17 августа и 4 ноября - празднование святых семи отроков Ефесских:
Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Иоанна, Дионисия, Эксакустодиана и Антонина.
Это было во времена гонений, когда по всей Римской империи преследовали христиан, заставляя их отрекаться от Христа и поклоняться языческим богам.
В городе Эфесе жили семь мальчиков. Они вместе молились и подавали милостыню. Когда император Декий (249-251 гг.) повелел ефесским христианам принести жертвы богам, друзья пошли не на площадь, где стояли идолы, а в церковь.
Об этом донесли Декию, и он приказал схватить отроков. Их привели, закованных в кандалы.
- Почему вы не принесли жертву богам? - спросил разгневанный император.
- У нас один Бог,- ответил ему юный Максимилиан,- а вашим идолам мы поклоняться не станем.
Декий повелел снять с них воинские пояса (такие пояса носили мальчики из знатных семей, будущие римские воины) и хотел предать христиан пыткам. Но, видя, что они совсем еще дети, пожалел их и отпустил на время, пока он снова не приедет в Эфес.
Мальчики решили уйти из города. Они поселились в большой пещере на горе Охлон и там молились, прося Бога укрепить их на предстоящий подвиг.
Самого младшего - его звали Иамвлих - посылали за покупками. Часть денег он тратил на милостыню, а остальное на еду. Идя в город, мальчик всегда переодевался, чтобы его не узнали. В нищенской одежде он ходил по улицам и как бы невзначай расспрашивал, скоро ли приедет император.
И вот однажды он увидел, как Декий въезжает в Эфес. Скоро появились глашатаи и прочли императорский указ - всем знатным горожанам, чиновникам и военачальникам было велено на следующий день явиться в идольский храм и принести жертвы богам. Упомянули и о семи мальчиках - император приказал им вместе со всеми участвовать в жертвоприношении.
Иамвлих очень испугался и побежал к друзьям. Узнав, что завтра они должны предстать перед императором, отроки с плачем бросились на колени и стали молиться.
Наступил вечер. Иамвлих разделил хлеб, и все немного поели. Друзья тихо разговаривали, утешая и ободряя друг друга, и так сидя задремали.
На следующий день император, узнав, что мальчики убежали из Ефеса, велел привести во дворец их родителей.
- Мы твои верные подданные,- сказали те,- приносим жертвы богам и детей христианству никогда не учили. И денег на милостыню им не давали - они взяли сами, без спросу, и убежали на гору Охлон. Говорят, они прячутся там в большой пещере.
Декий велел заложить вход в пещеру камнями, чтобы дети не смогли выйти и умерли там в темноте от голода и жажды.
Когда стена была почти готова, императорские писцы (они были тайные христиане) написали имена юных мучеников на оловянной пластинке и вложили в ларец, а ларец спрятали в щель между камнями.
Но Господь навел на отроков чудесный сон, продолжавшийся почти два столетия.
К тому времени гонения на христиан прекратились, хотя при святом благоверном царе Феодосии Младшем (408-450) явились еретики, отвергавшие воскресение мертвых во Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа.
Одни из них говорили: “Как может быть воскресение мертвых, когда не будет ни души, ни тела, так как они уничтожатся?” Другие утверждали: “Только одни души будут иметь воздаяние, так как невозможно телам восстать и ожить после тысячи лет, когда не останется от них и праха”.
Царь Феодосий очень печалился об этом и со слезами, и с постом молил Бога утвердить Православие.
Тогда-то Господь и открыл тайну ожидаемого воскресения мертвых и будущей жизни через Своих семь отроков.
Владелец участка земли, на которой находилась гора Охлон, начал каменную постройку, и рабочие разобрали вход в пещеру.
Однажды рано утром семь отроков проснулись. Господь воскресил их, как прежде Своего друга Лазаря. Они проснулись словно от обыкновенного сна, не подозревая, что прошло почти 200 лет. Встав, они помолились и пожелали друг другу доброго утра. Дети были уверены, что проспали всего лишь ночь. Тела их, лица и одежда их совсем не изменились.
