О приходе
Расписание
Служение
Воскресная школа
Центр для людей с нарушением слуха
Творческая страница

Православный календарь





b_600__16777215_00_images_00January_5899.jpg
       Апостол Петр, называвшийся прежде Симоном, был сыном рыбака Ионы из Вифсаиды Галилейской и братом апостола Андрея Первозванного, который и привел его ко Христу. Петр был женат и имел дом в Капернауме. Призванный Спасителем, он всегда выражал безпредельную преданность и решительность, за что и удостоен был особенного приближения к Господу вместе с братьями Зеведеевыми – Иаковом и Иоанном Богословом. Сильный и пламенный духом, он, естественно, занял влиятельное место в лике Христовых апостолов. Он первый решительно исповедал Иисуса Христа Сыном Божиим, то есть Мессией, за что и получил имя Петр (Камень).
       Свое троекратное отречение Петр омыл горькими слезами раскаяния, и впоследствии, после Воскресения, Господь вновь восстановил его в апостольском достоинстве, троекратно, по числу отречений, поручив ему пасти ягнят и овец Своих.
       Апостол Петр первым содействовал распространению и утверждению Церкви Христовой после сошествия Святого Духа, произнеся сильную речь перед народом в день Пятидесятницы и обратив ко Христу 3000 человек. Спустя некоторое время, исцелив хромого от рождения, он второй проповедью обратил к вере еще 5000 иудеев.

       Около 42 года, во время гонения на Иерусалимскую Церковь, за проповедь о Христе Спасителе ревностный проповедник Евангелия Апостол Петр по повелению иудейского царя Ирода Агриппы был заключен в темницу и скован двумя железными цепями. Вериги на апостола Петра были возложены тюремщиками не для укрощения тела, как это делали подвижники, а для укрощения его духа.
       Как повествуется в книге Деяний Апостольских, глубокой ночью, накануне суда над Петром, когда стража спала, в темницу пришел Ангел, посланный Богом, разбудил его и вывел из темницы. Аресты и допросы среди тюремщиков ничего не разъяснили. Чудо оставалось чудом.
       Слух о чудесном освобождении Петра немедленно распространился в Иерусалиме. Ученики апостола сумели заполучить цепи, которыми апостол Петр был прикован к стражникам, и сохранить их как величайшую реликвию. Из рода в род, столетиями, передавалась первохристианская святыня, исцеляя приходящих к ней с верою от болезней и защищая от нечистых духов.
       При жизни апостола Петра вера в его исцеляющие возможности была настолько сильной, что даже тень от него считалась полезной для болящего. «Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин, так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них» (Деян.5:14–15). Поэтому почитание цепей, которыми был окован апостол, не уменьшалось в столетиях.
      
       Так вериги по наследству перешли в руки иерусалимского патриарха Ювеналия.
       Вериги святого апостола Петра хранились в Иерусалиме до тех пор пока Ювеналий не подарил их царице Евдокии, супруге царя Феодосия Младшего.
       Евдокия перенесла их из Иерусалима в Царьград. Одну веригу Евдокия принесла в дар храму святого апостола Петра, находившемуся внутри Великого Софийского собора, а другую в 439 году послала в Рим своей дочери Евдоксии, супруге римского императора.
       В Риме также находились другие вериги святого апостола. Здесь при императоре Нероне апостола Петра вновь заковали в цепи и он был освобожден мученической смертью на кресте.
       Евдоксия с любовью приняла этот драгоценный дар и, построив на Эксквилийской горе храм во имя святого апостола Петра, положила там эту веригу вместе с найденной в Риме другой веригой святого апостола.
       С давних времен вериги апостола Петра, хранящиеся в Римском храме, по традиции выносили 16 января (по старому стилю) на поклонение народу.

