преподобного Никона, видит он, что душа его как бы разлучается от тела, и устремляется в какую-то бездну.
Мысленно стал он молить преподобных Сергия и Никона о возвращении к жизни, чтобы покаянием приготовиться к вечности. (А лежал он всё время, как видели другие, без памяти и движения). Вдруг видит, как бы двери отворились; входят два светоносные мужа, старцы, один с жезлом, – в сем он признал преподобного Сергия, а в другом – преподобного Никона. Преподобный Сергий, указывая жезлом преподобному Никону на болящего, говорит: «помоги»! Преподобный Никон подошел, и самим приближением наполнил больного силою и радостью. Больной приподнялся, перекрестился, а преподобные стали невидимы. Гавриил пришел в память; болезнь миновалась, осталась только слабость
«… Преподобный Никон, - говорит архимандрит Троице-Сергиевой Лавры Кирилл (Павлов), - свято храня правила жизни, завещанные великим Сергием, и сам перед своей смертью, просил братию строго соблюдать устав иноческой жизни, заведенный в монастыре. В особенности завещал он непременно соблюдать установленный в обители чин молитвы дневной и ночной, нечасто выходить из обители, хранить терпение в искушениях, оказывать неукоснительное повиновение начальствующим в обители, ненавидеть праздность – матерь всех пороков, любить же трудолюбие, соединяя его с пением священных псалмов, любить безмолвие.
Прилагая же к этому и наставление о человеколюбии, преподобный Никон сказал:
«Если возможно, не отпускайте от себя никого с пустыми руками, дабы незаметно не оказать презрения Самому Христу, явившемуся вам под образом просящего».
Почти непрерывным потоком идет наш русский православный народ к нашему великому печальнику Русской земли преподобному Сергию, неся с собою свои скорби и радости. Но будем помнить всегда, что с молитвами преподобного Сергия о нас, грешных, сливаются пред Престолом Божиим и молитвы преподобного Никона. Поэтому сегодня, в день его памяти, помолимся ему горячо и усердно, чтобы Господь по предстательству угодника Своего укрепил нас на пути добродетельной христианской жизни и сподобил достигнуть нашей конечной, вожделенной цели — будущей вечной жизни. Аминь.»
«Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение».
Тропарь преподобному Никону, глас 1:
Послушания добрый рачитель быв, преподобне Никоне приснопамятне, Церковь бо прекрасну Святыя Троицы в похвалу отцу твоему воздвигл еси. Темже и мы, чада твоя, любовию вопием ти:/ слава Давшему ти крепость, слава Венчавшему тя, слава Действующему тобою всем исцеления.
Кондак преподобному Никону, глас 4:
Духовному твоему настоятелю, отче Никоне, всячески прилепився и от него наставляем, во всем Христови поработився, монахов был еси чиноначальник и преподобных сожитель, с нимиже Христа Бога моли непрестанно о всех нас.
Кондак преподобному Никону, глас 8:
В постницех приобщившеся Великому Антонию и Евфимию Иерусалимскому поревновавше в подвизех, яко ангели, на земли явистеся, просвещающе, преподобнии, верных сердца Божественными знамении и чудесы повсегда, сего ради радостно вас почитаем и любовию вопием вам: радуйтеся, преподобнии отцы Сергие и Никоне, постником удобрение и всея Российския земли великое утверждение.
Величание преподобному Никону:
Ублажаем тя, преподобне отче Никоне, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.
Молитва преподобному Никону, игумену Радонежскому
О священная главо, Церкве Православныя похвало, святый угодниче Божий и досточудный служитель Животворящия Троицы, преподобне и Богоносне отче Никоне, присный угодниче и блаженный наследниче аввы Сергия!
Ты положил еси велия труды, благоустрояя насажденный им Божий вертоград, дом Животворящия Троицы, лучами света своего озаряющ всю страну нашу и сущих в мори далече.
Кто исчислит твоя подвиги, нощныя бдения, слезы умиления, сердечныя молитвы и душевныя воздыхания; кто виде твою неустанную брань с духами злобы поднебесными; кто слыша глаголы благодарения, исходящия из уст твоих, егда Владыка Господь избавляше тя в лютых обстояниих и вражеских напастех; воистину от юности ты благоугодил еси Подвигоположнику Христу всем своим житием и умножил еси данныя тебе Богом таланты во спасение души своея и врученнаго тебе стада словесных овец.
