О приходе
Расписание
Служение
Воскресная школа
Центр для людей с нарушением слуха
Творческая страница

Православный календарь





4141.jpg
     2 апреля Православная Церковь отмечает день памяти мученицы Фотины, её сыновей мучеников Виктора, нареченного Фотином, и Иосии; и сестёр мучениц: Анатолии, Фото, Фотиды, Параскевы, Кириакии; Домнины и мученика Севастиана.

     Святая Фотина (Фотиния) – это та самая женщина-самарянка, чья беседа со Спасителем у колодца Иакова подробно описывается в Евангелии от Иоанна (глава 4, стихи 5-42).
     Евангелие рассказывает нам о том, как однажды Господь Иисус Христос пришел в самарийский город называемый Сихарь, где находился колодец, данный Иаковом своему сыну Иосифу и его потомкам. Устав с дороги, Господь промыслительно сел отдохнуть у колодца пока ученики Его пошли в город купить еду. В это время пришла из города за водой некая женщина. Господь попросил ее дать Ему пить. Женщина удивилась просьбе, т.к. иудеи никогда не общались с самарянами. Иисус сказал ей: «Если бы ты знала, Кто с тобой говорит, ты сама попросила бы у Него пить и Он дал бы тебе живую воду». Самарянка еще больше удивилась, откуда Иисус мог бы дать живую воду, не имея даже почерпала?
     Господь ей ответил, что пьющие воду из колодца опять будут жаждать, а вода, которую Он даст, сделается источником в жизнь вечную. Под живой водой Господь подразумевал Свое живоносное учение, приводящее к вечному блаженству в Царстве Божием.
     Затем Господь, зная, что самарянка, хотя и сожительствует тайно во грехе, но имеет пылкую веру в Бога и твердое ожидание пришествия Мессии, постепенно открыл ей, что Он, говорящий с ней, и есть ожидаемый Христос. Тогда самарянка на радостях бросила свой кувшин и побежала в город пригласить своих сограждан выйти ко Христу, и по ее свидетельству многие самаряне тогда уверовали в Него.
Слова, открывшие простой самарянской женщине вечную истину, после которых она уже не могла продолжить обычный образ жизни. Фотина стала христианкой и пронесла свою веру через года, пытки и истязания.

     В царствование римского императора Нерона (54-68гг.) воздвигнуто было на христиан жестокое гонение, и после мученической кончины святых первоверховных Апостолов Петра и Павла разыскивали тех, кто научен был ими вере во Христа. В это время святая Фотина, проживая в африканском городе Карфагене, вместе с сыном своим Иосиею безбоязненно проповедывала Евангелие Христово. Между тем старший сын Фотины, по имени Виктор, мужественно подвизался на войне, которую в то время варвары вели с римлянами, и по окончании войны, повелением императора назначен был начальником над войсками в город Атталию (Малая Азия) с тем, чтобы подвергать мучениям находившихся там христиан.
     Когда правитель города, Севастиан, узнал об этом, то сказал Виктору:
     – Воевода, я достоверно знаю, что ты христианин и что мать твоя с братом твоим Иосиею – последователи Петра, а посему и того, что повелел тебе император, ты не исполнишь из боязни погубить душу свою.
     – Я горю желанием исполнять волю небесного и бессмертного Царя, Христа, Бога нашего, – отвечал на это Виктор, – а повелением Нерона о том, чтобы предавать мучениям христиан, я пренебрегаю.
     Тогда Севастиан, сказал Виктору:
     – Как искреннему другу, советую тебе: подчинись воле императора. Ведь если ты станешь с должным усердием исполнять царское повеление и христиан, которых тебе удается разыскать, будешь подвергать судебному допросу и мучениям, то и императору угодное сделаешь и себе приобретешь принадлежащие им имущества, а матери и брату твоему сообщи от себя письмом, чтобы они не шли так открыто и не склоняли этим язычников к отречению от отеческих верований, но пусть тайно исповедуют веру во Христа, Бога вашего, если желают, чтобы и ты из-за них не подвергся вместе с ними одинаковым мучениям.

