О приходе
Расписание
Служение
Воскресная школа
Центр для людей с нарушением слуха
Творческая страница

Православный календарь





b_600__16777215_00_images_00January_5825.jpg
     Сегодня Церковь празднует память Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших.
     Приготовление к Святой Четыредесятнице начинается вскоре после праздника Богоявления. Собственно, Четыредесятницу предваряют четыре подготовительные Недели (воскресенья): о мытаре и фарисее (без седмицы), о блудном сыне, мясопустная (мясо-отпустная) и сыропустная (сыро-отпустная, сырная) (с седмицами). В приготовительные Недели и седмицы Церковь подготавливает верующих к посту постепенным введением воздержания: после сплошной седмицы восстанавливаются посты среды и пятницы; затем следует высшая степень приготовительного воздержания — запрещение вкушать мясную пищу. В приготовительных службах Церковь, напоминая о первых днях мира и человека, о блаженном состоянии прародителей и их падении, о пришествии на землю Сына Божия для спасения человека, располагает верующих к посту, покаянию и духовному подвигу.

     В синаксаре сырной субботы говорится, что подобно тому, «как вожди пред ополченным войском, уже стоящим в строю, говорят о подвигах древних мужей и тем ободряют воинов, так и святые отцы вступающим в пост указывают на святых мужей, просиявших в посте, и научают, что пост состоит не только в отчуждении снедей, но и в обуздании языка, сердца и очей», а проще сказать – отказ и отчуждение от всякого зла.
     Такое приготовление к посту Четыредесятницы есть древнее установление Церкви. Так, уже знаменитые проповедники IV века святые Василий Великий, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский в своих беседах и словах говорили о воздержании в Недели, предшествующие Великому посту. В VIII веке преподобные Феодор и Иосиф Студиты составили службы на Недели о блудном сыне, мясопустную и сыропустную; в IX веке Георгий, митрополит Никомидийский, составил канон на Неделю о мытаре и фарисее.
     Сырной седмицей или масленицей называется седмица, следующая за Неделей мясопустной. В ее продолжение не вкушается мясо, но пост на остальные скоромные продукты в среду и пятницу отменяется. В среду и пятницу не совершается Божественная литургия. За вечерним богослужением во вторник впервые читается молитва святого Ефрема Сирина, которая многократно повторяется за всеми великопостными богослужениями.
     Сырная седмица — преддверие Великого поста. Святая Церковь называет ее «светлым предпутием воздержания», «началом умиления и покаяния», поэтому не подобает истинным чадам Церкви Христовой предаваться в масленицу разгулу, мирским забавам и развлечениям.

     В сырную субботу совершается воспоминание святых мужей и жен, «в постничестве просиявшие светло, преподобно же пожившия». Примером святых подвижников Церковь укрепляет нас на подвиг духовный, «яко да и первообразному, незлобивому взирающе житию их, многовидныя и различныя делаем добродетели, якоже комуждо сила есть», помня, что и святые подвижники и подвижницы, прославляемые Церковью, были людьми, облеченными немощами плоти подобно нам.
     В эту последнюю перед Великим Постом субботу Церковь призывает православных христиан почтить «в подвизех просиявшия божественныя отцы, яже изнесе своим всякое место, и град, и страна». Как напутствие перед прохождением подвига поста Церковь предлагает нам жития всех тех, кто подвигом постным вошел в «рай сладости», наслаждаясь ныне Небесного Царствия. Этот древний праздник объединил памяти множества святых разных стран и народов, причем для некоторых из них этот день остался единственным днем их гласного церковного поминовения.
     На следующий день, в воскресенье, в храмах совершается так называемый «Чин прощения», когда христиане взаимно испрашивают друг у друга прощения обид, чтобы с чистой совестью и мирной душой вступить в святое время Великого поста, подражая хотя бы в эти дни Четыредесятницы подвигу великих преподобных отцов.
     Сырная суббота — это особенный и единственный день в году, когда совершается память всех монашествующих. И естественно, что их память совершается незадолго перед началом Великого поста, потому что «житие постническое» — это просто синоним монашеской жизни, и потому что в житии постническом все, не только монахи, но и миряне, и белое духовенство — все подражают этой монашеской добродетели. Поэтому последняя предпостная суббота — праздник, когда Церковь предлагает особенно, конечно, монахам поучиться у тех, кто прошел этим жизненным путем так, что попал в Царствие Небесное, а также и всем вообще христианам поучиться у монашества тому, в чем состоит монашество главным образом.