Помня, что им предстоит пострадать за Христа, они послали Иамвлиха в город и наказали ему узнать, что там происходит.
- Купи хлеба и скорей возвращайся,- сказал Максимилиан.- Мы не будем долго сидеть тут, как трусы. Готовьтесь - сегодня пойдем и умрем за веру!
У входа в пещеру Иамвлих заметил груду камней и удивился - вчера вечером камней не было, откуда они взялись?
Спустившись с горы, он со страхом приблизился к городским стенам и не поверил своим глазам - на воротах был большой крест. Улицы и дома, видневшиеся за стенами, были вовсе не похожи на Ефес. В изумлении Иамвлих пошел к другим воротам - и там было изображение креста. Обойдя город кругом, он пришел в недоумение. "Уж не сон ли это? - подумал мальчик. - Ведь еще вчера кресты прятали, чтоб их никто не увидел".
Наконец он собрался с духом и вошел в ворота. Встречные были очень странно одеты - совсем не так, как вчера. Но еще удивительнее было слышать их разговоры - горожане поминали имя Божие, говоря: "Слава Богу!", "Боже сохрани!", "Господи, помилуй!" "Ясно - я заблудился",- решил Иамвлих.
- Какой это город? - спросил он у прохожего.
- Ефес,- ответил тот, но Иамвлих ему не поверил.
"Надо скорей купить хлеба и бежать отсюда, пока я не потерялся окончательно",- подумал он. Но булочник, взяв серебряную монету, не спешил давать сдачу. Он позвал своего товарища, тот другого, и скоро Иамвлиха обступили со всех сторон.
- Откуда у него такая старинная монета? - перешептывались люди. - Наверное, нашел клад.
Мальчик, считая, что его узнали и сейчас отведут к императору, испугался и сказал:
- Пожалуйста, возьмите деньги себе, а я пойду.
- Скажи-ка, кто ты такой и где нашел старинную монету? - допытывались они. - Поделись с нами, или мы тебя сейчас отведем к судье.
С него сняли пояс и, обвязав шею, крепко держали. Сбежался народ; мальчик надеялся, что в толпе увидит знакомых, но если еще вчера он знал в лицо чуть ли не всех горожан, то сегодня его окружали чужие люди. Иамвлиха привели к правителю города, который в это время как раз беседовал с епископом Ефесским. Они подивились древности монеты и спросили мальчика, где он откопал клад.
- Не знаю я никакого клада! - ответил тот. - Это обыкновенные деньги, я их у родителей взял.
- Кто же твои родители и где они живут?
Иамвлих назвал по имени своего отца, мать, деда и всех родственников, но никто и не слыхал о них.
- Какие странные имена,- удивился правитель.- Да ты нам морочишь голову! Вот я тебя в тюрьму посажу - будешь сидеть, пока не признаешься, где нашел клад!
- Скажите,- взмолился мальчик,- где сейчас император Декий, в Ефесе или нет, и жив ли он?
- Не слышно, чтобы где-нибудь царствовал император с таким именем,- ответил епископ Стефан. - Разве что в древние времена; а сейчас нами правит благочестивый царь Феодосий.
- Так пойдемте со мной,- воскликнул Ямвлих,- я покажу вам, где мы с друзьями прячемся от Декия. Вчера я видел, как он приехал в Ефес... Хотя я не уверен теперь, Ефес это был или нет."Господь хочет открыть нам какую-то тайну через этого отрока",- подумал епископ и сказал правителю:
- Пойдем с ним - нас ждет чудо.
И все отправились на гору Охлон. Иамвлих первым вбежал в пещеру, а епископ, который шел не спеша, заметил у входа среди камней ларец с серебряными печатями. В нем лежала оловянная пластинка, а на ней была вырезана надпись: "Святые семь отроков - Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Эксакустодиан и Антонин - бежали от императора Декия и скрылись в этой пещере. По повелению Декия вход в пещеру был замурован, и святые отроки мученически скончались, приняв смерть за Христа".
