Православный календарь





a6333.jpg
        Владимирская икона Божией Матери написана Евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: “Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет”.
        Эта икона Пресвятой Богородицы до 450 года по Рождестве Христовом находилась в Иерусалиме, потом была перенесена в Царьград, а оттуда, уже в середине XII века, была прислана Цареградским патриархом в Киев великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому.
        Сын Юрия, князь Андрей, прозванный Боголюбским, в 1155 году принес эту святую икону во Владимир и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. С этого времени она и стала известна под именем Владимирской. Князь особенно почитал ее и, когда выходил на войну, всегда брал ее с собой.
        В 1237 году татары взяли Владимир, сожгли и разграбили соборный храм, но сама икона нисколько не потерпела ни от огня, ни от вражеских рук. (История Владимирской иконы Богородицы см. http://www.stihi.ru/2015/06/03/108).

        С этой святой иконой связано так много благородных воспоминаний о благодеяниях Матери Божией нашему Отечеству, что по всей справедливости Ее можно назвать Взбранной Воеводой православной Русской земли.
               
        Летом 1395 года (по новому стилю осенью) совершилось событие, оставившее глубочайший след в духовной и исторической жизни русского народа, ставшее вечным примером веры и упования на Промысл Божий и на заступничество Пресвятой Богородицы.   
        В Москву пришла страшная весть: с юга к городу двигались полчища Тамерлана (Тимура) – непобедимого и жестокого завоевателя. Непобедимого в прямом смысле этого слова: за всю свою долгую жизнь он не потерпел ни одного поражения. К концу жизни Тамерлана, в 1405 году, его владения с востока на запад простирались от Черного моря до реки Ганг, а с севера на юг – от Аральского моря до Аравийского.
        Этот грозный покоритель почти всей Малой Азии и Кавказа пошел на Русь, достиг рязанских пределов, разорил город Елец, пленил князя Елецкого и умертвил многих христиан, ибо был ненавистником и грозным преследователем христиан. Тамерлан похвалялся опустошить всю землю российскую и искоренить веру христианскую. Опустошитель направил путь свой к Москве, намереваясь ее разрушить и, направляясь к ней, приблизился к верховьям Дона, всюду распространяя ужас.
      
        Когда великий князь узнал о великой силе нечестивого царя, пришедшего в Россию с многочисленным войском, услышал также и о его злом намерении, то вместе с воинами поднял к небу руки свои и помолился со слезами к Господу и к Пречистой Матери Божией, прося об избавлении от того безбожного агарянина: великий князь призывал на помощь угодников Божиих, святых иерархов Петра и Алексия, преподобного Сергия и прочих российских чудотворцев.
        В этот великий и решающий момент истории стоял вопрос о существовании не только Москвы, но и всего Русского государства.
        Митрополит Киевский и всея Руси Киприан, возглавлявший Русскую Православную Церковь, как никто понимал это и благословил в поход князя Василия. Великий князь Василий Дмитриевич мужественно вышел с московским войском к Коломне навстречу врагу, но все понимали, что силы слишком неравные.
         
        «Бывают в жизни отчаянные дни, когда никакой земной помощи ни откуда ждать не приходится. В то время московское войско было малочисленно, русские земли были тогда еще раздроблены, а хан Тамерлан покорил Индию, Персию, Ирак, Армению, Азербайджан, Месопотамию, Грузию и Сирию, одержал победу над крестоносцами, над своими же соотечественниками - ордынцами, и вот такой могущественный, страшный полководец приближался к Москве.
        И москвичи сделали то, что делают все православные христиане во все времена, когда никакого упования уже нет на человеческие силы, они все упование возложили на Пресвятую Владычицу нашу Богородицу. Так делаем и мы с вами, братья и сестры, в отчаянные дни нашей жизни, когда ничто уже не может нам помочь.

        Митрополит Киприан по Божественному вдохновению отправил во Владимир посольство, состоявшее из священнослужителей и бояр, за величайшей святыней Руси – Владимирской иконой Божией Матери.
        Собрав весь чин духовный и множество народа, святейший митрополит соборно принес молебствие о победе над врагами и призвал москвичей к покаянию, усердной молитве и всенародному посту. Сам же не отходил от церкви, совершая службы днем и ночью и, молясь со слезами о великом князе, о воинах его и о всех православных христианах.
        Десять дней грандиозным крестным ходом несли икону в столицу. На протяжении всего пути икону окружала огромная масса людей, которые, стоя на коленях, неустанно взывали: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» Москва, во главе с митрополитом, семейством великого князя, духовенством и боярами, со слезами встречала икону Пресвятой Богородицы на Кучковом поле.

