О приходе
Расписание
Служение
Воскресная школа
Центр для людей с нарушением слуха
Творческая страница

Православный календарь





0_4150.jpg
       Мы часто слышим и произносим слово «прогресс». Правильно ли мы понимаем это слово?  Многие считают, что смысл мирового прогресса в постепенном улучшении жизни. Какою мерой определяется улучшение?  Наслаждением. Культура увеличивает власть над природой, усложняет потребности и дает более полную возможность удовлетворить их. А это делает жизнь все более приятной и содержательной. Блага культуры доступны пока не всем, но дальнейший прогресс уничтожит неравенство, и тогда все будут наслаждаться одинаково. Таким образом, смысл прогресса лежит в постепенном увеличении наслаждений жизнью и в постепенном уничтожении неравенства в распределении этих наслаждений.
       Священник Валентин Свенцицкий говорит, что «этот признак «улучшения» совершенно недостаточен. Он достаточен только для тех практических задач, которые ставит перед собой большинство, а не для действительного уяснения смысла прогресса. Большинство людей стремится не к достижению высших духовных состояний, а к удовлетворению своих страстей и возможность более полного их удовлетворения, естественно, кажется этому большинству «прогрессом», то есть «улучшением жизни».
       Увеличение наслаждений не может осмыслить мировой прогресс по трем причинам.
       Во-первых, надо еще доказать, что культура, действительно увеличивает общую сумму наслаждений, а не уменьшает ее. Но увеличиваются не только наслаждения, но и страдания. И едва ли можно доказать, что увеличение наслаждений идет быстрее, чем увеличение страданий.
       Во-вторых, понятие «наслаждение» крайне субъективно. Жизнь в больших городах, где можно пользоваться всеми благами культуры, многим кажется ужасной, и они бегут от нее к жизни менее культурной, но более соприкасающейся с природой. Значит, наслаждение благами культуры не может быть признаком общеобязательным.
       И, в-третьих, если бы мы и признавали несомненным и общеобязательным увеличение наслаждений с развитием культуры, это не могло бы осмыслить мировую жизнь потому же, почему самые утонченные наслаждения не могут осмыслить жизнь отдельного человека.

       Понятие прогресса бессмысленно при материалистическом мировоззрении.
       Всякое положительное решение вопроса о смысле мировой истории непременно должно быть религиозным. Христианское понимание прогресса совершенно не подходит на понимание мирское. И потому надо начать с того, чтобы вполне отрешиться от всех общепринятых понятий, слов, суждений, оценок. Надо забыть горделивые и ничего не значащие фразы о «победоносном шествии человечества по пути прогресса», о «величии человеческого гения», о «торжестве науки и техники», о каких-то «сверхъестественных достижениях культуры». Все это пустые слова, поскольку речь идет о смысле прогресса.   
       Люди могут летать на аэропланах, как птицы, сидя в своих кабинетах, видеть и слышать, что делается за тысячи километров, могут превращать свою жизнь в фантастическую сказку, где по движению волшебной палочки явятся самые сладкие яства и самые утонченные наслаждения. И в то же время вся эта поразительная культура ни в какой степени не будет сама по себе «прогрессом» и ни в какой степени не может осмыслить исторический процесс.
      Ставить вопрос о смысле прогресса может только христианское учение, потому что оно одно только знает конечную цель бытия вообще. Христианская теория прогресса имеет за собой великие истины веры о сотворении мира и человека, о грехопадении, об Искуплении, о Церкви, о нравственном совершенствовании, о Промысле, о законе и благодати, о последних временах, явлении антихриста, о славном втором пришествии Христа. Дать действительный ответ на вопрос, что такое прогресс и каков его смысл, не может разум человеческий – это может сделать только Богооткровенное Христианское учение в своей совокупности.
       По учению христианскому, прогресс – это такой процесс изменения жизни, в котором достигается общая цель мироздания. Смысл прогресса - значит понять эту конечную цель мироздания и уяснить, каким образом прогресс мировой жизни ведет к ее достижению.
       Если мир, несмотря на вечность, продолжает изменяться, то это свидетельствует не о том, что недостаточно прошло времени для достижения материальных задач, а о том, что смысл всех происходящих в мировой жизни изменений лежит в области нравственной, от времени независящей и временем не связанной, а значит, возможен только нравственный смысл прогресса».
 
