Дни памяти: 10 июля и 11 июля (переходящая) – Собор Белорусских святых.
В городе Турове, ныне местечко Минской губернии, был монастырь св. князей Бориса и Глеба. Здесь была и кафедра Туровских епископов, впоследствии Минских.
Мартин не стремился совершать какие-либо подвиги. Он просто хранил в своём сердце любовь к Богу и занимался обычной работой — служил поваром при епископах Туровской епархии: Симеоне, Игнатии, Иоакиме (известен по летописи в 1114—1146 годах) и Георгии. Повар Мартин имел возможность видеть жизнь епископов и слышать их святые молитвы. И следуя примеру владык, Мартин, приготовляя различные блюда, усердно молился.
Неизвестно ни происхождение, ни родословная Мартина. Известно, что он жил в земле Туровской и, возможно, был выходцем из неё.
Последний святитель уволил святого Мартина по его старости. Но старец не захотел расстаться с монастырем (епископы жили при Туровской обители в честь святых Бориса и Глеба). В один из дней Великого поста Мартин принял монашество и стал жить затворником: «Один жил о Бозе». Монахи в те времена (до XIV века) жили в обителях не в одном здании (общежительно), а каждый в обособленной комнате (келье). Однако молились они все вместе в церкви.
Вследствие старости и прежних тяжелых работ, он надорвался и поэтому часто болел.
Однажды весной, в апреле, за три дня до празднования памяти святителя Мартина Исповедника — небесного покровителя старца Мартина, у того начались очень сильные боли и изнемогал от жажды. Не способный даже подняться с постели, Мартин мог лишь звать на помощь. Усердно призывал он на помощь святых князей Бориса и Глеба.
Обычно близживущие монахи всегда помогали друг другу. Однако, в этот раз сильно разлившаяся река Припять прервала все пути сообщения и помешала другим монахам добраться до кельи болящего. К третьему дню многострадальный старец Мартин окончательно изнемог. Он прекрасно понимал, что из-за паводка никто не может доступиться к его келье, чтобы хотя бы просто подать воды. Ему оставалось лишь, превозмогая боль, молиться и надеяться на Бога.
И Господь услышал его мольбы и явил чудо.
Вдруг старец Мартин увидел, как в его келью вошли два юноши в княжеских одеяниях. Затворник, однако, не признал святых страстотерпцев Бориса и Глеба, хотя они «явились в своем подобии, как написаны на иконе». и говорят:
- Чем ты болен, старец?
Он рассказал им о своей болезни.
- Не хочешь ли воды? – спросили они.
- О, господа мои, – отвечал он, – уже давно жажду.
Один взял ведро и принес для старца воды, а другой взял ковш и напоил старца.
Блаженный Мартин благодарил их:
- Да умножит Господь Бог годы жизни вашей, господа мои, возьмите сами хлеб и соль и кушайте, а я уже не могу послужить вам.
Святые, благословив гостеприимного старца, отвечали:
- Нет, побереги себе; мы уйдем, а ты не болей и усни.
И стали невидимы.
Лишь тогда понял блаженный Мартин, кто посетил его в болезни.
После этого чудесного явления преподобный Мартин исцелился — самостоятельно встал на ноги и смог ходить. Он восславил Бога и святых мучеников Бориса и Глеба.
Позднее старец рассказал братии о явленном на нем милосердии Господнем.
Преподобный Мартин, затворник Туровский, предал Господу свою душу 27 июня/10 июля по нов.ст. 1150 года, спустя год после своего чудесного исцеления.
За проведенную жизнь, подобную ангельскому чину, Православная Церковь почитает Мартина святым угодником Божиим.
Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2-3 февраля 2016 года его имя было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви для общецерковного почитания .
Тропарь, глас 1
Тяжким недугом страждущий и людьми забытый, молил еси жажду утолити, преподобне Мартине, темже Христос посла с Небесе благоверных Бориса и Глеба / тебе послужити и недуг исцелити, молися ныне ко Господу спастися душам нашим.
