О приходе
Расписание
Служение
Воскресная школа
Центр для людей с нарушением слуха
Творческая страница

Православный календарь





\6136.jpg
        Сегодня Церковь чтит память святого благоверного князя Ярослава Мудрого. Народ всегда даёт удивительно точные прозвища своим правителям. Князь Ярослав, горячий поборник христианства, составивший первый на Руси свод законов и объединивший многие русские земли, совсем неслучайно был назван Мудрым.

        Святой благоверный князь Киевский Ярослав (Мудрый), во святом крещении Георгий, родился в 978 г. и был сыном святого равноапостольного великого князя Владимира и полоцкой княжны Рогнеды. Еще при своей жизни, произведя первый раздел земель между сыновьями, князь Владимир посадил Ярослава в Ростове.
        В годы княжения в Ростове, молодой князь Ярослав на месте завоеванного его воинами поселения Медвежий Угол основал город Ярославль как военный княжеский форпост на устье речного пути от Ростова к Волге. Согласно «Cказанию о построении града Ярославля», одновременно с самим городом князем Ярославом была заложена деревянная церковь пророка Илии, который являлся борцом с язычеством, в честь того, что в Медвежьем Углу в день памяти этого святого князь выдержал бой с ритуальной медведицей, преодолев местные языческие культы.
   
        По смерти старшего сына Вышеслава, князь Владимир перевел Ярослава в Новгород, где он и узнал о смерти отца. После смерти Владимира началась жестокая междоусобная борьба за Киевский престол. Старший сын Владимира Святополк вероломно убил своих братьев Бориса и Глеба и ценою крови братьев стал великим князем киевским. В замыслы Святополка, прозванного в народе Окаянным, входило и устранение Ярослава. Получив известие от своей родной сестры Предславы о намерениях Святополка, Ярослав с новгородцами и варягами выступил к Киеву. У Любеча после 3-месячного противостояния Ярослав победил Святополка, которому удалось бежать под защиту своего тестя, польского короля Болеслава Храброго.
        В 1018 г. войско Болеслава и Святополка вторглось на русскую землю и подошло к Киеву. После непродолжительной осады Киев пал. Ярослав собрал в Новгороде новое войско из варягов и новгородцев-ополченцев и вновь двинулся к Киеву с целью вернуть себе великокняжеский стол. Решающее сражение между Ярославом и Святополком произошло на реке Альте (1019 г.), где Святополк потерпел поражение.
        Став великим князем киевским, Ярослав стал княжить совместно со своим братом Мстиславом, князем Тмутараканским, которому в 1025 г. отошло все левобережье Днепра, а столицей его княжества стал Чернигов.
      
        При Ярославе Мудром Киевская Русь достигла наивысшего могущества. Ему, так же, как и князю Владимиру, удалось обезопасить Русь от печенежских набегов. В 1030 г. после успешного похода на прибалтийскую чудь Ярослав основал неподалеку от Чудского озера г. Юрьев, утвердив русские позиции в Прибалтике. После смерти брата Мстислава в 1035 г. Ярослав окончательно стал единодержавным князем Киевской Руси.
        Значение Ярослава в русской истории основывается главным образом на его трудах по внутреннему устройству земли Русской. Ярослав был князем-«народником» земли, ее благоустроителем. Подобно отцу, он заселял степные пространства, построил новые города как Юрьев (ныне Тарту) название в честь Георгия-Юрия, таково было христианское имя Ярослава Владимировича, и Ярославль, продолжал политику предшественников по охране границ и торговых путей от кочевников и по защите интересов русской торговли в Византии. Он огородил острожками южную границу Руси со степью и в 1032 году начал ставить здесь города – Юрьев (ныне Белая Церковь), Торческ, Корсунь, Треполь и другие.
        Еще в 30-е годы XI века Русь продолжала успешное противоборство с Польшей. Но после того, как были отвоеваны «Червенские города», Польша испытывая влияние со стороны Германской империи и Чехии, а также прибалтийский славянских языческих племен, теперь нуждалась в поддержке со стороны Руси. Союз двух государств был укреплен династическими браками: польский король женился на сестре Ярослава Добронеге (христианское имя Мария), а старший сын Ярослава Изяслав женился на сестре Казимира I. Русь оказала Польше помощь в войнах с Чехией и прибалтийскими славянами.