Приими, отче святый, нашу хвалу и благодарение за вся твоя молитвы о чтущих святую память твою, да внемлет Всеблагий Господь твоему предстательству пред Ним о нас, немощных и убогих рабех Его.
Помози чадом твоим, в иночестве подвизающимся и с верою притекающим ко гробу твоему, да никто от них впадет в сети вражия и да не погибнет для жизни вечныя.
Умоли Начальника жизни Христа, да изведет из темницы души наша и направит стопы наша к Царству вечных благ, идеже непрестанно славится Пречестное и Великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Молитва иная
Преподобне и преблаженне отче наш Никоне, подражателю и сподвижниче и наследниче дарований Богоноснаго отца нашего Сергия, иже и честныя своя мощи в руках твоих, якоже Илия милоть свою в руках Елиссея, оставил есть, тобою в землю сокрываемыя, не аки в погребение, но во удостоверение нетления, и тобою открываемыя в явление чудес и во обильнейшее излияние источника исцелений.
К тебе, купно с ним на Небесех живущему, и купно с ним на земли блаженне почивающему, с любовию простираем сердечныя желания и молебная словеса, тебе предлагающе наша немощи и скорби, и нужды, душевныя же и телесныя.
Приими недостойная наша моления и твоею светлою и крепкою молитвою очисти, соверши, и вознеси ко Многомилостивому и Великодаровитому Владыце нашему Господу и Богу Иисусу Христу, да благословит и сохранит страну нашу и святую Обитель сию в мире и тишине.
Нам же всем да подаст благодатию Своею грехов оставление, жития исправление, недугов исцеление, от бед избавление, от искушений избытие и освобождение, в скорбех утешение, в нуждах благовременну помощь, наипаче же в вере преспеяние, в надежде утверждение, в любви возрастание, душ наших спасение, яко да и во временном сем житии, совершеннее же в вечном его Царствии, выну приносим Ему славу, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и Пресвятым и Благим, и Животворящим Его Духом, во веки веков. Аминь.
Преподобне отче Никоне, моли Бога о нас.
Дни памяти:
30 ноября
6 июля – Собор Владимирских святых
19 июля – Собор Радонежских святых
5 сентября (переходящая) – Собор Московских святых
Преподобный Никон родился в 1360 году в городе Юрьеве-Польском в благочестивой семье, которая верно хранила уставы Церкви Христовой и жила молитвенно. И он с детства, еще с пеленок, был посвящен Богу и молился усердно Господу. Юрьев-Польский находился недалеко от Радонежской пустыни.
Благочестивый отрок слышал много рассказов о великом подвижнике Радонежском преподобном Сергии. И горело сердце его прийти к нему и подвизаться под его руководством, спасаться. Со слезами просил он у Господа этой милости. Господь услышал его и помог.
В юные годы он оставил своих родителей и пришел к преподобному отцу Сергию и умолял принять его в число своих учеников. Но потому ли, что преподобный игумен счел, что рано юноше, требующему особого руководства, вступать в общество старцев подвижников, потому ли, что, провидя в нем своего преемника, желал, чтобы он явился этому обществу уже в зрелом возрасте, облеченный в сан пресвитера, — но только преподобный Сергий не принял юношу, а отослал его в Серпухов к любимому ученику своему, преподобному Афанасию, игумену серпуховского Высоцкого монастыря (память его 12 сентября), имевшему дар руководства.
Никон не того ждал, он даже не знал того, к кому отсылал его преподобный Сергий, но повиновался, не рассуждая. Суров был прием у преподобного Афанасия, но все превозмогло смирение того, кого святая Церковь именует «рачителем послушания»; и под мудрым руководством преподобного Афанасия он стал восходить «от силы в силу».
Лишь когда Никону было лет 30 и он был уже рукоположен в сан пресвитера, Афанасий благословил его идти в Радонежскую пустынь.
Никон снова идет в обитель к Преподобному. Теперь преподобный Сергий принял его с любовью и для начала благословил ему служить братии, а когда он явил им свои великие духовные достоинства, то взял его в свою келью, под свое неусыпное прозорливое руководство, и поставил его вторым после себя.