     – Никогда я этого не сделаю, – отвечал Виктор, – и не только не сделаю, но даже подумать не хочу о том, чтобы подвергать христиан мучениям или насильно взять что-либо от них или советовать матери и брату моему не проповедывать о том, что Христос есть истинный Бог, но я и сам всею душою хочу быть проповедником Христа и буду им так же, как и они.
     На это Севастиан сказал ему:
     – О, Виктор! все мы хорошо знаем, какие бедствия ожидают тебя, мать и брата твоего.
     После этих слов лицо Севастиана вдруг разгорелось, и он упал на землю от острой и жестокой боли в глазах своих, причем совершенно потерял способность говорить. Бывшие при этом слуги, подхватив его, положили на ложе, и он пролежал три дня, не сказав ни одного слова.   
     По прошествии же трех дней он закричал громким голосом и сказал:
     – Один христианский Бог есть Бог истинный, одна христианская вера есть вера истинная и одно есть крещение, – крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа. Нет другой истинной веры, кроме веры христианской.
     Вошедши к Севастиану, Виктор спросил его:
     – Отчего так неожиданно произошла в тебе такая перемена?
     – Любезнейший Виктор, – отвечал Севастиан, – меня призывает к Себе Христос твой.
     Виктор тотчас же наставил его в вере, и он принял святое крещение. Выходя из купели, он внезапно прозрел и прославил Бога. Бывшие при этом слуги, увидев это дивное чудо, устремились, как бы и им подобно Севастиану не подвергнуться из-за своего неверия такой же болезни, и тоже крестились.
     Вскоре после сего до Нерона дошел слух о том, что Виктор, начальник над войсками в Атталии и правитель этого города, Севастиан, исповедуют веру Петра и Павла и всех привлекают к себе, убеждая следовать их проповеди, а также о том, что то же самое делают и посланные в Карфаген Апостолами мать Виктора Фотина и сын ее Иосия. Узнав об этом, император воспылал гневом и послал в Атталию воинов с тем, чтобы они привели к нему на суд находившихся в этом городе христиан, мужчин и женщин.

     В это время атталийским христианам явился Христос и сказал им: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Матф.11:28). Я буду с вами, и Нерон будет побежден, а также и те, кто находятся при нем».
Виктору же Он сказал:
     – С этого дня Фотин будет имя тебе, так как многие, тобою просвещенные, обратятся ко Мне. Имя Фотин значит светозарный и происходит от греческого слова «фос», «фотос», что означает свет, особенно свет дневной, солнечный.      
Укрепил Христос на предстоящие страдания и Севастиана такими словами:
– Блажен тот, кто совершит свой подвиг до конца. Господь сказал эти слова и взошел на небо.
     Святая Фотина также извещена была Христом об ожидающих ее страданиях и немедленно же в сопровождении множества христиан отправилась из Карфагена в Рим.
     Когда она вошла в Рим, то пришел в движение весь город, и все говорили: «кто сия?» Она же безбоязненно проповедывала Евангелие Христово. Между тем был приведен в Рим и сын ее Фотин, носивший прежде имя Виктора, вместе с Севастианом и взятыми с ними воинами, но святая Фотина предупредила Виктора, прежде его явившись к Нерону с сыном своим Иосиею и христианами, пришедшими с нею из Карфагена.
     Нерон спросил святую:
     – Для чего вы пришли к нам?
     – Для того, – ответила Фотина, – чтобы научить тебя чтить Христа.
     В это время бывшие при императоре сказали ему:
     – Градоначальник Севастиан и воевода Виктор, которые не веруют в богов, пришли из Атталии.
     – Пусть приведут их ко мне, – повелел Нерон.
     И когда они были приведены, то он спросил их:
     – Правда ли то, что я слышал о вас?
     – Всё то, что ты слышал о нас, царь, – ответили они, – истинная правда.
     Тогда Нерон, обратившись к святым женам, спросил их:
     – Согласны ли вы отречься от Христа вашего или желаете умереть за Него?
     – О, царь! – отвечали святые жены, обратив взоры свои к небу, – никогда не будет того, чтобы мы отреклись от веры во Христа и от той любви, которую имеем к Нему.
     – А как ваши имена? – спросил император.
     – Я, – отвечала святая Фотина, – от Христа, Бога моего, получила имя Фотины, сёстры же мои называются так: первая, родившаяся после меня, – Анастасией, вторая
     – Фото, третья – Фотидой, четвертая – Параскевой, а пятая – Кириакией, а имена сыновей моих такие: имя старшего, который Господом моим назван Фотином, – Виктор, младшего же Иосия.
     – Итак, все ли вы, – сказал на это Нерон, – согласны подвергнуться мучениям и умереть за Назорея Христа?
     – Все мы, – ответила святая Фотина, – с радостью и веселием готовы умереть за Него и все этого желаем.

