О приходе
Расписание
Служение
Воскресная школа
Центр для людей с нарушением слуха
Творческая страница

Православный календарь





                КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ
         
           Христос примирил Отца Небесного с грешниками и такими грешниками, что без креста не было бы  им никогда ни прощения, ни помилования. Крест отверз нам Царство Небесное. С тех пор, как Иисус Христос умер на Кресте, Его непобедимая, непостижимая Божественная сила  Христа передалась Кресту, вселилась в него и осталась в нем навсегда. Потому крест так могущ и так силен оттого, что в нем таинственно присутствует сила Христова.
           Обычай осенять себя при молитве крестным знамением в Церкви христианской установили святые апостолы. Крест Христов не только дает великую силу нашей молитве, но через него совершаются славные дела. Им отражаются греховные искушения и страсти, идущие или прямо от диавола, или от греховного мира и от нас самих.
         
           Крестное знамение нужно изображать на себе с живой верой в Распятого Иисуса Христа, благоговением и смиренным сознанием. Наша вина пред Господом и наше непрестанное оскорбление Его величия и правды превышают все вины против законов человеческих, а потому наше дерзновенное обращение к Богу легко может низвести на нас праведный Его гнев - «Бог есть огнь поядаяй».
           Может ли наше бренное и растленное естество выносить прямое обращение к Его святости? Но когда мы оградим себя крестом, тогда между нами и Богом становится посредник Христос. Тогда мы своим внешним действием свидетельствуем, что мы, приступая с молитвой к Богу, не на себя самих надеемся, но просим во имя Христа и в силу заслуг Его.

           В крестном знамении содержится вкратце все христианское учение (Символ веры), ибо, изображая это знамение, мы в трех перстах правой руки выражаем свою веру в три Лица Пресвятой Троицы: Отца, и Сына, и Святого Духа.
           Надо правильно накладывать крестное знамение с молитвой, которая есть воззвание к Пресвятой Троице. Складывая три пальца вместе правой руки, показываем этим, что Господь  есть един в трех Лицах. Два последние пальца пригибаются к ладони и знаменуют то, что Сын Божий, ради нашего спасения, приклонив Небеса, сошел на землю, принял на Себя естество человеческое и таким образом в Нем были не слитно соединенные два естества – Божеское и человеческое.
         
           Говорим: «Во ИМЯ ОТЦА», налагая сложенные три пальца на лоб – вместилище разума, в знак того, что мы любим всем умом своим Бога Отца Вседержителя, Творца ангелов, неба, земли, людей, Творца всего видимого и невидимого и что с любовью посвящаем Ему все свои мысли.
           Затем произносим «и СЫНА», и, касаясь  нижней части груди этими же пальцами. И освящаем сердце свое и все чувства свои, вознося их к земной жизни Спасителя, нас ради и нашего ради спасения сшедшего с небес и воплотившегося.
           Затем вознося пальцы на правое плечо, а затем на левое плечо, говорим: «и СВЯТАГО ДУХА». Просим третье Лицо Пресвятой Троицы не оставить нас, освятить нашу волю и милостиво помочь нам: все силы наши, все действия наши направить на то, чтобы стяжать Духа Святого в сердца наши. И, наконец, смиренно, благоговейно, со страхом Божиим и надеждой, и с глубокой любовью к Пресвятой Троице, заканчиваем эту великую молитву, говоря: «АМИНЬ», то есть истинно, да будет так. Эта молитва всегда соединена крестом.
         
           Так велико значение крестного знамения. Также велика и его благодатная сила. "Ибо крест есть сила Божия во спасение" (1Кор.1,18) для отгнания злых духов: «Господи, оружие на диавола Крест Твой дал еси нам, трепещет бо и трясется не терпя взирати на силу его».
           Когда мы что-либо осеняем крестом, то из трех сложенных вместе пальцев выходит Божественный огонь и попаляет все нечистое. Призывая Святую Троицу и осеняя себя крестным знамением, мы освящаем свой ум, отгоняем злых духов, обретаем небесную помощь и защиту. В  Троице Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой едины. Когда ты обращаешься к Одному из Членов Нераздельной Троицы, в это же самое время ты призываешь Всю Троицу.
         