Так исполнились заветные мечты и желания Никона: он оказался вблизи от Преподобного. Любвеобильное сердце великого Радонежского чудотворца было открыто для Никона, и оттуда исходил на него благодатный мир и духовный свет отеческой любви. Также и сердце Никона было открыто для его духовного отца, ибо он исповедовал и открывал своему наставнику все помышления и намерения свои.
И так, подобно дереву, насажденному при водном источнике, Никон в своих монашеских трудах и подвигах показывал обильные плоды добродетелей.
Все высокие нравственные качества и душевные расположения, присущие святой душе преподобного Сергия, были присущи и преподобному Никону. Кротость, любвеобильность, простота в обращении, смирение отличали в высшей степени и его и доставляли ему уважение ото всех.
За полгода до своей смерти в 1392 году, уйдя в затвор, преподобный Сергий поставил Никона игуменом Троицкого монастыря, причем завещал твердо соблюдать устав и не оставлять трудов, но быть в них всегда первым примером для братии.
Он своей кротостью, отеческой заботливостью, мудростью в управлении и рассудительностью стяжал себе любовь и уважение братии, являясь для нее образцом и примером в подвигах и трудах, с любовью поддерживал всё, что было установлено основателем обители. Он имел обыкновение обходить все монастырские службы, но никогда не оставлял и общих дел, трудясь наравне с братией.
Слава о его святой жизни распространилась далеко за пределы стен монастырских, и многие из мирских людей приходили к нему за советом и утешением. Но сам преподобный Никон тяготился мирской славой и искал уединения и безмолвия.
Для этого он оставляет настоятельство над братией и затворяется в келье для уединенной, ничем не развлекаемой молитвы, оставив руководство монастырём преподобному Савве Сторожевскому.
В 1398 году Савва по просьбе звенигородского князя Юрия Димитриевича покинул монастырь и переселился в окрестности Звенигорода, где основал Саввино-Сторожевский монастырь.
А Никон, выйдя из шестилетнего затвора вновь вернулся к управлению Троицким монастырём, но назначил себе на каждый день известное время для безмолвия, чтобы наедине предстоять Богу, и правит ею до самых своих последних дней.
Тихо и мирно текла жизнь в обители, но Богу угодно было попустить для нее и ее игумена, преподобного Никона, испытание.
В 1408 году, когда разнесся слух о нашествии на Русскую землю хана Едигея, преподобный Никон усердно молился Богу о сохранении обители. В тонком сне ему явились святители Московские Петр и Алексий с Преподобным Сергием и сказали, что по воле Божией обитель его будет разорена, но потом еще более процветет.
Преподав Никону мир и благословение, святые стали невидимы. Никон, пришед в себя, быстро встал и подошел к дверям своей келлии, но нашел их запертыми. Он отпер и вышел, и увидел святых, удалявшихся от его келлии к церкви. Тогда понял он, что сие было не сон, а истинное видение.
При приближении Едигея он успел с братией вовремя удалиться и спасти книги, священные сосуды и утварь преподобного Сергия.
По возвращении они нашли Троицкий монастырь полностью разрушенным, обитель сожженной. Однако преподобный Никон не предался унынию и печали, но со спокойной твердостью духа стал трудиться над восстановлением обители.
Как добрый пастырь, он собрал сперва рассеявшуюся братию и трудился с ней над монастырскими постройками. Менее чем в три года построены были здания, необходимые для иноческого общежития. В то же время Никон поспешает постройкой деревянного храма, во имя Живоначальной Троицы, который и был освящен в 1411 году 25 сентября, в день преставления преподобного Сергия.
Когда слух о возвращении преподобного Никона и о восстановлении обители распространился по окрестным местам, к нему отовсюду стали собираться во множестве иноки и миряне. Никон всех принимал с отеческим расположением, и, как добрый пастырь, никого не оставлял без своего попечения, наставляя каждого в полезных учениях, просвещая их душу и предлагая им правила для устроения своего жития. Монастырь возрождался на своем пепелище и распространялся более и более.
Как попечительный начальник, преподобный Никон не оставлял своих забот и о благоукрашении обители. Заключительным подвигом его в этом отношении было построение каменного храма над гробом своего учителя Сергия во имя Живоначальныя Троицы.
За свои труды, понесенные ради восстановления обители, преподобный Никон удостоился от Господа великой награды и утешения: 5 июля 1422 года при закладке каменного храма во имя Святой Живоначальной Троицы он обрел нетленные мощи своего любимого духовного отца, преподобного Сергия, в котором покоятся мощи преподобного Сергия по сей день.
