О приходе
Расписание
Служение
Воскресная школа
Центр для людей с нарушением слуха
Творческая страница

Православный календарь





     Дорогие братья и сестры, поздравляю вас с началом Рождественского поста!
3914.jpg

     Рождественский пост у православных христиан — последний многодневный пост в году и длится сорок дней и потому именуется в церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Так как заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа 27 ноября, то этот пост называют Филипповым.
     По словам Симеона Фессалоникийского, «пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти».
     Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.
     Со 2 января и до 7 января пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется. Между тем, именно на эти дни приходится празднование гражданского Нового года.

     Яркие предновогодние витрины, предпраздничная суета, утренники в детских садах и школах – всё это как раз приходится на Рождественский пост. Он очень быстро пролетает, и мы понимаем, что после ничего внутри от него не остается, как и не было. Как попытаться сделать для себя Рождественский пост более осмысленным, внутренне проживать его?
      Отвечает протоиерей Федор Бородин, настоятель московского храма святых безсребреников Косьмы и Дамиана на Маросейке:

      «Мы когда-то все пришли в Церковь. Мы освоили пространство опыта христиан, которые жили до нас, культуру церковной жизни, соблюдение устава, участие в богослужении. И в том числе постную культуру. Внутренне каждый из нас чего-то достиг, мы уже знаем свои силы, мы можем их взвесить. Мы уже не летаем в облаках, зная, что оттуда обязательно упадем.
     Пришло время внутренне понять, что пост – он не в этом. Телесный пост – это только инструментарий, который служит для чего-то. А целью поста является стяжание добродетели. Если этого нет, то всё остальное бессмысленно. И если мы укореним в себе именно такой взгляд на посты – на Рождественский, на Успенский, на Петровский, на среду и пятницу – мы и оценивать их будем по-другому совершенно. Они для нас не будут проходить серо и линейно.
     У преподобного Макария Великого есть одно сравнение. Он говорит, что виноградари предпринимают очень большие и долгие труды не ради самих трудов, а только ради вкушения винограда и сбора его. Если у нас этого не происходит, если нет плодов нашего делания, то это делание становится бессмысленным. А если мы даже не нацелены на получение этих плодов, конечно, мы их не получим. Поэтому во многих людях и присутствует некая исчерпанность, разочарованность в посте, как не приносящем плода.
     Надо просто внутренне менять цели поста. Решить, например, что цель Рождественского поста – сделать так, чтобы людям, окружающим меня, со мной было хорошо, светло и радостно, и чтобы я им всем служил. И через это я бы приближался к Богу. Мы же, действительно, съели булку, увидели яичный порошок в составе и расстроились, а на ребенка наорали и совершенно не расстроились. Хотя это не сопоставимое зло, первое и второе.

     Постный день? Проснулся утром, открыл глаза и первая мысль такая: «Господи, вот сегодня среда, и я вспоминаю, как Тебя предали. Помоги мне, пожалуйста, чтобы ни на кого не сорваться, не раздражаться, не осуждать, не сплетничать, не ругаться». Вот это моя цель сегодняшнего поста. А телесное воздержание этому помогает. Здесь важны правильно расставленные акценты.
     Сначала Господь радовался за наши успехи и мирился с тем, что мы очень внешне понимаем пост. Постепенно, после многих лет нашей церковной жизни Он уже не согласен терпеть такое отношение к посту. Он как бы говорит нам – экстенсивное развитие закончилось, теперь нужно интенсивное развитие, возрастание в добродетели. И поскольку мы этому сопротивляемся, то Господь и не дает никаких радостей, утешений. А за что их давать, если мы главного не совершаем?
     Надо самому с собой работать, ставить себе задачи.
     Например, живет алкоголик в ремиссии, или как в народе говорят, в завязке и не употребляет спиртного. Он знает, что если он один глоток выпьет, то всё, сорвется.
     Попробуй так же относиться к своему образу жизни, к привычке раздражаться или осуждать – в течение недели или всего Рождественского поста. Вот она – цель. И она тебе поможет.
     Во-первых, увидишь свою бездну, поймешь, что ты, оказывается, ничего не можешь.
     А во-вторых, ты начнешь искать способы решения этой задачи. Ты сам откроешь Псалтырь, может быть, ежедневно почитаешь или добавишь акафист, или прибавишь себе поклоны к молитвенному правилу. Ты сам начнешь что-то делать. Потому, что ты почувствуешь – тебе это нужно, чтобы были силы для реализации главной цели.
    
