О приходе
Расписание
Служение
Воскресная школа
Центр для людей с нарушением слуха
Творческая страница

Православный календарь





5965.jpg
     Дни памяти святителя Серафима (Соболева), архиепископа Богучарского:
     26 февраля,
     17 сентября – Собор Воронежских святых

     Архиепископ Серафим (в миру Николай Борисович Соболев) родился 1 декабря 1881 года (по старому стилю) в Рязани в небогатой мещанской семье Бориса Матвеевича Соболева и его супруги Марии Николаевны. Из двенадцати детей Соболевых семеро умерли в детском и юношеском возрасте. Николай Соболев был десятым ребенком в семье. Серьезным испытанием для семьи Соболевых стала внезапная болезнь Бориса Матвеевича. Когда Николаю было 6 лет, его отец перенес инсульт. Впоследствии в течение 14 лет, вплоть до самой смерти, он был прикован к постели.
     По окончании Рязанской духовной семинарии Николай Соболев поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию.
     На духовное становление и дальнейший жизненный путь будущего архипастыря повлиял инспектор академии архимандрит (впоследствии архиепископ) Феофан (Быстров), а также праведный Иоанн Кронштадтский, которого Николай неоднократно посещал.
     Общение с этими подвижниками в значительной степени подтолкнуло Николая Соболева к решению вопроса о монашеском постриге. Стремление к монашеству будущий иерарх чувствовал еще в семинарские годы. В академии этот вопрос не был для Николая Соболева столь простым. Учившийся вместе с ним митрополит Вениамин (в те годы Иван Федченков) писал, что Николай Соболев более всего терзался вопросом: выдержит ли он нелегкий монашеский подвиг?
    
     Ответ на свой вопрос Николай Соболев получил во многом благодаря Ивану Федченкову. Еще в 1905 году последний ездил в Саровский монастырь поклониться преподобному Серафиму Саровскому. Зная, что Николай Соболев почитает этого святого, Иван Федченков привез ему небольшую икону преподобного. Впоследствии митрополит Вениамин вспоминал, что не имел каких-то особых намерений и не думал о том, что этот подарок сыграет ключевую роль в жизни Николая Соболева.
     Однако Николай, как он сам впоследствии рассказывал, решил обратиться к преподобному Серафиму за советом относительно своего дальнейшего пути. Попросив преподобного Серафима дать ответ на тревоживший его вопрос, он наугад открыл его жизнеописание. В отрывке, прочитанном Николаем Соболевым, говорилось о случае, когда преподобный благословил на монашество одного глинского послушника, постриженного с именем Паисий и ставшего впоследствии настоятелем Астраханской Чуркинской пустыни. «Ангел Господень непрестанно при тебе будет до скончания жизни твоей», – сказал преподобный Серафим будущему архимандриту.
     Слова жизнеописания потрясли Николая – его сомнения относительно дальнейшего пути рассеялись окончательно. Вскоре после этого, 8 февраля 1908 года, Николай Соболев, будучи студентом 4-го курса академии, был пострижен в монашество. Его новое имя было дано ему в честь святого, к помощи которого он обращался в минуту своих духовных поисков.
     3/16 февраля 1908 года монах Серафим был рукоположен в иеродиакона, а незадолго до окончания курса епископ Сергий (Тихомиров) рукоположил его в сан иеромонаха.
     В сентябре 1908 года иеромонах Серафим блестяще защитил кандидатскую диссертацию на тему «Учение о смирении по Добротолюбию». Профессор А.А. Бронзов в своей рецензии отметил глубокое изучение автором святоотеческого наследия, а также подчеркнул, что работа выходит за рамки кандидатской диссертации. Будущему архипастырю было разрешено защищать магистерскую диссертацию без новых устных испытаний.

