Православный календарь





                С ПРАЗДНИКОМ, ДОРОГОЙ ЧИТАТЕЛЬ, КРЕЩЕНИЕМ РУСИ!
6722.jpg

        Сегодня, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира, в России отмечается государственный праздник - День крещения Руси.
               
                «Радуйся, Владимире, державы Российския просветителю».
               
       Святой апостол Павел заповедует нам: «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и… подражайте вере их» (Евр.13,7).
       Внимая зову святого Апостола, мы славим и ублажаем сегодня просветителя и крестителя Руси равноапостольного великого князя Владимира.
       День Святого Владимира есть кладезь духовной силы, из которого мы  черпаем живую воду, которая может оживотворить и нас, и нашу Родину (Житие http://www.stihi.ru/2014/07/28/4389).
      
       Вспомним, чем была Русь до Владимира и чем сделалась она после своего крещения святым Владимиром.
       Каждое племя жило своей обособленной жизнью. Отдельные роды часто враждовали между собой, мстили друг другу и нередко занимались взаимным истреблением, соблюдая законы кровавой мести. Русские князья до Владимира были больше вождями-завоевателями, чем отцами и благодетелями своего народа.
       Ошибочно было бы думать, что славяне обладали лишь одними отрицательными чертами и представляли исключительно полудикую массу. Нет, напротив, было в их природе много хорошего. Они были гостеприимны, отважны и честны. Жены были верными спутницами своих мужей, часто оставаясь верными и умершим. Славяне чтили своих старших и слушались их в делах частных и общественных.
       Но наряду с тем проявлялись у них вероломство, жестокость, лукавство. Временами, в особенности во время войн, они становились страшными для всех окружающих. Так на распутье между добром и злом стоял славянский мир, то проявляя прекрасные свойства созданного по образу Божию человека, то показывая грозные признаки зверя в человеческом образе.      

       Владимир, воспитанный в язычестве, еще не просвещенный светом Христова Евангелия, являет черты своего характера, обнаруживающие его стремление к истине, преданность правде. Почитая своих богов за истинных, Владимир от них ищет помощи, их благодарит за свои успехи. Думая, что исповедуемая им вера правильна, он с ней согласует и свою жизнь, во всех поступках своих обнаруживая свое языческое благочестие.
       Ревнуя о славе своих, как он думал, покровителей, он уничтожает начавшее насаждаться в Киеве христианство и допускает притеснение Церкви. Следствием такой его деятельности было убийство толпой христианина варяга Феодора и его сына Иоанна, когда Феодор не пожелал отдать Иоанна для принесения в жертву богам.
       Это событие потрясло до глубины души Владимира. Его поразило мужество христианина, пожелавшего лучше самому умереть со своим сыном, исповедуя свою веру, чем пожертвовав сыном, оказать тем честь тем богам, которые не смогли отомстить сами своему оскорбителю.
               
       Владимир задумался над тем, правильна ли его вера. Но переменить веру для него – было переменить свою жизнь.
       Господь долго вел Владимира к истине, и хотя его сердце и ум склонялись к истинному Православию, но произошло это не сразу. Многие навыки жизни греховной в язычестве ему мешали. Призрело всемилостивое око благого Бога на князя Владимира – и воссиял в сердце его разум; он уразумел суету идольского заблуждения и взыскал единого Бога, сотворившего все видимое и невидимое. Возгорелся он духом и возжелал сердцем быть христианином и обратить всю свою землю в христианство.
       По благоволению любви Божией  к роду человеческому это исполнилось. И вот перед крещением он ослеп, а когда погрузился в купель крещения, прозрел, как сказано в житии, не только телесно, но и духовно и совершенно изменился.
       Князь Владимир, делая выбор в пользу Православия, не побоялся пойти наперекор воззрениям своей дружины и бояр — правящего класса Древней Руси, связывавшего языческие культы с властью, богатством, плодородием. Кроме того, не устрашился он и гнева толпы, подстрекаемой жрецами и готовой совершать кровавые жертвоприношения.

