О приходе
Расписание
Служение
Воскресная школа
Центр для людей с нарушением слуха
Творческая страница

Православный календарь





10299.jpg
                С Днем Ангела, Татьяна!

        Сегодня Церковь празднует память мученицы Татьяны и с нею в Риме пострадавших.
        В 2005 году 25 января - Татьянин день был официально объявлен Днем Российского студенчества. Он широко отмечается студентами не только в России, но и в Белоруссии, Молдавии, Украине.
      
        Родилась святая Татьяна в Риме около 200-го года по Р.Х. Родители её были богатые и знатные граждане, которые в то же время были и тайные христиане.
        Трудно тогда было быть христианином. Рим был полон языческих храмов, и общественная жизнь была тогда тесно связана с религией. Возвращались ли римские легионы после победы над врагами, — все должны были приносить жертвы богам. Вступал ли на престол новый император, — все шли в храмы и воскуряли фимиам перед “гением императора.” Начинался ли новый год, — всем следовало умилостивить богов жертвоприношениями. А сколько было других случаев в жизни, когда нужно было на виду у всех показать, что ты не безбожник, что ты чтишь богов, что ты исполняешь все обряды народной религии!
        Казалось бы, велика ли важность бросить щепотку фимиама на жертвенник или поклясться гением императора, — но христиане и это считали изменой Христу, актом отречения от Него и потому под разными предлогами старались уклониться от участия в общенародных праздниках; им приходилось таиться и скрывать свою веру в истинного Бога.
        Когда же вспыхивало очередное гонение на христиан, когда их принуждали открыто, при всех, похулить Христа и принести жертвы идолам, тогда даже и тайные христиане объявляли о своей вере, терпели страдания и лишались жизни, как это и случилось с отцом святой Татьяны.

        Татьяну с самых ранних лет родители стали приучать к благочестию. Они брали её с собою на тайные богослужения, совершаемые ночью в катакомбах. Пробираясь по узким коридорам катакомб, едва освещённым масляными лампами, она видела, что стены этих коридоров хранят в себе мощи мучеников, тела усопших в вере и преданности Христу. В дни их памяти она слышала гимны, прославлявшие их подвиги, и трепетным сердцем внимала рассказам об их святой жизни и страданиях. Ей самой захотелось быть такой же, как эти святые мученики, так же любить Христа и так же отдать за Него жизнь.
        Часто, ещё будучи маленькой девочкой, св. Татьяна, проснувшись среди ночи, поднимала руки и приносила Богу свои детские молитвы:
        — Я хочу быть святой, — шептала она. — Научи меня, Господи, не любить ничего и никого так крепко, как Тебя! Научи меня, Господи, делать только то, что Тебе угодно; сделай меня Твоей служительницей!
        Когда св. Татьяна выросла, эта её мечта исполнилась. За свою благочестивую жизнь, за свою преданность Богу и постоянную готовность что-то сделать для других она была посвящена в диаконисы. В её обязанности входило учить вере оглашенных женщин и девушек, готовить их к святому Крещению, прислуживать при совершении этого таинства, заботиться о бедных, о больных и сиротах.

        В это время опять вспыхнуло в Риме гонение на христиан. Велено было, чтобы все граждане принесли жертвы богам, и хватали всех, кто отказывался исполнить это веление. Среди схваченных оказалась и св. Татьяна.
        — Принеси жертву Аполлону! — сказали ей. Вместо этого св. Татьяна стала молиться Христу. И вдруг земля заколебалась, статуя Аполлона упала и разбилась на мелкие куски, стены храма задрожали, и послышались стоны.
        — Это стенают духи зла и лжи, — сказали про себя христиане, — чувствуют они, что приходит конец их обманам. Между тем св. Татьяну повлекли на место пыток. Там её стали бить по лицу и терзать железными крючьями. Мужественно перенося страдания, святая дева молилась за своих мучителей и просила Господа открыть им душевные очи и научить истине. Молитва её была услышана: небесный свет озарил их, и они увидели четырёх ангелов, окружавших святую. Тогда они пали к ногам святой Татьяны и стали молить её:
        — Прости нас, служительница истинного Бога! Прости нас, ибо не по нашей воле мы терзали тебя. Разозлённые судьи приказали тотчас же схватить этих раскаявшихся воинов и предать их смерти. Новообращённые мученики громко славили Христа и после короткого, но жестокого мучения все они, числом восемь, были усечены мечём и отошли к Господу, приняв крещение в собственной крови.
        На другой день сам правитель Рима Ульпиан взялся судить св. Татьяну. Когда её привели из темницы, все были поражены тем, что на ней не было видно даже и следа от вчерашних мучений. Лицо её было спокойно и радостно. Ульпиан стал убеждать св. деву принести жертву богам, но она отказалась. Тогда он приказал обнажить её и острыми бритвами резать ей тело. Как знамение её чистоты, из ран вместе с кровью истекло молоко, и воздух наполнился благоуханием, подобным благоуханию св. мира, ибо Татьяна, подобно св. миру была исполнена Святого Духа.
        Затем её растянули на земле и долгое время били жезлами так, что сами мучители быстро теряли силы и часто сменялись. Она же оставалась непоколебимой, так как ангелы Божии, как и прежде, невидимо стояли около неё, ободряли её и отводили от неё удары на тех, кто пытался причинить ей страдания. Наконец, девять из числа палачей пали мёртвыми, а остальные, еле живые, остались лежать на земле неподвижно.
        Святая же, встав, обличила во лжи самого судью и его служителей, говоря, что боги их — бездушные идолы, она же служит единому истинному Богу, творящему чудеса.

