О приходе
Расписание
Служение
Воскресная школа
Центр для людей с нарушением слуха
Творческая страница

Православный календарь





        В ряду знаменитых иноческих обителей на святой Руси, в которых православный русский человек надеялся и надеется по преимуществу найти благодатное религиозное утешение, в которых он любил и любит изливать пред их святынею свою душу, свое сердце в дни светлой радости и тяжелых испытаний, можно поставить и древний Свято-Введенский Толгский монастырь.
2937.jpg

        Обитель находится недалеко от Ярославля, на левом берегу Волги, при впадении в эту реку небольшой речки Толгоболки или Толги. Белые каменные стены с высокими угловыми башнями, монастырские храмы, с массою глав, сияющие своими куполами и крестами и царящая над всем этим массивная колокольня, сливаются в одну величественную стройную громаду и невольно приковывают к себе взоры путешественников по Волге.
        Толгская обитель возникла в «лютое» время монголо-татарского нашествия и княжеских междоусобиц как духовный центр Ярославского края.
        Начало обители относится ко времени правления в Ярославле св. благоверного князя Давида, сына св. благоверного князя Федора, Смоленского и Ярославского чудотворца, и связано с явлением ростовскому епископу Трифону чудотворной иконы Богоматери.

        В 1314 году владыка Трифон, завершив осмотр обширной Ростовской епархии и возвращаясь водой с Белозерья, «за шесть верст не доехал до града Ярославля и стал на брегу на реке на Волге, на нагорной стране ночевати месяца августа в 8 день». В полночь владыка проснулся и увидел необыкновенный свет, тогда он взял посох, вышел из шатра.
        И тут «явися владыке за Волгою столп светле, от земля и до небеси неизречене, и мост явися ему чрез Волгу».
        Пораженный столь необыкновенным явлением, святитель взял посох свой и по чудному мосту перешел Волгу. Здесь увидел он, что свет исходит от иконы Божией Матери, «ни на древе, ни на земли, но на воздусе стоящ». Долго молился святитель перед иконой, наконец по тому же мосту возвратился в свой шатер.

        Перед отправлением преосвященного в Ярославль служители хватились его посоха, но «не найдоша нигде в стану его и известиша владыке, что с вечера посох был у него в шатре». Преосвященный, «восхоте Пречистой Богородицы образ чудотворный прославити», повелел служителям плыть за Волгу и взять там посох на месте, которое он указал своим перстом. Здесь обрели они икону Богоматери, стоящую «уже на земле в древнем лесе», между деревьями, и там же нашли посох.
        И тогда епископ Трифон, оставив путь к Ростову, благословил построить на месте явления иконы деревянную церковь. Владыка и его спутники «нача своими руками сещи лес и очищати место оное и готовити древа на церковь малу».

        Весть о чудесном явлении дошла до Ярославля, и множество горожан и жителей окрестных деревень поспешили на помощь епископу в постройке храма: «и текоша все многое множество людей на оное место ко епископу... и способствовали творимому делу». Первыми они испытали на себе чудотворную силу иконы: «и многие исцеления были тогда различными недуги одержимым».
        За один день строительство храма было завершено, в него перенесли обретенную икону. Епископ Трифон, освятив церковь во имя Введения Богоматери во храм, «братию собра и монастырь устрой и игумена в нем постави».
        Обитель стала называться Толгской по реке, которая впадает здесь в Волгу, а празднование чудотворной иконе Толгской Богоматери было установлено 8/21 августа, в день явления святыни.

        По прошествии нескольких лет, в монастыре произошел большой пожар. Пламя мгновенно объяло и церковь, так что братия не могли ничего спасти из церковных вещей. Все погибло в этом огненном потоке; а потому все думали, что и чудотворная икона Богородицы также сгорела, и много скорбели о том. Но когда пожар окончился, то сию святую икону обрели вне монастыря, в лесу на дереве, чудесно изъятую из пламени совершенно невредимо и сияющую светом. С радостию приняли икону, и немедленно построили новую церковь, благолепнейшую прежней.
        Обитель не прекратила своего существования после постигшего ее бедствия — она была восстановлена благодаря помощи благотворителей. Как повествуется в сказании об одном из чудес от иконы Толгской Богоматери, некий житель Великого Новгорода Василий, обезножев, прибыл после пожара в Толгский монастырь с надеждой на исцеление.
        Увидев пепелище, он «подаде на строение церкви тоя с усердием имения своего довольно». После того как деревянный храм был заново выстроен и освящен во имя Введения Богоматери во храм, жертвователь исцелился от болезни. А через некоторое время «некий муж благоговейн, от благородных родителей, принесе в монастырь священные сосуды, ризы же и книги».

