О приходе
Расписание
Служение
Воскресная школа
Центр для людей с нарушением слуха
Творческая страница

Православный календарь





         Усекновение главы – это убийство Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Ужасное злодеяние, безвинная смерть. Почему же христиане празднуют этот день? Ведь праздник – это торжество, а какое ж тут, казалось бы, торжество? Человеку, да еще какому человеку: величайшему, по словам Спасителя, из всех пророков (Мф.11;11;Лк.7;28) – отрубили голову…
        О его мученической кончине повествуют Евангелия от Матфея (Мф.14, 1—12) и Марка (Мк.6,14—29).
       Наверняка эпизод мученической смерти Иоанна Крестителя, описанный в Евангелии, известен многим.
a9327.jpg
      
        У царя была законная жена, дочь аравийского царя Арефы. Ирод оставил ее и сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата. Пророк Иоанн неоднократно обличал его, но царь не посмел причинить ему зла, так как почитал Иоанна Крестителя как пророка и боялся народного гнева.
        В день своего рождения Ирод устроил богатый пир. Собралось множество гостей. Столы ломились от изысканных блюд и дорогих вин, пришедших услаждали актеры и танцовщики. На празднике перед гостями плясала Саломия, дочь Иродиады. Она так угодила этим Ироду, что он поклялся перед гостями дать ей все, чего бы она ни попросила. Саломия пошла к матери за советом.
       — Дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя, — сказала девушка, когда вернулась к гостям.
        Ирод опечалился: он боялся гнева Божиего за убийство пророка, но не мог нарушить неосторожной клятвы.
        Святому Иоанну Крестителю отрубили голову и отдали Саломии.

        Злобная Иродиада исколола язык пророка булавкой и закопала голову в нечистом месте. Но Иоанна, жена царского домоправителя Хузы, тайно взяла святую главу, положила в сосуд и погребла ее на Елеонской горе, в одном из поместий Ирода. Тело святого Иоанна Крестителя взяли его ученики и погребли его.
        Считается, что и после своей смерти Иоанн был Предтечей Господу, т. к. перед Его сошествием душа пророка явилась в ад и сообщила пребывавшим там душам праотцев о том, что вскоре должен прийти Спаситель.
         Он выдержал свое испытание до конца, не поколебался и остался верен Богу.
        Жизнь Ирода и Иродиады не была счастливой и спокойной. Оба они боялись, что Иоанн может воскреснуть из мертвых. Иродиада даже велела похоронить голову пророка отдельно от тела — на всякий случай. О том, насколько опасался этого Ирод, говорит тот факт, что когда начал проповедовать Иисус Христос, царь пришел в ужас и, должно быть, вспомнив о совершенном по его приказу убийстве, сказал: «это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им».

        По прошествии многих лет, 452 году от Р.Х., честные мощи святого Иоанна Предтечи были чудесным образом обретены и стали источником благодати для верующих, приходивших поклониться им (см. обретение главы Иоанна Предтечи http://www.stihi.ru/2015/03/08/9472).
        Суд Божий совершился над Иродом, Иродиадой и Саломией еще при их земной жизни. Саломея, переходя зимой реку Сикорис, провалилась под лед. Лед сдавил ее так, что она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно пляшущая, производила беспомощные движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ее шеи. Труп ее не был найден, а голову принесли Ироду с Иродиадой, как некогда принесли им главу святого Иоанна Предтечи. Аравийский царь Арефа в отмщение за бесчестие своей дочери двинул войско против Ирода. Потерпев поражение, Ирод подвергся гневу римского императора Кая Калигулы и был вместе с Иродиадой сослан в заточение в Галлию, а потом в Испанию. Там они были поглощены разверзшейся землей.

        Внешне смерть Иоанна Предтечи – торжество порока над праведностью: вот, он мертв, а его враги живы и торжествуют… Но торжество это призрачное, из-за нечувствия «победителями» своей погибели заживо. На самом же деле смерть последнего ветхозаветного пророка была торжеством правды Божией, не пренебрегающей ни убогими, ни знатными, «не прогибающейся под изменчивый мир», не знающей «двойных стандартов» и не раболепствующей «здравому смыслу», настойчиво нас побуждающему считаться с могуществом и богатством.
         Православные христиане проводят День Усекновения Главы Предтечи Христова Иоанна в строгом посте, даже рыба и молочные продукты исключаются из рациона. Строгий пост установлен как выражение скорби о насильственной смерти великого пророка. Время сосредоточенности для всех верующих.
         В этот день не принято веселиться, устраивать празднества и застолья, потому что люди с печалью и грустью вспоминают всех, кто пострадал за правду.

