О приходе
Расписание
Служение
Воскресная школа
Центр для людей с нарушением слуха
Творческая страница

Православный календарь





3662z.jpg
                2  М А Я - ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ
               
                ИЕРУСАЛИМ
               
         Господи, благослови!

        Получив от священника благословение, 2 мая 2002 года я вылетела на Святую Землю. Мне казалось, что все происходит во сне, чувство волнения и страха переполняли мою душу. В самолете познакомилась с соседкой Еленой из Москвы. Она летела в Иерусалим от другой фирмы и не первый раз. Приземлились в аэропорту Тель-Авива. Нашу группу встретила  экскурсовод Зоя. Едем в Иерусалим... Как-то не по себе было видеть колонны с танками, стоящие сбоку на трассе, другие танки нас обгоняли.
         По общепринятому на Востоке преданию, Иерусалим основан был царем и священником Бога Вышнего - Мелхиседеком и назван первоначально Салимом, что значит "мир". Мельхиседек перенес сюда тело Адама, первого человека, и похоронил его на Голгофе, на месте, где впоследствии водружен был Животворящий Крест Искупителя падшего Адама, а с ним и всего рода человеческого.
         На месте будущего Иерусалима, на горе Мориа, Авраам приносил в жертву Исаака, сына своего, показав тем самым любовь, преданность и глубочайшую веру в Господа. Здесь произошла встреча Патриарха Авраама с царем Мелхиседеком. Однако Иерусалим возвышается при царе Давиде. Взяв город Салим и крепость Сионскую  у Иевусена, Давид принес сюда скинию для кивота Господня, Ковчег завета и поставил  Его на гору Сион. С тех пор Иерусалим именуется Святым градом, а Сион - Божией горой. Здесь царь Давид построил для себя кедровый дворец. Иерусалим становится столицей и процветает при сыне Давидовом - Соломоне, который построил на горе Мориа, на камне, где Авраам приносил в жертву Исаака, первый Храм Господу (в 950 году до Р.Х.).
         Святая Земля в древности была землей обильной и плодоносной, землей текущей медом и млеком, и свята была для евреев, как отечество и родина, как земля обетованная, обещанная Богом родоначальнику их Аврааму, подобно тому, как и мы свое отечество и родину называем Святой Русью. Кроме этого, Святой называется и потому, что во всем мире в ней одной только была Святая и Богооткровенная вера и храм истинному Богу, а в других местах везде было идолопоклонство и нечестие.
         Храм Иерусалимский построен был по образцу и указаниям, данным Моисеем Самим Богом еще в пустыне Синайской, и при самом освящении его ознаменован был явлением в нем славы Божией, что должно было внушать евреям мысль об особой святости и храма, и Иерусалима, столицы царства и города славы их царей Давида и Соломона, о чем немало говорится в псалмах и пророками. А когда Господь Иисус Христос пришел на землю и благоволил прожить тридцать три года, то эта земля стала почитаться христианами Святой и священной, особенно те места, где Он родился и жил, умер и воскрес, и другие, имевшие какое-либо отношение к Его жизни. Храм был предметом удивления для всех народов по своему великолепию, богатству и сугубой благодати Божией.               
         Когда сыны Израилевы отступили от путей Господа Бога своего, царство разделилось на две части, а Иерусалим был предан в руки врагов. Особенно большое опустошение претерпел Иерусалим от вавилонского царя Навуходоносора. Город был разорен до основания, а жители его уведены в плен или убиты.
         После семидесятилетнего вавилонского пленения иудеи вернулись в свое отечество и восстановили Иерусалим, а в нем храм Божий. Однако беззакония и неправды иудеев не прекращались. Это привело к тому, что Иерусалим снова попадает во власть язычников, а сыны его, доходя до безумия и ослепления, не узнают своего Искупителя - Мессию и совершают величайшее в свете преступление - распинают Сына Божия.
         Через тридцать лет после Распятия исполнились слова Господа. Иерусалим был разорен римлянами. Как велико было бедствие, видно из того, что погибло тогда один миллион и сто тысяч мужчин, кроме жен, детей, старцев, которые собрались туда со всех сторон на праздник Пасхи. По слову Господню камня на камне не осталось от храма и города: все было предано огню, мечу, разорено и сравнено с землей.
         И в настоящее время над Иерусалимом сбываются слова Господа: "Иерусалим будет попираем язычниками доколе не окончатся времена язычников" (Лк.21,24). Когда "окончатся времена язычников", известно Ему Одному, но и сейчас Святой град во власти мусульман: святыни его стерегутся ими. На месте ветхозаветного храма Соломона сейчас сверкает золотом купол Омаров мечеть. Существует мнение, что второе пришествие Господне будет там же, где Он пострадал.
         
