Дни празднования иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» - 14 мая, 26 июня -переходящая и 22 декабря.
Действующим храмом в 1944 году являлся, по великой милости Божией, не закрытый в советское время, храм – церковь святого пророка Божия Илии, что издревле слывет «Обыденной». Здесь с 15 июня 1944 года пребывает святая чудотворная икона «Нечаянная Радость», куда не только со всей Москвы и России, но и даже из разных стран мира притекают православные верующие люди. Притекают для того, чтобы поклониться перед этим святым образом, чтобы помолиться Матери Божией, чтобы Пресвятая Богородица просветила их «светом Сына Своего», чтобы помогла немощному, но искреннему человеческому стремлению ко спасению.
Этот образ имеет множество списков, разошедшихся по всей России. Он прославлен чудотворениями, везде почитаем и любим, ведь Нечаянная Радость – это Сама Богородица, безмерно любящая, неотступно пребывающая в молитве перед Своим Божественным Сыном о всем роде человеческом, не оставляющая людей без надежды на прощение самых тяжелых грехов, дарующая нечаянную радость встречи, веры, любви.
«Из истории мы знаем, что наши предки, русские православные христиане, были людьми очень богобоязненными и всегда имели твердую и глубокую веру в небесное предстательство Богоматери, - говорит архимандрит Кирилл (Павлов). - И Царица Небесная не оставляла тщетной их веру, но посылала всегда помощь всякому, кто с упованием прибегал к Ней.
Трудно даже указать такое бедствие или несчастье, от которого не избавляла бы Матерь Божия, когда обращались к Ней с верою и усердной молитвой. Предстательством и заступлением Ее исцелялись страдавшие долговременными и неизлечимыми болезнями, воскрешались умершие; многие избавлялись от казавшейся неминуемой смерти, от разбойников, от потопления, от огня, от замерзания. Ее предстательством прекращались общественные бедствия: пожары, голод, войны; целые селения, города и области молитвами Царицы Небесной спасались от смертоносных и губительных болезней. Множество и других примеров Ее заступления знают православные христиане.
Но что важнее всего — Она неоднократно предотвращала праведный гнев Божий на грешников, вразумляла их и помогала им обратиться от пагубного заблуждения на путь покаяния и исправления своей жизни.
К числу таких случаев относится и празднуемое нами ныне событие, которое изображено на иконе «Нечаянная Радость».
Один грешник имел обычай ежедневно становиться в своей комнате пред образом Божией Матери на молитву и воссылать Ей Архангельское славословие: Радуйся, Благодатная! Так и однажды, собираясь на грешное дело свое, зашел он по привычке в комнату и встал перед иконою Божией Матери.
Но что это? Вот она на его глазах пришла в движение, лики Пречистой и Богомладенца предстали пред ним живыми, на руках, ногах и ребрах Младенца открылись раны и из них потоком потекла кровь.
Увидев это, грешник от страха упал и воскликнул:
— О, Госпоже, кто это сделал?
На это Богородица ответила:
— Ты и прочие грешники своими грехами вновь распинаете Сына Моего, как иудеи.
— Помилуй меня, Матерь Милосердия! — взмолился тогда ужаснувшийся разбойник.
Она же отвечала ему:
— Вот, вы называете Меня Матерью Милосердия, а сами оскорбляете Меня своими беззаконными делами.
— Нет! — воскликнул грешник,— да не одолеет моя злоба Твоей неизреченной благости, ибо Ты — единая надежда всем грешным людям. Умоли же о мне Сына Твоего и Создателя Моего.
Тогда Преблагословенная Матерь Божия начала умолять Сына Своего, говоря:
— Благоутробне Сыне Мой! Любви ради Моей, помяни сего грешника и прости грехи его.
На это Сын отвечал Ей:
— Не прогневайся, Мати Моя, что Я не послушаю Тебя, ибо и Я молил Отца Моего, чтобы миновала Меня чаша страданий, но Он не послушал Меня.