        Иоанн Предтеча называется Ангелом Господним и часто изображается на иконах с крыльями. Сам Спаситель сказал о Крестителе, что он не только пророк, но и больший пророка – Ангел Господень: «Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.» (Мф.11:10).
        Святой Предтеча – это поистине первый Ангел во плоти. Он своею жизнью из всех смертных людей наиболее приблизился к ангельской жизни и уподобился ангелу небесному.
        Чем же святой Иоанн уподобился ангелу? Святитель Николай Сербский (Велимирович) отмечает, во-первых, своим послушанием Богу; во-вторых, своею свободой от мира; и в-третьих, своею безпопечительностью о телесной жизни своей.
        Ангелы всецело послушны Богу. И святой Иоанн был всецело послушен Богу от самого своего младенчества. Он весь предался Богу и во всем полагался на Бога.

        Кроме того, Иоанн был подобен ангелам небесным и своею свободой от мира и людей. Мир для него был прахом, который то зеленеет, то чернеет, но всегда остается прахом. Люди для него были рассеянным стадом, потерявшим из вида своего пастыря. Иоанн, как ангел Божий, нимало не прилеплялся к миру и не имел не малейшего страха пред миром.
        Он не различает людей ни по одежде, ни по знатности, ни по власти, ни по учености, ни по богатству, ни по возрасту – он различает их лишь по свойствам души их. Его очи и видят не телесных людей, но нагие человеческие души, кои для прочих очей сокрыты под маскою тела. Таковую свободу от мира и людей имеют лишь ангелы Божии.
         
        Кроме того, Иоанн уподобился ангелам и безпопечительностью о своей телесной жизни. Ангелов не томит забота о том, что им есть, что пить и во что одеться. Служа Богу, они знают, что Бог будет их и питать, и поить, и одевать. Иоанн питался акридами (верхушки неких пустынных растений) и диким мёдом, его дух не тревожили заботы этого мира.
        И не сказано, что он когда-нибудь жаловался на голод или на жажду. Не акриды и дикий мед питали его, но сила Божия, подаваемая верному и послушливому служителю Божию чрез акриды и дикий мед. И о жилье и одежде не заботился Иоанн. Жильем его была пустыня, одежду же он носил из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих.
        Святой Иоанн был свободен от всякого телесного попечения. Все его заботы были о душе, а воля Божия была единственным законом и властителем души его. В этом он уподобился ангелам небесным.
        Вот почему его называют Ангелом.

        Святой Предтеча получил свидетельство Господне о том, что он наибольший из рожденных женами, еще и потому, что он стал первым новозаветным мучеником между всеми святыми мучениками.
        Но почему всеблагой Бог попустил совершиться великому злодеянию 2000 лет тому назад и почему Господь Иисус Христос не воскресил святого Иоанна Крестителя?
        Потому, что Предтеча должен был стать Предтечей и в аду, царстве смерти, куда отходили души всех людей от Адама до пришествия Спасителя в этот мир, чтобы возвещать праведникам, почившим с надеждой на искупление, что близок приход Спасителя, Который Крестом сокрушит врата ада.
        «Радуйся, великий Иоанне, пророче, Предтече и Крестителю Господень».

        Архимандрит ПЕТР (Кучер) в своем слове сказал о духовном значении этого дня:
        «Крестив на Иордане Господа и, тем самым, исполнив свое главное предназначение и служение Единому Богу, святой Иоанн Креститель сказал своим ученикам о себе и об Иисусе Христе: «Оному подобает расти, мне же малитися» (Ин.3;30).
        И вот приблизилось время выступления Господа нашего Иисуса Христа на проповедь Евангелия, т.е. на проповедь по спасению рода человеческого. Чтобы иудеи, особенно фарисеи, саддукеи и прочие враги Христа, умышленно не вводили в заблуждение израильтян, Бог попустил так, что все остальные пророки уже сошли к тому времени с церковно-исторического горизонта.
 
        И остался один Господь Иисус Христос. Как при восходе солнца меркнут звезды, так при восходе Христа на проповедь должны были уйти из миссионерского поля остальные пророки, потому что люди и до сих пор ясно не могли бы осознать, кто же был Спасителем рода человеческого. А таковым был
Сам Сын Божий, ибо только Бог мог спасти человека от вечной погибели.
        Так вот, чтобы враг рода человеческого не ввел путаницы и помех для совершения высшего акта жертвенной любви Иисуса Христа, чтобы Его не спутали с людьми, Бог попустил уйти Своим верным рабам и получить славную кончину одним через убиение, другим через усекновение. И такому великому человеку, как Иоанн Предтеча, второму лицу после Божией Матери, не подобало почить тихо и незаметно. Его смерть должна была огласить весь мир своей славной кончиной, и это произошло через усекновение.

