О приходе
Расписание
Служение
Воскресная школа
Центр для людей с нарушением слуха
Творческая страница

Православный календарь





b_600__16777215_00_images_00January_6034.jpg
     Дни памяти праведных Иосифа Обручника, Давида царя, апостола от 70-ти Иакова, брата Господня по плоти, епископа:
     5 ноября;
     27 декабря - переходящая - Неделя святых праотец;
     3 января - переходящая - Неделя святых отец;
     12 января - переходящая - Неделя по Рождестве Христовом;
     17 января - Собор 70-ти апостолов;
   
     Завершаются дни празднования Рождества Христова.
     Мир, отходя далее и далее от Церкви Христовой, хочет совершать этот праздник без Самого Христа – виновника этого торжества. Утомительные и пустые хлопоты, которыми наполнены предпраздничные дни, иссушают душу, тяжким грузом давят сердце. Проходят эти «праздники» и оставляют в душе пустоту и усталость.
     Но праздники, Церковью рожденные, освящают нас – наши помыслы, чувства, дела. Торжество духовное продолжается и после завершения самого дня празднуемого события – через светлые и святые плоды покаяния и добрых дел, которые возрастают в наших душах. Они отрывают нас от земли и ведут на Небо духовное.
     Таков и праздник Рождества Христова.
     Предшествовавшие этому событию два дня воскресных уже были посвящены святым праотцам и святым отцам, и вот сегодняшний день воскресный, первый после праздника, опять посвящен тем, память кого уже почитали.
     Почему так?
     Потому, что предшествовавшие дни недельные символизировали ожидание святых Божиих людей, праведников рода человеческого, провозвестников вочеловечения Христа Спасителя: их пророческим предсказаниям о Нем – грядущем Мессии. Все творение готовилось послужить этому событию, и Церковь вот как говорит об этом:
     «Родившемуся от Девы вся тварь трепетом послужи: Небеса убо – звездою, земля же – ясльми, гора – вертепом, волхвы – дарами, пастыри – чудесем, Ангелы же – слава в вышних Богу» (Канон недели по Рождестве Христовом. 9-я песнь, 1-й тропарь).
     Ныне же настало время и нам, современным христианам, продолжить эти труды служения Господу, чтобы и святых праотцев и отцев Спасителя не устами, но и сердцем почитать своими отцами и праотцами в вере и благочестии. Ибо и они не все были сродниками по плоти Спасителя, но все были Его верными и благими рабами, сродниками по Духу.
     Боговоплощение принесло нам слова спасительной истины, которая постепенно изменила мир. Бог открыл и навсегда доказал, что человек велик и глубок, что он может постичь Божественное совершенство, Божественное присутствие, познать умом, озаренным благодатью, что мир утверждается на трех святых добродетелях: вере, надежде и любви.
     И в подтверждение этой истины Церковь Святая дает нам сегодняшний день памяти трех святых.
     Это святой Иосиф Обручник, святой пророк Давид и святой апостол Иаков. В первые века христианства они были призваны Церковью для утверждения правого – православного – учения о природе человеческой и Божеской в Божественной Личности Спасителя. Ныне же они, по молитвам Церкви, приходят нам на помощь вначале служения воплотившемуся Владыке мира – от дней рождения в Вифлееме до завершения их страданиями на Голгофе.

     Праведный Иосиф Обручник

     Первый из них принес особо дар любви, ибо Иосиф, обрученный Деве Марии, хранитель Ее девства, нареченный отец Христа, и берег Его, и заботился о безпомощном Младенце, как заботится отец о своем чаде – всей силой отеческой любви, тревоги и забот.
     В первом браке у праведного Иосифа было четыре сына и две дочери. Святой Иосиф после смерти жены Саломии вел чистую и праведную жизнь, что и привело к тому, что он сподобился послужить тайне спасения человечества, стать приемным отцом Господа нашего Иисуса Христа.
     Когда он узнал о беременности Марии, то встал перед неразрешимым противоречием с точки зрения иудейского закона: он знал, что Мария целомудренна, что он к ней не прикасался, но видит ее беременность. По иудейскому закону муж должен был обличить жену, что было бы позором и для Марии, и для него, Мария должна быть побита камнями.
     Праведный Иосиф не смог выступить в роли мучителя, предать человека на смерть. Он не был холодным законником, имея любовь в своем сердце к Марии, и решил отпустить Марию, или уйти самому. Но Иосифу явился Ангел Господень и сказал: “Иосиф, сыне Давидов, не убойся принять Марии, жены твоей, ибо родившееся в Ней, есть от Духа Свята”. Праведный Иосиф не участвовал в зачатии Спасителя, но ему принадлежало право отцовства, право наречения имени своему сыну. Он не был природным отцом Иисуса Христа, а был ему отцом по закону.

