О приходе
Расписание
Служение
Воскресная школа
Центр для людей с нарушением слуха
Творческая страница

Православный календарь





8929.jpg
     С Днем Ангела, Димитрии!

     Дни памяти преподобного Димитрия, игумена Прилуцкого, Вологодского чудотворца:   
     24 февраля - день его преставления;
     16 июня - сретение чудотворного образа преподобного;
     6 июля -  вместе с Собором Радонежских святых как собеседника прп. Сергия Радонежского.
   
     Преподобный Димитрий родился в начале XIV века в богатой купеческой семье Покропаевых в селе Веслево, близ Переяславля-Залесского. Этот необычный мальчик сызмальства начал читать святые книги. Многих сверстников он превосходил разумом и выделялся среди них своим смиренномудрием, которое всегда скрывал в сердце своем. Во многих своих привычках он подражал Иоанну Златоустому. В том числе он не любил принимать почестей от слуг.
     Блаженный любил часто размышлять о будущем веке, о суде Божием, о воздаянии каждому по делам его, о Царстве Небесном, радости праведных и райском блаженстве. Изучив Священное Писание Ветхого и Нового Завета, святой познал, что жизнь в этом свете скоропреходяща. И потому он вскоре оставил этот суетный мир и, проникся страхом Божиим, и сделался монахом в Горицком монастыре Успения Богородицы в том же городе Переяславле.
     Он много потрудился над приобретением добродетелей, именно духовного трезвения, молитвы, чистоты, глубокого смирения и любви ко всем людям, и труды его стали приносить спасительные плоды, так как он был занят исполнением заповедей Господних и днем, и ночью. Он был целомудрен и чистым сердцем стремился к Богу, то есть жил подобно Ангелу. Блаженный стремился познать то, что созерцают Ангелы и что доступно только любящим Бога. И за его добродетели полюбили и иноки, и простые люди. По прошествии некоторого времени Бог сподобил его принять сан священства.

     В то время преподобный Сергий Радонежский строил близ Радонежа монастырь во имя Святой Троицы и, по изволению Божию, учредил там иноческое общежитие. В 1354 г. преподобный Димитрий впервые встретился с преподобным Сергием, приходившим в Переяславль к епископу Афанасию. И с тех пор преподобный Димитрий часто посещал его (совершая путь пешком с ореховым посохом в руке) ради духовных бесед – почему и именуется собеседником Сергиевым. И «…молитва же их, яко пламень огненный, до небес досязаше, дивимся таковому содружеству с великим угодником Божиим...»
     Воистину: их молитва достигала небес, как пламень огненный!
     Этими святыми Своими угодниками, преподобными отцами нашими, новыми чудотворцами, Бог подлинно просветил Русскую землю.
     Потом преподобный Димитрий построил церковь во имя святого Николая Чудотворца и при ней создал монастырь на берегу Переяславского озера, и был при той обители игуменом.
     К преподобному стало стекаться, ради духовной пользы, много монахов и мирян, желавших жить в его обители, и блаженный принимал их, поучая со смирением и постригая мирян в святой иноческий чин. Преподобный устроил в своем монастыре общежитие, утвердив его строгими правилами. Братия во всем повиновались святому с любовью и послушанием, как ангелу Божию и истинному наставнику, в особенности же как ходатаю Царства Небесного.
   
     Преподобный Димитрий отличался необыкновенной красотой, почему всегда закрывал лицо иноческим куколем.  Он никогда не говорил с женщинами. Раз одной боярыне, движимой любопытством, удалось увидеть лик его, когда он готовился к совершению Божественной литургии: он сиял таким необычайным светом, что женщина эта упала на землю в полном расслаблении и стала кричать. Сбежались иноки, подняли ее, и по их неотступной просьбе подошел к ней и преподобный:
     - Чадо, зачем ты захотела взглянуть на лицо грешника, давно уже умершего миру, – тихо и кротко спросил он ее.
     Женщина продолжала плакать. Тогда преподобный стал ласково наставлять ее к духовной жизни, благословил и отпустил исцеленной. С тех пор женщина эта совершенно изменилась и стала вести внимательную христианскую жизнь.
     Слава о преподобном Димитрии распространилась по всей России. Великий князь московский Димитрий Иоаннович Донской приглашал его крестить своих детей. Преподобный исполнил желание князя и получил от него щедрые дары для обители.
   
