О приходе
Расписание
Служение
Воскресная школа
Центр для людей с нарушением слуха
Творческая страница

Православный календарь





5628.jpg
     Образ "Млекопитательницы-Типикарницы" Хиландарской является основным для иконографического типа "Млекопитательница", в котором показана Божия Матерь, кормящая грудью Богомладенца.
     Этот древний образ Царицы Небесной издавна почитается верующими. К нему прибегают и матери, кормящие младенцев, и супруги, желающие иметь чад, и и бедные, не имеющие пропитания. «Млекопитательница» также и особая покровительница монашествующих, о чем свидетельствует многовековая история этой иконы. Так Царица Небесная, по словам акафиста, питает млеком милости Своей всех, с верой и надеждой к Ней прибегающих.

     Празднование иконы Божией Матери «Млекопитательница» приходится в один день с памятью святителя Саввы, архиепископа Сербского. Вот каким чудесным образом связаны эти два праздника.
     По преданию, сохранившемуся в Хиландарской обители на Афоне, икона сия первоначально находилась в Лавре святого Саввы Освященного под Иерусалимом. Святой Савва при своем исходе из жизни временной ко Господу открыл братии, окружавшей его смертный одр, что со временем посетит Лавру соименный ему царственный паломник из Сербии, Савва. Вот этому паломнику должна быть дарована икона Богородицы «Млекопитательница» в благословение. Сие было сказано в 532 году.
     Более шести веков спустя, в XIII столетии, обитель посетил святитель Савва Сербский - сын Сербского жупана и первый архиепископ Сербии. Когда он молился у гроба Саввы Освященного, своего небесного покровителя, стоявший тут же игуменский жезл преподобного неожиданно упал на пол, а икона Пресвятой Богородицы-"Млекопитательницы", стоявшая до того неподвижно, вдруг несколько раз наклонилась.
     Расценив это как знак исполнения древнего пророчества, монахи отдали владыке завещанную ему святыню вместе с другой иконой Божией Матери - "Троеручицей"), и игуменским жезлом. Лавра благословила его и иконою «Млекопитательница».
   
      На обратном пути из Палестины в Сербию святитель Савва посетил Святую Афонскую Гору, где им был основан Хилендарский монастырь. Именно этой обители он и оставил в неотъемлемое наследство и украшение икону Божией Матери «Млекопитательница», поставив ее в церкви при Карейской келлии, названной впоследствии Типикарницею, так как в ней находился Типик (устав) святителя Саввы. Икона «Млекопитательница» была поставлена в иконостасе не по левую сторону от царских врат, а по правую, где обыкновенно поставляют икону Пресвятой Троицы, или икону Спасителя. В этой церкви образ Господа Вседержителя занимает место по левую сторону от царских врат в иконостасе, то есть там, где должна стоять икона Богоматери.
     Для устроения монашеской жизни в келии святой Савва написал особый устав ("Типик"), ставший образцовым для сербского скитского монашества. Согласно ему
монах, подвизающийся в келии, должен был прочитывать каждый день всю Псалтырь и принимать пищу в течение пяти дней лишь раз в день, а по понедельникам, средам и пятницам еще и без вина и масла. Келлия, в которой остался и сам "Типик" святителя, стала называться "Типикарницей, вследствие чего то же название было присвоено и иконе.
     Примечательно то, что чтимую икону Божией Матери установили в иконостас не по левую сторону от царских врат, как это делают обычно, а по правую, там, где располагают обыкновенно иконы Спасителя и Пресвятой Троицы.
   
     Царица Небесная благоволила кроме сей иконы прославить еще несколько копий с нее.
     Один из главнейших чудотворных списков находится в скиту святого пророка Илии на Афоне. Время и место написания этой святой иконы неизвестно. По преданию, она принадлежала некоему подвижнику, который благословил ею другого афонского подвижника — Онисима, подвизавшегося на месте, называемом Юхтадика; а последний благословил ею своего спостника и сотаинника по духовной жизни схимонаха Ильинского скита Игнатия. Схимонах Игнатий был послан в 1848 году в Россию для сбора пожертвований в пользу обители, причем настоятель Ильинского скита отец Паисий благословил его в путь именно этой иконой.
     В Харькове от сей иконы последовало первое чудо — поражение обеих рук поправлявшего без должного благоговения ее киот столяра и чудесное исцеление его после совершения молебного пения перед этой иконой. За этим чудом последовало множество других: в Ельце, Задонске, Туле, Москве и других городах.
     Размер иконы - 122,5 ; 87. На иконе представлена полуфигура Богородицы, которая кормит грудью Младенца Христа, сидящего слева. Богоматерь увенчана короной, которую подносят ей два ангела.
     На средства Лепёшкина икона была украшена позолоченной серебряной ризой с драгоценными камнями. На задней стороне иконы, на серебряной доске, были вырезаны описания чудес, бывших от этой иконы.