       После совершения Таинства святого Крещения князь Владимир, устремив взор на небо, возблагодарил Бога и вознес молитву:
       «Боже великий, сотворивый небо и землю! Призри на новыя люди сия, и даждь им, Господи, уведети Тебе, истиннаго Бога, якоже уведеша страны Христианския. Утверди в них веру праву и несовратну, и мне помози, Господи, на супротивнаго врага спасения человеческаго, да, надеяся на Тя и на Твою державу, побеждаю козни его!».
       В днепровскую купель вступили разные восточнославянские племена, а вышел единый русский народ. Или древнерусский, если употреблять современные термины. Именно при великом князе Владимире произошло объединение различных племен в этно-политическую общность. Племенные названия, правда, еще некоторое время сохранялись, но в начале XII века вовсе исчезают. Отныне и на долгие столетия все земли, некогда подвластные великому князю Владимиру, называются Русской землей, а ее жители «русскими людьми», «русскими сынами», просто «русью». В «Слове о полку Игореве» употребляется этноним «русич», а в «Русской правде» и договорах с Византией — «русин».
      
       О князе Владимире святитель Николай Сербский говорит, что «выбор подвига ради Царства Небесного, то есть того, что мир считает безумием, в русской истории совершался не однажды и не только в наши дни. Это длительный исторический процесс, пронизывающий всю историю России, от святого князя Владимира и до сего дня.
       Первым этот выбор, вместе со своим народом, сделал князь Владимир; он направил ход русской истории в духовном направлении. Вместе с народом, ибо и до него были те, кто искал Небесного Царства: это и бабушка самого Князя, святая равноапостольная княгиня Ольга, киевские первомученики Феодор и Иоанн и другие.
       Но Владимир первый пошел путем креста вместе со всем своим народом. Конечно, этот выбор не мог быть им сделан без великой внутренней борьбы. Как язычнику князю Владимиру, отец которого носил прозвище "дикий вепрь", необходимо было решиться на совершенно новый, на Руси неведомый и непроторенный путь.

       И вот князь, прежде не отказывавший себе ни в одном из земных удовольствий, наперсник разврата, мстительный и кровожадный, вдруг должен был духовно умереть и возродиться новым человеком, с новой душой, по глаголу Христа: «Потерявший душу свою ради Меня, сбережет ее» (Мф.10,39). Я считаю, что решение пойти на смерть духовную может быть труднее и требует большего мужества, чем решение пойти на смерть физическую. Ибо та смерть, на которую решился тогда еще распутный князь, означала многократную, повседневную смерть, по слову апостола Павла: «Я каждый день умираю... братия» (1 Кор.15,31).
       Принимая христианство, Владимир понимал, что выбирает самое трудное из трех предложенных ему вероисповеданий. По летописным свидетельствам мы знаем, что он долго испытывал свой выбор, прежде чем решился на него, видя, что христианство означает путь Креста, следование за Христом, а значит необходимо прежде всего расстаться со своим недостойным прошлым, ветошью старых привычек, с ветхим, плотским человеком.

       Князь понимал, что недостаточно будет просто сбросить с киевского холма статую Перуна и утопить его в Днепре, но что и он сам, и каждый из последовавших за ним должны будут выбросить идолов из своих душ. А идолы славянские, увы! Как и любые другие идолы, они были плодом фантазий, ничтожествами с громкими именами, земными богами, бессловесными агентами земного царства, обещавшим и людям земное обманчивое царство, привязывая этим людские души к земле.
       Славянское идолопоклонство, центр которого находился в Киеве, было одним из самых диких в Европе. Язычник князь Владимир являлся типичным представителем язычества тех времен, славяне-язычники - беспощадная стая грабителей, захватчиков, чревоугодников, разрушителей, заживо сжигавших вдов, приносивших в жертву своим идолам младенцев. Они приводили в ужас развитые народы того времени, особенно самое цивилизованное из них - Византию.
         
       Славяне-язычники с особенным вожделением разрушали то, что не созидали, и грабили, то, что было сработано чужим трудом. Какая сила в мире могла из этой свирепой орды сотворить народ духовный, святой, облагородить его, преобразить, переродить?
       Сила веры Христовой - вот та единственная сила, которая смогла совершить это чудо:
       Она из Владимира-волка соделала Владимира-ягненка.
       Недавний сластолюбец и охотник до женской красоты, распустил свой "гарем" и стал жить целомудренно;
       Чревоугодник и любитель возлияний стал поститься, вплоть до изнеможения, он, когда-то насмехавшийся над исламом, запрещающим вино и свинину!
       Некогда жестокий, князь начал обходить больницы и тюрьмы, раздавая милостыню, утешая больных.
       В прошлом любитель ночных оргий, весельчак, он стал проводить ночи в слезных молитвах и поклонах, в размышлении о суде Божием, о спасении души.
       Не знавший стыда, Владимир стал стыдливее девушки.
       Владимир-палач превратился в кроткого, милостивого самарянина.