        Сегодня улица, по которой тогда шел крестный ход из Владимира, называется Сретенкой (от славянского слова «сретение» – «встреча»), а ворота, которые появились впоследствии на месте Кучкова поля при сооружении Белого города, стали называться Сретенскими.
        И вот на Кучковом поле, на котором сейчас находится Сретенский мужской монастырь, москвичи встретили это посольство с Владимирской иконой Божией Матери и на коленях со слезами молились Царице Небесной, чтобы Она пощадила Москву, пощадила русских людей, просили прощения своих грехов, потому что только покаянная молитва исполняется Господом, только на покаянные слезы отвечает Божия Матерь.

        Какая же величайшая духовная сила была у наших предков, если они смогли молитвою своею достичь престола Божия! И Матерь Божия, видя покаяние русских людей, видя то, что они способны стали к восприятию Царствия Небесного, что они достойны не только временной жизни, но и вечной, даровала им и временные и вечные блага.
        Чудо совершилось.
        В тот же день, в который честная икона Пресвятой Богородицы была принесена в Москву, нечестивый царь агарянский Тамерлан пришел в ужас, быв испуган страшным видением во сне, и побежал обратно со всем войском своим, хотя никто его не преследовал.

        Видение же было ему такое: он увидал пред собою высокую гору, с верха которой шли святители на него, неся в руках золотые жезлы и угрожая ему. Над святителями сими Тамерлан видел в воздухе необычайный свет; видел он также и Царицу некую, стоявшую среди тех святителей в несказанной славе, облеченную в ризу багряную и сиявшую молниеносными лучами ярче солнца.   
        Кругом сей Царицы находилось безчисленное множество вооруженных воинов, служивших Ей и как бы приготовившихся на войну. Руки Царицы были простерты к небу – Она как бы молилась. Тамерлану казалось, что Царица сия угрожала ему, повелевая отойти от пределов земли Российской и как бы приказывая воинству Своему устремиться на него.
      
        От страшного видения Тамерлан пришел в ужас; встав с постели своей, он в страхе закричал:
        – Горе мне, ибо я видел страшное зрелище!
        И трепетал несчастный, сотрясаясь и стеная, и находился как бы в исступлении.
        Спустя некоторое время Тамерлан пришел в себя, позвал князей и военачальников своих и рассказал им все, что видел, трясясь от страха.
        Они же, выслушав рассказ Тамерлана и увидав, что он трясся от страха, пришли также в ужас и, недоумевая, спрашивали друг друга:
        – Что же будет теперь?
        Некоторые же говорили:
        – Виденная Царица есть Матерь Бога христианского, Господа Иисуса Христа; несомненно, Она намерена защитить христиан, ибо Она их Помощница и Заступница.
      
        Тамерлан сказал:
        – Если христиане имеют такую Помощницу, то мы понапрасну вооружились на них; мы трудимся суетно; ибо если Она пошлет только одного из числа предстоящих Ей, то Она победит нас всех, так что мы не найдем и места, куда мы могли бы убежать.
        Таким образом тот нечестивый царь со всем своим воинством агарянским возвратился обратно, убежав со стыдом, ибо агарянам казалось, что многие полки воинов из земли Российской преследовали их; придя от сего в страх и трепет, агаряне давили друг друга, бросали оружие свое и оставляли свою добычу, а также и все, взятое в плен.

        Так дарована была православным христианам победа над врагами без боя и поражение без пролития крови, по молитвам Пресвятой Девы Богородицы.
        Как велика сила соборной молитвы к Пречистой Деве!

        620 лет прошло с того дня, когда сие нашествие Тамерлана вместе с агарянами и чудесное изгнание его из пределов земли Российской совершилось в 1395 году и с того времени в царствующем городе Москве был установлен праздник 26 августа (8 сентября по новому стилю) в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Девы Богородицы в незабвенное и благодарственное воспоминание чудесного избавления от агарян, дарованного по заступлению Матери Божией.
        На месте встречи Владимирской иконы митрополит Киприан основал Сретенский монастырь.
        И каждый год в дореволюционное время из Успенского собора Кремля износили Владимирскую икону Божией Матери и несли ее крестным ходом в Сретенский монастырь, молясь Пресвятой Богородице, чтобы Она помиловала всех православных людей России, несмотря на многие заблуждения, которые часто бывали в нашем отечестве.

