О приходе
Расписание
Служение
Воскресная школа
Центр для людей с нарушением слуха
Творческая страница

Православный календарь





4920.jpg
     Дни памяти: 2 января и 11 февраля – перенесение мощей

     У каждого истинного христианина должно быть отпечатано на сердце имя Христа, это та цель, вершина, награда, которой сподобляется подвижник. Именно таким столпом православной веры был священномученик Игнатий Богоносец.
     Игнатий Богоносец родился и жил в середине I начале II века, в столице Сирии – Антиохии, центре православия. Здесь проповедовали такие великие мужи апостольские, как святые Петр, Павел, Варнава. Здесь впервые, те, кто верил во Христа, стали называться христианами.

     В то время, как Траян вступил на римский престол (император Траян царствовал с 98 по 117 г), епископом в Антиохийской церкви был святой Игнатий, Богоносец по своему прозванию и делам, принявший епископию после святого Евода, преемника Апостола Петра великолепная столица Сирии, была величайшим городом после Рима в пределах Римской империи и имела около 200 тысяч жителей. Она была поприщем проповеднических трудов св. Апостолов Петра и Павла, а по смерти их ее коснулась и деятельность св. Апостола Иоанна в Малой Азии. Теперь Антиохия представляет собою бедный городок Антакиэ в Азиатской Турции, лежащий верстах в 10 от моря. – Св. Апостол Петр управлял Антиохийской церковью с 47 по 67 г. преемник его, св. Апостол Евод – по 68 г., св. Игнатий Богоносец с 68 по 107 гг..
     Когда Игнатий был ребенком, а Господь Иисус Христос жил на земле с людьми и учил народ о Царствии Божием, однажды родители его, стоя среди народа, слушали словеса Божии, исходящие из уст Спасителя, имея при себе и свое дитя. Взглянув на них, Господь позвал к себе отрока Игнатия, поставил его среди народа, обнял его и, взяв на руки, сказал:
     – «Если не обратитесь, и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное, и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает» (Мф.;8:3,5;Мк.9:37;Лк.9:48).
     Так святой Игнатий и был назван Богоносцем, потому что он был носим руками Воплощенного Бога, а также и потому, что он носил Бога в сердце своем и в устах, будучи сосудом, подобным святому Апостолу Павлу, сосуду избранному, чтобы носить имя Божие перед народами и царями.

      Он был сначала учеником святого Иоанна Богослова, вместе со святым Поликарпом, епископом Смирнским. Затем советом всех святых апостолов он был поставлен епископом в Антиохии, где ранее, чем в других местах, появилось имя христианское.
     Приняв управление церковью, он не щадил сил своих для проповеди благочестия, являя во всем апостольскую ревность. Сей святой иерарх установил в церкви петь божественные песни на два лика или хора, подобно ликам ангельским, ибо сподобившись Божественного откровения, он видел, как ангельские лики пели попеременно: когда один пел, то другой молчал, когда же пел другой, то первый слушал, когда один кончал песни, другой начинал, таким образом ангельские лики прославляли Святую Троицу, как бы передавая друг другу песнопения.
     Получив такое откровение, святой Игнатий установил сей порядок священных песнопений сначала в своей Антиохийской церкви, а отсюда сей прекрасный чин был принят и во всех церквях. Богоносный архиерей был добрым правителем церковных чинов, совершенным служителем Христовых таинств.
     В тяжелой войне со скифами царь Траян одержал победу. Полагая, что он стал победителем врагов при помощи своих языческих богов, Траян пожелал за это возблагодарить их повсеместными жертвами, дабы и в будущее время боги благополучно устроили его войны и царствование. Тогда воздвиглось сильное гонение на христиан.
     Царь узнал, что христиане не только не желают принести жертвы языческим богам, но и хулят их, обличая их ложность, и потому повелел повсюду убивать христиан, неповинующихся его повелению. Когда же царь отправился на другую войну против армян и парфян, то пришлось быть ему в Антиохии, и тут святой Игнатий Богоносец был оклеветан перед ним за то, что Христа, осужденного Пилатом на смерть и распятого на кресте, он почитает как Бога и устанавливает законы о сохранении девства, о презрении к богатству и всему, что приятно в жизни.
   