     Последующие годы для отца Серафима были связаны со служением на ниве духовного просвещения. Он преподавал в Пастырском училище в Житомире, Калужском духовном училище, в Костромской духовной семинарии, наконец, был возведен в сан архимандрита и назначен ректором Воронежской духовной семинарии. В этот период отец Серафим тесно общался с Оптинскими старцами, один из которых, преподобный Анатолий (Потапов), стал его духовником.
     Ситуация в духовных семинариях того времени была сложной. Что касается Воронежской семинарии, то она не была исключением, и дисциплина в ней была на низком уровне. Воспитанники даже совершили покушение на ректора и инспектора семинарии, а 1912 год был отмечен настоящим бунтом семинаристов. Архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий) в связи с новым назначением отца Серафима написал ему: «Вы назначены в наибезнадежнейшую и бунтарскую семинарию».
     Имеются сведения о том, каким образом поднимал дисциплину архимандрит Серафим. Беседуя с учащимися вскоре после вступления в должность, архимандрит обратил внимание на издевательские выпады в свой адрес со стороны некоторых воспитанников. Инспектор в тот же день представил новому ректору список нарушителей порядка и предложил исключить их.
     Однако отец Серафим подошел к каждому из нарушителей индивидуально, вызывая их по одному, беседуя и уговаривая исправиться. Такой подход принес свои плоды. Комиссия, направленная с ревизией в Воронежскую духовную семинарию Великим постом 1915 года, оставила о семинарии самый благоприятный отзыв. Высоко оценил работу архимандрита Серафима и член учебного комитета при Святейшем Синоде Петр Федорович Полянский (впоследствии митрополит и Патриарший Местоблюститель), который назвал Воронежскую семинарию одной из лучших в России.
     Председатель учебного комитета Воронежской епархии епископ Острогожский Владимир (Шимкович) в связи с улучшением ситуации в семинарии даже сказал архимандриту Серафиму: «Вы возродили нашу семинарию без каких-либо мер наказания, единственно благодаря вашей любви. Вероятно, скоро вас поставят епископом. Русская Церковь нуждается именно в таких архиереях».
     В должности ректора архимандрит Серафим находился до 1918 года, когда семинария была закрыта новой властью.

     30 октября/12 ноября 1917 года в городе установилась власть большевиков, а уже 8 февраля 1918 года был расстрелян крестный ход монахов и прихожан Митрофаниева монастыря.
     Впоследствии, во время сражений за город, большевики живыми закопали нескольких насельников этого монастыря, и архиепископ Серафим всю жизнь вспоминал стоны мучеников, доносившиеся из-под земли. Коснулась Воронежа и кампания по осквернению святых мощей. 28 января 1919 года были вскрыты мощи святителя Тихона Задонского, 8 февраля 1919 года – мощи святителя Митрофана Воронежского.
     Не пощадили новые власти и Воронежскую духовную семинарию. В марте 1918 года почти всё здание семинарии (кроме ректорской и инспекторской квартир, а также части классов) было занято красноармейцами. Занятия прекратились, а сам архимандрит Серафим был отпущен в отпуск, который провел в Задонском монастыре. В апреле здание семинарии пострадало в ходе столкновений между красноармейцами и анархистами, а в июле было объявлено, что все помещения реквизируются и в них будут размещены различные организации.
     В 1919 году архиепископ Воронежский Тихон (Никаноров) порекомендовал архимандрита Серафима для архиерейской хиротонии в Московской епархии. Однако патриарх из-за отсутствия вакансий в Московской епархии предложил рукоположить архимандрита Серафима в викарного епископа в Воронеже.
     В первой половине октября 1919 года войска генерала А.И. Деникина взяли Воронеж – и православное духовенство города смогло наконец вздохнуть свободно. Однако инициатива вскоре перешла к большевикам, и в конце октября Воронеж вновь был в руках красных.

