О приходе
Расписание
Служение
Воскресная школа
Центр для людей с нарушением слуха
Творческая страница

Православный календарь





5550.jpg
       Народ Божий имеет большую историю за плечами, ветхозаветную и новозаветную. Есть в его истории и особо тягостные периоды. Взять хотя бы Вавилонский плен: в Обетованную землю вторглась воинственная империя с Востока, произошло неизбежное завоевание Святой земли, гибель множества людей и принудительная депортация народа. На реках Вавилонских вдалеке от родины народ мечтал о том, что гнев Божий пройдет и наступит счастливое время возвращения.
       Ждали долго, десятилетиями, молились. Время гнева и наказания подошло к концу. Имперская политика поменялась, можно возвращаться. Нашлись и достойные вожди у собирающегося домой народа: князь с вавилонским именем Зоровавель и первосвященник по имени Иисус.

       Имя Аггей в переводе с еврейского языка означает – праздничный, торжественный.
       Святой пророк Аггей, один из 12-ти малых пророков, происходил из колена Левиина, родился в плену Вавилонском, в юношеском возрасте возвратился из Вавилона в Иерусалим, где и пророчествовал вместе с пророком Захариею при Персидском царе Дарии Гистаспе, за 500 с лишком лет до воплощения Христова (Агг.1,1;2,15,18). Сведений о жизни и деятельности пророка Аггея, кроме сообщаемых его книгою и подтверждаемых свидетельством 1-й книги Ездры (1Езд.5,1;6,14) – библейская письменность не сохранила.
       Люди приехали обратно в Иерусалим, осмотрелись и приуныли. Картина такая, что просто руки опустились. Всё дотла разрушено, соседние племена глядят на вернувшихся враждебно. Как закрепиться на старом месте, как всё порушенное восстановить? Неужели когда-нибудь это всё будет восстановлено? Постепенно люди расселились по земле. Сеют хлеб – а урожаи маленькие, есть приходится не досыта.
       Духовные рассуждают с духовных позиций: «Пора отстраивать храм. Мы пошли в плен за грехи перед Богом. Будем Ему верно служить – Он поможет нам, и постепенно жизнь наладится». Иудеи приступили к построению храма, но в дела построения вмешались самаряне, участие которых в построении храма было отклонено иудеями, желавшими сохранить чистоту и неприкосновенность богослужения от всего нечистого языческого. Работы по построению храма были прекращены, и посчитали, что время построения храма еще не приспело (Агг.1,2) и занялись построением и украшением собственных домов (Агг.1,4).

       В это время посылает Господь к иудеям пророка Аггея с обличением и угрозами, а также и обещанием высшей помощи, и славным пророчеством о превосходстве и величии второго храма перед первым. Господь ободряет унывающий народ, Он по-прежнему рядом с ними, как во дни исхода из Египетской земли. Завет Божий остается в полной силе, Дух Божий будет укреплять людей.
       Получается, что храм нужно возрождать сейчас, несмотря на очевидные трудности. Восстановленный храм станет духовным центром народа. Служение Богу в заново отстроенном храме нужно самим людям, и не когда-то потом, а сейчас.
       Когда Господь призывает людей и люди всем сердцем обращаются к Богу, Он дает им Свое благословение. И с этим благословением – люди могут делать даже то, что им самим не под силу сделать. Почему могут? Потому что с ними Бог, Он хорошо помогает, и дело спорится.
       Тем, кто будет воссоздавать Иерусалимский храм, пророк Аггей напоминает, что храм был разрушен по грехам. Не по стечению политических обстоятельств, не из-за нарушений богослужебных уставов, а прежде всего по грехам. Что это значит?
       Сейчас время восстановить храм, но сами по себе храмовые обряды очищения не помогут тем людям, которые спокойно живут в нечистоте и вполне довольны своей нечестивой греховной жизнью (Агг.2:10–19). Обряды в Иерусалимском храме не являются магическими действиями, которые обязывают Бога давать всем подряд Свое покровительство и поддержку. Бог смотрит на сердца приходящих людей, а не на рыночную стоимость пожертвованного. К святым обрядам нельзя относиться сугубо по-язычески, по-магически.

