О приходе
Расписание
Служение
Воскресная школа
Центр для людей с нарушением слуха
Творческая страница

Православный календарь





b_600__16777215_00_images_0_Prazdniki_4610.jpg
       Пророк Иона — библейский пророк (относящийся к так называемым «малым пророкам») жил в VIII веке до Р. Х., и стоит он особняком среди ветхозаветных пророков, потому что ему выпало пророчествовать не в землях Иудейской и Израильской, а в Ниневии — столице Ассирийского царства, среди язычников.
       Пророк Иона был сыном Амафия из города Гафхефера (в северной части Галилеи, выше Назарета). Мать Ионы была той вдовой из Сарепты Сидонской (финикийский город близ Сидона), к которой во время 3-летнего голода, когда пересох поток Хорив, по велению Божию пришел пророк Илия, и у нее не истощались мука и масло.
       По преданию, Иона был отроком, которого воскресил пророк Илия после молитвы. Иона, в то время маленький мальчик, заболел, и болезнь его была так сильна, что он умер. Тогда сказала мать Ионы Илии: «Что я сделала тебе, человек Божий? Ты пришел ко мне вспомянуть грехи мои и наказать меня смертью сына». И воззвал Илия ко Господу: «Господи, Боже мой! Да возвратится душа отрока сего в него!» И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока, и он воскрес.
       Достигнув совершеннолетнего возраста, Иона проводил добродетельную жизнь и неуклонно исполнял все заповеди Господни. Он настолько благоугодил Богу, что, по преданию, сподобился вскоре пророческого дара и предрек, среди других предсказаний, о страданиях Господних, о запустении Иерусалима и о кончине мира.
       Получив от Бога свыше дар пророчества, Иона выступил на общественное пророческое служение вслед за пророком Елисеем (ученик и преемник пророка Илии), являясь продолжателем его дела, как сам Елисей был продолжателем дела Илии. Древнее иудейское предание называет святого пророка Иону учеником Елисея. По смерти Елисея, Иона заступил его место.
       Чтобы вдохнуть мужество царю Израильскому Иеровоаму в предстоявшей ему войне с сильным сирийским царством, пророк Иона, получив о том повеление от Бога, предсказал ему великие успехи в сей войне, и Иеровоам, по его глаголу, восстановил пределы Израильского царства от Емафа до Мертвого моря, возвратив, таким образом, древние области своего царства, отторгнутые сирийцами.
      
       В царствование израильского царя Иеровоама II Иона был призван к новому служению. Он получил от Бога повеление идти для проповеди покаяния к нечестивым и враждебным по отношению к израильтянам иноплеменникам – в языческий город Ниневию, столицу ассирийского царства, что находится примерно в 900 км от Самарии, столицы Северного царства. В то время Ассирия была могущественной империей, державшей под контролем всю территорию современных Ирака, Сирии, Ливана и Палестины.
       Город Ниневия был главным городом ассирийцев, с которыми евреи тогда находились во враждебных отношениях. Город лежал на восточном берегу Тигра в Месопотамии и имел около 84 верст в окружности, что вполне соответствует библейскому определению ее в книге пророка Ионы «городом великим у Бога, на три дня ходьбы» (Иона 3:3), ибо путь одного дня восточных народов соответствует нашим 25-30 верстам.
       Ниневия утопала в роскоши, что, разумеется, вело к религиозно-нравственному падению ее жителей. Это был самый красивый, цветущий и многолюдный город древнего мира. На протяжении 90 км Ниневия была защищена высокими стенами. Ширина стен была так велика, что три колесницы могли ехать по ним рядом. Полторы тысячи сторожевых башен были построены на случай внезапного нападения неприятеля. Внутри города находились прекрасные дома, сады, пастбища, великолепные дворцы, парки, пруды. В Ниневии жили потомки Ассура, сына Симова. И вся окрестная страна называлась Ассуром, или Ассирией. Но здесь же в шатрах Симовых поселилось много потомков Иафета. С прибытием Нимрода там же поселились потомки Хама.
      
       И вот в этот развращенный и враждебный Израилю город Господь посылает пророка Иону с тем, чтобы возвестить его грешным жителям близкую гибель, если они не покаются. "Встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, — сказал Бог, — ибо злодеяния его дошли до Меня".
       Получив такой приказ от Господа, Иона приуныл: призыв к покаянию закоренелых грешников, погрязших в своих грехах — занятие неблагодарное. Ничего, кроме насмешек и оскорблений в ответ на свою проповедь Иона и не надеялся получить от грешных ниневитян, а становиться всеобщим посмешищем в городе Ниневии ему ох как не хотелось… И он не придумал ничего умнее, кроме как попытаться скрыться, спрятаться от вездесущего Бога, чтобы не исполнять Его приказ.
       Иона торопливо отправился в Иоппию, и на корабле, который он там нашел, отправился в Фарсис, в противоположную от Неневии сторону, как будто территория какого-то города Фарсиса была недоступна и неподвластна Господу, создавшему не только землю, на которой обитал этот город, но и всю Вселенную.
       Он не хочет исполнять повеления Божьего, он всеми силами пытается избежать этого. Но, тем не менее, пророк обязан выполнять не свою волю, пророк – глашатай воли Божьей. Хочет или не хочет, а должен исполнять послушание.