        На севере Русь связывали тесные дружеские отношения со Швецией. Ярослав был женат на дочери шведского короля Ингигерде.
        После долгого периода мирных отношений с Византией Русь при Ярославе начала новую войну с великой империей. Поводом послужила расправа с русскими купцами в Константинополе. Большая русская рать под началом старшего сына князя Ярослава двинулась на ладьях к Константинополю. Но около западных берегов Черного моря флот попал в бурю, которая разметала и потопила часть русских судов. Около шести тысяч воинов во главе с воеводой Вышатой высадились на сушу, другие морем двинулись обратно.
        Узнав об этом, император Константин Мономах приказал преследовать русский флот и уничтожить русское войско. Но в морском сражении русы нанесли поражение грекам и лишь после этого двинулись на родину. Судьба сухопутных войск была трагичной. Греки окружили и взяли в плен отряд Вышаты, многих из них ослепили и отпустили восвояси для устрашения Руси.
      
        Лишь в 1046 году Русь заключила новый мирный договор с Византией. В знак возобновления дружеских связей между двумя странами был устроен брак византийской принцессы, дочери Константина Мономаха, и четвертого сына Ярослава – Всеволода.
        В 1053 году у молодой четы родился сын, которого назвали в честь деда Владимиром, а в христианстве дали ему, как и деду, имя Василий. Это был будущий великий киевский князь Владимир Мономах.
        Этот брак лишь подчеркнул, как вырос за последнее десятилетие международный авторитет Руси. Русь по истине стала Европейской державой. С ее политикой считались Германская империя, Византия, Швеция, Польша, Норвегия, Чехия, Венгрия и другие европейские страны. На востоке вплоть до низовьев Волги у нее теперь практически не было соперников. Ее границы простирались от Карпат до Камы, от Балтийского моря до Черного.
        Рост международного престижа Руси подтверждали и династические браки киевского княжеского дома. Все сыновья Ярослава были женаты на владетельных принцессах – Византии, Польши, Германии. Его дочери были выданы замуж за правителей разных стран. Старшая Анна – за французского короля Генриха I, Елизавета – за венгерского короля Андрея, младшая Елизавета – за норвежского короля Гарольда.
        После смерти мужа Анна Ярославна во время малолетства сына была регентшей Франции, Елизавета после гибели на войне короля Гарольда вторично вышла замуж за короля Дании и играла большую роль в европейской политике.
      
        Стержнем внутренней деятельности святого князя было содействие распространению Христианства на Руси, развитию необходимого для этой цели просвещения и подготовки священнослужителей из русских. Как в Киеве, так и в других городах, Ярослав не щадил средств на церковное благолепие, приглашая для этого греческих мастеров. При Ярославе приехали на Русь из Византии церковные певцы, научившие русских осьмогласному пению. Летописец Нестор отметил, что при Ярославе христианская вера стала «плодиться и расширяться, и черноризцы стали множиться и монастыри появляться».
        Ярослав ознаменовал свое многолетнее царствование сооружением многих храмов. Важнейший из них — храм Киево-Софийский. В 1036 г., когда великий князь находился в Новгороде, он получил известие, что печенеги обступили Киев. Собрав многих воинов из варягов и новгородцев, Ярослав поспешил в свою столицу и здесь, присоединив к ним еще дружину киевскую, выступил против врагов, которых было несметное число. Злая сеча продолжалась целый день, и едва к вечеру Ярослав одолел.
 
        В память столько важной и благодетельной для отечества победы Ярослав и заложил великолепный каменный храм во имя святой Софии, или Ипостасной Премудрости Божией Господа Иисуса, на том самом поле, где происходила битва, решившись распространить Киев гораздо далее прежней его черты. Этот храм, заложенный в 1037 г., был построен по образцу знаменитого храма Софийского в Константинополе, только в гораздо меньшем размере и с некоторыми другими значительными отличиями. Киево-Софийский храм, как только был окончен, сделался митрополичьим кафедральным собором. При нем построен был митрополичий дом, в котором первосвятители русские начали иметь постоянное свое местопребывание.
        Вслед за Софийским собором Ярослав воздвиг каменную церковь на Золотых Воротах, находившихся на западе от собора в земляном валу, которым в том же 1037 г. начал князь ограждать свою расширенную столицу. Эта церковь, поставленная на главных городских воротах, посвящена была Благовещению Пресвятой Богородицы с тою мыслью, как замечает летописец, да «радость всегда будет граду тому святым Благовещением Господним и молитвами святой Богородицы и Архангела Гавриила».
        После Благовещенской церкви Ярослав соорудил еще две каменные церкви, а при них и монастыри, неподалеку от Софийского собора: одну — на западе от него, по направлению к Золотым Воротам, во имя своего Ангела — святого Георгия Победоносца, другую — на юг от собора, во имя Ангела своей супруги — святой Ирины.
        Не перечисляя других церквей, построенных Ярославом, преподобный летописец делает общее замечание: «И ины церкви ставляше по градом и по местам... и радовашеся Ярослав, видя множество церквий...» Кроме сооружения новых храмов он заботился о возобновлении и прежних. В 1039 г., говорит летопись, освящена была митрополитом Феопемптом церковь святой Богородицы, Десятинная, которую создал отец Ярослава Владимир.
   