     Траян призвал святого и перед всем своим синклитом сказал ему:
     – Ты ли, называемый Богоносцем, противишься нашему повелению и развращаешь всю Антиохию, ведя ее в след своего Христа?
     Божественный Игнатий отвечал:
     – Да, это я.
     Царь спросил:
     – Что значит название твое «Богоносец»?
     Святой отвечал:
     – Носящий Христа Бога в душе своей есть Богоносец.
     – Итак – спросил царь, – ты носишь Христа твоего в себе самом?
     Святой отвечал:   
     – Действительно ношу, потому что написано: вселюсь «в них и буду ходить» (2Кор.;6:16).
     Царь сказал:
     – Что же мы, по твоему мнению, не носим всегда наших богов в памяти и не имеем их помощниками против врагов?
     Богоносец отвечал:
     – Горько мне, что ты называешь идолов богами, потому что Един есть Бог Истинный, Создатель неба, и земли, и моря и всего, что в них находится, Един Господь Иисус Христос, Сын Божий Единородный, и царству Его не будет конца. Если бы ты познал Его, царь, то порфира твоя, и венец, и твой престол были бы еще более могущественными.
     – Игнатий! – сказал царь. – Оставь то, что ты говоришь, и послушай лучше моих слов: если желаешь сделать мне угодное и быть в числе моих друзей, то принеси с нами жертву богам и тотчас же будешь у нас первосвященником великого Дия и назовешься отцом синклита.
     Святой отвечал:
     – Какая польза мне быть первосвященником Дия, когда я – архиерей Христа, Коему всегда приношу хвалу и стараюсь всецело принести себя в жертву, чтобы иметь в себе подобие добровольной Его смерти.
     Царь сказал:
     – Кому ты хочешь принести себя в жертву? Тому ли, кто был пригвожден ко кресту Понтийским Пилатом?
     Святой отвечал:
     – Пусть я буду жертвою Тому, Кто пригвоздил ко кресту грех, сокрушил начальника греха диавола и крестом победил всю его силу.

     Царь сказал:
     – Мне думается, Игнатий, что ты не имеешь здравого ума и правильного рассуждения: ты не прельстился бы так христианскими писаниями, если бы хорошо понимал, как выгодно повиноваться царской воле и приносить со всеми жертвы богам.
     Богоносец, еще более воодушевившись, сказал:
     – Если ты отдашь меня на съедение зверям, или распнешь меня на кресте, или предашь мечу или огню, то я все-таки никогда не принесу жертвы бесам. Не боюсь я смерти и не ищу временных благ, но желаю одних вечных и всячески стремлюсь только к тому, чтобы прийти ко Христу Богу моему, благоизволившему умереть за меня.
     Тогда участвовавшие в синклите, желая обличить Игнатия в заблуждении, сказали:
     – Вот, ты говоришь, что твой Бог умер, как же мертвый может помогать кому-нибудь, а тем более умерший позорной смертью? Наши же боги действительно бессмертны и считаются бессмертными.
     Богоносец отвечал:
     – Господь мой и Бог, Иисус Христос, нас ради вочеловечился и для нашего спасения добровольно принял распятие на кресте, смерть и погребение, потом воскрес в третий день, низверг и низложил силу врага, вознесся на небеса, откуда сходил, чтобы восстановить нас из падения и опять ввести в рай, из которого мы были изгнаны, и даровал нам благ больше, чем мы имели прежде. А из почитаемых вами богов ни один не сотворил подобного, будучи людьми злыми, беззаконными и сотворившими много пагубного, они безумным людям оставили только какое-то ничтожное представление о своем божестве. Когда же потом спало с них покрывало лжи, обнаружилось, чем они были и как позорно окончили свое существование.
     Когда святой Игнатий сказал это, то царь с синклитом, боясь, чтобы он еще более не посрамил богов их, велел отвести его в темницу. Сам же царь всю ночь не спал, размышляя, какою бы казнью лишить жизни Игнатия, и придумал осудить его на съедение зверям, считая эту смерть самою лютою. Утром он объявил об этом синклиту, все согласились, но посоветовали ему – предать Игнатия зверям не в Антиохии, чтобы он не прославился среди своих граждан, приняв за свою веру мученическую кончину, и чтобы другие, глядя на него, не укрепились в христианстве. Поэтому и сказали, что его следует в оковах отвести в Рим и там предать зверям, там для него, измученного долгим путем, казнь будет еще тяжелее, и из римлян никто не узнает, кто он был, подумают, что погиб один из злодеев, и не останется по нем никакой памяти. Этот совет был угоден царю, и он изрек смертный приговор Игнатию, чтобы он в Риме во время праздника, при собрании всего народа, был отдан зверям на растерзание. Так святой был осужден нечестивыми, как бы в позор ангелам и людям (1Кор.;4:9).
   
