Галина Николаевна Николаева
Святая мученица Дросида была дочерью императора Траяна (98—117), жестокого гонителя христиан. В 99 году он возобновил существовавший ранее закон, запрещавший тайные общества и косвенно касавшийся христиан, а в 104 году издал специальный закон против христиан.
По повелению императора Траяна, исповедников Христа ежедневно предавали смерти и тела убитых христиан часто оставались непогребёнными для устрашения других. Пять дев-христианок: Аглаида, Аполлинария, Дария, Мамфуса, Таисия взяли на себя подвиг погребать христиан. Они тайно уносили тела мучеников, помазывали их благовониями, обвивали пеленами и хоронили в своих жилищах.
Дочь императора Траяна, Дросида, узнав об этом, в одну ночь, когда все бывшие при ней слуги объяты были глубоким сном, пришла к этим девственницам и просила их позволить ей идти вместе о ними для того, чтобы и она могла взять честное тело святого мученика.
Между тем Андриан, жених Дросиды и близкий друг императора, дал ему такой совет:
– Самодержавной владыка! повели поставить воинов для охранения преданных смерти христиан, чтобы узнать, кто похищает тела их.
Траян повелел исполнить этот совет, и воины, поставленные на стражу, бодрствуя всю ночь, схватили пятерых вышеназванных христианских наставниц, а вместе с ними и дочь Траяна, Дросиду, и, когда настало утро, привели всех их к императору. Увидев Дросиду, Траян пришел в ужас и повелел стражам строго охранять ее в закрытом помещении, надеясь на то, что, раскаявшись, она, может быть, исправится.
Для дев же наставниц он приказал выковать большой котёл и бросить их в него и вместе с ними – большое количество меди для сплава, чтобы медь слилась с телами их, и они сгорели в ней. Из этой меди он повелел, далее, выковать жертвенные треножники и поставить их во вновь выстроенной им бане, которая в праздник Аполлона в первый раз должна была быть истоплена и открыта для уврачевания болезней и отдохновения от трудов единомысленных с ним почитателей языческих.
Когда повеление императора было исполнено: святые мученицы Христовы были сожжены и скованы были треножники для жертв, то баню истопили и повсеместно оповестили народ, говоря:
– Все, к кому благоволят спасающие от бед боги и кто предан императору, войдите в достойную любопытства баню для ее открытия.
По этому зову немедленно же стал сходиться к бане народ, и первый из пришедших, устремившись, чтобы переступить порог входных в баню дверей, упал на землю и испустил дух. Тоже случилось и со всеми теми, которые вместе с ним подошли к порогу, так что никто не мог войти даже в первые двери бани.
Траян, узнав об этом, призвал к себе жрецов своих языческих богов и сказал им:
– Что это такое случилось? Неужели это произошло от чародейства христиан?
– Нет, царь, – ответили жрецы, – это произошло от треножников, сделанных из расплавленной по твоему приказанию меди, в которой были сожжены христианские девственницы. Прикажи убрать их и поставить другие, и тогда дело, задуманное тобою, совершится беспрепятственно.
Когда этот совет жрецов приведен был в исполнение, то Андриан сказал императору:
– Царь, позволь мне снова расплавить убранные треножники, сделать из них пять статуй нагих дев, похожих на казненных тобою христианских наставниц и для поношения и поругания их поставить эти статуи пред входом в твою императорскую баню.
Траян тотчас же изъявил на это свое согласие, и статуи были сделаны. Когда они поставлены были на назначенные места, то Траян увидел во сне пять чистых агниц, пасущихся в раю и пасущего их страшного пастуха, который сказал ему:
– О, беззаконнейший и нечестивейший царь! тех, изображения которых ты задумал выставить для поношения, добрый и милосердый Пастырь отнял у тебя и поселил в этом месте, куда со временем прибудет и чистая агница Дросида, дочь твоя.
Проснувшись, нечестивый и беззаконный Траян пришел в неистовство, так как святые девы-мученицы и после смерти своей посрамили его замыслы, и повелел на противоположных концах города затопить две печи и топить их ежедневно, а на них сделать надпись, выражающую его царское повеление и заключающую в себе следующее:
– Мужи галилеяне, поклоняющиеся Распятому, избавьте себя от великого множества мучений, а нас – от трудов, принесите жертвы богам. Если же сделать этого вы не желаете, то пусть каждый из вас добровольно, каким хочет способом, ввергает себя в эту печь.
После того, как вышло от императора такое повеление и до святой Дросиды дошел слух, что христиане по вере во Христа и любви к Нему ввергают себя в печи, она, подняв глаза свои к небу, сказала:
– Владыка Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, если есть воля Твоя на то, чтобы мне спастись и избежать безумного богопочитания нечестивого отца моего Траяна, то Сам Ты помоги мне освободиться от брака с беззаконным Андрианом и взойти на небо, где пребывают уже те пять наставниц, которые утвердили меня в страхе Твоем. Усыпи же сном глубоким охраняющих меня, чтобы я могла убежать отсюда.
