О приходе
Расписание
Служение
Воскресная школа
Центр для людей с нарушением слуха
Творческая страница

Православный календарь





10595.jpg
         Притча недели: (Мф.6:14-21)
        Сегодня мы вспоминаем грехопадение первых людей и изгнание их из рая.
До грехопадения в душе Адама царила Божия Благодать. Она делала душу Адама безпечальной, радостной, святой, а тело – послушным орудием души.
        Желая научить первого человека послушанию и любви к Создателю, Бог дал ему одну заповедь о посте, запретив вкушение плодов от одного из деревьев Рая. Но эту заповедь Адам преступил, согрешив против любви Божией, и через такое падение в человеческую природу вошел грех.

        Образ Божий в человеке был помрачен, искажен, а подобия Божия человек лишился, потому что пошел в совершенно противоположном направлении, предал Бога, не захотел быть на него похожим.  Когда сатана предлагал вкусить запретный плод,  он это и предлагал – отвернуться от Бога и  остаться самим по себе. "Вы будете, как боги, – сказал сатана, искушая Еву, – вы сами будете рассуждать, что такое добро и зло, будете утверждать самих себя". И человек по  собственной воле отказался быть похожим на своего Отца, лишился своего подобия и был изгнан из Рая, из того места, где имел все возможности стать сыном Божиим, по-настоящему сродниться с Ним.
        Грех лишил человека этой блаженной жизни, и существование его на земле стало изгнанием. Но чтобы восстановить повреждение человеческой природы необходим был искупительный подвиг Христа Спасителя.
      
        В Евангельском и апостольском чтениях этого дня Святая Церковь говорит нам о необходимости прощения обид и неосуждении ближних, о том, что такое истинный пост. Без прощения ближних нельзя начинать подвиг Великого поста. Отсюда произошел обычай христиан в этот день просить друг у друга прощение.
        Вечером накануне наступления Великого поста в храмах совершается одна из самых трогательных служб в году — вечерня с чином прощения. А в течение всего дня по сложившемуся обычаю христиане просят друг у друга прощения за причиненные обиды, почему и носит последний день Масленицы, день воспоминания Адамова Изгнания, еще одно название — «Прощеное воскресенье».
        Всё, что есть в нас, — дар Божий. Человек создан для блаженства и, чтобы исполнить своё предназначение, должен питаться от древа жизни Божественной, быть ведомым светом Божиим, а не обманываться своими собственными представлениями о том, что есть добро и что зло, отделяя тем самым себя от Бога и противопоставляя Ему. Возлюбив славу человеческую более, нежели славу Божию, люди утратили и истинные отношения друг с другом, разделились между собой и противопоставили себя друг другу.
         
        Ад и смерть были бы вечной участью рода человеческого, если бы Бог не послал на Землю Сына Своего Единородного, Который Крестом Своим и Воскресением примиряет нас с Богом и друг с другом.
        Всякий раз, когда прощаем, мы свидетельствуем, что любовь Божия, явленная во Христе, сильнее зла. Всякий раз, когда не прощаем, мы утверждаем, что насилие, зло, смерть сильнее любви Божией, явленной во Христе Иисусе.
        Прощение свидетельствует о реальности Воскресения. Оно утверждает, что любовь Христова может преобразить смертельные раны в раны, открывающие жизнь. Прощение есть исповедание веры. Преподобномученица Великая княгиня Елизавета сказала убийце своего супруга Великого князя Сергея Александровича: «Мы — христиане, мы простили». Безкомпромиссной верностью правде Христовой достигла она высоты Креста мученицы.

        Кто не прощает, роет сразу две могилы — себе и другому. Это — Закон, говорит Слово Божие, Закон жизни. И отказ от него есть смерть. Выбирай! Жизнь или смерть, свободу или рабство. Выбор исходит от нас. Говорит с нами Сам Бог. Место раны и место прощения может стать местом покаяния, возрастания в любви, в общении с Богом, началом духовной жизни для нас и для других. Каждому из нас прежде Великого поста, прежде нашего исхода отсюда, предоставляется выбор.