      Богоносный Игнатий, услышав о себе такой приговор, воскликнул:
     – Благодарю Тебя, Господи, что Ты удостоил меня засвидетельствовать совершенную
любовь к Тебе и благоволил связать меня железными узами так же, как Апостола Твоего Павла.
     С радостью возложил он на себя оковы, как будто прекрасное ожерелье из жемчугов, – драгоценное украшение, с которым он желал воскреснуть в будущей жизни.
     Царь с войском пошел на войну, а божественный страдалец, закованный в тяжелые оковы, был отдан десяти жестоким и немилосердным воинам и отправлен в Рим. Выходя из Антиохии, он усердно помолился за церковь и вручил свое стадо Богу.
     Игнатий, как истинный христианин, мечтал умереть за Христа, поэтому воспринял предстоящую смерть, как вознаграждение свыше. Когда преданные ученики решили походатайствовать об освобождении Игнатия, он строго наказал им этого не делать, т.к. жаждет принять мученический подвиг:
     - Умоляю вас, не оказывайте мне неблаговременной любви. Оставьте меня быть пищею зверей и посредством их достигнуть Бога.
     Все ученики нестерпимо скорбели, самые преданные сопровождали его до самого Рима и были свидетелями казни. Узнав о переправке святого Игнатия в Рим, со всех городов устремились к нему епископы, священнослужители и простые люди, чтобы выразить свое уважение и скорбь, послушать последние наставления и проститься с ним.
     По пути в Рим он встретился с Поликарпом Смирнским, своим давним другом и учеником апостола Иоанна. Он останавливался в разных городах, вместе со своими учениками молился и утешал их, утверждая и укрепляя в вере. За себя же просил не скорбеть, а молиться, чтобы он как можно скорее предстал перед лицом Господа.
     Воины спешили в Рим, чтобы поспеть к зрелищам, которые уже приближались к концу; между тем распространился слух о прибытии антиохийского епископа, и собравшиеся христиане встречали его, полные радости и вместе глубокой скорби. Некоторые надеялись уговорить народ, чтобы он отказался от кровавого зрелища смерти праведного мужа. Но Игнатий умолял из любви к нему не делать сего и, преклонив колена вместе с присутствовавшими братьями, молился Сыну Божию о церквах, о прекращении гонения и о сохранении взаимной любви между братьями – верующими.
     Затем святой Игнатий был отведен в Рим и отдан с царским предписанием городскому епарху. Тот, увидя Игнатия Богоносца и прочитав царское письмо, тотчас велел приготовить зверей.
   