     В поселениях рядом с большими и славными монастырями у людей, которые там окормляются, есть такое явление как понедельничье. Это когда к средам и пятницам они еще добавляют, по благословению духовника, пост в понедельник. Почему это происходит? Люди почувствовали вкус, результат и радость от поста и им мало, им хочется больше. Они говорят: «Господи, я хочу больше и строже». К обычной своей молитвенной практике они стремятся прибавить себе что-то еще. То, что будет помогать главному.
     Преподобный Макарий Великий говорит о том, что цели поста – плоды Святого Духа, которые перечислены в послании апостола Павла к галатам: любовь, радость, долготерпение, вера, кротость, воздержание, милосердие.
     Цель подвижничества – достижение вот такого устроения души.
     Цель нашего Рождественского поста – чтобы в нас это было. А раздражения, гнева, осуждения, похоти и других грехов чтобы стало меньше. И если я впал в раздражение, если я осудил, озлобился, то это хуже, чем если я пошел и наелся свинины. И это действительно хуже. Это больший грех. Но мы этого совершенно не чувствуем.
     Телесный подвиг усиливает внутреннее делание человека. Он делает его сильней, волю его крепче. Если человек не в силах отказаться от куска колбасы, то не раздражаться ему будет совсем не по силам.
     Еще раз говорю про акценты. Например, поссориться в пост с женой для человека не является источником такого расстройства, как съесть торт на дне рождения у друга. Практически у всех. То есть люди не воспринимают это как нарушение поста. А это и есть сильное нарушение поста.

      Вот нам, людям давно церковным, и надо менять уровень задачи. Ведь Господь говорит: «Я есть путь» (Ин. 14:6). То есть жить по-христиански – это путь, путь в Царствие Небесное. На этом пути Христос нас воспитывает.
     У человека здесь – сначала как младшая школа, средняя, потом институт, потом аспирантура, потом какие-то другие труды. Но Господь не согласен, что мы, поступая в старшую школу, только хорошо знаем таблицу умножения. Он не согласен с тем, что мы остаемся на уровне решения тех же проблем, как и пять, десять, пятнадцать лет назад.
     Как Ему нам показать, что Он с этим не согласен? Он отступает от нас, с нами нет Его благодати. Остается опустошенность.
     У разных святых отцов встречается схожее мнение на вопрос молодых монахов о ночном осквернении. Монах спрашивает: «Почему так случилось, ведь я не допускал никаких нечистых взглядов, помыслов?» Авва отвечает: «Это произошло потому, что ты осудил кого-то. Посмотри внимательно вчерашний день, не осуждал ли ты».
     И что получается, что Господь отступает от человека, попускает ему то, что он воспринимает как беду, как скорбь. Почему? Потому, что человек не воспринимает осуждение как скверну души. А падение против седьмой заповеди он, очевидно, воспринимает как скверну и приходит в смирение. А для Бога осуждение точно такая же скверна. Как Богу показать? Отступить от человека.
     Почему так часто бывает, что мы постимся, постимся, и вдруг что-то такое произойдет, мы такое допустим, что напрочь разбивает, казалось бы, накопленные достижения. Половина поста прошла, и мы вдруг понимаем, что никаких результатов нет.
     Это такой Божий промысел, потому что целью поста является смирение и
рождающиеся с ним добродетели. А этого нет у нас, мы над этим не работаем, мы за этим не следим. Мы вообще в категории стяжания этих добродетелей делание поста не рассматриваем.

     Празднование Нового года нашей вере во Христа не противоречит. Если не противоречит, значит, его можно освятить и наполнить христианским смыслом. Мы в последние годы в храме служим ночную литургию. У нас есть частичка мощей мученика Вонифатия. Можно сходить на новогодний молебен, после которого посидеть с детьми за постным праздничным столом. Мне кажется, что в этом нет ничего предосудительного. Предосудительно то, что разоряет мой внутренний мир. Да, не надо смотреть телевизор. Это мешает, это разорит предрождественское устроение твоей души.
     Вообще новогодняя суета – это такая задача от Господа для нас: как сохранить уже почти созданный, почти набранный, почти построенный перед Рождеством внутренний мир и при этом никого не осудить и никого не обидеть.
     Есть у тебя нецерковные родственники, бабушка с дедушкой, для которых важно, чтобы ты с внуками приехал к ним и отметил Новый год, значит надо приехать и отметить его. Опять же, не упираясь в телевизор до четырех утра.
     Надо детям что-то радостное приготовить – игру, беседу, сказку. Немножко поесть, выпить бокал шампанского, поздравить, обнять дедушку с бабушкой – и всё, и достаточно. Это же не дилемма: или полностью всё нарушить, или ничего не праздновать.
     Вообще ближним должно быть хорошо с нами. И от нашего поста им должно быть радостно. Наступил пост – стань солнышком для всех людей, забудь себя, перечеркни себя.

