О приходе
Расписание
Служение
Воскресная школа
Центр для людей с нарушением слуха
Творческая страница

Православный календарь





a4071.jpg
        Икона Божией Матери "Донская" получила свое имя в память великой победы русских воинов на поле Куликовом в 1380 г. Куликовская битва стала новым этапом велкого противостояния Руси татаро-монгольскому нашествию. Само существование русского государства и русского народа ставилось под вопрос.
        Русскому народу были дарованы огромные духовные силы Самой Матерью Божией, благословившей преподобного Антония Печерского на создание Своего земного Удела - Киевской Руси. Русь была призвана стать великим христианским государством, несущим окружающим народам свет веры Христовой, утверждая в мире идеалы братства и любви. Однако народ, при крещении посвятивший себя Богу, перестал исполнять данные им обеты - вместо братолюбия и единства он избрал вражду и разделение. Следствием этого отступления от предназначения явилось вражеское нашествие и ужасающий военный разгром.

        Всенародное покаяние положило начало духовной битве в тяжелейших условиях иноземного ига. Трудами великих подвижников Русской земли - св. Алексия, митрополита Московского (+ 1378 г.), преподобного Сергия Радонежского (+ 1392 г.), их учеников и последователей на Руси была восстановлена духовная жизнь, нарушенная вражеским нашествием и неустройством в стране. Вся Русская земля опоясалась духовной оградой - монастырями, твердынями духа. Монашество повело за собой русский народ, являя примеры праведной жизни и возвышая дух народа, направляя на путь жертвенного служения.

        Первая победа была одержана в сердцах людских - миллионы русских людей, надломленных вековым рабством, преодолев страх перед врагом, укрепились в вере и надежде на благодатную помощь Божию. Теперь предстояло выйти на поле брани, выстоять и победить.
        Великий князь, да и весь народ знал о приготовлениях Мамая и причинах его нашествия. О них ясно сказано в летописном повествовании о великом князе Димитрии Иоанновиче: "И рече Мамай князем своим и рядцем: "Прииму землю Русскую и разорю церкви християнския, и веру их на свою преложю и велю кланятися своему Махметю (т.е. Магомету); а идеже были церкви, ту ропати (мечети) поставлю, а баскаки посажю по всем градом Русским, а князи Руски избию". То есть, речь шла не о том, чтобы разграбить и опустошить Русь, а о разрушении храмов, насильном обращении народа в ислам, уничтожении русской государственности.

        Смертельная опасность нависла над русской землей и народом ее.
        Великий князь Дмитрий Иоаннович после совета с воеводами и духовными наставниками решил выступить с войском против Мамая, не допустив его в пределы Руси. Началось собирание воинских сил. 15 августа 1380 г., в день празднования Успения Пресвятой Богородицы, был назначен в Коломне сбор и смотр полков, вставших под стяг великого князя Московского. Русские воины и весь народ обращались к помощи и защите Божией Матери.
        Готовясь к битве с Ордой, великий князь с воеводами и отборной дружиной отправились за благословением к преподобному Сергию Радонежскому в Троицкую обитель. Святой старец укрепил князя в его решении выступить на защиту Отчизны и благословил крестом всех отправлявшихся на битву со словами: "Господь Бог будет ти Помощник и Заступник и тем победит и низложит супостаты твои и прославит тя".

        6 сентября передовые отряды русских войск подошли к Дону и после совета с воеводами великий князь принял решение не ожидать удара татар, а переправиться, оставив Дон за спиной - в этом случае отступление означало гибель всего войска.
        Никоновская летопись сохранила слова Димитрия Иоанновича, сказанные после принятия решения о переправе: "Лутчи было не ити противу безбожных, ниже пришед и ничтоже сотворив, возвратитися вспять; преидем убо ныне в сий день за Дон вси и тамо положим главы своя за святыя церкви и за православную веру и за братию нашу, за христианство..."
        8 сентября 1380 г. в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы русские войска стояли на правом берегу Дона. "Чье поле, того и воля: биться не хотим, а поля не отдадим", в этих словах неведомый мудрец выразил главный смысл того, что должно было свершиться в тот день на поле Родины.

