О приходе
Расписание
Служение
Воскресная школа
Центр для людей с нарушением слуха
Творческая страница

Православный календарь





       "Радуйся, Богородице Одигитрие, христиан упование".
5123.jpg

       Первообраз Смоленской Богородицы очень древний и, по преданию, написан самим апостолом Лукой для антиохийского правителя Феофила. После смерти Феофила этот образ Одигитрии-Путеводительницы вернулся в Иерусалим; в V веке благоверная царица Пульхерия перенесла его во Второй Рим, во Влахернский храм.
       Согласно с церковным преданием однажды Богоматерь, явившись двум слепцам, привела их во Влахернский храм, и поставив их перед Своею иконою, даровала им зрение. С тех пор икону начали именовать «Одигитрия», что в переводе с греческого значит «Путеводительница».

       Смоленская икона Божией Матери — одна из самых загадочных икон в истории Русской Православной Церкви. Перенесенная из Иерусалима, она почиталась в Византии как защитница Константинополя от врагов и путеводительница в военных походах.
       Во время иконоборства в Византии с 723 года (время Льва Исаврянина) и до 842 года (время Михаила III) икона Одигитрии была сокрыта патриархом Германом в стене Пантократоровой обители, где после гонения на почитание святых икон была обретена неповерженною с неугасшею перед нею лампадою. После этого она была возвращена на прежнее место во Влахернской церкви.
       На Константинополь то и дело нападали племена Руссов. То в одиночку, то в составе каких-нибудь других, не менее варварских племен.
       В 865 году в царствование Византийского императора Михаила III варяги и руссы под предводительством киевских князей Аскольда и Дира на 200 судах осадили Константинополь с моря. Михаил III в это время вел войну с агарянами в Малой Азии. Он вернулся в столицу, но безсилен был перед могуществом варваров и уповал на Бога. Патриарх Фотий и население молились перед иконой Одигитрии, совершили крестный ход. Тогда икону даже пустили плавать по морю, и она вызвала бурю с градом и молнией и устрашила русских, отвадив их от столицы и внушив уважение к христианской вере. Суда Аскольда и Дира были частью сожжены, частью потоплены. Оставшиеся в живых Аскольд и Дир с дружиной приняли от патриарха христианство.
       Кстати, песнь Божией Матери «Взбранной Воеводе победительная», была сочинена в честь иконы Одигитрии в 866 году.

       Кто бы мог тогда подумать, что именно русские люди окажутся хранителями иконы, что византийская принцесса Анна в 1046 году выйдет за муж за черниговского князя Всеволода Ярославича и привезет с собой в Чернигов икону Одигитрию как самую дорогую вещь – родительское благословение. Император Константин, отец Анны, видимо сильно переживал, что отдает свою дочь в варварскую страну так далеко от дома, раз дал ей в дорогу такое благословение, величайшую святыню Константинополя.
       Анна на смертном одре благословила этой иконой своего сына, будущего киевского князя Владимира Мономаха. Когда молодой князь получил в правление свой первый удел Смоленск, он привез икону с собой, и построил для нее храм Успения Божией Матери. С помощью иконы Божией Матери благочестивый князь Владимир Мономах смирил непокорных удельных князей и, став великим князем Киевским, своей крепкой десницей установил на Руси мир и спокойствие. По месту своего пребывания икона стала называться Одигитрия Смоленская – по имени града, хранительницей которого эта чудотворная оставалась в течение почти девяти веков.
       Смоленск город порубежный, приграничный. Начиная с 1238 года, в Смоленске побывали татары, литовцы, поляки, французы, немцы.
       Чудотворная икона Смоленской Богоматери Одигитрии становится защитницей города.