         Раньше путешествие составляло подвиг, и подвиг немалый. Тогда самолетов не было. И ходили пешком, проходя три тысячи с лишним километров и более, переезжая три моря. Много требовалось времени и трудов, много надо было претерпеть и перенести. Потому и решались на него только люди благочестивые и горевшие истинною любовью к Богу, и для спасения души своей готовые терпеть и голод, и жажду, и труды, и болезни, и обиды, и оскорбления и даже смерть.
         Грузинский отшельник святой Давид Гареджийский, не решился войти в Иерусалим, но дойдя до Поклонной горы, пал на землю, поклонился Святому городу и, не считая себя достойным войти в Иерусалим, взял лишь три камешка и пошел обратно домой... 
         Мы въехали в Иерусалим - центр Святой Земли, о котором поют и читают в Святой церкви, где был распят, погребен и воскрес из мертвых Господь наш Иисус Христос! Благословен Господь от Сиона, живый в Иерусалиме! Иерусалим древний и вечно новый, разрушенный и снова воскресавший во всей своей красоте. Поклонимся твоим великим святыням, равных которым не было, нет, и не будет святынь на земле. Чувства радости, страха, волнения переполняли мою душу. Девять дней я буду жить здесь, где жили Господь, Божия Матерь, святые апостолы и пророки, ходить по тем дорогам, по которым они ходили. Благодарю Тебя, Господи, что Ты допустил самую недостойную грешницу на Святую Землю воочию увидеть места, связанные с Твоей прожитой короткой, земной жизнью.             
         Едем вокруг старого города. Иерусалим находится на четырех возвышенностях и имеет несколько ворот. "Вот стоят ноги наши на вратах твоих, Иерусалим" (Пс.11,2), - восклицал псалмопевец Давид о Святом граде. Иисус Христос называет его городом царя. Старый город окружен крепостными стенами, построенные при турецком султане Сулеймане Великолепном в 1537-1542 гг. Длина стен около четырех километров, они имеют 34 башни и 8 ворот. С запада при замке Давидова находятся  ворота Яффские, или Вифлеемские куда приводит древняя дорога из Яффы (или Иоппии, что на берегу Средиземного моря); с севера – ворота Дамасские, или Сихемские ворота, откуда начинается путь на север, в Сихем, находящийся в сердце Самарии, и далее в Сирию, в ее столицу Дамаск, - "око востока"; правее от них – ворота Иродовы на востоке, названные так по ошибке, ибо ранее полагали, что дом Ирода находился  вблизи этих ворот; против Елеона – ворота Гефсиманские (или Львиные, или Стефановы)- христиане их назвали воротами Стефана, первомученика, дьякона Иерусалимского. Второе название - Львиные - происходит от скульптур львов, украшающих вход в город; на этой же линии видны заложенные извне – Золотые ворота. Мусульмане наглухо заделали эту стену, так как и у них сохранилось предание, что этими воротами в Иерусалим вступит победоносно христианский царь. Есть еще ворота Сионские, стоящие на горе Сион. Уцелели остатки ворот Судных, находящихся около Голгофы, то есть храма Воскресения Христова, где кончается Страстной Путь, по которому вели Спасителя на Голгофу и Новые ворота, проделанные в 1887 году.
         Иерусалим пестрел яркими цветами зелени и цветов - цветущие деревья сиреневые, розовые без листвы, сады на крышах домов. В новом современном городе: справа от въезда правительственная часть; везде львы из цветов, кустарников. Лев - символ  Иерусалима, символ колена Иудина (царь и пророк Давид из этого рода).
         Хотелось увидеть и  объять все по обе стороны дороги. Сложно было впитывать налету, о чем говорила Зоя. Проехали огненное ущелье геены или долину ада - узкий овраг на южной стороне Иерусалима. При царе Ахазе идолопоклонствующие иудеи сжигали своих детей в честь идола Молоха при игре на музыкальных инструментах, чтобы заглушить жалобные вопли детей. А при царе Иосии, истребляя идолопоклонников, в это место стали сбрасывать городские нечистоты, человеческие кости, трупы казненных преступников и павших животных. Для уничтожения зловония и предохранения города от заразы в этой долине постоянно горел огонь.               
               