     Когда святого Игнатия вели на съедение зверям, и он непрестанно имел на устах имя Иисуса Христа, нечестивые вопросили его, зачем он то имя непрестанно повторяет. Святой отвечал, что имеет в сердце своем имя Иисуса Христа начертанным и исповедует устами Того, Кого в сердце всегда носит.
     Наступил праздничный день, и святой был приведен на место осуждения; весь город собрался на это зрелище, потому что везде прошел слух, что епископ Сирский будет отдан зверям.
     Поставленный на арене, святой обратился светлым лицом к народу, гордясь мужественною душой и радуясь, что он принимает смерть за Христа, и громко сказал:
     – Римские мужи, взирающие на настоящий мой подвиг! Вы знаете, что не ради какого-нибудь злодеяния я принимаю казнь и не за какое-нибудь беззаконие осужден на смерть, но ради Единого моего Бога, любовью к Которому я объят и к Которому я сильно стремлюсь. Я – его пшеница, и буду смолот зубами зверей, чтобы быть для Него чистым хлебом.
     Как только святой сказал это, на него были выпущены львы. Тотчас набросившись, они растерзали святого и съели, оставив только твердые кости. И исполнилось желание святого, чтобы звери были гробом его, и Бог допустил совершиться сему по желанию угодника. Он мог бы заградить уста львов перед ним, как перед св. пророком Даниилом во рву и перед святою Феклою также во время казни, ради славы Своего Святого Имени, однако не сотворил сего, изволив лучше исполнить желание и просьбу раба Своего, чем прославить всемогущую Свою силу. Такова была кончина святого Игнатия Богоносца, таков его подвиг, такова его любовь к Богу.
     Когда святой был пожран зверями, при оставшихся его костях изволением Божиим сохранилось его сердце, нетронутое зверями. Найдя его, неверные вспомнили слова святого Игнатия и разрезали сердце его надвое, желая убедиться, истинно ли сказанное им. И нашли они на обеих внутренних сторонах разрезанного сердца надпись золотыми письменами: «Иисус Христос».
     Так святой Игнатий был Богоносец по имени и в действительности, всегда нося в сердце своем Христа Бога, богомысленным умом как тростью написанного.
     Когда окончилось зрелище, бывшие в Риме верующие, которым святой писал из Смирны, и некоторые из пришедших с ним собрали оставшиеся кости мученика, и, неутешно плача о нем, положили их с честью в особенном месте, вне города, в 20 день декабря 107 г..
     – Мы, видя это собственными глазами, – так повествуют описатели мученичества святого Игнатия, – всю ночь провели дома в слезах и с коленопреклонением и молитвою просили Господа утешить нас о случившемся. Когда потом мы немного заснули, некоторые из нас увидели, как святой Игнатий вдруг явился к нам и обнимал нас, другие видели его молящимся за нас, иные же – облитым потом, как бы после великого труда, и предстоящим Господу. С радостью увидев это и сообразив сонные видения, мы воспели хвалу Богу, подателю благ, ублажили святого мужа и заметили день и год его кончины для того, чтобы собираясь в день его мученичества, иметь нам общение с подвижником и доблестным мучеником Христовым.

     Узнав о кончине святого Игнатия, о его мужественном великодушии и о том, как он без боязни и с радостью шел на смерть за Бога своего Христа, царь Траян сожалел о нем.
     Услышав же о христианах, что они люди добрые, кроткие, живут воздержано, любят чистоту, удерживаются от всяких дурных дел, ведут безпорочную жизнь и ни в чем не противны его царству, но только не имеют многих богов, а чтут Единого Христа, Траян не велел искать их для казни, но позволил им жить в покое. После сего честные останки святого Игнатия Богоносца были со славою перенесены в Антиохию на защищение града, на исцеление болящим и на веселье всему стаду сего пастыря, во славу Бога, в Троице Единого, от всех славимого во веки. Аминь.
     Первое перенесение мощей св. Игнатия Богоносца было в 108 году, второе из предградия в саму Антиохию в 438 году. Впоследствии (в VII в.) мощи его перенесены были в Рим, где находятся ныне в церкви св. Климента.   
     Святитель Игнатий стал истинным хранителем в сердце Божественного духа и образцом для многих поколений христиан.
     Нам же следует брать уроки у него не только словами наставлять других, а прежде всего делами подавать пример христианства:
     «Лучше молчать и быть, нежели говорить и не быть (послание к ефесянам, гл.15)».
   
     «Радуйся, Богоносный Игнатие, великий и преславный страстотерпче».