       За свое непослушание он получает незабываемый урок. Во время морского пути корабль был застигнут страшной бурей. Пассажиры и матросы были объяты ужасом. В корабле оказалась сильная течь, и он начал наполняться водой. Капитан приказал выбросить груз, чтобы облегчить корабль. Но и это не помогло. Оставалась надежда на помощь свыше. Тогда пассажиры и матросы начали молиться о спасении каждый своему Богу. А пророк Иона в это время крепко спал. Такое поведение изумило капитана. Он спустился вниз, разбудил его, говоря: «Что ты спишь? встань, воззови к Богу твоему; может быть, Бог вспомнит о нас, и мы не погибнем» (Иона 1:6). Иона поднялся, увидел грозящую гибель и понял всю свою вину пред Богом.
       Корабельщики решили бросить жребий, чтобы узнать, за чьи грехи они навлекли на себя гнев Божий. Жребий пал на Иону. Иона признался в своем грехе и сказал: «Да, я согрешил пред Господом! Бросьте меня в море, и буря утихнет». Когда его бросили в море, буря утихла.
       По изволению Божию, Иону в море поглотила большая рыба, которая в Библии названа большим китом. Но Иона не погибает. Замечательно, что в этой книге мы видим, что никакие обстоятельства – ни погодные, ни грех человеческий – не могут помешать исполнению планов Божиих. Иона три дня и три ночи пробыл во чреве кита, молясь Богу о помиловании.
       Здесь Господь явил особенную Свою славу, Он сохранил его невредимым во чреве кита и помиловал. Через три дня кит изверг пророка живым не куда-нибудь, а на берег Ниневии.
       Попытка, как и следовало ожидать, оказалась безуспешной. Иона довольно быстро понял, что играть в прятки с Создателем не только безсмысленно, но и небезопасно. И смирился под крепкую Руку Божию.

       И вот, Господь вторично обращается к Ионе с прежним Своим приказом:
       «Встань, иди в Ниневию — город великий и проповедуй в ней, что Я повелел тебе» (Ион.3:2). И смирившийся с неизбежным Иона "пошёл в Ниневию, по слову Господню; Ниневия же была город великий у Бога, на три дня ходьбы. И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедовал, говоря: еще сорок дней - и  Ниневия будет разрушена!» (Ион.3:3-4).
       Но реакция жителей Ниневии на слова Иониной проповеди оказалась совсем не такой, какую ожидал Иона: и поверили ниневитяне Ионе и ужаснулись грядущему суду Божию. 
       И происходит чудо – чудо покаяния.
       Как говорит об этом Библия:   
       «И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого. Это слово дошло до царя Ниневии, и он встал с престола своего, и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище и сел на пепле, и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: «чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили, и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих. Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем» (Ион.3:5-9).
       Можно себе представить, что творилось по всей Ниневии в эти дни!
       Какое потрясающее покаяние – постятся даже животные.
       И Бог-Любовь умилосердился… «И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел» (Ион.3:10).
       Ну как тут не воскликнуть радостно: «Слава Богу! Аллилуия!» — но нет!
       Иона возроптал на такое милосердие Божие, и просил себе смерти у Бога. Вероятно он думал, что теперь его сочтут за ложного пророка.
       И раздраженный «Иона вышел из города и сел с восточной стороны у города, и сделал себе там кущу и сел под нею в тени, чтоб увидеть, что будет с городом» (Ион.4:5), и с любопытством стал ждать… Как большой огорчённый ребёнок, расстроенный, задетый за живое Иона не был в состоянии дать адекватную оценку своим чувствам, обуревавшим его.
      