           Это древнее правило содержится во всех Православных Церквях. Кто желает убедиться и видеть своими глазами древнего свидетеля трехперстного сложения, может увидеть в Киево-Печерской Лавре в пещере святые мощи преподобного Спиридона просфорника, который в час свой кончины сложил свою руку для трехперстного крестного знамения, и в таком виде сложенною пребывает и до ныне более девятисот лет.
           Святой Иоанн Златоуст говорит: «Если ты при полной вере, с сердечным расположением изобразишь на лице своем Крест Христов, то ни один из нечистых духов не сможет приблизиться к тебе, видя тот меч, которым он уязвлен, видя то оружие, от которого получил смертельную рану».
           Старайся с верой, благоговением и страхом Божиим совершать на себе это спасительное знамение правильно, и, при этом, нужно прежде всего оградить себя крестом, а потом положить приличествующий Богу поклон, а не так, как некоторые, по нерадению своему, вопреки учению Церкви, вместе и кланяются, и крестятся.
           «Господи, согрешила, так и было со мной, что одновременно с поклоном крестилась, прости меня, грешную».
         
           Такое же значение и такую же святость имеет и крест нательный, который носит на себе христианин в знак и память слов Господних: "кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мной" (Мк.8,34).
           Но сколько же безсмыслия, сколько самой злой неблагодарности в тех людях, которые не хотят пользоваться этим добрым и надежным средством, чтобы сделать свою молитву доступную и угодную Господу Богу, которые не крест изображают на себе, а просто размахивают рукой как попало. Сколько безстыдства, сколько дерзости, когда они даже в Божией Церкви без мысли, без чувства, без всякого сознания небрежно водят по груди рукой, и не хотят поднять ее на столько, чтобы сделать на себе настоящее  крестное знамение. Страшно даже и подумать, как они, из самого креста делают странное извращение.   
         
           «Такому маханию, поистине, бесы радуются», - говорит св. Иоанн Златоуст. - Лучше уж и не креститься, чем так искажать и унижать святейшее знамение креста. Какое это крестное знамение, когда они не стараются ни сложить пальцы своей руки как должно, ни начертать на себе полный и правильный крест Христов, а иные хотя и совершают, но с какой-то гордостью, размашисто с откидыванием рук и головы или осеняют с каким-то стеснением только одну часть своей груди и то едва заметно. Все это показывает нашу небрежность и невнимательность к святому и великому делу – молитве перед Богом. А о тех, кто совершает с небрежением служение Богу и молитву, сказано в Писании: "проклят человек, творящий дело Божие с небрежением" (Иерем.48,10)».
         
           Когда над человеком совершается Таинство Крещения, рука священника надевает крест, и мирская неосвященная рука не дерзает его снимать. Крест сопутствует нам всю жизнь.
           Человек, который снимает с себя нательный крест или после крещения вообще его не носит, страдает маловерием и отсутствием настоящего церковного сознания. О человеке безнравственном на Руси говорили: «На нем нет креста».
           У наших благочестивых предков Крест Христов был всем для всех. Крестное знамение сопровождает христианина каждый день и в течение всей жизни. Утром, вставая с постели, он первым делом осеняет себя крестным знамением. Крестом ограждает, отходя ко сну и, ложась спать, никогда не забудет перекрестить свою постель, от изголовья до ног.
           Выходя из дома, обязательно перекрестится, перекрестит и свой путь. Начинали ли они каждое дело – крестились; оканчивали его – крестились. С крестом они садились за трапезу, с крестом вставали от нее. Мать, провожая ребенка в школу, также осенит крестным знамением, вручая его Божией милости.
         