     Тогда, подальше от мирской славы, смиренный подвижник, взяв с собой ученика Пахомия, оставил Переяславский монастырь и удалился в глухое место, на Север. Учитель и ученик нашли место при слиянии рек Великой и Лежи, неподалёку от села Авнега (ныне село Воскресенское Грязовецкого района Вологодской области). Однако вскоре вынуждены были оттуда уйти из-за конфликта с местным населением, которое опасалось, что эти земли и окрестные сёла могут вскоре стать монастырскими.
   
     Поэтому в 1371 году преподобный Димитрий на левом берегу реки Вологды «на Прилуце», основал храм во имя Всемилостивого Спаса и общежительный монастырь.
     Жители Вологды с радостью согласились помочь подвижнику в этом деле.  Владельцы земли, «тамошние христолюбивые жители – муж именитый именем Илья и его друг и сосед Исидор по прозвищу Выпряг – с любовью подарили преподобному Димитрию столько земли, сколько потребовалось на устроение обители, и даже сами вытоптали взошедшие на них озимые нивы, чтобы строительство монастыря могло начаться незамедлительно. На месте, которое благословил преподобный, был поставлен крест, впоследствии находившийся в монастыре. Он не сохранился.
     Однако известен происходящий из Прилуцкого монастыря Киликиевский крест, датируемый первой третью XVI века. По преданию этот огромный крест высотой 190 см. был принесён преподобным Димитрием Прилуцким на плече из Переяславля.
     Монастырское предание название и происхождение креста связывает с Киликией (Малая Азия), откуда он был вывезен на Русь. Это богато украшенный запрестольный выносной восьмиконечный крест, выполненный из дерева и покрытый позолоченной басмой и 84 небольшими образами, искусно вырезанными из кости. По свидетельству летописи в 1552 г. этот крест игумен Арсений носил в Москву для моления перед Казанским походом Иоанна IV Васильевича.
     Ныне крест хранится в Вологодском гос. ист.-арх. и худ. музее-заповеднике, ВГИАХМЗ.
     Благочестивые вологжане обильно жертвовали новому монастырю всё необходимое: деньги, строительный лес, богослужебную утварь.  Великий князь Димитрий Донской, узнав об основании преподобным Димитрием новой Спасо-Прилуцкой обители, прислал от себя для нее пожертвования.
     И верующий вологодский народ устремился в обитель. Когда разнеслась молва о водворении преподобного в Прилуках, многие из учеников перешли из Переяславля к любимому наставнику. К преподобному приходило много ищущих иноческой жизни и из других стран. И собрал здесь преподобный Димитрий многочисленную братию. Так составилась общежительная Прилуцкая обитель.

     Преподобный своими подвигами и добродетелями служил высоким примером и образцом для собравшейся в его обитель братии, в то же время непрестанно поучая и наставлял ее. Он отличался нищелюбием и благотворительностью.
     В продолжение всей жизни святой был строгим постником: во время братской трапезы брал один только горшок с горячей водой («укропом») и небольшую просвиру. Рыбу и вино не вкушал никогда, даже по большим праздникам, хотя это и дозволялось Уставом. Он обходил монастырские угодья и заботился, чтобы для трапезы братии вовремя доставлялось все нужное. Одежда у него зимой и летом была одна – овчинный заскорузлый тулуп, под которым летом бывал он мокрым от жары, а зимой страдал от морозов. Но для братии он ходил вместе с ними на работы.
      Для того, чтобы другие не видали его слезной молитвы, он часто удалялся для молитвы в уединенное место, с левой стороны храма, где для этого была сделана деревянная пристройка.
      Обитель его была расположена на перепутье от столицы к морю и к Перми и всегда посещалась множеством странников, и о всех них преподобный заботился: кормил и одевал нищих, утешал печальных, исцелял больных, посещал суды, чтобы побуждать судий к милосердию.

