О приходе
Расписание
Служение
Воскресная школа
Центр для людей с нарушением слуха
Творческая страница

Православный календарь





a6242.jpg
                БЕЗУМИЕ БОГАЧА               
            
           Воля Божия состоит в том, чтобы люди "не собирали себе сокровище на земле" (Мф.6,19), не прилагали чрезмерного усердия к приобретению благ земных, не надеялись бы на свое богатство. Человек, как трава, дни его как цвет полевой, так он и отцветет" (Пс.102,15).         
           Господь приводит притчу о житницах. Ее разъясняет священник Олег Чекрыгин:
           "Евангельская притча о человеке, который имел хороший урожай, говорит, что люди теряют разум. Иногда теряет разум один человек, иногда – весь народ. Бывают времена, когда все человечество в целом. Если Бог хочет наказать, Он отнимает разум иногда у целого народа. И этот народ вдруг начинает петь, как тот безумный  богач в притче: «Мы старый мир разрушим до основания, а затем мы наш, мы новый мир построим: кто был ничем, тот станет всем…»
           Все мы пред Богом ничто; мы становимся безумными, когда об этом забываем, возомнив о себе, что мы – нечто. Все мы живем милостью Божией. И вот, сломав мир, который устроен Богом или усилиями людей, которые имели разум от Бога, мы надеемся потом построить свой мир? Но это, как правило, не сбывается, потому что будущего у нас нет. Сегодня мы сломали нашу жизнь, а «завтра» у нас не будет, потому что будущее есть только у Бога, а у нас есть только настоящее.
         
           Что же мы слышим в притче? Уродился урожай на поле. Что это такое? Это воля Божия. Труд бывает один, а результат  разный: картошку сажаем каждый год – иной год бывает урожайный, а иной – на мешок посаженный соберешь ведро выращенной, а иной раз  - люди в войну сажали очистки, а собирали полные закрома. И никто не объяснит, как растет картошка – ни один самый большой умник и ученый не растолкует, как это происходит, что из одной картофелины получается десять. Это милость Божия: земля взращивает плод, потому что имеет от Бога силу этот плод производить.
           Христос сказал: "Без Меня не можете творить ничего". Для человека православного должно быть ясно и понятно: что бы в его жизни не происходило, ни случилось: хорошее ли, плохое ли – мы не можем знать, хорошо ли это или плохо.
           Часто говорят: «Я делаю много добра!» Да откуда ты знаешь, что это добро? Например. Ты подал милостыню. А человек взял эту милостыню, купил бутылку водки. А водка оказалась отравленной: он выпил и умер. Вот тебе и «сотворил милостыню». Это что, благо? Как нас Бог будет судить за это?
           Мы думаем, что творим добро. А так ли это на самом деле?  Если посмотреть на последствия этого «добра», то, может быть, оно обернется еще и против нас. Например, родственник подарил ближнему машину, а он на ней разбился. И если бы Господь судил нас по тем последствиям, какие наше так называемое «добро» в мире имеет, так может быть, Он засудил бы нас до смерти. Мы не можем творить добра, потому что мы не знаем будущего. Его знает только Бог. А творить подлинное добро может только тот, кто знает, к чему оно приведет.               
         
