О приходе
Расписание
Служение
Воскресная школа
Центр для людей с нарушением слуха
Творческая страница

Православный календарь





     Сегодня Церковь чтит память святого пророка Михея.
     Имя Михей с точки зрения еврейского языка синонимично имени Михаил, и переводится «Кто подобен Богу».
     Пророк Михей является автором одноименной пророческой книги – Книги пророка Михея, шестой из 12-ти книг пророков, именуемых в библеистике «малыми». Речь пророка отличается глубиной и живостью чувств, простотой, прямотой и образностью выражений.
a5392.jpg

     Происходил пророк из племени Иудова и был родом из города Морасфи, к югу от Иерусалима, почему и называется Морасфитянином. Свое пророческое служение начал около 778 года до Рождества Христова и проходил его почти 50 лет при царях иудейских: Иоафаме, Ахазе и благочестивом праведном Езекии. Михей был современником пророков Осии и Исайи, но скорее был ближе к последнему. Общая картина Палестины на тот момент была такова: потомки двенадцати сынов Иакова разделились на два царства: одно называлось царством Иудейским, в состав его входили колена Иудово и Вениаминово, а столицей был Иерусалим, другое же – Израилевым и включало в себя остальные десять колен еврейского народа, столицей этого царства служила Самария.

     В это время в иудейском обществе нарастало социальное неравенство, тесно связанное с возрастающей коррумпированностью власти. Обличения и предсказания пророка Михея относились как к Иудейскому, так и к Израильскому царствам. Как и провозглашал пророк, Господь Бог использовал Ассирию для наказания Своего грешного народа: ассирийский царь Салманассар разрушил Самарию в 722 г. до Р.Х., а Иудея испытала на себе всю силу Божьего осуждения, когда ассирийский царь Сеннахирим прошел через Шефелу, что в предгорье западной части Иудеи, до самых ворот Иерусалима. В свою очередь проповедь пророка Михея привела к раскаянию Езекии и таким образом спасла Иерусалим. Когда Езекия раскаялся, Господь перестал гневаться на Иудею.
     Святой пророк Михей стоит у истоков необычного для своего времени стремления «упростить» иудаизм до его этической сущности: «О, человек! сказано тебе, что – добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (Мих.6,8). Ему же принадлежит пророчество о рождении Спасителя мира: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих.5,2).

     Если говорить о самой книге пророка, то первая глава и семи начинается с общих обвинений и предсказания разорения Ассирией. Затем следует возвещение о Божественном суде и символическое видение Бога, низвергающего Свое творение, звучат обвинения против столиц израильских: Бог наказывает Самарию разрушением, а Иуду ждет падение и пленение.
     Во второй главе речь идет о конкретном обвинении в притеснении бедных и беззащитных: «Горе замышляющим беззаконие и на ложах своих придумывающим злодеяния, которые совершают утром на рассвете, потому что есть в руке их сила! Пожелают полей и берут их силою, домов, – и отнимают их; обирают человека и его дом, мужа и его наследие. Посему так говорит Господь: вот, Я помышляю навести на этот род такое бедствие, которого вы не свергнете с шеи вашей, и не будете ходить выпрямившись; ибо это время злое. В тот день произнесут о вас притчу и будут плакать горьким плачем и говорить: “мы совершенно разорены! удел народа моего отдан другим; как возвратится ко мне! поля наши уже разделены иноплеменникам”. Посему не будет у тебя никого, кто бросил бы жребий для измерения в собрании пред Господом. Не пророчествуйте, пророки; не пророчествуйте им, чтобы не постигло вас бесчестие» (Мих.2,1-6).
     Но, как часто бывает, после предсказания бедствий пророки делают некую оговорку, что Господь все-таки восстановит остаток Израиля.

     В третьей главе святой пророк обличает князей, притесняющих народ, лжепророков и священников, из-за корысти пренебрегающих своим долгом. Вот какие страшные слова он изрекает: «Слушайте же это, главы дома Иаковлева и князья дома Израилева, гнушающиеся правосудием и искривляющие все прямое, созидающие Сион кровью и Иерусалим – неправдою! Главы его судят за подарки, и священники его учат за плату, и пророки его предвещают за деньги, а между тем опираются на Господа, говоря: “не среди ли нас Господь? не постигнет нас беда!” Посему за вас Сион распахан будет как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин, и гора дома сего будет лесистым холмом» (Мих.3,9-12).
     Вторая половина книги посвящена пророчествам о последних днях. Здесь и о Мессии, и о том, что Иерусалим будет разрушен и восстановлен и победит многие народы.
     И завершает книгу гимн победы, полный надежд на исполнение Господом Богом Своих обетований. «Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Твоего? не вечно гневается Он, потому что любит миловать.         
     Эта новая эпоха всеобщего мира и согласия начнется в Вифлееме – доме Ефрафы, меньшем между тысячами иудиными, во времена, когда родит Та, Которая должна родить, чтобы произвести на свет Царя-Мессию, Которого происхождение из начала от дней вечных (Мих.5:1–3) Ясно и четко объявляя о предстоящем рождении Мессии, пророк говорит, что именно Он будет пасти обновленное стадо силою Господа, ибо Он будет велик до окраин страны. В этом новом Сионе духовный Иерусалим, обозначающий Церковь, границы которой простираются до края света, соберет все народы из Ассирии и городов Египетских, и от Тира до реки Евфрата, и от моря до моря, и от горы до горы (Мих.7:12), потому что Богу будет угодно еще раз явить Свою милость. Пророк Михей заканчивает книгу, предсказывая милосердие Мессии: «Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши» (Мих.7:19).
         
