Православный календарь





       Церковь празднует память преподобного и благоверного великого князя ДАНИИЛА МОСКОВСКОГО, основателя и первоначальника града Москвы:
       17 марта и 12 сентября (обретение мощей)
a2033.jpg

       Святой благоверный князь Московский Даниил был младшим сыном святого благоверного великого князя Владимирского Александра Ярославича Невского (+1263; память 23 ноября и 30 августа) и первенцем его второй супруги праведной княгини Вассы.

       Родился святой Даниил в 1261 году во Владимире-на-Клязьме, получив при крещении имя в честь преподобного Даниила Столпника, память которого совершается 11 декабря. Впоследствии этот факт получил своеобразную символическую интерпретацию. Дело в том, что 11 декабря — самый короткий (7 часов 1 минута) для Москвы световой день, после которого ночь становится короче, а день прибывает. Это обстоятельство воспринималось как предзнаменование того, что со дней благоверного князя Даниила Москва и Русь начнут возвышаться.

       О годах, проведенных Даниилом в отеческом доме, летописи сообщают немного. Известно только, что воспитан он был в благочестии и страхе Божием. В двухлетнем возрасте святой Даниил лишился отца, и уже десятилетним отроком вступил в княжение: по жребию между сыновьями святого Александра Невского ему досталось Московское княжество, в то время маленькое и незначительное.

       Святой князь Даниил возобновил разрушенную ханом Батыем (в 1238 г.) деревянную крепостную стену, которой был обнесен Боровицкий холм, тем самым продолжив формирование московского Кремля. Здесь же, на месте, где некогда жил отшельник Вукол, святой князь Даниил воздвиг деревянный храм в честь Преображения Господня — Спас на Бору (в 1330 г. заменен каменным).

       За Москвой-рекой, на ее пологом берегу, в 5-ти верстах от Кремля, святой князь Даниил основал (не позднее 1282 г.) первый в Москве мужской монастырь, который зовется по его имени Даниловский, и в нем — деревянную церковь во имя своего Небесного покровителя преподобного Даниила Столпника.
       Летописи сообщают, что Данилов монастырь содержался при жизни благоверного князя на его собственные средства. Для помощи в ведении монастырского хозяйства князь разместил вокруг несколько крестьянских домов, которые послужили началом Даниловской слободе, старейшему из московских районов.

       В 1300 году по повелению благоверного князя Даниила на крутом берегу Москвы-реки (на Крутицах), также в 5-ти верстах от Кремля, был основан храм во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, который освятил епископ из Греции Варлаам, странствовавший тогда по России со святыми мощами. Он поселился в архиерейском доме, устроенном князем рядом с храмом, и потому стал называться епископом Крутицким (не по епархии, которой не имел, а по названию местности).

       Все эти замечательные начинания свидетельствуют об особой роли благоверного князя Даниила в возвышении Москвы. С 1147 по 1272 год шесть князей русских, сменяя друг друга, владели Московским княжеством, но лишь с начала правления святого Даниила начинается возвышение стольного града Москвы.

       Среди дошедших до нас свидетельств об основополагающей роли князя Даниила как инициатора расширения и укрепления столичного града особо выделяются слова автора его Жития митрополита Платона (1737—1812): «сей-то первоначальный основатель [святой благоверный князь Даниил] положил начало нынешнему величию [Москвы], проложив для этого тихими стопами только малую стезю. Ибо, как и всякое здание, сооружаемое не с чрезвычайной поспешностью, а только с большим искусством и старанием, получает особую твердость и нерушимо пребывает долгое время и как дерево, много веков растущее, начав прежде с малого прутика, понемногу утолщается, и ветви его распространяются далеко окрест, так и граду этому надлежало возрасти от малых, но твердых начал, чтобы первый его блеск не омрачил очи завиствующих и чтобы в первое время не потрястись и не пасть ему скорее, чем оно возросло в свою высоту. Так предуготовил сей великий град основатель, дав ему, хотя малое, но не прерывающееся никаким дуновением ветра сияние, и предоставил большую славу его возвышения своему сыну великому князю Иоанну Данииловичу, прозванному Калитой, который, будучи истинным подражателем добродетелей своего знаменитого, но кроткого и любезного родителя, возвел уже сей град на высшую ступень славы и могущества».