     Архимандрит Серафим в тот момент искренне колебался, не зная, как ему поступить – уйти на юг с армией Деникина или остаться в Воронеже. По-видимому, в таких же сомнениях находился и брат отца Серафима – иеромонах Сергий, рукоположенный 19 мая (1 июня) 1916 года в Митрофаниевском монастыре и также служивший в Воронеже. В значительной степени на решение архимандрита Серафима покинуть Россию повлиял прозорливый старец Аарон. «Не беспокойся, ты попадешь в хорошую сторонушку», – сказал старец о дальнейшей судьбе отца Серафима. «Как же мне понимать ваши слова?» – спросил архимандрит. «Попадешь – узнаешь», – был ответ старца. Мать будущего архипастыря, понимая, что большевики в случае захвата Воронежа не пощадят ее сыновей, умоляла их уходить. На прощание она благословила архимандрита Серафима иконой Богородицы со словами: «Поручаю тебя Покрову Божией Матери».
     Архимандрит Серафим и иеромонах Сергий покинули Воронеж в последний момент в открытом вагоне, нагруженном углем для паровоза. Отъезд братьев был своевременным. Вошедшие в город большевики не жалели тех, кто давал повод заподозрить себя в связях с белыми войсками. На третий день Рождества, 9 января 1920 года, в Митрофаниевском монастыре был повешен на царских вратах архиепископ Воронежский Тихон (Никаноров), обвиненный в сотрудничестве с белыми.
     В течение последующих месяцев жизнь архимандрита Серафима была связана с Крымом. 7 мая 1920 года определением Высшего Церковного Управления (ВЦУ) на юге России архимандрит Серафим был назначен ректором Таврической семинарии. А в сентябре 1920 года на заседании ВЦУ в составе архиепископа Таврического Димитрия (Абашидзе), архиепископа Полтавского Феофана (Быстрова) и епископа Севастопольского Вениамина (Федченкова) было принято решение о хиротонии архимандрита Серафима во епископа Лубенского, викария Полтавской епархии.
     14 октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, в симферопольском Александро-Невском соборе архимандрит Серафим (Соболев) был рукоположен во епископа Лубенского, викария Полтавской епархии. Незадолго до этого из Херсонесского монастыря в Симферополь для участия в заседании ВЦУ прибыл митрополит Антоний (Храповицкий). Он и возглавил богослужение, а также архиерейскую хиротонию архимандрита Серафима.
     До падения Крыма под ударами Красной армии оставался месяц. В течение этого времени епископ Серафим руководил семинарией. Архипастырь посещал также позиции Русской армии Врангеля для поднятия духа войск. Вместе с епископом Серафимом расположение действующей армии посещали архиепископ Димитрий (Абашидзе) и епископ Вениамин (Федченков).

     Когда в ноябре 1920 года Красная армия вошла в Крым, епископ Серафим находился в тяжелых раздумьях относительно того, что делать дальше – уйти в эмиграцию или остаться в России. За советом епископ Серафим обратился к архиепископу Димитрию (Абашидзе). Однако архиепископ Димитрий не разрешил епископу Серафиму оставаться. «Не могу я этого сделать! – сказал он. – Если потом с вами случится что-нибудь плохое, я буду мучиться, что дал вам свое благословение». Чтобы узнать волю Божию, архиереи решили бросить жребий. На одном листке написали «уезжать», на другом – «не уезжать». После молитвы перед иконой Божией Матери архиепископ Димитрий вынул второй листок. Судьба епископа Серафима была решена. 14 ноября 1920 года он покинул родную землю.
     Весной 1921 года управляющий русскими приходами в Западной Европе архиепископ Евлогий (Георгиевский) назначил епископа Серафима настоятелем русского храма в Софии. Вслед за тем, 31 августа 1921 года, Высшее Церковное Управление за границей назначило епископа Серафима управляющим русскими православными общинами в Болгарии с оставлением за ним должности настоятеля русского Никольского храма в Софии.
     До конца дней своих, сначала в подчинении Зарубежного Синода, а затем под омофором Патриарха Московского, владыка Серафим управлял русскими приходами в Болгарии. Архиерейская хиротония епископа Серафима и назначение в Болгарию были признаны патриархом Тихоном, который изменил титул иерарха на Богучарский.
     Центром русской церковной жизни в Болгарии стал посольский Свято-Никольский храм на бульваре Царя Освободителя, освященный в ноябре 1914 года.

     С 1920 по 1945 годы архиепископ Серафим подчинялся Русской Православной Церкви Заграницей (Русская Зарубежная Церковь, РПЦЗ). При этом владыка Серафим был далек от крайностей и удерживал Зарубежный Синод от радикальных шагов.
     Так, в 1926 году он выступил против замены катехизиса святителя Филарета катехизисом митрополита Антония (Храповицкого). Иерарх заявил, что Зарубежный Синод не может брать на себя такие полномочия без разрешения Всероссийской Церкви. 
     В том же году, когда Архиерейский Синод РПЦЗ начал предпринимать шаги в пользу признания автокефалии Польской Церкви, архиепископ Феофан (Быстров) и епископ Серафим заявили, что без воли московской церковной власти Архиерейский Синод не имеет на это права.
     Как и большинство зарубежных архиереев, архиепископ Серафим воспринял «Декларацию» митрополита Сергия (Страгородского) отрицательно. Но несогласие с митрополитом Сергием не приводило архипастыря к крайностям. Так, в середине 1930-х годов архиепископ Серафим направил митрополиту Сергию свою книгу «Новое учение о Софии Премудрости Божией». Духовным чадам владыка говорил, что не имеет права осуждать митрополита Сергия, который оказался в условиях страшных гонений.