     Своими высокими подвигами самоотвержения и самоотречения преподобный достиг высокого духовного совершенства и сподобился дара прозрения, непрестанной молитвы, чудотворения.
     Однажды, занимаясь с братией ручным трудом, преподобный сказал:
     - Мы, братия, строим земные тленные вещи, а великий князь Димитрий Иоаннович уже от сего дня не печется о суетном сем житии.
      С того же дня он стал его поминать преставившимся. Оказалось, что в этот день и час великий князь Димитрий скончался (19 мая 1389г.).
     Брат преподобного Димитрия разорился; тогда преподобный два раза благословлял его идти торговать к язычникам на дальний Север. Брат его разбогател и хотел идти в третий раз, но на этот раз преподобный не благословил его идти туда. Брат не послушался, пошел и был убит язычниками.
     Перед кончиной преподобный поставил вместо себя игуменом Пахомия, а сам затворился. Дивное благоухание фимиама возвестило братии о преставлении его. Братия вошли в его келью и нашли его скончавшимся, как бы спящим. Вся же келья была полна благоухания. Это было 11 февраля 1392 года. Но вспомнили иноки и давешние слова настоятеля: «Стащите мое грешное тело в болото и ногами потопчите...». Однако с плачем и молитвами тело было положено в церкви, которую поставил сам святой.

     Чудеса от мощей святого Димитрия начались в 1409 году, когда заступничеством преподобного свершилось исцеление множества людей от болезни «корчеты» (то есть корчи, судороги), как ранее называли симптомы эрготизма — болезни, вызванной спорыньёй. Эпидемия распространилась на Вологодчине через несколько лет после преставления святого Димитрия. У людей сводило («корчило») руки, и они были вынуждены брать палки. Массовые исцеления стали происходить после покаяния у мощей преподобного Димитрия. Исцелённые на месте люди оставляли у гроба святого свои палки. После окончания эпидемии братия вывезли из монастыря целый воз таких палок.
     Вошло в историю и чудо о вятичах, отделившихся, было, от Московской державы. Придя в Вологду, они разорили город, разграбив и Прилуцкий монастырь. Один из помраченных мародеров, схвативший покров с гроба преп. Димитрия, тут же был «ударен о пол церковный, оцепенел и лишился силы, лежал скорченный и безгласный. И напал страх великий на всех видевших и слышавших это». Несчастный злодей-вятич был похоронен в монастыре, а остальные захватчики, убоявшись, ретировались, сохранив этот страх и через годы.
     Исцелялись у гроба преподобного Димитрия бесноватые и слепые, а князь Андрей Ржевский, впавший в окончательную слабость, исцелился от пьянства, будучи положенным у гроба старца.
   
     Не раз Димитрий Прилуцкий являлся в облике седовласого старца разным людям, и один из таких случаев, отмеченный многими очевидцами, произошел, когда к Вологде подошла захватническая рать князя Дмитрия Шемяки. «Старец, весь сиявший неизреченным светом», с двумя белоризцами большими бревнами укреплял городские стены». На другой же день враги были отбиты и ушли в Галич, где их и разбили.
     Через некоторое время разоренная обитель вся погорела, только рака преподобного осталась невредимой. Средств для восстановления ее взять было неоткуда. Но один больной инок в жару видел прп. Димитрия, носящего в обитель целые деревья, и слышал голос: «Посмотрите, сам преподобный Димитрий носит в обитель целые деревья». С тех пор строение пошло успешно.
     Тому же больному иноку было видение целого сонма святых, и он подумал, что среди них и преподобный Димитрий, но услышал голос: «Димитрия ты ищешь? Ныне он в Казани». Больной очнулся здоровым. А в тот же день великий князь Иоанн Васильевич III одержал победу над татарами под Казанью (1503г.), и в час победы ему явился преподобный Димитрий.
     В память о явлении преподобного Димитрия великому князю во время удачного похода на Казань великий князь Иоанн III Васильевич прислал в дар обители образ игумена. Епископ Вологодский принес ее с торжественным крестным ходом из города в монастырь. С тех пор каждый год 3/16 июня совершается праздник сретения чудотворного образа преподобного. На месте сретения иконы возвели церковь.

     Икона, присланная в Вологду Иваном III, не сохранилась. Однако в 1487-1493 гг. или в 1503 г. иконописцем круга преподобного Дионисия был написан сохранившийся до сего дня образ преподобного Димитрия с житийными клеймами, которые отражают события Минейной редакции Жития. Эта икона хранится сегодня в вологодском музее-заповеднике, каждый вторник в помещении музея перед ней служится молебен.
     Прилуцкий монастырь рос и прославлялся. Его в 1528 г. посетили Великий князь Василий III Иоаннович с супругой Еленой Глинской, они побывали также в Кирилло-Белозерской и Ферпонтовской обителях с конкретной целью: вымолить наследника. И родился сын, Иоанн IV Васильевич.
     Иоанн Грозный в 1545 г. приезжал сюда на богомолье, а в 1552 г. взял из монастыря Киликиевский крест преподобного Димитрия при сборах в Казанский поход.
     Игумены Прилуцкого монастыря присутствовали на избирательных соборах в столице, созываемых для утверждения на Московском престоле нового царя: в 1598 г. - Бориса Годунова, а в 1613 г. - Михаила Феодоровича Романова.
     В Смутное время обитель преподобного Димитрия трижды была разорена врагами, и тогда ее оградили каменными стенами и башнями.