       Одним словом, Владимир-идолопоклонник преобразился в христианского святого. Будто на какой-то таинственной стене стерли изображение демона и начертали Ангела!
       Чудо, куда большее, чем превращение гусеницы в бабочку!

       Говорят, что при гробе святого Владимира не было явлено ни одного чуда. Но не сотворил ли сей избранник Божий при жизни своей великое чудо над самим собой?
       Все чудеса, которые творят святые: исцеления от болезней, очищение от страстей, пороков, изгнание бесов, воскрешения умерших - все это совершил святой Владимир над собой самим.
       Если бы от его гроба стали проистекать чудеса, люди могли бы не просто считать его святым, но обожествить его.
       Переворот, совершившийся в душе князя Владимира, явился таким чудом, которое никак нельзя объяснить только человеческими усилиями: оно было бы невозможно без помощи благодати Божией».

       Князь Владимир «уподобился  купцу, ищущему драгоценное сокровище» и нашел безценный бисер Господа Иисуса Христа – Веру Православную. А найдя ее, крестился сам и крестил весь русский народ во имя Отца и Сына и Святого Духа. С тех пор земля наша стала славить Христа с Отцом и Святым Духом.
       «О как огромно было значение этого события!
       Он уподобился великому равноапостольному Константину, императору Византийскому, который утвердил во всей Римской империи веру христианскую.
       Но тот жил уже в IV веке по Р.Х., когда свет христианства разлился по всей его империи. А русский князь Владимир был темным язычником и жил во тьме язычества. Он знал только своих ложных богов, и, несмотря на то, что его сердце не озарял еще свет Христов, он познал все значение, всю драгоценность веры христианской.            
      
       Просветило землю нашу солнце Евангелия, разрушились капища, воздвигались церкви, крест освятил города, идолы низверглись и явились иконы святых, стала возноситься безкровная Жертва, фимиам, возносимый Богу, освятил воздух.
       Над чем больше всего должны призадуматься мы, когда помышляем о крещении Руси? Мы прежде всего должны изумляться тому, с какой огромной быстротой, с какой силой во всей земле Российской утвердилась вера христианская: уже два сына Владимира – Борис и Глеб – стали мучениками, стали святыми.
       И вскоре, вскоре после крещения Руси возникло на Руси монашество, возникла Киево-Печерская лавра, появились Господом явленные величайшие светочи веры Христовой – преподобные Антоний и Феодосий, и вся Лавра населилась множеством преподобных.
       И знаете, как много гробов этих святых, этих преподобных сохранилось и до наших дней, как много мощей их почивает и ныне в пещерах Киево-Печерской Лавры.

       Свет Христов стал разливаться отсюда, из этих тесных пещер: с самых ранних времен велико было число иноков Киево-Печерских, воссиявших миру христианскому, велико число святителей, вышедших из нее, как святитель Никита, епископ Новгородский, Серапион-епископ, а за ними и многие другие.
       Он как государь и вождь заботился об обращении своего народа. От него, как от пламенеющего костра, зажглись огни веры в сердцах его людей. Вера очистила народ от грубого заблуждения идолопоклонства, изменила нравы людские.
       В христианской вере – истоки нашей отечественной культуры. Вера положила основание нашей письменности, живописи, архитектуре. Вера внесла в жизнь нашего народа, в семью и общество гуманные принципы. Вера, которую Господь даровал нам через князя Владимира, была достойным сеянием, принесшим достойные плоды духа. Она прославила сонмы святых угодников – наших соотечественников, которые ходатайствуют перед Богом за нашу землю, за нашу святую Церковь, за наш народ.
       Шло время, и все больше, все ярче и ярче разливался свет Христов по земле русской. Воссияли народу нашему святители Петр, Алексий, Филипп, Иона и Гермоген. Светом Христовым из лесов дальнего севера, из своих дальних обителей, светили миру великие угодники Божии, преподобные Кирилл Белозерский, Нил Сорский, Зосима и Савватий Соловецкие. Светили миру также величайшие святые как Сергий Радонежский, как Серафим Саровский.
      