       В период княжения святого Даниила Московского попущением Божиим Россия вынуждена была признавать над собой власть Золотой Орды. Многие русские князья, пребывавшие в междоусобной вражде, прибегали к помощи ордынских ханов. Благоверный же князь Даниил в течение всего своего 30-летнего правления воздерживался от участия в междоусобных распрях. Своим благочестием, стремлением к миру, кротостью и милосердием, заботой о пользе своих подданных он снискал уважение не только у соседей, в том числе у старших братьев, но и у ордынских ханов.

       Если и приходилось князю Даниилу браться за оружие, то лишь для усмирения вражды и установления мира. Когда рязанский князь Константин Романович призвал в помощь одного из татарских ханов и готовился напасть на московские земли, князь Даниил выступил в поход на Рязань.

       Разбив татарский отряд (это была первая победа над татарами), он воздержался от захвата рязанского княжества, хотя это и было обычным явлением в те времена. Привезенного в Москву князя рязанского Константина Романовича святой Даниил содержал с подобающей честью до тех пор, пока раскаяние пленника не привело к заключению мира.

       Во время страшного татарского набега на Москву благоверный князь Даниил, памятуя о том, к чему обязывало его звание, не покинул своего города, хотя и имел возможность укрыться у своего любимого племянника — переяславского князя Иоанна.

       Сердца своих воинственно настроенных братьев святой Даниил Московский смирял не силой оружия, а справедливостью, добросердечием, призывами к миру и оставлению вражды, делами своими воплощая Евангельские слова: «Любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас» (Лк. 6, 27).

       Эти высокие его качества побудили общий совет князей великорусских в 1296 году передать власть и достоинство великого князя всея Руси и знаки этого достоинства (крест с частицей Животворящего Древа, шапку, скипетр, державу, золотую цепь, порфиру и виссон) святому князю Даниилу Московскому.

       В 1302 году бездетный князь Переяславля-Залесского Иоанн завещал свое княжество во владение московскому князю Даниилу, которого очень любил за доброту. Брат благоверного князя Даниила, властолюбивый князь Андрей Александрович, претендуя как старший в роде на Переяславль, послал туда своих наместников. Встреченные возмущением переяславцев, они вынуждены были удалиться.

       Присоединение переяславской земли, Коломны и Можайска способствовало дальнейшему укреплению Московского княжества.

       4 марта 1303 года, около 42 лет от роду, святой князь Даниил преставился ко Господу. Перед смертью он принял схиму. Согласно завещанию, святой Даниил был погребен сыновьями в Даниловом монастыре, на кладбище близ храма, среди могил почивших иноков этой обители. Благоверный князь Даниил оставил пятерых сыновей: Георгия (впоследствии князя Переяславского), Бориса (князя Костромского), Александра (князя Вологодского), Афанасия (князя Новгородского) и Иоанна (великого князя Московского, прозванного Калитой).

       В 1330 году, через 27 лет после кончины князя Даниила, его младший сын — князь Иоанн Калита (1325—1340), унаследовавший Москву, перевел Даниловскую обитель в Кремль. По имени кремлевского храма, Спаса на Бору, монастырь стал именоваться Спасским, (В 1490 году, при великом князе Иоанне Васильевиче, эта же обитель, которой стало тесно в Кремле, переехала на новое место, расположившись в Крутицах, а монастырь получил наименование Ново-Спасского.)
       Между тем древние постройки самого Данилова монастыря постепенно ветшали. Но святой Даниил незримо охранял свою обитель.
       Честные мощи святого князя Даниила находились под спудом почти 350 лет.