        16 сентября 1392 года произошло чудо мироточения иконы Толгской Богоматери. В одном из поздних переложений сказания — это событие представлено так: «Однажды, во время совершения братиею утрени, внезапно от иконы Божией Матери из руки истекло миро, которое наполнило весь храм великим благоуханием. И сие миро соделалось источником многих исцелений и чудес, оно имело благодатную силу врачевать различные недуги». В память о чуде в обители ежегодно совершалась торжественная служба.
        В это время Толгский монастырь становится владельцем земельных угодий: ярославский князь Федор Федорович пожаловал обители деревню Кукольцыно «со всеми угоди по своей душе и по своих родителех в вечное поминовение»; князь Юрий Константинович (Шаховской) — пустошь Большую Хинову. К середине XV века многочисленными потомками Федора Черного Ярославское княжество было разделено на мелкие уделы. Толгский монастырь, оказавшийся в вотчине «окупных князьков» Засекиных, находился от них в определенной административной, судебной зависимости и вынужден был платить им дань. Монастырские власти «безчестья не могли стерпети» и обратились с челобитной к великому князю Василию Темному, и тот взял обитель под свое покровительство.

        В 1553 году посетил Толгский монастырь и получил исцеление от его чудотворной святыни царь Иван Грозный. Он совершал паломничество в северные земли: «ездил в Кирилов монастырь, и бе в то время болен ногама, и ехаша из Кирилова в судех по реке по Волге, и приехаша ко Пречистой Богородице в дом к чудотворному образу, и моляше Пречистой Богородице с желанием исцеле от болезни своея и бысть здрав, и поиде в путь свой радуюся». Благодарный монарх «образ чудотворный велми повеле украсити от серебра и злата и бисера и камения многоценна. По сем церковь немалу на хвалу Богу каменну повеле соградити и обитель ту честну учинити. Даде же и вкладу ту не мало».
        Таким образом, первое царственное посещение Толгской обители оказалось сугубо радостным событием, как для высокого посетителя и всей его свиты, так и для самой обители. С этого времени Толгская обитель становится лично известной царственным лицам, которые время от времени посещают ее святыни.«И нет, кажется, такого государя, который, проезжая по Волге, не молился бы со всей Русью перед «теплой Заступницей мира холодного».

        Смутные годы с их политической растерянностью и борьбой сначала задели хотя маленьким краем и Толгскую обитель, а потом разразились над ней тяжким бедствием, выразившемся в полном разорении монастыря. 18 мая 1609 года Толгский монастырь подвергся жестокому испытанию — отряд поляков захватил обитель, осквернил и разграбил ее. Сорок шесть иноков, скрывшихся в храме, были перебиты. Их братскую могилу долгое время отмечал «раздвоенный» камень, и богомольцы брали сквозь его отверстие могильную землю, веруя, что она обладает целебной силой. В 1893 году над местом захоронения иноков была сооружена часовня.

        В смутные дни польского нашествия икона Толгской Богоматери хранилась вне стен монастыря. Со временем икона приобретала статус первой среди чтимых икон Ярославля, к ее помощи в трудные времена прибегали и ярославцы, и жители окрестных мест, и многочисленные паломники. История сохранила нам несколько случаев, когда святая Толгская икона приносима была в Ярославль, и каждый раз принесение ее сопровождалось поразительными проявлениями милости Божией к городу.
        Как рассказывают местные предания, в 1612 году в Ярославле, ставшем местом сбора народных сил в ополчение Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского, произошло моровое поветрие. И тогда с иконой Толгской Богоматери и другими святынями города совершился первый из известных в Ярославле чрезвычайных крестных ходов, после которого болезнь отступила.
      