     Списки иконы Божией Матери «Млекопитательница»:

     Также с Афонским Ильинским скитом связано происхождение известных списков иконы Божией Матери "Млекопитательницы", находящихся ныне в Москве и Одессе. Оба были присланы в Россию настоятелем скита преподобным Гавриилом на исходе XIX века.

     1.  Московский
     Ныне этот список хранится в главном приделе Московского Богоявленского собора. Пресвятая Богородица изображена под венцом, который поддерживают коленопреклоненные ангелы; по бокам - предстоящие святитель Николай Чудотворец и пророк Иоанн Предтеча. Происхождение иконы отражено в надписи на ней следующего содержания:
     Сия святая икона написана и освящена на Святой Афонской Горе в скиту святого пророка Илии и посылается в дар и благословение в царствующий град Москву в храм Богоявления, что на Елоховом поле в 1894 году. В незабвенную память двухмесячного пребывания в оном храме чудотворного образа Пресвятой Богородицы "Млекопитательница", принадлежащей вышесказанному скиту в бытность настоятеля архимандрита Гавриила.

     Есть такая чтимая икона и в соборе Рождества Пресвятой Богородицы в Зачатьевском монастыре. Икона старинная, красивая, с клеймами, повествующими об истории обретения этой святыни. Она была пожертвована в обитель в сентябре 2013 года. В январе 2014 года, ко дню своего праздника, икона была поставлена в благолепный киот, также устроенный усердием благотворителей.

2.  Одесский
     Одесский список являлся главным образом храма Ильинского подворья, который был воздвигнут в 1894-1896 годах и освящён в честь иконы Божией Матери "Млекопитательница", а ныне является обором Одесского Ильинского монастыря. Икона эта теперь пребывает в Одесском Успенском монастыре. В киоте иконы хранятся редчайшие святыни: части ризы Спасителя и хитона Богородицы.
     Около начала 2000-х был также обретён аналойный список "Млекопитательницы" Ильинского скита с собственноручной надписью на обратной стороне самого преподобного Гавриила Афонского. Ныне этот список пребывает в соборе Ильинского монастыря в Одессе.

     3.  Тульский в Щегловской обители
     Среди выдающихся событий, сопровождавших пребывание списка иконы "Млекопитательницы" из Ильинского скита в России в 1848 году, особое значение принадлежит решению преуспевающего Московского купца Василия Ивановича Макарухина, будущего преподобного Варсонофия Щегловского.
     В то время, молясь перед чудотворным образом "Млекопитательницы" в Москве, он решил употребить своё имение на создание в России обители в честь этой иконы. Со временем он сумел исполнить своё намерение и основал в Туле первый (и, на начало XXI века - единственный) в России монастырь во имя Божией Матери Млекопитательницы. На иконе Божией Матери "Млекопитательница", выполненной по заказу Василия Ивановича Макарухина, было нанесено: «Сей святой образ написан и образ устроен в Москве в город Тулу во вновь устроенный мужской монастырь, что в Щеглове, 1859 года июня 29 дня».
     В этих словах отражено предвидение и убеждённость Василия Макарухина, т.к. в 1859 году монастырь ещё не был учреждён. Этот главный образ обители был покрыт серебряной ризой с бирюзовыми и красными украшениями. Икона была утрачена в годы советских антицерковных гонений.
     Ныне в возрождённом Щегловском монастыре особо почитаются два списка иконы Богородицы "Млекопитательницы". Более старый малый образ в серебряной ризе, написанный при жизни основателя монастыря для монастырского храма Никандра Псковского, по сей день находится в Никандровском храме.
     В соборе монастыря хранится более поздний список, сделанный с той иконы, что хранится в Елоховском соборе.
     При поклонении этим чудотворным спискам были отмечены чудеса исцелений, чадородия, дарования грудного молока; матери молятся перед этой иконой о здоровье своих детей, невесты - о богоданных женихах. В Щегловском монастыре ведётся летопись этим чудотворениям.