     В 1920-1940-е годы архиепископ Серафим выступил против спорных взглядов, проникших в труды митрополита Антония (Храповицкого) и протоиерея Сергия Булгакова. 1 января 1938 года за сочинение «Новое учение о Софии Премудрости Божией» он был удостоен ученой степени магистра богословия.
     Иерарх уделил внимание вопросу государственного устройства России. Этому вопросу он посвятил книги «Русская идеология» и «Об истинном монархическом миросозерцании». Основой благополучия государства архиепископ Серафим считал симфонию властей — церковной и царской. Архиепископ Серафим считал, что уничтожение этой симфонии и привело Россию к катастрофе 1917 года. Архипастырь был убежден, что в России необходимо восстановить монархическое правление. При этом он выступал против абсолютизма и подчинения Церкви государству.
     В годы Второй мировой войны архиепископ Серафим не служил молебнов о победе Германии, а также отказывался благословить русских эмигрантов на борьбу против России, говоря, что воевать против своей родины — грех.
     В сентябре 1944 года в Болгарию вошли советские войска. Начались аресты — как бывших участников белогвардейских формирований, так и непричастных к политике русских эмигрантов. В таких случаях к архипастырю часто обращались за молитвенной помощью. Духовная дочь архиепископа Серафима рассказывала об аресте одного из членов епархиального совета. Жена арестованного слезно просила владыку помолиться за него. После молитвы Богородице архиепископ Серафим повернулся к женщине и твердо сказал, что с ее мужем не случится ничего плохого. Через два дня стало известно, что у генерала, который вел дело и считался очень суровым человеком, в России скоропостижно умер сын. Вместо вылетевшего в Москву генерала дело было передано другому следователю, более мягкому, который освободил арестованного. В Софии знали и о других случаях молитвенной помощи архиепископа арестованным.

     2 марта 1945 года архиепископ Серафим направил письмо Патриарху Алексию I, в котором поздравлял его с избранием Предстоятелем Русской Православной Церкви. 15 апреля 1945 года архиепископ Серафим обратился к Святейшему с просьбой о принятии в Московский Патриархат.
     30 октября 1945 года архиепископ Серафим и семь русских приходов в Болгарии были приняты в юрисдикцию московской церковной власти. Управление этими приходами поручалось архиепископу Серафиму с непосредственным подчинением Патриарху Московскому и всея Руси. Весной 1946 года русская община вернулась в храм святого Николая на бульваре Царя Освободителя.
     В мае 1946 года в Софию прибыла делегация Русской Церкви во главе с Патриархом Алексием. Святейший Патриарх совершил богослужение в Никольском храме. В своей проповеди архиепископ Серафим сказал: «Двадцать пять лет мы были в разобщении с матерью нашей Церковью Российской. Но это разобщение было чисто внешним явлением, ибо в сердцах наших было полное единение с вами, со всеми братьями нашей родины, с теми, которые признают Патриаршую Церковь в России». Но, уйдя из Русской Зарубежной Церкви, архиепископ Серафим всегда воздерживался от того, чтобы осуждать ее.
     В 1948 году иерарх принял участие во Всеправославном Совещании в Москве. Архипастырь выступил с тремя докладами — об англиканской иерархии, об экуменическом движении и о новом календарном стиле. Архиепископ Серафим не отрицал богословского диалога и вдумчиво подходил к проблеме взаимоотношений с инославными, настаивая на том, что диалог должен быть серьезным и взвешенным. При этом он отрицал возможность компромиссов в догматических вопросах и выступал против вступления Русской Церкви во Всемирный совет церквей. Архипастырь отрицательно относился и к возможности перехода Православной Церкви на новый календарь.

     В последние годы жизни архиепископ Серафим активно участвовал в борьбе против обновленческих тенденций в Болгарской Православной Церкви. В 1949 году в органе Синода Болгарской Церкви — «Церковном вестнике» появилась статья архиепископа Серафима против церковного модернизма и принижения роли Синода в церковном управлении. Иерархи Болгарской Церкви впоследствии отмечали, что выступление архиепископа Серафима помогло остановить разгоравшуюся в Болгарской Церкви обновленческую смуту.
     Еще одной задачей архипастыря было создание в Болгарии монастыря. Мечта архиепископа Серафима осуществилась за несколько месяцев до смерти. Удалось получить разрешение от властей на открытие небольшой обители. Открытие нового монастыря благословил Святейший Патриарх Алексий. Сам архипастырь уже находился при смерти. Но даже будучи прикованным к постели, он продолжал руководить работами по обустройству обители. Говоря о монастыре, он точно описывал помещения, в которых никогда не был. А когда монахини спрашивали, откуда он это знает, архипастырь улыбался и отвечал: «Да разве?»
    Деятельность архипастыря (открытие монастыря, выступления против модернистов), а также его убеждения вызвали крайнее недовольство в Совете по делам Русской Православной Церкви. В январе 1950 года в ведомстве Карпова был поднят вопрос об удалении архиепископа Серафима с его поста. Но архипастырь к тому времени уже не поднимался с постели.
     Незадолго до смерти архиепископ Серафим советовал писать ему письма, как живому. «Когда вам станет тяжело, — говорил архиепископ, — вы мне напишите письмо <…> и оставьте его у моей могилы. Если я получу милость у Господа, утешу вас и помогу вам».

