О приходе
Расписание
Служение
Воскресная школа
Центр для людей с нарушением слуха
Творческая страница

Православный календарь





                Поздравляю всех Людмил с именинами!
a8299.jpg
         
         Святая Людмила - первая чешская святая и мученица, стала покровительницей своей родной земли, а также покровительницей бабушек, матерей и христианских воспитателей, и христианских учителей.
         Ее почитают, прежде всего, в Центральной Европе: в Чехии и Словакии,  а также в Германии, Австрии, Франции и, конечно же, во многих славянских странах.
         «Она взошла в земле Богемской, как Звезда утренняя, которая, словно предвестница Солнца Правды (сиречь Христа), разогнала лучом веры мрак заблуждения, Она - первоцвет весны истинной (сиречь благодати), ибо ведомо, что она первой была прославлена среди святых названной земли. Еще и денницею она может быть названа - ибо светом святости произвела день богопочитания <...> Если же блаженная Людмила как на земле именуется часто первой матерью верных, так и на небе явилась заступницею - то требуют того заслуги ее, чтобы должный от верных воздавался ей почет». («Слово на память Людмилы, покровительницы Чехии» чешская рукопись ХI в.)
         Несмотря на почитание святой во всем христианском мире, пожалуй, нигде нет такого количества женщин, носящих славное имя Людмила, как у нас в России.
         Множество российских женщин видели и видят в ней свою небесную покровительницу. Само же имя Людмила, этимологически означающее «люду милая», активизировано в русской культуре эпохи романтизма благодаря замечательной одноименной балладе «Людмила» В.А. Жуковского, а также поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».
       
         Святая Людмила родилась в 860 году, она была родом из Сербии, дочерью сербского князя Славибора. По политическим соображениям в 874 году она была выдана замуж за первого известного чешского правителя - князя Борживоя (из рода Пржемысловичей).
         Супруги жили в эпоху исторического самоопределения славянских народов: в этот период возникли первые славянские государства, на это время приходится миссия святых братьев Кирилла и Мефодия, Просветителей Словенских. По преданию, именно равноапостольный Мефодий обратил в истинную веру Борживоя и Людмилу и крестил их в Велеграде, при дворе князя Великой Моравии Святополка (871-885).
         По возвращении в Чехию они возвели первый на своей земле христиaнcкий храм в честь Святого Климента в Левом Градце, где стал служить священник, присланный святым Мефодием.

         Жизнь благоверной княгини Людмилы Чешской и ее семьи теснейшим образом связана с просветительской миссией равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия.
         Таким образом, политический союз Чехии и Моравии прорастает духовными плодами. И принявшая крещение Чехия в наступающем Х веке стала выходить на передовые позиции в мире западных славян центра Европы.
       Благочестивые супруги способствовали распространению Православия: созидали в своем княжестве храмы, ставили при них священников. В период княжения Борживоя и Людмилы был построен и второй на землe Чешской христианский храм в честь Пречистой Богородицы.
       Супружество Борживоя и Людмилы Господь благословил двумя сыновьями и дочерью, которых они воспитывали в страхе Божием. В 889 году в возрасте 36 лет Борживой умер, оставив вдовой молодую 29-летнюю княгиню.
      
       Однако процесс обращения в христианство всего чешского народа был долгим и трудным. Христианское устроение общества, основанное на законности и милосердии, было несовместимо с прежними варварскими родоплеменными отношениями, которые во многом держались на силе и произволе военной аристократии. Не случайно, поэтому, языческая военная знать уже при жизни Борживоя подняла мятеж против своего государя. Восстание было подавлено с большим трудом и только при помощи Святополка Моравского, союзника чешского князя. Тем не менее, и после победы Борживоя языческая партия в Чехии не ослабла, а после смерти князя в правление его детей Спытигнева I (ок. 894—915) и Вратислава I (915—921) еще больше усилилась.

         Старший сын княжеской четы, Спитигнев, жил недолго, а младший, Братислав, вступив на престол после своего брата, правил своим народом тридцать три года, в его правление святая Людмила продолжала заботиться о Церкви.   
         Супруга Братислава, Драгомира, была привезена в Чехию с берегов реки Гаволы из языческой страны славян-лютичей из области стодорян. У Братислава и Драгомиры было двое сыновей - Вячеслав и Болеслав, которые совсем не походили один на другого: сколько Вячеслав характером и делами напоминал доброго отца своего, покровительствовавшего христианской вере, столько в Болеславе отразились качества нечестивой Драгомиры. Воспитание Вячеслава, который по праву первенства должен был наследовать престол, князь Братислав поручил благочестивой матери своей - святой Людмиле. Воспитанием же Болеслава занималась Драгомира.