Правитель, епископ и все, кто был с ними, удивлялись и громко прославляли Бога. А в пещере их ждали святые отроки - радостные, с красивыми и веселыми лицами, сияющие Божией благодатью. Епископ и правитель пали к ногам их и поклонились им, и все люди славили Бога, явившего столь великое чудо рабам Своим. Святые же поведали епископу и всему народу, что произошло с ними во времена Деция.
Епископ с правителем отправили посланников к императору Феодосию, поручив сказать ему так: «Поспешай как можно скорее, ибо сможешь ты, если пожелаешь, узреть великое чудо, явленное по дарованию Господню в твое правление. Если придешь, узнаешь, сколь пользительна надежда на воскресение, согласно ручательству евангельских обетованиЙ».
Услышав это, император ФеодосиЙ возликовал и простер руки свои к Богу, промолвил: «Благодарю Тебя, Господи Иисусе Христе, солнце справедливости, что удостоил светом правды Своей расточить тьму смертную; благодарю Тебя, что не позволил укрыть мраком страшным светильник исповедания моего и утверждений моих». Сказав это, он сел на коня и со всею поспешностью прибыл в Ефес.
Епископ же с правителем и со всем множеством горожан вышли навстречу императору. Когда все они собрались, вышли к августу и святые мученики. Увидев подобных Ангелам святых отроков, Феодосий упал им в ноги; они поспешили поднять царя с колен, и он обнимал, и целовал их со слезами:
– Господа мои, – говорил он, – в лице вашем я вижу Самого Царя и Владыку моего Христа, некогда воздвигшего Лазаря из гроба: ныне Он и вас воздвиг Своим всесильным словом, чтобы явно возвестить нам о грядущем воскресении мертвых, когда находящиеся в гробах, услышав глас Сына Божия, оживут и изыдут из них нетленны.
Святой Максимилиан сказал царю:
– Отныне царство твое за твердость веры твоей будет несокрушимо, и Иисус Христос, Сын Бога Живого (ср. Мф.16:16), сохранит его во имя Святое Свое от всякого зла; верь, что ради тебя Господь воскресил нас прежде дня всеобщего воскресения.
Во время довольно продолжительной беседы святые отроки говорили царю и много других душеспасительных истин, а царь с епископом, вельможами и народом внимал им с радостью духовною. Греческий описатель церковных событий Никифор Каллист прибавляет, что царь в течение недели каждый день разделял с ними трапезу и служил им).
После этих собеседований святые отроки на глазах у всех, наслаждавшихся их лицезрением, опять склонили головы на землю и уснули по Божию повелению смертным сном, предав души свои Царю безсмертному и Богу всемогущему. Сильно плакал царь над ними, и все присутствующие не могли удержаться от слез.
Царь велел приготовить из золота семь гробниц, чтобы положить в них тела святых отроков. В ту же ночь они явились во сне царю: «Не делай этого, но оставь нас на земле: с нее вновь подымет нас Господь в Великий день воскресения всякой плоти».
На месте успения святых отроков собрался сонм святителей, которые, сотворив светлый праздник, достойно почтили святых мучеников. Их нетленные тела остались почивать в пещере до всеобщего воскресения.
Царь же раздал щедрую милостыню нищим и убогим той страны, отпустил на свободу находившихся в темницах, после чего с радостью возвратился в Царьград, славя Христа Бога нашего, Ему же и от нас грешных да будет слава, честь и поклонение со Отцом и Святым Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.
На месте этой пещеры был устроен христианский храм, остатки которого сохранились и до нашего времени.
"Радуйтеся, страстотерпцы Христовы, всемирнаго воскресения мертвых пречуднии проповедницы!".
"Господь явил всем, что Он Владыка жизни и смерти, Он умерщвляет, и Он оживляет, Он действительно Владыка Вселенной и Повелитель мира. Бог творит чудеса с любым человеком, - говорит священник Даниил Сысоев. - В свое время это чудо и потрясло всех, и сильно укрепило в православной вере и убеждении, что Бог в силах совершить чудо оживления людей.