        Перед началом битвы прискакал гонец с грамотой от преподобного Сергия, который духом прозревал чувства воинов и в самый нужный момент укрепил и вдохновил ратников на подвиг. Весть о Сергиевом гонце облетела ряды русских воинов.
        Великий князь Димитрий Иоаннович преклонил колени в молитве пред образом Спасителя, шитым золотом на великокняжеском стяге. В день битвы среди русских войск находилась икона Божией Матери, которая после победы была передана донскими казаками в дар великому князю Димитрию "в дар и помощь против врагов". Икону, укрепленную на древке как хоругвь, носили среди воинов для ободрения и помощи против врагов. Перед ней ночью молился великий князь и воины.

        "Видя икону Богоматери, на поле брани от донских предел пришедшую, и, прияв от рук иноков послание Сергия Преподобного с напутием "Да поможет ти Бог и святая Богородица", возрадовался князь Димитрий, яко Сама Владычица грядет на супостаты, и воспрянув духом, с надеждою поведе воины своя на тьмочисленныя полчища и победу одержа" (Икос 4 акафиста Донской иконе).
        Образ, осенявший русское воинство на Куликовом поле, двухсторонний: на одной стороне его изображение Божией Матери с Богомладенцем, на другой - Успение Божией Матери.  Этот образ стал благословением Божией Матери и обетованием победы русского воинства.
      
        Божия Матерь на иконе изображена с Богомладенцем Христом на руках, нежно обнимающим Ее. Этот образ, известный в древнерусском искусстве под названием Умиление (в Византийской иконографии он назывался Елеуса, т.е. Милостивая), есть воплощение любви. Именно лик Елеуса из всех икон Божией Матери, пришедших из Византии, оказался наиболее близок национальному характеру и особенностям душевного склада русских людей, что отразиловь во всеобщем почитании первой на Руси иконы Елеуса, названной впоследствии Владимирской.   
        Русский перевод слова Елеуса - Умиление - еще точнее отражал духовное содержание образа. Оно говорит о высочайшей радости Богообщения, об "умиленном" состоянии самого молящегося пред иконой. На Руси образ Умиление занимает первое место после икон Спасителя.

        Божия Матерь на иконе склонила лик Свой к Богомладенцу: "Видяще Тя, Богородице, во объятиях Младенца Христа держащую и главою к Пречистому лику Его кротце притекшую, разумеваем Божественную любовь Твою и непрестанное о мире ходатайство" (Кондак 2 акафиста Донской иконе). Для верующих русских людей, вышедших на поле брани, пребывание с ними образа Божией Матери с Богомладенцем обретает особое значение, которое замечательно выразил в "Задонщине" Софроний Рязанец: "Нам земля подобна есть русская милому младенцу у матери своей".
        В левой руке Своей Божия Матерь держит плат (в более поздних списках с иконы плат этот часто изображается белым). В акафисте Донской иконе поется об этом так: "В шуйце (левой руке) держиши плат чистый, еже слезы плачущих скоро осушати, да никтоже от Тебе неутешен изыдет" (Кондак 2). Вера в Покров Божией Матери и Ее чистый плат, осушающий слезы и утешающий плачущих в скорбях, сохранялась во все времена бытия Руси и России. И в 1914 г., в преддверии жесточайших испытаний русской земли, А.Ахматова напишет:

        Сроки страшные близятся.
        Скоро станет тесно от свежих могил.
        Ждите глада, и труса, и мора.
        И затменья небесных светил.
        Только нашей земли не разделит
        На потеху себе супостат:
        Богородица белый расстелит
        Над скорбями великими плат.

        Глубочайшего смысла исполнен и образ Успения, изображенный на обратной стороне иконы. "Благодатную помощь многажды являла еси Царице Небесная, чрез чудотворный образ Твой Донской, егда смерть вскоре предстояше людем. Сего ради на обратней стране иконы Твоея древния изображено есть всечестное Успение Твое, да всяк, подвизающийся во славу Бога и на благо ближняго, не убоится смерти, но взирая, како Твоя душа приемлется в руце Бога Живаго, с надеждею предает себе в час смертный Судии всех Богу, вопия Ему: Аллилуиа" (Кондак 11 акафиста Донской иконе).
        Матери и жены, провожая воинов на Куликовскую битву, давали им "конечное целование" - так издревле прощались на Руси с теми, кто шел на верную смерть.
        Созерцая образ Успения Божией Матери, русские ратники, шедшие на смертный бой, воспринимали обетование безсмертия. Та же вера в вечную жизнь звучала и в призыве великого князя Димитрия Иоанновича, когда он в последний раз перед битвой обходил полки, "со слезами глаголаше: "Отцы и братия, Господа ради подвизайтеся и святых церквей и веры христианскыя, сиа бо смерть нам ныне несть смерть, но живот вечный, ничтоже земнаго промышляйте, не уклонимся убо на свое, но венци победными уязвимся от Христа Бога Спаса душам нашим".