        «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших».
        «Почему накануне Великого поста Господь говорит об этом? Цель и смысл Поста заключается в том, чтобы мы стяжали сокровище, - говорит протоиерей Александр Шаргунов. -  Не то сокровище, которое собирается здесь, на земле, где тля и моль тлит, и ржавчина разъедает, где воры подкапывают и крадут (и где много этого сокровища, они там и подкапывают), а то сокровище, которое на небесах. Не то сокровище, где всегда неизбежен распад, а то сокровище, которое ставит нас перед лицом Бога Живаго, перед Его любовью, потому что — где сокровище наше, там и сердце наше будет. И где любовь Божия, где радость Христова о каждом кающемся грешнике, о каждом из нас, там и сердце наше будет среди Пасхи Господней.

        Подлинное прощение невозможно без исповедания полноты веры, и подлинное прощение невозможно без жизни по вере, без отвержения всякой лжи и всякого зла. Иными словами, мы призываемся понять две вещи. Во-первых, что прощение невозможно там, где нет признания греха, и, во-вторых, —прощение невозможно, если оно не исходит от Бога. Отрицание греха делает прощение, по крайней мере, излишним.
        Мы живем в мире, где всё делается, чтобы отменить в массовом сознании само понятие греха, отменяя заповедь Божию и нравственный закон. Если не существует больше нравственного закона, не существует и греха. И непонятно, о каком прощении может идти речь. Чем углубленней человек живёт духовной жизнью и, значит, чем больше он узнает, как страшен грех, тем сильнее нуждается он в прощении от Бога, от другого человека. И тем легче способен он сам простить.

        Ужаснее всего, как всегда, равнодушие, делание вида, что все в порядке («нечего особенно прощать»), желание не видеть человека, оставить его и забыть о нем; думать, что простил, отвернувшись от человека, затворив от него сердце. Но горечь, которая остается, может вырасти в ненависть.
        Современный человек часто ищет примирения, чтобы не быть захваченным неприятными отрицательными чувствами, чтобы не осложнять себе жизнь. Это означает «прощать, не прощая», обманывая себя и других.

        Драгоценней всего — сделать первым шаг к другому, и этот шаг будет твердым, если он будет совпадать с тем, что мы идем, начинаем идти, попирая всякий грех. Прощение — чудо. Оно творится Богом из ничего. Прощение нельзя создать. Его получают сверх сметы, сверх меры, сверх ожидаемого. Оно — благодать. Здесь точка нашего личного соприкосновения с Богом. И с Крестом. Ибо где умножился грех, там преизобилует благодать.
        И эта благодать нас преображает, делает другими. Только получив от этой жизни с избытком, мы можем щедро дать другим. В самом деле, как молиться за убивающих нас, если прощение не исходит от Бога? Это дар Бога, не наше достижение. Потому наше примирение друг с другом утверждается в Таинстве исповеди — Таинстве покаяния, и оно должно быть особенно глубоким Великим постом.

        Только даром Божиим, Его благодатью и нашим участием в этом даре — трудом сорокадневного поста — можем мы научиться дару прощения. Нельзя заставить простить, так же как нельзя заставить любить. И Господь нас не заставляет прощать, Он как бы говорит: «Вы можете не прощать, вы можете поступать так, как хотите», — потому что если бы Он заставил нас простить, то такое прощение не было бы нашим. Это было бы Божие прощение, а к нам не имело бы никакого отношения. Подлинную цену имеет только то, что делается свободно и сознательно, когда сам человек понимает, что он должен простить.
        Господь только предупреждает, что если мы не прощаем, то и Он нас не простит. И если мы молимся в молитве Господней: «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим», понимая значение этих слов, и одновременно говорим: «Я никогда и ни за что не прощу этого человека», — значит, мы вполне сознательно просим Господа, чтобы Он никогда и ни за что не прощал нас и наши грехи.