           Свой нательный крест христианин никогда не снимает: ни днем, ни ночью, ни дома, ни на улице, ни в ванной, ни в бане, ни на уроке физкультуры, ни на приеме у врача. Въезжая в новую квартиру или новый дом, христианин первым делом пригласит священника из православного храма освятить дом, чтобы его дом стал надежной крепостью, куда будет закрыт доступ нечистой силе.
           Могучей защитой дома от бесовского воздействия является присутствие в нем православной святыни: животворящий Крест Господень, святые иконы и Священное Писание. В православном доме обязательно должен быть красный уголок – иконы и столик под ними, лампадка и свечи, святая вода, освященное масло. Христианин каждый день начинает с осенения себя крестным знамением, молитвы и принятия святыни: просфоры и святой воды.
               
                ДЕСЯТИНА
         
            В Священном Писании сказано, что десятую часть от своих трудов надо отдавать Господу. Священники объясняют, что люди должны постоянно обновляться, делиться с ближними. Господь в наших десятинах не нуждается. В них нуждаемся мы, сами люди, для нашего обновления. Апостол Павел говорит: "Дающего рука не оскудеет".
            Слова апостола уже две тысячи лет остаются в силе. Душа раскрывается в доброте, а это самое главное. Для этого и существует «десятина». Отдавай ее Господу: на стройку, на восстановление храмов, монастырей, больниц, православных школ; через руки вдов, сирот, бедных - Сам Бог принимает. Человек везде может проявить свою любовь к Богу и ближнему.
            Господу нужно, чтобы человек внутренне раскрылся в добре, не был зажатым, жадным. И Господь никогда никого не оставляет. Он сторицей возвращает. Чем больше отдаешь, тем больше Бог посылает, «блаженнее давать, нежели брать».
            
            Когда даешь что-то ради Христа, то жертвуй с любовью. "Иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется, а другой сверх меры бережлив и, однако же беднеет" (Притч). Нельзя жить только для себя, начни отдавать, чтобы душа раскрылась в добре. Самое ценное в Божием мире богатство не земное, а богатство души. Когда человек много делает добра для людей, он обретает душевный мир, покой и радость. Милосердием и правдой очищается грех, и страх Господень отводит от зла.               
           «Господи, согрешила, прости окаянную, к величайшему стыду, ради Тебя в своей жизни ничего не сделала. Всемилостивый, научи меня прославлять Тебя жизнью и делами».

            СЛУЧАЙ В СПАСО-ЕВФРОСИНИЕВСКОМ МОНАСТЫРЕ            
 
            Паломническая поездка в Белоруссию оставила глубокий след в моей душе. Группа отправилась в Полоцк, Спасо-Евфросиниевский женский монастырь – один из древнейших на Руси. Он был основан около 1128 года святой княжной Евфросинией. В миру – Предислава, дочь князя Полоцкого Георгия и правнучка (в 5 поколении) равноапостольного князя Владимира, с юных лет отличалась благочестием и глубоким пониманием книжного учения. Она научилась смотреть на жизнь как на путь служения Христу.
           Отвергнув предложения о браке, юная княжна тайно ушла из отчего дома в монастырь и приняла иноческий постриг с именем Евфросинии. С этого времени для нее начался путь лишений, скорбей, самоотверженного труда и непрестанной молитвы. Она взялась за нелегкий труд переписывания божественных книг, примиряла враждующих князей, опекала нищих и сирот. Господь через Ангела призвал ее к устроению девичьей обители на месте, называемом «Сельце», и святая Ефросиния основывает Спасский монастырь.
           Достигнув высоты духовного совершенства, преподобная Евфросиния стала наставницей женского монашества на Руси. Незадолго до смерти она отправилась в паломничество на Святую Землю и скончалась в Иерусалиме 5 июня в 1173 году.
         