        В праздник Рождества Пресвятой Богородицы 8 сентября 1380 г., когда русские воины сражались на поле брани, в монастыре преподобного Сергия, в церкви Живоначальной Троицы, стоял другой полк - полк воинов Христовых, иноков монастыря, собранных игуменом для молитвы за победу Руси.
        Епифаний Премудрый пишет в житии преподобного Сергия: "Телом стоял он на молитве во храме Пресвятой Троицы, а духом был на поле Куликовом, прозревая очами веры все, что совершалось там; он, как очевидец, поведал предстоявшей братии о постепенных успехах нашего воинства; от времени до времени называл павших героев по именам, сам приносил за них заупокойные молитвы и повелел то же делать братии".   
        Преподобный Сергий возвестил братии и о победе русского воинства. Эта победа была оплачена ценой огромных жертв. В "Задонщине" говорится: "... а Дон река три дни кровью текла" и "изгибло нас всей дружины пол 300000". Подвиг, совершенный русскими воинами во имя любви к Отчизне, принес им, как верует Святая Церковь, мученические венцы.

        В октябре 1380 г. в Троицкой обители преподобного Сергия было совершено первое поминовение воинов, убиенных на поле брани Куликовом.
        В этой молитве участвовали и великий князь Димитрий Иоаннович с дружиной. По его просьбе в субботу перед 26 октября (8 ноября) - день ангела великого князя, память святого великомученика Димитрия Солунского - было установлено ежегодно совершать поминовение убиенных на поле Куликовом воинов. По благословению преподобного Сергия это поминовение должно совершаться до тех пор, пока стоит Русская земля.
        После победы икона, осенявшая воинство на поле Куликовом, была названа Донской и стала почитаться защитницей Руси и покровительницей русских воинов. Великий князь Димитрий Иоаннович, также названный после победы Донским, поставил икону в Благовещенском соборе. Вскоре появляются списки с иконы, одним из первых был сделан список для Успенского собора в Коломне, который воздвигли по повелению князя в честь победы на Куликовом поле.

        С того времени Божия Матерь неоднократно являла благодатную помощь стране нашей и граду Москве через чудотворную Свою икону Донскую. Перед Донской иконой молился царь Иоанн Васильевич Грозный, собираясь в победоносный поход на Казань в 1552 г. В 1563 г., отправляясь на Ливонскую войну, царь берет Донскую икону с собой.

        В 1591 г. Русь подверглась грозной опасности - многочисленное войско крымских татар вторглось в пределы страны. Русские войска находились в это время на севере, где шла война со шведами. Зная об этом, татары стремительно приближались к Москве и даже не грабили по пути русские города, надеясь на богатую добычу в столице. 3 июля 1591 г. Казы-Гирей разбил свой стан под стенами Москвы. Немногочисленные русские войска создают укрепленный лагерь, преградив татарам путь к столице.
        Царь Феодор Иоаннович, памятуя о помощи, дарованной по молитвам Божией Матери на Куликовом поле, обратился с мольбой к Ней о помощи и заступлении. Он певелел совершить Крестный ход с Донской иконой вокруг города и затем поставил образ в походной церкви, посвященной преподобному Сергию Радонежскому, в обозе русского воинства.
      
        Ночь накануне битвы царь провел вместе с воинами в молитве пред Донской иконой. На следующий день татары после короткого боя, устрашенные невидимой силой, неожиданно отступили от Москвы и побежали; столица была спасена от разорения.
        В память этого избавления в 1591 г. на месте, где стоял походный храм с Донской иконой, был воздвигнут монастырь в честь Донской иконы Божией Матери и установлено празднование иконе 19 августа/ 1 сентября по нов. стилю. В гласном храме монастыря поставили список с чудотворной иконы Божией Матери "да незабвенны пребудут нам великие щедроты Бога нашего и Пречистыя Его Матере, Владычицы нашея, помощь и заступление".

