Православный календарь





Галина Николаевна Николаева XVII век в Грузии был кризисным периодом, когда трагичные и запутанные события происходили одно за другим. Страна была раздроблена на несколько политических единиц, которые, хоть и не враждовали между собой, но своей разъединенностью существенно ослабляли и военный, и общественно-культурный потенциал Иверии. Главную опасность на тот момент представляла Турция, которая надеялась удержать власть над Грузией. Угроза от османов была настолько велика, что грузинские цари даже делали попытки подружиться с Ираном, но вместо этого приходилось балансировать между турками и персами. Последние время от времени совершали опустошающие набеги на Грузию, захватывая в плен местное население и пытались максимально распространить ислам в практически полностью православной стране. На фоне этих событий и разворачивалась драматическая история святой великомученицы царицы Кетеван, которую впоследствии назовут ангелом-хранителем Грузии. Княжна Кетеван происходила из царского рода Багратиони и была правнучкой царя Константина Карталинского. Благочестивые родители наставляли свое чадо в добродетели и нравственной христианской жизни. Красивая, умная и верующая девушка в юном возрасте вышла замуж за Давида, старшего сына царя Кахетии Александра II, и родила ему наследника – Теймураза. Царская чета воспитывала малыша в благочестии и строгости, готовя сына к восхождению на престол. Горцы безмерно уважали своих правителей – Давид был справедлив и рассудителен, а Кетеван все свое время посвящала заботе о Церкви, занималась построением храмов, приютов и больниц, была милостива к нищим, врачевала больных и в приключившихся бедах была скорой помощницей. Беда пришла откуда не ждали – в 1601 году царь Давид внезапно умер. Кетеван осталась вдовой, а Теймураза отправили на обучение к персидскому двору. После погребения мужа царица стала вести аскетическую и закрытую жизнь, оплакивая утрату и посвящая всю себя государственным делам. Ей удалось усмирить знать, привести в порядок дела Кахетинского царства, обеспечить благосостояние Церкви и возвратить ей утраченный мир, которого не было при предыдущих правителях. Тем временем Константин, брат покойного Давида, средний сын царя Кахетии Александра II, по прозвищу Окаянный, человек амбициозный и завистливый, мечтал править Кахетией единолично. Во время своего обучения в Иране он сблизился с шахом Аббасом І и принял ислам. Смерть царя Давида пришлась очень кстати, дорога к трону стала наполовину свободной, и, стоя над гробом почившего, коварный царевич уже строил план дальнейших действий. По подсказке того же шаха Аббаса Константин подослал убийц к своему престарелому отцу и младшему брату Георгию, который был совсем юным. Отрубленные головы, как доказательство верности, царевич отослал шаху, а обезглавленные тела положили на верблюдов и отправили к Кетеван, не успевшей прийти в себя после потери мужа. Ужаснувшись злодеянию, царица оплакала смерть еще двух близких безвинных страдальцев и похоронила их в Алавердском соборе. А вслед за этим ее настигло новое потрясение: в Алавердском соборе не успело закончиться отпевание убитых царей, как Константин хладнокровно приказал Кетеван разделить с ним трон и ложе, в противном случае угрожая смертью. Передав через послов Константина решительный отказ ему на его предложение, Кетеван обратилась к знатным Кахетинцам, прося их защиты против насилия Константина, предупредив их об опасности, которая угрожает со стороны этого убийцы всему царствующему дому и всем жителям, которых он намеревается обратить в магометанство, и сказала при этом, что если не помогут ей защититься от беззаконных требований Константина, то она оставит Кахетию и возвратится к своему семейству. Услышав это от Кетеван, в лице которой народ чтил мудрую помощницу своего мужа в правлении страною, - высшие представители народа Кахетинского обещали ей защиту и действительно выступили со своими воинами против Константина и убили его, войско же Персидское, которое призвал Константин, чтобы сразиться с Грузинами - христианами, все было истреблено. Тогда Кетеван решилась снова принять правление над царством и поселилась в городе Греми - древней столице Кахетии, находившемся у подошвы гор, отделяющих Кахетию от Дагестана. Вскоре, однако же, Кетеван, мысли которой давно уже были устремлены на служение одному Богу, почувствовала себя не в силах быть во главе царства, особенно же при таком трудном положении дел, какое было в то время. Не имея кому передать управление, так как из всего царского дома не