О приходе
Расписание
Служение
Воскресная школа
Центр для людей с нарушением слуха
Творческая страница

Православный календарь





7435a.jpg
     Образ Богоматери «Отрада и Утешение» – среди самых почитаемых.
     Сегодня различают несколько вариантов названий чудотворного образа. Традиция допускает как минимум три: не только «Отрада и Утешение», но и «Отрада», «Утешение». В Греции принято название «Парамифия»
     На Святой Горе Афон в Греции стоит один из древнейших православных мужских монастырей – Ватопедский. В храме Благовещения этой известной обители находятся несколько чудотворных икон Богородицы, одна из которых называется иконой Ватопедской Божией Матери.

     Одно из преданий, которое можно услышать из уст насельников монастыря, рассказывает о том, откуда пошло его столь необычное название. Оно отсылает слушателей к концу IV века, когда юный царевич Аркадий ; сын последнего правителя Римской империи Феодосия Великого (379-395гг.) ; отправился в морское путешествие на святую гору Афон, чтобы поклониться местам, ставшим земным Уделом Пресвятой Богородицы.
     На всём протяжении пути погода была превосходная, и ничто не предвещало беды, как вдруг небо потемнело и разразилась страшная буря. Произошло это столь неожиданно, что придворные не успели увести отрока с палубы и укрыть его в нижних помещениях корабля. В результате ударом накатившей волны он был смыт за борт и скрылся в морской пучине.
     Происшедшее повергло в ужас всех находившихся в тот момент на судне, поскольку они понимали, что на них неизбежно обрушится гнев императора. Кроме того, все искренне скорбели о юном царевиче, которого уже не надеялись увидеть живым. Тем не менее, лишь только буря утихла, путешественники причалили к берегу, вдоль которого пролегал их путь, и тщательно осмотрели покрывавшие его заросли в надежде найти хотя бы тело отрока, выброшенное волнами.
     Какова же была их радость, когда они обнаружили Аркадия не только живым, но и абсолютно невредимым! Он мирно спал под одним из кустов. Как рассказывал потом отрок, оказавшись на краю гибели, он сохранил присутствие духа и молитвенно воззвал ко Пресвятой Богородице, прося Её заступничества. Вопль, исходивший из детских уст, был услышан, и в тот же миг неведомая сила подхватила Аркадия и, пронеся сквозь бурю и мрак, опустила на морской берег, где, утомлённый пережитыми волнениями, он уснул под кустом.
     Услышав столь дивный рассказ, император Феодосий Великий, отец мальчика, повелел воздвигнуть церковь на месте его чудесного спасения, которое с той поры стало называться Ватопедом, что в переводе означает «Куст отрока». Со временем там был обустроен монастырь, разрушенный затем иноземцами, питавшими вражду к вере Христовой.

     В исторических документах первое упоминание о монастыре, в котором ныне хранится икона Божией Матери «Отрада и Утешение», относится к 985 году.
     Икона Парамифия – фреска XIV века, которая некогда находилась в правом конце внешнего притвора соборного храма монастыря Ватопед, но после произошедшего чуда была перенесена в особый придел во имя Божией Матери «Парамифия» («Увещание»).
     В древности в Ватопеде был обычай, согласно которому, выходя из собора по окончании утрени, монахи прикладывались к находившейся тогда во внешнем притворе иконе Божией Матери. Там же игумен давал привратнику ключи от закрытых в вечерние часы врат Обители, чтобы тот их отворил.
     Монастырское предание Ватопеда говорит нам о том, что 21 января 1320 года, когда игумен, по обыкновению, вручал ключи привратнику, икона ожила и Божия Матерь возопила: «Не открывайте сегодня ворота монастыря, но поднимайтесь на стены и прогоните пиратов». Тогда младенец Иисус, находившийся в объятиях Богородицы, пытался ручкой заградить уста Своей Пречистой Матери, сказав Ей: «Не надо, Мати моя, не говори им. Пусть они получат то, что заслужили, потому что небрегут о своих монашеских обязанностях». А Госпожа Богородица с великим материнским дерзновением к Сыну Своему и Богу, взяла ручку Христа, отвела от Своих уст и воскликнула, обращаясь к игумену второй раз: «Не открывайте сегодня ворота Обители, но поднимайтесь на стены и прогоните пиратов». И «смотрите, покайтесь, потому что Сын Мой гневается на вас». И в третий раз повторила: «Сегодня не открывайте врата Обители…»