                СВЯТАЯ ГОРА СИОН
               
                ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ

          Мы едем на гору Сион. Гора Сион составляет южную из возвышенностей, на которых расположен Иерусалим. "Пойте Господеви, живущему в Сионе (Пс.9,12). Явится Бог Богов в Сионе (Пс.83,8). Господь в Сионе велик и высок есть над всеми людьми (Пс.89,20). Основания его на горах святых, любит Господь врата Сиона паче всех селений Иаковлевых (Пс.86,2-4). Благословит тя Господь от Сиона, сотворивый небо и землю" (Пс.133,3). Величайшую славу гора приобрела уже после Рождества Христова.
          Не верится, что я нахожусь на Святой горе Сион в то время ее славы, о котором предсказали пророки Исаия и Михей: "Будет в последняя дни явлена гора Господня, и дом Божий на версе гор, и возвысится превыше холмов: и придут к ней все языцы, и пойдут языцы многи, и рекут: приидите и взыдем на гору Господню и в дом Бога Иаковля, и возвестит нам путь Свой, и пойдем по нему: ибо из Сиона выйдет закон и слово Господне из Иерусалима" (Ис.2,3). Отсюда мои первые шаги начали путь по следам Спасителя рода человеческого, Господа нашего Иисуса Христа, Пречистой Богородицы, апостолов.
          Вот она - та горница Сионская, о которой говорится в Евангелии, первый христианский храм и место великих священных событий.          
          В древности, на развалинах дома, где была Тайная Вечеря, была построена небольшая церковь Христова, при разорении Иерусалима она уцелела и названа была «первой церковью и матерью всех церквей». Святая  царица Елена восстановила ее. Горница переходила от христиан к мусульманам, и наоборот, а с 1559 года и по настоящее время турки владеют этим священным местом.
          Со страхом и трепетом переступаю порог Сионской горницы... Храм разделяется на верхнюю и нижнюю части. Нижняя часть состоит из двух комнат: первую называют омовением ног, а вторую местом явления Господа ученикам Своим. Небольшая лестница ведет вверх, где тоже две комнаты: первая - место Тайной Вечери, другая - место сошествия Святого Духа. Стоят две мраморные колонны, поддерживающие своды. В верхней части сводов находится изображение "агнца", вероятно, в воспоминание Божественного Агнца, преподанного ученикам на Тайной Вечери, стоит одинокая скульптура масличного дерева, а на колоннах изображены барельефы пеликанов, кормящих детенышей и витражи 17 века.
           В горнице ни души... Сердце содрогнулось от одной мысли, что нахожусь именно в тот день, Великий Четверг, когда Спаситель, совершил здесь Тайную Вечерю. Мое сознание переместилось в то Евангельское событие, происшедшее здесь почти 2000 лет тому назад...
           Вот, Господь входит с двенадцатью апостолами в приготовленную горницу. Они возлегли за приготовленною трапезою и говорит им: 
           - Очень желал Я есть с вами эту Пасху прежде Моего страдания, потому что, говорю вам, уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием.               
           Господь говорит о наступающих скорбях и близком кресте, а ученики Его начинают спор за первенство, кто ближе к Учителю, кто больше?  Он встает, снимает с Себя верхнюю одежду, берет полотенце и опоясывается им; не останавливается на том; Сам же наливает воду в умывальницу; не приказывает другому сделать, а Сам все это делает; совершает то, что обыкновенно возлагалось на последнего раба, как обязанность тягостная, грязная и презренная. Он, Господь Неба и земли, со смирением слуги и с любовью друга смывает и отирает ноги полотенцем Своим ученикам. Невиданное деяние небесного смирения отозвалось сильным потрясением в сердцах учеников. Но они с детской покорностью и благоговением смотрели на служение Учителя и Господа своего.
           Только Петр смутился:   
           - Господи, Ты ли мои умоешь ноги?
           Иисус ответил ему коротко: 
           - Что Я делаю теперь, ты не знаешь, а уразумеешь после.