       И кроткий, любящий Господь решил в Своей мягкой, деликатной форме помочь Ионе осмыслить происходящее.
       Для этого Господь в одну ночь вырастил над головой Ионы растение, даровавшее Ионе щедрую тень, защищающую его от палящего солнечного зноя.
       В тени этого растения Иона лежал и размышлял о том, как Господь несправедливо с ним поступил: направил в этот город, заставил три дня просидеть в чреве чудовища, сделал посмешищем, потому что никакого Суда и казни нет.
       Тогда Бог устроил так, что на другой день червь подточил это растение и оно просуществовала только до следующей зари, увянув к следующему рассвету. Иона очень горевал и сожалел о засохшем растении. Он снова оказался под немилосердным палящим солнцем. Конечно, можно было бы вернуться в спасенный город Ниневию, и найти там укрытие от солнечного зноя, но Иона не желал и близко подходить к городу, который он считал местом гибели своей репутации как пророка Божия. Легче было умереть. О чем Иона и не преминул сообщить Господу.
       Господь мягко спросил Иону: «Неужели так сильно ты огорчился за растение?». Иона подтвердил Богу свое огорчение.
       И тогда Господь произнес слова, пробудившие совесть Ионы: «Ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало: Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?» (Ион.4:10-11).
       Этим и оканчивается книга пророка Ионы.
       Какие удивительные слова! Разве можно после этого ставить вопрос о равнодушии Бога к человеческому страданию? Господь говорит: Тебе жалко какую-то траву, неужели ты думаешь, что Мне не жаль целого народа…

       О последующей судьбе пророка Ионы не сказано ни слова. Но сохранилось предание. Когда по прошествии 40 дней, погибель Ниневии не совершилась, а напротив воссияло солнце, ниневитяне усмотрели в этом знак милости Божией и прощения. Они вышли из города к пророку, сидевшему уединенно на горе, и торжественно внесли его на руках в город. Были принесены дары для Иерусалимского храма. И с этими дарами Иона был с почетом отправлен в свое отечество.
       Вразумлённая и помилованная Богом Ниневия существовала после того ещё более 200 лет, пока не была разрушена в 610-м году до н. э. Набополассаром, царём вавилонским, и Циаскаром, царём мидийским.
       Пророк Иона вернулся в свое отечество и там, богоугодно пожив, мирно скончался ок. 800 года до Р.Х..

       Книга пророка Ионы, состоящая из 4-х глав, читается вся сполна за богослужением на Вечерне в Великую Субботу наравне с другими пророчествами Ветхого Завета о воскресении Спасителя.
       Трехдневное пребывание святого Ионы во чреве кита было прообразом трехдневного пребывания Господа Иисуса Xриста во гробе. Сам Иисус Христос так свидетельствует о прообразовательном значении пророка Ионы: «как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф.12:39-40). 
       Это главный пункт книги, но идея книги – спасение через покаяние может быть даровано Богом не только иудеям, но и язычникам. Иегова – не национальный Бог евреев, а Бог всех людей. Последующие пророки, вплоть до Иоанна Предтечи, продолжали учить о спасении всех людей в Царстве Мессии, т.е. раскрывать основную идею книги пророка Ионы, и в этом заключалась главная задача их.

       «Вот такая книга пророка Ионы, история очень увлекательная, говорит нам о многих богословских, очень высоких вещах, и побуждает нас сделать выводы, - говорит священник Константин Пархоменко.
       От Промысла Божьего, от воли Божьей не убежишь, и даже пытаться бежать не надо, будет только хуже. А потому самое лучшее — принять её сразу, не испытывая долготерпение Господа.
       Посмотрите, как Бог любит человечество. Почему, часто мы спрашиваем, на этой земле вместе с праведниками существуют и злодеи, и грешники. Почему?
       Потому, что Господь долготерпелив и многомилостив, и Он не желает погибели никакого, даже самого закоренелого, грешника, а ждет, чтобы люди покаялись.
       Господь дает время людям покаяться! Об этом говорят пророки еще в Ветхом Завете. Скажи им: «живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам?.. (Иезек.33,11)
       В Новом Завете, когда люди недоумевали, почему Господь медлит наказать грешников, Апостол Петр отвечал: Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию (2Петр.3,9).
       Ему вторит Апостол Павел, который говорит, что Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1Тим.2,4).

       Человеческая история – это своего рода – можно вспомнить евангельскую притчу – поле, на котором растет хорошая пшеница и растут сорняки (по-славянски – плевелы). Слуги господина, увидев сорняки, говорят хозяину: «Позволь нам пойти выдернуть эти сорняки». А хозяин говорит: оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою (Мф.13,30).
       Жнецы – Ангелы, которые будут помогать вершить Суд. Никакой грешник – мучитель, обидчик, убийца, подлец - от наказания не уйдет.
       Разве это не отвечает на вопрос, почему существует зло в этом мире? Господь долготерпит, дает возможность людям, даже самым мрачным и злым сердцем, даже развращенным до самой глубины – опомниться и покаяться и, может быть, исправить свою жизнь.
       Невозможно? – нет, возможно, я сам тому свидетель. Постоянно в храм приходят люди, у которых совесть, как одна женщина несколько дней назад сказала: сожжена грехами. Тем, не менее, эти люди приходят, и оказывается, что совесть у них есть, просто она загнана в подполье души. И человек начинает духовную жизнь, начинает каяться. Начинает исправляться, молиться, и благодать Божия его очищает, омывает. И он уже понимает, что Господь его сажает одесную, то, есть, справа, от Себя и одевает в прекрасные одежды, как блудного сына, который вернулся из далекой страны к отцу; отец его принял с распростертыми объятьями.
       Всегда, пока жив человек.

