О приходе
Расписание
Служение
Воскресная школа
Центр для людей с нарушением слуха
Творческая страница

Православный календарь





         14 августа - день Происхождения (изнесения) честных древ  Животворящего Креста;
                Празднества Всемилостивому Спасу, Пресвятой Богородице;
                Семи мучеников Маккавеев: Авима, Антонина, Гурия,   
                Елеазара, Евсевона, Алима и Маркелла, матери их
                Соломонии и учителя их Елеазара (166 г. до Р.Х.),
                И начало Успенского поста.    
9730.jpg  
            
         Сегодня, в первый день Успенского поста, Святая Церковь прославляет силу Животворящего Креста Господня. С того времени, как Сын Божий освятил Крест Своими страданиями, в нем (Кресте) стала проявляться необыкновенная чудодейственная сила.
         Поводом к установлению праздника послужили чудесные знамения, явленные от Древа Животворящего Креста жителям Константинополя.
         В древние времена в столице греческого государства Константинополе разразилась сильная моровая язва, которая ежедневно уносила тысячи человеческих жизней. И вот жители города обратились с молитвой к Богу, присовокупив к тому и крестный ход с Древом Животворящего Креста Господня. В течение пятнадцати дней Крест Господень обносили по улицам столицы с молитвами и окроплением зданий и домов святой водой. Губительная болезнь прекратилась, и все христиане принесли глубочайшее благодарение Господу Иисусу Христу.
        В память этого чудесного события и установлено было ежегодно 1 августа/ 14 августа по нов.ст. совершать празднование в честь Креста Господня. По причине болезней, часто бывавших в августе, в Константинополе утвердился обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и прекращения болезней. Накануне (31 июля), Крест Господень износился из царской сокровищницы и полагался на престоле в Великой церкви. С 1 августа и до праздника Успения Пресвятой Богородицы по всему городу совершались литии, и потом Крест предлагался для поклонения всему народу.

        В этот день совершается поклонение Кресту и малое освящение воды. Вместе с освящением воды освящается также мед нового сбора (отсюда народное название праздника — медовый Спас).

        В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах ХVI века: "Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1".
      
        В этот же день около 1168 года в Греции и России установлено празднество Всемилостивому  Спасу Христу Богу и Пресвятой Богородице в воспоминание небесных милостей, дарованных обеим православным странам, от честных икон Спасителя и Богоматери во время сражений в 1164 году греческого царя Мануила над сарацинами и князя русского Андрея  Боголюбского в походе против поволжских болгар.
        «Царю Мануилу и князю Андрею, находившимся между собою в мире и братской любви, случилось в один и тот же день выйти на войну: первому из Константинополя на сарацинов, и второму из Ростова на болгар. (Великий князь жил в то время в Ростове: болгарами же назывались язычники, обитавшие на низовьях Волги, отсюда они получили и свое наименование). Господь Бог даровал им полную победу над врагами: царь греческий одолел сарацин, а князь Андрей Боголюбский победил болгар и покорил их себе, обратив в своих данников.
         
        Когда Андрей шел на войну, то имел обычай брать с собою икону Пресвятой Богородицы, держащей на руках Предвечного Младенца, Господа нашего Иисуса Христа, и изображение Честнаго Креста Христова, который носили среди войска два иерея. Перед самым выступлением он возносил ко Христу и Богоматери усердные слезные молитвы и приобщался Божественных Таин Христовых. Этим непобедимым оружием он вооружался более, нежели мечами и копьями, и на помощь Вышнего надеялся более, нежели на храбрость и численность своего войска, хорошо зная изречение Давида: "Не на силу коня смотрит Он, не к [быстроте] ног человеческих благоволит, – благоволит Господь к боящимся Его, к уповающим на милость Его" (Пс.146:10-11). Своих воинов князь также побуждал к молитвам и примером собственных благоговейных молитв, и прямым повелением, и все, павши на колени, со слезами молились пред иконою Пречистой Богородицы и Честным Крестом Христовым. Великий же князь, взирая на икону, так говорил в своей молитве:

        – О, Владычице, родившая Христа Бога нашего! Всякий, надеющийся на Тебя, не погибнет, и я, раб Твой, по милости Божией, имею в Тебе стену и покров и – Крест Сына Твоего – как оружие обоюдоострое на врагов. Умоли Спасителя мира, Которого держишь на руках Своих, чтобы сила крестная была, как огонь, попаляющий врагов, хотящих вступить в брань с нами, и Твое всесильное предстательство да поможет нам одолеть их.
         После усердной молитвы все лобызали святую икону и честной Крест и безбоязненно шли на врагов: Господь содействовал им силою крестною и Пречистая Богородица оказывала им помощь, ходатайствуя за них пред Богом. Постоянно держась такого обычая пред каждым сражением, Великий князь не изменил ему и пред битвою против болгар: он вышел, имея, подобно царю Константину в древние времена, впереди войска Крест Господень. Выступив на поле, после сражения с болгарами, русская рать обратила последних в бегство и, преследуя их, захватила пять городов; в числе их был и город Бряхимов на реке Каме.
      