     По завершении диалога, Госпожа Богородица и Пречистый Её Младенец снова замерли на иконе, но уже в том виде, в каком это видно сегодня: Божия Матерь удерживает ручку Христа чуть ниже Своих уст, голова Её повёрнута в попытке уклониться от неё, а выражение лица таково, что исполнено безграничного снисхождения, сострадательной любви и материнской нежности, в то время как Христос, хоть и младенец, но как Судия, имеет грозный вид.
     Услышав предостережение Богородицы, монахи поспешили на стены обители и увидели, что пираты, действительно, окружили Ватопедский монастырь и ожидали, когда откроют ворота, чтобы его разграбить. Так благодаря чудесному вмешательству Богородицы монастырь был спасен.
     В память об этом событии монахи затеплили и поддерживают неугасимой лампаду перед иконой. Каждую пятницу в параклисе, где хранится чудотворный образ, совершается Божественная литургия, и каждый день служится молебен. Кроме того, в Ватопеде долгое время существовал обычай совершать монашеские постриги в приделе «Парамифии». Икона «Увещание» поистине нерукотворна, потому что в сегодняшнем облике она создана благодатью Божией. Многие паломники свидетельствуют, что не могут насмотреться на образ Божией Матери, который дарит им умиротворение и покой.

     С иконой «Парамифия» связана жизнь преподобного Неофита Ватопедского, который был «просмонарием» этого чудотворного образа.
     Однажды Неофит (запись начала 20 века) по направлению игумена отправился по делам на подворье Ватопедского монастыря на остров Эвбею. Во время морского путешествия инок занемог, и, прибыв на остров, едва держался на ногах.
     Предчувствуя близкую кончину, он вознёс молитвы ко Пресвятой Богородице перед находившемся в подворье списком с Её Ватопедской иконы. Инок молил продлить его дни, чтобы, исполнив послушание, он мог вернуться в свою обитель и в ней завершить земной путь. Не успел он подняться с колен, как услышал чудный глас, исходивший с неба и повелевший ему исполнить послушание, вернуться в монастырь, но через год быть готовому предстать перед вратами вечности.
     Болезнь тут же оставила страдальца, и он в точности исполнил всё, что ему было поручено отцом настоятелем. После этого он благополучно вернулся в Ватопедский монастырь, где целый год пребывал в постах и молитвах.
     По истечении же срока, стоя пред иконой «Отрада и Утешение», он вдруг вновь услышал знакомый ему голос, провещавший, что час его кончины уже близок. Сразу после этих слов инок почувствовал, как силы оставляют его. С трудом добравшись до своей кельи, Неофит созвал к себе братию, и, лёжа на смертном одре, поведал им о чуде, явленном по его молитве. После этого он с миром отошёл ко Господу.

     Имеются и более поздние свидетельства. Так, в 2000 году монах расположенного на Кипре Киккского монастыря Стиллианус во время ночной молитвы стал свидетелем того, как лики Младенца Иисуса и Его Пречистой Матери на иконе неожиданно ожили и преобразились, причём из Их глаз обильно потекли слёзы. Поражённый увиденным, инок лишился дара речи, и обрёл его вновь лишь после того, как вся братия обошла монастырь крестным ходом, неся перед собой этот чудотворный образ.
   
    О чудесах же, явленных в России, свидетельствуют многочисленные записи в монастырских и приходских книгах. Они помогают ещё глубже понять значение иконы «Отрада и Утешение» и место, которое она занимает в отечественной иконографии.
    В России икона «Отрада и Утешение» известна с глубокой древности. Считается, что произошло это в первой половине XVI века благодаря преподобному Максиму Греку. По его инициативе в 1518 году в Россию было доставлено с Афона два списка, сделанных с чудотворных икон Ватопедского монастыря, среди которых была «Отрада и Утешение». Многочисленные чудеса исцелений, явленные по молитвам перед ней, принесли иконе широкую известность и стали поводом для почитания её как чудотворной.
     Значение иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» в жизни Русской православной церкви весьма велико, и тому есть немало свидетельств.

     Чтимые списки с иконы

     1.  В XVII веке список Ватопедской иконы «Отрада и Утешение» был перевезён в Ростов, где и находится по сей день в одном из храмов Спасо-Яковлевского мужского монастыря. С него, в свою очередь, было сделано множество копий, разошедшихся по всей России.
     Одна из них была келейной иконой святителя Димитрия Ростовского, вошедшего в историю Русской православной церкви в качестве выдающегося религиозного писателя, проповедника и педагога.
     2.  В 1852 году афонский старец Серафим Святогорец (Веснин), прославленный ныне в лике святых, прислал в Новодевичий женский монастырь Санкт-Петербурга список, им написанный, с Ватопедской иконы. На её обратной стороне он собственноручно начертал надпись, гласящую, что этот чудотворный образ Пресвятой Богородицы будет обильно изливать Божественную благодать на всех притекающих к нему. И его слова получили в дальнейшем подтверждение теми чудесами, которые явила через него Царица Небесная.
     Другой список - в храме иконы «Отрада и Утешение» на улице Дыбенко в Санкт-Петербурге.
     3.  Среди многочисленных списков иконы «Отрада и Утешение» – это образ, хранящийся в Москве в Казачьем храме иконы Божией Матери "Отрада и утешение" на Ходынском поле. Церковь была построена в память о великом князе Сергее Александровиче Романове в 1907 — 1909 гг.. В советское время храм был закрыт и частично разрушен. В январь 2019 года Церковь вернули верующим, в этом же году храм был освящен и началось его возрождение.