оставалось в живых никого, кроме ее сына, отрока Теймураза, бывшего заложником при Персидском дворе, она решилась устроить его возвращение. И, отправив почетное посольство с богатыми подарками к шаху Аббасу I, написала ему, что если он не возвратит ей ее сына Теймураза, то Кахетия отложится от его зависимости. Опасаясь, чтобы Кахетия не присоединилась к Турции или России, шах Аббас позволил Теймуразу возвратиться в свое царство. Велика была радость царицы Кетеван при свидании с своим сыном. В особенности была она утешена тем, что, несмотря на долгое пребывание свое при Персидском дворе, он не утратил веры своих отцов. В 1606 году Теймураз был коронован и взял в жены Анну, дочь гурийского князя Мамии ІІ, сама же Кетеван успокоилась в уединении, предавшись теперь безрассеянно главной заботе о приготовлении к вечной жизни. После скоропостижной смерти супруги Теймураз женился во второй раз – на сестре соседа, картлийского царя Луарсаба II, княжне Хорошан. Царь Луарсаб II, был с ним в самых лучших отношениях – их объединяла крепкая вера во Христа. На его второй дочери Елене женился сам шах Аббас. Но недолговременна была радость Кетеван по случаю соединения с своим сыном, недолговременно было и успокоение ее при возможности жить, как ей было по душе. Шах Аббас не оставлял мысли о подчинении ему Кахетии и, выискав коварным образом благовидный предлог, угрожал нападением на царство Теймураза. Шах постоянно интриговал против грузинских христианских царей. В 1614 году он пошел войной на их царства, истребляя и уводя в плен жителей, оскверняя церкви и собственными руками уничтожая кресты и иконы. Луарсаб и Теймураз бежали к царю Имеретии Георгию II, который отказался выдать их персам. Тем не менее, коварный шах Аббас захватил Луарсаба хитростью и заточил в крепости города Шираза, где в 1622 году он был задушен после долгих мучений. Вместе с ним поминается св. царь Арчил II (668–718), также претерпевший мученичество ради сохранения христианской веры своего народа. Чтобы расправиться с Теймуразом, шах Аббас в 1615 году захватил территорию Ганджи. Устрашенные кахетинцы обратились тогда к своему царю и просили его послать к шаху мать свою с сыном его Александром, чтобы мудрая Кетеван «укротила гнев шаха своею просьбою и умолила бы его оставить свою мысль погубить их». Со слезами передал Теймураз своей матери просьбу своих вельмож и народа. Опытная царица отвечала своему сыну: - Ты знаешь, дитя мое, что много раз я принимала на себя бедственное положение Кахетии и не щадила себя для страны, но бесполезно будет предпринимать путешествие к шаху, потому что никакие мольбы не остановят его решение опустошить нашу страну… Народ не переставал умолять ее ехать к шаху ради спасения страны и, всегда готовая жертвовать собою, она решилась исполнить общее желание. Царица Кетеван знала, что едет в логово тигра, откуда не будет возврата. И в конце 1615-го года Царица отправилась к шаху, взяв с собою младшего внука своего, царевича Александра, чтобы убедить шаха пощадить Грузию. Ласково принял их коварный Аббас, однако же потребовал, чтобы Теймураз выслал к нему и старшего сына своего Леона, обещая воспитывать обоих детей, как прилично их высокому роду… Напрасно предупреждала Кетеван своего сына не исполнять этого требование шаха. Вынужденный народом, Теймураз выслал к шаху и старшего своего сына Леона. Он вскоре убедился, что предупреждения ему со стороны матери были не напрасны и что никакими жертвами не отвратить ему бедствий, которые готовились со стороны Аббаса. Вскоре и обрушились на Кахети все эти бедствия. Царице Кетеван шах предложил принять ислам и стать его соправительницей и женой. Несчастная царица Кетеван отвергла предложение шаха выйти за него замуж и была брошена в заточение, а Аббас с огромным войском пошел на Кахетию и вновь залил ее кровью. Между тем, сыновья Теймураза Леон и Александр вместе с бабушкой их, царицею Кетеван, томились в это время в темнице в Ширазе, но через несколько лет их забрали во дворец шаха Аббаса. Там юношей постигла жестокая участь: обоих сыновей Теймураза оскопили, от чего старший умер в тяжелых мучениях, а младший сошел с ума от болевого шока. С христианскою покорностью переносила блаженная Кетеван тяжкие испытания, постигшие ее, и всеми своими чувствами и помышлениями все более и более переносилась в иной мир. Темница, в которой содержалась она десять лет, сделалась для нее местом высших духовных подвигов, которыми приготовлялась она к переходу в вечную жизнь. Строго постилась, спала на голой земле с камнем под головой, неусыпными молитвами, ночными