        В 1624 году одному из жителей города Ярославля, по имени Иоанну, случилось по какой-то нужде, вместе с сыном Иоанном плыть по Волге в небольшой лодке. Внезапно поднялась сильная буря с ветром, по действию котораго их лодка вся налилась полна воды, и они стали утопать. В этом состоянии Иоанн обратился с молитвою к Богоматери, и давал обещание, если останется жив, отпеть Ей молебен, и сделать список с Ея святой иконы. И тотчас буря прекратилась; волны утихли; и Иоанн, выплескав воду из лодки, благополучно приплыл к берегу, и многим людям сказывал, как он избавлен от потопления помощию Пресвятой Богородицы.

        В 1636 году вследствие бездождия был голод. Хлеб продавался по высокой цене. По тому множество убогих, нищих, сирот и вдов искало пропитания в Толгской обители, и получало достаточно от стола братскаго. Игумен обители, видя ежедневно стечение множества нищих, и опасаясь оскудения монастырских запасов, велел запереть ворота обители и никому ничего не давать для пропитания.
        За сие чрез несколько времени постиг братию обители гнев Божий; они страдали ненасытным голодом, несмотря на то, что продолжали вкушать обычную трапезу. От этаго не только произошли между ними взаимныя ссоры и неудовольствия, но они начали роптать и на Игумена и постоянно досаждать ему. Видя сие, Игумен велел давать всякаго кушания вдвое больше против прежняго и заботиться о лучшем приготовлении онаго; но ничто не помогало: братия продолжали изнемогать от голода, а с тем вместе ропот между ними не прекращался.
        Тогда Игумен сознал согрешение свое пред Богом, раскаялся в грехе своем, и припадая к образу Божией Матери, просил прощения. Он снова велел отворить врата обители, и питать нищих и странных, и сам служил им и довольствовал их. Тогда, молитвами Пресвятой Богородицы, братия освободились от ненасытнаго голода, и между ними снова водворился мир; и все они воздавали благодарение Богу и Пречистой Богородице, ибо познали, что за скупость потерпели искушение, от котораго теперь избавились.

        В городе Москве, при церкви Живоначальной Троицы, что на рву, жил клирик, именем Феодор, с супругою Иулианиею. В 1643 году сия Иулиания впала в болезнь, от которой долго была как мертвая. Опечаленный муж, пораженный столь неожиданным случаем, хотел было уже готовиться к погребению ея, как вдруг жена его встала и обратилась к нему с следующими словами: «Господин мой! Позови ко мне священников и диаконов».
        Когда же пришли сии последние, она велела им петь молебен Пресвятой Богородице Толгской, указывая пальцем на Ея святую икону. И потом опять легла на постель, и оставалась безмолвною. Когда же иерей стал читать Евангелие, она опять встала с постели и спросила мужа: «господин мой, зачем пришли сюда священники и диаконы?»
        Феодор же с радостью и в слезах отвечал, что она сама приказала призвать их. Но Иулиания сказала, что она ничего не помнит. Тогда все видевшие случившееся удивились, и прославили Бога и Пресвятую Богородицу. А женщина та с сего времени стала здорова, как бы совсем не была больна.

        В 1655 году один житель города Ярославля, по имени Игнатий Кондратьев, по навождению бесовскому, впал в грех пьянства, в котором потерял ум. У сего несчастного был брат, человек богобоязненный, который с великими трудами успел привести страдальца в Толгскую обитель. Когда они уже были против ворот монастырских, безумный возопил: «О горе! О беда! Зачем ты ведешь меня сюда против воли? Я не хочу даже слышать о месте сем, не только что видеть его; пусти меня; ибо я пойду скорее домой, а сего места не могу видеть».
        Когда же они были уже внутри обители, безумный снова начал кричать: «не хочу, не хочу, возвратите меня туда, откуда я пришел». Таково было состояние его при первом появлении в обители. Пробыв же несколько дней в обители, он мало по малу начал приходить в разум, и смысленно говорить, и усердно молиться пред чудотворным образом Богоматери.
        Тогда Игумен и братия стали спрашивать его, от чего он так кричал и порицал сие святое место. В ответ на сие безумствовавший рассказал следующее:
        «Когда мы еще не дошли до обители, я внезапно почувствовал, что на меня напали: одни били меня, другие повергали на землю, иные, скрежеща зубами, хотели убить меня, а иные тащили меня назад, возбраняя мне идти сюда.
        Ныне же, по милости Пресвятой Богородицы, я более уже не вижу этих страшных и безобразных лиц, только слышу издалека голос их, говорящий мне: "уйди из дома сего, ты наш, ты наш, уйди не трудись напрасно; если же не уйдешь отсюда, мы скоро убьем тебя». Но после сего, спустя немного времени, некогда безумствовавший, Игнатий совсем освободился от мучительоаго врага спасения и совершенно здоровым возвратился домой, славя Бога и Пречистую Богородицу.

