О приходе
Расписание
Служение
Воскресная школа
Центр для людей с нарушением слуха
Творческая страница

Православный календарь





     Память его празднуется:
     5 декабря в день мученической гибели,
     1-ю Неделю после праздника свв. апостолов Петра и Павла (29 июня) вместе с Собором Тверских князей,
     16 июля вместе с Собором Российских чудотворцев, прославленных свт. Макарием в 1541 и 1549 гг.
5291.jpg

     Св. благоверный князь Михаил Ярославич Тверской был сыном князя Ярослава Ярославича — брата св. Александра Невского и родился в 1272 г., когда отец его уже умер. Воспитывала его мать, княгиня Ксения, принявшая впоследствии иночество.
Образ жизни его был в юности почти монашеский: заветным его желанием было стать когда-нибудь иноком или мучеником. Последнее сбылось.
    
     Княжение Михаила Ярославича пришлось на нелегкое для Руси время. С одной стороны, Русь находилась в то время под игом Золотой Орды, с другой стороны – государство было ослаблено внутренними распрями между русскими князьями.
     В 1285 г. он наследовал своему старшему брату, князю Святославу, и начал свое княжение с закладки в Твери Спасо-Преображенского собора.
     В 1294 г. он женился на ростовской княжне Анне Димитриевне (память ее 2 окт.) и имел от нее четверых сыновей и дочь. Он был высокого роста и отличался красотой, силой и мужеством. Народ любил его.
     В 1304 г. настала его очередь, как старшего в роде, стать вел. князем Владимирским.
Тверской князь Михаил Ярославич показал себя ловким политиком и отличным военным. Силой интриг и оружия он претендовал на власть над Новгородской республикой, и в тоже время в 1305 году смог получить от хана ярлык на великое княжение над всеми русскими землями. Новый статус ставил его выше остальных соперников, но не давал гарантий безопасности.
     В это самое время в Москве скончался ее правитель, известный князь-миротворец, святой Даниил Московский. Он прославился тем, что делал ставку на развитие города, чем существенно усилил свое княжество. Но его сын Юрий был полной противоположностью отца. Он с головой погрузился в пучину междоусобиц, спеша укрепить мирный успех Москвы оружием и интригами. Теперь Михаилу Тверскому пришлось всерьез думать о том, как избавиться от московского конкурента.
     Дважды Тверь ходила походом на Москву, но Юрий смог отбить войска Михаила. Еще несколько раз войну между городами удалось предотвратить до начала кровопролития.
     А тем временем Юрий получил в свои руки сильнейший козырь: его супругой стала княжна Кончака (в крещении Агафья), родная сестра ордынского хана Узбека. Таким образом и сам московский князь получил высокий титул гургана, то есть зятя всесильной династии Чингизидов и добился того, что великое княжение было предоставлено ему.      
     Михаил Ярославич готов был уступить, дабы избежать пролития русской крови, но московский князь почти сразу вторгся в Тверскую землю и стал ее опустошать. И в 1317 году уже Михаилу Ярославичу пришлось отражать нападение объединенных московско-татарских войск.      
     Военная удача улыбнулась Твери. В знаменитой Бортеневской битве ее войска разгромил врага: Юрий бежал, а его супруга и видный татарский сановник Кавгадый
попали к тверичам в плен. Князь принял знатных пленников с почетом и готов был их отпустить. Казалось, теперь Михаил может вести переговоры с врагами с новых сильных позиций. Все шло к тому, что Тверь выйдет победителем из противостояния с Москвой, но случилось непоправимое.
     К несчастью, княжна Кончака-Агафья пробыла в плену недолго, она была окружена в Твери поистине царским вниманием. Ожидалось, что вот-вот она отбудет домой к брату, но вдруг совершенно неожиданно и скоропостижно сестра хана умерла.
Князь Юрий обвинил Тверского князя перед ханом в том, что он ее отравил. Возвели на него и другие клеветы, и хан Узбек вызвал князя Михаила в Орду на суд.
    