     Родословие у евреев идет по отцовской линии: отец не участвует в рождении ребенка, но получает власть называть ребенка, нести за него ответственность, главенство закреплено за мужчинами.
     За благочестие и праведность он стал свидетелем и служителем великого таинства Боговоплощения, получил великую честь, полагавшуюся отцу, – дал новорожденному имя Иисус.
     Святой Иосиф присутствовал при поклонении пастырей Новорожденному Богомладенцу и при поклонении Ему волхвов.
     Послушный воле Божией, он, уже немощной старец 80 лет, поднялся от домашней жизни и, спасая Младенца и Пречистую Его Матерь, бежал, как повелел ему Ангел, от гнева Ирода царя через каменистую пустыню в далекий Египет. На протяжении всей своей жизни он заботился о Святом семействе для семьи там он добывал пропитание трудом своих рук. Годы детства нашего Спасителя проходили под опекой Иосифа, молчаливого хранителя великой тайны.
     Он раньше Господа отошел в мир иной, скончался в возрасте более ста лет, и там, в шеоле, куда попадали все праведники, в мире духов он сообщил радостную весть, что скоро грядет освобождение, избавление от смерти.
     Такой дар любви и мы можем и должны приносить Богу.

     Святой царь и пророк Давид
   
     Святой царь и пророк Давид, из колена Иудина, был предком по плоти Господа нашего Иисуса Христа.
     Он, младший сын Иессея, жил тысячу лет до Рождества Христова. В юности Давид пас стада овец, принадлежавшие отцу, и отличался глубокой верой, ревностно исполнял волю Божию. Поэтому во время нашествия филистимлян он с Божией помощью одолел в единоборстве великана Голиафа, что решило исход войны в пользу израильского народа.
     Претерпев много обид от царя Саула, который видел в нем любимца народа и своего соперника, Давид явил свое незлобие и великодушие.
     Дважды имея возможность убить Саула, он не сделал этого. Скрываясь от несправедливого гнева Саула, Давид говорил, что не смеет поднять руку на Помазанника Божия, он трепетно относился к царской власти. После гибели Саула и его сына, Давид был провозглашен царем южной части израильского государства, а после убийства второго сына Саула – царем всего Израиля.
      Он устроил новую столицу – Иерусалим – Город мира, а в нем – новую скинию; его великое желание построить вместо скинии храм не сбылось. Ему было предсказано, что храм построит его сын, так как Давид пролил много крови, пусть очистительной, справедливой, но она была пролита. У Давида уже были чертежи будущего храма, были собраны средства на постройку Иерусалимского храма – все это он передал своему сыну Соломону и мирно отошел ко Господу.
    Давид имел блестящий талант военноначальника, сумел очистить свою землю и расширить границы Царства до Евфрата, Средиземного моря, Аравийской пустыни, укрепил закон и делал все, чтобы его народ жил в процветании.
     Но жизнь царя Давида была омрачена тяжелым падением: он взял себе жену своего военноначальника Урии Вирсавию, а самого Урию послал в сражение на смерть, приложив к прелюбодеянию грех убийства, что было тяжким грехом в очах Бога.

     Плодом покаяния Давида стал 50 Псалом, написанный им Господу:
     “Помилуй мя Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое”, который является образцом покаянной молитвы для любого кающегося грешника доныне и до скончания века.
     Господь простил Давиду, но расплачивался за этот грех царь Давид всю свою жизнь – распря началась в его детях, которые были рождены от жен Давида, а один из его сыновей Авессалом восстал на Давида, своего отца, пытаясь лишить его царства. За грех Давида пришлось расплачиваться и его народу: был большой голод в стране, случилась и язва моровая, унесшая тысячи жизней. За грехи одного могут платить очень многие.

