О приходе
Расписание
Служение
Воскресная школа
Центр для людей с нарушением слуха
Творческая страница

Православный календарь





6996.jpg
     Священномученик Мефодий (Красноперов) (1868 - 1921) – епископ Петропавловский, викарий Омской епархии   

     Дни памяти:
     17 февраля,
     7 февраля (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской,
     Первое воскресение после 3 сентября (переходящая)- Собор новомучеников и исповедников Казахстанских,
     Неделя 3-я по Пятидесятнице - Собор Удмуртских святых.
   
     Священномученик Мефодий (Красноперов), епископ Петропавловский и Акмолинский, викарий Омской епархии — в миру Красноперов Михаил Платонович, родился 30 июля 1868 года в селе Вятском Сарапульского уезда Вятской губернии в бедной семье псаломщика. Михаил с детства знал, что такое трудности — семья Красноперовых жила в крайней бедности. Отец – глубоко верующий человек — приучил его не роптать и во всем происходящем видеть промысел Божий.
     Большинство детей из многодетных семей священнослужителей в те годы шли учиться в духовные школы, — так поступил и он. Окончил духовное училище в уездном Сарапуле, потом семинарию в Вятке.
     В 1891 году, в возрасте 23 лет был рукоположен во иерея и отправлен на служение в сельский храм – Тихвино-Богородицкую церковь села Паздеры Сарапульского уезда. Потом переехал в Сарапул, служил в Вознесенском соборе, преподавал Закон Божий в местной церковно-приходской школе.
     1898 год принес отцу Михаилу несчастье – он овдовел. После смерти супруги он принял решение всю оставшуюся жизнь без остатка посвятить служению Церкви. Чтобы повысить уровень своих богословских знаний, поступил в Казанскую Духовную Академию. В это время ректором КазДА был знаменитый «уловитель душ в монашество» архиепископ Антоний (Храповицкий). Общение с выдающимся «аввой», невероятная харизма владыки Антония сделали свое дело. Через два года, в 1900 году отец Михаил принял монашество и стал иеромонахом Мефодием.

     В 1902 году окончил Академию со степенью кандидата богословия и 16 августа того же года назначен помощником смотрителя Уфимского духовного училища. Был организатором религиозно-нравственных и противоалкогольных чтений и одной из церковноприходских школ г. Уфы.
     В 1906 году был возведен в сан архимандрита и назначен на пост ректора Уфимской Духовной семинарии.
     В 1907 году был избран постоянным членом Уфимского епархиального комитета православного миссионерского общества, в 1908 году назначен редактором неофициальной части «Уфимских епархиальных новостей» и в том же году – старшим членом Просветительского отдела уфимского епархиального Братства Воскресения Христова со званием помощника председателя Братства.
     В 1909 году в Уфе активно действовал пастырско-проповеднический кружок, задачей которого было нести свет Христова учения за пределы храмов. Одним из активных деятелей кружка стал архимандрит Мефодий. 13 ноября 1911 года при активном участии о. Мефодия в Уфе было открыто Попечительство о бедных воспитанниках семинарии.
     В 1913 году состоялась его архиерейская хиротония. Владыка был направлен в Омск в качестве епископа Акмолинского, викария Омской епархии (в 1914 году его кафедра была перенесена в Петропавловск, и он стал именоваться епископом Петропавловским).

