О приходе
Расписание
Служение
Воскресная школа
Центр для людей с нарушением слуха
Творческая страница

Православный календарь





05127.jpg
       28 февраля 2008 года по представлению Издательского Совета Русской Православной Церкви Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил внести в официальный месяцеслов празднование в честь Августовской иконы Божией Матери – последней воинской иконы Российской Империи. Празднование установлено совершать 1/14 сентября.

       Икона Божией Матери «Августовская победа» является одной из самых редких и самых таинственных икон Божией Матери. На целые десятилетия русского позора и поражений эта икона как будто ушла от нас, спряталась за пылью времен — и вновь являет себя только сегодня.
       История создания этой иконы поразительна. В начале Первой Мировой войны, зимой 1915 года, в Августовских лесах (ныне - на территории Польши) русская 10-я армия под командованием генерала Ф.В. Сиверса попала в окружение. Надежд на спасение почти не оставалось, и русскому воинству предстояли или унизительный плен, или геройская гибель. И вот в ночь перед решающим боем русские увидели в небе явление Царицы Небесной, которая в левой руке держала Богомладенца Христа, а правой указывала на запад. Сотни людей в благоговении опустились на колени при виде Божией Матери. Было ясно, что этим явлением Царица Небесная предрекает им скорую победу над превосходящими силами неприятеля. Утром русские рати пошли в атаку и в неравном бою нанесли германцам сокрушительное поражение.

       О чудесном явлении Царицы Небесной русским ратям в Августовском лесу было доложено Верховному Главнокомандующему — Императору Николаю II. По его указанию была отпечатана большим тиражом армейская листовка, на которой изображено явление Божией Матери, с кратким поясняющим текстом об этом событии.
       По благословению Митрополита Московского Макария (Невского), — как и Император, он причислен к лику святых, — была написана икона Божией Матери, получившая название «Августовская Победа», или же «Явление Божией Матери на войне» в память о чудесном явлении Царицы Небесной Русскому Воинству в 1914 году перед Варшавско-Ивангородской операцией (15 сентября–26 октября 1914 г.) — битвой под городом Августовом Сувалкской губернии Российской Империи (ныне — территория Восточной Польши) и избавлении защитников Отечества от неминуемой гибели.
       Но вскоре революционные события надолго отбросили память об этой иконе, не успевшей получить широкого распространения, хотя и весть об Августовской Победе в то время всколыхнула всю Россию…

       Война с Германией началась 19 июля 1914 года — в день рождения преподобного Серафима Саровского. Вскоре в ходе боев на разных фронтах засвидетельствованы были явления помощи Божией русским воинам. Самое известное — явление Божией Матери в ночном небе в сентябре 1914 года на Северо-Западном фронте, когда наши войска под натиском немцев отступали из Восточной Пруссии. Сначала была маленькая заметка под названием «Чудо» в вечернем выпуске «Биржевых Ведомостей» от 25 сентября 1914 г. Дело о расследовании чудесного события, начатое 30 сентября в Синоде, прямо связано с этой заметкой. Вот её полный текст:
       «Исключительное по интересу письмо получено от генерала Ш..Приводим из него выдержку буквально»:
       «...После нашего отступления наш офицер, с целым полуэскадроном, видел видение. Они только расположились на бивуаке. Было 11 часов вечера. Тогда прибегает рядовой с обалделым лицом и говорит: «Ваше благородие, идите». Поручик Р. пошел и вдруг видит на небе Божию Матерь с Иисусом Христом на руках, а одной рукой Она указывает на запад. Все нижние чины стоят на коленях и молятся. Он долго смотрел на видение. Потом это видение изменилось в большой крест и исчезло...». После этого разыгралось большое сражение под Августовом, ознаменовавшееся большой победой».
      