       Почему понятие прогресса бессмысленно при материалистическом мировоззрении?
       На этот вопрос отвечает профессор Алексей Осипов в своей лекции «Христос и прогресс»:
       «Двадцатый век поставил человеческое сознание перед многими парадоксами, которых оно прежде не ведало. Однако одним из самых поразительных среди них является тот, который понимается как глобальный Кризис технократической цивилизации. Современный мир стоит на грани, за которой реально видится гибель не только всех достижений научно-технического прогресса, но и самой жизни на земле.
       Что привело к этому?
       Это очевидно - бурная человеческая деятельность, направляемая тремя основными движущими силами нашей цивилизации: наукой, философией, религией. Более парадоксальную ситуацию трудно себе представить: то высшее, что есть в человечестве и, как кажется, по самой своей природе предназначенное быть светом на пути его жизни, ведет к всеобщей и страшной трагедии.   
       Где истоки столь неожиданных последствий?
       Хотя и непросто ответить на этот сложный вопрос, требующий всестороннего анализа большого комплекса различных составляющих человеческого прогресса, однако не вызывает сомнений, что одной из непосредственных причин, породивших современный Кризис, является практически полный в последние два-три столетия разрыв взаимопонимания между важнейшими областями духовной и интеллектуальной жизни общества: научной и философской, с одной стороны, и религиозной - с другой.
       Поэтому среди множества наших проблем выявление и восстановление изначально бывшей взаимосвязи и гармонии между религиозным, философским и научным видением мира представляется сегодня одной из наиболее актуальной. На это указывают хотя бы следующие ее аспекты.

       1.  Мировоззренческий.
       В истории Нового времени, начиная особенно с т. н. эпохи Просвещения, научно-технические достижения и философская мысль стали рассматриваться не только как необходимые, но и как единственные средства, способные дать человеку полноценную жизнь - вопреки христианству, которое в лучшем случае рассматривается как добрая, красивая традиция, поддерживающая определенную моральную атмосферу в обществе, но, по существу, представляющая собой нечто архаичное, антинаучное, оторванное от насущных проблем жизни и уводящее человека в иллюзорный мир беспочвенных мечтаний.
       Однако такое пренебрежительно-отрицательное отношение к христианству и противопоставление его науке и философии влечет за собой далеко идущие и совсем не безобидные психологические, нравственные и практические последствия, самым негативным образом отражающиеся на человеке. Ибо пока имеет место подобное убеждение, не может быть ни духовно единого и устойчивого общественного сознания, ни истинно гуманных достижений, ни целостного мировоззрения, достойно отвечающего человеку на важнейший для него вопрос: «Зачем я живу и творю, если все кончается смертью?»

       2. Духовный.  Потрясающий научно-технический прогресс и достижение высокого уровня жизни в развитых странах при одновременно резком снижении в них христианской религиозности, приводит, как утверждает статистика, все большее число людей не к обещанному раю на земле, а к разочарованию в жизни, потери ее смысла, нравственным извращениям, тяжелым нервно-психическим расстройствам и самоубийствам.
       Но жажда комфорта, обещаемого научно-технической революцией, настолько заворожила все человечество, что оно забыло не только о духовных, нравственных и религиозных ценностях, но и о самой своей жизни, не говоря уже о жизни своих потомков.   
       Антикультура, аморализм, псевдорелигии развиваются с такой катастрофической скоростью, что уже реально угрожают совершить небывалую в истории всемирную революцию, грозящую уничтожить на планете все традиционные духовные ценности, а с ними и самого человека. В результате, кризисы, в первую очередь, моральный, экологический и экономический, все сильнее поражают современный мир. Человечество оказалось перед реалиями, которые угрожают не только благополучию человека, но и самой жизни на земле и все с большей силой ставят под сомнение избранный путь развития.
       Поистине, парадоксальное явление. Невольно вспоминаются библейские слова: «Когда я чаял добра, пришло зло; когда ожидал света, пришла тьма» (Иов.30,26). Куда же ведет человека современная цивилизация, «освободившаяся» от Христа? Не зовет ли она сама теперь к немедленному пересмотру приоритетов в нашей жизни и серьезному обращению взора к тем духовным ценностям, о которых всегда говорило христианство?