Кондак, глас 4
В послушании Богу преданный, и многим святителям послуживый, преподобне отче наш Мартине, подвизался еси праведно, во обители святых благоверных князей Бориса и Глеба, темже и Господу угодил, возсиявый в чине преподобных, такожде и мы, почитающе память твою, молим тя, преподобне отче наш, моли Христа Бога и нам даровати ревность послушания.
Величание
Ублажаем тя, преподобне отче Мартине, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов.
Молитва преподобному
Преподобне отчеМартине! Воззри на нас милостивно и к земли приверженных возведи к высоте небесней. Ты горе на небеси, мы на земли низу, удалены от тебе, не толико местом, елико грехми своими и беззаконии, но к тебе прибегаем и взываем: настави нас ходити путем твоим, вразуми и руководствуй.
Вся твоя святая жизнь бысть зерцалом всякия добродетели. Не престани, угодниче Божий, о нас вопия ко Господу. Испроси предстательством своим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь.
Не посрами нас, к тебе с верою притекающих. Вси православнии христиане, твоими чудесы исполненныя и милостями облагодетельствованныя, исповедуют тя быти своего покровителя и заступника.
Яви древния милости твоя, и ихже отцем всепомоществовал еси, не отрини и нас, чад их, стопами их к тебе шествующих. Предстояще всечестней иконе твоей, яко тебе живу сущу, припадаем и молимся: приими моления наша и вознеси их на жертвенник благоутробия Божия, да приимем тобою благодать и благовременную в нуждех наших помощь.
Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими.
О превеликий угодниче Божий! Всем нам, с верою притекающим к тебе, помози предстательством твоим ко Господу, и всех нас управи в мире и покаянии скончати живот наш и преселитися со упованием в блаженныя недра Авраамова, идеже ты радостно во трудех и подвизех ныне почиваеши, прославляя со всеми святыми Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Преподобне отче Мартине, моли Бога о нас.
В городе Турове, ныне местечко Минской губернии, был монастырь св. князей Бориса и Глеба. Здесь была и кафедра Туровских епископов, впоследствии Минских.
Мартин не стремился совершать какие-либо подвиги. Он просто хранил в своём сердце любовь к Богу и занимался обычной работой — служил поваром при епископах Туровской епархии: Симеоне, Игнатии, Иоакиме (известен по летописи в 1114—1146 годах) и Георгии. Повар Мартин имел возможность видеть жизнь епископов и слышать их святые молитвы. И следуя примеру владык, Мартин, приготовляя различные блюда, усердно молился.
Неизвестно ни происхождение, ни родословная Мартина. Известно, что он жил в земле Туровской и, возможно, был выходцем из неё.
Последний святитель уволил святого Мартина по его старости. Но старец не захотел расстаться с монастырем (епископы жили при Туровской обители в честь святых Бориса и Глеба). В один из дней Великого поста Мартин принял монашество и стал жить затворником: «Один жил о Бозе». Монахи в те времена (до XIV века) жили в обителях не в одном здании (общежительно), а каждый в обособленной комнате (келье). Однако молились они все вместе в церкви.
Вследствие старости и прежних тяжелых работ, он надорвался и поэтому часто болел.
Однажды весной, в апреле, за три дня до празднования памяти святителя Мартина Исповедника — небесного покровителя старца Мартина, у того начались очень сильные боли и изнемогал от жажды. Не способный даже подняться с постели, Мартин мог лишь звать на помощь. Усердно призывал он на помощь святых князей Бориса и Глеба.
Обычно близживущие монахи всегда помогали друг другу. Однако, в этот раз сильно разлившаяся река Припять прервала все пути сообщения и помешала другим монахам добраться до кельи болящего. К третьему дню многострадальный старец Мартин окончательно изнемог. Он прекрасно понимал, что из-за паводка никто не может доступиться к его келье, чтобы хотя бы просто подать воды. Ему оставалось лишь, превозмогая боль, молиться и надеяться на Бога.