Как место покоя для мощей великого Сергия, новый храм строился и украшался с благоговейною любовью и с усердными молитвами. Для созидания сего храма Никон собрал мудрых зодчих и искусных каменотесов, которые с Божиею помощью быстро окончили его построение.
Для внутреннего украшения и расписании стен живописью храма Никон пригласил двух иноков-постников Спасо-Андроникова монастыря, славившихся добродетельною жизнью: Даниила Чёрного и Андрея Рублёва, искусных в иконописании. Церковное предание, поддерживаемое большинством исследователей, приписывает Никону заказ Андрею Рублёву «в похвалу Сергию Радонежскому» знаменитой иконы «Троица». Их тщанием и под их руководством храм был благолепно украшен иконописью. Храм стал еще лучше и прекраснее, чем прежде.
Когда Никон увидел, что украшение храма расписанием окончено, то с великою радостью возблагодарил Бога:
– Благодарю Тебя Господи, – говорил он, – и славлю Пресвятое имя Твое за то, что не презрел мое прошение, но даровал мне недостойному видеть всё сие моими очами.
Новый храм был освящен и при его освящении были перенесены и помещены в нем святые мощи преподобного Сергия. Как дело святых и покоище Сергия, не потрясаемый веками, сей прекрасный храм освящает и ныне молящихся в нем, и руки нечестивых врагов не прикасались к нему.
В это время Никон уже достиг глубокой старости, но ревность и бодрость духа не оставляли его, и немощь телесная не ослабляла строгости его подвигов.
Достигнув совершенства в подвигах, он обладал всеми видами того богатства, которым человек богатеет в Бога. Он как бы горел удивительным стремлением к жизни по Боге: пищею для него было воздержание, богатством – нестяжательность; его старческое тело было прикрыто одним только власяным рубищем.
Наконец, преподобный Никон уже приблизился и ко своей кончине. Отчасти старость, а также великие постнические подвиги и продолжительные многие болезни изнурили его тело и оно изнемогло в своих силах.
Когда преподобный Никон отходил уже ко Господу, он неожиданно сказал: «Отнесите меня в ту светлую храмину, которая мне уготована по молитвам отца моего, не хочу более здесь оставаться!»
Причастившись Святых Христовых Тайн, он сказал: «Вот я, братия, разрешаюсь от союза телесного и отхожу ко Христу!» Затем он стал благословлять братию. Последние его слова были обращены к самому себе: «Изыди, душа моя, с радостью туда, где тебе уготован покой; гряди с радостью, Христос призывает тебя!» И, осенив себя крестным знамением, преподобный Никон с молитвой предал душу свою Богу 17 ноября 1428 года.
Он был погребен близ раки Преподобного Сергия.
При святителе Ионе иеромонах Пахомий Логофет написал службу и житие преподобного Никона, а 25 февраля 1547 года Церковный собор при митрополите Макарии установил общецерковное (повсеместное) почитание памяти преподобного Никона, Радонежского чудотворца.
В следующем, 1548 году, над гробом преподобного Никона была построена небольшая каменная церковь его имени. От этой первоначальной церкви до нашего времени лишь частично сохранился фундамент, а в 1623 году на ее месте устроена новая, в которой и почивают под спудом святые мощи преподобного Никона.
За свои великие подвиги и святую жизнь преподобный Никон был удостоен от Господа еще при жизни дара прозрения, а после кончины дара чудотворений.
В своей земной жизни преподобные Сергий и Никон особенно близки были друг к другу. Эта взаимная близость не оставляет их и в жизни вечной, ибо любовь святых, как любовь Божественная, не подлежит закону времени. Оба вместе они неоднократно являлись и совокупно чудодействовали.
Один из жителей Москвы, по имени Симеон, родившийся по предсказанию святого, заболел столь сильно, что не мог ни двинуться, ни уснуть, ни принять пищи, но лежал как мёртвый на своем одре. Страдая таким образом, он однажды ночью стал призывать к себе на помощь святого Сергия:
– Помоги мне, преподобный Сергий, избавь меня от сей болезни; еще при жизни твоей ты был так милостив к моим родителям и предрек им мое рождение; не забудь меня, страждущего в столь тяжкой болезни.