       3. Экологический. Идея комфорта, кое-где отчасти достигнутого, но для большинства человечества по-прежнему лишь обещаемого научно-технической революцией, настолько заворожила все человечество, что оно забыло не только о духовных, нравственных и религиозных ценностях, но и о самой своей жизни, не говоря уже о жизни своих потомков.  Наслаждение, выгода, власть - вечные страсти и неизменные спутники комфорта - буквально свели с ума и окончательно поработили современного человека, заставляя его губить ту природу, частью которой он сам является, ввергая мир в тяжелейший экологический кризис.
       Достаточно указать хотя бы на то, что в настоящий момент потребление энергии выросло настолько, что если бы все население Земли перешло на уровень потребления индустриальных стран, то экологическая катастрофа последовала бы немедленно. Не случайно, академик РАН Н.Н. Моисеев писал: «Глобальная катастрофа может разразиться столь стремительно, что люди окажутся бессильны. Надежды на технику совершенно напрасны, нас уже не спасут новые технологии... Необходимы новые заповеди...».
       Научно-технологический уровень нашей цивилизации, действительно, делает сегодня в принципе возможным, чтобы усилия даже очень узкого круга лиц могли в течение ничтожно малого времени безвозвратно погубить, по меньшей мере, все высшие формы жизни. Таково фактическое положение вещей. Правда, обычно полагают, что современные кризисы обусловлены ошибками социально-политического и научно-технического характера, и с прогрессом знания они постепенно будут сведены на нет.
      
       Однако, теперь стало уже совершенно очевидным, что источник Кризиса находится в самом человеке, в его роковой идее ложного прогресса, которой он живет всю историю, и которая, если он от неё не откажется, погубит наш мир, ибо он не выдержит антропогенной нагрузки и Катастрофа станет неизбежной.
Тот же академик Н. Моисеев писал: «Человечество как биологический вид смертно, и в этом смысле конец человеческой истории однажды наступит. И не в каком-нибудь совершенно неопределенном будущем, а, может быть, уже в середине XXI века» (Н. Моисеев. Быть или не быть человечеству? М. 1999. С. 33).
       В чем сущность этой идеи, приведшей к подобному исходу развития нашей цивилизации?
       Сначала ответим на простой вопрос: на что направлены усилия любого народа и человечества в целом?
       Конечно, на то, чтобы приобрести максимум материальных и культурных (часто называемых духовными) благ. Эта цель была неизменной в течение всей истории. И даже религии (так называемые языческие) были подчинены ей. На ее осуществление направлены и теперь все силы человечества. Наука, философия, само религиозное сознание подавляющего большинства людей и народов живет только этим и работает только на это. В Евангелии она названа мамоной.
      
       Но почему такая целеустремленность приводит человечество не к естественно предполагаемому всеобщему процветанию, а к окончательной планетарной трагедии?
Оказывается, человек нарушает самый фундаментальный закон своего бытия.
       Но прежде, чем сказать о нем - небольшое отступление.
       Существует определенная иерархия планов бытия.
       Низший - физический уровень. Принципиально возвышающийся над ним - биологический. В свою очередь он оказывается низшим по сравнению с психическим. (Потрясающая, например, сила человека, находящегося в состоянии аффекта, или смерть матери при известии о гибели ребенка, наглядно свидетельствуют об этом). Еще более высокий уровень, которому подчинены в человеке и биологические, и психические стороны жизни, представляет собой нравственный. Ради правды человек может пожертвовать всем своим благополучием. Сама жизнь перед ее лицом часто теряет свою ценность. Сколько мучеников за идею знает история.
       Однако высшим уровнем является духовный, перед которым даже нравственность оказывается вторичной, подчиненной. Если нравственность человека оценивается по характеру его отношения к другим людям, к семье, закону, окружающей природе, к внешнему миру, то есть по его поступкам, то духовность - это совсем другая категория.
       Она познается по главной цели жизни человека, сокровенным побуждениям его души, ее чистоты от всякой внутренней грязи, прежде всего, от рабства трем главным идолам, на алтари которых человек от начала своего бытия приносит все свои силы, таланты и часто саму совесть - это искание наслаждений, комфорта, развлечений, материального изобилия, власти и славы, или, по выражению одного святого: сластолюбия, сребролюбия, славолюбия.
       Духовность, естественно, предполагает высокую нравственность, но нравственность далеко не всегда является свидетельством истинной духовности. Ибо не редко человек с безупречной, с точки зрения общественной морали, нравственностью бывает заражен такой гордыней, честолюбием, завистью, алчностью и т.п., что действительно является «святым сатаной». В таком случае нравственность теряет всю свою значимость.

