О приходе
Расписание
Служение
Воскресная школа
Центр для людей с нарушением слуха
Творческая страница

Православный календарь





     Дни памяти священномученика Гермогена (Долганева), епископа Тобольского и Сибирского: 29 июня и 2 сентября – обретение мощей.
6720.jpg
               
     В наше непростое время часто можно услышать лукавое утверждение некоторых невежественных околоцерковных людей, что якобы патриотизм несовместим с Православием и церковной жизнью. Это глубочайшее заблуждение, ибо патриотизм есть любовь человека к своей Родине, своему народу, окружающим его людям. Ярким подтверждением этой истины является жизнь священномученика Гермогена.

     Священномученик Гермоген, епископ Тобольский (в миру Георгий Ефремович Долганев), родился 25 апреля 1858 года в семье священника Херсонской епархии иерея Ефрема и супруги его Варвары в селе Дмитровка Ананьевского уезда. Он получил образование в Одесском Духовном Училище.
     По окончании гимназии он поступил на юридический факультет Новороссийского университета, который окончил в 1889 году, и в том же году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. Учась в академии, он много потрудился как проповедник, принимая активное участие в деятельности кружка студентов-проповедников. В 1890 году ректор академии епископ Антоний (Вадковский) постриг его в монашество с наречением имени Гермоген и в 1892 году рукоположил во иеромонаха.
     По окончании академии иеромонах Гермоген был назначен инспектором Тифлисской духовной семинарии, в 1898 году возведен в сан архимандрита и назначен ректором семинарии.
     В Тифлисе архимандрит Гермоген усиленно занимался просветительской деятельностью и в особенности в беднейших кварталах города, где невежество и распространившиеся пороки губительно влияли прежде всего на детей. Будучи ректором, он отчислил в 1899 году из семинарии мало кому тогда известного Иосифа Джугашвили.

     В 1901 году архимандрит Гермоген был хиротонисан во епископа Вольского, викария Саратовской епархии, в 1903 году — назначен епископом Саратовским и Царицынским.
     Вступив в управление епархией, преосвященный Гермоген сразу заявил свою программу: «трудиться, трудиться и трудиться на благо паствы, в союзе мира и любви, в послушании власти, при полном единении сил и единодушном стремлении соработников принести пользу тем, для кого назначаются работы». Владыка был выдающимся миссионером. Самой лучшей проповедью и назиданием была сама его жизнь. В основу своего личного монашеского подвига и пастырского делания преосвященный Гермоген положил прочный фундамент Апостольской Православной Веры. Не один год потрудившись в изучении ее догматов и канонов, владыка прекрасно разбирался в любых духовных вопросах. Это позволяло ему успешно отстаивать церковное учение от многочисленных нападок со стороны еретиков и лжеучителей.
     В Саратове он своим собственным примером, а также частыми беседами с духовенством и особыми циркулярами не уставал призывать духовенство к неспешному и строго уставному совершению богослужения, зная по опыту, что оно есть благодатная сила, которая возвращает отпадших и привлекает неверующих. Во многих саратовских храмах епископом Гермогеном было введено общенародное пение. В особо исключительных и важных случаях общественной и государственной жизни России владыка устраивал в Саратове и уездных городах службы с крестными ходами, общим пением всех молящихся и поучениями проповедников. Для соблюдения порядка в крестных ходах им было учреждено при кафедральном соборе общество хоругвеносцев.
   
     В 1905 году в Саратове, как и во многих других городах страны, начались революционные беспорядки, и епископ Гермоген выступил с разъяснениями причины происходящих событий. Многие рабочие насильственно были оторваны тогда организаторами беспорядков от работы и понесли лишения; владыка предложил прийти им на помощь и благословил провести сбор денег, в котором сам принял участие.
     6 декабря 1907 года после литургии в Андреевском соборе Кронштадта епископы Гермоген и Серафим (Чичагов), духовные дети отца Иоанна Кронштадтского, и протоиерей Иоанн Восторгов посетили отца Иоанна, который встретил их выражением живейшей благодарности за отслуженную вместе службу. Затем он удалился с ними в свою келью и там беседовал о предметах первейшей важности. Отец Иоанн Кронштадтский одобрил их попытку добиться большего влияния Церкви на жизнь народа.
     Впоследствии отец Иоанн каждому из них написал записки; епископу Гермогену он написал: «Видел у себя сегодня дорогого гостя отца Иоанна Восторгова; говорили о текущих делах, особенно ваших. Вы в подвиге, Господь отверзает небо, как архидиакону Стефану, и благословляет вас. Дерзайте, благодарите Подвигоположника».
     Однако светские власти иначе смотрели на возможность большего влияния Церкви на гражданскую жизнь. Обер-прокурор Святейшего синода Извольский предупредил протоиерея Иоанна Восторгова о вероятности перевода епископа Гермогена на другую кафедру, и тот поспешил к отцу Иоанну Кронштадтскому, который, глубоко переживая общественные неурядицы, весьма сочувствовал Преосвященному. Для отца Иоанна епископ Гермоген был образцом тех немногих, кто, как и он сам, смело выступали против духа времени, не считаясь с последствиями для личного благополучия. В своем дневнике 13 октября 1908 года отец Иоанн записал: «Господи, защити и удержи в Саратове епископа Гермогена, и да не премогут его нечестивые».