        На Святой Афонской Горе существует такой обычай: если кто-то из братии находится с кем-нибудь во вражде, он должен убрать из Господней молитвы эти слова. Он не имеет права их произносить, если не хочет, чтобы они были ему в суд и во осуждение. Но как убрать из молитвы Господней хоть одно слово, если эта молитва, как говорят святые отцы, — краткая запись всего Евангелия?
        И если кто-нибудь вычеркнет хотя бы одно слово из этой Книги жизни, говорит нам Божественное Откровение (Откр.22,19), Господь вычеркнет из Книги жизни имя того человека. Тяжесть наших грехов, и крупных, и самых мелких, которые, как горы, накапливаются изо дня в день, будет возрастать, а когда мы перейдем в вечность, будет давить нас вечной безысходностью.

        «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, — говорит Христос, —ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою». Для того чтобы пост был для нас осмысленным, он не должен быть лицемерным. Мы не должны ничего делать напоказ, с тем, чтобы нас увидели другие и похвалили. Как только это происходит, мы теряем свою награду от Господа.

        «А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое».
        Что значит помазать голову елеем? Голова — это ум, говорят святые отцы. Надо позаботиться о том, чтобы мысли наши были чистыми. Но и слова наши не должны быть злыми, скверными и пустыми. О слове, так же, как и о мыслях, в течение всего Поста нам будет напоминать молитва: «Положих, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих» — слово Господне, которое обращено к последнему Суду, к самой Пасхе Христовой.
        «От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф.12,37). Не только за слово скверное, гнилое, но и за «всякое слово праздное, какое скажут люди, дадут они ответ в день Суда» (Мф.12,36).
        Праздным словом прежде всего является не просто бессмысленное или лживое, а правдивое и истинное, но которое мы делаем праздным, когда употребляем святые слова всуе, как ничего не значащие.

        Мы живём в мире, где самая главная война идёт против человека; против единственного словесного существа — человека. Всё делается для того, чтобы слова стали бессмысленными. Чтобы не только потопить всех в океане лживых слов, которые ежедневно обрушиваются на нас, но и святые слова смешать со словами лживыми и скверными. И чтобы мы тоже приняли в этом участие. Если мы поддаёмся врагу, то горе нам.
        Для того и предлагается нам пост, чтобы мы помнили, что есть самое главное; чтобы мы помазали главу свою: свой ум, своё слово — елеем смысла, добра, веры, правды и чистоты, и чтобы слово наше стало живым, как и мысли.

        Слова Евангелия «помажь главу» относятся, конечно, ко всему внутреннему человеку, к сердцу нашему, — чтобы из сердца не исходила ни зависть, ни ненависть, ни злоба, ни вражда, никакая похоть, ничего грязного. Чтобы внутренний наш человек — душа наша — была помазана благодатью Духа Святаго. Чтобы наша ожесточенная, окаменевшая, мертвая душа за то, что она хранит этот Пост, по дару Христову, по Его благодати, получила благоуханное помазание Духа Святого, когда завершится Великий пост, и мы предстанем перед Христом Распятым и Воскресшим.

        А что значит умыть свое лицо водою? Лицо, говорят святые отцы, — это внешний наш человек.
        Что у нас на лице? — Глаза, чтобы мы обратили внимание на то, куда мы смотрим, где блуждает наш взор среди этого, всеми красками греха переливающегося, изменчивого мира, лежащего во зле и во лжи.
        Чтобы, само собой, исключались Великим постом, все сомнительные телевизионные программы, и мы не уподоблялись такому человеку, который воздерживается от мяса в течение всего Поста и вместе с тем пожирает своими глазами всякую нечистоту, как тот блудный сын, который сел за один стол с грязными, шумно чавкающими свиньями — за бесовскую трапезу, которую предлагают нам сегодня средства массовой информации. М
        Мы должны быть глухими, как говорит апостол Павел, и слепыми, смотря по обстоятельствам. Все тело наше должно быть не вертепом разбойников, а храмом Божиим.

        Господь говорит, чтобы вначале мы помазали голову, а потом уже умыли лицо. Голову помазали, а потом лицо, потому что внутреннее должно идти впереди внешнего. Не то, что Он внешнее считает незначительным. Нет, внешнее очень значительно. Кто не постится во Святую Четыредесятницу без уважительной причины, «да никакоже причастится» — правило святых отцов, которое никто не может отменить, ибо оно дано Духом Святым. Но что главнее — душа или зеркало души?