       Шла война, и расследование поначалу не спорилось. Ситуация разрядилась неожиданно, благодаря протоиерею Иоанну Стратоновичу, полковому священнику Лейб-Гвардии Кирасирского Ея Величества Государыни Императрицы Марии Феодоровны полка.
       В № 21 от 1 ноября 1914 года журнала «Вестник военного и морского духовенства» было опубликовано его письмо, с указанием точного времени, даты (1 сентября ст. ст.), места события и воинских частей, бывших при этом. Наши войска отступали к Неману, и ни о какой победе над немцами еще не шло и речи. Эта дата в дальнейшем как бы изгладилась. А чудо стало ассоциироваться с Августовской победой 20 сентября.
       Больше всего очевидцев подробно опросил полковой священник, протоиерей Стефан Щербаковский, герой Русско-японской войны, награжденный офицерским орденом святого Георгия 4-й степени, благочинный 1-й Гвардейской (Кирасирской) кавалерийской дивизии Кавалергардского Ея Величества Государыни Императрицы Марии Феодоровны полка. Из собранных им и полковыми священниками Константином Богородицким и Иоанном Стратановичем свидетельств вырисовывается такой ход событий.
       Обозы 2-го разряда нескольких воинских частей, отступавших под натиском германских войск из Восточной Пруссии, оказались позади наших войск и вблизи неприятеля. Эти обозы остановились на ночлег в 6 — 7 верстах от города Мариамполя в имении помещика немца. Непрерывно поступали тревожные сообщения.
Поручик Кирасирского Ея Величества полка Александр Николаевич Зернец, полковой казначей, свидетельствовал:
      
       «Разнеслась тревожная весть, что мы совершенно отрезаны от наших войск. Настроение было в высшей степени подавленное. Вскоре принесли еще более тревожные вести о том, что вблизи наших обозов видели германские разъезды, а по шоссе движутся германские блиндированные автомобили с пулеметами... Именно в такой обстановке между 11 и 12 часами в ночь с 31 августа на 1 сентября воины и увидели чудо в небе над своим бивуаком. Некоторые смотрели на небо с самого начала, другие обратили свои взоры позже, когда их позвали сослуживцы.
       В числе первых явление видели кирасир Ея Величества полка обозный Димитрий Серегин, стоявший в это время на часах, и кирасир Его Величества полка Петр Щит, который был на дворе, подле лошадей. Оба они свидетельствовали о яркой звезде, сиявшей на небе, которая стала бледнеть и на месте ее начал вырисовываться образ Божией Матери с младенцем Иисусом Христом на левой руке.
       Правая рука Богородицы была немного вытянута и указывала на запад, причем, по свидетельству поручика Александра Зернеца, «от оконечностей пальцев правой руки исходил свет (как бы фосфорический)». Кирасир Димитрий Серегин говорил отцу Стефану: «Мне показалось, что Она нас ею будто благословляла».
Вокруг глав Божией Матери и Богомладенца воины видели яркое сияние, излучавшееся сияющими звездами. Кирасир Иван Лакеев запомнил, что «Божия Матерь стоит во весь рост, в светлых блестящих ризах — как рисуют ангелов».
       Часть воинов, наблюдавших явление Богородицы, свидетельствовали, что ниже пояса Ея фигура была скрыта облаками (пеленой), но обозначалась. По свидетельству Димитрия Серегина, «Лик у Божией Матери был спокойный, не строгий, а скорее ласковый».
       Явление Богоматери возникало постепенно, и так же, постепенно, стало бледнеть, расплываться, светлеть. На этом месте в небе образовалось светлое пятно, а на его фоне (не очень отчетливо) — крест, который был виден недолго и стал постепенно бледнеть. Все чудо, по рассказам воинов, длилось не более 10 — 15 минут.

       Поручик Александр Зернец не сразу вышел и застал такую картину: «Наши солдаты, конносаперы и другие, без фуражек, одни, стоя на коленях, другие прямо, на ногах, смотрят на небо, крестятся, молятся, а некоторые плачут. На вопрос, в чем дело, они указали на небо». По его рассказу: «Это явление Божией Матери подействовало на них, бывших до того в большом душевном смущении и испуге, так успокаивающе и так ободрило их надеждой на благополучный выход из этого ужасного и опасного положения, что многие, горячо помолившись, легли спать. На следующее утро мы благополучно встретили нашу дивизии (сводную), двигающуюся нам навстречу».