     4.  Один из списков пребывает в храме, построенном в честь этой иконы в посёлке Вадино Сафоновского района Смоленской области, являющемся подворьем Спасо-Авраамиева мужского монастыря.
     Удивительна история этой иконы. В конце 1920-х годов, когда в Советской России шло массовое разорение церквей, её подобрал в одной из центральных губерний России кочующий цыганский табор. Большая храмовая икона стала храниться в таборе и почитаться цыганами, которые всюду возили её с собой.
     Во время Великой Отечественной войны табор оказался на оккупированной территории. Фашисты, проводившие политику тотального уничтожения цыган, загнали табор в окружение, выйти из которого можно было, только пройдя через минные поля. С иконой Божией Матери цыгане невредимыми прошли через минные заграждения. После войны табор осел в Вадино. Долгое время икона Божией Матери "Отрада и утешение" хранилась в доме старого цыгана Бориса, который завещал её Вадинской православной общине. В 2007 году храм был построен. Образ "Отрада и Утешение" стал его главной святыней.
     5.  Точная копия есть в Белоруссии в Ляданском Свято-Благовещенском мужском монастыре.
     6.  Копия чудотворной иконы Божьей Матери «Отрада и Утешение» была написана в Ватопедском монастыре в 2015 году для Ханты-Мансийской митрополии.
   
     «Радуйся, Радосте наша, отраду и утешение верным дарующая».

     Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея Ватопедской, именуемой «Отрада» или «Утешение», глас 4:   
     К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зову;ще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений. Не отврати Твоя рабы тщи, Тя; бо и едину надежду имамы.

     Ин тропарь, глас тот же:
     Яко покров благодатный и спасительный стяжахом честную Твою икону, Богородице, на сию у;бо со умилением взирающе, Тебе вопием: Владычице, ниспосли нам отраду и утешение, на Тя бо упование возлагаем, грешнии и смиреннии. На Твое предстательство надеемся, недостойнии. Ускори; нас избавити от бед и скорбей и умоли; Сына Твоего, Христа Бога нашего, помиловати и спасти ду;ш наша.

     Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея Ватопедской, именуемой «Отрада» или «Утешение», глас 8:
     Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти, раби Твои, Богородице, но, яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: Радуйся, Невесто Неневестна.

     Величание
     Величаем Тя, Пресвятая Дево Богоизбранная Отроковице и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.

                Молитва Пресвятой Богородице
      пред иконой Ея Ватопедской, именуемой «Отрада» или «Утешение»

     Надежда всем концем земли, Пречистая Дево Богородице, Утешение и Отрадо на;ше! Не гнушайся нас грешных, на Твою бо милость уповаем. Угаси пламень греховный и покаянием ороси изсохшие сердца наша.
     Очисти ум наш от греховных помышлений. Приими моления от души и сердца с воздыханием Тебе приносимыя. Буди Ходатаице о нас к Сыну Твоему и Бо;гу и отврати гнев Его от нас Матерними молитвами.
     Укрепи в нас веру православную, вложи в нас дух страха Божия, дух смирения, терпения и любви. Душевныя и телесныя язвы исцели, утиши бурю злых нападений вражеских.
     Отыми бремя грехов наших и не остави нас до конца погибнути. Подаждь нам милость Твою и святое благословение Свое всем зде предстоящим и молящимся и всегда пребывай с нами, подавая приходящим к Тебе отраду и утешение, помощь и заступление, да славим и величаем Тя вси до последняго нашего воздыхания. Аминь.

     Пресвятая Богородице, спаси нас.

Дорогие братья и сестры!

У Вас есть возможность не выходя из дома заказать поминовения о здравии и о упокоении через сайт нашего храма.

Пожалуйста, выберите одну из представленных Треб, впишите имена поминаемых (в родительном падеже) и внесите пожертвование удобным для Вас способом – с банковской карты, или кошелька Яндекс.Деньги.

Записки будут прочитаны за ближайшим Богослужением.

В поминовении указываются имена только крещеных христиан православного вероисповедания.

Наш номер карты для пожертвований:   2200-7007-1782-1333

или по номеру телефона 8-909-667-79-86

afisha-msk.ru