        Самый главный пост — воздержание от себялюбия, от нашего «я». Наш пост должен быть «перед Отцом, Который втайне». Господь говорит, чтобы наш пост был втайне — там, где мы с Отцом Небесным. Мы должны научиться поститься у Бога, ибо пост имеет Божественное измерение.
        Отец, Сын и Святой Дух живут друг для друга. Никто из Них не живет для Себя. Бог — общение, превосходящее все, что мы можем помыслить. Этим единством общения Пресвятой Троицы должна жить Церковь.
      
        В тайне нашего сердца мы призваны молить Бога научить нас этому таинственному посту от нашего «я», чтобы сделаться способными отдавать свою жизнь другим. «Не собирайте себе сокровищ на земле, но собирайте себе сокровища на небе, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Господь говорит о небе, о Самом Отце, — как о сокровище, которое находится там, где сердце наше.
        Мы должны совершать наше очищение, изменять наше отношение ко всему на уровне сердечных глубин. Ибо наше смертное «я», то, что рождает смерть, стремится всегда обладать. Оно влекомо внешним, так что готово даже других людей превратить в объекты нашего обладания.
        Покаяние сердца, подлинная жизнь с Отцом Небесным заключается в освобождении от этого духа обладания. Если Христос Бог станет сокровищем любви, которое мы ищем, все остальное приложится нам. Все станет благодатью в нашей обновленной жизни, и рай наступит уже здесь и сейчас, Пасха Господня.

       В течение поста мы будем без конца убеждаться в том, что наше прощение — мера нашей любви к Богу, нашего желания быть участником Пасхи Христовой. По мере того как мы погружаемся в тайну прощения в молитве, нам открывается неисследимая «высота, глубина и широта» прощения Божия. Как тот, кому дано будет увидеть милосердие Христово, может влечь от суда к суду своих личных обидчиков?

        Бог наш — Бог кающихся и «Отец прощения», как свидетельствует ещё Ветхий Завет. Он стал Человеком, чтобы дать нам прощение, жизнь. Христос, Бог, ставший человеком, — весь прощение. Он освобождает нас от вечных уз, восстанавливает истинные отношения, берёт на Себя все наши беззакония. Он стал клятвою, грехом за нас (2Кор.5,21), Он взял на Себя всё зло, которое было когда-либо совершено и будет совершено в мире, всё страдание. И Христос совершает с нами чудесный обмен, давая нам Свою праведность, Свою святость за прощение ближнего.

        Христос заступается за всех грешников: «Отче, прости им, не знают, что творят". Он — всегда за нас. Он не только прощение, но и сострадание, жалость — к вдове Наинской, к женам, плачущим о Нём, когда Он восходит на Голгофу, к Петру, отвергшемуся от Него трижды, к разбойнику, распятому с Ним, к Пречистой Своей Матери и возлюбленному ученику, стоящим у подножия Его Креста.

        Если нам дано будет в течение поста так углубиться в молитву, чтобы достигнуть прощения в глубинах нашего сердца, стать причастником Христову Кресту и Воскресению, то в нас родится сострадание и подлинная любовь к другому человеку. Мы станем участвовать в его несчастье, в грехе, в страдании, в покаянии, как в своём собственном. Мы сделаемся способными принять на себя то, что надо ему простить. Вместе с Господом войдём в милосердие.

        Прощая нас, Христос даёт нам жизнь. Жизнь вечную: «Днесь со Мною ты будешь в раю!» — сказал Он разбойнику. Наше прощение — жизнеподательно. Даром Христа оно имеет силу Таинства и силу возрождения. Таинством прощения Господь делает нас «соработниками Божиими», письмом Христовым, написанным Духом Божиим. Церковь становится подателем жизни, посланником Божиим в мир во имя Христово: «Примиритесь с Богом».
        Христос, Спаситель мира, отворяет двери рая всякому, кто идет за Ним, и Церковь, показывая нам красоту Его Царства, превращает нашу жизнь в паломничество к небесному отечеству.