        Так как уже приближался вечер, то Святую отправили обратно в темницу. Там она провела ночь, молясь Господу и воспевая Ему хвалу. Небесный свет озарял её, и ангелы Божии славословили Господа вместе с ней. Утром её снова привели на суд и снова все были поражены её прекрасным видом. В этот день святая сокрушила своей молитвой храм богини Дианы и снова претерпела за это страшные мучения.
        На другое утро св. Татьяну привели в цирк и выпустили на неё атласского льва. Арена Колизея, как и арены многих других римских цирков, была уже обильно напоена мученической кровью. Постоянно совершались там кровавые зрелища: безтрепетных христианских мучеников отдавали на растерзание зверям. Но теперь на эту же арену была брошена дочь одного из знатнейших и уважаемых римлян. Это сильней обычного возбуждало всеобщее любопытство.
        Однако, на удивление всем, выпущенный из клетки лев не растерзал Святую. Вместо этого, он ласкался к ней и покорно лизал ей ноги. Толпа, подумав, будто это был какой-то ручной или слабосильный лев, заволновалась и потребовала, чтобы его убрали с арены. Некоторые зрители, возглавляемые одним знатным сановником, кинулись исполнять пожелание толпы. Но лев, кинувшись на сановника, тут же растерзал его.
        После того святую Татьяну увели с арены и снова подвергли мучениям; наконец, её бросили в огонь. Но огонь не коснулся не только её святого тела, но даже и роскошных волос, которыми, как плащом, святая мученица прикрывала свою наготу во время мучений. Язычники пришли тогда к заключению, что чудеса эти совершаются только силой волос Татьяны. Её остригли и заключили в храм Зевса.
        Когда на третий день в храм пришли жрецы, они увидели, что идол Зевса лежит разбитый на мелкие кусочки, а святая пребывает в радости, молясь Богу. Тогда Ульпиан произнёс смертный приговор, и св. Татьяна была обезглавлена. Вместе с ней был казнён и её отец, объявивший себя христианином. Видя страдания своей дочери, он не пожелал оставаться тайным христианином и решил пострадать вместе с ней. Произошло всё это в 225 году.
       “Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?” (Рим.8:35). Эти слова св. апостола Павла буквально исполнились в жизни св. Татьяны: ничто не смогло поколебать её веры в Господа Иисуса Христа, Которому она отдала свою молодую жизнь.
       
        Связь святой Татьяны и студенчества неожиданна и проста.
        Во времена Пушкина имя Татьяна было простонародным. К началу XIX века оно давно перестало быть популярно среди дворян и Татьянами своих детей чаще называли купцы и крестьяне.
        А вот веком ранее, имя Татьяна было распространено именно среди дворянства, ведь так звали одну из младших дочерей первого русского царя Михаила Федоровича Романова.
        Царевна Татьяна Михайловна пользовалась уважением своего брата Алексея Михайловича. В пору конфликта она пыталась примирить царевну Софью и Петра, она даже была крестной матерью царевича Алексея. Но еще больше Великая княжна Татьяна Михайловна прославилась тем, что в 1691 году передала в дар Воскресенскому Новоиерусалимскому монастырю ковчег с мощами - десницей мученицы Татьяны. С тех пор святая мученица Татьяна стала считаться покровительницей обители. Именно об этой старине говорит Пушкин в своем романе.

