О приходе
Расписание
Служение
Воскресная школа
Центр для людей с нарушением слуха
Творческая страница

Православный календарь





b_600__16777215_00_images_00January_7368.jpg
     Дни памяти преподобного отмечают:
     26 января,
     5 июня — Собор Ростово-Ярославских святых.   

     Преподобный Иринарх, затворник Ростовский, родился в крестьянской семье в селе Кондаково Ростовского уезда. В Крещении он получил имя Илия. На 30-м году жизни святой принял постриг в монашество в Ростовском Борисоглебском монастыре. Там он стал усердно трудиться в иноческих подвигах, посещал церковные службы, ночами молился и спал на земле.
     Однажды, увидев нищего богомольца, который не имел обуви, Иринарх воскликнул: «Дай, Господи, теплоту ногам моим, чтобы я мог помиловать сего странника и дать с себя сапоги на ноги его!» Далее, не раздумывая ни секунды, скинул с себя обувку и отдал бродяге, а сам остался стоять на снегу босиком. До конца жизни он более не надевал сапог и ходил в ветхой одежде.
     Игумену не понравилось такое поведение подвижника; и он начал смирять его, заставляя часа по два стоять на морозе против своей келлии или подолгу звонить на колокольне. Святой все переносил с терпением и не изменил своего поведения.
     Никакие физические испытания не могли сломить воли святого Иринарха, и только после того, как игумен придумал ему новое послушание, связанное с отстранением от монастырских дел, преподобный был вынужден перейти в Аврамиев Богоявленский монастырь, где был принят в число братии и вскоре был назначен келарем.
      Преподобный с усердием исполнял свое послушание, скорбя о том, что братия монастыря и служители не берегут достояние обители, расточая его без меры. Однажды во сне он увидел преподобного Аврамия Ростовского (память 11 ноября), который утешил его и благословил раздавать всем потребное без смущения.
     Как-то, во время пения Херувимской, преподобный Иринарх громко зарыдал. На вопрос архимандрита он ответил: «Мать моя преставилась!»
   
     Оставив Аврамиев монастырь, преподобный Иринарх перешел в Ростовский монастырь святого Лазаря, поселился в уединенной келлии и прожил в ней три года в тесноте и голоде. Здесь его навещал блаженный Иоанн юродивый, по прозванию Большой Колпак, который позже предскажет великое преуспеяние старца. Святые подкрепляли друг друга духовной беседой.
     Живя в затворе и молитве, преподобный Иринарх не перестает скорбеть о Борисоглебской обители: «Святые страстотерпцы Борис и Глеб, и вся монастырская братия! Есть у вас в монастыре много места, а мне грешному места нет».
     Как-то раз сморил старца некрепкий сон. Спит он и видит, идут навстречу два мужа – небесные покровители его родного монастыря. Подходят и говорят: «Собирайся, старец, мы за тобой». Пробудившись ото сна, преподобный Иринарх увидел в оконце своей тесной кирпичной келейки насельника из Борисоглебского монастыря. Путник принес радостную весть: строитель Варлаам передает схимнику благословение и просит его вернуться в обитель. Он был принят обратно с любовью строителем Варлаамом и стал еще более сурово подвизаться в обители.
     Запершись в келье, преподобный Иринарх опоясал себя железной цепью в три сажени
длиной и приковал себя ею к громоздкому стулу. Постепенно цепь эта увеличивалась, а на плечах и руках появлялись новые оковы – то другие затворники, бросавшие подвиг, отдавали старцу свои вериги. К концу жизни цепь на чреслах старца была уже в двадцать сажен, а на груди висело более ста металлических крестов.
     За это он переносил озлобление и насмешки от монастырской братии. Подвиги его обличали нерадиво живших в обители, и они солгали игумену, что старец учит не ходить на монастырские работы, а подвизаться подобно ему. Игумен поверил клевете и изгнал святого старца из обители.
      Смиренно покорившись, преподобный Иринарх опять ушел в Ростов и прожил в монастыре святого Лазаря один год. Между тем Борисоглебский игумен раскаялся в своем поступке и послал иноков за преподобным Иринархом. Он возвратился, укоряя себя, что живет не так, как братия, которая несет праведные труды, которых он лишен.
   