     Понимая, что это грозит бедой не только ему, но и всей Твери князь Михаил поспешил в Орду. Видимо, уже тогда он понимал, что вряд ли вернется домой. Так и случилось: вина за гибель княжны была полностью возложена на него, приговор мог быть лишь один – смерть.
     «Может быть, в последний раз открываю я тебе мою душу, - говорил он своему духовнику: я всегда любил отечество. Благослови меня пролить кровь за Русь, если будет нужно, и моли, да простит мне Бог грехи мои».
     Бояре и народ умоляли князя не ехать в орду, сыновья слезно просили послать одного из них для умилостивления хана, но князь ответил с большим мужеством – и этот ответ вошел в летописи: «Дети мои, хан зовет не вас и никого другого, а моей головы хочет; не поеду, так вотчина моя вся будет опустошена и множество христиан избито; после когда-нибудь надобно же умирать, так лучше теперь положу душу мою за многие души».
    Тверичам удалось спланировать и подготовить побег Михаила, ему предложили покинуть ставку хана и скрыться. Но именно тут для князя настал момент истины.
     Русь хорошо помнила, что такое набеги ордынцев. Былая столица, блистательный Киев, все еще лежала в руинах, хотя прошло уже более полувека. Старая Рязань и Козельск, превратились в зловещие города мертвецов, где не осталось ни одного человека, даже детей.
     И теперь князь Михаил понимал, что сумей он скрыться, гнев ордынских карателей падет на всю Тверь. Многие из погрязших в феодальной возне князьков выбрали бы собственную жизнь, а не жизни своих поданных. Но Михаил Тверской оказался истинным правителем и настоящим отцом своего народа. Он не отдал город страдать за свои ошибки, и не дал согласия на побег.

     Клеветы князя Юрия и личного врага князя Михаила, свирепого Кавгадыя, кончились тем, что хан выдал его им, и они несчастного князя заковали в цепи, наложили на шею его железную колоду и повлекли вслед за ханом, отправлявшимся со своею дружиною на охоту к берегам Терека. Месяц-другой продолжались такия страдания князя.   
     - Человеколюбивый Владыко, слава Тебе!» - восклицал часто князь в своем безъисходном горе. - Ты, Господи, удостоил меня начать страдальческий подвиг, удостой же и кончить его!
     Сопутствовавшие ему верные бояре сокрушались об его уничижении и страданиях. «Друзья мои, говорил им князь, вы долго видели меня в чести и славе; возропщем ли на Бога за унижение кратковременное?».
     Утешением ему было там, что к нему допустили его двенадцатилетнего сына
Константина, жившего в Орде заложником, и духовенство. Целые дни проводил страдалец в чтении ежедневных служб и Псалтири. Так как руки его были закованы, отрок держал перед ним книги, переворачивая страницы.
     Иногда Кавгадый приказывал выводить его в колоде на площадь и в присутствии любопытной и равнодушной толпы всячески издевался над ним.
     Раз князь, измученный этими пытками, хотел сесть и отдохнуть, но отрок его предложил ему лучше вернуться в палатку, чтобы избегнуть нескромного любопытства посторонних.
     Князь отвечал ему: «Я стал для них посмешищем: увидев меня, кивают головами своими» (Пс.108,25),  — и, встав, пошел в палатку. С этого дня слезы были непрестанно на глазах его. Он предвидел свой конец.
     Надзора за ним почти не было, бежать было возможно, но тогда пострадали бы приближенные, и он решил остаться.