       В проповеди Русской духовной миссии в Иерусалиме говорится, что "сегодня это важный праздник, потому что храм самого многолюдного прихода Миссии – в Яффе – как раз посвящен Поклонению веригам апостола Петра.
       Апостол Петр, как известно, отличался особенной ревностью и преданностью Господу, любил Его всей душой и был участником всех событий, когда Христос уединялся только с избранными учениками. Но в этой великой любви и ревности была, к сожалению, некая доля излишней самоуверенности.
       Когда Господь предсказывал, что все оставят Его, Петр клялся: «Если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь… хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя» (Мф.26,33;35). Не может христианин говорить, что выдержит все испытания и останется верным, это значило бы, что он надеется на свои силы и не нуждается в помощи Христа, Который сказал: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин.15,5).
       Поэтому Бог нам в назидание попустил Апостолу трижды отречься от Христа перед иудеями, чтобы потом горько оплакивать свое падение. И сегодняшнее Евангелие повествует о том, как Господь восстанавливает его в апостольском достоинстве через трехкратное вопрошание: «Любишь ли Меня?» Впрочем, это не простое повторение одного и того же вопроса.

       Дело в том, что в греческом языке для понятия «любовь» есть несколько терминов. Есть «мания» безумная страсть, ненормальное притяжение к чему-то, есть «эрос» плотское влечение, есть «сторги» – забота большего о меньшем, как любят детей или животных, покровительственная любовь, часто переходящая во вредную привязанность. Но здесь Господь говорит о двух высших формах любви – это «филия», т.е. любовь друзей и «агапи» – совершенная любовь к Богу или человеку.
       И если первая из них – дружба имеет условный, относительный характер, это взаимовыгодные отношения, которые при изменении обстоятельств могут перемениться вплоть до ненависти, то совершенная любовь высока и бескорыстна. Апостол Павел говорит о такой любви, что она «не превозносится, не гордится… не ищет своего, не завидует… все покрывает, всему верит… и никогда не перестает» (1Кор.13,4-8).
       Итак, первый раз Господь спрашивает Петра: «Любишь ли ты Меня вот этой совершенной любовью больше всех апостолов?» Апостол Петр, который раньше говорил, что он самый верный и самый любящий, теперь даже не помышляет о первенстве. Он раскаялся в самонадеянности и смиренно оценивает свое чувство к Господу, употребляя для него слово филия, потому что не дерзает назвать свою любовь совершенной: «Я, грешный, люблю Тебя всей своей малой любовью, на которую способен».
       Во второй раз Господь уже не спрашивает его о превосходстве, но переносит акцент на качество любви: «Оставим других, а в самом тебе есть эта настоящая любовь?» И опять Петр, не желая присваивать себе право давать оценку своему чувству, так же смиренно отвечает: «Ты знаешь, что я люблю Тебя, как могу, хотя любовь моя и не совершенна».
       Когда же Господь, испытывая его смирение, спросил Петра в третий раз, тот огорчился. Дело в том, что в третий раз Христос употребляет термин филия: «А есть ли у тебя эта любовь ко Мне, как к другу?» Тогда Петр сразу вспоминает свои грехи, которыми оскорбил Господа. Он пугается, потому что когда-то уже говорил, что любит, но, поддавшись немощи, предал, а вдруг Господь предвидит новое его падение?

       Но здесь Петру помогает его искреннее покаяние, потому что он каждый день оплакивал свой грех, и слезы очистили и утвердили его. И если мысль, что Всевидящий Господь знает все твои тайные дела, пугает грешника, лицемера, который боится обличения, то человек с чистой совестью находит в ней великое утешение. Петр в третий раз со смирением говорит: «Господи! Ты все знаешь, Ты знаешь, что я действительно люблю Тебя, Ты Сам оцени степень моей любви к Тебе».
       Итак, Петр блестяще выдержал экзамен, показав совершенство любви, которое состоит в смирении. Он постиг мудрость, заключенную в словах Господа: когда приглашен будешь на брак, будь скромен в выборе места, «ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк.14,11). Теперь его любовь угодна Богу, потому что смирение не оставило в ней места дегтю самонадеянности. Господь так серьезно испытывает Петра потому, что хочет доверить ему самое дорогое – «малых сих», верующих в Него. Поэтому после каждого вопрошания Христос поручает Петру пасти Своих ягнят и овец, полагая за них душу, которую обещал ранее положить за Господа. А в свое время он должен последовать за Христом до конца, до уз и мученической кончины на кресте, ибо суть совершенной любви ; жертвенность.
       Силой такой любви Петр творит великие чудеса: первым словом к народу обратил ко Христу три тысячи, исцелением хромого от рождения пять тысяч. Благодатью Божией даже тень Апостола исцеляла недужных, а его железные цепи совершали чудеса на протяжении столетий. В чем секрет этой силы? В смиренном следовании воле Божией, когда сила уже исходит от Христа, многократно усиливая усердие человека. Как говорится в Песни Песней: «крепка, как смерть, любовь» (Песн.8,6), а мы знаем, что она даже крепче смерти, потому что Господь победил смерть любовью.

