О приходе
Расписание
Служение
Воскресная школа
Центр для людей с нарушением слуха
Творческая страница

Православный календарь





a3590.jpg
     Макарьевская Икона Божией Матери (Одигитрия) – одна из числа немногих чудотворных икон, которая была явлена. Отношение к таким иконам особенно благоговейное и почтительное, ведь считается, что такая икона принесена ангелами, а место её явления отмечено благодатью самим Богом. Она не связана происхождением с человеком, не имеет автора и воли от людей.
     Само основание и развитие города Макарьева, что на реке Унже, несёт печать Духа, силы Духа святого преподобного Макария Желтоводского и Унженского, его духовных подвигов и молитв. Здесь, в 1439 году, он находит то место уединения, к которому стремился всю жизнь, и погружается в молитву и общение с Богом, как ребёнок в объятия любящей матери. Лишь изредка покидает он это место для посещения Богослужения в городе Унже.
     Жители Унжи того времени, это русские военные и торговые люди, а жители окрестных деревень крестьяне и охотники, очень уважали и чтили великого подвижника 90-летнего старца Макария, и обращались к нему за духовным советом и помощью.
     Здесь на берегу этой реки он творит множество чудес; он исцеляет, изгоняет бесов, спасает из плена, защищает от лихих людей, добывает пищу и воду, наставляет на путь истинный и всё это силой одной молитвы.

     Макарьевская икона Божией Матери «Одигитрия» была явлена 17 сентября 1442 года преподобному Макарию Унженскому чудотворцу († 1444), во времена княжения Василия Темного (1425–1462). В это время Галичская (ныне Костромская) область находилась в самом бедственном положении, страдая от голода и стихийных бедствий, междоусобных войн и нашествия татар.      
     Икона явилась в 3 часа утра, когда преподобный оканчивал молитвенное правило и чтение акафиста Богородице. Тогда Сама Пречистая Матерь Божия захотела прославить любимого Своего угодника, как и сам он прославлял Её, и это место его обитания одарить благодатью.
     Явление сопровождалось ярким светом, исходящим от иконы и пением, невидимо несущих икону ангелов. Вся округа наполнилась неописуемым благоуханием, превосходящим все ароматы земные. Сначала Макарий испугался такому необычному явлению и, думая, что это наваждение, стал ограждать себя крестным знамением. Но, услышав ангельское пение, славящее Богоматерь, вышел из своей кельи и поспешил за иконой.
     Когда Макарий спустился к этому месту икона стояла в двух локтях от земли излучая свет и голос Богородицы от иконы возвестил ему, что это дар от Самого Господа, чтобы прославить Макария за его труды и это место одарить благодатию. Было предсказано, что на этом месте будет славная обитель для спасения многих иноков, которую ждёт большое будущее.
     Преподобный с радостным трепетом пал на землю и воскликнул: «Радуйся, Мати Божия! Радуйся, приснотекущий Источниче, спасение миру показующий и всей Галичстей стране твердое ограждение и заступление!» Макарий, потрясённый этим зрелищем, принёс благодарения Богу и Богородице за такую милость к нему и Унженским землям, что такой чести удостоилось это место. Взяв икону, он благоговейно перенёс её к себе в келью, где ещё долго со слезами радости и умиления возносил благодарения и хвалы, припадая к иконе. Там она пребывала до его кончины, и сам Макарий называл её «Одигитрия».
     Недалеко от места явления святого образа преподобный Макарий выкопал источник, прославившийся своей целебной силой, а еще через некоторое время здесь был основан монастырь, также названный Макарьевским.

     Одигитрия, в переводе с греческого – Указующая Путь, Путеводительница – один из наиболее распространённых типов изображения Богоматери с младенцем Иисусом. Отрок-Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой он благословляет, а левой – держит свиток (символ Божественного писания). Богородица представлена в поясном изображении, фронтально (или с небольшим наклоном головы), указывает рукой на Иисуса. С догматической точки зрения основной смысл этого образа – явление в мир «небесного царя и судии» и поклонение царственному младенцу. Богоматерь указует направление-путь и должные стремления человека для правильной жизни и спасения – ко Христу.
     Макарьевская икона Богоматери имеет ряд особенностей, отличающих её от других подобных икон. К этому типу принадлежат также Тихвинская, Смоленская, Иерусалимская, Троеручица, Иверская, Влахернская, Перивлепта и др.
     Икона впоследствии прославилась многими чудесами и была известна по всей России, и день её явления отмечался во всех православных календарях и каталогах. В каждую пятницу на Светлой Пасхе, в пятую субботу святого Великого поста, в которую бывает Похвала Пресвятой Богородице, а особенно 30 сентября – день явления Макариевской иконы, издревле совершалась бденная служба, Крестный ход из обители на источник – место её явления, где совершался водосвятный молебен.

     В монастырских рукописях хранились сказания о многочисленных чудесах, произошедших от чудотворной иконы Божией Матери.
     Дважды по молитве перед ней спасались местные жители от нашествия крымских татар.
     В 1522 году татары напали на Унжу и хотели ограбить и опустошить Макариеву пустынь, но ослепли и, обезумев, бросились бежать. Многие из них утонули в реке Унже.
     В 1532 году молитвами преподобного Макария был спасен от врага город Солигалич. Татары без видимой причины в панике обращались в бегство, а пленные рассказывали, что видели в небе седого старца в черном одеянии, метавшего в них стрелы и камни, а затем появившегося среди них на белом коне и нагнавшего такой страх, что татары стали в ужасе убивать друг друга.
     Благодарные жители устроили в соборном храме придел в честь святого. Более 50 человек по молитвам преподобного Макария получили исцеление от тяжелых недугов, как это было установлено комиссией, посланной Патриархом Московским Филаретом 24 июня 1619 года. В этом же году состоялось прославление преподобного Макария Желтоводского, Унженского чудотворца в лике святых.