           Но порывистый, пламенный ученик не может допустить, чтобы Сын Божий, царь Израильский, Господь, повелевающий морю и ветрам, дающий зрение слепым, здоровье больным, жизнь мертвецам; Тот, Который владеет глаголами вечной жизни, как раб умывал ноги ученику Своему.
           - Не умоешь ног моих во веки! - воскликнул он.
           - Если не умою тебя, не имеешь части со Мною, - отвечал Иисус.
           Тогда Петр говорит:
           - Господи, не только ноги мои, но и руки и голову!
           Настолько ему казалось ужасным " не иметь части" с Тем, Кому он предан всею душой.
           Но Иисус отвечает:
           - Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все.
           Он знал предателя Своего, потому и сказал: "не все чисты". Затем Иисус объясняет апостолам значение Своего поступка:
           - Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите; ибо Я - точно То. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны поступать так же. Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам.
           Этим примером Господь показал не только свою любовь к ученикам Своим, но и научил их смирению, т.е. не считать за унижение для себя служить кому бы то ни было.
           В числе тех, кому Иисус омыл ноги, был Иуда. Он не поколебался в своем предательстве. «Истинный Мессия, - думал он, - не стал бы унижаться, исполняя обязанности раба, но величественно и гордо, как царь, повел бы их на блестящий подвиг освобождения иудейского народа. И ненависть Иуды к Учителю возросла. Его решение о предательстве окончательно окрепло.
           После вкушения ветхозаветной Пасхи, Иисус Христос, взяв хлеб, благословил его, переломил на части и, подавая ученикам, сказал:
           - Примите, ядите; сие есть Тело Мое, за вас ломимое во оставление грехов (за вас предается на страдание и смерть для прощения грехов).
           Потом взял чашу с виноградным вином, благодарил, возблагодарив Бога Отца за все Его милости к роду человеческому и подавая ученикам, сказал: 
           - Пейте из нее все, это Моя Кровь Нового Завета, за вас проливаемая во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего.
           Вот так, на этой вечери Любовь небесная, готовая на смерть за людей, установила главное христианское Таинство Причащения - источник жизни для людей.
          Хвала и слава Тебе, Любовь безпредельная! Ты всех людей приглашаешь к Чаше, независимо от звания, пола, возраста. Это Твоя воля.
          Столько любви небесной на этой трапезе, и одна рука предателя - за тою же трапезою!  Господь не указывает на имя предателя. Он только снова говорит ученикам, что грешник Ему известен:
          - Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается, лучше бы этому человеку не родиться.               
          Ученики глубоко потрясены этими словами. Каждый испугался за самого себя, не в нем ли Господь видит готовность на дело черное. Петр, желая поскорее узнать, чтобы предупредить измену, сделал знак Иоанну, который возлежал рядом с Иисусом и тот тихо спросил Учителя:
          - Господи, кто это? 
          Любимому и любящему ученику Спаситель не отказывает в исполнении желания его - узнать предателя. Иисус тихо ответил:
          - Тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам.
          И обмакнув кусок, подал его Иуде Искариотскому.
          И после сего куска вошел в него сатана. Он лицемерно и дерзко спросил Христа вместе с другими:
          - Ни я ли, Равви?
          Спаситель тихо сказал ему:
          - Ты, - но никто этого не слышал.
          Как можно было без негодования отвечать такой страшной душе. Небесная благость Твоя, Господи, отвечает кротко:
          - Ты знаешь сам, - и добавил:
          - Что делаешь, - делай скорее!
          Но никто не понял, для чего это Спаситель сказал ему. А так как у Иуды был ящик с деньгами, то ученики подумали, что Иисус Христос посылает его купить что-либо к празднику или раздать милостыню нищим. Иуда, пренебрегая Сыном Божиим ради денег, принимает кусок и тотчас выходит. Была уже ночь..
         