       Первое чудо на земле русской икона Смоленская Одигитрия проявила в 1239 году при угрозе захвата Смоленска татарами.
       В 1239 году, во время грозного нашествия на русскую землю диких полчищ Батыя, один из татарских отрядов зашел в Смоленскую область, и Смоленск подвергался опасности быть разграбленным. Смоляне, чувствуя себя не в силах отразить грозного врага, плача и молясь, припали к заступничеству своей Хранительницы. И свершилось чудо: Пречистая через образ Одигитрии Смоленской даровала городу чудесное спасение.       
       Татары остановились в Долгомостье, в 24 верстах от Смоленска, с намерением произвести внезапное нападение на город. В это время в дружине смоленского князя находился один воин, по имени Меркурий, по происхождению римлянин, человек весьма благочестивый. Его именно Богоматерь и избрала Своим орудием для спасения города.
       В ночь на 24 ноября в кафедральном соборе, где стояла чудотворная икона Одигитрии, церковный пономарь получил от Нее повеление объявить Меркурию:
       — Меркурий! Изыди скоро в броне воинской, ибо тебя зовет Владычица.
       Сторож тотчас же пошел к Меркурию и объявил ему это. Тот, надев воинские доспехи, поспешил в храм к иконе Богоматери и там услышал голос от иконы:
       — Меркурий! Посылаю тебя оградить дом Мой. Властитель ордынский тайно хочет в нынешнюю ночь напасть на град Мой с войском своим, но Я умолила Сына и Бога Моего о доме Моем, да не предаст его в работу вражескую. Изыди в сретение врага тайно от народа, святителя и князя, неведущих о нападении ратных, Сама Я буду с тобою, помогая рабу Своему. Но там вместе с победой ожидает тебя венец мученический, который приими от Христа.

       Со слезами пал ниц Меркурий перед святой иконой и, свято исполняя волю Богоматери, без страха пошел на врагов. Ночью проник он в стан неприятельский и убил татарского великана, на которого татары надеялись более, чем на весь свой отряд. Окруженный врагами, Меркурий мужественно отражал все их нападения, вспомоществуемый свыше молниеносными мужами и Светозарной Женой, величественный лик Которой приводил в ужас врагов. Перебив множество врагов, Меркурий наконец сам был поражен в голову и упал мертвым, кровью запечатлев свой геройский подвиг. Но Богоматерь не оставила труп его на поругание врагам.
       Тело его с честью погребли в соборной церкви, а в память его мужественного подвига воздвигли за Малаховскими воротами обелиск. Церковь причислила Меркурия к лику святых. Его железный шишак и туфли, бывшие на нем в день битвы с татарами, и доныне храннились в Смоленском Богоявленском соборе. Сейчас от них остались одни железные сандали. Копье унес Наполеон, считая, что тот, кто им обладает никогда не потерпит поражения, а шлем украли из собора в 1954 году.      
       В память о Меркурии в день его кончины пред чудотворным образом Одигитрии совершалось особое благодарственное молебствие. Избавление Смоленска от нападения татар чудесным заступлением Богоматери и поныне 24 ноября празднуется всенощным бдением и благодарственным молебствием перед чудотворным образом Одигитрии.

       В 1395 году Смоленское княжество утратило свою самостоятельность, попав в зависимость от Литвы. Но всего три года спустя дочь литовского князя Витовта, Софию, выдали замуж за князя московского Василия Дмитриевича (сына святого благоверного князя Димитрия Донского), и Одигитрия стала ее приданым.
       В 1398 году обретенную святыню установили в Благовещенском соборе Кремля по правую сторону от царских врат. Москвичи благоговейно поклонялись ей в течение полувека, пока в 1456 году в царствующий град прибыли представители смолян и били челом о возвращении им святыни. Великий князь Василий Темный (1415-1462), посовещавшись с епископами и боярами, повелел «отпустить» чудотворную в Смоленск, оставив в Москве ее точный список. 28 июля при стечении едва ли не всех москвичей икону торжественно проводили через Девичье поле до брода у крутой излучины Москвы-реки, за которым начиналась дорога на Смоленск. Здесь был отслужен молебен Путеводительнице, после чего первообраз чудотворной отправился в Смоленск, а провожавшие отнесли список со Смоленской в Благовещенский собор Московского Кремля.
       В 1514 году Смоленск был возвращен в состав Русского государства (штурм города русскими войсками начался 29 июля - на следующий день после празднования Смоленской иконе); в 1524 году в память об этом событии великий князь Василий III основал на том самом месте, где в 1456 году москвичи провожали чудотворную, Новодевичий монастырь, где был возведен собор во имя Пречистой Богородицы Смоленской Одигитрии, известный теперь как Смоленский собор. В нем был установлен список с первописанной иконы Смоленской Одигитрии, а с 1525 года установлено на государственном уровне ежегодное празднование в честь этой иконы 28 июля (10 августа по новому стилю).