        И только тогда, когда покаянная молитва оскудела, тогда началось новое испытание, новая милость Божия, но уже крестная и мученическая, чтобы возродить дух святой Руси, чтобы люди, насельники святой Руси не просто проживали на этой земле, но жизнью своею готовились к приятию Царствия Небесного и по смерти становились насельниками Царствия Небесного.
        В этом главная задача Православной Церкви и бывшего у нас до революции православного государства - препровождать своих граждан в Царствие Небесное, к этому мы и сейчас должны стремиться.

        Один из святителей, почивших в XX веке, сказал: "Не нужно искать святую Русь, надо жить в ней". И мы по милости Божией живем в ней, в святой Православной Церкви, которая одна может даровать нам мир, утешение, смысл этой жизни и вечное спасение» (Архимандрит Тихон Шевкунов).
        Да будет и от нас воссылаться всегда Матери Божией вместе с родившимся от Нее Христом Богом честь, слава и поклонение ныне и в безконечные веки.
        «Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая».
        Так благословением Божией Матери скрепились духовные узы Византии и Руси – через Киев, Владимир и Москву.
      
        В настоящее время Владимирская икона Царицы Небесной находится в храме Святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской Галерее.

        Тропарь, глас 4:
        Днесь светло красуется славнейший град Москва, яко зарю солнечную восприимши, Владычице, чудотворную Твою икону, к нейже ныне мы притекающ и молящеся Тебе взываем сице: О пречудная Владычице Богородице, молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему, да избавит град сей, и вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих, и спасет души наша, яко Милосерд.

        Кондак, глас 8:
        Взбранной Воеводе победительная яко избавльшеся от злых пришествием Твоего честнаго образа, Владычице Богородице, светло сотворяем празднество сретения Твоего, и обычно зовем ти: радуйся Невесто Неневестная.

        Иной кондак, глас 8
        К Взбранней Воеводе и Заступнице, Деве и Богородице, в чистей совести, верою утвердившеся, русстии народи, невозвратно надежду имуще, притецем, к чудотворному Ея и пречистому образу, и возопием Ей: радуйся, Невесто Неневестная.

        Величание
        Достойно есть величати Тя, Богородице, честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим.

                Молитва
                ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

        О Всемилостивая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование!
        Благодаряще Тя о всех великих благодеяниих, в роды родов людем российским от Тебе бывших, пред пречистым образом Твоим молим Тя:
        сохрани град сей (или: весь сию, или: святую обитель сию) и предстоящия рабы Твоя и всю землю Русскую от глада, губительства, земли трясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани.
        Сохрани и спаси, Госпоже, Великаго Господина и Отца нашего Кирилла, Святейшаго Патриарха Московского и всея Руси, и Господина нашего (имя рек), Преосвященнейшаго епископа (или: архиепископа, или: митрополита) (титул), и вся Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя.

        Даждь им Церковь Российскую добре управити, верныя овцы Христовы негиблемы соблюсти. Помяни, Владычице, и весь священнический и монашеский чин, согрей сердца их ревностию о Бозе и достойно звания своего ходити коегождо укрепи.
        Спаси, Госпоже, и помилуй и вся рабы Твоя и даруй нам путь земнаго поприща без порока преити.
        Утверди нас в вере Христовой и во усердии ко Православней Церкви, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, в напастех терпение нам подаждь, во благоденствии – воздержание, к ближним любовь, ко врагом всепрощение, в добрых делех преуспеяние.
        Избави нас от всякаго искушения и от окамененнаго нечувствия, в страшный же день Суда сподоби нас ходатайством Твоим стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего.
        Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

                ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ, СПАСИ НАС!

Дорогие братья и сестры!

У Вас есть возможность не выходя из дома заказать поминовения о здравии и о упокоении через сайт нашего храма.

Пожалуйста, выберите одну из представленных Треб, впишите имена поминаемых (в родительном падеже) и внесите пожертвование удобным для Вас способом – с банковской карты, или кошелька Яндекс.Деньги.

Записки будут прочитаны за ближайшим Богослужением.

В поминовении указываются имена только крещеных христиан православного вероисповедания.

Вопросы, связанные с приемом поминовений, можно задать по телефону храма 8(963)7727270, или по адресу hram.dimitriy-donskoy@yandex.ru.

afisha-msk.ru