          Иисус знал, что Иуда ушел с целью выполнить свой предательский замысел.
          Он обращается к ученикам с прощальными словами:
          - Ныне прославился Сын Человеческий и Бог прославился в Нем. Если Бог прославился в Нем, то и Бог прославит Его в Себе и вскоре прославит Его.               
          - Дети! не долго уже быть Мне с вами; будете искать Меня, и, как сказал Я иудеям, что куда Я иду, вы не можете придти, так и вам говорю теперь.
          Как нежный любящий Отец при последней разлуке с детьми, Он дает им последнее завещание, напоминает им то главное, чему учил Он на земле:
          - Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы любите друг друга. По тому узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.
          Иисус Христос предсказывает ученикам, что все они соблазнятся о Нем в эту ночь, все разбегутся, оставив Его одного. Апостол же Петр сказал:               
          - Если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь.
          Любящий Господь открывает ему:
          - Истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде чем пропоет петух, ты трижды отречешься от Меня и скажешь, что не знаешь Меня.
         Но Петр еще больше стал уверять:
         - Хотя бы мне надлежало и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя.
         То же говорили и другие апостолы.
         - Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога (Отца) и в Меня (Сына Божия) веруйте.
         Вера должна спасти и укрепить их в предстоящих испытаниях, когда Он будет с Отцом на Небесах, они останутся здесь на земле и будут по Его примеру творить волю Отца.      
         Спаситель обещал ученикам Своим послать от Отца Своего другого Утешителя и Учителя, вместо Себя - Святого Духа.
         - Я умолю Отца, и Он даст вам другого Утешителя, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, потому что Он с вами пребывает и в вас будет. Еще немного и  мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня; потому что Я живу (т.е. Я есть жизнь, и смерть не может победить Меня), и вы  будете жить. Утешитель же Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам. Дух Святой - Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною. Не оставлю вас сиротами; приду к вам. Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня; ибо Я живу, и вы будете жить. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам.
         Прощаясь с учениками, Христос обещает им мир душевный, который Он Сам обретал, исполняя волю Отца:
         - Мир оставляю вам; не так как мир дает, Я даю вам.
         Иисус Христос предсказал ученикам Своим, что много зла и бед придется им вытерпеть от людей за то, что они веруют в Него.
         После этого предсказания Христос в нескольких словах с необыкновенной силой и глубиною выразил основную мысль всей прощальной речи Своей, даже больше, - всего учения Своего, всей Своей земной проповеди:
         - Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь (крепитесь): Я победил мир (т.е. зло в мире).
         - Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой  - виноградарь. Всякую у меня ветвь, не приносящую плода, отсекает; и всякую приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не может делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают.   
         Христос еще раз говорит:
         - Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы - друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего. Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во Имя Мое, Он дал вам. Сие заповедую вам, да любите друг друга. (Иоан.13,31;14,31;15, 16; Матф.26,30-35; Марк.14,26-31; Лук.22,31,32). 
         Затем Он обращается с молитвой к Отцу, как первый священник на земле, как первый пастырь, душу Свою положивший за людей, молится за Своих учеников и за Свою будущую Церковь, кто будет веровать в Него, чтобы Отец Небесный сохранил их всех в твердой вере, в любви и в единстве между собою. Христос просит Отца, чтобы единая Церковь сияла Божественною славой, той же славой, какою озарен по воле Отца Сам Богочеловек. Тогда мир познает, что Бог любит верующих в Него и прославляет их.
         Закончив молитву Свою, Христос и ученики Его вышли из горницы.
         