       Икона Одигитрии приобретает широкую известность на Руси, ее списки распространяются повсюду, из них более тридцати почитаются чудотворными. Богослужебная практика требовала иметь образ Богоматери Одигитрии Смоленской в каждом храме.
       Осенью 1602 года по завершении строительства смоленской крепостной стены, ко дню ее освящения привезли из Москвы и подарили городу икону Смоленской Одигитрии - увеличенный список с первописанной иконы как образ Покровительницы града и новой крепости. Икону поставили в нишу на Днепровских воротах.
       Перед нашествием поляков, в 1609 году, старинную икону опять вовремя отправили в Москву, а затем в Ярославль. В сентябре 1609 года к Смоленску подошел Сигизмунд III. Ярый борец за католическую церковь, он потребовал от смолян крестного целования. Смоляне отказались: "У нас обет положен в дому у Пречистой Богородицы: за православную веру, за святые церкви и за царское крестное целование всем миром помереть, а Литовскому королю и его папам отнюдь не поклонимся".
        Во время 20-месячной осады Смоленска в 1609-1611 годах архиепископ Сергий воодушевлял смолян, призывая к мужественной защите города, внушая не доверять льстивым обещаниям короля и до самой смерти стоять за Святую Богородицу.
       После захвата Смоленска поляками все смоленские церкви были обращены в костелы, но Надвратная икона Богоматери по-прежнему стояла на своем месте.
       И только, когда Смоленск окончательно присоединился к Московскому государству, по велению царя Алексея Михайловича Одигитрия была возвращена.
       Свято-Успенского собора тогда уже почти не существовало, так запущенно было его состояние после польской оккупации. Было решено строить для иконы новый собор.

       От новой иконы тоже стали совершаться чудеса.
       В 1778 году исцелился местный дворянин Федор Богданович Пассек, сильно зараженный вольнодумными идеями XVIII века. Он на службе в храме позволил себе оскорбительно говорить об иконе. Вечером того же дня Федор Богданович сильно заболел. Болезнь его была страшная и неопределенная: паралич, язвы, гниющие раны, которые пытались лечить даже каленым железом. Долго он так страдал, пока однажды не увидел сон, в котором ему какой-то старик монах предсказал смерть, если тот не покается. Тогда же во сне он увидел икону Божией Матери, которую запомнил всю, до последних складочек. Она была точь-в-точь, как Одигитрия Смоленская, но гораздо больше, из чего он понял, что видел Надвратную икону. К ней и поспешил Федор Богданович. В Надвратном храме он увидел старика монаха из сна, который оказался смотрителем этого храма. После этого Федор Богданович опять заснул крепким сном так, что все подумали, что он умер. Но этот сон был уже не к смерти, а к выздоровлению. Исповедовал его преосвященный Парфений. После этого Пассек прожил еще 18 лет.
       В 1802 году над Днепровскими воротами была сооружена каменная церковь в которую перенесли чудотворную икону.
       
       Смоленский чудотворный образ вновь явил свое заступничество во время Отечественной войны 1812 года. 5 августа 1812 года, когда русские войска оставляли Смоленск, епископ Смоленский Ириней (Фальковский) отправил древний греческий образ Смоленской Одигитрии в Москву, и накануне Бородинской битвы этот образ носили по лагерю, чтобы укрепить и ободрить воинов к великому подвигу.
       В Москве она помещена была сначала в церкви святого Василия Неокесарийского, на Тверской-Ямской улице. Отсюда преосвященный Августин с крестным ходом взял ее и поставил в Успенском соборе на поклонение народу. Жители Москвы при виде великой святыни падали на колени перед ней, взывая: «Матерь Божия, спаси нас»! В день Бородинской битвы, 26 августа, когда обычно праздновалось сретение Владимирской иконы Богоматери, преосвященный Августин вместе с Грузинскими епископами Ионою и Пафнутием в крестном ходе обносил Смоленскую, Иверскую и Владимирскую иконы Божией Матери вокруг Белого города, Китай-города и Кремлевских стен.
       После Бородинской битвы в Москве, в Лефортовском дворце, лежали раненые и больные воины. 31 августа преосвященный Августин с духовенством отправил к ним чудотворные иконы Иверскую и Смоленскую. Невозможно описать того чувства, которое охватило воинов при виде этих святынь, несомых священнослужителями. Стоны прекратились. Забыв невыносимую боль своих ран, они с радостным умилением и слезами смотрели на святые иконы. Тут же был отслужен молебен с водосвятием. Несчастные страдальцы с усилием поднимались со своих мест и ползли или тащились на костылях, чтобы облобызать святые иконы. Здесь св. иконы оставались до глубокой ночи.
      