Вдруг пред ним предстали два старца; один из них был Никон; болящий тотчас узнал его, потому что лично знал сего святого еще во время его жизни; тогда он понял, что второй из явившихся был сам преподобный Сергий. Дивный старец ознаменовал болящего крестом, а после сего велел Никону взять икону, стоявшую у одра – она была некогда подарена Симеону самим Никоном. Затем больному показалось, что вся кожа его отстала от тела; после сего святые стали невидимы. В ту же минуту Симеон почувствовал, что он совершенно выздоровел: он поднялся на своем одре, и уже никто более его не поддерживал; тогда понял он, что не кожа сошла у него, а болезнь оставила его. Велика была его радость; встав, он начал горячо благодарить святого Сергия и преподобного Никона за свое неожиданное и столь дивное исцеление.
Особенно много чудес было совершено преподобными Сергиям и Никоном во время осады Троицкого монастыря поляками под предводительством Лисовского и Сапеги, когда святой обители пришлось испытать множество бедствий от врагов. Никон вместе с преподобным Сергием нередко являлись не только осажденным, ободряя и укрепляя их надеждою на помощь Божию, но и врагам, осаждавшим лавру, устрашая и угрожая им гневом Божиим. Многие из осаждавших и их военачальников видели, как по монастырским стенам ходили два светозарных старца, наподобие Сергия и Никона; один кадил стены кадильницею, а другой – кропил их святою водою.
Однажды, когда еще продолжалась осада монастыря врагами и среди осажденных появились от голода и всяких лишений болезни, – Никон явился во сне пономарю Иринарху и сказал ему:
– Скажи всем страждущим от болезни, что в сию ночь выпадет снег и пусть все, кто желает исцелиться от болезней, натираются этим снегом.
Иринарх с трепетом проснулся и наутро сказал окружающим о том, что поведал ему чудотворец Никон. И действительно, ночью выпал снег и кто с верою натирался этим снегом, тот делался здоровым.
Вот и еще случай из недавних времен (1846 г.). В монастырской больнице жестоко страдал от нервной горячки рясофорный послушник Гавриил; несколько дней он был без памяти, и думали, что не перенесет болезни. В ночь на память преподобного Никона, видит он, что душа его как бы разлучается от тела, и устремляется в какую-то бездну.
Мысленно стал он молить преподобных Сергия и Никона о возвращении к жизни, чтобы покаянием приготовиться к вечности. (А лежал он всё время, как видели другие, без памяти и движения). Вдруг видит, как бы двери отворились; входят два светоносные мужа, старцы, один с жезлом, – в сем он признал преподобного Сергия, а в другом – преподобного Никона. Преподобный Сергий, указывая жезлом преподобному Никону на болящего, говорит: «помоги»! Преподобный Никон подошел, и самим приближением наполнил больного силою и радостью. Больной приподнялся, перекрестился, а преподобные стали невидимы. Гавриил пришел в память; болезнь миновалась, осталась только слабость
«… Преподобный Никон, - говорит архимандрит Троице-Сергиевой Лавры Кирилл (Павлов), - свято храня правила жизни, завещанные великим Сергием, и сам перед своей смертью, просил братию строго соблюдать устав иноческой жизни, заведенный в монастыре. В особенности завещал он непременно соблюдать установленный в обители чин молитвы дневной и ночной, нечасто выходить из обители, хранить терпение в искушениях, оказывать неукоснительное повиновение начальствующим в обители, ненавидеть праздность – матерь всех пороков, любить же трудолюбие, соединяя его с пением священных псалмов, любить безмолвие.
Прилагая же к этому и наставление о человеколюбии, преподобный Никон сказал:
«Если возможно, не отпускайте от себя никого с пустыми руками, дабы незаметно не оказать презрения Самому Христу, явившемуся вам под образом просящего».
Почти непрерывным потоком идет наш русский православный народ к нашему великому печальнику Русской земли преподобному Сергию, неся с собою свои скорби и радости. Но будем помнить всегда, что с молитвами преподобного Сергия о нас, грешных, сливаются пред Престолом Божиим и молитвы преподобного Никона. Поэтому сегодня, в день его памяти, помолимся ему горячо и усердно, чтобы Господь по предстательству угодника Своего укрепил нас на пути добродетельной христианской жизни и сподобил достигнуть нашей конечной, вожделенной цели — будущей вечной жизни. Аминь.»
«Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение».
Тропарь преподобному Никону, глас 1:
Послушания добрый рачитель быв, преподобне Никоне приснопамятне, Церковь бо прекрасну Святыя Троицы в похвалу отцу твоему воздвигл еси. Темже и мы, чада твоя, любовию вопием ти:/ слава Давшему ти крепость, слава Венчавшему тя, слава Действующему тобою всем исцеления.
Кондак преподобному Никону, глас 4:
Духовному твоему настоятелю, отче Никоне, всячески прилепився и от него наставляем, во всем Христови поработився, монахов был еси чиноначальник и преподобных сожитель, с нимиже Христа Бога моли непрестанно о всех нас.
Кондак преподобному Никону, глас 8:
В постницех приобщившеся Великому Антонию и Евфимию Иерусалимскому поревновавше в подвизех, яко ангели, на земли явистеся, просвещающе, преподобнии, верных сердца Божественными знамении и чудесы повсегда, сего ради радостно вас почитаем и любовию вопием вам: радуйтеся, преподобнии отцы Сергие и Никоне, постником удобрение и всея Российския земли великое утверждение.
Величание преподобному Никону:
Ублажаем тя, преподобне отче Никоне, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.
Молитва преподобному Никону, игумену Радонежскому
О священная главо, Церкве Православныя похвало, святый угодниче Божий и досточудный служитель Животворящия Троицы, преподобне и Богоносне отче Никоне, присный угодниче и блаженный наследниче аввы Сергия!
Ты положил еси велия труды, благоустрояя насажденный им Божий вертоград, дом Животворящия Троицы, лучами света своего озаряющ всю страну нашу и сущих в мори далече.
Кто исчислит твоя подвиги, нощныя бдения, слезы умиления, сердечныя молитвы и душевныя воздыхания; кто виде твою неустанную брань с духами злобы поднебесными; кто слыша глаголы благодарения, исходящия из уст твоих, егда Владыка Господь избавляше тя в лютых обстояниих и вражеских напастех; воистину от юности ты благоугодил еси Подвигоположнику Христу всем своим житием и умножил еси данныя тебе Богом таланты во спасение души своея и врученнаго тебе стада словесных овец.
Приими, отче святый, нашу хвалу и благодарение за вся твоя молитвы о чтущих святую память твою, да внемлет Всеблагий Господь твоему предстательству пред Ним о нас, немощных и убогих рабех Его.
Помози чадом твоим, в иночестве подвизающимся и с верою притекающим ко гробу твоему, да никто от них впадет в сети вражия и да не погибнет для жизни вечныя.
Умоли Начальника жизни Христа, да изведет из темницы души наша и направит стопы наша к Царству вечных благ, идеже непрестанно славится Пречестное и Великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Молитва иная
Преподобне и преблаженне отче наш Никоне, подражателю и сподвижниче и наследниче дарований Богоноснаго отца нашего Сергия, иже и честныя своя мощи в руках твоих, якоже Илия милоть свою в руках Елиссея, оставил есть, тобою в землю сокрываемыя, не аки в погребение, но во удостоверение нетления, и тобою открываемыя в явление чудес и во обильнейшее излияние источника исцелений.
К тебе, купно с ним на Небесех живущему, и купно с ним на земли блаженне почивающему, с любовию простираем сердечныя желания и молебная словеса, тебе предлагающе наша немощи и скорби, и нужды, душевныя же и телесныя.
Приими недостойная наша моления и твоею светлою и крепкою молитвою очисти, соверши, и вознеси ко Многомилостивому и Великодаровитому Владыце нашему Господу и Богу Иисусу Христу, да благословит и сохранит страну нашу и святую Обитель сию в мире и тишине.
Нам же всем да подаст благодатию Своею грехов оставление, жития исправление, недугов исцеление, от бед избавление, от искушений избытие и освобождение, в скорбех утешение, в нуждах благовременну помощь, наипаче же в вере преспеяние, в надежде утверждение, в любви возрастание, душ наших спасение, яко да и во временном сем житии, совершеннее же в вечном его Царствии, выну приносим Ему славу, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и Пресвятым и Благим, и Животворящим Его Духом, во веки веков. Аминь.
Преподобне отче Никоне, моли Бога о нас.