     За десять лет служения преосвященного Гермогена на Саратовской кафедре было построено свыше пятидесяти храмов. При построенном в Саратове храме преподобного Серафима Саровского, благодаря попечению владыки, был открыт детский приют, в котором воспитывалось пятьдесят мальчиков-сирот. Преосвященным Гермогеном были основаны Благовещенский женский и Свято-Троицкий мужской монастыри в городе Хвалынске, Вольское Благовещенское архиерейское подворье, Свято-Духовский монастырь в Царицыне, Казанская Алексеево-Сергиевская мужская пустынь вблизи города Сердобска, Казанский Иоанновский мужской монастырь близ города Кузнецка и Дубовский Свято-Троицкий единоверческий мужской монастырь. Особое внимание владыка уделял церковно-приходским школам — источникам религиозно-нравственного просвещения. За время служения владыки значительно увеличилось число таких школ в епархии: в 1901 году было 4 двухклассные школы, в 1910-м их стало 29; в 1901 году было 362 одноклассные школы, в 1910-м их стало 762. Епископ Гермоген основал противораскольническую школу в селе Сосновая Маза и противомагометанскую в деревне Подлесной.
     Часто объезжая приходы епархии, святитель служил с таким благоговением и молитвенным настроем, что крестьяне одного из сел говорили своему священнику: «Деды и прадеды не видали такого. Нам не забыть этого светлого торжества, но из рода в род, от отцов к детям, от детей ко внукам перейдут наши рассказы о приезде владыки Гермогена к нам в село».
     Во время службы в кафедральном соборе многие плакали от умиления и духовной радости — так благоговейно и трепетно молился владыка в алтаре перед престолом Божиим.
     Протоиерей Сергий Четвериков вспоминал о служении преосвященного Гермогена в Саратове: «С первых же дней моего пребывания в Саратове я узнал владыку Гермогена как народного молитвенника и народного наставника. Потом я еще узнал его как щедрого благотворителя… Что меня еще особенно поражало и привлекало в преосвященном — это его совершенно юношеская отзывчивость на всякое доброе начинание и полное пренебрежение к своему собственному удобству и покою… Он себе не принадлежал. В любое время дня к нему являлись гимназисты, гимназистки, и он выходил к ним и беседовал… Он мог поехать… в гости к какому-нибудь благочестивому мещанину… Когда я, будучи еще едва знаком с ним, заболел, он приехал и ко мне навестить меня, хотя я жил где-то совсем на задворках… Исполненный глубокой, пламенной веры — он является не кабинетным администратором, не далеким от жизни ученым, а живым практическим делателем, чутко и горячо отзывающимся на духовные нужды своей паствы…»
   
      В январе 1912 года епископ Гермоген был уволен сначала от заседаний в Святейшем синоде, а затем и с Саратовской кафедры в Жировицкий монастырь за несогласие с вмешательством обер-прокурора в дела Церкви. 24 января 1912 года епископ Гермоген прибыл в город Слоним.
     Твердым стоянием в чистоте Православия преосвященный Гермоген стяжал от Бога благодатные дары.
     Ему было открыто будущее России. «Бывало, закрыв лицо руками, он долго и безутешно плакал и тогда говорил:
     – Идет, идет девятый вал; сокрушит, сметет всю гниль, всю ветошь; совершиться страшное – леденящее кровь – погубят Царя, погубят Царя, непременно погубят.
     Во время пребывания владыки в монастыре произошел такой случай. У одной женщины по попущению Божию вследствие колдовства умерла дочь, а другая заболела. Мать решила пойти к епископу Гермогену просить у него совета и молитв. Утром она пришла в храм, где служил Владыка. Служба закончилась; он вышел из алтаря и прямо направился к скорбящей женщине. Не успела она высказать архипастырю свое горе, как он обратился к ней и сказал:
     – Вы пришли с большим горем, у вас одна дочь малютка умерла, а другая болеет. Милая моя, ведь это сделано злыми людьми, и Господь попустил этому быть. Пройдет немного дней, как и эта больная скончается. Перед самой ее смертью придет к вам женщина, которая молча войдет в комнату и после этого скончается и эта больная. Но не волнуйтесь без попущения Божия ничего не бывает.
     Слова его исполнились в точности. Мать возвратилась домой. Через несколько дней к ней зашла незнакомая женщина и сразу же вышла. После этого больная девочка умерла.
     У Антоник Ефросинии (бабушки преподавателя Минской Духовной Семинарии Виталия Кирилловича Антоника) совершенно отнялись руки. Ей тогда было чуть больше тридцати лет. Она отправилась к епископу Гермогену. Тот принял ее и дал выпить святой воды. Очень скоро она поправилась и до конца жизни (умерла она в 94 года) трудилась.
     Случалось ему и изгонять бесов. Бывало, во время богослужения какой-нибудь бесноватый начинал вопить, лаять и т.п. Тогда епископ выходил на солею и именем Господа запрещал ему. Тот тотчас же стихал.