     26 февраля 1950 года, в праздник Торжества Православия, в 15 часов архиепископ Серафим (Соболев) окончил свой земной путь в квартире на улице Велико Тырново. На следующий день тело усопшего архипастыря было перенесено в храм святителя Николая. До поздней ночи жители Софии шли проститься с усопшим иерархом.
     1 марта архиепископ Серафим был погребен в крипте Никольского храма.

     3 февраля 2016 года на пятом пленарном заседании Освященного Архиерейского Собора в Храме Христа Спасителя было принято решение о прославлении в лике святых архиепископа Богучарского Серафима (Соболева, † 1950).

     Тропарь святителю Серафиму (Соболеву), глас 4:
     Божественною ревностию присно распалаемь, Православия столп явился еси/в Софии граде возсияв, и благочестием твоим многиялюди ко Христу привел еси, пастырю добрый, святителю Серафиме, моли Христа Бога, спастися душам нашим.

     Ин тропарь, глас 5:
     Сосуд Божественных даров/ и дом Святыя Троицы явился еси,чудотворчесвятителю отче Серафиме, темже, имея дерзновение ко Господу, не остави нас сирых и, якоже обещался еси, испроси нам молитвами твоими/мир и велию милость.

     Кондак, глас 4.   
     Вознесыйся на высоту смиренномудрия, благочестия учитель явился еси, Православия поборниче и странных предстателю, монашествующих похвало и пастырю изрядный. Темжелюбовию зовем ти: радуйся, Серафиме,чудотворче.

     Величание:
     Величаем тя, святителю отче Серафиме, и чтим святую память твою, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего.

     Молитва святителю Серафиму (Соболеву)

     О, чудотворче предивный, святителю отче Серафиме! Ты, еще жив сый, реклеси верным: яко аще улучу дерзновение у Господа, не оставлю вас сирых. Сего ради, поминающеглаголы твоя и дела милосердия твоего в жизни временней, любовию припадаем и усердно просим:
     молися непрестанно у Престола Царя Славы о всех нас, ближних и дальних, присных и странных, немощных и грешных, любовию почитающихтя. Ты от младенства благодатию Божиеюпросвещен был еси, в юности же ум совершенный стяжав, юноши и девы умудрил еси.
     Достигше же мужеска возраста, усердный делатель Божественных добродетелей явился еси. Сего ради утверди и нас во благоугождении Богу и, яко пастырь добрый изрядно еже овцы Христовы упасл еси, настави нас на путь покаяния. Яко светильник Света Истиннаго просвети нас и сохрани от заблуждений и соблазнов мира сего, и, яко чудотворец дивный, не престай являти милость свою всем, с любовию притекающим к тебе.
     Пастырю добрый, не остави паству в землях Болгарской и Русской и инуде сущей.   
     Буди скорый помощник призывающим тя от всех концев земли, да прославится неизреченное милосердие Пастыреначальника и Господа нашего Иисуса Христа, присно прославляемаго и спокланяемаго со Безначальным Его Отцем, и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

     Святителю отче Серафиме, моли Бога о нас.

Дорогие братья и сестры!

У Вас есть возможность не выходя из дома заказать поминовения о здравии и о упокоении через сайт нашего храма.

Пожалуйста, выберите одну из представленных Треб, впишите имена поминаемых (в родительном падеже) и внесите пожертвование удобным для Вас способом – с банковской карты, или кошелька Яндекс.Деньги.

Записки будут прочитаны за ближайшим Богослужением.

В поминовении указываются имена только крещеных христиан православного вероисповедания.

Наш номер карты для пожертвований:   2200-7007-1782-1333

или по номеру телефона 8-909-667-79-86

afisha-msk.ru