О приходе
Расписание
Служение
Воскресная школа
Центр для людей с нарушением слуха
Творческая страница

Православный календарь





4624.jpg
     Память Святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна совершается 7 раз в году:
     20 января - Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
     9 марта - Первое (IV) и второе (452) обретение главы Иоанна Предтечи.
     7 июня - Третье обретение главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
     7 июля - Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
     11 сентября - Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
     18 сентября - Память пророка Захарии и праведной Елизаветы, родителей Иоанна Предтечи.
     6 октября - Зачатие честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
     25 октября - Перенесение из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки св. Иоанна Крестителя (1799)

     В Православной Церкви установлен обычай на следующий день великих Господских и Богородичных праздников вспоминать тех святых, которые ближайшим образом послужили данному священному событию в истории.
     Так, на следующий день Богоявления Церковь чтит того, кто послужил делу Крещения Христова, возложив свою руку на главу Спасителя.
     Святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн, величайший из пророков, завершает историю Церкви Ветхозаветной и открывает эпоху Нового Завета.
               
     Сродник Господень по матери, сын священника Захарии и праведной Елисаветы, Предтеча Господень родился шестью месяцами раньше Иисуса Христа. Архангел Гавриил был вестником его рождения, открыв в храме отцу, что у него родится сын. Испрошенный молитвами, предвозвещенный свыше, младенец был исполнен Всесвятого Духа. По милости Божией он избежал смерти среди 14 000 убитых младенцев в Вифлееме и его окрестностях.
     С юных лет Святой Иоанн рос в пустыне недалеко от Хеврона, где жил в пещерах, ведя суровую подвижническую жизнь и проводя время в посте и молитве. Он носил грубую одежду из верблюжего волоса, прихваченную кожаным поясом, и питался диким медом и акридами (род саранчи).
     В возрасте около 30 лет святой Иоанн вышел на проповедь покаяния. Он явился на берег Иордана, чтобы своей проповедью приготовить народ к принятию Спасителя мира. Свою проповедь Иоанн начал в 29 году н. э. (в пятнадцатый год царствования императора Тиверия).
     Иоанн пришел в страну иорданскую и стал проповедовать: "Покайтесь, потому что приблизилось Царство Небесное", то есть приблизилось, настало время, когда должен
явиться ожидаемый Спаситель, который будет призывать всех в Свое царство. Он ходил
по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. К реке перед праздником очищения в большом количестве сходился народ для религиозных омовений. Здесь и обратился к ним Иоанн, проповедуя покаяние и крещение во оставление грехов.
     Проповедь Иоанна выражала гнев Божий на грешников и призывы к раскаянию. Он укорял народ за самовольную гордость своим избранничеством (в особенности саддукеев и фарисеев).
     Сущность его проповеди заключалась в том, что прежде, чем получить внешнее омовение, люди должны нравственно очиститься, и таким образом приготовить себя к принятию Евангелия. Конечно, крещение Иоанна не было еще благодатным таинством христианского крещения. Смысл его заключался в духовном приготовлении к принятию будущего крещения водой и Святым Духом.

     Когда ожидание Мессии достигло высшей степени, пришел к Иоанну на Иордан креститься и Сам Спаситель мира, Господь Иисус Христос. Крещение Христа сопровождалось чудесными явлениями — схождением Святого Духа в виде голубя и голосом Бога Отца с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный...»
     Получив откровение о Иисусе Христе, пророк Иоанн говорил народу о Нем: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира». Услышав это, двое из учеников Иоанна присоединились к Иисусу Христу. То были апостолы Иоанн (Богослов) и Андрей (Первозванный, брат Симона Петра). 
     Проповедь Иоанна Предтечи была непродолжительна. Приготовив людей к принятию Спасителя, он закончил свою жизнь мученическою смертью.   
     Царь Ирод имел законную жену, дочь Аравийского царя Арефы, но отверг ее, и отнял жену у Филиппа, брата своего, Иродиаду. Св. Предтеча Господень Иоанн обличал Ирода за сей беззаконный брак. За это Ирод заключил его в крепость Махерунт, находившуюся близ Мертвого моря на границе с Аравией. Здесь злобная Иродиада, воспользовавшись удобным случаем, представившимся во время пира, испросила у Ирода чрез дочь свою Саломию главу Иоанна Крестителя, и беззаконный царь, посреди пира, повелел отсечь главу Предтечи, что и было исполнено. Сия глава была отнесена Иродиаде, которая в злобной радости исколола Предтечев язык, а тело было выброшено за стены крепости и найдено здесь учениками Крестителя, которые с честью отнесли его в Севастию и здесь похоронили.

