О приходе
Расписание
Служение
Воскресная школа
Центр для людей с нарушением слуха
Творческая страница

Православный календарь





4626.jpg
     Дни памяти:
     23 ноября,
     7 февраля (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской,
     20 июня – Собор святых Ивановской митрополии,
     12 августа – Собор Самарских святых,
   
     23 ноября Русская Православная Церковь празднует память священномученика Августина (Беляева), архиепископа Калужского.
     Редко, когда человеку, выходящему на поприще сугубого христианского служения, но обремененному обязательствами по отношению к сиротам-детям, удавалось с безраздельной верностью служить Христу, не оставляя и своего родительского долга. Таков был архиепископ Августин.
   
     Священномученик Августин родился в 1886 году в селе Каменка Костромской губернии в семье протоиерея Александра Беляева и в крещении был наречен Александром. Он закончил Костромскую духовную семинарию и Казанскую духовную академию, по окончании которой в 1911 году был направлен преподавателем русского языка и литературы в Пензенское епархиальное женское училище.
     В 1913 году он женился на дочери священника Александра Любимова Юлии. Перед венчанием Александр приехал домой к родителям, и его встретил известный в тех местах странник. Приветствуя его, он сказал: «Ну, здравствуй, Саша-архиерей». «Ну какой же я архиерей, у меня невеста», — ответил тот. «А все-таки архиерей!» — повторил странник.
     В 1914 году у Александра и его жены Юлии родилась дочь Юлия, а в 1919 году — вторая дочь Нина, а в следующем году от скоротечной чахотки скончалась его жена, и он остался один с двумя сиротами — шести лет и девяти месяцев, которых ему помогла воспитать неграмотная, но глубоко верующая крестьянка Анисия Ефимовна.
     28 августа 1920 года Александр был рукоположен во священника. Вскоре он с детьми переехал на родину в Кинешму, где стал служить в одном из городских храмов. Его самоотверженное пастырское служение вскоре сделало его известным не только среди православных города Кинешмы, но и во всей Иваново-Вознесенской епархии.

     В 1923 году, благодаря энергичной поддержке безбожной власти, большинство храмов в Иваново-Вознесенске были захвачены обновленцами. Епископ Иваново-Вознесенский Иерофей (Померанцев) отпал в обновленчество. 14 сентября 1923 года в Покровском кафедральном соборе в Иваново-Вознесенске состоялось собрание представителей православных общин города, единодушно постановившее направить Патриарху Тихону прошение с просьбой «благословить... общенародное избрание протоиерея Александра Беляева во епископа города Иваново-Вознесенска и совершить над сим народным избранником хиротонию во епископа».
     17 сентября Патриарх Тихон постановил: «Ввиду явного уклонения в раскол Иваново-Вознесенского епископа Иерофея, считать кафедру города Иваново-Вознесенска свободной; назначить на нее протоиерея Александра Беляева».
     Близкие стали уговаривать его подождать до того времени, пока дети не станут самостоятельными, но он был на этот счет иного мнения. Протоиерей Александр объяснял, что спешит именно сейчас вручить детей попечению Божией Матери, тем самым сделав их положение наиболее прочным, так как уверен, что при таком высшем покровительстве они никогда и ни в чем не будут нуждаться, что вполне оправдалось впоследствии.

     Протоиерей Александр был пострижен в монашество с именем Августин и 21 сентября 1923 года хиротонисан во епископа Иваново-Вознесенского.
     Прибыв в Иваново, владыка ревностно принялся за исполнение архипастырских обязанностей. Он часто служил и за каждой Литургией после чтения Евангелия произносил вдохновенное слово. Православные в Иванове полюбили архипастыря. Перед богослужением и после него его встречали и провожали толпы верующих. Началось массовое возвращение приходов из обновленчества в православие. 27 октября владыку вызвали в местное отделение ОГПУ и потребовали, чтобы он выехал в Кинешму и дал подписку, что оттуда не выедет.
     Когда он служил в сельских храмах под Кинешмой, верующие приносили что-нибудь для его дочерей, но он все это раздавал по дороге, кроме одного-двух яблок или какого-нибудь свертка, предусмотрительно убранного келейником. Иногда какая-нибудь женщина в отсутствие владыки говорила детям: «Скоро ваш папа приедет и привезет вам много игрушек».
     Девочки на это отвечали: «Нет, папа ничего не привезет, он знает, что у нас все есть, а там, наверное, столько нищих, что на всех у него и не хватит подать».
   