       Так было не только в России, не только при крещении Руси. Божия сила с такой поразительной быстротой обращала людей не только в эти годы, а и гораздо ранее, за много веков до крещения Руси.
       Знаем из жития мучеников, что часто-часто бывало подобное: язычников, даже тех воинов, которые истязали и мучили святых, вдруг внезапно озарял свет Божественный.
       Они, совершенно не зная учения Христова, видели, как страдали мученики за Христа, видели, с какой твердостью, с какой решимостью претерпевали они ужаснейшие муки за Христа – и внезапно обращались ко Христу, внезапно осиявал их свет Христов.
       И они, эти язычники, эти грубые воины, объявляли себя христианами и становились тоже мучениками, ибо злые мучители избивали их во множестве. Это изумительно, это поразительно, с какой огромной силой, с какой несказанной быстротой имя Христово, слово Христово обращало из тьмы язычества к свету христианства души человеческие.

       Однако не все, ибо знаем из истории, что долгие годы после крещения Руси шла борьба между язычеством и христианством. Было немало закоренелых язычников, противившихся принятию веры Христовой. Это тоже немаловажный факт.
       Народ разделился на тех, которые увидели в проповеди о Христе великий Божественный свет, увидели правду Христову, и на тех, которые не хотели видеть этой правды, держались своих языческих богов.
       Это то, что происходило во все века, что происходит и до сих пор, ибо род человеческий делится на две части: на тех, сердце которых воспринимает с блаженной радостью учение Христово, и на тех, которым чуждо или ненавистно это учение, которые отвергают его, закрывая глаза свои от яркого света Христова, ослепляющего их» (святитель Лука, архиепископ Симферопольский).

       Кто-то, рассуждая о Промысле Божием, может в недоумении спросить: отчего Господь избрал крестителем, духовно переродившим русский народ, именно такого человека, который в начале своей жизни, кажется, превзошел во зле всех своих языческих предков и современников? Как будто Обративший Савла в Павла, в Апостола веры Христовой, - выбирая такого закоренелого язычника для важнейшей миссии, не знал, каков был Владимир.
       "Действительно, - отвечает святитель Николай Сербский, - нелегко бывает рассмотреть все нити в тончайшей ткани Божественного Промысла, но эту нить проследить нетрудно. Было необходимо показать всем последующим русским поколениям раскаявшегося грешника, поставить у истоков новой России просветившегося язычника, чтобы стоял он, подобно змию медному, и наставлял, укреплял и исцелял оступившихся и маловерных, всех русских христиан во все грядущие времена.
      
       Лучшее свидетельство действенности любого лекарства - исцелившийся больной. Необходимо было исцеленного князя Киевского показать тем, кто был еще болен, для того чтобы они с радостью приняли то же лекарство.
       Из всех чудес, что творит вера Христова, самое душеполезное - обращение грешника в праведника. И вот как свидетельство такого чуда - личного преображения - стоит святой Владимир при вратах христианской Руси и словно взывает к каждому русскому: "Я был ночь и превратися в день! Кем был ты? Кем стал ты?"
       "Владимир Красно Солнышко" - так зовет русский народ своего духовного родоначальника. Этими словами благодарный и мудрый народ наиболее точно выразил свое отношение к личности князя-крестителя. Темная плоть превратилась в Красно Солнышко. Вот что произошло с Владимиром.
 
       И оставался он Красным Солнышком на протяжении всей русской истории, в течение всех этих столетий.
       А столетия эти изобиловали святыми, праведниками, чудотворцами. По молитвам к ним исцелялись больные, освобождались бесноватые, воскресали мертвые. Но все они в долгу перед святым Владимиром. Им было легче стяжать святость, нежели самому Владимиру, князю, богачу, сквозь игольное ушко прошедшему в Царство Небесное, следуя неизведанным, непроторенным путем.
       Следовательно, Владимир - человек необыкновенный и среди других великих людей, и среди святых. Он - основоположник святительства и святости в русском народе, первооткрыватель величия этих понятий, создавший на их основании государственную программу, необычность которой в том, что ее невозможно претворить в жизнь, пока каждый гражданин не воплотит ее, по примеру святого Владимира, в самом себе!
       С этого святителя-державника начинается новая Русь, новый народ, новый дух, новый путь, новая культура. Крестив русский народ в христианскую веру, святой Владимир долгую русскую ночь обратил в светлый русский день.
Темная языческая масса, приняв Крещение, с течением времени сделалась "красным солнышком" среди народов.
   