       Всех речей пророка Аггея, относящихся к сооружению храма – четыре (Агг.1,2-15; 2,1-9;10-19;20-23).
       В первой речи (Агг.1,2-15) пророк вскрывает действительную причину остановки построения храма и показывает ее несостоятельность, настоятельно требует возобновления работ по постройке храма, указывая при этом на переживаемые народом в настоящем и возможные еще в будущем бедствия, как на проявление гнева Божия за пренебрежение к делам Божиим.
       Вторая речь (Агг.2,1-9) содержит увещание бодро продолжать постройку храма, не смущаясь видимою ее бедностью и недостатком средств доставить новому храму благолепие первого, Соломонова храма. Затем показывает те высокие духовные блага – милости завета Божия и благодати присутствия Иеговы, а затем и Мессии, которые будут присущи новому храму еще в большей степени, чем первому храму.
       В третьей речи (Агг.2,10-19) пророк для поддержания ревности строителей храма указывает на то, что без храма, в котором люди получают очищение и освящение, все были нечисты, самые жертвы были не угодны Богу, и Бог в гневе Своем наказывал людей неплодородием земли, но, когда иудеи показали уже ревность свою к устройству храма, Господь возвещает Свое благословение народу и все духовные и материальные блага, которые оно приносит людям.
       Последняя, четвертая, речь (Агг.2,20-23) обращена к Зоровавелю.
       Зоровавель был назначен, как происходивший из царского рода, царем Киром гражданским правителем возвратившихся из Вавилонского плена иудеев, и вместе с первосвященником Иисусом, ободряемый пророками Аггеем и Захариею, несмотря на происки самарян, восстановил и освятил второй Иерусалимский храм (1Езд.гл.3-6;2Езд.гл.3-4) и возвещает ему как потомку Давидову и верному покорному рабу Иеговы в деле построения храма, целость, сохранение и благосостояние под особенным покровительством Иеговы – в то именно время, как произойдут великие политические перевороты и мировые катастрофы.

       Таким образом, цель и смысл деятельности пророка Аггея заключались в том, чтобы объяснить народу причины его бедственного состояния и неуспеха в трудах и начинаниях его, поднять павший дух переселенцев, убедить угрозами и увещаниями в скорейшей постройке храма, вдохнуть веру в непреложность заветных отношений Бога к иудеям и обетовании Божиих, которые будут выполнены именно в строящемся храме – убедить, что в нем явится Мессия и положит основание Своему вечному и всемирному царству, и что имеющие предшествовать тому перевороты среди земных царств не будут роковыми для иудеев, как стоящих под покровительством Божиим.
       Святой пророк Аггей первый воспел «Аллилуиа» при восстановлении храма. Скончался он в Иерусалиме и с честью был погребен близ священнических гробов, так как происходил из священнического рода. Как славный и великий пророк, он был любим и чтим всеми.
       Книга пророка Аггея состоит из 2-х глав и имеет важное историческое значение, как бросающая определенный свет на первые дни и годы жизни иудеев по возвращении из плена. В ней верно отмечается точность и определенность хронологических дат и всей исторической ситуации жизни иудеев данного периода.
 Важна мысль пророка о том, что Бог небрегущих о славе имени Его наказывает бесплодием (Агг.1,6;9-11;2,16-17;19).
       Глубоко важна и оправдана Новым Заветом мессианская мысль о превосходстве славы второго Иерусалимского храма пред славою первого, и о грядущем даровании мира во втором храме (Агг.2,9). В этом храме явился и проповедовал Свое Евангелие мира Господь Иисус Христос. Даже два законнических вопроса (Агг.2,11-14) ставятся и решаются не только в точном согласии с буквою закона (Лев.6,26;Чис.19,22), но и сопровождаются у пророка определенными и возвышенными нравственными требованиями.
       Также высокий теологический и мессианский смысл имеет идея, что среди потрясений народов и царств, Господь неба и земли спасает избранных и всех их воспринимает в Свое непоколебимое Царство (Агг.2,6-7;21-22).

