Православный календарь





007006.jpg

Галина Николаевна Николаева На следующий день после праздника Рождества Пресвятой Богородицы Православная Церковь отмечает память родителей Девы Марии – святых праведных Богоотец Иоакима и Анны. Наименование “Богоотцы” они получили, потому что являются прямыми предками Господа Иисуса Христа. Традиционно родителям Пресвятой Богородицы молятся о даровании детей. В обетованной земле, данной Богом израильскому народу, в горах, окаймляющих с севера Ездрелонскую долину, находится город Назарет. Во всем Священном писании Ветхого Завета не упоминается о Назарете: он был так незначителен и мал, что евреи не ожидали от него ничего особенного и говорили: "От Назарета может ли что добро быть?" Эта страна была самая заглохшая и непросвещенная, истинно люди, седящие во тьме и сени смертной. Здесь, в Назарете жила благочестивая чета, Иоаким и Анна. Они происходили из древнего царственного рода Давидова. Цари из этого рода в течение нескольких веков преемственно занимали прародительский престол, пока Навуходоносор, не сокрушил царство Иудейское. Взяв столицу Иерусалим, он отвел лучшую часть народа в плен, известный под именем Вавилонского. Потомки Давида, находясь в тяжкой неволе, хотя и не имели скипетра в руках своих, но все еще сохраняли призрак величия. Наконец один из них, Зоровавель, получил в последствие дозволение не только возвратиться с народом своим в отечество, но и восстановить разоренную иудейскую столицу. Иерусалим был восстановлен, и народ, по возможности, собран и устроен. Зоровавель продолжал управлять иудеями, пока был жив; со смертью же его древние права царского дома Давидова до того затмились, что о них не упоминается ни в позднейших книгах Ветхого Завета, ни в других иудейских сказаниях. А когда израильский народ подпал под зависимость римлян и потерял свою самостоятельность, тогда потомки Давида совершенно лишились прежнего величия, и род их окончательно слился с народом. Таково было состояние славного рода Давидова, когда Иоаким происходил из колена Иудова и имел родоначальником царя Давида, а Анна была младшая дочь священника Матфана, от племени Ааронова, у которого были три дочери: Мария, София и Анна; у Софии была дочь Елизавета, которая была матерью Иоанна Предтечи. Иоаким и Анна были праведны пред Господом и чистым сердцем соблюдали заповеди Его и всем были известны не столько знатностью, сколько своим смирением и милосердием. Вся их жизнь была проникнута любовью к Богу и милосердием к ближним: ежегодно выделяли они из своих значительных доходов две трети: одну жертвовали в храм Божий, другую раздавали бедным и странникам. Они были счастливы, но безчадие преисполняло скорбью их сердца: безчадие считалось тогда гневом Божиим, безчестием и позором перед людьми, тем более прискорбным, что потомкам Давида дана была надежда сделаться орудиями спасения человеческого рода через рождение обещанного Мессии. Сколько по этому случаю было горя у Иоакима и Анны, сколько пролито слез, принесено Богу молитв, самых усердных, роздано милостыни, совершенно всесожжений и жертв при храме! Проходили годы за годами в усердных и неотступных молитвах, а детей все не было: Бог, как бы, не внимал их молитвам, не видел их слез и горя. Вот они достигли и старости, и для праведной Анны не оставалось уже никакой надежды быть матерью. А они по-прежнему продолжали молиться о чадородии. По закону, поддерживаемому фарисеями, Иоаким имел право требовать развода за неплодство жены, но он, муж праведный, любил и почитал жену свою Анну за ее необыкновенную кротость и ее высокие добродетели и не хотел разлучиться с ней. С сердечной скорбью, но безропотно они несли тяжесть испытания и продолжали вести жизнь свою в посте, молитвах и милостынях, укрепляя друг друга взаимной любовью и не теряя надежды, что Бог всегда силен помиловать рабов Своих. В великие праздники они имели обыкновение ходить в Иерусалим. Ко дню обновления храма пришел Иоаким в храм, чтобы