       Сейчас, оглядываясь на жизнь русского народа после принятия им христианства, мы увидим, что на протяжении всей своей истории он шел путем, на который вывел его пример и дух Владимира-крестителя. Одно поколение сменялось другим, миллионы сменялись миллионами, сораспинаясь Христу на Кресте, принесенном на Русь святым князем Владимиром.
       И жатва Христова становилась все больше, все обильнее. Были в русской духовной истории и отступления, застои, колебания, были остановки в ожидании отставших, немощных, заблудших, как это бывает на всяком пути. Но, главное, река русской народной истории текла в заданном направлении, иногда быстрее, иногда медленнее, порой едва заметно, и непонятно было, вперед ли она течет или назад.

       Многие знают о необычном психическом явлении, когда в минуту смертельной опасности человек, способен увидеть, как бы заново пересмотреть всю свою жизнь, с самого детства и до момента опасности. Я верю,- говорит святитель Николай, - что в нынешние жестокие времена, постигшие русский народ, хоть у кого-нибудь из русских возникнет перед глазами такая картина прошлого - от момента Крещения до наших дней.
       И мы, если бы попытались проанализировать и понять этот невиданный хаос, царящий ныне в России, мы многое поняли бы в русском прошлом за последние девять веков. Мы бы увидели русскую жизнь предельно ясно. Мы увидели бы шесть периодов русской истории, начиная со святого Владимира и Крещения и доныне, но близок и седьмой… Тут само собой рождается сравнение этих периодов с семью Таинствами Христовыми.

      Первый период - период Владимира - соответствует Таинству Святого Крещения; он краток, но значение его огромно в силу совершенного им в жизни русского народа переворота, вступления народа на новый путь к новой цели.

      Второй период вырастает из первого и продолжается до установления монголо-татарского ига. Он соответствует Таинству Миропомазания.
В этот период народ исцелялся от последствий язычества и укреплялся на крестном пути. В каждой русской душе должно было совершится чудо преображения, на каждой душе должна была таинственным образом появиться печать Царства Небесного. А Таинство Миропомазания и означает утверждение в вере с помощью дара Духа Святаго.

      Третий период протекал уже во времена монголо-татарского ига.
 Он соответствует Таинству Святого Покаяния.
Накопившиеся во времена вольготной жизни грехи необходимо было, словно пыль, стряхнуть с души народа жгучим ветром рабства. Как Русь под монголами, так и Балканы под турками!
      Замедлившую свой бег реку жизни нужно было поместить в каменное русло, на возвышенность, чтобы течение ее ускорилось, а она сама стала прозрачнее и чище. Находясь в рабстве, народ молчит, вспоминает о прошлом и кается. Душеполезность рабства сказалась в том, что главной целью русской истории, некогда определенной святым Владимиром, раз и навсегда стало очищение души от земного и стремление к святости и Царству Небесному.

       Четвертый период - с момента освобождения от монголо-татарского ига до царствования Петра I. Освобождение началось с Куликовской битвы.
       Этот светлый период освобождения русских можно сравнить с Таинством Брака.
       Народная душа, очистившаяся страданием, обручается и полностью предается своему Небесному Жениху. На Русской земле воцаряется Христос. Русь, словно небо звездами, украшается святынями и святыми. Радость о Христе наполняет всех, от царя и патриарха до бездомного скитальца. Словом, вот он, пир свадебный, соединение народа с Богом!