       Господь всех нас призвал к этой совершенной любви к Богу и людям, но для того, чтобы стать настоящей, наша любовь должна потерять свой относительный характер, не зависеть от условий, не искать своего и не требовать взаимности.
       Подлинной она становится тогда, когда испытывается познанием себя, покаянием и смирением. Тогда улетучивается самоуверенность, превозношение и осуждение, мы начинаем молиться и возлагать надежду на Бога, а не на свои силы, а страх согрешить и оскорбить Господа, оказаться предателем, ограждает нас от падений. А иначе наша любовь подобна цепи, у которой какие-то звенья железные, а какие-то деревянные, так что в ответственный момент она рвется в слабом месте.
       Любовь ко Христу – это наша связь с Небом. В день Второго Христова пришествия, по Евангелию, двое будут вместе на поле, но один возьмется, а другой оставится (Лк.17,34-37). Возьмется на Небо тот, кто прочно связан любовью со Христом и Его Церковью, а не стяжавший любви останется на земле, ждущей погибели от огня. Поэтому будем молить Господа, чтобы, «ими же весть путями», а чаще это экзамены, подобные Петрову, Он сделал нашу любовь настоящей, связал всех нас нерушимыми узами любви в единое непобедимое тело Церкви. Потому что тогда, по Апостолу, «ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы… ни другая какая тварь не сможет отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим.8,38-39).               
       И сегодня мы с любовью мысленно лобызаем эти вериги и молимся Господу, чтобы и нас Он сподобил быть верными Ему до конца, не сходить с креста, не противоречить воле Божией. Иногда мы сами не вполне можем собой распоряжаться, и страсти уклоняют нас с верного пути куда-то в сторону. Господи, ими же веси судьбами спаси нас! Вот бы кто приковал нас к воле Божией, благой и совершенной, чтобы не соскочить раньше времени с поезда, идущего в Царство Небесное! А самые надежные узы – это узы любви. Аминь».

       Тропарь, глас 4
       Рима не оставль, к нам пришел еси, честными веригами, яже носил еси, Апостолов первопрестольне: имже верою покланяющеся молимся: твоими к Богу молитвами, даруй нам велию милость.

       Кондак, глас 2
       Камень Христос, каменя веры прославляет светло учеников первопрестольника: созывает бо вся праздовати Петре, чудеси твоея честныя вериги, и подает согрешений прощение.

       Кондак, глас 2
       Верховнаго и перваго Апостолов, истины божественнаго ученика, Петра великаго восхвалим, и того верою целуем вериги, прегрешений разрешение приемлюще.

Дорогие братья и сестры!

У Вас есть возможность не выходя из дома заказать поминовения о здравии и о упокоении через сайт нашего храма.

Пожалуйста, выберите одну из представленных Треб, впишите имена поминаемых (в родительном падеже) и внесите пожертвование удобным для Вас способом – с банковской карты, или кошелька Яндекс.Деньги.

Записки будут прочитаны за ближайшим Богослужением.

В поминовении указываются имена только крещеных христиан православного вероисповедания.

Наш номер карты для пожертвований:   2200-7007-1782-1333

или по номеру телефона 8-909-667-79-86

afisha-msk.ru