       По рассказам очевидцев (казаков, солдат, офицеров и войсковых священников), в ночь с 7 на 8 сентября они увидели на небе Божию Матерь с младенцем Иисусом Христом на одной Её руке, а другая рука указывала на запад. После этого разыгралось большое сражение под г. Августовом, ознаменовавшееся большой победой. В этом сражении ни один из свидетелей явления не погиб.
      Сообщение об этом было опубликовано в церковной и светской печати и вызвало воодушевление в войсках.

       Видели Богородицу и донские казаки, тоже воевавшие на Северо-Западном фронте. Их имена, к сожалению, без фамилий, запечатлены на чудом сохранившихся до наших дней иконах. Многие годы они бережно хранились на Дону, в среднем его течении, в казачьих станицах, на хуторах. В последние годы некоторые из них были возвращены Церкви их хранительницами-казачками и вновь радуют сердца прихожан и паломников.
       Вот как рассказывала о явлении Богородицы со слов тех самых казаков, что были на фронте, Артемова Анна Иосифовна, 1877 года рождения (рассказ был записан автором в 2005 году со слов ее внучки Валентины Михайловны Журавлевой, и ныне живущей на хуторе Клецко-Почтовском):
       «Наши казаки попали в окружение. Были в темном лесу, ничего не видно. Они стали сильно молиться. И вдруг перед ними осветилось облако, и вышла Божия Матерь. Она рукой показала им путь, как выйти из леса, и скрылась опять в темноте. Казаки после видения такого забыли, в какую сторону Божия Матерь показала выход. Тогда они оседлали коней, отпустили поводья, и сами кони повернули и пошли потихоньку. И вышли из леса, из окружения. И пришли домой живыми казаки».

       Сергей Самойленко, 52 года, из г. Котельниково, Волгоградской области, в письме передает рассказ бабушки:
       «Топорков Иван Тимофеевич выслужился от рядового казака до офицера лейб-гвардии. Состоял на службе по охране ставки царя. Был добровольцем в Балканской войне. Стояли лагерями казаки в Греции. Принимал участие и в 1-й мировой. В одном из сражений немцы прижали конницу к болоту и артиллерией уложили почти всех. Тяжело был ранен и Топорков Иван Тимофеевич. Пришел в сознание в позднее время суток и увидел, как немцы, двигаясь цепью прикалывают раненых казаков. Спустя какое-то время он увидел явление Богородицы и якобы Она сказала: «ты будешь жить». Бабушкин брат, по ее рассказам, был отважным рубакой, имел Георгия 3-х степеней, награжденным лично Николаем II».