     Преподобный продолжал носить свои тяжкие вериги и, трудясь, изготовлял нищим одежду, вязал волосяные свитки и клобуки. Он спал ночью лишь два-три часа, остальное же время молился и бил свое тело железной палкой.
     Святому Иринарху было видение о том, что Москву захватит Литва, а церкви по местам будут разорены. Он стал горько плакать о предстоящем бедствии, и игумен повелел ему ехать в Москву и предупредить царя Василия Иоанновича Шуйского (1606–1610) о грозящей беде. Преподобный Иринарх выполнил послушание.
     Он отказался от предложенных ему даров и, вернувшись, стал усердно молиться, чтобы Господь помиловал Русскую землю. Враги явились на Русь, стали завоевывать города, избивали жителей, грабили монастыри и церкви. Лжедимитрий и второй самозванец стремились покорить Русь польскому королю.
     Борисоглебский монастырь также был захвачен врагами. Сапега, остановившийся в Борисоглебском монастыре, увидев, закованного в железо старца, был поражен. «Я такого батьки нигде не видел, ни здесь, ни в иных землях», — сказал он и, поклонившись старцу, тихо промолвил: «Прости меня, батько».
     А когда паны, пришедшие с Сапегой, сказали ему, что старец молится за Шуйского, преподобный смело сказал: «Я в России рожден и крещен, за русского царя и Бога молю». Сапега отвечал: «Правда в батьке велика – в которой земле жить, той земле и служить».
     После этого преподобный Иринарх стал убеждать Сапегу уйти из России, предсказывая ему в противном случае смерть. Покидая монастырь, воевода запретил своим людям грабить обитель, а затворнику дал 5 золотых, которые старец употребил на милостыню.
      
     Преподобный Иринарх следил за ходом войны, он послал князю Димитрию Пожарскому свое благословение и просфору и велел ему идти под Москву, предсказав: «Увидите славу Божию». В помощь Пожарскому и Минину преподобный передал свой крест. С помощью Божией русские одолели Литву, князь Пожарский овладел Кремлем, и в Русской земле постепенно начал водворяться мир.
     Старец Иринарх по-прежнему непрестанно молил Бога со слезами об избавлении Руси от врагов и, обладая силой творить чудеса, исцелял больных и бесноватых.
     Ему был открыт день кончины, и он, призвав своих учеников, Александра и Корнилия, дал им наставления и, простившись со всеми, 26 января 1616 года тихо отошел ко Господу в вечный покой.
     Согласно воле святого, гроб с его останками перенесли в вырытую им пещеру, прилегающую к храму. Ныне мощи покоятся под спудом, то есть в глухо запечатанной
раке, в Борисоглебском соборе.
     После святого старца осталось:
     - 142 медных креста,
     - семь наплечных вериг,
     - цепь в 20 сажен, которую он носил на шее,
     - железные ножные путы,
     - восемнадцать ручных оков, «связни», которые он носил на поясе, весом в пуд, и - железная палка, которой он избивал свое тело и прогонял бесов.
     Общий вес этих «орудий смирения» составляет 106 кг.
     В этих трудах, как называл их старец, он прожил 38 лет, в миру прожил 30 лет, скончался же 68-ми лет от роду.
   
     После смерти преподобного Иринарха совершалось много чудес при его гробе, особенно же исцелений больных и бесноватых при возложении на них крестов и цепей святого подвижника.
     Всего 13 чудотворений, связанных с избавлениями от болезней и бесовской одержимости, записал ученик Иринарха и автор его жития – Александр.
     Известны случаи, когда иконы святого начинали мироточить, но это чудо было предвестником несчастий. Духовная прозорливость старца, которой он обладал при жизни, воплотилась в его ликах, и образа «предсказали»:
     Русско-французскую войну 1812 года.
     Первую Мировую войну.
     Гражданскую революцию в России.
     Великую Отечественную Войну.
     Войну в Афганистане.
   
    Неподалеку от села Кондаково, в глубоком овраге, расположен чудотворный источник. Место это очень живописное и умиротворяющее: ручей, лес, тишина…Сюда, еще будучи иноком, приходил Иринарх, чтобы в молитвенном созерцании «укротить сердце и ум свой». Он выкопал колодчик и построил над ним небольшую часовню.
     Место это привлекало паломников еще при жизни старца – в овраге всегда было многолюдно. В настоящее время в день памяти святого к источнику ежегодно совершается крестный ход из близлежащего Борисоглебского монастыря.
     Со дня смерти преподобного Иринарха прошло более 400 лет. Святой аскет сыграл значительную роль в освобождении русской земли от иноземного ига. Его заслуги часто сравнивают с заслугами преподобного Сергия Радонежского: оба старца радели о благополучном исходе войны, ободряя дух полководцев своими напутствиями и молитвами, то есть выступили главными духовными лидерами своего народа.