     Святой – Давид – «во пророцех царь и во царех пророк», как именуется он Церковью, – принес дар веры Богу.
     Это молитвы покаяния 50-го псалма:
     «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей». Наши сердца живо откликаются на эти слова, как будто это наши собственные слова.
     Это слова хвалы Господу:
     «Господи, Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли, яко взятся великолепие Твое превыше небес» (Пс.8:2).
     Слова благодарения и за творение человека:
     «Что есть человек, яко помниши его? Или сын человечь, яко посещаеши его? Умалил еси его малым чим от ангел, славою и честию венчал еси его. И поставил еси его над делы руку Твоею, вся покорил еси под нозе его» (Пс.8:5–7).
     Знакомые слова Шестопсалмия:
    «Ты же, Господи, Заступник мой еси, слава моя и возносяй главу мою… Аз уснух, и спах, востах, яко Господь заступит мя. Не убоюся от тем людей, окрест нападающих на мя. Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой» (Пс.3:4,6–8).
     «Господи, настави мя правдою Твоею» (Пс.5:9).
     Слова завета духовного:
     «Служите Господу со страхом и радуйтесь Ему с трепетом».
     Слова упования нашего:
     «Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него» (Пс.90:2–3).
     «Помощь моя от Бога, спасающаго правыя сердцем» (Пс.7:11).
     «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко изчезает дым, да изчезнут, яко тает воск от лица огня, тако да погибнут грешницы от лица Божия» (Пс.67:2–3).

     Умер царь Давид в глубокой старости с непоколебимой верой в пришествие в мир обещанного Богом Искупителя – Мессии, Господа нашего Иисуса Христа.
     В Богослужении и личной молитве верующими, особенно православными, широко употребляется его Богодухновенная “Псалтирь”.  Читая Псалмы, они питают душу и помогают обратиться ко Господу. Псалмы – все словеса Духа Святаго, сведенные в единую книгу.
     Кроме молитв, обращенных к Богу, там много пророчеств о самом Давиде, о его потомках, о Христе Спасителе мира и последних судьбах мира, и те пророчества, которые должны еще осуществиться. Псалмы написаны в разных обстоятельствах жизни царя Давида: в покаянии, в тревоге и опасности, при нашествии врагов.
     И еще великое множество других дорогих и сокровенных слов святого псалмопевца знает каждый для себя и еще откроет при чтении, потому что книга эта – Псалтирь –
неисчерпаема в мудрости, как неисчерпаема Премудрость Божия. Это наследие нашей веры.

     Святой апостол Иаков

     И вот третий святой муж предстоит пред нами – святой апостол Иаков, «Богобрат», как величает его творец церковных канонов Косма Маиумский.
    Святой апостол Иаков, брат Господень, старший сын Иосифа Обручника от его первого брака с Соломонией. Апостол Иаков вспоминается в святые дни празднования Рождества Христова вместе со своим отцом Иосифом и святым царем и пророком Давидом, потому что, по преданию, сопровождал святое семейство при бегстве в Египет и пребывал там вместе с Богомладенцем Иисусом, Богоматерью и Иосифом, служа им, и с ними же вернулся в Иудею.
     С детских лет Иаков был назореем, то есть человеком, особо посвященным Богу. Обет назорейства означал жизнь чистую и святую, заповеданную некогда Господом всему Израилю. Когда Спаситель начал учить народ о Царствии Божием, святой Иаков уверовал во Христа и стал Его апостолом.
     За Богоугодную жизнь он был избран первым епископом Иерусалимской Церкви.
     Святой Иаков председательствовал на Апостольском Соборе, в Иерусалиме, на котором рассматривался очень важный канонический вопрос: нужно ли христианам из язычников соблюдать обрядовые ветхозаветные предписания. Апостолом Иаковом было выражено Духом Святым, что христианам, приходящим из язычества, не надо соблюдать ветхозаветные предписания, которые потеряли свою силу. За тридцать лет епископства апостол многих иудеев обратил в христианство. Его очень любили и христиане, и иудеи и назвали при жизни праведным.
     После Воскресения Господь особым образом явился Иакову и уведомил его о Своем Воскресении.
     Позже, когда перед праздником Пасхи встал вопрос об Иисусе, то иудеи просили Иакова сказать с крыши храма Иерусалимского всему народу о распятом Иисусе, что Он – не Мессия, надеясь, что Иаков образумит народ и удержит от новой ереси – так называли христианство иудеи. Но Иаков сказал, что Иисус Сын человеческий ныне восседает одесную великой Силы и Славы.
     Разгневанные иудеи, сбросили апостола Иакова сверху, но святой Иаков не умер, продолжая молиться о своих мучителях. Тогда его, полуживого, стали побивать камнями, пока один из кожевенников не убил Святого ударом валька по голове. Мученическая кончина святителя Иакова произошла около 63 года.
     Святой составил Божественную литургию, которая легла в основание Литургии, составленных святителями Василием Великим и Иоанном Златоустом. Церковь сохранила Послание апостола, которое под его именем включено в книги Священного Писания Нового Завета.