Это чудо важно и сейчас для нас, так как многие сомневаются в факте телесного воскресения, что мы воскреснем именно в этих самых телах, в которых мы живем. Подобные настроения, на самом деле, были всегда, потому что человеку, увидевшему разлагающийся труп, очень тяжело поверить в то, что это тело воскреснет. Но такие наши выводы абсолютно не логичны, мы также, глядя на капельку семени, не можем себе представить происхождение из нее человека. Но при виде разлагающего трупа, нам начинает казаться, что это тление уже навсегда.
Наше тело, в котором мы сейчас находимся – это признак вечности, именно в нем мы будем вечно жить. Это сердцевина христианской проповеди.
Никодим Святогорец рассказывал такую историю, как однажды блудница шла с блуда и увидела, что лежит только что умерший сын вдовицы, которого укусила змея. Она упала на колени и стала молиться Господу, чтобы Он воскресил сына, не по ее грехам, а ради горя вдовы. И этот ребенок был воскрешен силой Божией.
Это знак того, что Господь принимает всякую молитву того, кто молится Ему. Во время молитвы нужно опираться только на милосердие и могущество Бога. И это нам урок: если что-то нужно, то Господь даст. Молитва – это настоящее дело, это взывание к Той силе, Которая создала Вселенную. Эта Сила, эта Мощь, Которая оживляет умерших, восстанавливает падших, исцеляет больных, низвергает тиранов, поднимает смиренных. Эта мощь Бога – она может сделать все!
Поэтому самое главное дело, которое у нас есть – это молитва. Как сказал один миссионер: «Я думал, что в деле миссионерства молитва стоит на первом месте, но я ошибался, молитва стоит на первом, втором, третьем, четвертом, пятом, шестом, седьмом и восьмом месте. А вот только на девятом месте находятся все остальные дела». И здесь он был абсолютно прав, молитва может все поменять, потому что она основана не на нашей праведности, а на том, что Бог милостивый и любящий слышит всех, взывающих к Нему в истине. Да поможет нам в этом Господь милостивый! Храни вас всех Господь!».
ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ СЫНЕ БОЖИЙ, грядый судити живых и мертвых, молитв ради седми отроков ефесских, помилуй нас грешных, прости грехопадения всей нашей жизни, и имиже веси судьбами сокрый нас от лица антихриста в сокровенной пустыне спасения Твоего.
Тропарь, глас 4:
Велия веры чудесе, в пещере яко в чертозе царском святии седмь отроцы пребыша, и умроша без тли, и по мнозех временных восташа яко от сна, во уверение воскресения всех человеков: тех молитвами, Христе Боже, помилуй нас.
Кондак, глас 4:
Мира сущая тленная презревая и нетленныя дары приемше, умерше кроме тления пребыша: темже востают по многих летех, все погребше лютех неверие: яже во хвалении днесь вернии восхваляюще, Христа воспоим.
Величание
Величаем вас, святии седмь отроцы, иже во Ефесе, и чтим святую память вашу, вы бо молите за нас Христа Бога нашего.
МОЛИТВА святым семи отрокам Ефесским
О пречуднии святии седмочисленнии отроцы, Ефеса града похвало и всея вселенныя упование!
Воззрите с высоты небесныя славы на нас, любовию память вашу чтущих, наипаче же на младенцы христианския, вашему заступлению от родителей своих препорученныя.
Низведите на ня благословение Христа Бога, рекшаго: оставите детей приходити ко Мне. Болящия убо в них исцелите, скорбящия утешите; сердца их в чистоте соблюдите, кротостию исполните я, и в земли сердец их зерно исповедания Божия насадите и укрепите, во еже от силы в силу им возрастати.
И всех нас, святей иконе вашей предстоящих рабов Божиих (имена), и тепле вам молящихся, сподобите Царствие Небесное улучити и немолчными гласы радования тамо прославляти великолепое имя Пресвятыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.
СВЯТЫЕ ОТРОКИ ЕФЕССКИЕ, МОЛИТЕ БОГА О НАС.
Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Иоанна, Дионисия, Эксакустодиана и Антонина.
Это было во времена гонений, когда по всей Римской империи преследовали христиан, заставляя их отрекаться от Христа и поклоняться языческим богам.
В городе Эфесе жили семь мальчиков. Они вместе молились и подавали милостыню. Когда император Декий (249-251 гг.) повелел ефесским христианам принести жертвы богам, друзья пошли не на площадь, где стояли идолы, а в церковь.
Об этом донесли Декию, и он приказал схватить отроков. Их привели, закованных в кандалы.
- Почему вы не принесли жертву богам? - спросил разгневанный император.
- У нас один Бог,- ответил ему юный Максимилиан,- а вашим идолам мы поклоняться не станем.
Декий повелел снять с них воинские пояса (такие пояса носили мальчики из знатных семей, будущие римские воины) и хотел предать христиан пыткам. Но, видя, что они совсем еще дети, пожалел их и отпустил на время, пока он снова не приедет в Эфес.
Мальчики решили уйти из города. Они поселились в большой пещере на горе Охлон и там молились, прося Бога укрепить их на предстоящий подвиг.
Самого младшего - его звали Иамвлих - посылали за покупками. Часть денег он тратил на милостыню, а остальное на еду. Идя в город, мальчик всегда переодевался, чтобы его не узнали. В нищенской одежде он ходил по улицам и как бы невзначай расспрашивал, скоро ли приедет император.
И вот однажды он увидел, как Декий въезжает в Эфес. Скоро появились глашатаи и прочли императорский указ - всем знатным горожанам, чиновникам и военачальникам было велено на следующий день явиться в идольский храм и принести жертвы богам. Упомянули и о семи мальчиках - император приказал им вместе со всеми участвовать в жертвоприношении.
Иамвлих очень испугался и побежал к друзьям. Узнав, что завтра они должны предстать перед императором, отроки с плачем бросились на колени и стали молиться.
Наступил вечер. Иамвлих разделил хлеб, и все немного поели. Друзья тихо разговаривали, утешая и ободряя друг друга, и так сидя задремали.
На следующий день император, узнав, что мальчики убежали из Ефеса, велел привести во дворец их родителей.
- Мы твои верные подданные,- сказали те,- приносим жертвы богам и детей христианству никогда не учили. И денег на милостыню им не давали - они взяли сами, без спросу, и убежали на гору Охлон. Говорят, они прячутся там в большой пещере.
Декий велел заложить вход в пещеру камнями, чтобы дети не смогли выйти и умерли там в темноте от голода и жажды.
Когда стена была почти готова, императорские писцы (они были тайные христиане) написали имена юных мучеников на оловянной пластинке и вложили в ларец, а ларец спрятали в щель между камнями.
Но Господь навел на отроков чудесный сон, продолжавшийся почти два столетия.
К тому времени гонения на христиан прекратились, хотя при святом благоверном царе Феодосии Младшем (408-450) явились еретики, отвергавшие воскресение мертвых во Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа.
Одни из них говорили: “Как может быть воскресение мертвых, когда не будет ни души, ни тела, так как они уничтожатся?” Другие утверждали: “Только одни души будут иметь воздаяние, так как невозможно телам восстать и ожить после тысячи лет, когда не останется от них и праха”.
Царь Феодосий очень печалился об этом и со слезами, и с постом молил Бога утвердить Православие.
Тогда-то Господь и открыл тайну ожидаемого воскресения мертвых и будущей жизни через Своих семь отроков.
Владелец участка земли, на которой находилась гора Охлон, начал каменную постройку, и рабочие разобрали вход в пещеру.
Однажды рано утром семь отроков проснулись. Господь воскресил их, как прежде Своего друга Лазаря. Они проснулись словно от обыкновенного сна, не подозревая, что прошло почти 200 лет. Встав, они помолились и пожелали друг другу доброго утра. Дети были уверены, что проспали всего лишь ночь. Тела их, лица и одежда их совсем не изменились.