        Ненавидя свекровь, княгиня Драгомира при жизни мужа не дерзнула предпринять против нее ничего серьезного. Блаженная Людмила, невзирая на все козни невестки, соблюдала внука своего Вячеслава в законе христианском и научила его чтению священных книг.
        Чувствуя приближение кончины, князь Братислав хотел еще при жизни утвердить юного Вячеслава на прародительском престоле. Он созвал всех своих именитых князей, епископа и клир церковный в соборный храм Пречистой Богородицы и после Божественной службы возвел отрока на ступени алтаря. Епископ благословил юного Вячеслава словами: «Господи Иисусе Христе, благослови отрока сего, как благословил Ты праведных Авраама, Исаака и Иакова и как увенчал Ты равноапостольных царей Константина и Елену». И молитвами святительскими возрос отрок в благодатной вере под сению своей бабки.

         В 921 году князь Братислав скончался, и власть перешла в руки несовершеннолетнего отрока Вячеслава. Могущественные вельможи, пользуясь юным возрастом своего государя, назначили регентшей мать его Драгомиру и воздвигли против него крамолу, так как сильно еще было влияние язычников, которые старались одолеть христианство в Чехии. Орудием этих нечестивых целей они избрали не отставшую от языческих обычаев Драгомиру, и на главу святой Людмилы обрушились все ведомые и неведомые несчастья.
         Но блаженная Людмила, довершив благочестивый труд свой и видя внука своего уже воцарившимся, удалилась на покой в город Тетин, где доживала преклонные годы в молитве, рукоделии и благотворении.
         
         Начало княжения Вячеслава было омрачено трагедией: мать юного князя Драгомира велела умертвить благоверную княгиню Людмилу. Двое убийц были посланы ею на княжеский двор в Тетин. В ночь с 15 на 16 сентября, выломав двери дворца, они ворвались в покои блаженной стаpицы. «Так ли помните все мои благодеяния?» - спросила княгиня, но изверги, не внимая речам ее, накинули петлю на старческую шею. «Лучше поразите меня мечом, - смиренно просила Людмила, - чтобы вместе с мучениками пролить мне кровь за Христа». Но убийцы знали, что пролитие крови у христиан было непременным условием для признания мученичества, поэтому задушили княгиню. Это случилось в субботу, в первом часу ночи. Было ей тогда от роду 61 год.   
         Душа мученицы отлетела в вечные селения, тело же ее было погребено без церковного отпевания под городской стеной Тетина.
       
         Но Господь прославил место погребения Своей угодницы многими чудесами: каждую ночь над тем местом являлись горящие свечи. Один слепец прозрел, когда прикоснулся земли с могилы святой Людмилы.
         "Радуйся, блаженная Людмило, от злых боляр схваченная и вервием удавленная по вые твоей; Радуйся, яко таковым образом угодивщая Богу, пострадавшая мученически».
         «Радуйся, яко тобою дивен Бог во святых Своих является. Радуйся, яко мощи твоя прославu Господь нетлением благодатно».
         "Радуйся, блаженная княгине Людмило, святая мученице и молитвеннице о душах наших".
         
         Казалось бы, Людмила и вообще христианская миссия в Чехии безвозвратно проиграли язычеству: по человеческим соображениям, святая княгиня не смогла подавить заговор, удержаться у власти.
         Однако, в конечном счете, святая Людмила добилась гораздо большего, чем просто политическая победа над противниками.
         Своей твердой верой, святой жизнью и мученической смертью она сумела воспитать своего внука Вячеслава христианином, который в будущем, несмотря на языческое окружение и влияние матери, станет благоверным князем, вернет свою страну на путь христианского просвещения, перенесет останки святой Людмилы из Тетина в Прагу, в церковь Святого Георгия Победоносца на Пражском граде (здесь они покоятся и по сей день), где и ныне от них происходит много знамений и чудес, и, в конечном счете, сам примет мученическую смерть за Христа.