     «Сегодня, - говорит в своей проповеди иеромонах Силуан (Межинский) Оптиной пустыни, - мы вспоминаем память всех преподобных отцев, в подвиге просиявших, то есть весь монашеский чин, который был за всю историю нашего человечества. И сегодня мы слышали слова Священного Писания, которые говорили о двух вещах очень важных в жизни человека. Это о милосердии, о милостыне и молитве. Так вот это как раз та черта, то, что объединяет всех монахов всех времен. Они этому учатся, и они обучают этому всех людей, которые приходят. Они являются примером, умеют это делать или учатся это делать и преподают это людям. А почему же это так важно людям? Потому что именно добрые дела, милостыня и молитва являются сердцем жизни человека. То есть это основной критерий жизни человека вообще. Из-за того как человек умеет делать эти вещи – творить милостыню и молитву, зависит вся его будущая жизнь не только здесь, но и в вечной жизни.
     И вот в этой притче Господь нам дает понять, что будет являться предметом суда Божия, и от чего в земной жизни нашей будет зависеть образ нашей вечности. Да, конечно, имеет большое значение милость Божия, но это уже независимо от наших дел. И как будет проистекать милость Божия над каждым человеком, это не знает никто, кроме Самого Господа, потому что здесь много-много разных причин.
      Люди удивляются, почему этот человек благоденствует, а другой человек страдает. Но мы все же знаем Евангелие и слова Священного Писания. А там четко написано: живешь ты благочестивой жизнью, семь поколений твоих детей под благословением. Живешь плохо – четыре поколения твоих детей под проклятием живут. И это никуда не уберешь. То есть, сегодня ты сделал один плохой поступок, четыре поколения детей будут отвечать за твой сегодняшний плохой поступок. Священники говорят об этом, много раз говорят, но почему-то люди их не слушают и думают, что все это пустая бравада, пустые слова. А потом, конечно, когда это их касается, ответ за все, начинают бежать в храм, просить помощи и спрашивать у священника: за что мне все это? куда смотрел Бог и почему Он все это допустил. Начинаем разбираться, и выясняется, что никто не виноват кроме самого человека.

     Все знают эту притчу. Собрались люди всей земли, пришли на поляну и обратились к Богу: Господи, почему это у нас на земле войны, нестроения, ссоры, обиды, проклятия и все остальное. Он им отвечает: так это ж вы сами делаете, Я-то причем. Я вам дал свободную волю, а вы все делаете так, как хотите. Вы эту свободную волю творите почему-то вот на все эти злые вещи. Вместо того чтобы творить на добро, вы творите на зло.
     Многие ошибаются в понятиях добра и зла. Но что же такое добро и зло? Господь создал мир, и Господь создал все. Написано в Библии: создал Бог все, и все было «добро зело» (Быт.1, 31). Нет там слова зла, нет. «Зело» это много, чтобы не ошибались. То есть создал Господь добро, и его очень много. А зла Господь не создавал. Так что же такое зло? Так вот зло это неделание добра. Самого зла, как такового, не существует. А вот мы можем сделать доброе дело и не делаем, вот это принято называть злом. А то говорят, что это сатанизм, как говорится, зло борется с добром, добро борется со злом. Как получается, что Бог создает и добро, и зло? Нет. И в Библии нигде об этом не сказано. Господь создал только все доброе, но почему-то человек своим грехом, своим падением претворяет вот это доброе.
     Но Бог по Своей великой милости так делает, что наше злое претворяет во благое.   
     Сколько слышишь таких парадоксальных рассказов: батюшка, я была у ведьмы или колдуньи, и она меня направила в церковь, и благодаря ей я вот здесь. Слушаешь, взрослый человек перед тобой стоит и говорит такую вещь. Как это она? Это Господь не дал погибнуть человеку, который обратился к этим злым силам, который продал душу этим злым силам. Это Господь Своей великой милостью за чьи-то святые молитвы, за молитвы, может быть, за благословение какого-то дальнего родственника спас эту душу и дал ей возможность прийти покаяться в храм. А ведьма тут не причем или колдун, которых у нас очень много сейчас.

     Вот для сравнения, чтобы вы знали. У нас 35 тысяч священников православной церкви и около 6-ти миллионов колдунов, ведьм, магов, экстрасенсов, знахарок, биоэнерготерапевтов, шаманов и всякой-всякой нечисти. Даже был такой случай. Пришел к нам один человек: батюшка, у меня же диплом экстрасенса №1. Ну и что ты сюда пришел, что тебе здесь-то делать? Церковь и экстрасенсы — это вещи несовместимые, потому что мы пользуемся тем, что Господь нам дает добро, и мы даем его людям. А вы приходите к нам и воруете это добро, говорите, что это ваши силы какие-то, вам помогающие.
     Но все прекрасно знают, по крайней мере, священники, мы знаем, что они воруют у нас, а дают вам и говорят, что это их. Но это вранье все. На земле все энергии, все божественное. На земле нет сатанинских энергий. На земле только Господь. Хотя и говорится, что сатана называется князем поднебесным. Но он только княжит, и то на час, на столько, на сколько позволит ему Господь, и ни на секунду больше, ни на мгновение больше. И поэтому чтобы он не делал для нашего уничтожения, он ни на йоту не сможет сделать больше, чем ему дозволит Господь. А все что он делает, он делает для нашего испытания.
      Господь через пророка Исаию говорит, что Он ожидает от людей: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо, раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся» (Ис.58,6-7). Вот пост, который Господь от нас ждет. Он Сам избрал этот путь. И люди, которые поверили слову Священного Писания, поверили Господу, они убеждаются, что действительно жить такой жизнью ради других людей, это очень счастливая и полная жизнь, когда живешь не ради себя, а ради других, когда ты отнимаешь у себя и даешь другим. А не когда ты все думаешь о себе и о своих близких. А вот как раз, думая о других, Господь дает тебе самому все. Причем дает так, как ни один человек тебя бы не наградил.
   