     Мощи святого пророка Михея были обретены в IV веке по Рождестве Христовом вместе с мощами пророка Аввакума епископом Елевферопольским Зевином близ Елевферополя во время царствования византийского императора святого Феодосия Великого (379-395 г.). Жил пророк Михей в VIII веке до Рождества Христова, и в честь пророка Михея был построен храм.

    «Я всегда с большой любовью встречаю в календаре память ветхозаветных пророков, - говорит протоиерей Андрей Ткачев. - Поскольку мне прекрасно известно, что наш народ не только Евангелие плохо знает, не только Апостол редко читает, но к тому же еще совсем не знает старозаветное Писание. Между тем, Писание богодухновенно, полезно для научения, вразумления, наставления и праведности.
     Итак, сегодня мы с вами откроем для себя некоторые страницы Михея – одного из малых пророков. Когда Господь Иисус Христос родился в Вифлееме иудейском, то пришли с Востока волхвы к Ироду, царю и спросили его: «Где Христос рождается?». А он собрал иерусалимских книжников, они открыли перед ним книгу пророка Михея и сказали, что в Вифлееме иудейском, где же еще? То есть книжники Израиля на вопрос: «где Христос рождается?», без всяких сомнений отвечали: «Ну, как где?! В Вифлееме». Вот вождь – владыка в Израиле, которого происхождение изначала, от дней вечных. Это Мессия, это мессианское пророчество. Они понимали, знали, читали всё это.
     И Михей нам интересен тем, что в Евангелии от Матфея встречаются его слова, исполнившееся пророчество о Господе Иисусе Христе. Но не только это. Что делали пророки вообще? Если мы подумаем, что пророки только предсказывали будущее, то ошибемся. Мы смешаем несмесимое. Мы назовем тогда пророков прорицателями, а это разные вещи. То есть человек, угадывающий будущее или повещающий будущее – не обязательно пророк. Это может быть лжепророк. Что пророк делает? Пророк возвращает народ к подлинному богопочитанию. И, соответственно, пророк сокрушает идолов, то есть разрушить ложь, оформившуюся как культ, и возвестить забытую истину – это и есть дело пророка.

     Ну, скажем, разрушить Ленина сегодня нетрудно. Можно памятники рушить, идола валить – это понятно. Но идол – он же духовен. Идол не истукан, не материальная фигура. Идол – это духовное состояние человека. Поэтому гораздо большими капищами идолопоклонства являются не мавзолей и статуэтки вождей, а, скажем, торговые центры. Это капища, в которых совершаются таинства купли-продажи и развлечения. Кто их разрушит? – Никто. Пока никто не будет. Но в принципе это капища. Это полная замена храма. Это место, где всем хорошо. Мороженое съел, купил, продал – и всем хорошо. Потусовался. Утром зашел, вечером вышел. Больше ничего не нужно. Это новейшие капища. Оставьте в покое Ленина. Его нужно похоронить, конечно, рано или поздно. Но в принципе он не страшен. Страшно другое.
     Вот пророки. Например, если бы пророк Михей или Амос, или Исаия были бы сейчас здесь с нами. Они бы сказали: слушайте, да вы вообще утонули в блуде. Кинотеатры ваши, ваши модные магазины, места отдыха – это же просто какие-то вертепы. Это все злодейство. Они бы все это рушили. Не топором и палкой, они бы словами это рушили, они бы проповедовали, что это плохо. И люди бы их за это убили опять. Все пророки были убиты. Ведь пророчества – это возвещение истины и указание на подлинное идолослужение.
     Этим же занимался и пророк Михей, которого память мы сегодня празднуем. У него есть много таких вещей, которые касаются нашей жизни. Потому что пророки, всегда критикуя настоящее, говорили, что хорошо бы, что бы было по-другому. Но это-то понятно. Гадость плоха потому, что хорошо, чтобы вместо гадости было то-то и то-то. То есть сам факт критики предполагает наличие позитивного идеала.
 И, кстати говоря, это тоже очень важно – если человек критикует, не предлагая, то он тоже лжец. То есть если ты критикуешь что-либо, не предлагая ничего взамен, то ты лжешь. Вот ты разрушишь это, а дальше что?
    