        Из церквей, построенных в царствование Ярослава вне Киева, замечательнейшая есть Софийский собор новгородский, заложенный в 1045 г. и освященный в 14-й день сентября 1052 г. Новгородским епископом Лукою. Подобно киевской Софийской церкви, и новгородская, как только была освящена, сделалась кафедральным собором местных епископов. В то время в Киеве насчитывалось около 400 церквей.
        В 1051 году на общем собрании русских епископов Иларион был избран митрополитом.
        В середине 50-х годов  X века под Киевом возник знаменитый Печерский монастырь. У истоков его создания стоял митрополит Иларион. Именно ему принадлежит ряд произведений, написанных в 40—50-е годы. Первое место среди них занимает блестящий памятник идеологии и культуры X века «Слово о законе и благодати». По существу в этом произведении Иларион излагает государственно-идеологическую концепцию Древней Руси, концепцию которую повлияла на мировозрение других русских авторов X века. Именно тогда, в 40-е годы X века, на Руси впервые возникла концепция о закономерной связи Руси с мировой историей, с мировыми державами.
        В «Слове» Илариона концепция о связи Руси с «мировыми державами» и трактовка Руси как наследницы Римского величия, Римского государства прозвучала совершенно слитно. Сквозь церковную фразеологию Иларион проводит мысль о равенстве и тождестве действий Владимира I с римскими апостолами.

        С именем Иларион связан и первый церковный Устав Ярослава, или Кормчая книга составленная на основе византийского Номоканона, т.е. система церковной юрисдикции, отнесение к ведомству церкви ряда дел, связанных с семейным и брачным правом. Это были нормы, которые полагали формированию семьи, укреплению моногамии в противовес языческому множеству, освещению частной собственности, повышению авторитета  центральной власти. В нем впервые были разграничены понятия греха и преступления: всякое преступление есть грех, но не всякий грех – преступление.
        Еще в Новгороде, когда князь Ярослав был назначен туда наместником, его называли Правосуд – именно там и началась разработка писаных законов Руси. Ярославу приписывается древнейший русский памятник права — «Русская Правда» (также именуемый «Устав»), являющийся сборником действовавших законов и обычаев, устном «Законе русском», который упоминался еще в договорах Руси с Византией. Русская Правда была дана Новгороду в 1016 году и явилась первым письменным кодексом законов – уголовным, гражданским и административным. Касался он прежде всего вопросов охраны общественного порядка.
        От Ярослава осталась “Русская правда” (1037 год), в которой почти нет статей со смертными приговорами и совсем отсутствуют членовредительские наказания, которыми изобиловало законодательство Византии. Статьи за изнасилование в “Русской правде” нет, так как русская жизнь его не знала. Были предусмотрены даже статьи такого рода: если ваша собака загрызла чужую курицу, например. И там говорилось, то если забыли запереть сарай, то оставлять дело без последствий, если собака же подкопала землю под сараем и пролезла туда, то хозяину собаки полагался штраф.
        Это значит, что законодательство охватило все стороны патриархальной, мирной, спокойной жизни, когда не было ничего не значащего (над всем Бог).
        Составленный свод законов Киевской Руси — «Русской правды», которая была дополнена  его сыновьями и внуком Владимиром Мономахом, стала правовой основой жизни русского народа.

        По примеру равноапостольного Владимира, который «любил словеса книжная», и великий князь Ярослав до того был предан книгам, что часто сам читал их днем и ночью и не менее отца своего заботился о просвещении своих подданных. С этою целью он, поставляя по градам и селам священнослужителей, нарочито определял им из имения своего урок, чтоб они чаще собирали народ в церкви и ревностнее учили его вере, как поручено им от Бога.
        Чтобы привить в народ начала христианской веры, Ярослав велел переводить рукописные книги с греческого на славянский и много сам их покупал. Он составил вокруг себя целое общество людей, довольно образованных, которые перевели, по его поручению, многие книги с греческого языка на славянский, а другие, вероятно, прежде в Болгарии или Руси переведенные, списали, и предлагал эти книги для чтения всем верным. Все эти рукописи князь Ярослав положил в библиотеку построенного им при Софийском соборе для общего пользования. Таким образом он основал первую в нашем отечестве библиотеку.
        Для распространения грамоты Ярослав велел духовенству обучать детей, а в Новгороде, устроил весьма значительное по тому времени училище, в котором начали обучаться триста детей старост и пресвитеров.