     4.  Курский
     В России известен ещё один образ Божией Матери "Млекопитательницы", прославившийся чудотворениями. Это также афонский список чудотворного образа, посланный в 1860 году в Курскую губернию.

     5.  Есть еще одна икона Богоматери «Млекопитательница». Она обретена в 1650 году в двадцати верстах от Минска. На месте ее явления был построен храм в честь Успения Богородицы. Как в древности, так и поныне от этих икон совершаются многочисленные чудеса.

     6.  В монастыре Герасима Иорданского
     Особым почитанием на Ближнем Востоке пользуется список иконы "Млекопитательницы" в монастыре святого Герасима Иорданского в Палестине. Этот большой образ был написан в XIX веке русскими иконописцами с Афона на стене храма, устроенного в пещере, где, по преданию, Святое семейство укрывалось от бури во время своего бегства в Египет.

     7.  Списки начала 2000-х годов
     Монастырь Хиландар в начале XXI века подарил России и Белоруссии несколько списков чудотворной иконы "Млекопитательницы" которые отличаются близким соответствием обновлённому оригиналу. Такие списки были переданы в Александро-Невскую Лавру, Екатеринбург, Минск. Хотьковский Покровский монастырь, Троицкий собор Ипатьевского монастыря в Костроме.

      «Радуйся, Богородице Дево, милостию Твоею присно нас питающая».

     Тропарь, глас 3
     Без Семене от Божественнаго Духа, волею же Отчею зачала еси СынаБожия, из Отца без Матере прежде век Суща, нас же ради из Тебе безотца бывша, плотию родила еси и Младенца млеком питала еси, темже непрестай молити избавитися от бед душам нашим.

     Кондак, глас 5-й:
     Душ наших чувствия очистиши, узрим на иконе таинство преславное, Творца вселенныя и Господа вышних сил, во объятиях держима и от сосцу Твоею яко Младенца питаема, и, со страхом и радостию покланяющеся Тебе и рождшемуся от Тебе Спасу нашему, воззовем: Радуйся, Владычице, жизни нашея Питательница.

     Молитва:
     Приими, Госпоже Богородительнице, слезныя моления рабов Твоих, к Тебе притекающих. Зрим Тя на святей иконе, на руках носящую и млеком питающую Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа.   
     Аще и безболезненно родила еси Его, а паче матерние скорби веси и немощи сынов и дщерей человеческих зриши. Темже тепле припадающе к цельбоносному образу Твоему и умиленно сей лобызающе, молим Тя, Всемилостивая Владычице: нас, грешных, осужденных в болезнех родити и в печалех питати чада наша, милостивно пощади и сострадательно заступи, младенцы же наша, такожде и родившия их, от тяжкаго недуга и горькия скорби избави.
      Даруй им здравие и благомощие, да и питаемии от силы в силу возрастати будут, и питающие их исполнятся радостию и утешением, яко да и ныне предстательством Твоим из уст младенец и ссущих Господь совершит хвалу Свою.
     О, Мати Сына Божия! Умилосердися на матери сынов человеческих и на немощныя люди Твоя: постигающия нас болезни скоро исцели, належащия на нас скорби и печали утоли, и не презри слез и воздыханий рабов Твоих.
      Услыши нас в день скорби пред иконою Твоею припадающих и в день радости избавления приими благодарное хваление сердец наших. Вознеси мольбы наша ко престолу Сына Твоего и Бога нашего, да милостив будет ко грехом и немощем нашим и пробавит милость Свою ведущим имя Его,
      яко да и мы, и чада наша, прославим Тя, милосердую Заступницу и верную надежду рода нашего, во веки веков. Аминь.

     Пресвятая Богородице, спаси нас.

Дорогие братья и сестры!

У Вас есть возможность не выходя из дома заказать поминовения о здравии и о упокоении через сайт нашего храма.

Пожалуйста, выберите одну из представленных Треб, впишите имена поминаемых (в родительном падеже) и внесите пожертвование удобным для Вас способом – с банковской карты, или кошелька Яндекс.Деньги.

Записки будут прочитаны за ближайшим Богослужением.

В поминовении указываются имена только крещеных христиан православного вероисповедания.

Наш номер карты для пожертвований:   2200-7007-1782-1333

или по номеру телефона 8-909-667-79-86

afisha-msk.ru