       Перед занятием Москвы французами Смоленская икона была вынесена отсюда епископом Иринеем и отправлена в Ярославль. Здесь она оставалась до самого окончания Отечественной войны 1812 года. После окончания военных действий икона была торжественно перенесена в Смоленск 5 ноября 1812 года где и установлена вновь в кафедральном соборе. В память изгнания врагов из Отечества в Смоленске было установлено праздновать этот день ежегодно.
       Новую икону стали называть Одигитрия Надвратная. Всю отечественную войну 1812 года Надвратная Одигитрия прошла вместе с русской армией, и становится святыней не только Смоленска, но и всего русского народа, особенно православного воинства. И опять после изгнания французов из Смоленска 24 декабря 1812 года Одигитрия возвратилась домой.
       В 1841 году в Смоленске был воздвигнут памятник защитникам города и список с этой иконы как Покровительницы русского оружия был поставлен в нише памятника.
       После победы над французами Царь Александр I дал обет воздвигнуть Храм Христу Спасителю, как напоминание всем следующим поколениям о ратных подвигах предков. Строительство закончилось в 1883 году, освящение состоялось 26 мая 1883 году: из всех церквей со всей Москвы несли к Успенскому собору святыни, которые должны были присутствовать при этом торжественном событии: из Иверской часовни прибыла Иверская икона Божией Матери, из Казанского собора - Казанская икона Пресвятой Богородицы, из Новодевичьего монастыря - Смоленская икона Божией Матери Одигитрии.
   
       В начале XX века две иконы находились в Смоленском Свято-Успенском кафедральном соборе. В 1922 году, когда началось изъятие церковных ценностей, и в соборе сделали антирелигиозный музей, древнюю икону видели в последний раз, но уже не в центре храма, а на хорах двадцатипятиметрового потолка собора. Видимо, ее специально поместили так высоко, чтобы перед ней не могли молиться верующие.
       До 1941 года древний чудотворный образ "Смоленской" Богоматери находился в Смоленском кафедральном соборе в честь Успения Богородицы построенном в 1667 -1679 году.
       Закрытый в 1929 году, Успенский собор Смоленска разорен не был: его святыни и утварь сохранялись в целости до начала Великой Отечественной войны. 1  августа 1941 года, вошедшие в город немецкие войска известили свое Верховное командование, что «очень древняя, легендой приписываемая евангелисту Луке, позднее переписанная, икона… находится на изначальном месте и не повреждена. Она… была признана чудотворной и являлась местом паломничества верующих».
       6 августа 1941 года началась немецкая оккупация Смоленска. Люди сами открыли Успенский собор, чтобы начать богослужения. Но ни на хорах, ни в пределах, нигде не обнаружили древнюю икону. Зато нашли большую Надвратную икону-список, подарок Бориса Годунова. Она валялась в мусоре и соре. Ее и поставили для почитания, прикрыв временной парчевой ризой. Первую лютеранскую службу провели немцы, а 10 августа, в праздник иконы Божией Матери Одигитрии, священником Тимофеем Глебовым была совершена первая православная Литургия после долгих лет запустения. С тех пор Успенский собор не закрывался.
       Древняя "Смоленская" икона, возвращенная в 1456 году, не сохранилась. До наших дней дошел ее список, исполненный в 1456 году и до 1525 года, стоявший в Благовещенском соборе на месте отпущенной смоленской святыни.
       Так как никаких документов, подтверждающих уничтожение, продажу или передачу куда-нибудь древней иконы не обнаружено, и в устных рассказах нет никакого об этом упоминания, можно лишь уповать на то, что рано или поздно ее судьба начнет проясняться — подобно тому, как происходит с другой пропавшей было в ту войну чудотворной, Тихвинской иконой.