     На общем фоне российского епископата предреволюционных лет владыка Мефодий явно выделялся своими тревожными речами, своей явной озабоченностью состоянием веры в России. Триумфализм, ура-патриотизм и самоуспокоенность, характерные для священноначалия в период после поражения I-ой русской революции, отнюдь не были ему свойственны. Революционную катастрофу 1917-го он предвидел задолго до того, как общество в России узнало о партии большевиков.
     Так, начиная новый, 1908-1909 учебный год в Уфимской семинарии, он выступил перед будущими священнослужителями с резким и, как бы сейчас сказали, «неполиткорректным», докладом. Он говорил, в частности:
     «Масонство вместе с сектантством – эта страшная боговраждебная сила – быстро распространяется в мире христианском; в массе печатных изданий своих оно откровенно и цинично обещает в недалеком будущем “развеять по ветру пепел современного христианства” и отпраздновать над ним печальную тризну. С не меньшим успехом воинствует против Церкви Христовой религиозный рационализм и материализм. Вместо Евангелия Христова, начинают зачитываться сочинением богохульника Ренана или “Капиталом” Маркса. С фанатизмом и уверенностью проповедуют наступление “небесного-духовного царства вечной жизни” на земле. Многие совращаются в еврейство, в магометанство и даже язычество, тысячи душ, уклоняясь от православия, остаются без всякой религии. Отбросивши Евангелие Христово как книгу несбыточных идеалов, современные, именуемые христианами, учители стараются в практической жизни уничтожить влияние Евангелия, снять с человека всякую нравственную ответственность за его личное жизнеповедение. По современной антихристианской морали, всякий поступок, даже и самого кровожадного хищника – человека, может быть подведен под нравственный…»

     Как известно, уже в годы революции 1905-1907 годов огромное число священников и семинаристов по всей России заявили о себе как о людях социалистических взглядов. Многие сочувствовали революционным идеям и полагали, что в них – закономерное продолжение евангельских заповедей.
      Владыка Мефодий, не боясь показаться «непрогрессивным», однозначно отвергал какую бы то ни было общность христианства и коммунизма:
     «Антихристианские начала жизни под благовидными и обманчивыми именами нововерия, богоискательства, социализма, коммунизма и тому подобного – стремятся затенить и исказить до неузнаваемости чистые христианские идеалы, свет евангельской Христовой истины…»
     Слова владыки Мефодия, адресованные к адептам так называемого «розового», или «либерального» христианства, как нельзя актуальны в наши дни:
     «Мирясь с окружающим нас злом, мы воображаем, что исполняем закон Христа; не вступая в борьбу со злом, в силу неправильно понимаемой нами свободы совести, мы так свыкаемся с ним, что начинаем считать его нормальным явлением и становимся равнодушными к доброму. [… ]
     В общественной жизни, в отношениях друг к другу мы проявляем часто какую-то сверхгуманность: великодушны к низости, снисходительны к разврату, готовы замолчать неверие и иногда богохульство, считаем преступным затрагивать покойную совесть ближнего; подвижников за истину и благочестие награждаем презрением, святую ревность их называем фанатизмом, психопатией…» (из проповеди в Уфимском кафедральном соборе 22 марта 1909 года).
   
     Это был иерарх с мягкой душой, простой, внимательный и ласковый. Куда бы он ни являлся, он всегда приносил с собой мир.
     Епископ Мефодий не только произносил громкие речи, — он не боялся «идти в народ». Подобно святому праведному Иоанну Кронштадтскому он стал миссионером городского «дна». Вместе с учениками-семинаристами он стал проводить регулярные беседы в городском ночлежном доме, совершал там молебны, всенощные, раздавал грамотным книги и брошюры о вере и Церкви, отвечал на вопросы людей.
     Владыка уделял много сил борьбе с алкоголизмом, помогал работе епархиального Общества трезвости, повсюду стремился раздавать брошюры против пьянства. В годы его служения число людей, пожелавших вступить в братство трезвенников, резко возросло и составило более 400 человек. В неурожайный год он своим воззванием собрал для голодающих более двадцати тысяч рублей.

     27 марта 1917 года Совет рабочих и солдатских депутатов постановил послать телеграммы министру Керенскому и обер-прокурору Святейшего Синода с просьбой об удалении епископа Мефодия из Петропавловска за реакционную деятельность, угрожающую общественному спокойствию. Эту просьбу Святейший Синод оставил без внимания.
     В 1921 г. Западная Сибирь была охвачена крестьянским восстанием. Восставшим удалось захватить города Петропавловск, Ишим, Тобольск и образовать Северное Сибирское Правительство. Восстание было подавлено большевиками с большой жестокостью.   
     17 февраля 1921 года на площади перед Никольской церковью в Петропавловске, где в тот день была архиерейская служба, произошло столкновение крестьян с красноармейцами. Пролилась кровь. По окончании молебна из храма на площадь вышел сам владыка, епископ Петропавловский Мефодий. Владыка призвал к миру, попытался успокоить дерущихся, и здесь перед храмом был заколот штыками; уже убитому епископу красноармейцы нанесли еще несколько штыковых ран, а затем в одну из ран вонзили крест.
     Убийство священномученика Мефодия было совершено не тайно, «под покровом ночи», но среди бела дня, на городской площади при огромном стечении народа. Когда красноармейцы закалывали беззащитного епископа Мефодия штыками, за владыку никто не вступился. По крайней мере, нет сведений о том, что кто-либо из стоящих рядом людей попытался его спасти.
     По-видимому, и похоронить владыку по-христиански никто в Петропавловске не счел необходимым. Место захоронения епископа Мефодия до сих пор неизвестно. Считается, что он был похоронен большевиками в одной из общих могил.