     В ночь с 21 ноября на 22-е было ему откровение о его близкой кончине.
Он прослушал в последний раз Божественную литургию, исповедался и причастился Святых Христовых Тайн, обнял все духовенство и приближенных своих, потом велел позвать сына своего Константина, сделал ему последнее наставление, благословил его и отослал под покровительство ханши. «Дайте мне Псалтирь, — сказал он, — сердце мое смущается!». Псалтирь открылась на словах: «Сердце мое трепещет во мне, и смертные ужасы напали на меня» (Пс.54,5). «Скажите мне, что значат эти слова?» — спросил он священников. «Государь, пусть сердце твое не смущается, — ответили они. — Дальше в том же псалме сказано: «Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. Никогда не даст поколебаться праведнику»» (Пс.54,23). Ободренный страдалец продолжал чтение.
     Вдруг в палатку вбежал отрок, бледный и взволнованный. «Государь, — сказал он, — Юрий и Кавгадый идут с большой толпой к твоей палатке!» — «Знаю, зачем идут: хотят убить меня!» — кротко отвечал страстотерпец.
     В это время Юрий и Кавгадый остановились и послали вперед убийц, а сами остались ждать. Убийцы сначала разогнали окружающих, а в это время св. князь, стоя неподвижно, молился в последний раз на земле.
     Потом они набросились на него, как звери, схватили его за колоду и бросили о стену палатки с такой силой, что он упал, а стена проломилась. Князь сейчас же встал, но они опять бросили его на землю, топтали ногами, осыпали ударами.
     Наконец один из убийц вонзил ему в бок нож и, перевернув несколько раз, вырезал ему сердце. Это произошло 22 ноября 1318 г., между двумя и тремя часами пополудни. Палатка была ограблена, одежды с князя сорваны. Тело Михаила лежало нагое, пока толпа грабила имущество князя.
     Те из приближенных, кто успел уйти с князем Константином к ханше, были спасены, но остальные были избиты, ограблены и закованы. После этого пошли сказать Юрию и Кавгадыю, что приказание их исполнено. Они приблизились к палатке.
     Кавгадый казался смущенным и сказал Юрию:    
     - Не старший ли он тебе брат, не должен ли он бы быть тебе вместо отца? Зачем же его
тело обнажено, на поругание всех? Отвези его в твою землю и погреби по обычаю вашему!
      Тогда Юрий приказал прикрыть тело мученика плащом. Затем тело его повезли на телеге в Москву. Жители тех городов и деревень, через которые его провозили, хотели накрыть его драгоценными тканями и поставить на ночь в церковь. Стража Юрия им в этом отказывала, но раз на нее напал такой страх, что она вся разбежалась.
   
      Великие знамения сопровождали святые мощи: над ними видели облако светлее света солнечного, радугу, огненный столп, таинственную толпу со свечами и кадилами; светозарные всадники летели по воздуху, охраняя их.
     В Твери ничего не знали об убиении св. князя и узнали лишь тогда, когда вернулся князь Юрий и привез с собой князя Константина и тверских бояр.
     Тело святого князя было перевезено в Москву, где его погребли в церкви Спаса на Бору в Кремле. Лишь через год, в 1319 году, в Твери узнали о судьбе своего князя. По желанию его супруги, княгини святой княгини Анны Кашинской (память 2 октября), и по просьбе тверичей, мощи святого Михаила Тверского были перенесены в его родной город.
     6 сентября 1320 г. святые мощи князя мученика были перевезены из Москвы в Тверь и положены с честью в выстроенном им самим храме в честь Преображения Господня. Тление совершенно не коснулось их. Чудеса и исцеления начались тотчас же, и в Твери князя Михаила стали почитать святым.
     Тверской князь оказался вдруг выше сиюминутной возни политиков, в которой, казалось, участвовал с таким упоением. Он проиграл в борьбе за власть. Но через 200 лет, в 1549 году, после этих событий в новой русской столице – Москве – состоялся Церковный собор, причисливший князя Михаила Тверского к лику святых за глубокую личную веру, молитвенность и благочестие, а также за последовательную защиту Православия. 24 ноября 1632 года были обретены нетленные мощи святого Михаила.
    
     Святой князь часто оказывал благодатную помощь Русской земле.
     В 1606 году поляки и литовцы, осаждавшие Тверь, многократно видели, как из города выезжал дивный всадник на белом коне с мечом в руках и обращал их в бегство. Увидев икону святого благоверного Михаила, они клятвенно заверили Тверского архиепископа Феоктиста, что явившийся всадник - святой Михаил.
     В 1655 г. после молебна благоверному князю Михаилу прекратился мор. В память его в Твери совершался ежегодно крестный ход.
     Святые мощи благоверного князя обретены нетленными в 1655 г.

     «Радуйся, благоверный княже Михаиле, Тверский преславный чудотворче».