           Поэтому, если мы намерены что-то сотворить (с нашей точки зрения, может быть, и доброе), если мы желаем узнать, что нам делать в каких-то обстоятельствах жизни, условия которой все время меняются, нам необходимо принять правильное решение.
           Что делает безумный? Он «рассуждает сам в себе»! Поскольку он ничего не знает, а к помощи Божией не обращается, решения эти, как правило, ошибочны и лживы, потому что как сказал царь Давид: "Всяк человек – ложь" (Пс.115,2). Потом эти решения приводят человека к печальным последствиям жизни. На самом деле именно подобные греховные решения и являются причиной смерти. Смерть – это итог нашей греховной жизни, это плод грехов.
           Мы должны понять, что безумие – это отсутствие ума, а ум – это дар Божий. Но ум сам по себе, являясь даром Божиим, может присваиваться человеком так же, как и все остальные дары, данные Богом.
           Этот безумец, о котором говорится в притче, размышлял «сам в себе» и принял решение – присвоить себе то, что, как он считал, дано Богом только ему. У него родился урожай – и это все его. Во-вторых, он решил, что коль это его, то он может присвоить это лично себе целиком и полностью для того, чтобы обеспечить себя на многие годы и больше никогда ничего не делать, только «есть, пить, веселиться» и вести жизнь скотскую. Но Господь сказал нам всем: "Человек, в поте лица твоего будешь добывать хлеб твой". И не ропщите между собой, что вы плохо живете. Это милость Божия, что вы живете плохо, и каждый кусок проглатываете с потом и слезами. Господь помогает каждому из нас быть и оставаться человеком.         
         
           Эта притча Господа о безумном богаче чрезвычайно важна и для нашего времени. Многие люди пытаются поступать именно так, как этот безумный богач, у которого появилось великое богатство. Земля произвела множество плодов, и он даже не знает, что с ним делать. Боголюбивый человек сказал бы: «Отлично! Раз такой богатый урожай, то я смогу дать больше милостыни, я поддержу больше людей, я проявлю свое милосердие. Но безумному богачу даже в голову такое не приходит. Он озадачился вопросом: «Что же ему делать с богатством?"
           Очень часто у человека отсутствует мысль, что людям можно помочь, что можно обратиться к Богу за помощью. Когда бывает сложная ситуация, нам даже в голову не приходит о чем-то попросить Бога, что можно кого-то помиловать, пожалеть.
           У нас в голове совершенно другие предрассудки. Как раз об этом и говорится в Евангелии: был такой богач, у которого большой урожай, и он не знает, что же ему делать, потому что он не знает, куда собрать урожай. Этот безумный богач из притчи, обезумевший от самости и присвоения, делает воистину сумасшедший шаг: «вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю больше, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое» (Лк.12,18). Открою себе  собственный банк, открою себе хороший счет, сделаю себе хорошую жизнь. И наконец, скажу своей душе: «Душа, ты имеешь много благ, которые лежат у тебя на многие, многие годы – почивай, ешь, пей, веселись.
         
           «Но Бог сказал ему: Безумный! В сию ночью душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк.12,19-20). Ибо всякий человек безумен и суетен, как и Давид говорит: «суетится человек», и причина этому та, что «собирает и не знает, кому достанется то» (Пс.38,7-8). Ибо как не безумен тот, кто не знает, что мера жизни в руках одного Бога и что никто сам себе не может определить жизни. Поистине не изречена милость Божия! Господь еще предупреждает этого безумца: еще дается время покаяться, прийти в себя и обрести разум, из которого он совершенно выжил.
         
                ГДЕ СОКРОВИЩЕ ВАШЕ, ТАМ БУДЕТ И СЕРДЦЕ ВАШЕ

           Далее продолжает священник Даниил Сысоев:
           "Безумец, зачем душе еда? Наш ум не питается едой даже сейчас. Если мы съедим осетрину, душа за счет этого не накормится. А многие люди пытаются душу накормить телесными вещами, как этот безумный богач. Человеку даже в голову не приходит, что можно как-то по-другому делать.
           Сейчас люди говорят: «Как плохо и ужасно все у нас в стране – низкие пенсии, низкие зарплаты, вот если бы у нас было всего много, все было бы замечательно. Мы могли бы сказать своей душе: все у тебя приготовлено – ешь, пей, веселись». Но слова Господа: «Безумный, в сию ночь душу твою возьмут у тебя: кому же достанется то, что ты заготовил?» относятся и к нам. Люди говорят:
           «Главное, чтобы у меня была хорошая работа, хорошие доходы, чтобы у меня была замечательная дача, «мерседес» последней модели, дом хороший – полная чаша". Но Бог говорит: «Зачем?». Сколько людей вкладывают в это всю жизнь. Сколько убивают времени на то, чтобы гоняться за ничтожными вещами. Человек не понимает, зачем он живет. Потому что жить ради каких-то земных вещей – бессмыслица.
           Грех ведь не в богатстве, а в отношении. Господь прямо это показывает, что вот с этим человеком будет. В эту же ночь душу твою вытащат из тебя. Сказано - истяжут, от слова истязать (вытащат под пыткой, если дословно перевести). Тебя на дыбы подымут и вытащат твою душу. И кому же достанется то, что ты приготовил? Вот ты трудился, трудился, всю жизнь вкладывал в поиске богатства. Как часто многие говорят: я всю жизнь работала на семью, работала на то, чтобы у детей нормальная жизнь была, они меня бросили или все это обезценилось. Да Господь еще по милости поступил. Он мог бы сказать, как этому безумному богачу: безумец пришло время в эту ночь вытягивать из тебя твою душу.
         