        В 1657 году новое бедствие постигло город и его окрестности — сильнейшая двухмесячная засуха, когда «люди сетоваху, зверие рыкаху, скотие скорбяху, и злаком земля изсыхаше». Снова жители города обратились за помощью к чудотворному образу, и, когда икону Толгской Богоматери вносили в Ярославль, «солнце сокрываше лучи свои, облацы дождь даша доволен, земля же умягчися, древеса и плоды прорастиша плод свой, трава и жито изыде, дождневного же кропления бысть сутки трои. Сему же веселяхуся людие, зверие играху, скотие скакаху».

        В 1681 году в жизни Толгского монастыря произошло знаменательное событие: опальный патриарх Никон, возвращаясь по Волге из ссылки и застигнутый предсмертной болезнью в дороге, «августа 15 дня порану достигши» обитель на Толге. Когда судно пристало к берегу, патриарх в присутствии монастырской братии причастился «от руки своего духовного отца архимандрита Кириллова монастыря Никиты». Здесь патриархом учинено было духовное во Христе примирение с прежним своим недоброжелателем, архимандритом Ярославского Спасского монастыря Сергием, сосланным в сей монастырь на покаяние.
        Житие святейшего патриарха Никона рассказывает об этом так: «Той Сергий, видев блаженнаго, яко уже близ к смерти сущ, припаде к ногам его со слезами умиления глаголы вещая и рече: «прости мя, святче Божий, яко паче всех сих, иже поношение на тя поняли, досаждение творил, и поношение и всяку злобу святыни твоей во время изгнания твоего повинен ти аз, собору всем угодная творя».

        После этого Сергий рассказал, что когда он сегодня после литургии и трапезы лег немного уснуть, явился ему во сне святейший патриарх Никон со словами: «брате Сергие! Возстани сотворим прощение», и абие у кельи моей, рассказывал Сергий, страж монастырский нача толцати, глаголя, яко шествует Волгою святейший Никон патриарх, и уже близ монастыря.
        Игумен и братия пошли в сретение ему, аз же сие видев и от стража слышав, притрепетен быв и ужасеся, воста и едва прииде в себе и тече скоро во след братии и прииде семо к твоей, Владыко, святыни», и абие прощение от блаженнаго оный Сергий ту получи и виденное сам пред всеми поведа. В этот же день, во время вечерни, блаженный патриарх Никон скончался в своем струге в Ярославле, на реке Которости, против Спасо-Преображенского монастыря, искренне оплакиваемый всеми жителями Ярославля.

        Примечательная страница в истории Толгской иконы связана с митрополитом Димитрием Ростовским.
        Незадолго до кончины святителя, в октябре 1709 года, на поклонение чудотворной иконе решила приехать царица Прасковья Федоровна (вдова Иоанна Алексеевича, царствовавшего вместе с Петром I с 1682 года до своей смерти в 1696). По случаю осенней распутицы она просила принести икону в Ростов. Димитрий Ростовский, «бывый уже в последних днях», сказал: «грядут в Ростов две гостьи, Царица Небесная и Царица земная, только я уже видеть здесь не сподоблюся».
        Так и случилось. Царица с дочерьми прибыла в Ростов 28 октября через несколько часов после смерти святителя. Отслужив по нему панихиду, паломницы отправились с крестным ходом встречать икону Толгской Богоматери, которую царевны на своих руках принесли сначала в Ростовский Богоявленский монастырь, а потом в Успенский собор. Сюда же по распоряжению царицы Прасковьи было перенесено тело митрополита Димитрия. Так икона Толгской Богоматери присутствовала при совершении обряда прощания с одним из самых почитаемых святых русской Церкви.