     1 сентября 1926 года начальник Ивановского ОГПУ отправил донесение начальнику 6-го секретного отдела ОГПУ Тучкову в Москву, требуя высылки епископа за пределы области и обвиняя его в том, что он обращает в христианство детей партийных работников и, «не довольствуясь своей работой над умами неразвитых широких масс рабочих и крестьян, переносит свою деятельность на семьи партийных работников и если еще не дерзает на возвращение в православие самих партийцев, то уже дерзнул в этом на их детей».  А 8 сентября 1926 года епископ Августин был арестован и приговорен к трем годам ссылки в Среднюю Азию.
     После возвращения он был назначен на кафедру в Сызрань. С самого начала своего служения на этой кафедре он стал пользоваться огромным авторитетом среди верующих и объединил вокруг себя духовенство, явившись для всех и заботливым отцом, и мудрым руководителем. Это не понравилось местной власти, и она стала искать повод для ареста архиерея. Меньше года прослужил преосвященный Августин в городе Сызрани. 21 февраля 1931 года ОГПУ арестовало его.
     На вопрос во время допроса, какой характер носила его переписка с верующей молодежью, епископ ответил: «Переписка носила личный характер, вопросов, касающихся религиозного миросозерцания, отношения к родственникам и так далее. По вопросу о религиозном миросозерцании молодежи я отвечал, что верить в материализм и материю и срамно, и не научно, и не современно».
     28 октября 1931 года Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило епископа Августина к трем годам заключения в концлагерь.
   
     По окончании срока заключения, в 1934 году, преосвященный Августин был назначен епископом Калужским и Боровским. 2 апреля 1936 года он был возведен в сан архиепископа.
     Как известно, владыка Августин оказывал помощь не только православным. В свидетельских показаниях (особенно тех лиц, которые хотели выслужиться перед следователями, упоминается о доброте архипастыря, который принимал тех, кто не был крещен. С одной стороны, это свидетельствует об огромном авторитете владыки, доверии к нему. С другой стороны – можно было не сомневаться в том, что это не останется незамеченным доносчиками и вызовет еще большее недовольство властей.
     Безстрашие владыки перед лицом богоборческой власти подтверждалось многими событиями, начиная от введения колокольного звона в алтаре Георгиевского за верхом храма и заканчивая открыто оказываемой помощью тем священникам или православным мирянам, которые уже подвергались арестам или побывали в ссылках и лагерях.
     Именно в Калуге, последнем месте своего служения, епископ, а с 1936 года архиепископ Августин (Беляев), последовательно и целенаправленно отстаивал правильность позиции РПЦ и то, что невозможно никакими гонениями уничтожить Православие. В достаточно короткий срок он сумел сплотить вокруг себя единомышленников, которые хорошо понимали устремления владыки, уважали его несгибаемость, убежденность, преданность вере.

     Желание будущего священномученика укрепить людей в вере основывалось на предвидении того, что наступят еще более жестокие времена, когда силою соборных молитв и мученичества можно будет отстоять Православие. Правительственные постановления и повседневная действительность лучше всего свидетельствовали об этом. Из центра шли и шли документы о необходимости борьбы с духовенством и теми, кто не отошел от веры. Не исключением была и позиция властей на местах, в том числе и в Калуге.
     Пасха 1937 года, благодаря торжественному и вдохновенному его служению, несмотря на гонения, ощущалась верующими в Калуге как одна из самых радостных. Воскресение Христово осознавалось реальнее и ближе всех событий мира сего, перед ним отступал и рассеивался тяжелый мрак, окутавший тогда многие сферы жизни народа.
     Не заискивая и не унижаясь перед местным партийным и советским руководством, владыка Августин старался делать все возможное для того, чтобы в центре Калужской епархии не закрывались православные храмы, хотя в некоторых случаях этого не удавалось избежать. Но в материалах следственного дела есть свидетельские показания о том, что благодаря его переговорам, которые не предусматривали никаких уступок безбожной власти, был открыт Николо-Козинский храм. Пусть это была маленькая, но победа, дававшая надежду православным калужанам. Ведь в то время это было очень важным фактом.
   