Трижды обращалась Пресвятая Матерь Божия к Своему Сыну с молением о прощении грешника, но Он оставался непреклонен.
Тогда Она встала, посадила Сына и хотела броситься к ногам Его.
— Что Ты хочешь делать, о Мати Моя?! — воскликнул Сын.
— До тех пор буду лежать у ног Твоих, пока не простишь сему грешнику грехи его,— отвечала Богоматерь.
— Закон повелевает всякому сыну почитать свою мать, а справедливость требует, чтобы законодатель был и исполнителем закона; поэтому Я исполняю Твою просьбу, да будет по Твоему желанию. Ныне прощаются этому человеку грехи его ради Тебя. Знамением прощения его грехов да будет облобызание им Моих язв.
С великою радостью встал раскаявшийся и прощенный грешник и с благоговением облобызал Пречистые язвы Спасителя, и с того времени стал жить богоугодно.
Возлюбленные братия и сестры, воспоминаемое ныне событие свидетельствует, прежде всего, о неизреченной любви Матери Божией не только к праведникам, но и к грешникам, о Ее заботе материнской о детях Своих, которые утопают в бездне греховной, но в то же время раскрывает оно перед нами и величайшее зло, таящееся во грехе.
Грех есть ужасное зло, для уничтожения которого потребовалась смерть Единородного Сына Божия. А мы грехами своими вновь и вновь распинаем Спасителя и растравляем Его раны. Сколько таких ран причинили мы Господу нашему Иисусу Христу, живя беззаконно и неправедно! Потому будем, дорогие мои, бегать греха и бояться его больше всякой беды, всякого несчастья.
Каждый из нас может сказать, что он немощен и повсюду встречает вокруг себя преткновения и искушения, которые нелегко миновать.
Действительно, мы немощны и слабы, а искушений очень много: от собственной нашей плоти, воюющей всегда против нашего духа; от мира, который, по слову Божию, весь во зле лежит; наконец, от врага-диавола, который, яко лев рыкающий, ищет погубить какую-либо христианскую душу».
Обращение к Богу каждого нашего грешного человеческого существа есть большая радость. Радость не только самого кающегося грешника, не только его родных, близких и знакомых. Это великая радость Неба и земли, как открыл это нам Сам Господь наш Иисус Христос, возвестивший, что «на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках не имеющих нужды в покаянии» (Лк.15,7).
Эта радость и Самой Матери Божией, страдающей от соучастия грешных людей в распинании Ее Божественного Сына своими греховными поступками, как Она Сама сказала об этом изображенному на иконе грешнику.
Если в скорбях, бросая самые неотложные дела, торопимся в храм – умолить, упросить, дабы миновала нас сия горькая чаша, то в радости и мысли не держим, чтобы поспешить тем же путем – поблагодарить.
«Вглядываясь в икону «Нечаянная Радость», - говорит иерей Андрей Дорохин, - не будем забывать, что на ней распинается младенец-Бог – и это страшно. Если здесь, так же, как и на Голгофе, потекла кровь, то это напоминание нам — видно, мы стали забывать о «цене» греха.
Только когда в нашем сердце есть Бог, вера в Него и благодарность Ему и тем людям, через которых Он действует, там нет места другому. Что бы мы ни делали, о чем бы ни думали, мы всегда должны обращаться к Господу.
Перед иконой Божией Матери мы можем не только молиться об оставлении грехов, которые сами не в состоянии оставить, но и приносить благодарность Богу за всё бываемое с нами. Об этом очень точно говорится в утреннем молитвенном правиле, в молитве святителя Василия Великого:
«Тя благословим, вышний Боже и Господи милости, творящего присно с нами великая же и неизследованная, славная же и ужасная…»
Это же благодарение мы видим у Божией Матери в известном песнопении на службе утрени, называемом «Честнейшей»: «Яко сотвори Мне величие Сильный, и свято Имя Его, и милость Его в роды родов боящимся Его».
Таким образом, мы видим, что благодарение Богу, о котором свидетельствует нам воскресное Евангелие, во всей полноте было присуще Пречистой Деве.
