О приходе
Расписание
Служение
Воскресная школа
Центр для людей с нарушением слуха
Творческая страница

Православный календарь





Вот мы в Иерусалиме, на месте величайшего преступления в человеческой истории. Это – Косово поле90 человечества. Здесь состоялось множество битв между воинствами Царства Небесного и царства земного. Предводитель небесного воинства, Спаситель и Господь наш Иисус Христос, возглавил главную битву и одержал главную победу. Все последующие битвы, которые вело Его светоносное воинство, подобны той главной битве: те же страдания и та же победа.

В течение шести дней мы переживаем с Господом нашим Его страдания. Мы поклонились всем местам, где Он страдал, и пропитали их своими слезами. Души наши истерзаны, но физически мы чувствуем себя удивительно хорошо. Мы мало спим, строго постимся, часами стоим на богослужениях, целыми днями ходим вверх и вниз по Святому Городу. И никто не устает, не болеет, никто не жалуется! Но души точно придавлены могильной плитой, и ничто, кроме воскресения измученного Господа нашего, не может сдвинуть эту плиту и воскресить их. Мы с нетерпением ждем, чтобы скорее прошла эта страшная суббота и наступило преславное Воскресение.

Где же почитатели субботы, что же не пришли они в Иерусалим, чтобы вместе с нами в течение шести дней пережить эти душевные страдания? Тогда бы им уже не пришло в голову праздновать субботу, отвергая воскресенье. Се, суббота не принесла никакого облегчения нашим страданиям. В субботу мы переживаем всю полноту страданий Господа нашего, воедино собираем все муки Его и ждем Воскресения, как облегчения, отдыха и избавления.

– Что в этот день произошло с Господом? – спросил паломник Илья.

– Он сошел во ад, чтобы явить Себя и Свое Евангелие тем, кто умер до Его пришествия, чтобы взять под Свой покров все поколения человеческие – ушедшие, нынешние и будущие, всем принести истину, всем дать спасение.

Неужели почитатели субботы признают сошествие во ад и не признают воскресение? Сегодня мы несколько раз были в храме Гроба Господня, но нам хотелось находиться там постоянно, словно наш незримый Хозяин звал нас на Свою Голгофу, чтобы Своими телесными ранами исцелить наши раны душевные. Этот храм называется и Храмом Воскресения, и, воистину, не раз воскресал он. Языческий царь Адриан разрушил91 его до основания и поставил на его месте идолов – статуи Венеры и Юпитера, мерзость римскую. Юлиан Отступник92 и Омар арабский93, Хозрой персидский94 грабили и оскверняли его. Но воскресал храм после смерти своих разрушителей в новой и большей славе и красоте. Это ли не воскресение? Не был ли Крест Христов сокрыт в земле и не воскрес ли?

О великий Господи Иисусе Христе, единственный Непобедимый, Всемогущий! И храмы, Твое имя носящие, воскресают, как же тогда люди и народы? И как же Тебе не воскреснуть, Вечная Истина и Вечная Жизнь!