     Накануне праздника Рождества Богородицы, 20 сентября 1937 года, архиепископ Августин был арестован.
     Сам арест владыки Августина (Беляева), как об этом пишет игумен Дамаскин, как это известно из воспоминаний его младшей дочери, был тем моментом, когда еще раз проявилась стойкость и готовность принять страдание, даже смерть, но не отступить от веры. Изучение показаний из следственного дела, особенно допроса извозчика Котова Петра Прокофьевича, который последним видел владыку на свободе, позволили восстановить последние часы пребывания архиепископа Августина на свободе, о чем подробнее рассказано в статье «Калужская Голгофа», опубликованной в журнале «Православный христианин».  Арест и последовавшие за этим физические и душевные муки он принял как должно, как принимали страдание все мученики, погибшие за Христа.
     Такое же безстрашие проявил архипастырь не только на допросах, но и в камере, хотя опять же прекрасно знал о доносительстве, которым некоторые старались облегчить свое положение. В Калуге он содержался в камере № 25, где было много арестованных. В качестве свидетелей, обвинявших его в контрреволюционной деятельности, выступали не только те, кто знал владыку до ареста, но и соседи по камере, которые первый раз увидели владыку именно там. Даже в таких условиях, уже практически на краю гибели, владыка безстрашно старался помочь людям отличить черное от белого, зная, что не каждый поймет и оценит его стремление нести правду и вразумить отеческим словом незнакомых ему людей.
     19 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила его к расстрелу. 21 ноября дочь архиепископа Нину вызвали в НКВД и стали спрашивать, кто бывал у владыки. Допрос длился долго, но ни к чему не привел. Заметив, что Нина увидела стоявший в углу посох владыки, следователь сказал: «Возьмите его, он ему больше не понадобится». Затем подписал пропуск на выход из здания НКВД и сказал, чтобы она принесла отцу чистое белье. На вопрос, что будет с владыкой, следователь ответил: «Подумайте лучше о себе, его вы больше не увидите». На следующий день она передала отцу чистое белье.
     Архиепископ Августин был расстрелян 23 ноября 1937 года и погребен в общей безвестной могиле.

     Архиепископ Августин причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
   
     Документ Архиерейского Собора РПЦ от 2 февраля 2011 года «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев пострадавших» призывает к тому, чтобы память о новомучениках и исповедниках «укреплялась в нашем обществе как пример стояния в вере».   
     Новомученики и исповедники Российские, не страшась своего крестного пути, не отрекаясь от Христа и противодействуя расколу, сегодня являются молитвенниками о церковном и народном единстве. И один из таких святых является священномученик Августин (Беляев), который жизнь отдал за веру, за ее сохранение, а значит и за сохранение Православия в России, в каждом ее большом городе или самом малом селе, за спасение каждого из нас.

     Тропарь, глас 3:
     Церкве Русския столпе непоколебимый, благочестия правило, жития евангельскаго образе, священномучениче Августине, Христа ради пострадавый даже до крове, Его же моли усердно, яко Начальника и Совершителя спасения, Русь Святую утвердити в Православии до скончания века.

     Кондак, глас 2:
     Восхвалим, вернии, изряднаго во святителех  и славнаго в мученицех Августина Православия поборника и благочестия ревнителя, земли Русския красное прозябение, иже страданием Небесе достиже и тамо тепле молит Христа Бога спастися душам нашим.

     Величание:
     Величаем тя, священномучениче Августине, и чтим честная страдания твоя, яже за Христа во утверждение на Руси Православия претерпел еси.

     Молитва священномученику Августину

     О избранниче и угодниче Христов, священномучениче Августине, Церкве Русския столпе непоколебимый, земли нашея благое прозябение и красный плод, сродников твоих предстателю и наставниче!
     Ты во время гонения безбожнаго от сокровищницы души твоея спасительное исповедание Православныя веры изнесл еси, и людем верным пастырь добрый явился еси, душу твою за Христа и Его овцы полагая и лютыя волки далече отгоняя.
     Ныне убо призри на нас, недостойных чад твоих, умиленною душею и сокрушенным сердцем тя призывающих.
     Умоли Господа Бога, да простит согрешения наша и избавит от адовых уз и вечнаго мучения.
     Утверди нас в вере святой, научи нас всегда творити волю Божию и хранити заповеди церковныя.
     Буди пастырем нашим - правило веры, воином - вождь духовный, болящим - врач изрядный, печальным - утешитель, гонимым - заступник, юным - наставник, всем же благосердый отец и теплый молитвенник, яко да молитвами твоими соблюдется в Православии Святая Русь и непрестанно славится в ней имя Пресвятыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

     Священномучениче Августине, моли Бога о нас, за духовное возрождение России.

Дорогие братья и сестры!

У Вас есть возможность не выходя из дома заказать поминовения о здравии и о упокоении через сайт нашего храма.

Пожалуйста, выберите одну из представленных Треб, впишите имена поминаемых (в родительном падеже) и внесите пожертвование удобным для Вас способом – с банковской карты, или кошелька Яндекс.Деньги.

Записки будут прочитаны за ближайшим Богослужением.

В поминовении указываются имена только крещеных христиан православного вероисповедания.

Наш номер карты для пожертвований:   2200-7007-1782-1333

или по номеру телефона 8-909-667-79-86

afisha-msk.ru