вместе со своими соотечественниками принести жертву; но архиерей Иссахар отверг приношение Иоакима и, укорив его безчадием, сказал: - Господь ради каких-нибудь тайных грехов твоих, отнял от тебя Свое благословение. Также и один еврей из колена Рувимова, вместе с прочими приносивший свои дары, укорял Иоакима: - Зачем ты хочешь прежде меня принести жертвы Богу? Разве ты не знаешь, что ты не достоин приносить дары вместе с нами, ибо ты не сотворил потомства в Израиле? Укоры очень опечалили Иоакима, и он в сильной скорби ушел из храма Божия посрамленным и униженным, и праздник для него обратился в печаль, а праздничная радость сменилась скорбью. Глубоко скорбя, он не возвратился домой, но ушел в пустыню к пастухам, пасшим его стада, оплакивать свое горе. Сорок дней и сорок ночей праведный старец провел в строгом посте и молитве ко Господу, призывая на себя Его милосердие и омывая горькими слезами свое безчестие в людях. - Не вкушу пищи, - говорил он, - и не возвращусь в дом мой! Молитвы и слезы мне будут пищей, а пустыня домом до тех пор, пока услышит и посетит меня Господь Бог Израилев! Боже, отцев моих! - молился скорбящий Иоаким, - Ты дал сына праотцу Аврааму в старости: удостой и меня благословения Твоего! Дай плод моему супружеству, чтобы я, хотя бы в преклонных летах, мог назваться отцом и не был отверженным от Тебя, Господа моего!» Услышав о нанесенном безчестии и оскорблении и считая себя в том виновною, Анна еще более почувствовала свое несчастье, плакала неутешными слезами. - Теперь, - говорила она, - я несчастнее всех: Богом отверженная, у людей в поношении и мужем оставлена! О чем плакать теперь: о вдовстве ли своем, или о безчадии, о сиротстве своем или о том, что не удостоилась называться матерью! Однажды Анна печальная пошла в свой сад, села под лавровым деревом. Подняв глаза к небу, она увидела среди ветвей лаврового дерева гнездо с неоперившимися еще птенцами – еще сильнее полились слезы, еще жалобнее изливались из ее сердца моления: - Горе мне, бездетной! Должно быть, я самая грешная среди всех дщерей Израилевых, что одна пред всеми женами так унижена. Они носят плод своего чрева на своих руках, все утешаются своими детьми: я же одна чужда этой радости. Горе мне! Дары всех принимаются в храме Божием, и за чадородие им оказывают уважение: я же одна отвержена от храма Господа моего. Горе мне! Кому я уподоблюсь? Ни птицам небесным, ни зверям земным: ибо и те приносят Тебе, Господи Боже, плод свой, я же одна неплодна. Даже с землею я не могу сравнить себя: ибо она прозябает и выращивает семена и, принося плоды, благословляет Тебя, Небесного Отца: я же одна безплодна на земле. Ты, Который даровал Сарре сына в старости, и отверз утробу Анны для рождения пророка Твоего Самуила, призри на меня и услыши молитву мою! Разреши болезни сердца моего и разверзи узы моего неплодия. Как ни тяжело было ее горе и безнадежное положение, но дала обещание: - Да будет рожденное мною принесено в дар Тебе и да благословится, и прославится в нем Твое милосердие! Неплодная и поседевшая старица посвящает Богу дитя не только еще не рожденное, но судя по-человечески, которому уже и родиться невозможно. Какова вера и надежда на Бога праведной Анны, достойной быть дочерью Авраама! Вдруг пред нею явился Ангел Господень и сказал: - Анна! Услышана твоя молитва, воздыхания твои прошли сквозь облака, слезы твои явились пред Богом, и Ты зачнешь и родишь Дщерь преблагословенную; чрез Нее получат благословение все племена земные и будет даровано всему миру спасение. Имя ей будет Мария. Ангел повелел Анне идти в Иерусалим, предсказав ей, что мужа своего она встретит у золотых ворот. Исполнившись благоговейной радости, Анна поклонилась Богу и воскликнула: - Жив Господь Бог мой, если родится у меня дочь, - я отдам ее на служение Богу, и пусть оно служит Ему и прославляет святое имя Божие день и ночь во все времена жизни своей. И произнеся этот обет, она поспешила в Иерусалим воздать хвалу и