     В 1915 году 25 августа в связи с эвакуацией епископа Гермогена перевели в Подмосковье, в Николо-Угрешский монастырь, где он продолжил свое старческое служение.
     После февральской революции 8 марта 1917 года владыка был назначен епископом Тобольским и Сибирским и впоследствии принял участие в работе Поместного Собора в качестве заместителя председателя Отдела высшего церковного управления, занимавшегося вопросом восстановления патриаршества в Российской Церкви. Здесь он прослужил меньше года.
     В это время в Тобольске томилась в заключении Царская Семья. Епископ Гермоген вел тайную переписку с Их Величествами, посылал им просфоры и вообще до самой своей смерти поддерживал их.
     По благословению Патриарха Тихона было назначено провести в Тобольске крестный ход в Вербное воскресенье 15 апреля 1918 года. 13 апреля около одиннадцати часов ночи большевики провели в покоях епископа Гермогена и в домовом храме обыск, сопровождавшийся кощунствами. 14 апреля они через викарного епископа и одного из членов епархиального совета передали епископу Гермогену, чтобы он ничего не говорил о кощунствах, на что тот ответил:
     - Я считаю себя нравственно не вправе не говорить с церковного амвона о тех кощунствах, которые были допущены при обыске в храмах, а в свою неприкосновенность я совершенно не верю. Пусть меня завтра убьют, но я, как епископ, как страж святыни церковной, не могу и не должен молчать.
     И на проповеди сказал:
     - Моя святительская деятельность чужда всякой политики. Моя политика — вера в спасение душ верующих. Моя платформа — молитва. С этого пути я не сойду и за это, быть может, я лишен буду возможности в эту ночь спокойно ночевать в своем доме.
     На следующий день после крестного хода епископ Гермоген был арестован и тайно от верующих перевезен в тюрьму в Екатеринбург. Отсюда он писал своим близким: «Эти видимые и кажущиеся весьма тяжкими испытания составляют, в сущности, естественный и законный круг условий и обстоятельств, неразрывно связанных с нашим служением. Прошу лишь святых молитв ваших, чтобы перенести эти испытания именно так, как от Бога посланные, с искреннейшим благочестивым терпением и чистосердечным благодарением Господу Всемилостивому... От этих потрясений... не только проясняется внутреннейшее глубокое сознание, но и усиливается и утверждается в душе спасительный страх Божий — этот чудный воспитатель и хранитель нашей духовной жизни... Посему воистину — слава Богу за все...».
      
     В Екатеринбурге он был помещен в тюрьму вблизи Сенной площади, рядом с Симеоновской церковью. В это же время там были заключены в доме Ипатьева и Царственные Мученики. Мученическая кончина владыки на месяц предварила страдания Царственных Мучеников.
     13 июня поездом он вместе с другими узниками был доставлен поездом в Тюмень и 15 июня заключили в трюм парохода «Ермак».
     16 июня 1918 года в половине первого ночи епископа Гермогена вывели из трюма на палубу. Безбожники били его прикладами винтовок и выбили ему передние зубы, святитель до последней минуты продолжал петь пасхальные молитвы. Когда палачи перевязывали веревкой камень, он кротко благословлял врагов своих: "Прости им, Господи, ибо не ведают, что творят...".  Связав епископа и прикрепив к нему камень, убийцы столкнули его в воду.
     Тело епископа со связанными за спиной руками и привязанным к нему тридцатикилограммовым камнем было обнаружено 3 июля на берегу реки крестьянином и впоследствии погребено в склепе на месте могилы прославленного в 1916 году святителя Иоанна, митрополита Тобольского.
    На юбилейном архиерейском соборе 2000 года епископ Гермоген был причислен к лику святых.   
    В 2005 году мощи священномученика Гермогена были обретены и перенесены в Покровский храм Тобольского кремля.
     Будем же молиться священномученику Гермогену о том, чтобы православная вера сохранялась на нашей земле, и чтобы как можно больше наших близких пришли к Богу.
   