Сказав эти слова, святая Дросида сняла с себя знаки своего царственного достоинства и тихо вышла из своего заключения, так что никто из стражи не заметил ее. В то время, когда она шла, чтобы ввергнуть себя в одну из печей, то размышляла, говоря про себя:
– Как я пойду к Богу, не имея на себе брачной одежды (т. е. не приняв крещение): ведь я нечиста. Но, Царь царствующих, Господи, Иисусе Христе, ради Тебя я оставила мое царственное положение, чтобы Ты удостоил меня быть хоть привратницей в Царствии Твоем; крести же меня Ты Сам Духом Твоим Святым.
И сказав это, святая Дросида вынула миро, которое из всех сокровищ своих взяла с собою, и помазала им все члены свои, а потом вошла в воду протекавшего на ее пути ручья и сама крестила себя, трижды погружаясь в воду, произнесла:
– Крещается раба Божия Дросида во имя Отца и Сына и Святого Духа.
После сего, предавшись строгому посту, она в течение семи дней скрывалась. В это время ее нашли христиане и из ее рассказов о себе узнали всё вышесказанное.
На восьмой день после крещения святая мученица, помолившись, пошла к раскаленной печи и бросилась в огонь, и так отошла ко Господу.
Тропарь, глас 4-й
Агница Твоя, Иисусе, Дросидо зовет велиим гласом: Тебе, Женише мой, люблю, и Тебе ищущи, страдальчествую, и сраспинаюся, и спогребаюся Крещению Твоему, и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя, да и живу с Тобою, но яко жертву непорочную приими мя, с любовию пожершуюся Тебе. Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.
Кондак, глас 2-й
Храм твой всечестный, яко цельбу душевную обретше, вси вернии, велегласно вопием ти, дево мученице Дросидо, великоименитая: Христа Бога моли непрестанно о всех нас.
Величание
Величаем тя, страстотерпице Христова Дросидо, и чтим честное страдание твое, еже за Христа претерпела еси.
Молитва
О, многострадальная и премудрая мученице Дросидо! Ты душею на небеси у Престола Господня предстоиши, на земли же, данною тебе благодатию, различная совершаеши исцеления;
призри убо милостивно на предстоящия люди и молящияся пред пречистым образом твоим, просящия твоея помощи;
простри ко Господу святыя молитвы твоя о нас и испроси нам оставление согрешений наших, недужным исцеление, скорбящим и бедствующим скорую помощь;
умоли Господа, да подаст всем нам христианскую кончину и добрый ответ на страшнем судищи Своем,
да сподобимся и мы купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.
СВЯТАЯ МУЧЕНИЦЕ, ДРОСИДО, МОЛИ БОГА О НАС.
По повелению императора Траяна, исповедников Христа ежедневно предавали смерти и тела убитых христиан часто оставались непогребёнными для устрашения других. Пять дев-христианок: Аглаида, Аполлинария, Дария, Мамфуса, Таисия взяли на себя подвиг погребать христиан. Они тайно уносили тела мучеников, помазывали их благовониями, обвивали пеленами и хоронили в своих жилищах.
Дочь императора Траяна, Дросида, узнав об этом, в одну ночь, когда все бывшие при ней слуги объяты были глубоким сном, пришла к этим девственницам и просила их позволить ей идти вместе о ними для того, чтобы и она могла взять честное тело святого мученика.
Между тем Андриан, жених Дросиды и близкий друг императора, дал ему такой совет:
– Самодержавной владыка! повели поставить воинов для охранения преданных смерти христиан, чтобы узнать, кто похищает тела их.
Траян повелел исполнить этот совет, и воины, поставленные на стражу, бодрствуя всю ночь, схватили пятерых вышеназванных христианских наставниц, а вместе с ними и дочь Траяна, Дросиду, и, когда настало утро, привели всех их к императору. Увидев Дросиду, Траян пришел в ужас и повелел стражам строго охранять ее в закрытом помещении, надеясь на то, что, раскаявшись, она, может быть, исправится.
Для дев же наставниц он приказал выковать большой котёл и бросить их в него и вместе с ними – большое количество меди для сплава, чтобы медь слилась с телами их, и они сгорели в ней. Из этой меди он повелел, далее, выковать жертвенные треножники и поставить их во вновь выстроенной им бане, которая в праздник Аполлона в первый раз должна была быть истоплена и открыта для уврачевания болезней и отдохновения от трудов единомысленных с ним почитателей языческих.
Когда повеление императора было исполнено: святые мученицы Христовы были сожжены и скованы были треножники для жертв, то баню истопили и повсеместно оповестили народ, говоря:
– Все, к кому благоволят спасающие от бед боги и кто предан императору, войдите в достойную любопытства баню для ее открытия.
По этому зову немедленно же стал сходиться к бане народ, и первый из пришедших, устремившись, чтобы переступить порог входных в баню дверей, упал на землю и испустил дух. Тоже случилось и со всеми теми, которые вместе с ним подошли к порогу, так что никто не мог войти даже в первые двери бани.