         В течение многих веков Донская икона, как и икона Владимирская, были неразрывно связаны со многими событиями истории Русского государства. В 1598 г. перед Донской иконой Патриарх Иов совершил наречение на царство Бориса Годунова. Об этом событии вспоминает А.С.Пушкин в трагедии "Борис Годунов":

        Заутра вновь святейший патриарх,
        В Кремле отпев торжественный молебен,
        Предшествуем хоругвями святыми,
        С иконами Владимирской, Донской
        Воздвижется; а с ним синклит, бояре,
        Да сонм дворян, да выборные люди,
        И весь народ московский православный,
        Мы все пойдем молить Царицу вновь,
        Да сжалится на сирою Москвою
        И на венец благословит Бориса...

        Покровительство Божией Матери и Ее заступничество было явлено через Донскую икону и в 1646 г., когда крымские царевичи Калга и Нурадын вторглись в пределы Русского государства. И снова, как и в прежние времена, русские люди вознесли свои молитвы о помощи к Божией Матери. По свидетельству "Слова известного" царь Алексей Михайлович, "воспомянув древле бывшее чудотворение и помощь на супостаты прародителям его от образа Пресвятыя Богородицы Донския, с великою верою и усердием притек к нему, моля Пречистую о заступлении".
        2 января 1646 г. было совершено празднование Донской иконе, на следующий день - Крестный ход в Донской монастырь. И в том же месяце татар разгромили в Курской земле.
        29 мая 1647 г. и 2 сентября 1648 г. снова возникла угроза нашествия крымских татар - и вновь по молитвам православных русских людей пред Донской иконой, Божия Матерь явила Свое заступление.

        Связь образа Донской Божией Матери с историческими событиями не утрачивается ни в XVIII, ни в XIX, ни в XX веках. Так, в память взятия Петром I Нарвы, совершившемся в августе 1704 г., митрополит Стефан Яварский написал "Слово на празднование образа Донской Богоматери".
        В Донском монастыре с 1747 г. помещалась Славяно-Греко-Латинская Академия. Здесь же расположен некрополь, основанный царем Грузии Арчилом.
        После Октябрьской революции Донской монастырь стал духовным центром Русской Православной Церкви, из него святейший патриарх Тихон управлял Церковью в самый жестокий и трудный период ее истории. Под покровом Донской иконы Божией Матери завершил святитель Тихон свой жизненный подвиг; здесь же, в малом Донском соборе, был он погребен после блаженной кончины 25 марта (7 апреля) 1925 г. в день праздника Благовещения Пресвятой Богородицы.

        Образ Донской Божией Матери был написан великим художником древней Руси Феофаном Греком - учителем преподобного Андрея Рублева. До 1930 г. икона находилась в Благовещенском соборе Московского Кремля, слева от Царских врат. Ныне эта икона хранится в Государственной Третьяковской галерее вместе с Владимирской иконой.
        В Московских храмах имеются чтимые списки с Донского образа в Богоявленском патриаршем соборе, в храме Живоначальной Троицы, что на Воробьевых горах, в храме Ризоположения, что на Донской улице.

        В мае 1991 г. Донской монастырь возвращен Русской Православной Церкви. Промыслительно это событие для судьбы России.
        400 лет исполнилось с того дня, когда Божия Матерь оградила столицу Руси от вражеского нашествия и благословила создание монастыря, ставшего духовной твердыней Москвы. И сегодня, когда каждому ясно, какая напряженная невидимая борьба идет за души людские, снова встает Донской монастырь в ряды духовных воинов. На наших глазах восстанавливается разрушенная духовная монастырская ограда Москвы и всей великой России.
        Донская икона - это образ любви, отдающей себя до смерти " за други своя". Через него дарует Божия Матерь благодатную помощь всем, решившимся стать воинами Христовыми в духовной битве. В этой битве никто не может остаться в стороне, каждый человек должен сделать свой выбор. Необходимо и исторически справедливо поместить великую национальную святыню Русской Церкви в возрожденный монастырь.
        Икона должна быть среди тех, кто молитвенно обращается через нее к Божией Матери о защите и ограждении Отчизны нашей, об умножении любви и веры среди российских людей. Тогда с новой силой зазвучат в каждом сердце замечательные слова акафиста Донской иконе Божией Матери:
        "Радуйся, Владычице милостивая, града Москвы и страны нашея скорая Заступнице!"