       Пятый период - от правления Петра до мировой войны.
       Он соответствует Святому Таинству Елеоосвящения.
       В этот период интеллигенция ослаблена, в ней нет единства, происходят шатания. Она покидает Россию с ларцом русских добродетелей, а возвращается с ворохом иностранных заблуждений. Возникает смятение. В среде образованных людей идут раздоры, жестокие споры - не о пустяках, а о сути, о святой программе князя Владимира. Все больше открывается духовных ран, гной из которых отравляет и городское, и сельское население.
       Но сельская Церковь еще хранит чистоту невесты Христовой; в городе же она все больше напоминает сиделку, у которой не хватает сил на всех больных.  Число отпадающих от Церкви, а значит, склонившихся к царству земному напоминает эпидемию. Когда-то сброшенный в реку Перун, а с ним и все семейство идолов-"утопленников" поднимают головы из Днепра. Река русской духовной жизни замутняется, замедляет свое течение, но река эта глубока, а глубина ее - миллионы верующих душ русского народа.

       Шестой период начинается от первой мировой войны, точнее от мученической смерти царя-страстотерпца Николая II, и продолжается доныне. Господь попустил князю мира сего властвовать над Святой Русью, попустил до времени совершаться не Своей воле, но воле безбожников, отвергающих Царство Небесное, ищущих лишь земного. Языческий, "довладимирский" дух воцарился на Руси. Этот мрачный, злобный дух торопится увести реку русской жизни от Солнца Правды - Христа - и вновь спрятать ее под землю.
       Но русский народ причащается Святых Тайн Христовых.
       Никогда еще, быть может, он не соединялся с возлюбленным Христом так искренно, как сейчас, когда неверные кощунствуют, стремясь осквернить лик Христов. Никогда еще Кровь Спасителя не была так желанна, как теперь, когда она под запретом, когда путь к ней так труден.
       О сладчайшая Кровь Христова, как несказанно сладка ты стала для тех сыновей и дочерей России, чьей кровью и слезами в это страшное время причащается Русская земля!

       А завтра настанет седьмой период русской истории – Святое Таинство Рукоположения.
       На многострадальный род Владимиров прольется новая благодать Духа Святаго. Народ русский станет народом священным, воссияет звездой утренней среди народов, красным солнышком среди племен земных».
            
       Посмотрим теперь на положение в сегодняшнем мире. Он ожесточился и огрубел, на нем кровь мировой войны. Не в одном святом нуждается он теперь: одного слишком мало. Он нуждается в целом священном, святом народе.
       И народ этот должен снова, в наши дни, пройти через муки внутренней брани Владимира для того, чтобы снова от царства земного устремиться к Царству Небесному. Он снова должен быть бит и очищен от греха, так же как долгим битьем отбеливается полотно. Он должен быть крещен огнем страданий и слез, чтобы умягчиться, облагородиться, обожиться.
       Мир ждет такого народа. Какой же народ будет им? Тот народ, о котором сегодняшний мир и сказать ничего определенного не может, хотя и говорят о нем на всех континентах. Это - народ судьбы мира, из которого Промысл Божий месит лучший хлеб для духовной трапезы всей изголодавшейся земли.
       Сегодня вновь Промысл Божий призывает Святую Владимирову Русь на помощь христианству и через него всему человечеству. Призывает на помощь таким образом, чтобы на весах христианских ценностей число тех, кто выбрал Царство Небесное, дало перевес».
         
       По слову предстоятеля Русской церкви, Святейшего Патриарха Кирилла, святой равноапостольный князь стал "одним из тех, кто олицетворяет православный идеал праведной власти, руководствующейся подлинными ценностями, направляющей человека и общество к Богу, к жизни по Его заповедям.    
       Пусть до нашего времени материальная культура практически не сохранилась в том виде, в каком создавалась при князе Владимире.
       Но, главное, от князя Владимира до нашего времени наши предки сохранили в чистоте то драгоценное сокровище Господа Иисуса Христа, который он нашел - Веру Православную.
       А почему? Да потому что князь Владимир, как и апостол Павел, воспринял евангельскую весть не от человеков, а через откровение Иисуса Христа. В основе, в самой сердцевине Евангелия лежит слово Божие, непререкаемое и не подверженное разрушению со стороны вихрей и бурь истории. Именно поэтому не умирает и евангельское слово, и все то, что создают люди, связывая свое творчество с Божественным откровением.
         