     Апостол Иаков принес дар святой христианской надежды, почитаем его как прообраз духовных чад Божиих, ибо святой Иаков стал впоследствии первым епископом Иерусалима – матери всех Церквей.
     Как Церковь Иерусалимская особенно обязана умножением и утверждением верующих святому апостолу Иакову, так и нам да будет он примером святой надежды и упования веры нашей.
     Пишет он христианам в своем послании об исполнении совершенного закона – закона свободы (Иак.1:25).
     Нам говорит, что вера, если не имеет дел, мертва сама по себе, как без духа мертво тело (см.: Иак.2:26).
     Нам говорит о мудрости истинной, духовной, Божией – о мудрости, сходящей свыше, чистой, мирной, скромной, послушливой, полной милосердия и добрых плодов, безпристрастной и нелицемерной (Иак.3:17).
     «Приблизьтесь к Богу, – зовет он собратьев по вере, – и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные».
     Не надо бояться искушений, испытаний. «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение» (Иак.1:2–3), «от терпения опытность, от опытности надежда» (Рим.5:4) – продолжает святой Павел апостол.
     «Вот каковы святые дары и заветы этих мужей и всех-всех святых, стоящих за ними, передаваемые нам в Церкви для умножения добра, для служения Богу и ближним, для приобретения своего спасения и спасения ближних, для служения Христу.
     Они говорят нам, что Бог Всевышний в Рождестве Христа дарит нам новые отношения – дарит нам Свое отцовство, дарит наше родство с Ним как сыновей и дочерей Всевышнего» (митрополит Антоний Сурожский).

     Тропарь праведным Иосифу Обручнику, Давиду царю и Иакову, брату Господню, глас 2:
     Благовествуй, Иосифе, Давиду чудеса, Богоотцу: Деву видел еси рождшую, с пастыри славословил еси, с волхвы поклонился еси, Ангелом весть прием. Моли Христа Бога спасти души наша.

     Кондак праведным Иосифу Обручнику, Давиду царю и Иакову, брату Господню, глас 3:
     Веселия днесь Давид исполняется Божественный, Иосиф же хваление со Иаковом приносит: венец бо сродством Христовым приемше, радуются, и неизреченно на земли Рождшагося воспевают, и вопиют: Щедре, спасай Тебе чтущия.

     Величание:
     Величаем вас, святии Иосифе, Давид и апостоле Иакове, и чтим святую память вашу вы бо молите за нас Христа Бога нашего.

     Святии праведные Иосифе, Давид и апостоле Иакове, молите Бога о нас.

Дорогие братья и сестры!

У Вас есть возможность не выходя из дома заказать поминовения о здравии и о упокоении через сайт нашего храма.

Пожалуйста, выберите одну из представленных Треб, впишите имена поминаемых (в родительном падеже) и внесите пожертвование удобным для Вас способом – с банковской карты, или кошелька Яндекс.Деньги.

Записки будут прочитаны за ближайшим Богослужением.

В поминовении указываются имена только крещеных христиан православного вероисповедания.

Наш номер карты для пожертвований:   2200-7007-1782-1333

или по номеру телефона 8-909-667-79-86

afisha-msk.ru