         Я прожила Тайную Вечерю со слезами стыда, раскаяния,  и… радости. Слава Тебе, Господи, Ты по Своей безпредельной любви не оставил Свое создание погибнуть во грехах, а исполнил Духом Божиим Церковь Свою и даешь всем через нее жизнь вечную.
         Мы вышли из горницы, а в это время у Гроба Господня шла Служба Великого Четверга, посвященная воспоминанию умовения Иисусом Христом ног ученикам, Тайной Вечери, молитвы Иисуса Христа в саду Гефсиманском и предания Его Иудой:
         "Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе, праведного Судию, предает. Виждь имений рачителю, сих ради удавление употребивша. Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия; Иже о всех Благий, Господи, слава Тебе".
         Чин омовения ног совершает сам Блаженнейший Патриарх Ириней на площади перед входом в Храм Господень. Он остается в одном подряснике и, препоясываясь, умывает ноги двенадцати греческим батюшкам. До этого они тянут жребий: кто, каким апостолом будет. Тот, кому выпадает быть Иудой, - даже иногда плачет.

               
                ЯВЛЕНИЕ ВОСКРЕСШЕГО ИИСУСА ХРИСТА
            
         Здесь же, в этой горнице в самый день Воскресения настало для апостолов исполнение обещанного им Господом в прощальной беседе: Я увижу вас  опять, и возрадуется сердце ваше (Ин.16,22).
         Ученики собрались в Сионской горнице. Когда двери были заперты из опасения от иудеев, Сам Иисус стал среди них и сказал:
        - Мир вам.
        Они смутились и испугались, думая, что видят духа.
        - Что смущаетесь, - спросил, ободряя их, Сердцеведец, - и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это - Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите, ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня.
        И, сказав это, показал им руки и ноги.
        Ученики обрадовались, увидев Господа. От радости они еще не верили и дивились.   
        Чтобы укрепить их в вере, Господь спросил:
        -Есть ли у них какая пища?
        Они подали ему часть печеной рыбы и сотового меда. И взяв, ел пред ними.
        Потом сказал им:
        - Вот, то о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в Законе Моисеевом, и в пророках, и в псалмах.
        Это первое явление Господа ученикам закончилось вторичным приветствием мира:
        - Мир вам! Как послал Меня Отец в мир, так и Я посылаю вас.
        Сказав это, Спаситель дунул на них и говорит им:
        - Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.
        Иисус же сказал им вторично:
        - Мир вам!
       Это было пятое явление Господа Иисуса Христа в первый день Его славного Воскресения. Только Фома, из числа двенадцати апостолов, называемый Близнец, не был при этом явлении.
        - Если не увижу, - сказал сомневавшийся ученик, - на руках Его ран от гвоздей, не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.
        Здесь же вторично Господь явился  ученикам, чтобы уверить апостола Фому в Своем Воскресении. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди их и сказал:
        - Мир вам!
        Потом  говорит Фоме:
        - Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.
        - Господь мой и Бог мой! - вырвался радостный вопль из облегченной от тяжелого бремени неверия души ученика.
        - Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие, - сказал Христос уверовавшему Фоме. (Лк.24,36,40,44;Ин.20,19,21,22,25-29).
        Фома, который три года пребывал с Господом и не поверил, почему? - подумала я.
        Возле этой прославленной Сионской горницы, по свидетельству древнего предания, находился дом св. Иоанна Богослова, в котором по завещанию Господа, пребывала в глубокой тишине и молитвенном уединении Пречистая Матерь Его. Здесь Она рассказывала ученикам о чудесных событиях, случившихся до рождения и по рождении Спасителя, запечатленных в Ее сердце, вспоминала и ужасные дни страданий и смерти Господа.            
       Сионская горница была как бы храмом, а находившиеся в ней составляли первую Церковь Христову. И как смиренно вела Себя в этой Церкви Пресвятая Богородица. Священное Писание упоминает Ее после всех жен, говоря о жизни учеников Господних по Вознесении Его. Божия Матерь, никогда не появлявшаяся среди апостолов при Иисусе, теперь уже неразлучна с собором их; они постоянно пребывали с Нею, чтобы восполнить лишение видимого общения с вознесшимся Господом.
         