благодарение Всевышнему. Ангел Божий явился и праведному Иоакиму, стоявшему на молитве в пустыне, и сказал: - Господь принял твои молитвы: жена твоя родит тебе Дочь, о Которой все будут радоваться. Иди в Иерусалим и там у золотых ворот найдешь жену твою, которой я возвестил это. Они встретились, вместе принесли благодарственные жертвы в храме Божием, вместе возвратились домой с твердой верою, что получат по обетованию Господа. И Анна, проживши неплодною пятьдесят лет в супружестве, зачала во чреве и родила дочь, нареченную по повелению Ангела Мариею, что значит по-еврейски "Госпожа". Велика была радость престарелых родителей о рождении дочери, забыты были все томившие их столько лет горести и печали, радовались и благодарили Бога с ними все их сродники и знакомые. Рождение Марии принесло радость не только ее родителям, но и всем людям, потому что Она была предназначена Богом быть Матерью Сына Божия, Спасителя мира. «Радуйтеся, святии и праведнии Богоотцы Иоакиме и Анно». «Радуйся, Пречистая, весь мир рождеством Своим возвеселившая». Иоаким преставился через несколько лет после Введения Богородицы во Храм, в возрасте 80 лет, а Анна – еще через два года, которые она также провела при Храме, в возрасте 70 лет. Святые праведные Богоотцы Иоаким и Анна поминаются на отпусте каждой церковной службы. Православная Церковь с древних времен празднует в 9-й день декабря Зачатие Пресвятой Богородицы от престарелых, лишенных чадородия родителей, - для того чтобы рожденное дитя было всеми признано за особый дар Божий, потому что чудесами надлежало приготовить главнейшее чудо, единственную благодатную весть, что от Девы родится Спаситель мира. На горе Афон есть Скит святой праведной Анны (Агиа Анна) в труднодоступной скалистой местности между Новым Скитом и Карулей, где по широкому склону афонского хребта до самого моря спускаются террасами многочисленные каливы и келлии. Обитель относится к Великой Лавре. Чудотворная нетленная стопа праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы, является главной святыней обители, давшей скиту всемирную известность. Также здесь хранится старинная чудотворная икона Святой праведной Анны, прославившаяся многочисленными чудотворениями. Родительница Царицы Небесной имеет особую благодать предстательствовать за безплодных супругов и страждущих младенцев. В скит постоянно приходит множество благодарственных писем от родителей, которые обрели возможность иметь детей, благодаря заступничеству Святой Анны. Насельники скита бережно хранят эти письма, присланные фотографии младенцев и пожертвования от благодарных родителей, и непрестанно благодарят Бога и святую Анну за сотворенные чудеса. «Память святых праведных Богоотец Иоакима и Анны, - говорит иеромонах Ириней (Пиковский), - неразрывно связана с Девой Марией, Которая родила Богочеловека Иисуса Христа. Раз от Ее утробы воплотился и явился миру Сын Божий, значит, и Она родила не просто человеческую природу Сына, но Саму Личность, Лицо и Ипостась нетленного Бога Слова. А раз Мария – Богородица, то и Ее родители не просто дед и бабка Иисуса, но – родители Самой Богородицы и, таким образом, сами – Богоотцы. В богослужебных текстах сегодняшнего праздника оба они – Иоаким и Анна – нередко обозначаются одним словом – родители, святая двоица, Богоотцы. Хотя рождает только Анна, но Иоаким как будто рождает вместе с ней; хотя отцом в собственном смысле слова является только Иоаким, но Анна, как неразлучная с ним, поминается в том же слове – Богоотец. Двое – как одно, святая двоица рождает, питает, воспитывает и вводит в храм Божественную Отроковицу. Они уже не двое, но одна плоть (Мф.19:6). Святые Иоаким и Анна являют пример исполнения заповеди, которую Бог дал Адаму в Раю: «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» (Быт.2: 24). При этом они были не только единой плотью, но и единой душей и единым духом. Их брак был не иудейской обязанностью продолжения рода, не долгом перед обществом о