        28 июня 1863 года Толгский монастырь посетил наследник Всероссийского престола Николай II Александрович. По осмотре церкви и ризницы, цесаревич был потом в монастырском кедровом саду. Прогулка по кедровой роще так понравилась Его Высочеству, что, обращаясь к своему воспитателю, графу Сергею Григорьевичу Строганову, он воскликнул: «Граф! Я здесь ожил».
      
        Главный праздник Толгского монастыря, получивший название «Толгиного дня», проходил при большом стечении богомольцев. Многие из них приезжали в обитель еще вечером, считая «необходимым канун праздника проводить в строгом посте, оставаясь без пищи все время пути и ложась спать натощак. Только на другой день, отстояв обедни и молебен, они разрешали себе пищу, но и то очень умеренную. Все паломничество совершалось с чувством глубокой набожности. В день праздника из Ярославля в Толгскую обитель совершался многолюдный крестный ход с чтимыми иконами города. Особенно многолюдным было следующее за «Толгиным днем» богомольное воскресенье, когда в монастырь стекались массы народа из окрестных сел и деревень.
        В 1914 году обитель отмечала свой 600-летний юбилей.
      
        Глубокой скорбью и тяжелыми предчувствиями о будущей судьбе России исполнила сердце Владыки начавшаяся летом 1914 года Первая мировая война. Верный традиции русского благочестия, святитель Агафангел решил в грозное время народного бедствия вместе со своею паствой обратиться к заступничеству Божией Матери. День 16/28 сентября (память истечения мира от Толгской иконы в 1392 г.) стал днем всеобщей сугубой молитвы ко Пресвятой Богородице всех православных христиан Ярославской епархии о даровании победы христолюбивому российскому воинству в жестокой войне. В это время при Толгском монастыре был учрежден лазарет для раненых.
      
        Вскоре положение в России резко изменилось. На территории ее центральной части установилась богоборческая власть.
        В октябре того же года была произведена опись всего имущества монастыря, составлено соглашение, содержание которого заключается в том, что насельники Толгского монастыря приняли все это имущество от Ярославского Совдепа в безсрочное, безплатное пользование на определенных условиях.
        В 1923 году ярославские власти решили в Казанском девичьем монастыре открыть дом крестьянина. Все монахини, а их было тогда до 300 человек были выселены без предоставления какого-либо помещения. Многие разъехались по стране и немало их поселилось в Толгском монастыре, хотя он и был тогда мужским. Поселились они в монастырской гостинице, часть которой была занята богадельней и приезжавшей на лето школьной колонией. Монастырь продолжал жить и в этих условиях до 1928 года, а в 1929 году с его звонницы были сброшены колокола. Духовная жизнь монастыря замерла на долгие годы.
        Лишь 7 декабря 1987 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом и Святейшим Синодом на территории древнего монастыря была учреждена первая в современной России женская обитель.
        В августе 2003 г. Толгская икона Богоматери была торжественно передана в монастырь.   
         
        Обитель прославлена чудотворной Толгской иконой Божией Матери, явленной в 1314 году. Чудеса от святой иконы, начавшиеся с первого дня ее необыкновенного явления на Толге, продолжались во все время существования обители и прославили святую икону и обитель Толгскую в различных углах земли Русской. В настоящее время икона хранится в одностолпной палате Крестовоздвиженского храма, которая открыта для желающих помолиться Божией Матери.
        "Радуйся, Радосте наша, иконою Твоею нас присно утешающая".
 
        В монастыре хранится частица Ризы Господа нашего Иисуса Христа (одеяние Христа, полученное по жребию одним из воинов, присутствовавших при Распятии (Ин.19:23–24), к которой верующие могут приложиться во время богослужения.
        Также в Толгской обители хранятся частицы:
        Гвоздя, которым был распят Господь наш Иисус Христос;
        Ризы Пресвятой Богородицы;
        Туринской плащаницы;
        Хитона Крестителя Господня Иоанна;
        26 мая 1988 года были обретены и перенесены в Толгскую обитель мощи учителя современного монашества, святителя Игнатия Брянчанинова. В осенне-зимнее время они находятся в Крестовоздвиженском храме, в летнее время переносятся в Введенский собор.
        Также в Толгской обители хранятся и частицы мощей:
        12-ти Апостолов, свт. Николая Чудотворца, свт. Спиридона Тримифунтского (и его башмачок); свт. Григория Богослова; вмч. Варвары; мучеников младенцев Вифлеемских; прп. Сергия Радонежского; св. безсребренников и чудотворцев Космы и Дамиана; благоверных князей Феодора, Давида и Константина, Ярославских Чудотворцев;
        и иконы с частицами мощей:
        святителей: Феодосия Черниговского, Питирима Тамбовского, Луки Войно-Ясенецкого; мч. Иоанна Воина и вмч. Никиты, мч. Наталии; сщмч. Илариона (Троицкого); прп. Лаврентия Черниговского, прп. Варнавы Гефсиманского; блаж. Матроны Московской; блгв. царевича Димитрия Угличского.