        Итак, в начале Поста мы уподобляемся Адаму: "изгнан был Адам из рая из-за пищи (из-за вкушения запрещенного плода), и, сидя прямо перед раем, рыдал и стонал... Увы мне, как пострадал я, окаянный: я не соблюл одной заповеди Владыки и лишился всех благ! Рай святейший, ради меня насажденный, и ради Евы затворенный, моли тебя и меня Создавшего, чтобы я вновь наполнился твоими цветами". И отвечал ему (Адаму) Спаситель: "Я не хочу, чтобы погибло Мое создание, но Я хочу, чтобы оно спаслось и пришло к познанию истины, потому что приходящего ко Мне Я не изгоню".
        Изгнание из Рая Церковь вспоминает перед началом Великого поста, как плач Адамов. Это плач того, кто лишен самого главного своего сокровища – быть похожим на Бога. С особенной силой звучат в этот день евангельские слова: Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф.6:21).
        Это плач каждого из нас, когда мы должны задуматься: а не изгонят ли меня из Рая? Вот так вот, с позором, со словами: "Не знаю кто ты..."

        Так вот, вступая в Великий пост, приложим все силы своей души, чтобы научиться подражать Христу, чтобы вырваться из плена, который заставляет нас работать греху, работать миру, удивляться его красоте, все время поворачиваться туда, где нас призывают быть свободными от Бога, от любви к Нему,  от подражания Ему. Чтобы восплакать о своей душе, и в ужасе встрепенуться, представив себя на месте Адама  и Евы, изгнанных из Рая...
        И тогда этот пост обязательно нас изменит, сделает настоящими христианами не по названию, а по смыслу, чтобы  мы  смотрели на  мир иными глазами и видели, что  наша красота – это Христос, наша жизнь – это Христос,  наша пища – это Христос, наше питие – это Христос,  воздух, которым мы дышим – это Христос.

       На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона … - здесь особенно чувствуются те слезы о вечности, об утерянном общении с Богом, о близкой возможности этого общения в Сионе. Услышать бы только, как плачут плененные иудеи на реках Вавилонских...
       О Адам. Отец наш, пропой нам песнь Господню, чтобы слышала вся земля, и все сыны подняли умы свои к Богу, и усладились звуками небесной песни, и забыли горе свое.

        И в последнее «Прощеное воскресенье» перед Великим Постом мы будем просить прощения, и давать прощение.
        Прощеное воскресенье, исторически, это день, в который монахи одной египетской обители прощались друг с другом перед длительным великопостным путешествием по пустыне, из которого возвращались далеко не все, по причине засухи, болезней, диких зверей или банальной старости.
        Попросить перед долгой разлукой прощения у людей, с которыми прожил целый год под одной крышей, которых, наверняка, неоднократно огорчал своею жизнью за все это время и которых, возможно, никогда уже больше не увидишь – что может быть более естественным?
        Дорогие читатели, простите и меня, если кого-то обидела словом.
        С наступлением Великого поста и помощи всем нам Божией достойно  провести его и встретить Светлое Христово Воскресение. 
       
        Кондак, глас 6:
        Премудрости наставниче, смысла подателю,  немудрых наказателю, и нищих защитителю,  утверди, вразуми сердце мое Владыко. Ты даждь ми слово, Отчее Слово, се бо устне мои не возбраню,  во еже звати Тебе:  Милостиве, помилуй мя падшаго.

https://stihi.ru/2016/03/12/10595

Дорогие братья и сестры!

У Вас есть возможность не выходя из дома заказать поминовения о здравии и о упокоении через сайт нашего храма.

Пожалуйста, выберите одну из представленных Треб, впишите имена поминаемых (в родительном падеже) и внесите пожертвование удобным для Вас способом – с банковской карты, или кошелька Яндекс.Деньги.

Записки будут прочитаны за ближайшим Богослужением.

В поминовении указываются имена только крещеных христиан православного вероисповедания.

Наш номер карты для пожертвований:   2200-7007-1782-1333

или по номеру телефона 8-909-667-79-86

afisha-msk.ru