решении демографической проблемы. Их соединяло благодатное, не поддающееся описаниям, глубокое взаимное безоглядное романтическое чувство, которое мы называем любовью. Их взаимная любовь длилась до глубокой старости, до самой смерти. Как солнце от солнца и луна от луны, рождается Святая Мария от святых, исполненных любви родителей. Богослужебные песнопения праздника ставят Иоакима и Анну выше всех других родителей на земле. Они преодолевают ветхозаветную зависимость счастья супругов от факта наличия или отсутствия детей. По мысли старца Паисия Святогорца, Христос пришел бы на землю и раньше, если бы раньше на земле появилась такая чистая целомудренная супружеская пара, какой были святые Иоаким и Анна. При этом старец Паисий Святогорец называл их самой безстрастной супружеской парой, поскольку «у них не было мирского мудрования». Святые Богоотцы были уже в преклонных летах, им было более 60 лет, когда они зачали Марию. В их взаимном влечении уже не было юношеской страстности. Они страдали от того, что у них не было детей, и поэтому горячо молились Богу о том, чтобы Он даровал им ребенка. После молитвы и благовестия от ангела они сошлись как супруги «не по плотской похоти, – писал Паисий, – но по послушанию Богу». Судя по древним преданиям, святые Иоаким и Анны любили друг друга безраздельно, но безстрастно. Их любовь характеризуется такими словами, как верность, сострадание и нежность друг к другу. Они хотели ребенка не от похоти плоти, а от взаимной любви. Апостол Павел писал, что, если в одном теле «страдает член, страдают с ним все члены, и если прославляется один член, с ним радуются и все члены тела» (1Кор.12: 26). Из жития святых Богоотцов мы видим, как трогательно они прячут боль друг от друга (и Иоаким уходит в пустыню, и Анна – подальше от дома) и как счастливы делиться друг с другом радостью (бегут навстречу друг другу и сжимаются в объятьях). Как их портрет не похож на то, что мы видим сегодня. Умы многих в наши дни заражены той идеей, что идеал мужчины – мешок с деньгами, а женщины – топ-модель с обложки журнала. На рождение ребенка, а это, как говорят, иногда происходит «случайно», толкает страсть, но отнюдь не любовь. Слова «верность» и «преданность» сейчас не в моде, главное – чтобы мне «было с ним хорошо». И если уж и решаются молодые люди «связать себя законным браком» (обратите внимание на негативный смысл каждого слова: себя, связать, закон, брак), то семья становится не центром счастья, а пространством, где каждый по-своему «отдыхает» от внешнего мира. Во вне, на работе в трудовом коллективе, каждый старается держать себя «в рамках», казаться «хорошим». Но дома, в четырех стенах небольшой квартиры, каждый позволяет себе «разряжаться», метать молнии на свою же второю половину, убивая тем и ее, и себя. Почти в каждую третью семейную исповедь нам, священникам, доводится слышать жалобную историю о предстоящем разводе. Нередко такая исповедь не стремление укрепиться в желании сохранить семью, не быстрая реакция на то, что на миллиграмм изменились взаимные чувства, но – попытка найти в священнике достойного совоздыхателя своим жалобам, когда всё уже фактически решено. И при этом вполне возможно, что жалобщик в силу внутренней духовной слепоты когда-то сам постепенно убил чувства в своей второй половине. Он или она, ожидая любви от другого, сами не имеют уже ни грамма любви в себе. «Любовь не ищет своего, не радуется неправде, всё переносит, всё покрывает, всему верит», – писал апостол Павел (1Кор.13: 5–7). Если бы у нас был такой образ мыслей: «я верю ему, потому что он мой муж», «я покрываю его проступок, так как я могу ошибаться», «я переношу его недостатки, так как сама далеко не ангел», «я не радуюсь его недостаткам, так как его боль – это и моя боль», «я желаю ему счастья и ради этого дарю ему свою любовь», – то, возможно, такая семья не оказалась бы на грани развода. Супружество Иоакима и Анны – это пример вневременного, непрестанного обращения друг к