        В царствование Ярослава были открыты мощи святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Одним из первых дел великого князя было тогда собрать сведения, где находятся тела его избиенных братьев, и, услышав, что тело Глебово остается поверженным в пустыне, он повелел искать его. Долго искали, но не находили, и не прежде как через год оно было найдено совершенно целым, нимало не изменившимся и не поврежденным ни от плотоядных зверей, ни от влияния стихий, хотя около пяти лет лежало без всякой защиты. С подобающею церковною честью оно было перенесено на судно, привезено в Вышгород и погребено вместе с телом Бориса у церкви святого Василия.
        Вскоре у могилы страстотерпцев начали совершаться знамения и чудеса. И когда церковь святого Василия по неосторожности пономаря сгорела, то старейшина града, доводя о том до сведения великого князя Ярослава, сообщил ему вместе и об этих знамениях. Ярослав немедленно пригласил к себе митрополита Иоанна, который по совещанию с великим князем сделал чрез несколько времени торжественный церковный ход из Киева в Вышгород к могиле святых.
       Велели раскопать могилу и изнести гробы их на поверхность земли; и, когда митрополит с пресвитерами открыл эти гробы, увидели мощи угодников Божиих совершенно нетленными. Тогда же перенесли их в особо устроенную часовню, поставили на правой стороне и совершили над ними всенощную службу.
       Новые два чуда — исцеление хромого и слепого, совершившиеся при гробах святых братьев, еще более убедили всех в прославлении их от Господа. И тогда митрополит подал великому князю совет построить в Вышгороде церковь во имя святых страстотерпцев и установить день священного торжества в память их. Князь с радостью последовал доброму совету. Немедленно в зимнее время было приготовлено дерево для церкви, а как только настало лето, она была сооружена над тою самою часовнею, в которой находились раки святых мучеников.
   
        По сооружении церкви митрополит с собором духовенства в присутствии великого князя и при стечении многочисленного народа торжественно освятил ее 24 июля, в день умерщвления Бориса, поставил в ней мощи новоявленных чудотворцев на правой стороне и установил ежегодно праздновать этот день в память их совокупно. По окончании литургии, во время которой новое внезапное исцеление хромого при мощах святых мучеников поразило и обрадовало всех присутствовавших во храме, как очевидцев чуда, торжествующий Ярослав сотворил великое угощение для митрополита, духовенства и всякого звания людей, богатых и убогих.
        Очень вероятно, что в царствование же Ярослава начали у нас праздновать и память святого равноапостольного князя Владимира в день его кончины — 15 июля, потому что, несомненно, тогда признавали уже Владимира в лике святых.
        У благоверного князя Ярослава и  благоверной княгини Ирины была большая и замечательная семья: у них было семеро сыновей и пятеро дочерей. Все они получили отличное образование, включая знание нескольких языков, и являли пример нравственности и православного благочестия.
        Об этом можно судить по «Похвале святому князю Владимиру» митрополита Илариона (около 1040 г.), где сказано: «...посмотри на внуков и правнуков твоих, как содержат они благоверие, тобой переданное, как часто посещают святые храмы, как славят Христа, как поклоняются Его имени!».
        Старшие дети Ярослава и Ирины оставили заметный след в истории Руси. Митрополит Илларион справедливо писал о киевских князьях: «Не в плохой стране были они владыками, но в русской, которая ведома и слышима во всех концах земли».

        Перед блаженной кончиной  князь Ярослав Мудрый составил завещание сыновьям, в котором  дает детям завет не о том, как управлять, как вести внешнюю и внутреннюю политику, а завет на все последующие века – как блюсти русскую землю.
        Завещание начинается словами:
        “Вот я покидаю этот мир, сыны мои. Живите в любви, потому что все вы братья– от одного отца и одной матери. Если будете жить в любви друг к другу, Бог будет с вами и покорит вам врагов ваших и будете мирно жить.
         Если будете в ненависти, в распрях и междоусобиях, то погибнете сами, и погубите землю отцов и дедов ваших, которую они добыли трудом своим великим. Но живите в мире, слушаясь брат брата.
         Вот я поручаю заместить меня на столе моем в Киеве старшему сыну моему и брату вашему Изяславу. Слушайтесь его, как слушались меня, пусть он заменит вам меня. А Святославу даю Чернигов, а Всеволоду – Переяславль, а Игорю – Владимир(южный), а Вячеславу– Смоленск”.
        И сказал Изяславу: “Если кто захочет обидеть брата твоего, то ты помогай обижаемому”. И уже совсем умирая, сказал Всеволоду: ”Жди своей очереди. Если Бог дозволит тебе занять мой стол, то завещай положить себя рядом со мной, ибо я любил тебя больше всех”.
        В завещании Ярослава четко сказано, что если будете жить в мире, тогда и Бог будет с вами… – вот и вся христианская политика.