     С чудотворной иконы Пресвятой Богородицы был сделан список в византийском стиле, который прославился, как и первообраз. На иконе лик Божией Матери наклонен к Предвечному Младенцу, который покоится на Ее левой руке. Дважды святой образ выходил неповрежденным из огня пожарищ – в 1626 и 1690 годах.
     24 августа 1717 года по указу Петра I и благословению местоблюстителя патриаршего престола митрополита Рязанского Стефана (Яворского) монаху Ионе была выдана рукописная «соборная память» для сбора пожертвований на изготовление оклада для иконы. В этом документе Макарьевский образ прямо называется чудотворным.
     В XVIII веке при игумене монастыря Митрофане II (первым был причисленный к лику святых святитель Митрофан Воронежский), который не знал истории и значения иконы, святой образ был перенесен из соборного храма в Благовещенскую церковь и пребывал там в забвении. Кроме того, игумен дал разрешение переписать образ в Смоленский. Лишь почти через век – в 1858 году Промыслом Божиим икона вернулась к инокам в своем первозданном виде. Когда икону стали очищать от верхнего ветхого слоя красок, под ним оказался невредимым чудный лик Богоматери древнего письма с надписью «Макарьевская икона» и подписью тропаря и кондака.
     В монастырской летописи хранятся записи многих благодатных знамений и чудесных событий, сопровождавших обретение святого образа.
     По всей видимости в это время в монастыре пребывала и икона, явленная преподобному Макарию, поскольку архимандрит Платон, при котором был обретен список, писал в 1863 году, что один и тот же тропарь и кондак поется в обители «перед обеими чудотворными иконами».

     Атеистическое лихолетье XX века разрушило иноческую жизнь Макарьевской обители: в 1929 году монастырь был закрыт, а святая икона утеряна.
     Лишь в 1993 году началось полномасштабное возрождение монастыря. Через два года в обитель вернулась и его главная святыня – мощи преподобного Макария Унженского.
     Судьба и нынешнее местопребывание списка чудотворной Макарьевской иконы Божией Матери и его первообраза неизвестны. Сохранился единственный список Макарьевской иконы, который находится сейчас в Рождественской церкви Макариево-Унженского мужского монастыря в г.Макарьев Костромской области.
     «Радуйся, Невесто неневестная».
   
     Тропарь, глас 4-й
     К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.

     Другой тропарь, глас 4-й
     Не умолчим никогда, Богородице, силы Твоя глаголати, недостойнии. Аще бо Ты не бы предстояла молящи, кто бы нас избавил от толиких бед? Кто же бы сохранил доныне свободны? Не отступим, Владычице, от Тебе: Твоя бо рабы спасаеши присно от всяких лютых.

     Кондак, глас 6-й
     Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти; ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

     Величание
     Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.

     Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Макарьевская»
      чтомая в Макариево-Унженском монастыре, Костромской епархии

     Преблагя Царице, Мати Господа небесе и земли, ангелов радосте, пророков сладосте, апостолов славо, святителей украшение, мучеников крепосте, преподобных радование, вселенныя похвало, ненадежных надеждо, скорбных утешение, болящих здравие, нищих неистощимое богатство, богатых некрадомое сокровище, грешников спасение, и всех христиан поможение и заступление!
     К Тебе, Богоневесто Владычице, мы грешнии раби Твои прибегаем, и от Тебе, Всеблагая Госпоже Богородительнице, скорыя помощи просим: озари наш ум светом истиннаго богопознания, согрей сердца наша ко приятию спасительных заповедей Сына Твоего и Бога нашего;
     уврачуй, Владычице, язвы неисцельныя душ и телес наших всесильными Твоими молитвами, и подаждь нам, Всеблагая, вся полезная ко спасению; огради нас святыми ангелы от всех бед, добрая и полезная нам деяти даруй, да прочее время жизни нашея в мире и покаянии поживем; христианскую же кончину жития нашего мирну и непостыдну исходатайствуй нам.
     Ей, Владычице, Царице Небесная! Услыши сей глас моления нашего, и по исходе от временныя жизни сея, помози нам безбедно прейти вся воздушная мытарства миродержителя тьмы века сего, и в райских обителех со избранными вселитися нам сподоби;
     да во светлостех святых со веми небесными силами, воспеваем Великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

     ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ, СПАСИ НАС.

Дорогие братья и сестры!

У Вас есть возможность не выходя из дома заказать поминовения о здравии и о упокоении через сайт нашего храма.

Пожалуйста, выберите одну из представленных Треб, впишите имена поминаемых (в родительном падеже) и внесите пожертвование удобным для Вас способом – с банковской карты, или кошелька Яндекс.Деньги.

Записки будут прочитаны за ближайшим Богослужением.

В поминовении указываются имена только крещеных христиан православного вероисповедания.

Наш номер карты для пожертвований:   2200-7007-1782-1333

или по номеру телефона 8-909-667-79-86

afisha-msk.ru