Помня, что им предстоит пострадать за Христа, они послали Иамвлиха в город и наказали ему узнать, что там происходит.
- Купи хлеба и скорей возвращайся,- сказал Максимилиан.- Мы не будем долго сидеть тут, как трусы. Готовьтесь - сегодня пойдем и умрем за веру!
У входа в пещеру Иамвлих заметил груду камней и удивился - вчера вечером камней не было, откуда они взялись?
Спустившись с горы, он со страхом приблизился к городским стенам и не поверил своим глазам - на воротах был большой крест. Улицы и дома, видневшиеся за стенами, были вовсе не похожи на Ефес. В изумлении Иамвлих пошел к другим воротам - и там было изображение креста. Обойдя город кругом, он пришел в недоумение. "Уж не сон ли это? - подумал мальчик. - Ведь еще вчера кресты прятали, чтоб их никто не увидел".
Наконец он собрался с духом и вошел в ворота. Встречные были очень странно одеты - совсем не так, как вчера. Но еще удивительнее было слышать их разговоры - горожане поминали имя Божие, говоря: "Слава Богу!", "Боже сохрани!", "Господи, помилуй!" "Ясно - я заблудился",- решил Иамвлих.
- Какой это город? - спросил он у прохожего.
- Ефес,- ответил тот, но Иамвлих ему не поверил.
"Надо скорей купить хлеба и бежать отсюда, пока я не потерялся окончательно",- подумал он. Но булочник, взяв серебряную монету, не спешил давать сдачу. Он позвал своего товарища, тот другого, и скоро Иамвлиха обступили со всех сторон.
- Откуда у него такая старинная монета? - перешептывались люди. - Наверное, нашел клад.
Мальчик, считая, что его узнали и сейчас отведут к императору, испугался и сказал:
- Пожалуйста, возьмите деньги себе, а я пойду.
- Скажи-ка, кто ты такой и где нашел старинную монету? - допытывались они. - Поделись с нами, или мы тебя сейчас отведем к судье.
С него сняли пояс и, обвязав шею, крепко держали. Сбежался народ; мальчик надеялся, что в толпе увидит знакомых, но если еще вчера он знал в лицо чуть ли не всех горожан, то сегодня его окружали чужие люди. Иамвлиха привели к правителю города, который в это время как раз беседовал с епископом Ефесским. Они подивились древности монеты и спросили мальчика, где он откопал клад.
- Не знаю я никакого клада! - ответил тот. - Это обыкновенные деньги, я их у родителей взял.
- Кто же твои родители и где они живут?
Иамвлих назвал по имени своего отца, мать, деда и всех родственников, но никто и не слыхал о них.
- Какие странные имена,- удивился правитель.- Да ты нам морочишь голову! Вот я тебя в тюрьму посажу - будешь сидеть, пока не признаешься, где нашел клад!
- Скажите,- взмолился мальчик,- где сейчас император Декий, в Ефесе или нет, и жив ли он?
- Не слышно, чтобы где-нибудь царствовал император с таким именем,- ответил епископ Стефан. - Разве что в древние времена; а сейчас нами правит благочестивый царь Феодосий.
- Так пойдемте со мной,- воскликнул Ямвлих,- я покажу вам, где мы с друзьями прячемся от Декия. Вчера я видел, как он приехал в Ефес... Хотя я не уверен теперь, Ефес это был или нет."Господь хочет открыть нам какую-то тайну через этого отрока",- подумал епископ и сказал правителю:
- Пойдем с ним - нас ждет чудо.
И все отправились на гору Охлон. Иамвлих первым вбежал в пещеру, а епископ, который шел не спеша, заметил у входа среди камней ларец с серебряными печатями. В нем лежала оловянная пластинка, а на ней была вырезана надпись: "Святые семь отроков - Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Эксакустодиан и Антонин - бежали от императора Декия и скрылись в этой пещере. По повелению Декия вход в пещеру был замурован, и святые отроки мученически скончались, приняв смерть за Христа".