       В «Донских епархиальных ведомостях» за 1914 год были помещены рассказы приехавшего с театра военных действий пастыря отца В.». Они перепечатывались позднее и другими журналами. Священник, в частности, вспоминал: «Еще недавно несколько рот солдат удостоверяли, что они ясно видели Божию Матерь и Николая Чудотворца, молящихся на воздухе.
       Сестра милосердия одного из передовых отрядов рассказала мне следующий знаменательный случай: «Однажды под утро в наш лазарет приходит бледный и дрожащий солдатик.
       — Что с тобой? Ты ранен?
       — Нет.
       — Болен?
       — Нет.
       — Что же произошло с тобой? Зачем ты сюда пришел? Странное и небывалое явление. Пришел в лазарет солдат не раненый, а совершенно здоровый.
       — У вас не найдется ли местечка, чтобы мне отдохнуть?
       — Да что случилось с тобой?
       — А я был на передовых позициях. Наша рота попала под перекрестный огонь. Ну, а немец-то снарядов не жалеет. Пострелял я этак часика два-три, а товарищи один за другим так и отдают Богу душу. Потом смотрю кругом — и никого уж и нет. Из целой роты остался лишь я один. И такой ужас напал на меня. Думаю, вот придут немцы, захватят меня и будут издеваться надо мной — одна погибель… Как бы, думаю, спастись от них? Вижу, а сбоку-то от меня целая гора тел товарищей моих. Взял я да, недолго думая, и залез в эту гору, схоронился между мертвых товарищей своих… Пролежал я так до глубокой ночи, пока совсем темно не стало. Потом вылез и решил идти к своим. Только я хотел идти, как вижу свет. Смотрю, а по полю идет Сама Божия Матерь. Подходит Она к моим мертвым товарищам и каждому на голову надевает венец. Было совершенно темно, венцы-то эти светились…Я совершенно остолбенел и не мог двинуться с места. Потом Божия Матерь подошла ко мне и, указывая на север, сказала:
       — Иди туда к своим. Не бойся. Смело иди по этому пути. Никто тебя не заденет…
       Я пошел по указанному пути. Сражение ночью не смолкало. Кругом летали пули, но ни одна меня не задела. Никто меня не тронул, и вот я пришел сюда. Я не могу сейчас ничего сделать. Дайте мне отдохнуть…
       Ну, конечно, накормили его и дали ему отдых».

       Это обстоятельство было подмечено недавно и немцами. Одна из Августовских икон Божией Матери, хранящаяся в Государственном историческом музее в Москве, была представлена на выставке «Мировая война 1914—1918. События и воспоминания» в Берлине в 2004 году в Немецком историческом музее.
       В каталоге выставки к иконе было дано пояснение: «Если верить легенде, в сентябре 1914 года русскому отряду в лесу под Августовом, который сейчас относится к Польше, явилась Богоматерь. Одна из газет 25 сентября приводит слова очевидца...» И далее цитируется заметка «Чудо». В конце пояснения к иконе написано: «В память о двух событиях, которые посчитали связанными друг с другом, была написана икона под названием «Августовская». Во время войны копии этой иконы разошлись по всей России, а одна из них оказалась в Историческом музее в Москве».
       Для верующих ясно, что Божия Матерь явилась своевременно, когда русские войска отступали, и надо было укрепить их дух. Чудо предварило последующий успех войск под Августовом — такая мысль была в первой газетной заметке от 25 сентября, она и запечатлелась в сознании общества.               

                Современное свидетельство

       г.Урай Тюменской области. Храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы.
       «Одна прихожанка приехала к своему сыну в Чечню, зашла на командный пункт. Там было много ребят и с ними командир. Мать сыну сказала: «Сынок, я привезла тебе горячих пирожков». Вмешался в разговор командир: «Здесь, на пункте, шумно, идите в лесок, там поговорите и поедите». И рукой показал, куда им идти. Они ушли. Через какое-то время подошел к ним командир и сказал: «Здесь война, матери длительное время нельзя здесь находиться, провожай ее домой, а сам иди на пункт».
       Наконец, ее сын вернулся из армии. Пришел он с войны без единой царапины. Первое, что он сказал матери при встрече: «Когда ты приезжала ко мне в Чечню - ты помнишь? - я тебя проводил, сам пошел на пункт, а там чеченцы в этот день всех наших ребят вырезали ножами, и командира». Мать с изумлением выслушала его и ответила, что к нему в воинскую часть никогда не приезжала, а он ей: «Мы ели в лесу горячие пирожки…». Сын испытал шок и не верил ей. Тогда и родственники подтвердили, что мать к нему не ездила.
       И все поняли, что это была Пресвятая Богородица. Его мать молилась в храме почти каждый день в течение двух лет Богородице пред иконой «Августовская Победа». И Сама Богородица увела её сына в лес, чтобы спасти от смерти. Командир к ним в лес приходил – это, может быть, ангел-хранитель был или какой-нибудь святой».