        12 января 1755 года императрица Елизавета Петровна удовлетворила и подписала прошение графа Ивана Ивановича Шувалова (составленное на основании проекта М.В. Ломоносова) об открытии в Москве нового учебного заведения. 23 апреля 1755 года в Москве был открыт Университет.
        В 1786 году на Моховой улице появляется главный корпус Университета. Пятью годами позже левый флигель здания отдан под домовую церковь. Церковь была освящена в 1791 году в честь святой мученицы Татьяны.
        Так 25 января (совпадает с окончанием экзаменационной сессии) и 7 мая (проходят Ломоносовские чтения) стали знаковыми днями для Московского Университета, а мученица Татьяна покровительницей студенчества.
        Именно здесь, в Татьянинском храме отпевали Николая Васильевича Гоголя, историков Сергея Соловьева и Василия Ключевского, многих других выдающихся людей Российской империи. Татьянинский храм горел во время пожара 1812 года. Был восстановлен и вновь освящен в 1837 году. Тогда же на фасаде храма поместили большой образ святой мученицы Татьяны.
        После революции Татьянин день стал забываться. Декретом Наркомпроса 1919 года, храм закрыли как многие другие домовые университетские церкви. Храм был разорен, интерьеры уничтожены, а помещение превращено в клуб, позже в театр.
        В январе 1995 года храм возвращен Русской Православной Церкви.
Сегодня домовый храм святой мученицы Татьяны является одним из крупнейших московских приходов, который ведет активную миссионерскую деятельность и социальное служение. Храм отреставрирован, в 1998 году по благословению Патриарха церкви передан иконостас храма преподобного Серафима Саровского из Нью-Йорка. Также одной из ценнейших реликвий Татьянинского храма является ковчег с частицами мощей святой мученицы Татьяны и святителя Филарета Московского.
        Две частицы мощей от десницы святой мученицы Татьяны (хранится сегодня в Михайловском соборе Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря) были переданы университетскому храму в 1995 году. Одна из частиц положена в икону, другая в ковчег, расположенный у одного из клиросов.

        В день памяти мученицы Татианы и с нею в Риме пострадавших протоиерей Иоанн Лапидус в своей проповеди сказал:
        «В подготовке к проповеди на Татьянин день существует один нюанс. Как бы не выстраивать канву проповеди, рано или поздно встает вопрос – почему именно св. мц. Татьяна стала покровительницей Московского Государственного Университета и, соответственно, всех студентов? Конечно, есть формальный ответ – это дата подписания императрицей Елизаветой Петровной указа о создании Университета в 1755 году.
        Всем известно о роли графа Шувалова в деле основания МГУ, о том, как звали его мать и т.д. Все это исторические факты, которые, однако, на первый взгляд, не иначе, как случайностью, не назовешь. Ну, подай граф прошение императрице на полторы недели раньше – был бы храм свт. Василия Великого. Все понятно, логично – вселенский учитель и святитель, образованнейший человек своего времени, идейно подготовивший II-й Вселенский Собор. 
        Или вспомнил бы митрополит Платон (Левшин), освятивший в 1791 году первый университетский храм, кто у нас традиционно на Руси считается покровителем учащихся, чье 700-летие со дня рождения празднуется  в этом году? Преподобный Сергий Радонежский. Десятки тысяч студентов каждую сессию обращаются к преп. Сергию за помощью. Тоже все было бы понятно. Или свв. равноап. Кирилл и Мефодий, просветители славян. Может преп. Нестор Летописец? Свт. Григорий Палама? Ну, разумеется свт. Иоанн Златоуст идеально подходит. Образованных святых, покровителей образования, можно назвать огромное количество.
        Однако, именно сегодня мы с вами собрались под сводами храма св. мц. Татьяны праздновать ее память и день рождения Московского Государственного Университета.
        Случайность? Православный христианин не оперирует подобными категориями. В истории человечества, как и в жизни каждого отдельного человека нет случайностей, а есть Всеблагой Промысл Божий, открывающийся верующему и внимательному сердцу.
       