        В те времена вся Иудея была разделена на четыре царства. Одним из них (Галилейским) правил Ирод-четвертовластник, который посадил Иоанна Крестителя в темницу за то, что тот обличал его незаконное сожительство с женой брата Филиппа.
        Попробуйте говорить всем правду и наживете врагов.
        Так было и в случае с заточением и смертью Иоанна Крестителя. Усекновение произошло по попущению Божию, чтобы прославить этого великого угодника через убиение от злых людей. Блудники, развратники, прелюбодеи — люди очень злые и яростные. За примером, братья и сестры, далеко ходить не надо, посмотрите на свою жизнь. Попробуйте вы обличить или укорить свою дочь, сына или какого-нибудь знакомого, которые увлечены блудом!
        Поэтому, когда вы спрашиваете, как совладать с ними, то знайте, прежде всего, надо молиться нашему Господу Богу, и Он уж найдет и подберет ключ к душе такого грешника, а также нужно просить о помощи и заступлении святого Иоанна Предтечу.

        Теперь уже замечено, что многие люди, подверженные блудной страсти, особенно немощная половина рода человеческого — женщины, прибегают к порабощению душ других через чародейство. Для того, чтобы привлечь к себе мужчину или выйти замуж, блудница использует, так сказать, насильственное средство — причаровывание через услуги дьявола, врага рода человеческого.
        Даже на картине великого русского художника Михаила Нестерова, жившего в конце XIX — начале XX вв., есть такой сюжет «За приворотным зельем». Молодая девица, 18-19 лет, ждет, опершись на тын, и к ней вышел чародей, старик лет 70, распахнул двери и стоит, задрав нос, как всемогущий владыка, надеясь не на силу Божию, а на силу бесовскую. Конечно, он даст ей просимое, и этим они порадуют бесов. Вместо того, чтобы испрашивать себе жениха у Бога, она пошла испрашивать его у диавола.

        Так вот, Иоанн Креститель занимает второе после Божией Матери место в небесной иерархии. Пресвятая Богородица стоит выше всех тварей, ангелов и людей, поэтому мы поминаем Ее первую в отпустах и других молитвах чинопоследования.
        А затем идет Иоанн Предтеча — начальник покаяния.
 К нему особенно надо прибегать, дорогие братья и сестры, чтобы обратить наших ближних: детей, мужа, родственников, тех, к кому мы проявляем любовь и кто нам небезразличен, к вере и покаянию. Ему надо читать акафист, заказывать молебны, просить его святых молитв, сами понимаете, он имеет перед Богом великое дерзновение, ведь Сам Господь принимал у него Крещение. Есть великолепный акафист св. Иоанну Предтече, написанный Патриархом Константинопольским Исидором в XIV веке, им также написаны акафисты Архистратигу Михаилу, святителю Николаю, Похвальный канон с акафистом Божией Матери.

        Был такой случай: в начале 70-х годов одна верующая женщина уже в возрасте, жившая на Урале, обливалась слезами, скорбела и убивалась, как ей отвратить от гибельной жизни и обратить к покаянию свою любимую племянницу, безбожницу и блудницу, которая жила на Украине в г. Николаеве. Эта женщина молилась каждый день, читала акафист св. Иоанну Крестителю.
        И вот дело было летом на пляже. Безоблачное небо, солнце изрядно палило, а племянница в купальнике, со своим сожителем загорала. Она лежала на спине, открыла глаза и вдруг увидела, как огромный мужчина, одетый только в набедренную повязку, весь в ослепительном свете, высотой несколько сотен метров стоит в устье реки при впадении Южного Буга в Черное море.

        Этот мужчина стоял несколько минут, и она, и ее сожитель созерцали это видение. Они не могли сдвинуться с места от его взгляда: и страх, и удивление, и какаято любовь к нему, потому что зрение святых угодников Божиих и ангелов не вызывает такого ощущения страха, как при явлении бесов или злых духов. И вот, через несколько минут святой, а это был св. Иоанн Креститель, начал постепенно исчезать.
        И когда он скрылся из виду, тут же они оба от страха бросились переодеваться и бежать. Девушка, кусая локти и рвя на себе волосы, со слезами побежала в храм, приняла крещение и покаялась в своих грехах. С тех пор она стала проводить чистую богоугодную жизнь. Вот насколько сильны молитвы верующих людей Иоанну Крестителю.

        Поэтому, подводя итог сказанному, надо еще раз заметить: «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия,в нихже несть спасения» (Пс.145; 3), — а прибегайте во всех своих сомнениях и скорбях к помощи Господа нашего Иисуса Христа и Его святых угодников. Подавайте и заказывайте молебны, записки о здравии и об упокоении своих ближних за престол, и немаловажное значение имеет наша усиленная личная молитва, особенно в ночное время.