       С 1915 года появляются первые иконописные изображения этого события. Одна из первых икон написана 12 ноября 1915 г.: внизу находилась надпись «Сия икона сооружена иждивением казачек хутора Клецко-Почтовского о здравии воинов». Ниже — 52 имени казаков-свидетелей явления и дата: «1915 г. 12-го ноября».
       Процесс написания Августовских икон прекратился вскоре после революции в силу наступившей эпохи воинственного атеизма новых властителей России. О массовости почитания данного Образа Божией Матери в то время свидетельствуют достаточно многочисленные сохранившиеся образы в православных храмах России, Белоруссии, Украины и Польши (и это с учетом того, что значительное число таких икон было уничтожено богоборцами). Об этом же свидетельствуют сохранившиеся листовки и цветные литографии с изображением явления Богородицы войскам, которые миллионными тиражами распространялись в народе до 1917 года. Таких святынь осталось около 50-ти в мире…

       Рассказывает Ирина Евстигнеева, иконописец, художник редакции газеты «Благовест»:
       «Эту икону я где-то видела раньше, очень давно. Икона запомнилась, но я не знала ее названия. И вот этим летом редактор Православной газеты «Благовест» Антон Евгеньевич Жоголев увидел во сне этот образ. Он сразу узнал его, так как видел его несколько лет назад в строящемся Храме Христа Спасителя. Во сне он услышал слова: «Августовская победа», но не знал, к чему именно они относятся, к иконе ли, или к той непростой ситуации, которую в то время переживала редакция… Пришел на работу и спросил меня, не знаю ли я такую икону, на которой изображена Царица Небесная, явившаяся в ночном небе русским воинам. Я сказала, что знаю такую икону, но она очень редкая. Названия её не помню. Он спросил, а что могут означать слова «Августовская победа»? В ответ я только пожала плечами. Тогда он набрал эти слова на «поиске» в интернете и вскоре узнал, что это и есть название той иконы! Удивлению нашему не было предела. В этот же день мы решили, что раз было такое видение, обязательно нужно в редакции иметь эту икону. И, благословясь, я взялась за работу…
      … Утром 1 августа у меня возникло желание взять с собой в храм на праздник Серафима Саровского написанную, но еще не освященную икону "Августовская". Это было столетие прославления Преподобного Серафима. Принесла икону в Петропавловскую церковь в Самаре, а там вдруг люди стали подходить и прикладываться к этой иконе. Монахини подходили, молились. Одна из монахинь меня оповещает: а ведь сегодня день начала Первой Мировой войны! Ведь та война началась в день памяти Преподобного Серафима… И как-то особенно на меня посмотрела. У меня мороз по коже прошел, я этого никак не ожидала. Это было просто чудо! Значит, не случайно эта икона была именно в этот день освящена у нас в редакции духовником «Благовеста» священником Сергием Гусельниковым… Вот мы и решили у нас в редакции считать днем памяти нашего образа — 1 августа…
 
       Наверное, пришло время вспомнить об этой иконе. Не случайно Господь побудил разных людей одновременно обратиться к этому образу. Почему — это тайна. Может быть, Господь хочет нам даровать надежду на победу в битве за Россию. Эта икона — призыв к Победе. Но ведь Божия Матерь не Сама прогнала немцев, хотя и могла это сделать, а лишь указала путь русскому воинству и дала надежду на Победу. И победа была достигнута.
       Видимо, и сейчас настал такой момент, когда мы должны совершить победу в духовной брани. Каждый Православный — воин Христов, воин с врагами внешними и внутренними. С врагами Отечества и Православия должен бороться каждый Христианин. Эта икона призвана укреплять наш дух. И не случайно была составлена молитва этой иконе, в которой есть слова, обращенные к Божией Матери с просьбой о даровании мужества в нелегкой борьбе. Эту икону уже просят люди. В храме меня просили написать ее копию… Все-таки это Победа! Думаю, что икона эта займет достойное место на божницах христиан. Ибо чудо было великое и сегодня эти чудеса продолжаются… Не случайно большая икона Божией Матери «Августовская Победа» находится в главном храме страны — в Храме Христа Спасителя».
       Главное в этой иконе — Дух Победы. Но настоящая Победа возможна лишь на основе Веры, Надежды и Любви.
       «Радуйся, Матерь Божия «Августовская Победа», верным в бранях помогающая».