                СОШЕСТВИЕ СВЯТОГО ДУХА

      После Вознесения Господа ученики Его и Апостолы возвратились с горы Елеонской в Сионскую горницу (Деян.1,13,14,16,17). Повинуясь повелению Господа, апостолы пребывали в Иерусалиме с Пречистой Девой, мироносицами и другими учениками, в числе 120 человек, и в единой и непрестанной молитве готовились к принятию обетованного им Утешителя, Святого Духа. Именно здесь, в Сионской горнице Святой Дух снизошел на Апостолов, распространивших Истину Христову по всей земле, поведавших о великом Таинстве Евхаристии - о свидетельстве любви Господней к человечеству. И здесь же был избран по жребию апостол Матфей на место Иуды-предателя.
      Наступил десятый день после Вознесения Господа и пятидесятый после Воскресения Его. У евреев тогда был великий праздник Пятидесятницы в память Синайского законодательства. Народ стремился в храм с веселием торжествовать свой ветхозаветный праздник. В этот день, когда Пречистая Матерь находилась с апостолами и другими верующими, в третий час дня, т. е. девятый час утра вдруг сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. В то же мгновение среди Храмины, в воздухе явились разделяющиеся языки, как бы огненные и почили на Богоматери и на каждом из учеников (Деян.2,2). Все исполнились Духа Святого и стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали. Так Дух Святой, по обетованию Спасителя, сошел на апостолов в виде огненных языков, в знак того, что Он дал апостолам способность и силу для проповеди Христова учения всем народам; сошел же в виде огня в знак того, что имеет силу опалять грехи и очищать, освящать и согревать души.
      По случаю праздника Пятидесятницы в Иерусалиме в это время было много евреев, пришедших из разных стран. Услышав шум, огромная толпа народа собралась около дома, где были ученики Христовы. Все в народе изумлялись: во-первых, на языках иноземных, между тем как молитвы обыкновенно совершались на священном языке еврейском; во-вторых, - тому, что никогда прежде не слышали о столь высоких и святых истинах, но более всего изумлялись оттого, что каждый римлянин, грек, африканец слышал свой природный язык, тогда как каждому было известно, что говорившие были все галилеяне - люди, совсем незнакомые с иностранными языками. От удивления переходили к ужасу: ибо все видели необыкновенное, слышали чудесное, а никто не мог изъяснить того, что видел и что слышал. И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит? (Деян.2.12). Но скоро нашлись люди, желавшие объяснить другим то, чего сами не понимали. Насмехаясь, эти люди говорили: они напились сладкого вина! (Деян.2,13).
      Слыша хулу иудеев, апостол Петр, став вместе с прочими  апостолами, возвысил голос свой и сказал, что они не пьяны, но что на них сошел Дух Святой, как это было и предсказано пророком Иолием: И будет в последние дни, - говорит Бог,- излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши, и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут; и на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать. И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и столпы дыма: солнце превратится  во тьму и луна в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется (Деян.2,14-21; Кн.прор.Иолия 2,27-32). Он словами пророка высказывает обетование благодати Божией для благочестивых, что они милосердием Бога спасутся во время этого великого и страшного суда Божия ( Деян.2,21).
      Первая проповедь Евангельского Благовестия имела сильное действие на его слушателей. Боговдохновенное слово апостола Петра, воочию подтверждаемое чудесным событием излияния на учеников Христовых Духа Святого и основанное на свидетельствах Священного Писания, решительно убедило слушателей в Божественном достоинстве Господа, и они апостолов спрашивают:
      - Что нам делать, мужи братия?
      Апостол Петр ответил им:
      - Покайтесь и креститесь во имя Иисуса Христа для прощения грехов, тогда и вы получите дар Святого Духа.
      Уверовавшие во Христа, охотно приняли крещение, таких оказалось в этот день около трех тысяч человек.
      Господь помогал великими многочисленными чудесами, которые совершались через апостолов именем Господа Иисуса Христа. Так начало устраиваться на земле Царствие Божие, то есть святая Церковь Христова.
      Со дня сошествия Святого Духа вера христианская стала быстро распространяться, при помощи Божией; число верующих в Господа Иисуса Христа день ото дня увеличивалось. Научаемые Святым Духом, апостолы смело проповедовали всем об Иисусе Христе, Сыне Божием, о Его страданиях за нас и Воскресении из мертвых. Сначала апостолы проповедовали евреям, а потом разошлись по разным странам. Та благодать Святого Духа, которая была явно преподана апостолам, в виде огненных языков, теперь подается в нашей Святой Православной Церкви невидимо - в ее Святых Таинствах, через преемников апостолов - пастырей Церкви - епископов и священников.
      Так с этого дня раскрылась миру действие всей Пресвятой Троицы и люди научились поклоняться и прославлять три лица Единого Божества: Отца и Сына и Святого Духа. Время, люди, все меняется, а Церковь Православная, Евангельские слова, смысл, как будто сказанные недавно, не меняются потому, что Духом Святым написаны. Вот и ответ на мой вопрос: «Почему Фома не поверил явлению Господа по воскресению Его» – потому что тогда еще не сошел Святой Дух, Его благодать, Который укрепил его в вере. Хвала и слава Тебе, Троица Божественная.
    