     Тогда Нерон велел железными молотками раздробить им кисти рук. Принесена была наковальня, и нечестивые мучители, положив на нее руки святых, стали бить по ним. Били они с третьего часа до шестого, причем три раза сменялись бившие, но святые не ощущали никакой боли.
     Нерон, узнав об этом, пришел в смущение и повелел совсем отсечь им руки. Мучители с ожесточением схватили тогда святых мучеников, связали им руки и снова положили на наковальню. Прежде других подвергнута была мучению святая Фотина, но мучители, рубившие топорами ей руки, много раз сменялись и, не имея никакого успеха, в изнеможении падали, как мёртвые, а святая мученица, оставаясь по благодати Христовой невредимою, молилась и говорила: «Господь за меня – не устрашусь: что сделает мне человек?» (Пс.117:6).
     После сего Нерон стал уже затрудняться, думая о том, каким еще мучениям подвергнуть святых и, наконец, приказал Севастиана, Фотина и Иосию ослепить и заключить во внутреннее отделение темницы, а святую Фотину с пятью сестрами ее – отвести в золотой свой кувуклий, дворец императора, и велел дочери своей Домнине постоянно находиться при них.
     Пребывая в императорском кувуклии, святая Фотина наставила в вере Христовой Домнину и сто рабынь ее, и все они приняли святое крещение, а также обратила ко Христу одного волхва, которой принес однажды для питья ей и ее сестрам настойку ядовитой травы, чтобы умертвить исповедниц.

     Когда прошло после этого три года, то Нерон приказал однажды освободить бывшего в числе его придворных одного слугу своего, которой по его повелению был заключен в темницу и посланные для этого, увидев в темнице святых мучеников Севастиана, Фотина и Иосию в здоровом состоянии, сообщили императору, что ослеплённые галилеяне видят и совершенно здоровы, что самая темница светла, исполнена, обильного благоухания и из места заключения стала местом для прославления Бога и святым домом, что святые располагают в темничном заключении большим богатством, что к ним собирается народ и, уверовав в Бога их, принимает от них крещение.
     Услышав это, Нерон пришел в ужас и, повелев привести к себе святых мучеников, сказал им:
     - Не запретил ли я вам моим царским повелением проповедывать о Христе в городе Риме? Как же вы, находясь в темнице, осмелились это делать? За это я предам вас многим и страшным мучениям.
     – Делай с нами всё, что хочешь, – сказали на это святые мученики, – но мы не перестанем проповедывать о Христе, истинном Боге и Творце всего.
    
     От таких слов Нерон пришел в страшный гнев и повелел распять святых вниз головою, а потом в течение трех дней по голому телу бить их ремнями до тех пор, пока, сказал, не распадутся члены их, что и было исполнено. После сего он приказал поставить стражу и наблюдать за тем, чтобы они висели три дня.
     На четвертый день пришли присланные от него слуги посмотреть, живы ли святые мученики, и, когда увидели, что они висят и еще живы, то немедленно же ослепли. В это время Ангел Божий, сошедши с неба, отвязал святых и, облобызав их, сделал совершенно здоровыми. Тогда святые, сжалившись над ослепленными царскими слугами, помолились, и те тотчас же прозрели. Уверовав, они крестились во имя Христа, Бога нашего, и стали последователями святых.
     Нечестивый Нерон, узнав об этом, сильно разгневался и приказал содрать кожу со святой Фотины. И в то время, когда мучители исполняли это царское приказание, святая мученица пела: «Господи! Ты испытал меня и знаешь. Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали» (Пс.138:1,;2).
     Содрав со святой Фотины кожу, ее бросили в колодец. После этого, схватив Севастиана, Фотина и Иосию, отрезали им подколенные кости и вместе с коленями бросили собакам, а затем содрали с них кожу и по повелению императора бросили их в ветхое каменное строение.