         Когда же возвратились после битвы с неверными в свой стан, то увидели, что от иконы Богоматери с Младенцем Христом исходят светлые, подобные огненным, лучи, осиявающие всё войско; это было в первый день августа месяца. Дивное зрелище еще более возбудило в Великом князе дух мужества и надежды, и он снова обратил свои полки в погоню за болгарами; он сжег большинство городов их, положив на уцелевшие дань, и опустошил всю землю; после этой победы великий князь возвратился с торжеством домой.
 
         Греческий царь Мануил, вышедший со своим войском против сарацин, в тот же именно день видел также подобное чудо, – исхождение от находившейся вместе с Честным Крестом среди войска иконы Пречистой Богородицы со Спасителем лучей, осеняющих весь полк, и в этот день он победил сарацин.
Царь и князь сообщили, воздавая славу Богу, особыми посланиями друг другу об одержанных с помощью Божиею победах и о чудесном сиянии, исходившем от иконы Спасителя. По совещании со старейшими епископами, в знак благодарения Христу Спасителю и Его Пречистой Матери, они установили праздник в первый день августа. В воспоминание же силы крестной, вооружившись которой они победили врагов, повелели износить священнику из алтаря Честный Крест и полагать его среди церкви для поклонения и лобызания его христианами и для прославления распятого на Кресте Господа Иисуса Христа.

         Кроме того, епископы повелели совершать в этот день освящение воды, отчего и праздник получил свое название – изнесения Честнаго Креста, потому что Честный Крест торжественно вместе с другими святыми иконами выносится на реки, колодези и источники. – Празднуем, братие, воздавая хвалу и благодарение всесильному Богу и Спасу нашему Иисусу Христу и Пречистой Его Матери, Владычице Богородице, благоговейно почитая и Честный Крест Христов; но празднуем с благоговением, благоугождая Богу, пребывая между собою в мире и любви, оказывая дела благотворения и удаляясь, памятуя страх Божий, от грехов, чтобы, угодивши Создателю нашему и Владыке, удостоились вечного празднования со всеми святыми после того дня, когда явится знамение Сына Человеческого на Небеси (Мф.21:30)» (Свт. Дмитрий Ростовский)

         Но, вспоминая эти события и прославляя силу Животворящего Креста Господня, Церковь вместе вспоминает сегодня и страдания Христовы.   
         То, что раньше отделяло тварь, непокорных сынов человеческих от Творца, уничтожено Голгофской Жертвой. И Крест из позорного орудия смертной казни соделался для верующих драгоценнейшим, почетнейшим орудием в руках их для борьбы с врагами нашей души. Воздвигнутый на Голгофе, он ярко светит над всей землей, согревая своими лучами охладевшие и очерствевшие сердца людские.

        Тропарь, глас 1:
        Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя и твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

        Кондак, глас 4:
        Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на супостаты, пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу.
 
        Величание
        Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Крест Твой Святый, имже нас спасл еси от работы вражия.
      
        Тропарь Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, глас 8:
        С вышних призирая, убогия приемля, посети нас озлобленныя грехи, Владыко Всемилостиве, молитвами Богородицы даруй душам нашим велию милость.

        Кондак, глас 4:
        Всякия скверны, Всемилостивый Спасе, аз бых делатель, и во отчаяния ров впадся, но стеню от сердца и вопию к Тебе, Слове: ускори Щедрый, и потщися на помощь нашу, яко Милостив.

        КРЕСТУ ТВОЕМУ ПОКЛАНЯЕМСЯ, ВЛАДЫКО, И СВЯТОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ ТВОЕ ПОЕМ И СЛАВИМ!

Дорогие братья и сестры!

У Вас есть возможность не выходя из дома заказать поминовения о здравии и о упокоении через сайт нашего храма.

Пожалуйста, выберите одну из представленных Треб, впишите имена поминаемых (в родительном падеже) и внесите пожертвование удобным для Вас способом – с банковской карты, или кошелька Яндекс.Деньги.

Записки будут прочитаны за ближайшим Богослужением.

В поминовении указываются имена только крещеных христиан православного вероисповедания.

Наш номер карты для пожертвований:   2200-7007-1782-1333

или по номеру телефона 8-909-667-79-86

afisha-msk.ru