     «Радуйся, Иринарше преподобне, пустынножителей светлое украшение».
   
       МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
                (Флп.1:27–2:4; Лк.6:17–23)
   
     Ублажает Господь нищих, алчущих, плачущих, поносимых, под тем условием, если все это Сына Человеческого ради; ублажается, значит, жизнь, окруженная всякого рода нуждами и лишениями. Утехи, довольство, почет, по слову сему, не представляют собою блага; да оно так и есть. Но пока в них почивает человек, он не сознает того. Только когда высвободится из обаяния их – видит, что они не представители блага, а только призраки его.

     Душа не может обойтись без утешений, но они не в чувственном; не может обойтись без сокровищ, но они не в золоте и серебре, не в пышных домах и одеждах, не в этой полноте внешней; не может обойтись без чести, но она не в раболепных поклонах людских.
     Есть иные утехи, иное довольство, иной почет, – духовные, душе сродные. Кто их найдет, тот не захочет внешних; да не только не захочет, а презрит и возненавидит их ради того, что они заграждают духовные, не дают видеть их, держат душу в омрачении, опьянении, в призраках. Оттого такие вседушно предпочитают нищету, прискорбность и безвестность, чувствуя себя хорошо среди них, как в безопасной какой-нибудь ограде от обаяния прелестями мира. Как же быть тем, к кому все это идет само собою? Быть в отношении ко всему тому, по слову Св. апостола, как не имеющий ничего.   

    Тропарь преподобному Иринарху, затворнику Ростовскому, глас 4-й:
    Яко мученика добропроизвольна и преподобных удобрение, звезду Ростовскую, в затворе, узах и веригах Господеви благоугодившаго и чудес благодать от Него приемшаго, Иринарха предивнаго песньми хвалебными почтим и, к нему припадающе, умильно глаголем: отче преподобне, моли Христа Бога спастися душам нашим.

     Кондак преподобному Иринарху, затворнику Ростовскому, глас 2-й:
     Волнений множество жестоким житием преходя, изгнания, затвор и узы железныя претерпел еси мужески, Иринарше терпеливодушне, нам оставль образ злострадания и терпения твоего, озаряя чудес блистаньми с верою приходящих к честному гробу твоему, у негоже, яко почесть победную, вериги твоя тяжкия видим, от нихже подаеши исцеления недужным. Сего ради зовем ти: радуйся, Иринарше, отче предивный.

     Величание:
     Ублажаем тя, преподобне отче Иринарше, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов.

     Молитва преподобному Иринарху
     О предивный и преславный чудотворче, преподобне и достоблаженне отче Иринарше!
     Величающе труды твоя и болезни и прославляюще великое твое дерзновение ко Господу, тебе, яко отца чадолюбива, молим: ходатайствы твоими испроси нам у Господа, яже на пользу душам и телесем нашим:
     веру праву, надежду несомненну, любовь нелицемерну, во искушеиих мужество, в злостраданиих терпение, в благочестии преспеяния, и благословение свыше на вся благая дела и начинания наша.
     Испроси, угодниче Христов, у Всемогущаго Бога: страждущую страну Российскую от лютых безбожник и власти их да свободит, и да воставит престол православных царей: верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш.
     Не забуди, чудотворче святый, милостивно присещати обитель твою, вся грады и веси страны нашея, сохраняя и соблюдая молитвами твоими от всякаго зла. Помяни всех, веру к тебе имущих и имя твое на помощь призывающих, и вся во благих прошения их милостивно исполни.
     Ей, святче Божий, не лиши и нас грешных твоего заступления, сподобляя нас кончину жития благую улучити и Царствия Небеснаго наследники быти, да воспоем и прославим дивнаго во святых своих Бога, Отца, и Сына и Святаго Духа, в безконечныя веки веков. Аминь.
 
     Преподобне отче Иринарше, моли Бога о нас.

Дорогие братья и сестры!

У Вас есть возможность не выходя из дома заказать поминовения о здравии и о упокоении через сайт нашего храма.

Пожалуйста, выберите одну из представленных Треб, впишите имена поминаемых (в родительном падеже) и внесите пожертвование удобным для Вас способом – с банковской карты, или кошелька Яндекс.Деньги.

Записки будут прочитаны за ближайшим Богослужением.

В поминовении указываются имена только крещеных христиан православного вероисповедания.

Наш номер карты для пожертвований:   2200-7007-1782-1333

или по номеру телефона 8-909-667-79-86

afisha-msk.ru