       «Степенная книга» повествует о трех напоминаниях благоверного князя о себе.
       Так, во времена великого князя Иоанна III (1462-1505) святой Даниил явился придворному юноше и повелел сказать великому князю следующее: «Рцы великому князю Иоанну: се убо сам всячески себе утешаеши, мене же почто забвению предал еси, но обаче аще он забвенна мя имать. Бог же мой несть мене забыл никогдаже». Узнав об этом, Иоанн III повелел служить соборные панихиды, раздавать милостыню и устраивать трапезы на помин своих усопших.    

       При сыне Иоанна III великом князе московском Василии Иоанновиче (1505-1533) произошло событие, описанное в Степенной книге. Однажды великий князь с многочисленной свитой, в которой находился князь Иоанн Михайлович Шуйский, был в Даниловом монастыре и проезжал недалеко от места захоронения благоверного князя Даниила. Шуйскому нужно было сесть на коня, и он решил сделать это с надгробного камня на могиле святого Даниила. Оказавшийся поблизости не­кий благочестивый христианин сказал Шуйскому: «Господине княже! Не дерзай с камни сего всести на конь свой. Ведый буди, яко лежит ту великий князь Даниил». Гордый же князь не послушал совета и, встав на камень, хотел сесть на коня. Неожиданно конь вздыбился и упал мертвым на землю, подмяв седока, едва оставшегося в живых после падения.

       В царствование Иоанна Васильевича Грозного (1533-1584) на могиле князя Даниила получил исцеление умирающий сын коломенского купца. Иоанн Грозный установил ежегодно совершать крестный ход к могиле благоверного князя Даниила и служить о нем панихиды. Он же издал указ о построении в запустевшем к тому времени монастыре двухэтажной каменной церкви, братских келлий, пополнении обители иноками и устройстве монашеского общежития.

       В 1652 году царь Алексий Михайлович (1645-1676) по повелению явившегося ему благоверного князя Даниила совершил торжественное открытие мощей святого.
       30 августа Патриарх Никон с собором епископов и царь Алексий Михайлович с придворными открыли могилу благоверного князя и обрели честные мощи нетленными. В то же время среди многочисленного народа произошло немало чудесных исцелений.
       Святые мощи были торжественно перенесены в монастырский храм в честь святых отцов Семи Вселенских Соборов и положены в специально приготовленной деревянной гробнице напротив правого клироса.
       Тогда же благоверный князь Даниил был причислен к лику святых и ему было установлено общецерковное празднование 4/17 марта — в день блаженной кончины и 30 августа/12 сентября — в день обретения нетленных мощей.

       «Радуйся, преподобне княже Данииле, Московский чудотворче».
      
       В своей проповеди архимандрит Даниил (Воронин) Данилова монастыря говорит о том, что православная жизнь преподобного князя Даниила показывает нам, современным людям, спасительный путь жизни - путь по заповедям Божиим, который есть единственный и неизменный на все века:
        «Сей преподобный князь жил в тринадцатом веке и был сыном известного по всей Руси святого благоверного князя Александра Невского и княгини Вассы.
        Даниил был младшим сыном в семье, и ему досталось в удел незначительное княжество московское, в то время мало кому известное. Это княжество преподобный князь Даниил унаследовал в возрасте одиннадцати лет, и он молился Богу, чтобы Бог помог ему управлять народом Божиим. То были очень непростые годы. Русь наша находилась под игом татаро-монгольских завоевателей. Они часто приходили набегами, разоряли и сжигали села, уводили в плен жен, детей, юношей, отнимали все их имущество.
        И на долю князя Даниила выпало много скорбей. Он был князем, а это значит, что в своем уделе он был самым значительным человеком, ему принадлежала власть над подданными, власть, данная ему Богом
   