И Господь услышал его мольбы и явил чудо.
Вдруг старец Мартин увидел, как в его келью вошли два юноши в княжеских одеяниях. Затворник, однако, не признал святых страстотерпцев Бориса и Глеба, хотя они «явились в своем подобии, как написаны на иконе». и говорят:
- Чем ты болен, старец?
Он рассказал им о своей болезни.
- Не хочешь ли воды? – спросили они.
- О, господа мои, – отвечал он, – уже давно жажду.
Один взял ведро и принес для старца воды, а другой взял ковш и напоил старца.
Блаженный Мартин благодарил их:
- Да умножит Господь Бог годы жизни вашей, господа мои, возьмите сами хлеб и соль и кушайте, а я уже не могу послужить вам.
Святые, благословив гостеприимного старца, отвечали:
- Нет, побереги себе; мы уйдем, а ты не болей и усни.
И стали невидимы.
Лишь тогда понял блаженный Мартин, кто посетил его в болезни.
После этого чудесного явления преподобный Мартин исцелился — самостоятельно встал на ноги и смог ходить. Он восславил Бога и святых мучеников Бориса и Глеба.
Позднее старец рассказал братии о явленном на нем милосердии Господнем.
Преподобный Мартин, затворник Туровский, предал Господу свою душу 27 июня/10 июля по нов.ст. 1150 года, спустя год после своего чудесного исцеления.
За проведенную жизнь, подобную ангельскому чину, Православная Церковь почитает Мартина святым угодником Божиим.
Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2-3 февраля 2016 года его имя было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви для общецерковного почитания .
Тропарь, глас 1
Тяжким недугом страждущий и людьми забытый, молил еси жажду утолити, преподобне Мартине, темже Христос посла с Небесе благоверных Бориса и Глеба / тебе послужити и недуг исцелити, молися ныне ко Господу спастися душам нашим.
Кондак, глас 4
В послушании Богу преданный, и многим святителям послуживый, преподобне отче наш Мартине, подвизался еси праведно, во обители святых благоверных князей Бориса и Глеба, темже и Господу угодил, возсиявый в чине преподобных, такожде и мы, почитающе память твою, молим тя, преподобне отче наш, моли Христа Бога и нам даровати ревность послушания.
Величание
Ублажаем тя, преподобне отче Мартине, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов.
Молитва преподобному
Преподобне отчеМартине! Воззри на нас милостивно и к земли приверженных возведи к высоте небесней. Ты горе на небеси, мы на земли низу, удалены от тебе, не толико местом, елико грехми своими и беззаконии, но к тебе прибегаем и взываем: настави нас ходити путем твоим, вразуми и руководствуй.
Вся твоя святая жизнь бысть зерцалом всякия добродетели. Не престани, угодниче Божий, о нас вопия ко Господу. Испроси предстательством своим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь.
Не посрами нас, к тебе с верою притекающих. Вси православнии христиане, твоими чудесы исполненныя и милостями облагодетельствованныя, исповедуют тя быти своего покровителя и заступника.
Яви древния милости твоя, и ихже отцем всепомоществовал еси, не отрини и нас, чад их, стопами их к тебе шествующих. Предстояще всечестней иконе твоей, яко тебе живу сущу, припадаем и молимся: приими моления наша и вознеси их на жертвенник благоутробия Божия, да приимем тобою благодать и благовременную в нуждех наших помощь.
Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими.
О превеликий угодниче Божий! Всем нам, с верою притекающим к тебе, помози предстательством твоим ко Господу, и всех нас управи в мире и покаянии скончати живот наш и преселитися со упованием в блаженныя недра Авраамова, идеже ты радостно во трудех и подвизех ныне почиваеши, прославляя со всеми святыми Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Преподобне отче Мартине, моли Бога о нас.