     «Летописи называют святого князя тверского Михаила «отечестволюбцем», - говорит протоиерей Григорий Дьяченко. - Таким он был при жизни, таким он, без сомнения, остался и по своей мученической кончине.
     Страдальческая кончина благоверного князя Михаила Тверского предлагает нам два урока для нашего подражания.
     1. Первый урок состоит в том, что мы должны, подражая св. князю, который был истинный отечестволюбец, любить крепкою любовию свое отечество. Чувство любви к родине, или чувство патриотическое есть одно из самых высоких и благороднейших явлений в человеческой природе. История украшает свои лучшие страницы высокими подвигами патриотизма.
     а) В самом священном писании подвиги патриотизма или пламенной любви к своей родине изображаются рядом с величайшими подвигами веры. Величайшие представители ветхозаветного мира: Мо;сей, Иисус Навин, Самуил, Давид, Илия, Елисей, Исаия, Иеремия, Даниил, Ездра, Зоровавель, Неемия, братья Маккавеи, великия ветхозаветныя жены – Мариам, Деввора, Есфирь, Юдифь представляют нам образцы высокого патриотизма.
     б) В некоторых из святых людей пламенные порывы любви к родине или патриотизма до того возвышались, что они готовы были из любви к своему народу не только пожертвовать всеми благами временной жизни, но, если бы то было возможно пред судом высочайшаго правосудия Божия, самым вечным спасением своим, самым Божиим благоволением к ним: «св. пророк Мо;сей» молил Бога лучше изгладить его из книги жизни, но не лишать Своего благоволения избранный народ (Исх.XXXII,32): «св. апостол Павел» со скорбию говорил, что он желал бы сам быть отлученным от Христа из-за любви к братии своей – роду израильскому (Рим.IX,3).
     в) Сам «Господь наш И. Христос», явившийся на земле, как истинный Бог и истинный человек со всеми человеческими свойствами и стремлениями, кроме греховных, и показавший нам в Своей жизни высокие образцы послушания сыновняго (Лук.II,5–7), любви дружеской (Иоан.XI,3,33–36), вместе с тем показал нам образец и любви к народу Своему. Он хотя послан был возвестить евангелие царствия всем людям, но прежде всего пришел «к своим» (Иоан.I,11), к единомышленникам – «к овцам погибшим дома израилева» (Мф.ХV,24), и им первым возвестил тайны царствия Божия, и старался «собрать их около Себя, как птица собирает птенцов под крылья свои» (Матф.XIII,37–39); когда же они это не восхотели, не приняли Его, возненавидели, хотели убить, Он, – Святейший, скорбел и плакал о их ослеплении и предуготовляемой ими для самих себя гибели (Лук.XIX,41–44).
     Так любовь к своему народу составляет в нас не только привязанность естественную, но и чувство высоко-нравственное, добродетель христианскую.

     Второй урок, представляемый страдальческою кончиною св. благоверного князя Михаила Тверскаго, состоит в том, что мы, по примеру св. страстотерпца князя, никогда не должны роптать на Бога, когда Он посылает нам скорби, но благодарить Его, ибо скорби есть необходимое условие для нашего спасения.
     Гораздо было бы хуже для нас, если бы мы никаких скорбей не испытывали в жизни: тогда мы легко могли бы забыть Бога, и таким образом сойти с пути, ведущаго в царствие Божие. Оттого-то и трудно богатым войти в царствие небесное: печалей у них больших не бывает, в довольстве они всегда живут: к Богу прибегнуть нет им случая: так все у них идет хорошо.
     Нет, не сетовать безутешно, а Бога благодарить ты должен, что Он хоть какие-нибудь попускает испытывать скорби, при которых ты о Нем вспоминаешь: это значит, что Он тебя не забыл, не оставил Своею благодатию и ведет тебя в царствие Свое небесное.   
     Разсказал некто из отцев другому, что, бывши в Александрии, он пришел однажды в церковь помолиться, и увидел там женщину богобоязненную. Она была в черном, печальном одеянии, и, молясь пред иконою Спасителя, все плакала и со слезами повторяла: «оставил мя еси, Господи, помилуй мя, милостивый!». «Что это она так плачет? – подумал я. Вдова она, и видно, от кого-нибудь обиду терпит. Поговорю с нею и успокою ее. Дождавшись конца ее молитвы, я подозвал к себе слугу ея, который был при ней, и сказал ему: скажи госпоже своей, что мне нужно с нею поговорить. Когда она подошла, я, оставшись с нею наедине, сказал ей: 
     - Видно, обижает тебя кто-нибудь, что ты так плачешь?
     - Ах, нет, отвечала она, и опять заплакала: нет, отче, не знаешь ты моего горя. Среди людей я живу, и ни от кого не терпела оскорбления никакого. И вот о том я и плачу, что так как живу в забвении о Боге, то и Бог забыл посещать меня и три уже года, как я не знаю никакой скорби. И ни я сама не была больна, ни сын мой, и ни курицы у меня из дома не пропало. Думая, поэтому, что Бог за грехи мои оставил меня, не посылал мне никаких скорбей, я плачу пред Ним, чтобы он помиловал меня по милости Своей.   
     Выслушав это от нея, я удивился богобоязненной и крепкой ее душе и, молясь за нее Богу, доселе дивлюсь ее крепости (Прол. апр. 5 числа). Вот как люди богобоязненные разсуждают, когда долго не бывает у них скорбей: им тогда думается, что Бог забыл их: скорби они считают за особенное к себе внимание от Бога, за особенную Его к себе милость.
     Даруй же нам, Господи, терпение в скорбях и охраняй нашу дорогую родину предстательством верных Своих чад».