        Вместе с тем он был одним из богатейших людей в своем княжестве. Он мог бы жить в свое удовольствие, ни о чем не заботясь. Но Даниил был праведником, он был воспитан в православной вере, и свое служение считал служением Богу. Своих соотечественников, своих подданных он считал своими детьми, с которыми он, как князь, отец и покровитель, связан неразрывными узами.
        У святого князя было много скорбей, как и у нас теперь много бывает трудностей, искушений, забот. И он как бы из глубины веков обращается к нам и напоминает нам о том, чтобы мы, имея свои трудности и скорби, жили по заповедям Божиим, так же, как жил он сам в свое время.
        Имея много скорбей и искушений, преподобный князь Даниил мог бы пойти на крайности, или озлобиться, или прийти в уныние, отчаяние. Он мог бы начать надеяться только на власть и богатство, как тогда многие князья, которые часто военными действиями умножали свои владения, ходили на соседние княжества.
        Но преподобный князь Даниил, наученный заповедям Божиим, невзирая на все трудности и скорби, оставался непоколебимым в Законе Божием. Он был честным, благородным, добрым князем, заботливым мужем и отцом и заботливым отцом своих подданных. Никакие скорби и беды не сломили его благородную душу. Даже среди его братьев бывали поступки неблаговидные. Князья часто ссорились и враждовали между собой.

        Однажды его старший брат великий князь Андрей привел татарское войско и разорил город Москву. Казалось бы, князь Даниил должен был бы обидеться, рассердиться, должен был мстить ему. Но он, помня заповедь Божию о прощении своих врагов, простил своего брата. Он молился, набрался сил и вместе со своими подданными стал восстанавливать разрушенный и сожженный город.
        Казалось бы, откуда на это брать силы? И князь Даниил отвечает нам на этот вопрос. Силы он черпал из заповедей Божиих. Он был чадом Православной Церкви, он молился, читал то же самое Священное Писание, которое читаем мы теперь. Он обращался к тем же угодникам Божиим и учился молиться у тех же святых, к которым обращаемся и у которых учимся и мы с вами. Он был сыном Матери Церкви Православной и питал свою душу теми же церковными Таинствами, которыми питаем свои души и мы с вами.
      
        Он взирал на Христа Спасителя, на Распятие Христово, взирал на Его страдания и от Христа Бога своего черпал силы, чтобы во всех невзгодах и искушениях оставаться отцом своего народа. Князь Даниил с честью нес свое послушание. Своим благородством, терпением, любовью он снискал уважение не только у своих подданных, но и у соседних князей.
        Молясь Богу за врагов своих, он приобретал для своей души те божественные свойства, которые необходимы небожителю. Как бы ни было трудно в этой земной жизни, он считал, что здесь мы лишь временные жители, что  земная жизнь является для нас временной, является подготовкой для вечной жизни в Царстве Небесном. Он всегда помнил об этом, и именно это памятование о вечности, памятование о заповедях Божиих, памятование о тех скорбях, болезнях, которые подъял на Себя Христос Спаситель ради нашего спасения, давали ему силы и мужество претерпевать все беды и невзгоды.
        Он молитвенно обращался к своему небесному покровителя преподобному Даниилу Столпнику и в честь него построил сей монастырь. В этом монастыре незадолго до своей кончины князь принял монашеский постриг, уподобляясь своему отцу и подражая ему. И это не случайно, потому что его душа была готова жить по заповедям Божиим, жить молитвенной внутренней духовной жизнью, жить в молитве и общении с Богом. Уже здесь, на земле, он стяжал молитвенное единение с Господом нашим Иисусом Христом. И земная жизнь никак не мешала ему в этом единении.

        Мы с вами живем во времена, когда со всех сторон приходит много соблазнов, искушений, бед, скорбей. Но мы с вами  должны являться чадами Божиими, чадами Православной Церкви. Мы обращаемся в молитвах к Господу Иисусу Христу, ко святым угодникам Божиим, мы крещены, мы ходим в церковь и приобщаемся со страхом Божиим и трепетом тех же Таинств церковных, которых приобщался и преподобный князь Даниил Московский.
        Он жил в этом же городе, ходил по этой же земле, он переживал многие скорби и беды и сохранил свою безсмертную благородную душу, душу православного христианина.
        За его внутренне собранную, благочестивую, светлую жизнь Господь почтил его в лике святых и, превознося этого святого угодника, нашего земляка, нашего князя и молитвенника, поставил его нам в пример, чтобы и мы, имея в жизни много скорбей, бед и искушений, которые валятся на нас со всех сторон, не падали духом, а приходили к Господу нашему Иисусу Христу, Который принял на Себя все наши беды, скорби и грехи и, как мы слышали сегодня в Священном Писании, пришел призвать не праведников, но грешников (Мк.2,17).
      