       Вера православная есть столп Руси и хранение этого цивилизационного стержня нашего народа – православной веры – было делом непростым.
       Мы знаем, что и в сражениях, которые вел Александр Невский, и в Куликовской битве, и во многих других войнах усилия нашего народа были направлены на то, чтобы защитить этот мировоззренческий стержень. И произносили слова «за веру, царя и Отечество», поставляя веру на первое место, потому что если она будет разрушена – и царь не устоит, и Отечество будет разрушено и, если не физически, то духовно, потеряет свой суверенитет. Удивительно, через какие испытания, связанные с внешним желанием разрушить этот духовный стержень, прошел наш народ.
       В ХХ веке мы столкнулись с еще большей, может быть, опасностью, когда православную веру решили разрушить не силой оружия, а сочетанием насилия с убеждением, выдавая эти убеждения за высокие научные откровения. Это была грозная агрессия против того, что всегда хранила Русь. В какой-то момент казалось, что враг победил. Теперь мы знаем, что не победил, и сохранилось то, чем гордился наш народ, в первую очередь – наша вера, которая хранится на протяжении уже 1027 лет.
         
       Вот и сегодня очень многие хотели бы переформатировать наш внутренний стержень, сознавая, что благодаря этому стержню Русь непобедима. И опять-таки для этих целей употребляются и военные, и идеологические, и информационные средства. Одними нас пугают извне, а другие используются внутри, чтобы вновь убедить наш народ, что православная вера, могучая духовная традиция, этот наш стержень – это ничто, некий предрассудок, который не имеет ничего общего с современным человеком, с его силой и мощью, с его культурой, с его поисками, с его сознанием того, что хорошо и что плохо.
       Нынешнее идеологическое, информационное давление на веру еще страшнее того, которое сопровождалось насилием. Потому что где насилие, там и сопротивление, там и мученики, там и исповедники, там и пример борьбы.
      
       А если мягкой силой обволакивают человека, сладкой жизнью прельщают, противопоставляя его бедность богатству, которое якобы только потому и есть у других, что они не такие, как он, – кто-то может и дрогнуть, особенно из людей молодых.
       Можно подумать: да, в самом деле, зачем нам все это надо? И если эти мысли овладеют нашим народом, будет уже не важно, через насильственные действия извне или по причине собственного умопомрачения будет потеряна Русь.
       Именно поэтому, празднуя и вспоминая память великого князя, который принял откровение Иисуса Христа и включил его в духовную, культурную и даже государственную жизнь нашего народа, мы должны помнить о том, что вера Православная есть тот столп, тот стержень, который никогда не даст Руси быть порабощенной или разрушенной.   
       Предадим, откажемся – потеряем все".

       "Будем молиться, чтобы святой Владимир сегодня просил Господа о сохранении в духовном единстве всего наследия его; о народах, которые являются преемниками народа, крестившегося в Днепровской купели; о Церкви нашей — хранительнице предания Святой Руси, чтобы Глава Церкви приклонил милость Свою ко всем нам, помогая возрастать в любви, а значит, в единомыслии, восстанавливать единство там, где оно разрушено, и сохранять там, где оно сохраняется, помня, что всякое разрушение единства Церкви есть свидетельство отпадения от Христа, потери связи с Ним,  разрушения любви.
       И не померкнет вера Христова, вопреки усилиям киевских, брюссельских и вашингтонских затемнителей и исказителей истории.
       «Красное Солнышко» нашей любви ко Христу и свободы во Христе да пронзит своими лучами любые облачные громады и воздушные замки, согреет русским теплом стылые подвалы Донецка и Луганска.
       И да сохранит нас Господь молитвами святого равноапостольного великого князя Владимира на стезях спасения. Аминь".

       Тропарь равноапостольному князю Владимиру, глас 4
       Уподобился еси купцу, ищущему добраго бисера, славнодержавный Владимире, на высоте стола сидя матере градов, богоспасаемого Киева, испытуя же и посылая к царскому граду уведети православную веру, и обрел еси бесценный бисер, Христа, избравшаго тя, яко втораго Павла, и оттрясшаго слепоту во святей купели, душевную вкупе и телесную. Тем же празднуем твое успение, людие твои суще: моли спастися державы твоея Российския начальником, Христолюбивому православному народу.

       Кондак, глас 8
       Подобствовав великому апостолу Павлу, в сединах, всеславне Владимире,
вся, яко младенческая мудрования, яже о идолех тщания оставль,
яко муж совершенный, украсился еси божественнаго крещения багряницею:
и ныне Спасу Христу в веселии предстоя, моли спастися державы Российския начальником и множеству владомых.