       Много пришлось пережить и московскому Новодевичьему монастырю. Ссылали сюда неугодных цариц и царевен – Евдокию Лопухину, Софью; грабили и разоряли его наполеоновские «двунадесять языков» и даже попытались было, перед бегством своим из Москвы, взорвать обитель (спасли ее смелые инокини, затушившие уже зажженные фитили). В 1922 году Новодевичий и вовсе закрыли, разогнав его насельниц. За противление грабительскому «изъятию церковных ценностей» была отправлена в лагерь игуменья Вера; а в 1938 году последний духовник обители протоиерей Сергий Лебедев принял мученическую кончину на Бутовском полигоне, где покоится прах десятков тысяч расстрелянных.
       Еще в 1925 году на кладбище внутри монастырских стен было 2811 надгробных памятников, сейчас их осталось не более ста (в том числе могилы историка Сергея Соловьева и его сына Владимира, великого русского философа). В оскверненной обители устроили «Музей раскрепощения женщины», а в 1934 году ее здания передали Государственному историческому музею.
       Богослужения в Новодевичьем монастыре возобновились в 1945 г., когда здесь был заново освящен трапезный Успенский храм, с тех пор здесь вновь зазвучала молитва пред одним из списков Одигитрии. Возрождение самой обители началось в 1994 г., когда в Новодевичий вернулись инокини во главе с игуменьей Серафимой (Черной) – внучкой святителя-мученика Серафима (Чичагова), скончавшейся в 1999 году; ее преемницей стала игумения Серафима (Исаева).

       К началу ХХ столетия насчитывалось более трех десятков чудотворных и особо чтимых списков Смоленской, посвященные этому образу храмы стояли во многих городах, весях и обителях русской земли, в одной только Москве было четыре Смоленских храма, в Петербурге – пять. И сегодня по всем Смоленским церквям России звучит тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Одигитрия»:

       Тропарь, глас 4-й
       К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.

       Кондак, глас 6-й
       Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся: Твои бо есмы раби, да не постыдимся.

       Величание
       Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.

                Молитва

       О, Пречудная и Превышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати, Пресвятая Одигитрие Марие!
       Услыши ны грешныя и недостойныя, в час сей молящияся и к Тебе со воздыханием и слезами пред Пречистым образом Твоим припадающия, и сице умильно глаголющия: изведи нас от рова страстей,
       Одигитрие благая, избави нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злых клевет и от неправеднаго навета вражия: можеши бо, о Благодатная Мати наша, не точию от всякаго зла сохранити люди Твоя, но и всяким благодеянием снабдити и спасти.
       Разве бо Тебе иныя предстательницы в бедах и обстояниях и теплыя ходатаицы о нас грешных к Сыну Твоему, Христу Богу нашему, не имамы.
       Его же умоли, Владычице, спасти нас и Царствия Небеснаго сподобити, да спасеннии Тобою славим Тя и в будущем веце, якоже спасения нашего виновницу,
       и превозносим Всесвятое и Великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго и покланяемаго Бога, во веки веков. Аминь.

                ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ, СПАСИ НАС.

Дорогие братья и сестры!

У Вас есть возможность не выходя из дома заказать поминовения о здравии и о упокоении через сайт нашего храма.

Пожалуйста, выберите одну из представленных Треб, впишите имена поминаемых (в родительном падеже) и внесите пожертвование удобным для Вас способом – с банковской карты, или кошелька Яндекс.Деньги.

Записки будут прочитаны за ближайшим Богослужением.

В поминовении указываются имена только крещеных христиан православного вероисповедания.

Наш номер карты для пожертвований:   2200-7007-1782-1333

или по номеру телефона 8-909-667-79-86

afisha-msk.ru