     И вот в Евангелии сегодня говорится: «смотрите, не творите милостыни вашей перед людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби пред собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая твоя рука не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была в тайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф.6,1-6).
     Постоянно слышны такие слова: батюшка, а почему эти богатые благоденствуют, почему олигархи до сих пор олигархствуют, почему там происходит то-то и то-то. Так они уже получают награду свою. Пожалейте их, они все, что хотели получить, уже получили. Славу, почет, ордена, медали, должности и так далее. А настоящий православный христианин он живет другим царством. Другим, Небесным. А это для него все – дым, пыль, миг. Все один миг.
     Вот у нас только наступила Сырная седмица, и ее уже нет. Она уже прошла. Все. У нас уже послезавтра Великий пост. Мы его все дождались, слава Богу. Как время все летит быстро. Представьте себе, какое горе у человека. Он стремится себе что-то создать, построить, а в душе понимает, что все это конечно. И вот этот дискомфорт, который в душе у него есть, он ничем не может преодолеть. Хотя вот вроде бы рядом стоит церквушка, там батюшка стоит и говорит: постись, молись и милостыню давай. И все, никаких трудностей. Люди ищут великого смысла, создают великие учения, а оно все уже есть, оно все простое. Не важно, в каком ты звании – доярка, пастух, ученый, военный, просто твори милостыню, твори добрые дела и научись молиться.
   
      Господь как бы обличает фарисеев: не делайте так, как они, не делайте напоказ, делайте все втайне. И молитва. Что такое молитва? Молитва — это связь с Богом. Хорошую связь мы с Богом наладили – не оставит Он нас ни при каких обстоятельствах. И даже если в ад попадете, Господь не оставит вас и там по Своей великой милости за ту молитву, которую вы Господу отдавали всю свою сознательную жизнь, и если вы еще этой молитве научили своих детей. За это вам еще больше, сторицей вознаградится, потому что дети на самом деле не ваши и не наши, а Божии.
     И вот чтобы не пытался сделать тот, кто пытается нас уничтожить, кто стоит между нами и Богом, ничего у него не получится. Потому что все равно найдутся люди, которые поверят Священному Писанию, не ложно поверят, и будут делать то, о чем их не требует, а просто просит, настаивает святая Церковь, то есть творить молитву и творить милостыню.
     Иногда Господь Своей благодатью касается нашего сердца, но касается не по нашим заслугам, а по Своей великой милости, как бы нам напоминает, что Он рядом и не оставляет нас ни на одно мгновение. У всех людей есть такие мимолетные мгновения. Приходит даже человек первый раз в жизни на исповедь и говорит: «Батюшка, вы знаете, сколько раз в жизни мне Господь помо»г. Я ему говорю: «Слава Богу, что у тебя очи еще не закрыты, и ты видишь милость Божию. Значит шанс на прощение, спасение, исправление жизни есть, если человек видит эти посещения Божии».
      Молитва милосердия приближает к нам эту цель, делает ее реальной не только в перспективе вечной жизни, но и в каждодневном ощущении присутствия Божия в нашей жизни. Аминь».

     Тропарь, глас 4:
     Боже отец наших, творяй присно с нами по Твоей кротости, не отстави милость Твою от нас, но молитвами их в мире управи живот наш.

     Кондак отцов, глас 8:
     Яко благочестия проповедники, и нечестия обуздатели богоносных собор уяснил еси, подсолнечную осиявающия. В мире совершенном тех молитвами, Тебе славящия и величающия сохрани, поющия Ти, Господи: Аллилуия.

     Величание
     Ублажаем вас, преподобнии отцы и чтим святую память вашу, настаавниче монахов и собеседниче Ангелов.

     Преподобнии отцы, молите Бога о нас.

Дорогие братья и сестры!

У Вас есть возможность не выходя из дома заказать поминовения о здравии и о упокоении через сайт нашего храма.

Пожалуйста, выберите одну из представленных Треб, впишите имена поминаемых (в родительном падеже) и внесите пожертвование удобным для Вас способом – с банковской карты, или кошелька Яндекс.Деньги.

Записки будут прочитаны за ближайшим Богослужением.

В поминовении указываются имена только крещеных христиан православного вероисповедания.

Наш номер карты для пожертвований:   2200-7007-1782-1333

или по номеру телефона 8-909-667-79-86

afisha-msk.ru