        И вот, прибегая к церковным Таинствам, будем подражать нашему соотечественнику святому преподобному князю Даниилу Московскому, будем прибегать к его святым молитвам. Будем стараться жить по заповедям Божиим и радовать Господа нашего Иисуса Христа своими внутренними достижениями.
        О том же, каковы должны быть наши достижения, говорит апостол: плод духовный есть любовь, радость, мир, долготерпение, вера, кротость, воздержание (Гал.5,22–23). Вот об этих дарах Духа Святого будем стараться всеми силами души своей».

        Тропарь, глас 3
        Явился еси в стране нашей, яко звезда пресветлая, благоверный княже Данииле, лучами света твоего озаряя град твой и обитель твою людем православным поборник еси, пленным свободитель и нищим защититель, моли Христа Бога державе Российстей даровати мир и спасти души наша.
 
        Тропарь, глас 4 (обретение мощей)
        Явися, яко звезда пресветлая, благоверный и преподобный княже Данииле, в богопорученнем твоем граде Москве в жизни временней и просветися воздержанием, и всенощным стоянием, и постом, и молитвою, и слезами ко Всемилостивому Спасу за град свой Москву и за вся страны Российския земли. И по преставлении твоем честныя твоя мощи источают исцеления неоскудно приходящим с верою, темже вопием ти: моли Христа Бога спастися душам нашим.

        Кондак, глас 6
        Еже по образу соблюд непреложно, и яже в мире тленная оставив, со ангельскими лики предстоиши Христу, преподобне княже Данииле, никакоже забывая чад твоих, но милостивно посещая и глаголя им: аз есмь с вами и никтоже на вы.

        Кондак, глас 8 (обретение мощей)
Красоту мира сего, княжение и славу яко временная помышляя, и сего ради благочестно в мире пожил еси, блаженне княже Данииле, милостию, и молитвами, и иночеством Богу угодив, и по преставлении своем чудес дар приим от Христа Бога, и светильник явися пресветлый, просвещая своими чудесы, приходящим с верою подаеши скорое здравие и от бед избавляеши. Темже Христова Церковь песньми славит тя, благочестивый княже Данииле, царствующему твоему граду Москве великое утверждение.

                Молитва благоверному князю Даниилу Московскому

        Церкве Христовы похвале высокая, града Москвы стено необоримая, державы Российский Божественное утверждение, преподобне княже Данииле.
        К раце мощей твоих притекающе, усердно молим тя: призри на нас, память твою воспевающих и с верою под кров молитв твоих прибегающих.
        Пролей теплое твое ходатайство ко Спасу всех, яко да утвердит миром страну нашу, грады и веси ея и обитель сию добре да сохранит, благочестие и любовь в людех твоих насаждая, злобу же, междоусобие и нравов развращение искореняя;
        всем же нам вся благая ко временному животу и вечному спасению даруй молитвами твоими, яко да прославляем дйвнаго во святых Своих Христа Бога нашего во веки веков. Аминь.

        СВЯТЫЙ БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЖЕ ДАНИИЛЕ, МОЛИ БОГА О НАС.
      
        ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ, МОЛИТВАМИ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ ДАНИИЛА ПОМИЛУЙ НАС.

Дорогие братья и сестры!

У Вас есть возможность не выходя из дома заказать поминовения о здравии и о упокоении через сайт нашего храма.

Пожалуйста, выберите одну из представленных Треб, впишите имена поминаемых (в родительном падеже) и внесите пожертвование удобным для Вас способом – с банковской карты, или кошелька Яндекс.Деньги.

Записки будут прочитаны за ближайшим Богослужением.

В поминовении указываются имена только крещеных христиан православного вероисповедания.

Вопросы, связанные с приемом поминовений, можно задать по телефону храма 8(963)7727270, или по адресу hram.dimitriy-donskoy@yandex.ru.

afisha-msk.ru