О приходе
Расписание
Служение
Воскресная школа
Центр для людей с нарушением слуха
Творческая страница

Православный календарь





4564.jpg
     Дни памяти:
     18 октября – Собор Московских святителей
     1 марта (переходящая) – 1 марта (16 февраля) в невисокосный год / 29
     февраля (16 февраля) в високосный год
     24 сентября (переходящая) – Собор Алтайских святых

     Макарий Невский – один из выдающихся иерархов РПЦ, митрополит Московский и Коломенский начала XX века. Святой прославился своей просветительской, приравненной к апостольской, деятельностью в Сибири. В 1917 году выступил против Временного правительства в поддержку самодержавия, за что был лишен сана и отправлен в ссылку.

     Святитель Макарий, митрополит Московский и Коломенский, апостол Алтая (в миру Михаил Андреевич Парвицкий-Невский) родился 1 октября 1835 г. на празднование Покрова Божией Матери, в селе Шапкино Владимирской губернии. Отец его, Андрей Иванович, служил причётником сельского храма Рождества Пресвятой Богородицы. С детства мать приучила маленького Михаила к молитве. Любимым чтением юного Михаила были творения святого Тихона Задонского, Ефрема Сирина и житие преподобного Серафима Саровского.
     В 1854 г. он закончил семинарию (здесь ему дали фамилию — Невский), и, согласно своему желанию служить делу проповеди Евангелия, поехал в Алтайскую миссию рядовым сотрудником, хотя по блестящим успехам мог бы продолжить обучение в Академии. Образцом миссионерского служения для него стал преподобный архимандрит Макарий (Глухарёв) основатель Алтайской миссии, о жизни и трудах которого он слышал от очевидцев. Первое время будущий святитель служил чтецом, преподавал в Катехизаторской школе, сопровождал миссионеров в отдалённые труднодоступные дикие места, изучал алтайский язык.
     16 марта 1861 г. он принимает монашеский постриг с именем Макария, в честь преподобного Макария Великого. На следующий день его рукополагают в иеродиакона, а 19 марта в иеромонаха. Теперь начинается его самостоятельное миссионерское служение. Сначала в Чемальском стане, а затем в Чулышмане.
     Успех проповеди мог быть лишь в том случае, когда народу несли слово Божие на его родном языке. Поэтому отец Макарий в совершенстве овладел алтайским языком и его наречьями. Многие годы он посвящает переводу богослужебных книг на алтайский язык, работая над этим в Санкт-Петербурге и в Казани.

     В 1875 г. отца Макария назначают помощником начальника Алтайской Миссии.
     В 1883 г. отца Макария возводят в сан епископа Бийского, и он становится начальником Алтайской миссии. В этой должности Владыка прослужил восемь лет. За это время число крещёных возросло до 19216 человек (во время основания миссии при преподобном архимандрите Макарии (Глухарёве) число крещёных было 675 душ), число приходских храмов — до 49, открыто такое же количество школ и училищ с числом учащихся до 1168 человек.
     За 36 лет своего миссионерского служения владыка Макарий приобрёл всероссийскую известность.
     В 1891 г. его назначают епископом Томским. Владыка Макарий считал, что пастырь должен быть готов «во всякое время износить из сокровищницы души своея для одних утешение, для других наставление, для третьих ободрение, а для иных обличение». Также он занимался попечительством: к концу пребывания его на Томской кафедре в Томске было одиннадцать церковно-приходских попечительств, занимавшихся сбором средств для бедных, шесть приютов для детей, ночлежный дом, пять богаделен. За время его служения в епархии было открыто 217 новых приходов, два женских монастыря, 229 церковно-приходских школ, 442 приходских попечительства.
   
     Святитель Макарий предчувствовал грядущие события в России. В одном из своих поучений он говорил: «Мы переживаем смутные времена. Бывали на Руси лихолетья, но тогда было не так худо, как теперь. Тогда были все за Бога, все желали знать, что Ему угодно; а теперь не то. Тогда были за Царя. Теперь опять не то. Теперь слышатся голоса хульные на Бога и замыслы против Помазанника Его<…>В подмётных письмах и листках их мы читаем, что они, как вестники ада, жаждут разрушения, беспорядков<…>Их желание — всё перевернуть, чтобы голова стала внизу, а ноги наверху; чтобы честный человек ждал милости из рук босяка, которого они хотят сделать раздаятелем награбленного ими…». Владыка предрекал, обличая смутьянов: «Не хотите вы своей Русской власти, так будет же у вас власть иноплеменная».
     В мае 1906 г. его возвели в сан архиепископа. А в 1912 г. назначили митрополитом Московским и Коломенским и членом Святейшего Синода. В Москве, как и в Томске, владыка большое внимание уделяет катехизации народа, смело обличает нравственную распущенность современников, выступает против всего, что подтачивает «твердыню Церкви Божией». Священномученик Арсений (Жадановский) в своих воспоминаниях писал: «Гордой столице не понравилось его простое учительство, его строго церковное патриархальное направление. Отшедшие от веры и доброй нравственности люди считали его за отсталого, неинтересного архиерея, а пастыри, ставившие на первое место не спасение пасомых, а свои личные житейские интересы, не находили себе в митрополите поддержки».