бдениями утоляла она свою душу, отрешенную от всяких земных упований. Единственным утешением служила ей возможность устроить в своей темнице маленькую церковь, в которой духовник ее ежедневно совершал Литургию. Ни издевательства персидских придворных, ни лукавые предложения персидского шаха сделать ее царицей Персии, ни все предлагаемые ей великие сокровища и богатства мира сего, ни просьбы и уговоры пощадить себя и произнести лишь одно хульное слово на Христа – ничто не смогло поколебать волю страдалицы Христовой. Наконец, настало для царицы Кетеван последнее и высшее испытание: шах прислал объявить ей окончательно свою волю, чтобы она или отреклась от веры христианской, или готовилась принять жестокие мучения и смерть. - Скажи пославшему тебя, - ответила она ему, - что ни смерть, ни жизнь и ничто не может разлучить меня с Христом Богом моим, и невозможно для меня оставить веру мою Православную, ради которой готова я принести себя в жертву. И в молчании выслушав дальнейшие убеждения градоначальника, попросила его оставить ее одну на некоторое время. Сама же, удалившись в свою темничную церковь, излилась перед Богом в пламенной молитве, чтобы простил ее, укрепил, был помощником сыну ее Теймуразу и «совершающим память ее подавал всегда утешение сердечное… Затем, причастившись Тайн святых и осенив себя крестным знамением, вышла к мучителям своим и сказала им: - Делайте, что замыслили, я готова на все мучения. Пытаясь сделать Кетеван еще больнее, шах прислал ей письмо, где в подробностях расписал, что случилось с детьми Теймураза, а в конце еще раз предложил принять ислам и взойти на престол как царица Иверии и Персии. В противном случае сулил страшную смерть ей и жестокий конец Иверскому царству. В ответ царица послала отказ, обвив свиток прядью своих поседевших от горя волос. «Когда у воинов осажденного римлянами Карфагена истерлись тетивы от луков, то карфагенские женщины сплели из своих волос новые тетивы. Письмо царицы было похоже на стрелу, пущенную в гордого шаха, а отрезанная коса – на тетиву лука. Шах понял, что он проиграл и решил придумать для царицы необычайную пытку, чтобы сломить ее дух и отомстить за поражение. Персидский шах хотел обратить царицу Кетеван в мусульманство, чтобы сломить и дух всего грузинского народа». Осенью 1624 года царица Кетеван приняла страшные мучения за отказ отречься от христианства. Аббас предпринял еще одну попытку сломить ее дух. Кетеван вывели на главную площадь Шираза и спросили, не одумалась ли она: можно было лишь кивнуть головой – и шах примет ее в свои объятия как верную рабу Аллаха и правительницу Востока. Царица в ответ прочитала Символ веры и перекрестилась. Глашатай привселюдно объявил о казни. Царицу поставили перед костром и предали ее неописуемым истязаниям огнем, мечом, раскаленными щипцами. Католический рыцарь, случайно оказавшийся на месте пыток, позже уверял, что любой человек, даже самый крепкий, закаливший мужество в аду сражений, не смог бы вынести и малой доли тех истязаний, – а перед палачами стояла лишь хрупкая женщина. Горящие клещи, крюки, гвозди, копья протыкали ее тело, но перед каждой пыткой она осеняла себя крестным знамением и произносила: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа». Наконец на голову мученицы, чтобы поглумиться, надели чан, раскаленный добела с горящими углями, который сжег ей все лицо, а руки отрубили, чтобы она не могла перекреститься. Но даже после этого царица Кетеван оставалась живой и шептала молитву. Утратив терпение, шах Аббас приказал задушить ее тетивой, а тело выбросить в сточную канаву. Этот славный мученический подвиг совершился в Ширазе 22 сентября 1624 года. Сразу же Небо засвидетельствовало победу великомученицы над диаволом и врагами Христа: по преданию три светлых столпа опустились на тело страдалицы Христовой и освещали его и просветили сердца многих ко спасению. Тело Кетеван было выброшено в городскую сточную яму, но ночью пришли христиане и забрали его, чтобы достойно похоронить. Через год католические монахи нашли могилу святой Кетеван и отдали ее главу Теймуразу, снова взошедшему на трон. Драгоценная святыня была положена в церкви святого Георгия в Алаверди, где она почитается до наших дней. Благодарная Грузия помнит царицу-мученицу, своей жертвой сохранившую страну от уничтожения, потому что через год после ее смерти грузины наголову разгромили персов. Церковь Грузинская прославила ее в лике святых, потому что она сама не отреклась от Христа Спасителя и не позволила Грузии потерять веру православную. Житие царицы Кетеван описано очевидцем