другу, постоянной друг к другу устремленности, которая, вопреки враждебности мира, остается такой до конца жизни. Всё, что происходит вокруг святых супругов (новости, общество, работа), – всё вторично в сравнении с их отношением друг к другу. Каждый из супругов ищет себя в своей второй половине, в ней «самореализовывается», хочет всю гармонию мира видеть в ее лице, хочет себя ей подарить. Образ такой устремленности друг ко другу – это образ Божественной любви. Бог ищет в человеке Свой образ, Бог хочет отразиться в человеке, Бог желает человеку Себя подарить. Если мы сможем в себе изыскать любовь, хоть немного подобную любви Иоакима и Анны, мы станем на одну волну с любовью Божественной. Но если мы подыскиваем себе молитовки «о супругах» и при этом хладнокровно брезгуем своей второй половиной – мы напрасно тратим время и свое, и священника. Бог не глуп, и Он видит, есть ли в нашем сердце хоть капля любви. Если же в глубине души супруги или супруга уже царит «развод» – Бог не может ничего ей или ему больше дать. Пусть же, дорогие братья и сестры, пример святых праведных Иоакима и Анны, которых мы ежедневно поминаем на богослужебном отпусте, будет для нас образцом того, какая должна быть любовь супругов: любовь вне пространства и времени, любовь до седых волос, любовь вечная. Аминь». Тропарь, глас 1-й Иже в законней благодати праведни бывше, Младенца Богоданного породиша нам, Иоаким и Анна. Темже днесь светло торжествует, весело празднующи Божественная Церковь, честную вашу память, славящи Бога, воздвигшаго рог спасения нам в дому Давидове. Кондак, глас 2-й Радуется ныне Анна, неплодства разрешившися соуз, и питает Пречистую, созывающи вся воспети Даровавшаго от чрева ея человеком, Едину Матерь и Неискусомужную. Величание Величаем вас, святии Богоотцы Иоакиме и Анно, и чтим святую память вашу вы бо молите за нас Христа Бога нашего. "Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение, и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный". "Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое". Молитва О, приснославнии Христовы праведницы, святии Богоотцы Иоакиме и Анно, предстоящии Небесному Престолу Великого Царя и велие дерзновение к Нему имущии, яко от Преблагословенныя Дщере вашея, Пречистыя Богородицы и Приснодевы Марии, воплотитися изволившему! К вам, яко многомощным предстателем и усердным о нас молитвенником, прибегаем мы, грешнии и недостойнии. Молите благость Его, яко да отвратит от нас гнев Свой, по делом нашим праведно на ны движимый, и да безчисленная прегрешения наша презрев, обратит нас на путь покаяния, и на стези заповедей Своих да утвердит нас. Также молитвами вашими в мире жизнь нашу сохраните, и во всех благих благое поспешение испросите, вся к животу и благочестию потребная нам от Бога дарующи, от всяких напастей и бед и внезапные смерти предстательством вашим нас избавляюще, и от всех враг видимых и невидимых защищающе, яко да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте, и такое в мире временное сие житие прешедше, в вечный достигнем покой, идеже вашим святым умолением да сподобимся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, Емуже, со Отцем и Пресвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь. СВЯТЫЕ ПРАВЕДНЫЕ БОГООТЦЫ ИОАКИМЕ И АННО, МОЛИТЕ БОГА О НАС.

https://stihi.ru/2017/09/22/7006

Дорогие братья и сестры!

У Вас есть возможность не выходя из дома заказать поминовения о здравии и о упокоении через сайт нашего храма.

Пожалуйста, выберите одну из представленных Треб, впишите имена поминаемых (в родительном падеже) и внесите пожертвование удобным для Вас способом – с банковской карты, или кошелька Яндекс.Деньги.

Записки будут прочитаны за ближайшим Богослужением.

В поминовении указываются имена только крещеных христиан православного вероисповедания.

Вопросы, связанные с приемом поминовений, можно задать по телефону храма 8(963)7727270, или по адресу hram.dimitriy-donskoy@yandex.ru.

afisha-msk.ru