                Обретение мощей священномученика Гермогена, епископа
                Тобольского и Сибирского

     Как рассказал архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий (Капалин), было известно, что святитель захоронен в северном приделе кафедрального Софийско-Успенского собора Тобольского кремля, однако точное место захоронения было неизвестно. При ремонте собора в 1995 г. было найдено десять захоронений архипастырей, относящихся к XVIII-XIX вв., а также цементный склеп, в котором находился гроб, запаянный в металл. Тут и возникло предположение, что это склеп священномученика (так как цемент — строительный материал ХХ века). Однако чтобы удостовериться в этом, пришлось не один год изучать все относящиеся к делу архивные материалы, проводить изыскания и исследования, в которых принимали участие студенты Тобольской духовной семинарии. Окончательной идентификации места захоронения помогла трещина в стене собора, которая, согласно старым описаниям, стала основной приметой искомого места.
     Получив благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на вскрытие захоронения, при большом стечении верующих, в присутствии архиереев мощи были вскрыты. По словам Тобольского архиерея, все детали подтверждали, что найдены останки именно святителя Гермогена, причем тело и облачения хорошо сохранились, но были несколько увлажненными из-за проводимых некогда в соборе работ по осушению крипты. Последним и окончательным доказательством стали зубы почившего: по свидетельству архиепископа Димитрия, «они были как пилка» — известно, что когда архипастыря предавали мученической кончине, он пел «Христос воскресе!», и палачи били его прикладами по лицу, сбив зубы.
     От гроба с телом исходило благоухание. Крестным ходом он был обнесен вокруг двора Тобольского кремля и помещен в Покровский храм, где была отслужена Божественная литургия. Сейчас мощи открыты для поклонения верующих.
         
     «Радуйся, священномучениче Гермогене, Сибирския земли светильниче».

     Тропарь святому священномученику Гермогену, глас 7:
 Во святителех дивен показался еси, ревностию по Бозе окрыляем, священномучениче Гермогене. И пастве Сибирстей путевождь во страданиях являяся, с Державнствующим узы и заключения разделяя и страдальчески путь скончавши, на небесех мзду трудов твоих восприял еси, молися за народ наш ко Господу.

     Кондак святому священномученику Гермогену, глас 4:
    Подвиг святительский добре свершившаго и течение мученическое мужественно скончавшаго прославляем тя, священномучениче Гермогене, яко предстателя пред Господем за страну Российскую.

     Величание:
Величаем тя священномучениче Гермогене и чтим честная страдания твоя яже за Христа претерпел еси.

     Молитва священномученику Гермогену

     О, пастырю добрый, священномучениче Гермогене, ты бо Христа Иисуса всею душею возлюбил еси, и от юности тому усердно послужив, в учительстве добре подвизался еси и епископство достойно восприяв, Церкви Православной послужив, многие скорби претерпел еси веру сохранив и Бога прославив, напоследок же мученическим венцем венчался еси, и ныне в Небесных обителях пребываяй паству свою назираеши и духовно окормляеши.
     Услыши молебный глас чад своих, пред святым твоим образом предстоящих и место погребения твоего чтущих, и заступника и ходатая тя пред Господом ведуще, умоли Господа, да утвердит в стране Российской веру православную,
     да дарует пастырем и пастве ревность о благочестии и спасении, отроком учащимся наук разумение, всем же друг ко другу любовь и согласие, заблудших да обратит и соединит Церкви Своей святей, ереси, расколы да упразднит, и вся православныя христианы да спасет и помилует и сподобит Небесного Царствия, идеже ты радостно по трудех и подвизех ныне почиваеши, прославляя со всеми святыми Бога, в Троице славимаго, Отца, и Сына, и Святого Духа, в безконечные веки. Аминь.

     Священномучениче Гермогене, моли Бога о нас.

Дорогие братья и сестры!

У Вас есть возможность не выходя из дома заказать поминовения о здравии и о упокоении через сайт нашего храма.

Пожалуйста, выберите одну из представленных Треб, впишите имена поминаемых (в родительном падеже) и внесите пожертвование удобным для Вас способом – с банковской карты, или кошелька Яндекс.Деньги.

Записки будут прочитаны за ближайшим Богослужением.

В поминовении указываются имена только крещеных христиан православного вероисповедания.

Наш номер карты для пожертвований:   2200-7007-1782-1333

или по номеру телефона 8-909-667-79-86

afisha-msk.ru