       Эта иерархия ценностей свидетельствует об очень важном: дух, в конечном счете, определяет содержание и направленность всей человеческой деятельности, являясь своего рода неким маточным раствором, порождающим "кристаллы" активности всех низших уровней жизни человека. Но состояние духа, или духовность человека, обусловлено той высшей целью, к которой он стремится.
       Таковая цель может быть обращена к исканию смысла жизни, к истине, святости, любви, к тому, о чем писал апостол Павел: "Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание..." (Гал.5;22). А может и не подниматься выше трех идолов, потребностей и страстей обыденной жизни. В таком случае истинные духовные ценности и идеалы: чистота совести, любовь к другому человеку, жертвенность, безкорыстность, Бог, душа, вечность будущего существования личности - оказываются ничего не значащими, более того, превращаются в ничто, в помеху этой жизни.
       Но разве не очевидно, как при такой "духовной" установке будет развиваться жизнь и деятельность отдельного человека, любого народа, мира в целом? Об этом ясно говорит и история, и современность.
       Роковые последствия такой плоской, чисто материалистической «духовности», перспектива которой полностью уничтожается неминуемой смертью каждого человека, последствия измены духовным началам жизни в развитии нашей цивилизации видели многие лучшие люди всех времен и народов.

       Известный русский общественный деятель XIX века Иван Сергеевич Аксаков произнес в связи с этим замечательные по своей силе и пророческому пафосу слова:
       «ПРОГРЕСС, ОТРИЦАЮЩИЙ БОГА И ХРИСТА, В КОНЦЕ КОНЦОВ, СТАНОВИТСЯ РЕГРЕССОМ; ЦИВИЛИЗАЦИЯ ЗАВЕРШАЕТСЯ ОДИЧАНИЕМ; СВОБОДА - ДЕСПОТИЗМОМ И РАБСТВОМ. Совлекши с себя образ Божий, человек неминуемо совлечет - уже совлекает с себя - и образ человеческий и возревнует об образе зверином" (Апокалипсис, гл.13,1-18). Сказано, кажется, слишком сильно.
       Но разве современные небывалые по своим масштабам и остроте проблемы: нравственные, социальные, экологические, экономические и другие, — не свидетельствуют о характере прогресса, отвергшего Христа, Его духовные и нравственные ценности, возвещенный Им смысл человеческой жизни?
       Разве узаконенная (!) пропаганда всеми видами СМИ всякого рода безнравственности и извращений, открытого глумления над телом и душой человека, господство золотого тельца, диктат преступных кланов и т. д. — не свидетельство одичания дехристианизированной цивилизации?
       Разве современная демократия, давшая власть не демосу (народу), а наднациональным, враждебным всем народам мира финансово-экономическим спрутам, не только неподконтрольным никаким государствам, но и диктующим любым правительствам свою волю - не является настоящим деспотизмом и, по существу, нескрываемым рабством народов?
       Наконец, и так называемая религиозная свобода, то есть полная вседозволенность оккультизма, магии, колдовства, вплоть до сатанизма, и социальная свобода пропаганды разврата, жестокости и насилия — разве это не совлечение с себя современным цивилизованным обществом образа Божия и человеческого и ревность об образе зверином?!