        ТРОПАРЬ, ГЛАС 4
        Днесь притецем, вернии, к Царице Богоматери, осеняеми Пречистыя Девы Образом, на воздусе русским воином явленным и путь победы указавшим, с верою к Ней взывавшим: «О, Пресвятая Владычице Богородице, воинство христолюбивое укрепи, землю Русскую и люди ея заступи, от видимых и невидимых враг защити и спаси души наша»

       КОНДАК, ГЛАС 4
       Днесь, вернии людие, светло почтим Пречистыя Богоматере пречудное явление, подавшей воином в вере православной укрепление, от смерти, ран и всяких лютых свобождение, и к Тоя честному Образу, зовуще, припадем: «Радуйся, Богородице Дево Преблагословенная, землю Русскую от вражеского обстояния избавляющая!»

                МОЛИТВА

       О Пресвятая Владычице Богородице! Ты всю землю Русскую, яко Дом Свой, святыми иконами дивно украшаеши и сими образами Своими рубежи Отечества нашего чудесно ограждаеши. Посылаеши воинству Русскому от Престола Господа Славы Небесную помощь отражати врага и супостата и всех восстающих на нас полагаеши подножие ног наших.
       Ты некогда грозным явлением Своим от пределов Московских полчища агарянские в бегство обратившая; даровавшая Христолюбивому воинству Русскому одоление двунадесяти язык;
       Ты дивным явлением Своея славы в Августовском лесу сынам Отечества нашего скорую победу предвозвестившая, — тако и ныне воспламени сердца людей Твоих духом мужества и жертвенной любви к земному Отечеству, дабы стяжать нам Отечество Небесное.
       Помоги, Владычице Богородице, и в сей брани с врагами видимыми и невидимыми и даруй нам Свое заступление. Сохрани Дом Твой — Державу Российскую — до скончания века в мире, целостности и благоденствии.
Да будет воинство Русское под сению Креста Христова несокрушимым для всех борющих нас. И да не скажут иноплеменницы, видя разор и поругание земли Российския, не имут бо люди сии Божественного заступления, зане дом сей пуст есть.
       Но да буди нам Возбранною Воеводою, дарующей победу над иноплеменными. Ибо никто не расхитит дом сильного, да не прежде свяжет сильного сильнейший его.
Но Ты, Царица Небеси и земли, язвою бесов и Непобедимою Победой именуемая, буди Дому Своему щит и ограждение. И яви нам знамение Своея милости предстательством святых благоверных князей Александра Невского и Димитрия Донского, святых страстотерпцев Бориса и Глеба, святых Царственных Мучеников Дома Романовых и всех Новомучеников и Исповедников Российских, — и яко вовремя оно явилась в небе знамением скорой победы воинству Православному,
       тако и ныне приди на помощь людям Твоим и помоги одолеть тьмочисленных врагов наших.
       Да будет милость Твоя на нас, яко же уповахом на Тя. Аминь

       ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА, СПАСИ НАС!

Дорогие братья и сестры!

У Вас есть возможность не выходя из дома заказать поминовения о здравии и о упокоении через сайт нашего храма.

Пожалуйста, выберите одну из представленных Треб, впишите имена поминаемых (в родительном падеже) и внесите пожертвование удобным для Вас способом – с банковской карты, или кошелька Яндекс.Деньги.

Записки будут прочитаны за ближайшим Богослужением.

В поминовении указываются имена только крещеных христиан православного вероисповедания.

Наш номер карты для пожертвований:   2200-7007-1782-1333

или по номеру телефона 8-909-667-79-86

afisha-msk.ru