     Приказав после сего привести к себе пятерых сестер Фотины, Нерон велел отрезать им сосцы, а потом и с них содрать кожу. Когда мучители подошли за этим к святой Фотиде, то она не пожелала, чтобы кто-либо из них совершил над нею это истязание, как над прочими святыми женами, но, став на место мучения, сама мужественно содрала с себя кожу и бросила ее в лице Нерона, так что он сам изумлён был ее мужеством и терпением.
     Тогда мучитель придумал для святой Фотиды новое, в высшей степени жестокое и смертельное мучение. По его повелению в его саду склонили друг к другу два дерева и к вершинам их привязали за ноги Фотиду, после чего отпустили деревья, и святая мученица была ими разорвана. Так она и предала Богу свою праведную и блаженную душу.
     После сего нечестивый Нерон повелел всем прочим святым мученикам мечом отсечь головы, а святую Фотину, вынув из колодца, заключить в темницу, где она и пробыла двадцать дней. Приказав затем привести ее к себе, Нерон спросил ее, не покорится ли она ему теперь и, раскаявшись в своем упорстве, не принесет ли жертвы идолам.
     Тогда святая Фотина плюнула ему в лицо и, посмеявшись над его безумием и глупым разумом, сказала:
     – О, нечестивейший слепец, заблуждающийся и безумный человек! неужели ты считаешь меня столь неразумною, чтобы я согласилась отречься от Владыки моего Христа и принесла жертву подобным тебе слепым идолам!?
     Услышав такие слова, Нерон повелел снова бросить святую Фотину в колодец. И когда это было исполнено, то святая мученица предала душу свою Богу и в венце мученическом вечно радуется в Царстве небесном вместе со всеми, пострадавшими с нею.
     Кончина святой Фотины последовала около 66 года. Церковь и мощи ее были в Константинополе за Влахернскими вратами.
     Мощи святой Фотинии Самарянки хранятся на острове Крите, в селении Фоделе, в женском монастыре имени великомученицы. Потоки паломников ежегодно притекают сюда, чтобы укрепиться в вере и попросить помощи в разрешении духовных проблем.
     Часть главы святой мученицы Фотины хранится в монастыре Григориат на Афоне.
       
     «Радуйся, мученице Фотиние, ко кладезю веры нас приводящая».
         
     Тропарь, глас 4
     Агница Твоя, Иисусе, Фотино зовет велиим гласом: Тебе, Женише мой, люблю, и, Тебе ищущи, страдальчествую, и сраспинаюся и спогребаюся Крещению Твоему, и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя, да и живу с Тобою, но яко жертву непорочную приими мя, с любовию пожершуюся Тебе. Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.
         
     Кондак, глас 2
     Храм твой всечестный яко цельбу душевную обретше, вси вернии велегласно вопием ти: мученице Фотино великоименитая, Христа Бога моли непрестанно о всех нас.

     Величание
     Величаем вас, страстотерпцы святии, Фотино, Викторе, нареченный Фотином, Иосие, Анатолия, Фото, Фотидо, Параскево, Кириакия, Домнино и Севастиане, и чтим честная страдания ваша, яже за Христа претерпела есте.


                Молитва
     О, святая мученица Фотино! Безмерно любовию ко Христу окрыляема, мужество, терпение и силу великю с находящимися с тобою сестрами, сыновьями и просвещенными тобою явила еси.
     Евангелие Христово с дерзновением проповедала, и явися тебе и всем, с тобою бывшим, Христос, и всех на предстоящия муки укрепил и угешил.
     В Рим пришедши и безбоязненно Христа исповедавши, в темницу заключена быша, и многия муки претерпеша, в колодезь брошена, душу свою Господу предала еси.
     Услыши нас, святая Фотино, духовною красотою воссиявшая и людей непрестанно и неумолкаемо, в темнице и в городах, вере во Христа поучавшая.
     Внемли нам, взирая на нас грешных, и благодатию Христовою исцели болящих лихорадкою, да не окропит их дождь греховный, но в здравии душевном и телесном жизнь свою неослабно в добрых делах проведут и прославят Владыку всех, Отца щедрот, Бога Милостиваго, во все века. Аминь.

     СВЯТИИ МУЧЕНИЦЫ ФОТИНО, ВИКТОРЕ, ИОСИЕ, АНАТОЛИЯ, ФОТО, ФОТИДО, ПАРАСКЕВО, КИРИАКИЯ, ДОМНИНО И СЕВАСТИАНЕ, МОЛИТЕ БОГА О НАС.

Дорогие братья и сестры!

У Вас есть возможность не выходя из дома заказать поминовения о здравии и о упокоении через сайт нашего храма.

Пожалуйста, выберите одну из представленных Треб, впишите имена поминаемых (в родительном падеже) и внесите пожертвование удобным для Вас способом – с банковской карты, или кошелька Яндекс.Деньги.

Записки будут прочитаны за ближайшим Богослужением.

В поминовении указываются имена только крещеных христиан православного вероисповедания.

Наш номер карты для пожертвований:   2200-7007-1782-1333

или по номеру телефона 8-909-667-79-86

afisha-msk.ru