страданий ее, и после него и другими, и в том числе - в стихах - и даровитым сыном ее Теймуразом I. «Кахетинская царица, - говорит архимандрит Иосиф (Еременко), – ярчайший пример правительницы, которая не пожалела ни себя, ни своих потомков, ни своей красоты во имя сохранения родной веры и родной страны. Она получила физическое поражение, но ее духовная победа оказалась выше любых политических триумфов. Ее любовь и верность своему народу не имели границ, но любовь ко Христу и верность Его заповедям оказались поистине безпредельными. Вспомним о великомученице Кетеван Кахетинской, когда вокруг сгущаются тучи, когда чувство несправедливости занимает все сердце и кажется, что скорбям этого мира, нашей страны, как и нашим личным, нет предела. Вспомним в этот момент о наибольшем сокровище, которое удалось сохранить святой великомученице – о надежде на Бога в самых страшных моментах. «Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святаго, обогатились надеждою» (Рим.15,13). «Радуйся, сладкоименитая Кетеван, великая заступнице и скорая помощнице!» Тропарь великомученице Кетеван, царице Кахетинской, глас 4: Агница Твоя, Иисусе, Кетеван, зовет велиим гласом: Тебе, Женише мой, люблю и, Тебе ищущи, страдальчествую, и сраспинаюся, и спогребаюся Крещению Твоему, и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя, да и живу с Тобою; но, яко жертву непорочную, приими мя с любовию, пожершуюся Тебе. Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша. Перевод: Агница Твоя, Иисусе, Кетеван взывает громогласно: «Тебя, Жених мой, люблю, и, Тебя ища, страдаю, и распинаюсь и погребаюсь с Тобою в Твоем крещении, и терплю муки за Тебя, да царствую в Тебе, и умираю за Тебя, чтобы и жить с Тобою; но, прими меня как жертву непорочную, с любовью принесенную Тебе!» По ходатайствам ее, как Милостивый, спаси души наши. Кондак великомученице Кетеван, царице Кахетинской, глас 2: Храм твой всечестный яко цельбудушевную обретше, вси вернии велегласно вопием ти, дево мученице Кетеван, великоименитая, Христа Бога моли непрестанно о всех нас. Перевод: Храм твой всесвященный обретя как исцеление для душ, все мы, верные, громогласно взываем тебе: «Дева мученица Кетеван, чье имя славно, Христа Бога моли непрестанно о всех нас!» Величание: Величаем тя, страстотерпице Христова Кетеван, и чтим честное страдание твое, еже за Христа претерпела еси. Молитва святой великомученице царице Кахетинской Кетеван О светозарное светило Церкве Иверския, страстотерпице славная, великомученице царице Кетеван! Освети душу мою, многими грехми потемненную, утверди и настави мя, благоухание райское, похвало и украшение иверское, приведи мя молитвами твоими и всесильным ходатайством ко Престолу Отца Небеснаго, немощных чад своих любящаго, и соделай мя, о чадолюбивая мати, гражданином Горняго Иерусалима! Раствори чашу горестей моих утешением небесным и приими от мене, свете очей моих и радосте души моея, сладкопение сие: Радуйся, жемчугом небесным благодати Божией украшенная; радуйся, крепкая заступнице и ходатаице народа твоего! Радуйся, всем падшим быстрое услышание и подаяние помощи; радуйся, царице, за пресладкое имя Господа Иисуса в темнице заключенная! Радуйся, закона и обычая Магометова посрамительнице; радуйся, уничтожительнице коварных замыслов христоборцев! Радуйся, подобно Ангелу ко Престолу Жениха твоего возлетевшая; радуйся, сожительнице небожителей! Радуйся, розо райская, Церковь Православную благоухающая; радуйся, каменю драгий, украшаяй корону и престол иверский! Радуйся, порфиро златая, похваление царей и народа иверскаго; радуйся, души моея утешение! Радуйся, пресладкая надеждо моя на спасение; радуйся, юности моея украшение! Радуйся, освящение старости моея; радуйся, сопутнице души моея посреде горьких воздушных мытарств! Радуйся, сладкоименитая Кетеван, великая заступнице и скорая помощнице! Святая великомученице Кетеван, моли Бога о нас. https://stihi.ru/2021/09/18/4522

Дорогие братья и сестры!

У Вас есть возможность не выходя из дома заказать поминовения о здравии и о упокоении через сайт нашего храма.

Пожалуйста, выберите одну из представленных Треб, впишите имена поминаемых (в родительном падеже) и внесите пожертвование удобным для Вас способом – с банковской карты, или кошелька Яндекс.Деньги.

Записки будут прочитаны за ближайшим Богослужением.

В поминовении указываются имена только крещеных христиан православного вероисповедания.

Вопросы, связанные с приемом поминовений, можно задать по телефону храма 8(963)7727270, или по адресу hram.dimitriy-donskoy@yandex.ru.

afisha-msk.ru