       Ветхие книги являются «ветхими» только по названию. Постареть они не могут, поскольку возвещают Христа. Новый Завет, по слову блаженного Августина, скрыт в Ветхом, а Ветхий Завет раскрыт в Новом.
       «Пророк Аггей, - говорит протоиерей Александр Шаргунов, в своем кратком пророчестве говорит нам о событиях, которые не только устремлены к тайне Рождества Христова, но и связаны с тем, что происходит сегодня с Церковью, ожидающей Второго Пришествия Господня.
       Судьба Израиля во многих отношениях очень похожа на судьбу России, поскольку и русский народ, по слову святого праведного Иоанна Кронштадтского, был богоизбранным народом, то есть хранителем единой спасающей, непорочной, неповрежденной православной веры, и явился, подобно израильскому народу, отступником от нее.
       В своем слове пророк Аггей обращается к народу израильскому, вернувшемуся из Вавилонского плена: «Народ сей говорит: "не пришло еще время, не время строить дом Господень"». «А вам самим, — говорит Господь, — время жить в домах ваших украшенных, тогда как дом сей в запустении?» Потому так говорит Господь: «Вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытость; пьете, но не напиваетесь; одеваетесь, а не согреваетесь; зарабатывающий плату зарабатывает ее для дырявого кошелька».
      
       Через пророка Аггея Господь призывает людей одуматься, увидеть, где основание жизни, к какому созиданию они призваны. «Взойдите на гору, — призывает он, — и носите дерева, и стройте храм».
       Однако мы знаем, что и этот Иерусалимский храм был разрушен. Причем Господь говорит в Евангелии о разрушении этого храма, одновременно пророчествуя о кончине мира, когда один план как бы накладывается на другой, и одна тайна связана с другой тайной. Слава этого храма явилась больше, чем слава первого храма, потому что в него пришел Сам Бог, но и этот храм был разрушен, потому что народ израильский, живший ожиданием Мессии, не принял Его, отверг своего Спасителя.
       «Мерзость запустения» явилась и на этом храме, хотя ученики Господни были потрясены его красотой. «Учитель, посмотри, какие камни!» — говорят они Ему. А Господь отвечает: «Придет время, когда не останется здесь камня на камне». И выносит приговор всему Израилю: «Се, оставляется вам дом ваш пуст». С одной стороны, слава сего последнего храма больше славы прежнего, с другой стороны — дом сей оставляется пуст.
       Обратимся к судьбе нашей России. Пророк Аггей говорит, что человеческое нечестие обладает таким свойством, что оно своей нечистотой делает нечистым то, к чему прикасается. И что все, приносимое в храм, делается нечистым, оттого что люди не живут так, как открывает им Господь. Сейчас на месте прежде разрушенных возводятся новые храмы, и, конечно, многие нынешние храмы по сравнению с тем, что было, «как бы ничто», говоря словами пророка Аггея.   
       Но мы знаем, что слава этих храмов будет больше прежних, потому что Господь откроется и открывается здесь уже во Втором и славном Своем Пришествии, когда Он придет судить всему миру. И одновременно мы знаем, что «тайна беззакония» раскрывается и внутри самой Церкви, когда, по слову святителя Феофана Затворника, остается только внешняя видимость, а внутри — полная пустота".
      
       «Пророк Аггей упрекал по повелению Божию иудеев в недостатке усердия к построению и благоукрашению храма истинному Богу в Иерусалиме. И мы видим, - говорит протоиерей Григорий Дьяченко, - как угодно Богу наше усердие к созиданию и благоукрашению храмов Божиих, где мы благодарим Господа за Его безчисленные к нам, грешным и недостойным Его рабам, благодеяния, где в церковных песнопениях прославляем неизреченные Его свойства, где в молитвах просим о своих нуждах и получаем обильные благодеяния и ощущаем спасительные действия благодати Божией, зовущей нас к святому спасению чрез исправление нашей жизни.
       Правда, Бог наш не в рукотворенных храмах живет, ни от рук человеческих угождение приемлет, требуя, что (Деян.17,24); Он говорит чрез пророка: аще взалчу не реку тебе; Моя бо есть вселенная и исполнение ее (Пс.49,12).
       Но нравственное чувство всякого человека, если только он истинно благочестив и боголюбив, влечет его к посильным приношениям в пользу храма Господня.
       Иногда это чувство есть чувство благодарности к Богу, дающему нам живот, дыхание и вся (Деян.17,25). Человек, истинно боголюбивый, сознавая с одной стороны свое недостоинство, а с другой, обилие и величие благодеяний Творца, Который оградил вся внешняя и внутренняя дому его, дела же рук его благословил (Иов.1,10), не удовлетворяется одними благотворениями Христу, в лице меньшей братии Его: благородное чувство влечет его далее, к самому престолу Божию!
Для него невыносимо бывает, если сам он живет в дому кедровом, кивот же Божий стоит посреде скинии (2Пар.7,2); подобно Неемии, сердце боголюбивого человека сжимается скорбью при виде собственного благоденствия и запустения храмов Божиих. Этим-то чувством благодарности руководились Давиды и Соломоны, Константины и Елены и многие другие венценосцы и сильные земли. Высокое в этих святых людях, щедро разверзавших руку свою на украшение храмов Господних - это чувство представляется, так сказать, еще выше, или, по крайней мере, поразительнее в тех простых, но боголюбивых людях, которые не от избытка, но часто от лишения, все житие, еже имеют (Лк.21,4), повергают к подножию алтаря Господня.