Благодарение, приносимое Божией Матери, утончает и понимание духовной жизни.
Некоторое время назад со святой горы Афон, из монастыря Филофей, мне передали ладан от отца Дионисия, монаха этого обители. Он просил помолиться за него (здесь я передам точно его слова): «Прошу помолиться за меня перед иконой Мамочки Божией (так ласково монахи Афона называют Пресвятую Богородицу), чтобы мне стать настоящим монахом и видеть в каждом человеке образ Божий». Так благодарение рождает уже и другие духовные дары.
И поэтому последуем словам святителя Иоанна Златоуста:
«Будем благодарить Бога и за чувственные блага, но еще гораздо более – за духовные. Этого желает Он и ради этих-то благ дарует и те, привлекая и научая ими нас как несовершенных людей, еще сильно привязанных миру».
«Молодой человек, терзаемый страстью, подошел к образу Царицы Небесной, прося Ее о помощи. Мудрым был тот молодой человек, - говорит Святейший Патриарх Кирилл. - Он понимал, что человеческая страсть — это огромная сила, способная разрушить личность, способная ослабить внутреннюю целостность человека, сделать его неспособным к полной и счастливой жизни. И Царица Небесная приклонила к нему Свою милость, и он получил исцеление от этой иконы.
Сегодня, когда плотская страсть, как некая внутренняя бомба, взрывает огромное число человеческих жизней, — физически не убивая, но духовно уродуя людей, искажая сам облик человеческой цивилизации, переводя человеческое общение на язык инстинкта, — мы особенно должны молить Пресвятую Богородицу у Ее образа «Нечаянная Радость».
И в первую очередь — о нашей молодежи, чтобы она находила в себе силы не поддаваться искушению плотской страсти, сохранять внутреннюю целостность, то, что называется на языке Церкви целомудрием, а значит, и внутреннюю силу, способность любить и быть любимым, создавать семью, воспитывать детей, любить Отечество свое, строить отношения свои не на языке инстинкта, а на языке Божественной любви.
Слова, которые я сейчас произношу, понятны людям церковным. Но для многих они совершенно непонятны, потому что за последние десятилетия во всем мире произошли очень опасные мировоззренческие сдвиги. То, что считалось грехом, то, что люди просили у Бога изгладить из их жизни, теперь становится некоей нормой поведения, и многие даже не понимают, в чем же опасность греховного образа жизни, потери целомудрия.
Некое отрезвление и вразумление непременно приходит, но чаще всего оно приходит так поздно, что человек уже ничего не может изменить в своей жизни. Огромное количество разводов, абортов, все то, что разрушает чистоту брака, убивает основы семейной жизни, сегодня становится печальной нормой нашего бытия.
Но таково уж предназначение Церкви: она должна говорить правду Божию даже тем, кто неспособен эту правду понять. И если хотя бы один человек осознает опасность того пути, на котором он стоит, это уже будет великая победа. И поэтому я с надеждой обращаюсь ко всем, кто меня слышит: очень серьезно принять умом и сердцем эту Божию правду о тайне человеческой жизни, которая сводится к тому, что Бог предназначил человека к любви, к целостной внутренней жизни, к целостным и чистым отношениям между мужчиной и женщиной.
Сегодня Церковь обращает особое внимание на нравственное состояние нашей молодежи. А что значит «обращает внимание»? Конечно, она включает молодежную тему в свое послание, в свою проповедь. Но самое главное внимание Церкви заключается в молитве.
И поэтому я призываю всех вас, мои дорогие мои братья и сестры, молиться о народе нашем, особенно о нашей молодежи, подобно тому, как молился этот мудрый молодой человек у иконы «Нечаянная Радость», чтобы мудрость и целостность бытия, что в совокупности и образует целомудрие, стало нашей национальной добродетелью.
Тогда многое изменится. Тогда можно будет во много раз сократить число сотрудников милиции и правоохранительных органов, потому что из нашей жизни уйдет преступление.