     Митрополит Макарий был духовным писателем, имел дар умной сердечной молитвы, был строгим монахом и аскетом.
     У митрополита Московского Макария были искренние и духовно-молитвенные отношения с преподобномученицей Елисаветой Феодоровной. Он нередко посещал Марфо-Мариинскую обитель и выступал там.
     В 1917 году после Февральского переворота в газетах началась кампания клеветы на Владыку, который остался верен присяге Государю и отказался присягнуть Временному правительству. Его не допустили на Всероссийский собор 1917-18 годов и 20 марта 1917 года принудили «как не соответствующего духу времени» — под угрозой заключения в Петропавловскую крепость – подать прошение об отставке. Это было явно беззаконное, противоканоническое действие со стороны Временного правительства, так как московские митрополиты, благодаря своему особому статусу, никогда не увольнялись на покой — ни по причине болезни, ни по старости.
     Кроме того, 82-х летнего старца лишили положенного ему по статусу содержания и права проживания в Троице-Сергиевой Лавре.
     С Троице-Сергиевой Лавры митрополиту пришлось уехать в Смоленскую Зосимову пустынь. Оттуда его попросили в Николо-Угрешский монастырь в Подмосковье.
     8 лет владыка Макарий прожил в монастыре в заточении.
     Митрополит подал прошение на Всероссийский Поместный собор, на котором его реабилитировали. Однако Владыку из заточения не выпустили.
     Дважды митрополита Макария посещали с обыском (20 июля и 20 октября 1918г.). Представители власти изъяли ценные документы: дневники, проповеди, письма. Он подвергался нападению вооруженных бандитов, угрожавших расправой.

     9 августа 1920 года, во внимание к великим 50-летним миссионерским трудам на Алтае, Священный Синод нарекает владыку Макария митрополитом Алтайским. Выдающийся миссионер, апостол Алтая, сибирский столп Православия, как называли его современники.
    Несколько раз Макарий пытался переехать в другие места для продолжения пастырской деятельности.
     Однажды ночью во сне он увидел свою мать, которая накидывала крючки на все двери его дома. Митрополит воспринял это как знак, и оставил свое желание покинуть обитель. В этом, 1920 году, Владыку частично разбил паралич.
     Последние годы святой старец, забытый и покинутый почти всеми, находился в параличе, но не потерял способность говорить.
     Митрополит Макарий до конца своих дней принимал духовных чад и совершал богослужения и выполнял все уставные правила. Один из его посетителей писал: «Время было тяжелое, всем нам хотелось укрепиться возле светильника Православия-Владыки Макария, чтобы устоять в истине, если придется подвергнуться испытанию».
     Не раз посещал больного Владыку Патриарх Тихон и другие иерархи, и священники. Последнее свидание с Патриархом было в августе 1924г., оба испросили друг у друга прощение. Митрополит Петр, став Патриаршим Местоблюстителем, просил у старца благословения и Владыка с любовью подарил ему свой белый клобук. Современники называли Владыку Макария — выдающийся Святитель-миссионер, «Апостол Алтая», «Сибирский столп Православия», «живой Русский святой»

     После закрытия Николо-Угрешского монастыря, последний год жизни Владыка провел в селе Котельники около Люберец.
     В феврале 1926 года он заболел воспалением легких. Чувствуя близкую кончину, старец соборовался. Преосвященный Арсений, который читал над умирающим отходную, писал: «Едва я закончил, как святитель Божий глубоко вздохнув, тихо предал дух свой Господу…» 1марта 1926 года.
     Заупокойную литургию и отпевание совершал архиепископ Иннокентий, шесть епископов и 79 священников. Похоронен был митрополит Макарий в ограде, близ алтаря местной церкви с. Котельники (близ станции Люберцы). 16 апреля 1957 года.
     Святейшим Патриархом Алексием была учреждена комиссия, которая вскрыла могилу Владыки. Гроб почти весь разрушился (осталась лишь нижняя доска), а тело и облачения оказались нетленными. Тело митрополита Макария было перенесено в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру и погребено в нижней части Успенского собора.

     На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года митрополит Макарий был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

        Отрывок из Послания свт. Макария (Невского) к православным русским людям.

     Православные русские люди! Страна наша мятется; все основы ее колеблются. Православию веры, самодержавию Царя и русской народности грозит опасность от того разлада, который охватил страну нашу и стал разъедать религиозную общественную и государственную жизнь нашего отечества. Разлад производит разделение; от разделения — ослабление, а ослабление приводит к разрушению. Церкви Православной грозит опасность от разделения некогда единого православного русского народа на множество еретических сект и раскольнических толков. Все эти секты и толки, несогласные между собой в религиозных верованиях и обычаях, согласны только в одном — во вражде к святой Православной Церкви.
     И страна русская, как государство, находится в опасности, с одной стороны, от
стремления окраин ее к обособлению, с другой — от волнений, происходящих внутри ее, и делений народа на партии. Эти партии, не имеющие почти ничего общего между собой, объединяются также только в одном — во вражде к Православию веры, к самодержавию царской власти и к нераздельному единству русского народа, как господствующего племени. А там, где вражда, там взаимное истребление. Где вражда, там и разделение, а где разделение, там начало порабощения и уничтожения: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет (Лк.11:17).