       Книга пророка Ионы нам показывает, что Господь терпит, и если человек кается, то Господь прощает и милует, а если человек не кается, наглеет в беззакониях, Бог его накажет. Еще здесь накажет, и уж тем более – за горизонтом этой жизни, в мире ином. Как вы думаете, если бы народ Ниневии не покаялся, что бы произошло? – Ну, наверное, Господь казнил бы его, как, помните, некогда казнил человечество во времена Ноя, когда спас только семью праведного Ноя.
       Эта тема позволяет нам более масштабно мыслить. Значит, если говорить о судьбе всего нашего мира, она тоже зависит от нас, судьба мира. Спрашивают: «Когда будет конец света?»
       А святые отцы отвечают: «А это зависит от нас с вами». Если человечество будет грешить, если оно развратится, даст сатане править балом… что ж, человечество само себя обречет на гибель и Суд Божий. А может быть, эта гибель совершится и собственными руками людей - какую-нибудь войну ядерную или что-нибудь другое устроят… Но, когда человечество образумливается, тогда Суд переносится.

       У многих богомудрых отцов можно найти странные, на первый взгляд, вещи. Они пишут, что мир стоит у черты и что конец, как говорил Христос, «близ, при дверях». То есть, конец наступит уже сейчас. Об этом и Апостол Павел писал…
       Действительно, во времена Апостола Павла, если бы христианство не исцелило тогдашний мир, языческий, то, возможно, уже тогда, две тысячи лет назад, наступил бы конец света. Сколько еще таких мы можем найти в истории моментов, когда человечество, по своей глупости, подходило к черте.
       И, действительно, читая писания отцов разных времен, видишь, что и им казалось, что уже в их время произойдет конец света. Кажется, но не происходит, не потому, что святые отцы ошибаются, а потому, что Господь переносит Свой праведный Суд!
       И в двадцатом веке, когда началась большевистская и богоборческая революция, многие наши новомученики и исповедники говорили, что, наверное, конец света наступает. Если бы эта коммунистическая богоборческая тоталитарная инфекция проникла и захватила бы весь мир, если бы она не столкнулась, с фашизмом… Не знаю, что бы и было, и был ли бы мир сейчас. А тут, лоб в лоб, столкнувшись, эти две античеловеческие и антибожеские силы и сами пожрали друг друга - «гидра гидру пожирает». И после этого уже на каком-то новом уровне началось развитие цивилизации на Земле.

       По милости Божией, человечество пока существует, и судьба мира, задумайтесь, – в наших с вами руках. Вот это большая другая тема, которой нас учит книга пророка Ионы.
       Помолимся, дорогие так:
       «Пророче Божий Ионе! Вразуми нас, наставь на истину, научи слушаться голоса Божьего, удержи нас от желания бежать от послушаний Господних, как ты убегал, и дай нам принять эти послушания со смирением и радостью. Аминь»

       Тропарь, глас 2:
       Пророка Твоего Ионы память, Господи, празднующе, тем Тя молим: спаси души наша.

       Кондак, глас 2:
       Пророк дивен показася, Божие повеление прием,  во образ тридневнаго Воскресения в ките тридневен быв, неврежден от зверя изыде и явися светел проповедник Ниневии, великому граду. Сего ради тя радостно, Ионо, почитаем, яко человеколюбия Божия провозвестника.

       Величание:
       Величаем тя, святый пророче Божий Ионе, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

       СВЯТИЙ ПРОРОЧЕ БОЖИЙ ИОНЕ, МОЛИ БОГА О НАС.

Дорогие братья и сестры!

У Вас есть возможность не выходя из дома заказать поминовения о здравии и о упокоении через сайт нашего храма.

Пожалуйста, выберите одну из представленных Треб, впишите имена поминаемых (в родительном падеже) и внесите пожертвование удобным для Вас способом – с банковской карты, или кошелька Яндекс.Деньги.

Записки будут прочитаны за ближайшим Богослужением.

В поминовении указываются имена только крещеных христиан православного вероисповедания.

Наш номер карты для пожертвований:   2200-7007-1782-1333

или по номеру телефона 8-909-667-79-86

afisha-msk.ru