       Мы спустились в нижнюю часть церкви Тайной Вечери к гробу царя, пророка Давида, который жил 1000 лет до Рождества Христова. Сначала он пас стада отца своего, потом за глубокую веру в Бога, кротость и благочестие, по указанию Божию, был помазан пророком Самуилом в цари Израильские на место Саула и стал родоначальником по плоти предков Господа нашего Иисуса Христа. Он написал душеспасительную «Псалтирь», в псалмах своих он изрек много ясных пророчеств об Иисусе Христе. А великий покаянный псалом 50-ый ежедневно читают и Церковь и все христиане.
       Усыпальница царя Давида вплотную стоит к стене. Нам показали шкаф, в котором хранится Тора (Пятикнижие Моисея).
       Святой царь Давид, моли Бога о нас. 

Дорогие братья и сестры!

У Вас есть возможность не выходя из дома заказать поминовения о здравии и о упокоении через сайт нашего храма.

Пожалуйста, выберите одну из представленных Треб, впишите имена поминаемых (в родительном падеже) и внесите пожертвование удобным для Вас способом – с банковской карты, или кошелька Яндекс.Деньги.

Записки будут прочитаны за ближайшим Богослужением.

В поминовении указываются имена только крещеных христиан православного вероисповедания.

Наш номер карты для пожертвований:   2200-7007-1782-1333

или по номеру телефона 8-909-667-79-86

afisha-msk.ru