     Все эти секты, эти толки говорят о Царстве Божием, толкуют о жизни на небе; и действуют так, как будто члены их хотят наполнить собою ад или готовить для него обитателей, ибо в Царстве Божием нет разделении; на небе нет той вражды, какая существует между сектами и толками и какую питают все они к Церкви Православной. Враждебные Православию и стремящиеся разрушить существующий государственный строй партии обольщают народ обещаниями обогатить его: они возбуждают его к грабежу и поджогам. Для своих преступных целей они добывают средства грабежом и иными способами, неодобряемыми ни законом, ни совестью, а тем более Евангелием; способами, допускаемыми, разве только, среди шаек грабителей.
     Мнимые народники обещают водворить стране мир, а поселяют в ней волнения, лишивши народ той спокойной жизни, которой он прежде пользовался. Они обещают водворение порядка, а водворяют нестроение, поставляя для богоучрежденной власти препятствия к отправлению ею своих обязанностей, обеспечивающих порядок.
     Они привели страну в такое состояние, что ей грозит опасность от безначалия, когда ни в селе, ни в городе не будет возможности поставить начальника. Может наступить такое время, когда жители деревни, выбравши из среды своей старейшину, скажут ему «будь нашим начальником»; а он ответит: «нет, не буду я вашим начальником; ибо быть начальником, — значит стать около смерти, а я боюсь смерти». «Будь нашим начальником», — скажут жители и города избранному, а он ответит: «Нет, изберите другого, а я боюсь крамолы и не могу быть вашим начальником». Тогда семеро ухватятся за одного отрока и скажут: «Будь, хотя ты, нашим начальником». А сей ответит: «Хорошо, повинуйтесь мне, идите за мной», — и пойдут все на погибель.

     Тогда изнуряемые голодом от прекращения работ придут и скажут распорядителю работ: «Дай нам работу, чтобы выработать нам хлеба для себя и голодных детей наших», а он скажет им: «Не могу дать вам работу, ибо крамола грозит мне огнем, если я допущу вас в рабочий дом». А когда не станет ни власти, ни труда, тогда жизнь в стране остановится: неслышно будет звука молота и удара молотила; остановится колесо; заржавеют соха и борона; не станет пар работать, и прекратится движение машин. На улицах не видно будет блюстителей порядка; невозможно будет ни пройти, ни проехать безопасно. В городах дневной и ночной грабеж, и некому будет спасать от этого. Не придется ли тогда и нам поступать так же, как сделали некогда наши предки, пославшие к варягам послов просить их себе в начальники, говоря: «Земля наша велика, а порядка в ней нет: придите и княжите над нами». Но может случиться нечто худшее этого. Варяги сами придут к нам незваные, как некогда приходили монголы, и, пользуясь междоусобием, овладеют нашей страной и будут водворять в ней порядок по-своему.
     Да сохранит нас Бог от этого! Так что же нам делать?
     Обратимся к Богу с молитвами и покаянием, как молились и каялись наши предки во времена лихолетья. За наши грехи Господь нам послал такую напасть.
     Мы отступили от Бога, нарушили заповеди Его, мы пренебрегли уставами святой Церкви Его, и вот исполняется над нами то, что изрекла мудрость народная: той земле не устоять, где начнут уставы ломать.
     Опомнись же, русский народ, встань на охрану устоев земли, как защищали их предки в старые времена.

     Тропарь святителю Макарию, митрополиту Московскому, Алтайскому, глас 4:
     Божественныя веры землю Сибирскую озарил еси, теплоту и свет проповеданием, Христов источая, ко Христу многия люди привел еси, первопрестольному граду Москве и всея России преславное украшение явился еси, апостольским деянием рвнуя, созидал еси Церковь Христову, пастырю наш добрый святителю Макарие, моли Христа Бога спастися всем нам.

     Кондак, глас 2-й:
     Божественный гром, труба духовная, веры насадителю и отсекателю ересей, Троицы угодниче, великий святителю (имярек), со Ангелы предстоя присно, моли непрестанно о всех нас.

     Величание:   
     Величаем тя, святителю отче Макарие, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

     Святителю отче наш Макарие, моли Бога о нас, о просвещении и духовно-нравственном возрождении России.

Дорогие братья и сестры!

У Вас есть возможность не выходя из дома заказать поминовения о здравии и о упокоении через сайт нашего храма.

Пожалуйста, выберите одну из представленных Треб, впишите имена поминаемых (в родительном падеже) и внесите пожертвование удобным для Вас способом – с банковской карты, или кошелька Яндекс.Деньги.

Записки будут прочитаны за ближайшим Богослужением.

В поминовении указываются имена только крещеных христиан православного вероисповедания.

Наш номер карты для пожертвований:   2200-7007-1782-1333

или по номеру телефона 8-909-667-79-86

afisha-msk.ru