        1 сентября, в день празднования иконы Богородицы "Донская", митрофорный протоиерей АЛЕКСИЙ Аверьянов обратился с проповедью к учащимся  Русской школы Марии Аверьяновой:
      
        Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
        Сегодня, дорогие братья и сестры, вся Святорусская Земля пришла в Божии храмы, чтобы поклониться Божией Матери и почтить незабвенную память Великого Князя Димитрия Иоанновича Донского.
        Почему сегодня мы прославляем Божию Матерь в ее образе «Донская»?
        Потому, что вспоминаем события 1380 года, когда Святорусская Земля после битвы на Куликовом поле осознала себя единою Державою и единым государством. Завершились два с лишним столетия монголо-татарского ига.
        И здесь надо отметить величайшие «успехи» дипломатии Великой степи: монголы умели своим хитрым, изворотливым умом сталкивать лбами русских князей. А сами они оставались лишь ударною силою, всего-навсего наемниками, которых князья по очереди приглашали для брани друг на друга.
        Из-за великой хитрости степных дипломатов почти два с половиной столетия простояло иноземное иго, просуществовало разделение великое Русской Земли. Но Русская Земля в течение этих двух с лишним веков каждодневно умоляла Пресвятую Богородицу послать вождя, который сумел бы объединить князей Русской Земли, вдохновить народ на победу и открыть будущее племенам и народам Русской Земли.

        И Господь дал такого вождя в лице Великого Князя Димитрия Иоанновича Донского, который был человеком чрезвычайно крепкой воли, железной веры и высочайших качеств ума. Он сумел обыграть дипломатов Великой степи, сумел объединить князей своего Отечества, вдохновить народ и явиться тем самым вождем, который положил начало воскрешению Государства Русского, как оно было при Князе Владимире, и открыл ему будущее.
        Поэтому мы вспоминаем Великого Князя Димитрия Иоанновича с глубочайшей благодарностью как избранника Неба, как проводника воли Божией и как любимца Царицы Небесной. Именно в те времена, в XIV столетии, родилась русская поговорка: «Церковь – она не в бревнах, она в ребрах». То есть Церковь – это не какие-то сооружения из бревен, кирпича или камня.
        Церковь – это прежде всего душа, совесть и сердце человека, которые укреплены на заповеди Господа нашего Иисуса Христа, которые утверждены в Священном Предании досточудного мужества древних отцов и способны быть проводниками воли Божией здесь, на земле, и создавать вокруг себя очаг культуротворческой Благодати.

        Это слово ключевое – Благодать. Дорогие дети, в течение всех лет, которые вам предстоит здесь учиться, вы будете слышать именно это слово – Благодать. Что означает «Благодать»? То семечко, которое вы посеете в землю, будет деревом, и будет приносить плоды. Все те добрые дела, которые в течение своей жизни вы будете осуществлять, они будут иметь добрые последствия. Это и есть Благодать.
        Труд при Благодати, ею осоленный, имеет результат. Труд безблагодатный результата, последствия доброго не имеет. Вот это вы должны хорошо понять. И поэтому Благодать – это та самая соль Божиего Слова, Божественной энергии, которая превращает человеческую жизнь из страдания в радость. В радость и добрые последствия всех усилий, которые предпринимает человек, всех страданий, которые человек несет, всех трудов, которые человек осуществляет на земле.   
      
        Оказывается, труд – это не проклятие «деревенского идиотизма» (по выражению нравственного урода Карла Маркса). Все совершенно иначе. Труд, при условии Божественной Благодати, ее посещения, оборачивается радостью жизни, плодами, и, самое главное, человек насыщается жизнью, уходит из жизни насыщенным Благодатными плодами Духа Святаго. И это самое главное, потому что, когда человек уходит из жизни насыщенный Благодатными Дарами, это означает, что его потомки также будут успешны на земле, также будут иметь культуротворческий дух.
        Даже современная наука разобралась с этими вопросами и учит нас очень простым вещам – никакую природу покорить невозможно. Посмотрите, в Японии уже четвертый тайфун в этом году. Никакую природу, оказывается, невозможно покорить себе, своевольному маленькому человечку, но можно изучать и нужно изучать законы природы для того, чтобы стать мудрым, вплести свою жизнь во Вселенскую Премудрость Божественного Разума и затем, по Благодати, стать деятелем на земле и, Богъ даст кому-то из вас, быть может, – на Небе.