     На самом деле главная борьба поста связана с тем, что в нашей жизни слишком много нас самих. Во всём – во взаимоотношениях с людьми и во взаимоотношениях с Богом. Мы такой стакан, наполненный до краев переживаниями о себе. Поэтому Бог туда ничего не может долить. Поэтому постовое самоотвержение должно, прежде всего, начинаться с того, что мы пытаемся заткнуть свое: я хочу, мне должны, мне обязаны, я должен получить вот от этого человека это, от этой ситуации это, я обижаюсь потому, что мне не дают. А меня должно стать как можно меньше.
     Постом я служу другим людям. Вот есть жена, которая устала, вымой посуду, отправь ее спать. Вот ребенок требует с тобой общения, значит, не смотри футбол постом, отдай эти часы ребенку: почитай с ним книжку, сходи в музей, погуляй, поработай с ним. Вот это будет радость.
     У детей как раз каникулы в Рождественский пост…
     Это неправильно, лучше бы они были на Святки, но в реальности по-другому.
     Каникулы – это те малые дни у родителей и у детей, которые они могут провести вместе. Поэтому надо устроить детям праздник. Он вполне может вписаться в пост. Как раз это будет твоим служением детям.
     Из собственного детства я запомнил время, которое родители проводили с нами, сказки, которые рассказывал отец, книги, которые читала мать. Конечно, маме не интересно было нам читать детские книжки, понятное дело. Отцу, наверное, было не интересно играть со мной в футбол. Но я понимал, что он это делает потому, что я ему дорог. Я видел и слышал не занудные поучения, а такое действенное участие.
     Отца 25 лет как нет с нами, а он рядом со мной всегда. Потому, что в детстве он, усталый после работы, отвергал себя, не делал то, что делали другие папы: телевизор, тапочки, газеты, а придумывал что-то интересное, шел и с нами общался. Он не был тогда еще крещеным человеком, не был христианином, но у него было совершенно христианское поведение родителя».

                ВЫСКАЗЫВАНИЯ СВЯТЫХ О ПОСТЕ

     «Пост, возбуждая к молитве, как-то особенно ненавистен врагу: приходят ко мне на совет или на исповедь — между прочим, советую соблюдать святые посты. Со всем соглашаются, а как дело коснется поста: не хочу, не могу и прочее, и прочее... Вот как враг ненавидит святой пост: возбуждает против поста, не хочется ему, чтобы соблюдались святые посты».   
     Преподобный Варсонофий Оптинский

     «Пост хорошо показывает или обнаруживает все немощи нашей души, все ее слабости, недостатки, грехи и страсти, как начинающая очищаться мутная, стоячая вода обнаруживает, какие водятся в ней гады или какого качества сор»
     Святой праведный Иоанн Кронштадтский

     «Пока тот или иной человек лишь умствует о Боге, он никак не способен противостоять демонам, которые только и делают, что насмехаются над немощными светскими мудрованиями. Но стоит ему начать поститься и молиться Богу, как те же демоны наполняются неописуемым страхом. В человеке, который приступит к Богу с искренней молитвой и с терпением и надеждой, будет проходить подвиг воздержания, демонам станет тесно, невыносимо — и они поспешат из него уйти»
     Святитель Николай Сербский

     «Не принижайте значения поста, приучайте детей к посту с самого раннего возраста… Многие не понимают, и сами не соблюдают постов, и детей не учат соблюдать; и не только не учат, но и подают тлетворный пример попрания поста… В пост мать кормит своих детей мясом и приговаривает: «Кушайте, кушайте, детки! Ничего, что пост. Бог видит, что мы всегда плохо питаемся. Бог простит, Бог не взыщет за это…»
     О нет, взыщет, если будешь развращать своих детей! Каждая мать с раннего возраста должна приучать своих детей к посту, как это было в старое время, когда весь народ наш соблюдал посты. Не забывайте о посте, но крепко-крепко, как маленький ребенок держится за подол матери, держитесь всех уставов Церкви»
     Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

     «Сегодня люди следуют мирской логике: «Не надо детишкам поститься, чтобы не заболели, всего у них должно быть в достатке, нужно оберегать их от трудностей». Так и живут, бедолаги, требуя всё время котлет, но с этого им никакого толка.
     Когда человек радуется, что не ест ради любви Христовой, тогда он по-настоящему питается. Если он ради любви Христовой предпочитает невкусное вкусному, тогда через невкусное наслаждается Христом»
     Преподобный Паисий Святогорец

                ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

     Одно спасенье — пост да молитва.
     Пост приводит к вратам рая, а милостыня отворяет их.
     Мимо моста — в реку, мимо поста — не дожить веку.
     Рада бы душа посту, так тело бунтует.
     С поста не мрут, а с обжорства дохнут.
     Во время поста и пища проста.

Дорогие братья и сестры!

У Вас есть возможность не выходя из дома заказать поминовения о здравии и о упокоении через сайт нашего храма.

Пожалуйста, выберите одну из представленных Треб, впишите имена поминаемых (в родительном падеже) и внесите пожертвование удобным для Вас способом – с банковской карты, или кошелька Яндекс.Деньги.

Записки будут прочитаны за ближайшим Богослужением.

В поминовении указываются имена только крещеных христиан православного вероисповедания.

Наш номер карты для пожертвований:   2200-7007-1782-1333

или по номеру телефона 8-909-667-79-86

afisha-msk.ru