Траян, узнав об этом, призвал к себе жрецов своих языческих богов и сказал им:
– Что это такое случилось? Неужели это произошло от чародейства христиан?
– Нет, царь, – ответили жрецы, – это произошло от треножников, сделанных из расплавленной по твоему приказанию меди, в которой были сожжены христианские девственницы. Прикажи убрать их и поставить другие, и тогда дело, задуманное тобою, совершится беспрепятственно.
Когда этот совет жрецов приведен был в исполнение, то Андриан сказал императору:
– Царь, позволь мне снова расплавить убранные треножники, сделать из них пять статуй нагих дев, похожих на казненных тобою христианских наставниц и для поношения и поругания их поставить эти статуи пред входом в твою императорскую баню.
Траян тотчас же изъявил на это свое согласие, и статуи были сделаны. Когда они поставлены были на назначенные места, то Траян увидел во сне пять чистых агниц, пасущихся в раю и пасущего их страшного пастуха, который сказал ему:
– О, беззаконнейший и нечестивейший царь! тех, изображения которых ты задумал выставить для поношения, добрый и милосердый Пастырь отнял у тебя и поселил в этом месте, куда со временем прибудет и чистая агница Дросида, дочь твоя.
Проснувшись, нечестивый и беззаконный Траян пришел в неистовство, так как святые девы-мученицы и после смерти своей посрамили его замыслы, и повелел на противоположных концах города затопить две печи и топить их ежедневно, а на них сделать надпись, выражающую его царское повеление и заключающую в себе следующее:
– Мужи галилеяне, поклоняющиеся Распятому, избавьте себя от великого множества мучений, а нас – от трудов, принесите жертвы богам. Если же сделать этого вы не желаете, то пусть каждый из вас добровольно, каким хочет способом, ввергает себя в эту печь.
После того, как вышло от императора такое повеление и до святой Дросиды дошел слух, что христиане по вере во Христа и любви к Нему ввергают себя в печи, она, подняв глаза свои к небу, сказала:
– Владыка Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, если есть воля Твоя на то, чтобы мне спастись и избежать безумного богопочитания нечестивого отца моего Траяна, то Сам Ты помоги мне освободиться от брака с беззаконным Андрианом и взойти на небо, где пребывают уже те пять наставниц, которые утвердили меня в страхе Твоем. Усыпи же сном глубоким охраняющих меня, чтобы я могла убежать отсюда.
Сказав эти слова, святая Дросида сняла с себя знаки своего царственного достоинства и тихо вышла из своего заключения, так что никто из стражи не заметил ее. В то время, когда она шла, чтобы ввергнуть себя в одну из печей, то размышляла, говоря про себя:
– Как я пойду к Богу, не имея на себе брачной одежды (т. е. не приняв крещение): ведь я нечиста. Но, Царь царствующих, Господи, Иисусе Христе, ради Тебя я оставила мое царственное положение, чтобы Ты удостоил меня быть хоть привратницей в Царствии Твоем; крести же меня Ты Сам Духом Твоим Святым.
И сказав это, святая Дросида вынула миро, которое из всех сокровищ своих взяла с собою, и помазала им все члены свои, а потом вошла в воду протекавшего на ее пути ручья и сама крестила себя, трижды погружаясь в воду, произнесла:
– Крещается раба Божия Дросида во имя Отца и Сына и Святого Духа.
После сего, предавшись строгому посту, она в течение семи дней скрывалась. В это время ее нашли христиане и из ее рассказов о себе узнали всё вышесказанное.
На восьмой день после крещения святая мученица, помолившись, пошла к раскаленной печи и бросилась в огонь, и так отошла ко Господу.
Тропарь, глас 4-й
Агница Твоя, Иисусе, Дросидо зовет велиим гласом: Тебе, Женише мой, люблю, и Тебе ищущи, страдальчествую, и сраспинаюся, и спогребаюся Крещению Твоему, и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя, да и живу с Тобою, но яко жертву непорочную приими мя, с любовию пожершуюся Тебе. Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.
Кондак, глас 2-й
Храм твой всечестный, яко цельбу душевную обретше, вси вернии, велегласно вопием ти, дево мученице Дросидо, великоименитая: Христа Бога моли непрестанно о всех нас.
Величание
Величаем тя, страстотерпице Христова Дросидо, и чтим честное страдание твое, еже за Христа претерпела еси.
Молитва
О, многострадальная и премудрая мученице Дросидо! Ты душею на небеси у Престола Господня предстоиши, на земли же, данною тебе благодатию, различная совершаеши исцеления;
призри убо милостивно на предстоящия люди и молящияся пред пречистым образом твоим, просящия твоея помощи;
простри ко Господу святыя молитвы твоя о нас и испроси нам оставление согрешений наших, недужным исцеление, скорбящим и бедствующим скорую помощь;
умоли Господа, да подаст всем нам христианскую кончину и добрый ответ на страшнем судищи Своем,
да сподобимся и мы купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.
СВЯТАЯ МУЧЕНИЦЕ, ДРОСИДО, МОЛИ БОГА О НАС.