       ДУХ ТВОРИТ СЕБЕ ФОРМЫ. КАКОВА ДУХОВНОСТЬ - ТАКОВЫ И ПЛОДЫ. Эта простая истина содержит в себе ключ к тайне парадокса нашей цивилизации, к решению главнейшей ее проблемы.
       Этим ключом является основной закон человеческой жизни, возвещенный Христом:
       «Ищите прежде всего Царства Божия и правды его, и это все приложится вам» (Мф.6;31-33).
       Под исканием Царства Божия и правды его разумеются не розовые мечты о вечных райских наслаждениях, но святость души в этой жизни от любых грязных дел и поступков, мыслей и желаний, любых неправд, лжи, зависти, гордыни и проч. Ибо Христос сказал: Царство Божие внутри вас есть (Лк.17,21).
       Не трудно понять, что все кризисы, в конечном счете, порождены отступлением человека от безспорных норм духовно-нравственной жизни. Поэтому, если бы люди стали на путь созидания внутри себя этого Царства святости, правды, любви, то не трудно представить себе, какова бы стала общественная, экономическая, культурная и т.д. жизнь. Она вся изменилась бы, и время благоденствия настало бы на земле. Вот где ключ к решению всех проблем жизни.    Однако, кто захочет и сможет им воспользоваться?
       Но этот закон действует в обратном направлении, когда ищем, прежде всего, что есть, что пить и во что одеться, а не Царства Божия и правды его. Тогда все то благополучие, которого так жаждем, не приложится нам.
       Таков ответ с христианской точки зрения на центральный вопрос современности: почему человечество приближается не к триумфу полного благоденствия на земле, а с поразительным ускорением - к своей окончательной и бесповоротной трагедии?
      
       Принципиальная ошибка человеческого сознания в целом и изначальной идеи цивилизации заключается в искажении цели человеческого бытия. Человек стихийно, безумно усматривает первостепенную цель своей жизни не в духовном и нравственном очищении и совершенствовании, а, прежде всего, в славолюбии, сребролюбии, сластолюбии - в культе этих языческих идолов. Они, порабощая ум, ослепляют его, в результате чего деятельность человека приобретает ложный характер и бумерангом возвращается против него.
       Как однажды заметил А. С. Хомяков: «Умом все управляется, страстью все живет». Человеческий ум, забывший о первичности духовных ценностей, становится игрушкой страстей и отсюда, естественно, причиной всех бед в нашем мире.
       Один из замечательных русских духовных мыслителей XIX столетия святитель Игнатий Брянчанинов подчеркивал, что вся деятельность человека всецело зависит от того, куда и как направлен его ум. Но страсти, порабощая ум, ослепляют его, в результате чего деятельность человека, имеющего ложную цель жизни, в конечном счете, бумерангом обращается против него самого. Это в полной мере относится к развитию человеческой цивилизации в целом.

       Сейчас, когда со времени пришествия Христа прошло два тысячелетия, человечество уже в глобальном масштабе получает ясную возможность увидеть и осознать плоды близорукого материалистического понимания жизни. Такое осознание в настоящий момент чрезвычайно важно, так как оно является первым условием для изменения образа своих мыслей (по-гречески: метанойи, т.е. покаяния).
       Христианство призывает человечество пересмотреть и исправить, пока не поздно, тот роковой путь развития цивилизации, который начался с первого греха людей, первого их искушения – сорвать плод всецелого ("добра и зла") знания и стать в этом мире богами без Бога – и который с исключительной силой и все с большей настойчивостью осуществляется в настоящее время.
       Это исправление возможно лишь при условии отказа от материализма как принципа личной и общественной жизни, при наличии действительного личного покаяния в своих грехах и обещания Богу доброй совести.
       Сможет ли человечество понять гибельность своего духовного, прежде всего, состояния и его истинные истоки? Но через сознание этого возможны и понимание смысла человеческой жизни, человеческой истории и надежды на положительные изменения в нашем мире в третьем тысячелетии».

Дорогие братья и сестры!

У Вас есть возможность не выходя из дома заказать поминовения о здравии и о упокоении через сайт нашего храма.

Пожалуйста, выберите одну из представленных Треб, впишите имена поминаемых (в родительном падеже) и внесите пожертвование удобным для Вас способом – с банковской карты, или кошелька Яндекс.Деньги.

Записки будут прочитаны за ближайшим Богослужением.

В поминовении указываются имена только крещеных христиан православного вероисповедания.

Наш номер карты для пожертвований:   2200-7007-1782-1333

или по номеру телефона 8-909-667-79-86

afisha-msk.ru