        Вы, наверное, читали житие одного из величайших подвижников Православной Церкви Макария Великого, жившего в IV веке и подвизавшегося в египетской пустыне. Он уже при жизни достиг большой святости, но Господь, не желая, чтобы Его верный раб возгордился и погубил свою душу, открыл ему, что в одном селении живет сапожник, который молится больше него.
        И святой Макарий оставил пустыню и отправился посмотреть на того человека и научиться у него молитве. И вот когда он пришел к сапожнику, то начал приставать к нему, чтобы тот открыл, как он спасается. Сапожник понял, что это Господь открыл великому подвижнику про него, и рассказал, как он живет, что у него целая куча детей и, чтобы прокормить семью, он работает целый день, и только ночью делает три земных поклона и просит помощи Божией в своих трудах.

        Видите как, не надо увлекаться перечитыванием всех молитв, но нужно молиться чистосердечно, как та уральская тетка о своей племяннице или как сапожник, который мало молился из-за занятости, но зато от всей души, искренно и не думая о себе ничего высокого, а как самый последний неключимый раб.
        Вот так и нам, дорогие братья и сестры, должно молиться со смирением и с сокрушенным сердцем, без дьявольских, бесовских помех, чтобы у нас была чистая молитва. Итак, призываю вас всех усердно молиться великому угоднику Божию Пророку, Предтече и Крестителю Иоанну, чтобы он предстательствовал о нас, грешных, перед Пресвятой Троицей, даровал бы нам покаяние и вел бы нас и наших ближних к Вечной жизни в Царство Небесное. Аминь.

        Тропарь, глас 2
        Память праведнаго с похвалами, тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече: показал бо ся еси воистинну и пророков честнейших, яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданного. Там же за истину пострадав радуяся, благовестил еси и сущим во аде Бога явльшагося плотию, вземлющаго грех мира и подающего вам велию милость.

        Кондак, глас 5
        Предтечево славное усекновение, смотрение бысть некое Божественное, да и сущим во аде Спасово проповесть пришествие; да и рыдает убо Иродиа, беззаконное убийство испросивши: не закон бо Божий, ни живый век возлюби, но притворный, привременный.

        Величание
        Величаем тя, Крестителю Спасов Иоанне, и почитаем вси честныя твоея главы усекновение.

                Молитва ко Святому ИОАННУ ПРЕДТЕЧЕ

        Крестителю Христов, проповедниче покаяния,
        кающагося не презри мене, но совокупляяся с вои Небесными, молися ко Владыце за мене недостойнаго, унылаго, немощнаго и печальнаго, во многая беды впадшаго, утружденнаго бурными помыслы ума моего:
        аз бо есмь вертеп злых дел, отнюд не имеяй конца греховному обычаю, пригвожден бо есть ум мой земным вещем: что сотворю, не вем.
        И к кому прибегну, да спасена будет душа моя? токмо к тебе, святый Иоанне, благодати тезоимените, яко тя пред Господем по Богородице вем больша быти рожденных всех, ибо ты сподобился еси коснутися верху Царя Христа, вземлющаго грехи мира, Агнца Божия.
        Егоже моли за грешную мою душу, да поне отныне, в первыйнадесять час, понесу тяготу благую и прииму мзду с последними.
        Ей, Крестителю Христов, честный Предтече, крайний Пророче, первый во благодати мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов, тя молю, к тебе прибегаю:
        не отрини мене от твоего заступления, но возстави мя падшагося многими грехи;
        обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси: крещением омываяй прародительный грех, покаянием же очищаяй коегождо дело скверно;
        очисти мя грехами оскверненнаго и понуди внити, аможе ничтоже скверно входит, во Царствие Небесное. Аминь.

                СВЯТЫЙ ВЕЛИКИЙ ИОАННЕ ПРЕДТЕЧЕ ГОСПОДЕНЬ, МОЛИ БОГА О НАС.

Дорогие братья и сестры!

У Вас есть возможность не выходя из дома заказать поминовения о здравии и о упокоении через сайт нашего храма.

Пожалуйста, выберите одну из представленных Треб, впишите имена поминаемых (в родительном падеже) и внесите пожертвование удобным для Вас способом – с банковской карты, или кошелька Яндекс.Деньги.

Записки будут прочитаны за ближайшим Богослужением.

В поминовении указываются имена только крещеных христиан православного вероисповедания.

Наш номер карты для пожертвований:   2200-7007-1782-1333

или по номеру телефона 8-909-667-79-86

afisha-msk.ru