     Сохранились вериги преподобного, они весят 9,5 кг и ныне хранятся в епархиальном церковно-историческом музее при монастыре.
     Игуменский посох также не утерян — он хранится в иконостасе нижнего храма Спасского собора Прилуцкого монастыря.
     Мощи святого никогда не вскрывались, они до сего дня почивают под спудом в монастыре, в арке посреди нижней церкви, посвящённой его имени. Над ними устроена деревянная гробница, обитая медными позолоченными листами. На ней лежит образ преподобного в рост в серебряной ризе.

     «Радуйся, Димитрие, великий чудотворче».

     Тропарь, глас 1-й
     Свыше от Бога, преподобне, благость приял еси духовную, от Господа бо познан бысть блаженне, того ради и ты духом познал еси лучшее Его, будущаго века пребывание, и постнически испытався в своих обителех. И ныне со ангелы ликовствуя, Спасу всех за ны молися, святе Димитрие, да вси поем: слава Давшему ти крепость, слава Венчавшему тя, слава Дающему тобой всем исцеления.

     Кондак, глас 8-й
     От юности, преподобне, крест свой взем, Христови последовал еси, в молитвах и пощениих, во бдениих же и злостраданиих плоть свою изнуряя; темже и Всевидящее Око, твои труды видев, чюдесы тя прославляет и всех звати тебе научает: радуйся, преподобне отче Димитрие, постником удобрение.

     Величание:
     Ублажаем тя, преподобне отче Димитрие, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.

     Молитва преподобному Димитрию Прилуцкому

     О священная главо, предивный чудотворче, преподобне и богоносне отче наш Димитрие! Усердно припадающе к тебе, молимся, яви нам, смиренным и грешным многомощное твое заступление.
     Се бо грех ради наших не имамы дерзновения ко Господу просити Его даров, нам благопотребных, но тебе, молитвенника к нему благоприятнаго, предлагаем и просим, испроси нам у благости Его вся, яже на пользу душам и телесем нашим, веру праву,
     надежду несомненну, любовь нелицемерну, во искушениих мужество, в злостраданиих терпение, в молитвах постоянство, в благочестии преуспеяние, вожделенное здравие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, дожди благовременны, житейских потреб довольство,
     мир во днех наших и благословение свыше на вся благая дела и начинания наша, и да не во зло обратим дары Его, но в славу имени Его святаго и в прославление твоего о нас ходатайства.
     Испроси, угодниче Христов, у Царя царствующих и Господа господствующих богохранимей стране нашей Российстей тишину и благостроение, на враги же победу и одоление.
     Не забуди, чудотворче святый, милостивно присещати град твой и обитель твою, и вся грады и веси страны нашея православныя, сохраняя и соблюдая их молитвами твоими от всякаго зла.
     Помяни всех, веру и любовь к тебе имущих,  имя твое молитвенно призывающих, и на поклонение мощам твоим святым приходящих, и вся во благих прошения их милостиво исполни, осеняя их свыше святоотеческим твоим благословением.
     Ей, святче Божий! Не лиши и нас грешных твоего многомощнаго заступления, но сподоби нас кончину жития благую улучити и Царствие небесное унаследити, да воспоем и прославим дивнаго во святых Своих Бога нашего, Отца, и Сына, и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

     Преподобне отче Димитрие, моли Бога о нас.

Дорогие братья и сестры!

У Вас есть возможность не выходя из дома заказать поминовения о здравии и о упокоении через сайт нашего храма.

Пожалуйста, выберите одну из представленных Треб, впишите имена поминаемых (в родительном падеже) и внесите пожертвование удобным для Вас способом – с банковской карты, или кошелька Яндекс.Деньги.

Записки будут прочитаны за ближайшим Богослужением.

В поминовении указываются имена только крещеных христиан православного вероисповедания.

Наш номер карты для пожертвований:   2200-7007-1782-1333

или по номеру телефона 8-909-667-79-86

afisha-msk.ru