       Ин кондак, глас 8
       Изрядному воеводе и правоверному, благодарственная восписует ти вся Русь, Василие, имущи тя начальника и заступника, яко избавил еси нас от всякия скверны и лести, темже ти вопием: радуйся, великий княже Владимире преблаженне.

       Величание
       Величаем тя, святый равноапостольный великий княже Владимире, и чтим святую память твою, идолы поправшаго и всю Российскую землю Святым Крещением просветившаго.

                Молитва
                равноапостольному великому князю Владимиру

       О великий угодниче Божий, богоизбранный и богопрославленный, равноапостольный княже Владимире!
       Ты отринул еси зловерие и нечестие языческое, уверовал еси
во Единаго истиннаго Триипостаснаго Бога и, восприяв святое Крещение,
просветил еси светом Божественныя веры и благочестия всю страну Русскую.

       Славяще убо и благодаряще премилосердаго Творца и Спасителя нашего, славим, благодарим и тя, просветителю наш и отче, яко тобою познахом спасительную веру Христову и крестихомся во имя Пресвятыя и Пребожественныя Троицы:
       тою верою избавихомся от праведнаго осуждения Божия, вечнаго рабства диаволя и адова мучительства;
       тою верою восприяхом благодать всыновления Богу и надежду наследования небеснаго блаженства.

       Ты еси первый вождь наш к Начальнику и Совершителю нашего вечнаго спасения Господу Иисусу Христу;
       ты еси теплый молитвенник и ходатай о стране Российстей, о воинстве и о всех людех.
       Не может язык наш изобразити величие и высоту благодеяний,
тобою излиянных на землю нашу, отцев и праотцев наших и на нас, недостойных.

       О всеблагий отче и просветителю наш!
       Призри на немощи наша и умоли премилосердаго Царя Небеснаго, да не прогневается на ны зело, яко по немощем нашим по вся дни согрешаем, да не погубит нас со беззаконьми нашими,
       но да помилует и спасет нас, по милости Своей, да всадит в сердце наше спасительный страх Свой,
       да просветит Своею благодатию ум наш, во еже разумети нам пути Господни,
оставити стези нечестия и заблуждений, тщатися же во стезях спасения и истины,
неуклоннаго исполнения заповедей Божиих и уставов Святыя Церкве.

       Моли, благосерде, Человеколюбца Господа, да пробавит нам великую милость Свою,
       да избавит нас от нашествия иноплеменных, от внутренних нестроений, мятежей и раздоров,
от глада, смертоносных болезней и от всякаго зла;
       да подаст нам благорастворение воздуха и плодоносие земли;
       да сохранит и спасет благочестивейший народ наш от всех козней и наветов вражиих;
       да дарует ему победу на враги, да исполнит вся благая желания его;
       да оградит державу его мудрыми и верными слуги,
       да соблюдет в судиях и правителех правду и милость;
       да даст пастырем ревность о спасении пасомых, всем же людем споспешение о еже усердно службы своя исправляти, любовь между собою и единомыслие имети,
на благо же Отечества и Святыя Церкве верне подвизатися,
       да возсияет свет спасительныя веры в стране нашей во всех концех ея,
       да обратятся к вере неверующии, да упразднятся вся ереси и расколы;
       да тако поживше в мире на земли, сподобимся с тобою вечнаго блаженства,
хваляще и превозносяще Бога во веки веков. Аминь.

       СВЯТОЙ РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ ВЕЛИКИЙ КНЯЖЕ ВЛАДИМИРЕ, МОЛИ БОГА О НАС

Дорогие братья и сестры!

У Вас есть возможность не выходя из дома заказать поминовения о здравии и о упокоении через сайт нашего храма.

Пожалуйста, выберите одну из представленных Треб, впишите имена поминаемых (в родительном падеже) и внесите пожертвование удобным для Вас способом – с банковской карты, или кошелька Яндекс.Деньги.

Записки будут прочитаны за ближайшим Богослужением.

В поминовении указываются имена только крещеных христиан православного вероисповедания.

Вопросы, связанные с приемом поминовений, можно задать по телефону храма 8(963)7727270, или по адресу hram.dimitriy-donskoy@yandex.ru.

afisha-msk.ru