        Так вот, дорогие мои, это самые важные слова наших предков, которые мы сегодня вспоминаем: «Церковь – она не в бревнах, она в ребрах». Главным смыслом всей деятельности просвещения является созидание нетленной человеческой Личности. И вот эта работа по созиданию Личности – это есть общая работа глубоко духовных людей, в частности, педагогов. Ибо это острие нашей совместной деятельности.
        В этой связи, дорогие дети, вам очень много придется поработать и потрудиться над самодисциплиной, над прилежанием, над приобретением высокой квалификации в будущих профессиях. Почему? Потому что конкуренция в современном мире, она чрезвычайно высока. Никто вам не положит на тарелочку готовое блюдо, вам придется самим все добывать. И все это исключительно при одном условии – если каждый из вас будет носителем Божественной Благодати.

        В этой связи я хочу, чтобы каждый из вас понял: безблагодатность всегда оборачивается крахом. Вчера я смотрел в новостях очень интересное выступление Клинта Иствуда, американского актера, который всегда изображал из себя ковбоя. Во время избирательной кампании Митта Ромни, кандидата в президенты Америки, Клинт Иствуд сказал, что Америка достойна плача. 35 миллионов американцев без работы, и каждый шестой американец сегодня находится за чертою бедности, то есть, проще сказать, «ни кола, ни двора», ни дома, ни зарплаты, ни надежды на будущее. Этими словами Клинт Иствуд выразил общеамериканское разочарование в деятельности Барака Обамы.
        Я невольно вспоминаю письмо одного своего товарища из Вашингтона, который мне сказал после избрания Обамы в президенты: «Да, был Белый дом, а теперь будет барак Обамы». Так и получилось. Полное разрушение нравственных основ общества, полное крушение социальных программ и коллапс финансовой системы Америки. Почему? Да потому, что, по выражению актера, которого я стал теперь уважать, Обама ничего не вызывает, кроме слез.

        Казалось бы, мощные финансы, мощная армия, но все это пустота, все безрезультатность, все это обман. Почему? Потому что нет Благодати. И наоборот. Если человек даже со скромными умственными способностями и средними материальными возможностями укреплен Божественною Благодатию Духа Святаго, он становится героем, он становится деятелем, становится способным решать великие проблемы.

        И, дорогие мои дети, помните, что ваше счастье заключается в том, что вы русские, что вы православные, что вы имеете такое дивное учебное заведение, куда вас привели ваши мудрые родители, ибо здесь вы будете иметь атмосферу подлинного детства, будете защищены от всякого зла. Трудами ваших воспитателей и учителей вы, безусловно, приобретете глубокие знания, а самое главное – получите ту энергию души и сердца, которая позволит вам в жизни стать победителями. Уже не одно поколение наших воспитанников молилось в этот день, 1 сентября, об успешном образовании. И, слава Тебе, Господи, при колоссальных усилиях педагогического коллектива, при чрезвычайно важной помощи Попечительского Совета все наши воспитанники и ученики минувших лет уже состоялись в жизни. И мы ими гордимся.

        И поэтому в сегодняшний день я прежде всего приносил жертву благодарения Господу Богу и Его Пречистой Матери. И хочу в сегодняшний день особенно поблагодарить директора Марию Алексеевну Аверьянову за ее многолетние труды, всех вас, дорогие учителя и воспитатели, всех вас хочу поблагодарить за ваши колоссальные труды. Только сегодня государство начинает понимать подвиг учителя. Только сегодня государство, очнувшись от привороженности американскими иллюзиями, начинает взирать с благоволением на Русскую Землю и на ее деятелей. Но в Русской Земле искони самым главным деятелем является Учитель.
        Учитель – это священное слово. Напомню, дорогие мои дети, что в средневековье ученики боялись наступить на тень учителя. Представьте себе: учитель идет, тень падает, они подождут, когда тень учителя пройдет, уже тогда дальше идут. Вот такое было благоговение великое к учителю, такая была любовь. Потому что от учителя, от его любви и уважения к вам, от вашей любви и уважения к учителю зависит счастье вашей будущей жизни. И вот, собственно говоря, этот конкордат, эту удивительную симфонию, этот удивительный союз ученика и учителя мы сегодня и прославляем, потому что сам Великий Князь Димитрий Иоаннович Донской был учеником преподобного Сергия Радонежского, этого великого мудреца Духа Святаго, этого печальника Русской Земли, ходатая и молитвенника за нее.