Правитель, епископ и все, кто был с ними, удивлялись и громко прославляли Бога. А в пещере их ждали святые отроки - радостные, с красивыми и веселыми лицами, сияющие Божией благодатью. Епископ и правитель пали к ногам их и поклонились им, и все люди славили Бога, явившего столь великое чудо рабам Своим. Святые же поведали епископу и всему народу, что произошло с ними во времена Деция.
Епископ с правителем отправили посланников к императору Феодосию, поручив сказать ему так: «Поспешай как можно скорее, ибо сможешь ты, если пожелаешь, узреть великое чудо, явленное по дарованию Господню в твое правление. Если придешь, узнаешь, сколь пользительна надежда на воскресение, согласно ручательству евангельских обетованиЙ».
Услышав это, император ФеодосиЙ возликовал и простер руки свои к Богу, промолвил: «Благодарю Тебя, Господи Иисусе Христе, солнце справедливости, что удостоил светом правды Своей расточить тьму смертную; благодарю Тебя, что не позволил укрыть мраком страшным светильник исповедания моего и утверждений моих». Сказав это, он сел на коня и со всею поспешностью прибыл в Ефес.
Епископ же с правителем и со всем множеством горожан вышли навстречу императору. Когда все они собрались, вышли к августу и святые мученики. Увидев подобных Ангелам святых отроков, Феодосий упал им в ноги; они поспешили поднять царя с колен, и он обнимал, и целовал их со слезами:
– Господа мои, – говорил он, – в лице вашем я вижу Самого Царя и Владыку моего Христа, некогда воздвигшего Лазаря из гроба: ныне Он и вас воздвиг Своим всесильным словом, чтобы явно возвестить нам о грядущем воскресении мертвых, когда находящиеся в гробах, услышав глас Сына Божия, оживут и изыдут из них нетленны.
Святой Максимилиан сказал царю:
– Отныне царство твое за твердость веры твоей будет несокрушимо, и Иисус Христос, Сын Бога Живого (ср. Мф.16:16), сохранит его во имя Святое Свое от всякого зла; верь, что ради тебя Господь воскресил нас прежде дня всеобщего воскресения.
Во время довольно продолжительной беседы святые отроки говорили царю и много других душеспасительных истин, а царь с епископом, вельможами и народом внимал им с радостью духовною. Греческий описатель церковных событий Никифор Каллист прибавляет, что царь в течение недели каждый день разделял с ними трапезу и служил им).
После этих собеседований святые отроки на глазах у всех, наслаждавшихся их лицезрением, опять склонили головы на землю и уснули по Божию повелению смертным сном, предав души свои Царю безсмертному и Богу всемогущему. Сильно плакал царь над ними, и все присутствующие не могли удержаться от слез.
Царь велел приготовить из золота семь гробниц, чтобы положить в них тела святых отроков. В ту же ночь они явились во сне царю: «Не делай этого, но оставь нас на земле: с нее вновь подымет нас Господь в Великий день воскресения всякой плоти».
На месте успения святых отроков собрался сонм святителей, которые, сотворив светлый праздник, достойно почтили святых мучеников. Их нетленные тела остались почивать в пещере до всеобщего воскресения.
Царь же раздал щедрую милостыню нищим и убогим той страны, отпустил на свободу находившихся в темницах, после чего с радостью возвратился в Царьград, славя Христа Бога нашего, Ему же и от нас грешных да будет слава, честь и поклонение со Отцом и Святым Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.
На месте этой пещеры был устроен христианский храм, остатки которого сохранились и до нашего времени.
"Радуйтеся, страстотерпцы Христовы, всемирнаго воскресения мертвых пречуднии проповедницы!".
"Господь явил всем, что Он Владыка жизни и смерти, Он умерщвляет, и Он оживляет, Он действительно Владыка Вселенной и Повелитель мира. Бог творит чудеса с любым человеком, - говорит священник Даниил Сысоев. - В свое время это чудо и потрясло всех, и сильно укрепило в православной вере и убеждении, что Бог в силах совершить чудо оживления людей.