    «Какие слова можно найти, чтобы достойно ублажить великого Предтечу?
     В одной из проповедей Введенского мужского монастыря Оптиной пустыни говорится: «Предтеча — это тот, который всего себя без остатка отдает Другому, Грядущему за ним! «Он пришел для свидетельства, — говорит апостол и евангелист Иоанн, — чтобы свидетельствовать о Свете, Дабы все уверовали через него. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете!» Предтеча был тот, кто открыто указал миру на грядущаго Христа: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира!» «Ему (т. е. Христу), — говорит Предтеча, — должно расти, а мне – малитися (умаляться)!» 
     В этом добровольном, жертвенном умалении себя пред Господом — весь подвиг Иоанна Крестителя! Это та необычайная высота — на которую только могло взойти падшее человеческое естество!
     Обеспокоенные (за свои кресла) представители синедриона спрашивали его дрожащим голосом: «Кто ты? Илия?» Он сказал: нет. «Пророк?» Он отвечал: нет! «Кто же ты? Мы должны дать ответ пославшим нас! Кто ты?»
     «Я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господень, как сказал пророк Исайя!»
     Так, очень образно и смиренно, Святый Иоанн указывает, ясно и вполне определенно, цель своего явления: исправить путь Господень! По обычаю восточных царей при их торжественных шествиях, им предшествовали глашатаи, предтечи. Перед царями исправляли и очищали дороги, засыпали неровности, убирали холмы. Своим обличением неправды, лжи и греха: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», Предтеча исправлял искривленные, уродливые дороги Иудеи.

     Святый Предтеча — это живая таинственная грань Ветхого и Нового Заветов! По происхождению он принадлежит к Ветхому Завету, а по благодатному своему бытию он — в Новом Завете.
     «Идет за мною сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его!»  В этих словах — подлинное глубокое смирение Предтечи Господня.   
     Этот подвиг смирения и делает его истинным другом Божественного Жениха. «Имеющий невесту есть жених, — кротко вещает св. Иоанн, — а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась!»
     Он услышал Христа, и хотя и боялся, и трепетал, и страшился — все же стал великим Крестителем Слова, ставшего плотию, Господа нашего Иисуса Христа! Так он исполнил всякую правду. Так он стал величайшим из рожденных женами.
     И даже потом, спустя некоторое время, когда маленькие, налитые кровью, свиные глазки Ирода пристально смотрели на блюдо с отрубленной головой Предтечи, и Соломия вышивала своими ногами отвратительную бесовскую кадриль, когда, казалось, весь ад рукоплескал страшному злодеянию — убийству Иоанна Крестителя, Промыслу Божию было угодно, чтобы Предтеча благовестил и сущим во аде душам ветхозаветных праведников Бога, явльшагося плотию и вземлющаго грехи мира! Ад огласился огненной проповедью Святаго Пророка о пришествии на землю Спасителя мира!

     …И сегодня для мира, утопающего в грехах, уже действительно ставшего похожим на ад, также звучат жаркие слова Предтечи: «Покайтесь! Уже и секира при корени дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь!»
     Сколько вокруг себя ежедневно (на работе, на лестничной площадке, в транспорте, наконец, в собственных семьях) мы видим людей, так и не прикоснувшихся в своей жизни к Богу, к Церкви, к тайне Богоявления, к радости покаянных слез. Сколько мы встречаем так и не проснувшихся для духовной жизни людей. Живя без Христа, без молитвы, без Евангелия, без Небесной любви, человек вкушает еще здесь на земле смерть прежде смерти!
     Проходят годы, а человек все никак «не наиграется в свои игрушки для взрослых», все также лезет с головой в коварный бесовский капкан, все также сам добровольно желает быть обманутым… Преподобный Макарий Великий вздыхает молитвенно: «Мертвы мы еще! Мертвы для земли живых!»
     Современному человеку, живущему в условиях этого апостасийного времени, действительно очень трудно. Каждый день бедному человеку диавол предлагает свой адский ассортимент: блуд, обман, ложь, насилие, похоть! Человек напоминает глупую рыбку, которая плывет где-то в глубине и вдруг видит перед собой жирного вкусного червячка. Лукавый голос нашептывает: «Почему нельзя? Заглатывай! Бери от жизни все! Ешь, пей — ибо завтра умрем». И не знает бедная рыбка, что в червячке спрятан острый, жесткий крючочек. И что сидит на берегу коварный хитрый рыбак… А совсем недалеко от него — раскаленная сковородка!