           Почему вытягивать с пыткой? Да очень просто. Наша душа привязана к тому, чем она живет. Как Господь сказал, где будет сокровище ваше, там будет и сердце ваше. Если, к примеру, у человека сокровище - машина, он живет ради машины… Что будет с человеком (не важно, богатый или не богатый), привязавшемуся к имуществу, когда он будет умирать? Он же будет цепляться, говорить: ну как же, я ведь там еще поршень не поменял и колеса. Или человеку приходит время умирать, а он говорит: не могу, я ведь только ипотеку взял, квартиру хочу расширить, или я в бизнес все деньги вложил. У него все мысли на земле. Куда к Богу идти? Да подождет Он еще, этот Бог.
           «А вот и не подожду», - говорит Господь Бог, - Я тебя не для имущества создавал. Я тебя создал для Самого Себя, а что же ты делаешь? Зачем ко Мне задом повернулся?" Как сказано в Писании: «И утучнел Израиль, и стал упрям: утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего» (Втор.32,15).
           Господь говорит душе, что теперь пора и вылезать, а душа говорит, что не хочет. И тогда приходит определенный дух, который изображается чаще всего с косой. Это падший дух – смерть. Она так и приходит к тем людям и с пытками вытаскивает душу человека.
           Но есть еще более страшное толкование: что не только смерть приходит, а вместе со смертью и другие товарищи, которых обычно называют стрезубцами. Они вытягивают душу, привязавшуюся к земле, всю покрытую наростами земных привязанностей. И ее заберут в ад, потому что душа эта слишком тяжелая, чтобы взлететь к небесам. Она такая ожиревшая, с нее все свисает, все воспоминания на ней, она вся настолько привязана, прилепилась к земле, что о Боге и думать не хочет. А как она  после смерти будет о Боге думать, если при жизни о Нем не думала. В таком состоянии человек после смерти возненавидит Бога. Бога, Который, что называется, всю жизнь «поломал».
         
           Вот так люди к Богу и относятся: я только начал жить, только начал распрямляться, только свою волю стал исполнять, а Ты меня забрал. Если человек начинает ненавидеть Бога, куда он после этого пойдет? Конечно, в бездну ада, где его будут мучить бесы, которые и паразитируют на веществе.
           Помните, в Евангелии от Луки (16,19-31) рассказывается о том богаче, который лежал в аду? Что у него больше всего страдало? Язык, потому что он очень любил наслаждение языком. Он каждый день пиршествовал блистательно, и язык у него больше всего страдал, потому что у него привычка к наслаждению телесному сохранилась, несмотря на то, что  тела уже нет.
           Точно так же у этого безумного богача душа, привязавшаяся, приклеившаяся к земле, у него было множество различных обоснований: и семье-то он необходим, и вообще пожить-то он имеет право хорошо? Без Бога все это безумие – поиски материи, материального мира и приклеивания к нему, не важно, доллары тут, или имущество, или что-то еще. И кто собирает себе, а не в Бога богатеет, в тот самый момент, когда он меньше всего ждет, будет вырван из этого мира и попадет в страшные руки злых духов, которые бросят его в огненную бездну за то, что он не взыскал Бога, злоупотребил тем даром Творца, который был дан ему.
           Богатые, которые богатеют неправедно – это бедные и несчастные люди, которых надо жалеть и за которых надо молиться. Они сидят посреди своих хором, окруженные охраной, дрожат, как бы кто-нибудь не убил бы их, и трясутся среди своего богатства. А мы свободны, мы можем идти куда хотим: нас ничто не держит и ничто не пугает. А кусок хлеба нам Господь и так подаст: "Не бойся малое стадо" – Господь нас пропитает.      
         