Это чудо важно и сейчас для нас, так как многие сомневаются в факте телесного воскресения, что мы воскреснем именно в этих самых телах, в которых мы живем. Подобные настроения, на самом деле, были всегда, потому что человеку, увидевшему разлагающийся труп, очень тяжело поверить в то, что это тело воскреснет. Но такие наши выводы абсолютно не логичны, мы также, глядя на капельку семени, не можем себе представить происхождение из нее человека. Но при виде разлагающего трупа, нам начинает казаться, что это тление уже навсегда.
Наше тело, в котором мы сейчас находимся – это признак вечности, именно в нем мы будем вечно жить. Это сердцевина христианской проповеди.
Никодим Святогорец рассказывал такую историю, как однажды блудница шла с блуда и увидела, что лежит только что умерший сын вдовицы, которого укусила змея. Она упала на колени и стала молиться Господу, чтобы Он воскресил сына, не по ее грехам, а ради горя вдовы. И этот ребенок был воскрешен силой Божией.
Это знак того, что Господь принимает всякую молитву того, кто молится Ему. Во время молитвы нужно опираться только на милосердие и могущество Бога. И это нам урок: если что-то нужно, то Господь даст. Молитва – это настоящее дело, это взывание к Той силе, Которая создала Вселенную. Эта Сила, эта Мощь, Которая оживляет умерших, восстанавливает падших, исцеляет больных, низвергает тиранов, поднимает смиренных. Эта мощь Бога – она может сделать все!
Поэтому самое главное дело, которое у нас есть – это молитва. Как сказал один миссионер: «Я думал, что в деле миссионерства молитва стоит на первом месте, но я ошибался, молитва стоит на первом, втором, третьем, четвертом, пятом, шестом, седьмом и восьмом месте. А вот только на девятом месте находятся все остальные дела». И здесь он был абсолютно прав, молитва может все поменять, потому что она основана не на нашей праведности, а на том, что Бог милостивый и любящий слышит всех, взывающих к Нему в истине. Да поможет нам в этом Господь милостивый! Храни вас всех Господь!».
ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ СЫНЕ БОЖИЙ, грядый судити живых и мертвых, молитв ради седми отроков ефесских, помилуй нас грешных, прости грехопадения всей нашей жизни, и имиже веси судьбами сокрый нас от лица антихриста в сокровенной пустыне спасения Твоего.
Тропарь, глас 4:
Велия веры чудесе, в пещере яко в чертозе царском святии седмь отроцы пребыша, и умроша без тли, и по мнозех временных восташа яко от сна, во уверение воскресения всех человеков: тех молитвами, Христе Боже, помилуй нас.
Кондак, глас 4:
Мира сущая тленная презревая и нетленныя дары приемше, умерше кроме тления пребыша: темже востают по многих летех, все погребше лютех неверие: яже во хвалении днесь вернии восхваляюще, Христа воспоим.
Величание
Величаем вас, святии седмь отроцы, иже во Ефесе, и чтим святую память вашу, вы бо молите за нас Христа Бога нашего.
МОЛИТВА святым семи отрокам Ефесским
О пречуднии святии седмочисленнии отроцы, Ефеса града похвало и всея вселенныя упование!
Воззрите с высоты небесныя славы на нас, любовию память вашу чтущих, наипаче же на младенцы христианския, вашему заступлению от родителей своих препорученныя.
Низведите на ня благословение Христа Бога, рекшаго: оставите детей приходити ко Мне. Болящия убо в них исцелите, скорбящия утешите; сердца их в чистоте соблюдите, кротостию исполните я, и в земли сердец их зерно исповедания Божия насадите и укрепите, во еже от силы в силу им возрастати.
И всех нас, святей иконе вашей предстоящих рабов Божиих (имена), и тепле вам молящихся, сподобите Царствие Небесное улучити и немолчными гласы радования тамо прославляти великолепое имя Пресвятыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.
СВЯТЫЕ ОТРОКИ ЕФЕССКИЕ, МОЛИТЕ БОГА О НАС.