         По свидетельству епископской записи в мартирологии, перенос мощей на знаменитое, освященное место, каковым в то время был Пражский град, был не только символом, но и условием прославления святой.
         Почитание святой мученицы Людмилы быстро росло. Официально ее святость признана в 1143-1144 годах. Немного позже в престолы некоторых чешских храмов были помещены частицы мощей святой мученицы. Во времена Карла IV над ракой благоверной княгини было сделано надгробие.
         В 1981 году была отворена рака святой Людмилы, где рядом со святыми мощами обнаружили белую шелковую ткань с геометрическим узором, весьма вероятно, это был повой, которым знатные жены покрывали голову.   

         Подвиг святой Людмилы актуален и в наше время. И сегодня почти каждый верующий человек призван проповедовать Христа, в первую очередь, в собственной семье, не только словами, но и всею своею жизнью. Нужно быть готовым, что многие и самые близкие люди могут не понять нас, и христианская вера будет даже вызывать в них ненависть и раздражение. Но наше терпение и любовь, наши усилия и скорби, в конечном итоге, не будут напрасными, если мы будем твердыми в вере как святая мученица Людмила, княгиня Чешская.

         28 ноября 1999 года в Москве в храме святого Николая в Котельниках (недалеко от Афонского подворья) торжественно открылось подворье Православной Церкви в Чешских землях и Словакии. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Архиепископ Пражский, Митрополит Чешских земель и Словакии Дорофей (+2000) освятили храм после реставрации и совершили в нем Божественную литургию. Высокий гость передал в дар Русской Православной Церкви ковчежец с частицей мощей святой мученицы Людмилы, который теперь пребывает на подворье в Москве.

         Тропарь, глас 4
         Оставльша тьму идолослужения и с горячей любовию прияв свет Православныя веры Христовы, явися ты, святая Людмило, яко звезда утренняя, и светом святости твоея истинный день Богопочитания в Чешстей земли начав.

         Кондак, глас 4
         Светло во страдании твоем возсияла еси, страстотерпице, от кровей твоих преиспещрена, и яко красная голубице к небеси возлетела еси, Людмило, тем же моли присно за чтущия тя.

         Величание
         Величаем тя, страстотерпице Христова Людмило, и чтим честное страдание твое, еже за Христа претерпела еси.

                Молитва святой мученице княгине Людмиле

         О, Святая угоднице Христова, мученице княгиня Людмило, Первоугоднице чешския страны и стольнаго града Праги украшение, теплая о нас пред Богом молитвеннице.
         Се, мы, многогрешнии, смиренно припадая, молим тя, не попусти нам погибнути в тине грехов наших, но вознеси о нас моление.
         О, Преблагая мати Людмило,
         Не забуди присещати чад твоих, аще бо и преставилася еси от нас в небесныя обители.
         Вкупе ж и со Святым мучеником и внуком твоим Вячеславом, егда подрасте отрок Вячеслав, отец его, твой же сын, по обычаю того времени испроси Епископа и иереев со всем причтом церковным призвать на него благоловение Божие. Епископ, отслужив в Церкви Пресвятыя Богородицы и постави отрока на ступени храма, и благослови его тако:
         «Господи Боже Иисусе Христе, благослови сего отрока, яко же благословил еси праведных Твоих, Авраама, Исаака и Иакова, и венчай его, яко же венчал еси правоверных царей, равноапостольных Константина и Елену».
Тако же и ты, святая праматерь его, испроси и нам, грешным, Божие благословение на чада наша, и на всех нас, да и мы многогрешнии, возблагодарим Господа за подаяние Его благодати. Да купно с тобою прославим Отца и Сына и Святаго Духа и твое великое заступление о нас во веки веков. Аминь.

                СВЯТАЯ МУЧЕНИЦЕ ЛЮДМИЛО, МОЛИ БОГА О НАС.

Дорогие братья и сестры!

У Вас есть возможность не выходя из дома заказать поминовения о здравии и о упокоении через сайт нашего храма.

Пожалуйста, выберите одну из представленных Треб, впишите имена поминаемых (в родительном падеже) и внесите пожертвование удобным для Вас способом – с банковской карты, или кошелька Яндекс.Деньги.

Записки будут прочитаны за ближайшим Богослужением.

В поминовении указываются имена только крещеных христиан православного вероисповедания.

Наш номер карты для пожертвований:   2200-7007-1782-1333

или по номеру телефона 8-909-667-79-86

afisha-msk.ru