* * *

90 Косово поле (серб. «Поле черных дроздов») – межгорная котловина на юге Сербии, ограниченная на севере хребтом Копаоник, на юге – Шар-Планина, длиной 84, шириной около 14 километров. Это холмистая плодородная равнина, житница Сербии. На ней расположены города Косовска Митровица, Урошевац, Приштина. Именно близ Приштины 15 июня 1389 года произошло решающее сражение между объединенными войсками сербов и боснийцев под предводительством святого князя Сербского Лазаря (см. примечание 12), насчитывавшими около 15–20 тысяч воинов, и армией турецкого султана Мурада I (1359–1389) – около 27–30 тысяч. В этот день со стороны турок на битву вышел султан Мурад I с двумя сыновьями, со стороны же сербов – князь Лазарь, находившийся в центре, с тестем Югом Богданом (см. примечание 15) на левом фланге и двумя зятьями: Милошем Обиличем (см. примечание 88) и Вуком Бранковичем (правый фланг). Когда разгорелся бой между христианами и магометанами, сербский воевода Милош Обилич сумел пробраться к шатру турецкого султана и поразить его ножом. Внезапная гибель Мурада внесла смятение в ряды турок, но затем турецкое войско возглавил его сын Баязид (1389–1402). Турки обрушились на левое крыло сербов. Вук Бранкович, ранее обвинявший Милоша в измене, сам проявил малодушие и изменил общему делу, отступив со своим войском. Затем Баязид обратился на правое крыло сербов. Юг Богдан стоял твердо, но силы были неравны, и Юг погиб вместе со своими девятью сыновьями. А тяжело раненый князь Лазарь был захвачен в плен и казнен. Сербское войско потерпело полное поражение, но Баязид, видя, с каким мужеством принял смерть святой Лазарь, позволил сербам взять его тело и предать погребению в храме Вознесения Господня в Приштине. По результатам своим битва на Косовом поле на века определила судьбу Сербии как турецкой вассальной державы (вплоть до 1878 года), хотя лучшие сыны Сербии и принесли в этой битве себя в жертву за весь свой народ. Подвиг и героизм сынов косовских – постоянная тема сербского эпоса. «Всякий, кто знаком с сербским народом, слышал о Косове и знает, что сербы празднуют день Косовской битвы. Многим… кажется странным, что народ, в чьей истории столько славных побед, выбрал в качестве символа свое величайшее поражение… На Косове в жертву приносится целый народ. Отсюда и самая очевидная параллель – с Голгофой. Было ли когда большее поражение, чем распятие Христа на Голгофе? Но христиане, оплакивая смерть Христа, одновременно славят Его Воскресение. Поражение и восстание слиты воедино в косовском завете… …Гибель царства Сербского на Косове… непосредственно связана с Христовым страданием, благодаря чему Косово превращается в духовную победу. Душу сербского народа отягощает столько грехов, что только кровью можно смыть и искупить их. Народное сознание считает жертву косовскую богоугодным делом. Ибо кто со Христом страдает, тот со Христом и спасется. Кто со Христом распят, со Христом и воскреснет (см.: Рим. 8, 17)». (Маркович М». Тайна Косова Святая Русь (Сербский Крест). 2000, июнь. № 41.)
91 Языческий царь Адриан разрушил… Второе иудейское восстание (132–135 по Р.Х.) против римского владычества под предводительством Бар-Кохбы было подавлено легионами Публия Элия Адриана (76–138), Римского императора с 117 года из династии Антонинов. Иерусалим был разрушен до основания, а на Храмовой горе Мориа (на этом месте стоял Первый Храм, во здвигнутый царем Соломоном (966–926 до Р.Х.) и разрушенный (587 до Р.Х.) при завоевании Иерусалима царем Вавилонии Навуходоносором II (605–562 до Р.Х.), и Второй Храм, воздвигнутый (515 до Р.Х.) при Зоровавеле и Неемии (см.: 1Езд. 2, 1–2) и разрушенный в 70 году по Р.Х. при подавлении римскими легионерами под командованием Тита (39–81 по Р.Х.; Римский император, правивший с 79 года) первого иудейского восстания. А храм святого Гроба Господня, о котором упоминает владыка Николай, был построен только после обретения святой царицей Еленой (см. примечание 55) в 326 году Животворящего Креста Господня) был возведен храм Юпитеру. На месте развалин Иерусалима Адриан основал языческий город – Элия-Капитолина (в честь императора и Капитолийской триады – Юпитер, Юнона, Минерва). Евреям вплоть до правления Константина Великого (см. примечание 55) было запрещено входить в Иерусалим. Адриан, продолжая бывшие до него гонения на христиан, обуздал между тем ярость их преследователей требованием судебного разбирательства для определения вины обвиняемых.
92 Юлиан Отступник (331–363), Римский император, правивший с 361 года, племянник Константина Великого (см. примечание 55). Воспитанный почитателем эллинской культуры, под влиянием ритора-язычника Ливания и неоплатоника Максима, Юлиан тайно ненавидел христианство. Поэтому его вступление на престол вызвало у язычников ликование: язычество вновь стало государственной религией. С особым торжеством новый император совершал многочисленные жертвоприношения, зачастую самолично. Понимая, что кровавыми гонениями изжить христианство невозможно, он надеялся уничтожить его посредством тонкой политики: то, что казалось обществу терпимостью к различным христианским партиям и сектам, в действительности являлось следствием расчета, что в результате внутренней борьбы христианство само придет к падению. Юлиан запретил христианским ученым преподавать философию и поэзию в школах; чтобы посмеяться над пророчеством Спасителя об Иерусалимском Храме (о том, что от него не останется и камня на камне (см.: Мф. 24, 1–2Мк. 13, 1–2Лк. 21, 5–6)), приказал иудеям восстановить его, дав при этом и средства. Однако трижды являвшийся из-под земли огонь истреблял начатые постройки, так что иудеи в ужасе отказались от предпринятого дела. Естественно, что все привилегии государственной религии принадлежали при Юлиане уже не христианству, а язычеству. На знаменах империи вместо Креста помещались изображения языческих богов, воинские церемонии снова приобретали языческий характер. Политика Юлиана в отношении религии постепенно повела к стеснению всех христиан, что стало все более ощущаться во всех житейских делах: на службе предпочитались язычники, споры и суды решались в их пользу: у христиан отбирались храмы, ими возведенные или восстановленные, со всем имуществом при них, и передавались язычникам; в Антиохии он приказал окропить жертвенной кровью все продаваемые на рынках припасы. Однако смерть Юлиана (в 363 году он был убит в битве с персами) положила его делу восстановления язычества конец.
93 Омар I (ок. 591 (или 581)-644), второй «праведный» халиф в Арабском халифате, правивший с 634 года. Один из сподвижников Мухаммеда (ок. 570–632), основателя ислама. В 638 году напал на Иерусалим. При нем арабские войска одержали значительные победы над Византией и Сасанидами, завоевали обширные территории в Азии и Африке. Был убит рабом-персом.
94 Хозрой (Хосров) II Парвиз (? –628), Персидский царь, правивший с 591 года. В 614 году разрушил Иерусалим; разграбив его и пленив святого патриарха Захарию († 633; память 21 февраля/6 марта), он увез и Животворящий Крест Господень. В 627–628 годах византийцы перешли в наступление; Хозрой был свергнут и вслед за тем убит недовольной знатью. Крест пробыл в Персии четырнадцать лет, был возвращен христианам Византийским императором Ираклием I (613–641), победившим Хозроя и заключившим мир с его сыном.

https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbskij/missionerskie-pisma/31

Дорогие братья и сестры!

У Вас есть возможность не выходя из дома заказать поминовения о здравии и о упокоении через сайт нашего храма.

Пожалуйста, выберите одну из представленных Треб, впишите имена поминаемых (в родительном падеже) и внесите пожертвование удобным для Вас способом – с банковской карты, или кошелька Яндекс.Деньги.

Записки будут прочитаны за ближайшим Богослужением.

В поминовении указываются имена только крещеных христиан православного вероисповедания.

Наш номер карты для пожертвований:   2200-7007-1782-1333

или по номеру телефона 8-909-667-79-86

afisha-msk.ru