        И этот день, 1 сентября, – это день торжества учителя и ученика, обернувшееся великой исторической победой для Русской Земли и установлением мощной Русской Государственности, которая сегодня начинает подниматься с колен и начинает свое шествие на славу и радость народам России и на страх разного рода глупым людям.
        Поэтому, дай Господи, чтобы торжествовал дух просвещения, дух любви к познанию, дух любви к книге, а не только к какому-то компьютеру, айпэду или айфону. Этот день – торжество ученика и учителя, которые полюбили просвещение пред Лицем Божием. Аминь".
                04.09.2012 Храм в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия
               
         Тропарь, глас 4-й
         Заступнице верных преблагая и скорая, Пречистая Богородице Дево! Молим Тя пред святым и чудотворным образом Твоим, да якоже древле от него заступление Твое граду Москве даровала еси, тако ныне и нас от всяких бед и напастей милостиво избави, и спаси души наша, яко милосердая.

         Кондак, глас 2-й
         Небесныя обители преселившаяся с плотию, сущия на земли никакоже оставила еси, Богородице, образ Божественный и многочудесный Пречистаго Лица Твоего зрети любящим Тя и покланятися даровала еси, яко знамение Твоея благодати, чтим его лобызающе.               

         Величание
         Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже дивную победу на агаряны православным даровала еси.
               
                МОЛИТВА БОЖИЕЙ МАТЕРИ ПРЕД ИКОНОЙ ЕЕ ДОНСКОЙ
               
        О Пресвятая Владычице, Дево Богородице, Заступнице наша благая и скорая!
        Воспеваем Ти вси благодарственная за чудная дела Твоя.
        Песнословим от лет древних неотъемлемое заступление Твое граду Москве и стране нашей, чудотворным образом Твоим Донским всегда являемое: в бегство обращаются полцы чуждих, гради и веси невредими сохраняются, людие же от лютыя смерти избавляются. Осушаются очи слезящеи, умолкают стенания верных, плач в радость общую претворяется.

        Буди и нам, Пречистая Богородице, утешение в бедствиих, возрождение надежды, образ мужества, источник милости и в скорбных обстояниих неистощимое терпение нам даруй.
        Подаждь коемуждо по прошению и нужде его: младенцы воспитай, юныя уцеломудри и страху Божию научи, унывающия ободри и немощную старость поддержи.   
        Посети в болезнех и печалех сущия, злая сердца умягчи, братолюбие укрепи, мира и любве всех нас исполни. Примири, Благосердая Мати, враждующия и оправдай оклеветанныя.
        Истреби пороки, да не восходят греси наши пред Судиею всяческих, да не постигнет нас праведный гнев Божий. Твоими молитвами, всемощным Твоим покровом огради нас от нашествий вражиих, от глада, губительства, огня, меча и всякаго иного злострадания.

        Уповаем молитвами Твоими получити от Всевышняго Бога грехов прощение и изглаждение и с Богом примирение.
        Умоли стяжати нам Царствие Небесное и по скончании жизни нашея одесную Престола Божия стати, идеже Ты, о Всепетая Дево, Святей Троице в вечней славе предстоиши.
        Удостой и нас с лики Ангелов и святых тамо восхвалити Пречестное Имя Сына Твоего, со Безначальным Его Отцем и Всесвятым и Благим и Животворящим Его Духом, во веки веков. Аминь.
               
                ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ, СПАСИ НАС.

Дорогие братья и сестры!

У Вас есть возможность не выходя из дома заказать поминовения о здравии и о упокоении через сайт нашего храма.

Пожалуйста, выберите одну из представленных Треб, впишите имена поминаемых (в родительном падеже) и внесите пожертвование удобным для Вас способом – с банковской карты, или кошелька Яндекс.Деньги.

Записки будут прочитаны за ближайшим Богослужением.

В поминовении указываются имена только крещеных христиан православного вероисповедания.

Наш номер карты для пожертвований:   2200-7007-1782-1333

или по номеру телефона 8-909-667-79-86

afisha-msk.ru