Ведь человек совершает преступление, когда он внутренне расколот, когда в нем нет целостности, нет Божиего страха. Тогда внешние, плотские силы разрывают душу человека на части, и ему не хватает сил этому противостоять, ему не хватает разумения найти правильное целеполагание в жизни, и он становится легкой добычей диавола.
Но как же быть тем, кто пока неспособен обрести эту величайшую христианскую добродетель? Сегодня мы прославляем имя Пречистой Божией Матери.
В Евангелии немного говорится о Деве Марии. Есть небольшой отрывок из Евангелия от Луки, в котором рассказывается, как Спаситель проповедовал и кто-то, обращаясь к Нему, сказал:
«Вот, Матерь Твоя и братья Твои» (имелось в виду: «позаботься о них, чтобы они могли пройти к Тебе, встретиться с Тобой»).
Это не были родные братья Спасителя (таковых вообще не было) — это были Его двоюродные братья, может быть, какие-то другие родственники, которых условно, по обычаям того времени, называли братьями.
И в ответ на эти слова Господь сказал: «Для меня мать и брат тот, кто слушает слово Божие и исполняет его». Господь не отказался от Своей Матери и братьев. Он не сказал, что те, кто сейчас хочет подойди, это не Моя Мать и не Мои братья. Он не мог этого произнести, потому что любил Свою Мать и любил Своих братьев.
Но Он сказал некую великую истину, некую заповедь дал людям — о том, что для Бога и мать, и брат, и сестра — тот, кто слушает Его слово и исполняет его.
Поэтому, чтобы получать помощь от Бога, нужно войти в Божий мир, нужно не препятствовать Богу распространять на нас Свою благодать и Свою любовь. А для того, чтобы в этот мир войти, нужно знать, что есть этот Божий мир, по каким правилам Бог предложил жить человеку. Нужно знать Божественные заповеди, слова Господа, и стремиться выполнять их в своей жизни.
И тогда человек, слушающий Бога, и становится частью Божиего мира, и на него обильно изливается Божественная сила. И не только человеческие страсти, не только диавольские искушения, но и любые средостения разрушаются на пути такого человека, который обладает огромной внутренней силой. Таковы были святые Божии угодники, которые дали нам пример того, что есть жизнь в Боге.
Совершая празднование иконе «Нечаянная Радость», вспоминая о связанном с ней историческом событии, размышляя на тему человеческого спасения, будем, мои дорогие, сопровождать все эти мысли горячей молитвой о стране нашей, о народе нашем, о нашей молодежи и о каждом из нас: о наших родных и близких, о наших детях и внуках, дабы Господь дал нам внутреннюю силу жить по Его закону, потому что счастливой и полной является только такая жизнь, и никакая другая. И пусть Покров Царицы Небесной пребывает над всеми нами».
Мы имеем надежное убежище и покров — в лице Богоматери. Будем твердо надеяться, что Она с нами всегда, где бы мы ни были и как бы мы ни жили, и что Она нас не забудет, если будем с горячей молитвой прибегать к Ней.
И сегодня помолимся, чтобы Она и нам, погрязшим в грехах и страстях, послала Свою нечаянную радость, смягчила наши сердца и исполнила их смирением и любовью к ближним, чтобы мы, помилованные и спасенные Ею, непрестанно воссылали Ей славословие:
«Радуйся, Обрадованная, радуйся, всех скорбящих Радосте, радуйся, Заступнице усердная!»
Тропарь, глас 4-й:
Днесь вернии людие духовно торжествуем, прославляюще Заступницу усердную рода христианскаго и притекающе к Пречистому Ея образу, взываем сице: о, Премилостивая Владычице Богородице, подаждь нам нечаянную радость, обремененным грехи и скорбьми многими, и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.
Кондак, глас 6-й:
Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты нам помози, на Тебя надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы рабы, да не постыдимся.
Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.
Молитва пред иконою Божией Матери «Нечаянная Радость»
О Пресвятая Дево, Всеблагаго Сына Мати Всеблагая, града Москвы Покровительнице, всех сущих во гресех, скорбех, бедах и болезнех Верная Предстательнице и Заступнице!