        "Радуйся, Радосте наша, иконою Твоею нас присно утешающая".

        Тропарь, глас 4-й
        Днесь светло сияет на Толге образ Твой, Пречистая Дево Богородице, и яко солнце незаходимое, всегда верным подадеся, егоже видев на воздусе невидимо Ангелы, яко никим держима, преосвященный епископ града Ростова Трифон, тече ко явленному светящемуся столпу огненну и по водам яко по суху прейде: и моляшеся Ти верно о пастве и о людех. И мы к Тебе притекающе зовем: Пресвятая Дево Богородице, верно Тя славящих спасай, страну нашу, архиереев и вся православныя народы от всех бед избавляй по велицей Твоей милости.

        Кондак, глас 8-й
        Чудное и богоприятное светоноснаго зрака Твоего явление, Пречистая Дево, с верою взирающим бывает известное чаяние спасения, столпом бо огненным являющи предстательство, неусыпное и теплое за ны к Богу возсылаеши моление, имже страну Российскую от всяких бед избави, молимся, да радостными усты вопием Ти вси: радуйся, Предводительнице вечнаго блаженства.

        Величание
        Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.

               Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Толгская»

        О Пресвятая Госпоже, Дево Богородице, вышшая Херувимов и Серафимов и святейшая всех святых!
        Ты, Всеблагая, на Толге икону Твою многоцелебную блаженному святителю Трифону огневидно явити благоволила еси, и ею многая и неизреченная чудеса соделала еси, и ныне содеваеши, по Твоему неизреченному к нам милосердию.
        Тебе пред пречистым образом Твоим припадаем и молимся, Преблагословенная рода нашего Заступнице: в странствии сем земнем, многоскорбнем и многомятежнем, не лиши нас Твоего заступления и покрова державнаго.
        Спаси и защити нас, Владычице, от разжженных стрел лукаваго врага спасения нашего. Укрепи немощную волю нашу к деланию заповедей Христовых, умягчи окаменелая сердца наша любовию к Богу и ближним нашим, даруй нам сокрушение сердечное и покаяние истинное, да, очистившеся от скверны греховныя, возможем принести Творцу благоугодныя Ему плоды добрых дел и сподобитися мирныя христианския кончины и ответа праваго на страшнем и нелицеприятнем Суде Его.

        Ей, Госпоже Всемилостивая! В час грозный смертный наипаче яви нам Твое многомощное заступление, ускори тогда на помощь к нам, безпомощным, и державною рукою Твоею исхити нас из власти лютаго миродержца, ибо воистину много может молитва Твоя пред лицем Господа, и ничтоже невозможно ходатайству Твоему, аще токмо восхощеши.
        Темже, на святый образ Твой умиленно взирающе и пред ним, яко живей Ти сущей с нами, покланяющеся, с упованием благим сами себе, и друг друга, и весь живот наш Тебе по Бозе молитвенно предаем
        и Тя величаем с рождшимся от Тебе Спасителем нашим, Господом Иисусом Христом, Емуже, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

                ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ, СПАСИ НАС.

Дорогие братья и сестры!

У Вас есть возможность не выходя из дома заказать поминовения о здравии и о упокоении через сайт нашего храма.

Пожалуйста, выберите одну из представленных Треб, впишите имена поминаемых (в родительном падеже) и внесите пожертвование удобным для Вас способом – с банковской карты, или кошелька Яндекс.Деньги.

Записки будут прочитаны за ближайшим Богослужением.

В поминовении указываются имена только крещеных христиан православного вероисповедания.

Наш номер карты для пожертвований:   2200-7007-1782-1333

или по номеру телефона 8-909-667-79-86

afisha-msk.ru