     Блаженной памяти великий старец Паисий Святогорец очень образно сравнивал диавола с озорниками, которые ошпаривают лягушку. Есть такая забава у детей, не любящих Божие творение. Они ошпаривают лягушку, поливая ее кипятком по капельке. 
     Если вылить кипяток сразу, то лягушка подпрыгнет и убежит от опасности. Если же лить по капельке, лягушка не убежит и не заметит, как обварится! Надувается, надувается, а потом погибает.  Также поступает и диавол. Он «обдает» нас греховным кипятком по капельке, и мы не замечаем, как оказываемся «сваренными»!
     И еще Старец прекрасно говорит: «Человеку заплатит тот хозяин, на которого он работает. Если человек работает на черного хозяина, то уже здесь он сделает твою жизнь черной!» Страшно служить в этой жизни черному хозяину–диаволу…
     «Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом!»
     «Бог нам прибежище и сила, помощник в скорбех, обретших ны зело».
     Как спутник, оказавшийся в пустыне, дорожит каждым драгоценным глотком воды, находящейся в его фляге, так и мы, живущие в пустыни этой жизни, должны дорожить каждым днем, каждой прожитой минутой, которые мы уже не вернем никогда.
     Каждый из нас, из своего небольшого опыта жизни в Церкви, знает — как прекрасна жизнь в вере, в молитве, в благодати, в духовной радости! Преп. Исаак Сирин замечательно говорит, что душа, пребывающая в молитве «имеет херувимские очи», чтобы непрестанно возводить ей взор и созерцать Небесные зрелища.

     Только у огня Божественной любви может согреться человеческая душа в этом холодном мире! И христиане в этот страшный мир, забывший своего Творца, должны принести хотя бы немножко теплоты своего сердца. Чтобы отогревать неверующие души. Чтобы помогать тем, кто еще не вкусил сладости Церковной жизни. Потому что мы, верующие люди, ответственны за этот мир более, чем кто-либо! А Святый Предтеча, его ревность, его смирение, его молитва — это великий духовный ориентир в нашей жизни! 
     «Что нам делать?» — спрашиваем молитвенно его мы сегодня, как спрашивали приходящие к нему 2000 лет назад. И слышим его смиренный ответ: «У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища делай то же. Ничего не требуйте более определенного вам. Никого не обижайте, не клевещите, довольствуйтесь своим жалованием…»
     Не случайно именно здесь, в Иоанно–Предтеченском Скиту, под благодатным крылом Ангела Пустыни возросло великое созвездие оптинских Старцев! Его огненным покаянием, его пламенной молитвой, его ревностью вдохновлялись прославленные оптинские подвижники духа! «Хозяин здесь — Иоанн Предтеча, — говорил пр. Варсонофий, — а я только его преданный служка (простой приказчик)»
     Все мы знаем, как быстро бежит река времени. Человеческая жизнь просто обжигающе коротка. Вот уже Божественная секира молчаливо лежит при корени нашей жизни… Не сухой веткой, не приносящей духовного плода должна стать жизнь наша, а благодатным прекрасным древом, насажденным при исходищах Богоявленских вод!»
   