       Вспомним те слова Спасителя, которыми Он оправдал жену, помазавшую драгоценным миром ноги Его: это оправдание. (Мф.26,9), торжественно произнесенное Им пред апостолами, дает нам разуметь, что и всякое приношение верующего, совершаемое с любовью для Господа, не может не быть приятно и благоугодно пред Ним, ибо Он зрит не на самую приносимую вещь, но на сердце приносящего: две лепты бедной вдовицы были очень скудным и почти ничтожным приношением в богатый и великолепный храм Иерусалимский; но пред очами Всевидящего они были несравненно выше всех сокровищ тщеславных фарисеев, потому что по-жертвованы были из редкой любви и усердия к Богу.
       В Ветхом Завете закон, хотя не прямо, обязывал всякого возрастного иудея ежегодно жертвовать в пользу храма Господня в Иерусалиме небольшую сумму (Лев.27,12,14); но Иисус Христос не возложил на Своих последователей подобной обязанности, а предоставил это собственному произволу и усердию каждого. Однако, во дни земной жизни Своей, в качестве Сына человеческого, и Он взносил Свой статир в пользу дома Божия (Мф.17,27), и фарисеев, как лицемерны и лукавы они ни были, не останавливал от благого обычая - вносить десятину в дом Божий - обличал в них только недостаток при этом правды, милосердия и веры.

       Пройдут годы, пронесутся столетия, забудутся не только имена, но и самые могилы наши - исчезнет всякая память о нас в потоке веков и поколений. Но если, во дни земной жизни нашей, мы отверзали руку свою к посильному благодеянию храмам Божиим, то никогда не забудет о сем святая Церковь. Всякий раз, когда будет возноситься на алтаре Господнем умилостивительная жертва, она и сама будет умолять Господа, и возбуждать всех предстоящих чад своих к прилежной молитве о создателях и благодетелях храмов Божиих!»
      Храм Божий с его священнодействиями нужен людям – нужен, как хлеб, как воздух. А еще нужно ко всему этому сердце приложить. Созидается храм, и это большое счастье. Пусть одновременно с храмом созидаются людские души, наши души. Пусть народ, приходящий в храм, учится стоять перед Богом Живым, слушать Его слово, обращаться к нему с покаянием и благодарением, жить перед Лицом Божиим.
      Готовясь к встрече Рождества Христова, будем молитвенно размышлять, в какой храм мы входим, как мы участвуем в строительстве дома Божия — того дома, в котором мы призваны быть не только как в вещественном храме здесь, на земле, но и в вечности.
 
       Тропарь пророку Аггею, глас 2:
       Пророка Твоего Аггея память, Господи, празднующе, тем Тя молим: спаси души наша.

       Кондак, глас 4:
       Просветившееся Духом чистое твое сердце, пророчества бысть светлейшаго приятелище: зриши бо, яко настоящая, далече сущая; сего ради тя почитаем, пророче блаженне Аггее, славне.

       Величание
       Величаем тя, пророче Божий Аггее, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

       СВЯТЫЙ ПРОРОЧЕ БОЖИЙ АГГЕЕ, МОЛИ БОГА О НАС.

Дорогие братья и сестры!

У Вас есть возможность не выходя из дома заказать поминовения о здравии и о упокоении через сайт нашего храма.

Пожалуйста, выберите одну из представленных Треб, впишите имена поминаемых (в родительном падеже) и внесите пожертвование удобным для Вас способом – с банковской карты, или кошелька Яндекс.Деньги.

Записки будут прочитаны за ближайшим Богослужением.

В поминовении указываются имена только крещеных христиан православного вероисповедания.

Наш номер карты для пожертвований:   2200-7007-1782-1333

или по номеру телефона 8-909-667-79-86

afisha-msk.ru