           "Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и все остальное приложится вам" (Мф.6,33) – это Евангельское обещание, а Господь в Своих обещаниях не ложен и предупреждает: "Не собирайте себе сокровищ на земле, где  моль и ржа истребляют и где воры подкопывают и крадут; Но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкопывают и не  крадут; Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше" (Мф.6,19-21). Никто из вас с голоду не умрет.
           И то малое время, которое отпущено для нашей жизни, дано нам Богом для покаяния. Мы часто спрашиваем себя: «Зачем мы живем?" А ведь жизнь дана нам для покаяния. Господь все время нам говорит: «Твою душу могу взять уже сегодня! (Ты же не знаешь будущего) – так принеси покаяние, живи по покаянию. Покайся и не греши».
           А мы думаем: «Моя жизнь – моя!», как то богатство, которое уродилось на поле. Господь не нам дает то, что мы себе присваиваем и в безумии считаем это своим. Ничего мы с собой отсюда не возьмем.  Господь говорит: "Горе вам, богатые! Ибо вы получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете. Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо, ибо так поступали с лжепророками отцы их" (Лк.6,24-26).
           Богатые получают утешение в настоящем веке, вкушают радости, веселятся, наслаждаются удовольствиями и получают похвалы. Горе тем, кто получает похвалу от людей, ибо нужно заслуживать похвалу не от людей, но прежде от Бога. Никакие закрома – новые или старые, которые ломятся от еды, денег, всякого богатства не спасут от смерти, богатством не оправдаемся перед Господом. Как ни обогащайся, а с собой в ту страну загробную ничего не возьмешь".            
         
          «Почему богатство кажется вожделенным?  Несомненно, вследствие удовольствия, получаемого от хорошего стола, вследствие почета и толпы телохранителей, состоящих из людей, служащих тебе ради богатства, вследствие того, что ты можешь отмстить оскорбителям и для всех быть страшным, а других причин ты не можешь указать, кроме удовольствия и лести, страха и мести.
          Богатство не только беглец, но и убийца. Оно не только оставляет своих владельцев, но и убивает их. Когда кто-нибудь заботится о нем, тогда-то именно оно предательски и изменяет. Что ты заботишься о богатстве, которого никогда нельзя уберечь? Хочешь сохранить его? Не зарывай его, а дай в руки бедным.
          Богатство – дикий зверь; если его удерживают, оно убегает; если гонят, остается. Расточай богатство, чтобы оно осталось; не зарывай, чтобы не убежало» (святитель Иоанн Златоуст).
          Богатый, знатный, сильный, не уповай на свое богатство, не гордись своим положением, "не надейся на князей, на сынов человеческих, в которых нет спасения" (Пс.145,3).

Дорогие братья и сестры!

У Вас есть возможность не выходя из дома заказать поминовения о здравии и о упокоении через сайт нашего храма.

Пожалуйста, выберите одну из представленных Треб, впишите имена поминаемых (в родительном падеже) и внесите пожертвование удобным для Вас способом – с банковской карты, или кошелька Яндекс.Деньги.

Записки будут прочитаны за ближайшим Богослужением.

В поминовении указываются имена только крещеных христиан православного вероисповедания.

Наш номер карты для пожертвований:   2200-7007-1782-1333

или по номеру телефона 8-909-667-79-86

afisha-msk.ru