        Итак, св. мц. Татиана. Не апостол, не святитель, не преподобный. Почему вообще мученики занимают такое исключительное положение в Церкви? Мы помним, что по-гречески «мученик», т.е. свидетель. Обращаясь к истории Церкви и к этимологии этого слова, видно, что мученик – это человек, который своей жизнью, а главное, своей смертью свидетельствует о Христе.
        Что же заставляет его претерпевать жесточайшие мучения, пытки, издевательства, в итоге смерть, и не отрекаться от Христа? Ответ на этот важнейший вопрос дает ап. Павел. «Я уверен, — пишет он, — что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим.8,38–39).
        Любовь ко Христу! Вот то, что дает силы и мужество терпеть пытки, вот то, что совершенно преображает человека, вот то, что является высочайшей христианской добродетелью, вот то, на чем зиждется «весь закон и пророки» (Мф.22,40).
        Апостолу Павлу принадлежат и такие слова: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я — ничто» (1Кор.13,1–2).
        Святые мученики приобрели величайшую степень любви к Богу, тем самым осуществив идеал христианской жизни. Именно за это, за их любовь ко Христу, Церковь так их почитает.

        А теперь, дорогие братья и сестры, давайте подумаем, кто способен на такую всеобъемлющую, безкомпромиссную, горячую любовь? Кто способен бросить все, пожертвовать всем ради любимого?
        Перечитывая житие св. мц. Татианы, равно как и других мучеников первых трех веков христианской эры, можно подметить одну, часто повторяющуюся, деталь. Посмотрим на вмц. Варвару, вмц. Екатерину, свв. мцц. Веру, Надежду, Любовь, на мц. Ирину, вмц. Анастасию, мчч. Адриана и Наталью, мч. Артемия, мч. Трифона, вмч. Георгия, вмч. Димитрия, мчч. Сергия и Вакха и многих других. Можно заметить, что большинство из них были… молодыми. Большинство мучеников первых веков христианства были молодыми людьми! Известно, что в Церкви чин мучеников занимает исключительное положение, и можно сказать, что с неба на нас взирают, ярче всего сияя, молодые, прекрасные лица.
        Этот удивительный феномен объясняется, по-видимому, тем, что любовь в молодости обладает вышеперечисленными качествам, которые, к сожалению, с возрастом утрачиваются. Заглушаются заботами, обязанностями, проблемами, жизненным опытом и т.д. Как пел Александр Градский – «как молоды мы были, как искренно любили…». Оказывается, есть в молодости то, что приближает ее к идеалам христианской любви.
        Мне кажется, что именно поэтому Всеблагой Промысл Божий указал несколько веков назад на молодую девушку, римлянку, как на путеводный образ для всех последующих поколений молодых людей, учащихся в Московском Университете.
        О чем же сегодня должна сказать Церковь, в день памяти св. мц. Татианы, взирая на ее образ и обращаясь к студентам, т.е. к молодым людям, получающим высшее образование?
        Что есть высшее образование по существу? Накопление и обработка информации? Трамплин для будущей карьеры? Престижное времяпрепровождение? Долгожданная «взрослая» жизнь в отрыве от родителей? Время «настоящей» свободы от каких бы то ни было ограничений? Период, когда молодому человеку говорят «бери от жизни все»?

        Образование и красота в греческом языке – однокоренные слова. Образованный человек – это красивый человек. В великом и могучем акцент немного смещен, но и нам тоже есть, что сказать.
        Образование – это формирование определенного образа в человеке, определенного мировоззрения, определенных взглядов на самое главное в жизни. Иными словами, образование – это созидание личности. Это важнейший период в жизни человека, значение которого переоценить невозможно.
        Именно поэтому на молодежь так внимательно и пристально смотрят и ангелы и демоны. Правительства, различные международные фонды и организации, многочисленные масс-медиа, разведки и спецслужбы всего мира. Именно поэтому вопросы, связанные с государственной политикой в области образования, являются стратегическими, поскольку определяют духовный, социальный, экономический и даже географический рельеф страны на ближайшие 10–15–20 лет.
        Все прекрасно понимают, что образование – это одно из самых долговременных капиталовложений. Прибыль будет только через долгие годы, но зато какая! Зададим себе вопрос – что и куда мы инвестируем? Какой мы хотим видеть нашу страну через 10–15–20 лет? Каким мы хотим видеть наш народ через эти десятилетия? Разные люди, разные сообщества и организации по-разному отвечают на этот вопрос и именно поэтому за молодежь идет битва.
        Прекрасно осознавая эти процессы, Русская Православная Церковь возвышает свой голос и предупреждает об опасностях слепого копирования чужих схем и конструкций, экспериментов с сомнительной мотивацией в области образования.
        Церковь также предупреждает, что знания сами по себе – это инструментарий, воспользоваться которым можно очень разными способами. И без нравственного закона в сердце, без моральной платформы, построенной на заповедях Божиих, скальпель в руках хирурга очень быстро превращается в нож доктора Менгеле.