     Так наша страна пережила разрушение советской системы. Ну, ладно, плохая система, согласен. Но вы же когда рушили её – ничего же не предложили. Вы только предложили нам что? – Ну, джинсы, концерты, диски рок-звезд, пиво в банках. А что еще? А остальное все просело и упало. Критиковать нужно предлагая. Критик без предложений – злодей. Это тоже пророческая мысль.
     Пророку надо сместить идола – лживого бога и сказать, что так нельзя, нужно вот так. То есть он должен показать, что нельзя, а что можно и нужно, что самое главное. И вот Михей говорит, 6 гл. 8 стих: Возникает вопрос у людей – а что ж мне сделать Богу такое, чтобы Бог меня простил, помиловал, полюбил? Может быть, отдать моего первенца? Ведь были такие культы, когда люди из страха перед какими-то богами, существами жертвовали им своих детей-первенцев. Это не фантастика, это реальные культы конкретных народов.
    
     И вот Михей говорит (вот это надо выучить наизусть): «О, человек, сказано тебе, что добро и чего требует от тебя Господь. Действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудро ходить перед Богом твоим». Вот! 6 глава Михея, 8 стих. Это нужно запомнить! – «Действовать справедливо».
     Например, ты продаешь сметану – не разбавляй ее молоком. Ты продаешь молоко – не разбавляй его водой. Ты продаешь бензин – не разбавляй его ослиной мочой. То – есть, действуй справедливо. Если колбаса – пусть будет колбаса, а не туалетная бумага с наполнителями. Иначе не спасешься. Иначе тебе конец. Это касается и судей, и милиционеров, и учителей, и начальника ЖЭКа. Да кого угодно. То есть действуй справедливо – это очень важно.

     «Люби дела милосердия», то есть помогай несчастному человеку. Несчастный – это тот, кто не может помочь себе сам, но хотел бы. Он не лентяй, но он расслаблен, парализован, увечен из-за травм на производстве, он одинок, стар. То есть ты любишь таких людей, помогаешь им жить. Есть же сайты, собирающие помощь, любую – денежную, вещественную, трудовую. В общем, ты выполняешь заповедь справедливо действовать, любить дела милосердия и «смиренномудрено ходить перед Богом твоим». То есть при всем этом, что ты нищих жалеешь, бедным помогаешь, действуешь справедливо, то есть ты здесь мог бы уже и возгордиться – вот я какой святой, я школу построил, храм отремонтировал, бедным помогаю. Всё – равняйсь, смирно! Я прошел. – Нет, в конце еще очень важная вещь – «смиренномудрено ходить перед Богом твоим», то есть не дергайся – над тобой Господь.
     Вот такие великие вещи, нам, новозаветным людям, крещеным, искупленным, прощенным, помилованным возвещает пророк, живший за полтысячи лет до Р.Х. И некоторые из нас еще спрашивают – а нужно ли нам читать Ветхий Завет? Кому он и зачем нужен? И всем этим вопрошающим можно сказать, что вы откройте и прочитайте, что история Израиля – это наша история. То есть то, что было с Израилем давно, происходит с нами сейчас. То, что было раньше, продолжается. И парадигму некую, матрицу, то есть некий эталон происходящего мы можем прочесть из старых книг.
    
      Поэтому, друзья мои, не пренебрегайте чтением Ветхого Завета. Это чрезвычайно важно. У апостолов, Матери Божьей не было других книг, кроме пророков и закона. И они Ветхий Завет читали и там Бога находили. И мы тоже должны там Бога находить. Итак, Михей сказал. Это уже наше: О, человек, сказано тебе, чего требует от тебя Господь – действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудрено ходить перед Богом твоим.
     Вообще любой пророк – он как Михей, то есть он обличает, он грозит, учит и утешает. Книжки все эти очень короткие, то есть книга Михея всего 3–4 страницы. И я еще раз скажу, что мне грустно, что у нас нет храмов, посвященных ветхозаветным праведникам Михею, Аммосу, Осии, Аввакуму, Исайе, Иеремии. Почему? Потому что, если бы мы эти храмы имели, мы бы тогда читали их чаще, думали об этом чаще и разбирались со смыслом сказанного ими чаще».

     Тропарь, глас 2
     Пророка Твоего Михея память, Господи, празднующе, тем Тя молим: спаси души наша.

     Кондак, глас 4
     Просветившееся Духом чистое твое сердце, пророчества бысть светлейшаго приятелище: зриши бо, яко настоящая, далече сущая; сего ради тя почитаем, пророче блаженне, Михее славне.

     Величание
     Величаем тя, пророче Божий Михее, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

     СВЯТЫЙ ПРОРОЧЕ МИХЕЕ, МОЛИ БОГА О НАС. 

Дорогие братья и сестры!

У Вас есть возможность не выходя из дома заказать поминовения о здравии и о упокоении через сайт нашего храма.

Пожалуйста, выберите одну из представленных Треб, впишите имена поминаемых (в родительном падеже) и внесите пожертвование удобным для Вас способом – с банковской карты, или кошелька Яндекс.Деньги.

Записки будут прочитаны за ближайшим Богослужением.

В поминовении указываются имена только крещеных христиан православного вероисповедания.

Наш номер карты для пожертвований:   2200-7007-1782-1333

или по номеру телефона 8-909-667-79-86

afisha-msk.ru