Приими молебное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, Тебе возносимое, и якоже древле грешника, на всяк день многажды пред честною иконою Твоею молившагося, не презрела еси, но даровала еси нечаянную радость ему и преклонила еси Сына Твоего многим и усердным к Нему ходатайством ко прощению сего грешнаго и заблуждшаго,
тако и ныне не презри моления нас, недостойных рабов Твоих, и умоли Сына Твоего и Бога нашего, да и всем нам, с верою и умилением покланяющимся пред цельбоносным образом Твоим, дарует нечаянную по коегождо потребе радость:
грешником, погрязшим во глубине зол и страстей, — вседейственное вразумление, покаяние и спасение;
сущим в скорбех и печалех — утешение; обретающимся в бедах и озлоблениих — совершенное сих избытие;
малодушным и ненадежным — надежду и терпение; в радости и изобилии живущим — непрестанное Благодетелю благодарение;
бедствующим — милосердие; сущим в болезни и долгонедужии и оставленным врачами — нечаемое исцеление и укрепление;
иждившим от недуга ум — ума возвращение и обновление; отходящим в вечную и нескончаемую жизнь — память смертную, умиление и сокрушение о гресех, дух бодр и твердую на милосердие Судии надежду.
О Госпоже Пресвятая! Умилосердися ко всем, чтущим всечестное имя Твое, и всем яви всемощный покров Твой и заступление; во благочестии, чистоте и честнем жительстве пребывающия до последняго их скончания во благости соблюди;
злыя благи сотвори; заблуждшия на путь правый настави; всякому делу благому и Сыну Твоему угодному споспешествуй; всякое дело злое и богопротивное разруши; в недоумении и трудных и опасных обстояниих обретающимся незримую помощь и вразумление с Небесе низпосли;
от искушений, соблазнов и погибели спаси; от злых человек и от врагов видимых и невидимых защити и сохрани; плавающим сплавай; путешествующим спутешествуй;
сущим в нужде и гладе буди Питательница; неимущим крова и пристанища буди покров и прибежище; нагим подаждь одеяние; обидимым и неправедно гонимым — заступление; клевету, поношение и хуление терпящия незримо оправдай; клеветники и хулители пред всеми обличи;
ожесточенно враждующим нечаемое подаждь примирение, и всем нам друг ко другу любовь, мир и благочестие и здравие с долгоденствием.
Супружества в любви и единомыслии сохрани; супруги, во вражде и разделении сущия, умири, соедини я друг ко другу и положи им союз любве неразрушимый;
матерем, дети родящим, скорое подаждь разрешение; младенцы воспитай; юныя уцеломудри, отверзи им ум к восприятию всякаго полезнаго учения, страху Божию, воздержанию и трудолюбию настави; от домашней брани и вражды единокровных миром и любовию огради.
Безматерних сирот буди Матерь, от всякаго порока и скверны отврати я и всему благому и Богоугодному научи, прельщенныя же и во грех и нечистоту падшия, скверну греха отъявши, из бездны погибели изведи.
Вдов буди Утешительница и Помощница, старости буди жезл, от внезапныя смерти без покаяния всех нас избави, и всем нам христианскую кончину живота нашего, безболезненну, непостыдну, мирну и добрый ответ на страшнем Судищи Христове даруй.
Преставльшияся в вере и покаянии от жития сего со Ангелы и всеми святыми жити сотвори, скончавшимся внезапною смертию милостива быти Сына Твоего умоли, и о всех усопших, иже не имут сродников, о упокоении их Сына Твоего умоляющих, Сама буди непрестанная и теплая Молитвенница и Ходатаица, да вси на Небеси и на земли ведят Тя, яко твердую и непостыдную Предстательницу рода христианскаго, и, ведуще, славят Тя и Тобою Сына Твоего, со Безначальным Его Отцем и Единосущным Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь».
ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ, СПАСИ НАС.