     В Белгородской обл. в г. Валуйки расположен пещерный скит Игнатия Богоносца. Впервые о нем упоминается в 1613 г., когда по распоряжению царя Михаила Федоровича приступили к строительству святой обители.
     Помимо Белгородской области в России ещё есть церкви и приделы в честь сщмч. Игнатия Богоносца в:
    - Ленинградской области в Выборге построена церковь Игнатия Богоносца, первое богослужение в ней прошло в июле 2015;
     - Калужской области есть храм в с. Путогино, основанный в 1899 г., но уже в 1931 г. закрыт. В 2013 г. началось его восстановление. В п. Шамордино в Соборе Казанской иконы Божией Матери есть придел в честь Игнатия Богоносца;
     - Вологодской области в Череповецком р-не также имеется придел Игнатия Богоносца в церкви Спаса Нерукотворного, основанной в 1827 г.;
     - Липецкой области в Задонском р-не находится храм в честь Тихона Задонского и Игнатия Богоносца на территории мужского Рождество-Богородицкого монастыря. А в самом Липецке в церкви Успения Пресвятой Богородицы есть придел сщмч Игнатия;
     - Нижнем Новгороде в церкви Спаса Преображения тоже есть придел Игнатия Богоносца;
     - Ставрополе в церкви Воздвижения Креста Господня также имеется придел Игнатия Богоносца.
     - Москве на Верейской улице стоит деревянный храм в честь Игнатия Богоносца.

     Тропарь, глас 4
     Апостольских нравов подражателю и престола их снаследниче, архиереев удобрение и мучеников славо, Богодухновенне, на огнь, и меч, и звери дерзнул еси веры ради и, слово истины исправляя, до крове пострадал еси, священномучениче Игнатие, моли Христа Бога спастися душам нашим.

     Тропарь на перенесение мощей, глас 4
     И нравом причастник, и престолом наместник апостолом быв, деяние обрел еси, богодухновенне, в видения восход: сего ради слово истины исправляя, и веры ради пострадал еси даже до крове, священномучениче (имярек), моли Христа Бога спастися душам нашим.

     Кондак, глас 3:
     Светлых подвиг твоих светоносный день предпроповедует всем в вертепе рожденнаго: Сего бо жаждая от любве насладитися, потщался еси от зверей снеден быти. Сего ради и богоносец нареклся еси, Игнатие всемудре.

     Молитва священномученику Игнатию Богоносцу
   
     О, великий святителю, Богоносный Игнатие! К тебе припадаем и молим тя: призри на ны, грешныя, прибегающия к твоему заступлению, и умоли Господа, да простит нам вся согрешения наша.
     Ты мученически душу твою за веру положил еси, даруй и нам мужество во всем подражати тебе. Ничесо в жизни не возмогло отлучити тя от любви ко Господу: ни лестная обещания, ни прещения, ни угрозы, ниже самыя муки.
     Ты с радостию предстал еси пред зверьми на смерть лютую, и яко Ангел возлетел еси во обители Отца нашего Небеснаго. Сего ради и молитва твоя много может пред Господем.
     Буди же, святый угодниче, предстателем за ны пред Спасителем нашим. Помогай всем православным христианом святыми твоими молитвами ко всемогущему Богу, да избавит ны от глада, труса, града, бездождия и смертоносных болезней, и да дарует нам здравие и спасение.
     Буди же нам помощник скорый во всякой скорби, наипаче же в час кончины нашея явися нам светлым защитником и ходатаем, и умоли Господа сподобитися всем нам, тебе ныне тепле молящимся, получити по христианстей кончине Небесное Царствие, идеже вси святии вкупе с тобою славят Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

     Священномучениче Игнатие, моли Бога о нас.

Дорогие братья и сестры!

У Вас есть возможность не выходя из дома заказать поминовения о здравии и о упокоении через сайт нашего храма.

Пожалуйста, выберите одну из представленных Треб, впишите имена поминаемых (в родительном падеже) и внесите пожертвование удобным для Вас способом – с банковской карты, или кошелька Яндекс.Деньги.

Записки будут прочитаны за ближайшим Богослужением.

В поминовении указываются имена только крещеных христиан православного вероисповедания.

Наш номер карты для пожертвований:   2200-7007-1782-1333

или по номеру телефона 8-909-667-79-86

afisha-msk.ru