     Тропарь благоверному князю Михаилу Тверскому, глас 8:
      Возвысив ум твой к Богу, и жития со Ангелы возжелел еси, тленную славу земную оставил еси, блаженне, и положил еси душу твою за люди твоя, восприял еси венец противу трудов твоих, Богомудре Михаиле, моли Христа Бога о чтущих любовию святую память твою.

     Кондак благоверному князю Михаилу Тверскому, глас 2:
     Вышних ища и земную славу презрев, Церковь Божию обагрил еси твоею кровию, за Нюже и пострадал еси, святе Михаиле, заколение неправедное прием, веселяся. Темже со Ангелы предстоя Христу Богу, моли непрестанно за вся ны.

     Величание
     Величаем тя, благоверный княже Михаиле, и чтим святую память твою, иже за Христа кровь свою излиял еси, и ныне молиши за нас Христа, Бога нашего.

     Молитва благоверному князю Михаилу Тверскому

     Дивный во страдальцех святый благоверный великий княже Михаиле! Велия подвиги и труды твоя, яже за правоверие, за Церковь Божию и за отечество твое град Тверь положил еси. Ты, возжелав вышних, оставил еси тленную славу земную, и ревнуя подвижником Христовым, доблественно противустал еси ярости царя нечестиваго и прещению зломышленнаго его воеводы.
     Ты, прием неправедное осуждение и заколение, восприял еси Небесное Царствие, и кровными каплями, яко пречудным каменем, украсив на главе своей венец, предстоиши ныне на небесех престолу всех Владыки с лики ангел и со всеми святыми Его.
     Сего ради, притекающе к раце мощей твоих, лобызаем оныя сердечными устнами и умильно к тебе взываем: о тезоимените небесному воеводе вышних сил, великий княже Михаиле! Молися непрестанно Христу Богу за град твой, за люди и за вся православныя христианы. Буди споборник крепок на врагов православия Церкви Христовой.
     Буди и нам помощник улучити вся, к пользе нашей и ко спасению благопотребная, охраняй нас от искушений и напастей, приходящих во временней жизни, и не лиши нас ходатайства твоего ко Христу Богу, во еже получити нам прегрешений прощение и сподобитися небеснаго селения со избранными Его, яко да и в сем славится пречестное и великолепое имя Его во веки. Аминь.

     Святый княже Михаиле, моли Бога о нас.

Дорогие братья и сестры!

У Вас есть возможность не выходя из дома заказать поминовения о здравии и о упокоении через сайт нашего храма.

Пожалуйста, выберите одну из представленных Треб, впишите имена поминаемых (в родительном падеже) и внесите пожертвование удобным для Вас способом – с банковской карты, или кошелька Яндекс.Деньги.

Записки будут прочитаны за ближайшим Богослужением.

В поминовении указываются имена только крещеных христиан православного вероисповедания.

Наш номер карты для пожертвований:   2200-7007-1782-1333

или по номеру телефона 8-909-667-79-86

afisha-msk.ru