        Наконец, обращаясь к молодежи, к студенчеству, Церковь говорит, что жизнь – это не полка супермаркета, с которой можно взять любой товар, при желании в кредит, и воспользоваться им. Если не понравился – вернуть. Церковь утверждает, что жить в мире всевозможных свобод (от совести, от обязанностей, от ответственности и т.д.) и быть истинно свободным – это очень разные вещи.
        Церковь также говорит о самом невозобновляемом и невосстановимом ресурсе студенческой поры – о времени. Время – безусловно ценностная категория, его отпущено совсем немного и за каждый день, проведенный впустую, надо будет дать отчет Тому, Кто время сотворил. Вы не имеете права терять драгоценное время, сидя у окна и припевая «I’m spending my time, watching the days go by».
        И в заключение хотелось бы сказать вот что. Сегодня, как никогда, важна роль православных верующих профессоров, преподавателей и студентов. Вас – меньшинство. Но в условиях сражения за молодежь, т.е. за наше будущее, каждый православный верующий человек становится на вес золота. Господь говорит: «вы – соль земли» (Мф.5,13).
        Основная функция соли в древности – это защита от тления, от порчи. В условиях тоталитаризма политкорректности и морального релятивизма, глумления над нравственными и смысловыми ценностями, вы должны стать центрами кристаллизации в насыщенном растворе, свидетельствуя о Христе всеми доступными методами. В первую очередь – высококачественным преподаванием и высококачественной учебой.
        Святейший Патриарх в своем слове в этот день год назад сказал: «образ святой мученицы Татианы завораживает». Так пусть же ее образ, образ молодой, прекрасной, образованной девушки, всем сердцем, всей душой, всем разумением возлюбившей Христа, станет знакомее, ближе, роднее как можно большему количеству преподавателей и студентов, приводя их к Тому, Кто есть «Путь, Истина и Жизнь» (Ин.14,6). Аминь».

        "Радуйся, благоуханный цвете девства, славная мученице Татиано".

        Тропарь, глас 4
        Агница Твоя, Иисусе, Татиана зовет велиим гласом: Тебе, Женише мой, люблю и Тебе ищущи страдальчествую и сраспинаюся и спогребаюся крещению Твоему и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе и умираю за Тя, да и живу с Тобою, но яко жертву непорочную приими мя, с любовью пожершуюся Тебе: тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.

        Кондак, глас 4
        Светло во страдании твоем возсияла еси, страстотерпице, от кровей твоих преиспещрена, и яко красная голубица к небеси возлетела еси, Татиано. Темже моли присно за чтущия тя.

        Величание
        Величаем тя, страстотерпице Христова Татиано, и чтим честное страдание твое, еже за Христа претерпела еси.            
               
                Молитва святой мученице Татиане

        О, святая мученице Татиано, невесто Сладчайшего Жениха Твоего Христа!
        Агнице Агнца Божественнаго! Голубице целомудрия, благоуханное тело страданьми яко одеждами царскими одеявшая, к ликом небесным сопричтенная, ликующая ныне во славе вечной, от дней юности служительнице Церкве Божия, целомудрие соблюдшая и паче всех благ Господа возлюбившая!
        Тебе мы молимся и тебе мы просим: внемли прошениям нашим сердечным и не отвергай молений наших, даруй чистоту тела и души, вдохни любовь к Божественным истинам, на путь добродетельный введи нас,
        ангельское охранение испроси у Бога нам, наша раны и язвы уврачуй,   юность огради, старость безболезненну и безбедну даруй, в смертнем часе помози,
        поминай наша скорби и отраду даруй, посети нас сущих в темнице греха,
        на покаяние настави скоро, возжи пламень молитвы, не остави нас сирых,
        да славяще страдания твоя, возсылаем хвалу Господу, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
               
                СВЯТАЯ МУЧЕНИЦЕ ТАТИАНО, МОЛИ БОГА О НАС.

Дорогие братья и сестры!

У Вас есть возможность не выходя из дома заказать поминовения о здравии и о упокоении через сайт нашего храма.

Пожалуйста, выберите одну из представленных Треб, впишите имена поминаемых (в родительном падеже) и внесите пожертвование удобным для Вас способом – с банковской карты, или кошелька Яндекс.Деньги.

Записки будут прочитаны за ближайшим Богослужением.

В поминовении указываются имена только крещеных христиан православного вероисповедания.

Наш номер карты для пожертвований:   2200-7007-1782-1333

или по номеру телефона 8-909-667-79-86

afisha-msk.ru