     Древняя чудотворная икона и частицы мощей святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна находится в Иоанно-Предтеченском женском монастыре (м. «Китай-город», М. Ивановский пер.,2).
     Церковное почитание святого Пророка Иоанна знает его благодатную помощь и силу избавлять от головных болезней. Иоанн Предтеча исцеляет не только головную боль или более тяжелые заболевания головы по молитве к нему, но он помогает покаяться, т.е. помогает изменить образ мыслей, все сознание человека устремить ко Христу, и уже в свете Христовой Истины осмыслить свою жизнь.
     Частицы мощей Иоанна Предтечи находятся в Храме Владимирской иконы Божией Матери в Виноградове (м. «Петровско-Разумовская», Дмитровское шоссе,170) и в Храме святителя Николая в Пыжах (м. «Третьяковская», ул. Б.Ордынка,27а/8).
     Чтимая икона Иоанна Предтечи «Ангел Пустыни» и Храмовая икона «Рождество Иоанна Предтечи» находятся в Храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне (м.«Краснопресненская», М. Предтеченский пер.,2).
     Местночтимая икона Иоанна Предтечи находится в Храме преподобного Сергия Радонежского в Бусинове (м. «Петровско-Разумовская», Ижорская ул.,1).

     «Ликуй, святой Иоанн, Пророк, Посланник и Креститель Иисуса Христа».

     Тропарь святому Пророку, Предтече и Крестителю Иоанну, глас 2:
     Память праведнаго с похвалами, тебе же довлеет свидетельство Господне Предтече: показал бо ся еси воистину и пророков честнейший, яко и в струях крестити сподобился еси проповеданнаго. Темже за истину пострадав радуяся, благовестил еси и сущим во аде Бога явльшагося плотию, вземлющаго грех мира, и подающаго нам велию милость.

     Кондак святому Пророку, Предтече и Крестителю Иоанну, глас 6:
     Плотскаго Твоего пришествия убоявся Иордан, страхом возвращашеся, пророческое же служение исполняя Иоанн, трепетом спряташеся: ангельския чины ужасахуся, зряще Тя во струях плотию крещаема: и вси сущии во тьме озаряхуся, воспевающе Тя явльшагося и просветившаго вся.

     Величание святому Пророку, Предтече и Крестителю Иоанну:
     Величаем тя, Предтече Спасов Иоанне, и чтим еже от неплодове преславное рождество твое.
     Прославляем тебя, Иоанн, Предтеча нашего Спасителя, и почитаем преславное твое рождение от неплодной (матери).

     Молитва святому Пророку, Предтече и Крестителю Иоанну

     Крестителю Христов, проповедниче покаяния, кающагося не презри мене, но совокупляяся с вои Небесными, молися ко Владыце за мене, недостойнаго, унылаго, немощнаго и печальнаго, во многия беды впадшаго, утружденнаго бурными помыслы ума моего.
     Аз бо есмь вертеп злых дел, отнюдь не имеяй конца греховному обычаю, пригвожден бо есть ум мой земным вещем. Что сотворю? Не вем. И к кому прибегну, да спасена будет душа моя? Токмо к тебе, святый Иоанне, благодати тезоимените, яко тя пред Господем по Богородице вем больша быти рожденных всех, ты бо сподобился еси коснутися верху Царя Христа, вземлющаго грехи мира, Агнца Божия.
     Егоже моли за грешную мою душу, да поне отныне, в первый надесять час, понесу тяготу благую и при-иму мзду с последними.
     Ей, Крестителю Христов, честный Предтече, крайний Пророче, первый во благодати мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов! Тя молю, к тебе прибегаю: не отрини мене от твоего заступления, но возстави мя, низверженнаго многими грехи.
     Обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси: крещением омываяй прародительный грех, покаянием же очищаяй коегождо дело скверно.
     Очисти мя, грехами оскверненнаго, и понуди внити, аможе ничтоже скверно входит, в Царствие Небесное. Аминь.

     Святый великий Иоaнне, Предтeче Госпoдень, моли Бoга о нас.

Дорогие братья и сестры!

У Вас есть возможность не выходя из дома заказать поминовения о здравии и о упокоении через сайт нашего храма.

Пожалуйста, выберите одну из представленных Треб, впишите имена поминаемых (в родительном падеже) и внесите пожертвование удобным для Вас способом – с банковской карты, или кошелька Яндекс.Деньги.

Записки будут прочитаны за ближайшим Богослужением.

В поминовении указываются имена только крещеных христиан православного вероисповедания.

Наш номер карты для пожертвований:   2200-7007-1782-1333

или по номеру телефона 8-909-667-79-86

afisha-msk.ru