           Мы приехали рано утром 7 июня, на третий день памяти преподобной Евфросинии. Монастырь представляет собой большую соборную площадь, окруженную тремя храмами, колокольней и монашеским корпусом. В древнейшем из монастырских храмов Спасо-Преображенском покоятся нетленные мощи преподобной Евфросинии. В нем проводят молебны преподобной. Внутренний вид церкви сохранен без изменений. Сохранились и две тесные кельи, в одной из них святая игуменья предавалась богомыслию и уединенной молитве. Сохранился камень, на котором она спала.
           Мы успели на молебен. Галина Алексеевна, наш экскурсовод, сказала, что преподобная помогает людям с больным позвоночником. По окончании молебна мы приложились к мощам, а потом нам позволили проползти на коленях под деревянной ракой вдоль мощей от ног до головы. С верой и молитвой я прошла этот путь, с силой касаясь спиной к раке. И в течение дня трижды побывала под мощами.
           Прошла Всенощная, а после ужина после 10 часов вечера преподобная Ефросиния предоставила нам ночлег в Кресто-Воздвиженском соборе. Инокинии дали нам матрасы и мы разместились: многие перед алтарем, а кто-то у вериг преподобной Ефросинии, я постелила матрац напротив алтаря перед Смоленской иконой Божией Матери.
           И так мы были  изолированы от суетного мира. Еще раз мне представился случай провести ночь в храме. Среди святых икон умиротворенная душа моя радовалась проведенному дню и наступлению необычной ночи. На сон грядущий приложились к иконам, к веригам преподобной Евфросинии, носившей на себе, и с молитвой легли спать.
         
           И вдруг… просыпаемся от страшного шума и крика. Я подумала, что рвется подвыпившая молодежь. В двери (высоченные и металлические), ломились со страшной силой.
           Зловещий, невообразимый крик: «Открывайте двери!!!»  навел на всех жуткий страх, я боялась, что замки сорвут. Тут Галина Алексеевна прояснила происходящее: «Вы видели, монастырь обнесен высоким старинным забором, и это не пьяные. Это так рвутся бесы, будем молиться».
           «Господи, помилуй!» «Точно, как у Гоголя  в повести «Вий», - подумала я, - когда фильм смотрела еще в молодости, тогда думала, что все это фантазия. А теперь сама, своими ушами слышу наяву, как они ночью беснуются». Мы находились, можно сказать, в шоковом состоянии. Сколько времени прошло, не знаю, когда все утихло. Успокоившись, мы еще раз приложились к иконам, веригам преподобной Ефросинии и с молитвой уснули.
           В эту незабываемую ночь Господь показал нам, что в мире существует темная сила, и мы только слышали эту злобствующую бесовскую свору, которая ищет поглотить нас, вылупившихся птенцов. А что было бы с нами, если бы мы их увидели?! Вспомнив через шесть лет эту страшную ночь, я осознала, что это было послано нам, неверующим и маловерам для укрепления нас в вере.
         
           «Хочешь спастись? пребывай в Церкви, и она не выдаст тебя, - говорит нам святитель Иоанн Златоуст. - Церковь есть ограда: если ты внутри сей ограды, то тебя не тронет волк; а если выйдешь вон, то будешь похищен зверем. Не уклоняйся же от Церкви, нет ничего в мире сильнее ее, Она – твоя надежда, в ней твое спасение».
           Господь Своей благодатью через Святые Таинства помогает нам преодолеть страх, злобу, ненависть, грех. Он сказал: "Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (МФ.16,18) и оставил нам для нашего спасения этот кусочек Неба на земле: единственную Церковь - Церковь Православную, Святую,Соборную и Апостольскую и больше никакую. И надо постоянно пребывать в ней. Отвергать ее - просто безумие. Другие - от лукавого.
          "Преподобная Евфросиния, благодарю тебя за гостеприимство, вразумление, помощь и исцеление".
          "Слава Богу за всё"

Дорогие братья и сестры!

У Вас есть возможность не выходя из дома заказать поминовения о здравии и о упокоении через сайт нашего храма.

Пожалуйста, выберите одну из представленных Треб, впишите имена поминаемых (в родительном падеже) и внесите пожертвование удобным для Вас способом – с банковской карты, или кошелька Яндекс.Деньги.

Записки будут прочитаны за ближайшим Богослужением.

В поминовении указываются имена только крещеных христиан православного вероисповедания.

Наш номер карты для пожертвований:   2200-7007-1782-1333

или по номеру телефона 8-909-667-79-86

afisha-msk.ru