     За двенадцать лет перед мученической кончиной, еще будучи архимандритом, проповедуя в уфимском кафедральном соборе при архиерейском богослужении в Неделю Крестопоклонную, он говорил:
     «Нам надо глубоко запечатлеть в мыслях и сердце, что если мы хотим жить разумно, осмысленно, истинной духовной жизнью, следовать за Христом, то нам придется постоянно бороться за идеалы духовной жизни, постоянно испытывать в этой борьбе скорби и страдания. Но зато эта борьба, эти скорби и страдания очищают нас от греха, возвышают дух и ведут к победе, к славе, к нетлению, к безсмертию. Позади своего креста или в конце своего крестного пути мы увидим светлый Лик Господа, Его святую десницу, которая поддержит прикосновением благодати... Никакие блага этого мира, никакая мудрость мирская не могут так скоро привести нас к цели, к искомому нами и всеми людьми счастью, радости, блаженству, как тесный, узкий евангельский путь, или путь креста.
     “Если вы Христовы, - говорит апостол, - то плоть распните со страстьми и похотьми”.   
     Не верьте, братья, современным модным учениям и суемудрым учителям, обещающим рай утех и наслаждений на земле. Рай Христов достигается великими усилиями, подвигами: “Царствие Божие усилием берется, и употребляющие усилия восхищают его”. “Венцом правды”, наградой блаженства увенчиваются те, кто показал себя в жизни, подобно апостолу Павлу: “в великом терпении, в бедствиях, скорбях, бедах, в ранах, в темницах, в изгнаниях, трудах, бдениях молитвенных, постах, в чистоте жизни, слове истины, в чести и безчестии, при порицаниях и похвалах” (2 Кор.6,4-8)».
   
     В августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Епископ Петропавловский и Акмолинский Мефодий был причислен к лику священномучеников.   
     В 2018 году его имя внесено в состав собора Удмуртских святых.

     Тропарь, глас 3:
     Церкве Русския столпе непоколебимый, благочестия правило, жития евангельского образе, священномучениче Мефодие, Христа ради пострадавый даже до крове, Егоже моли усердно, яко Начальника и Совершителя спасения, Русь Святую утвердити в Православии до скончания века.

     Кондак, глас 2:
     Восхвалим вернии, изряднаго во святителех и славнаго в мученицех Мефодия, Православия поборника и благочестия ревнителя, земли Русския красное прозябение, иже страданием Небес достиже и тамо тепле молит Христа Бога спастися душам нашым.

      Величание:
     Величаем тя, священномучениче Мефодие, и чтим честная страдания твоя, яже за Христа во утверждение на Руси Православия претерпел еси.

     Священномучениче Мефодие, моли Бога о нас.

Дорогие братья и сестры!

У Вас есть возможность не выходя из дома заказать поминовения о здравии и о упокоении через сайт нашего храма.

Пожалуйста, выберите одну из представленных Треб, впишите имена поминаемых (в родительном падеже) и внесите пожертвование удобным для Вас способом – с банковской карты, или кошелька Яндекс.Деньги.

Записки будут прочитаны за ближайшим Богослужением.

В поминовении указываются имена только крещеных христиан православного вероисповедания.

Наш номер карты для пожертвований:   2200-7007-1782-1333

или по номеру телефона 8-909-667-79-86

afisha-msk.ru