        Благоверный князь Ярослав Мудрый умер 20 февраля 1054 года в Вышгороде (современная Украина), где он жил последние годы. Похоронен был в киевском Софийском соборе, где саркофаг Ярослава Мудрого хранится и по сей день. Благоверный князь стал почитаться святым сразу после смерти.
        Церковью он был канонизирован уже в наше время – в 2005 году.
        В соответствии со сложившейся традицией, князь Ярослав Мудрый считается небесным покровителем государственных мужей, юристов, судей, прокуроров, храмоздателей, библиотекарей, научных работников, учителей и студентов.
        Ярослав Мудрый – один из самых почитаемых святых на Украине. Ведь он сделал всё возможное для становления когда-то нашего общего славянского государства, теперь разделённого на Россию, Украину и Беларусь.   
 
        Дорогие читатели, будем же достойны своих предков и помолимся Божией Матери, святому благоверному князю Ярославу, равноапостольным Великому князю Владимиру и Великой княгине Ольге, преподобным отцам Антонию и Феодосию и всем преподобным Киево-Печерской Лавры, Почаевской Лавры и всем святым о просветлении наших братьев и сестер, ослепленных врагами, даровании им веры, возвращения их в Церковь Православную и наступления мира на Украине. Святые Небесные покровители ждут наших молитв.
        "Дай, Господи, нам чистоту мыслей такую, чтобы видеть в каждом человеке образ и подобие Божие, красоту божественную видеть и радоваться этой красоте" (схиархимандрит Зосима).

        Тропарь, глас 4, святому благоверному князю Ярославу Мудрому
        Яко благочестиваго корене пречестная отрасль был еси, благоверне княже Ярославе, добре во благочестии пожив, веру непорочну соблюл еси, и храм пречуден Премудрости Божия в стольном граде Киеве устроив, ныне на Небесех предстоиши Престолу Святыя Троицы, молися ниспослати нам велию и богатую милость.

        Кондак, глас 4:
        Измлада явился еси, богомудре Ярославе, Божественный сосуд избран Богови, во благочестии жительствовавши, многия святыя церкви устроил еси; темже похваляем тя, княже наш, яко народу твоему ты еси удобрение, Киеву — слава и всей Русстей земли — утверждение.

        Величание
        Величаем тя, благоверный великий княже Ярославе, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

                Молитва
        О святый благоверный, великий княже Ярославе, всех с любовию чтущих тя благодатный заступниче и покровителю!
        Вознеси сие малое моление недостойных раб твоих Владыце Христу, да утвердит во Святей Своей Церкви живый дух Православныя веры, любовь, благочестие, в добрых делех преуспеяние; да дарует пастырям ревность попечения о спасении людей, яко неверущия просветити, заблудшия наставити и отпадшия обратити; изряднее же, да вся чада Церкви Православныя чисты сохранит от мирских искушений, суемудрия, суеверий и наваждений вражиих.
        Ей, угодниче Божий, не презри нас, молящихся тебе, но помози нам скорым предстательством твоим, да всяких бед, напастей и скорбей в сей жизни временней избежавше, кончину непостыдну обретем и, тако благоугодно на земли поживше, жизни райския на небеси сподобимся, идеже вкупе с тобою прославим человеколюбие и щедроты в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

        СВЯТЫЙ БЛАГОВЕРНЫЙ ВЕЛИКИЙ КНЯЖЕ ЯРОСЛАВЕ, МОЛИ БОГА О НАС.

Дорогие братья и сестры!

У Вас есть возможность не выходя из дома заказать поминовения о здравии и о упокоении через сайт нашего храма.

Пожалуйста, выберите одну из представленных Треб, впишите имена поминаемых (в родительном падеже) и внесите пожертвование удобным для Вас способом – с банковской карты, или кошелька Яндекс.Деньги.

Записки будут прочитаны за ближайшим Богослужением.

В поминовении указываются имена только крещеных христиан православного вероисповедания.

Наш номер карты для пожертвований:   2200-7007-1782-1333

или по номеру телефона 8-909-667-79-86

afisha-msk.ru