О приходе
Расписание
Служение
Воскресная школа
Центр для людей с нарушением слуха
Творческая страница

Православный календарь





Галина Николаевна Николаева

       Дни памяти священномученика Илариона, архиепископа Верейского:
         24 июля – Обретение мощей
         28 декабря
         переходящая – Собор Московских святых
         переходящая – Собор Санкт-Петербургских святых
         переходящая – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
3190a.jpg

       Одним из видных деятелей Русской Церкви 20-х годов был архиепископ Верейский Иларион, выдающийся богослов и талантливейший человек. Вся его жизнь была горением величайшей любви к Церкви Христовой, вплоть до мученической кончины за нее.

       Имя священномученика Илариона (Троицкого), Епископа Верейского, нераздельно связано с именем Патриарха Тихона. Он был одним из главных его помощников в деле управления Церковью в трудный период гонений на Православие и обновленческой смуты. Как и Священномученик Серафим (Чичагов), владыка Иларион сохранил верность Патриарху, и это обратило против него гнев властей.
Его так же ожидали ссылки, лагерь, тюрьма и преждевременная смерть. Но все то, с чем трудно смириться, принять, послужило к его прославлению. В нечеловеческих условиях Соловецкого лагеря владыка Иларион для тысяч заключенных был примером мужества, честности и доброты.
       Внешние обстоятельства не имели над ним власти, но от его присутствия менялись многое:  соузников он ободрял, окружавших его священников побуждал быть более требовательными к себе; лагерная шпана вдруг резко меняла тон, а конвойные и даже лагерное начальство, помимо воли, выказывали к нему уважение. В арестантской одежде, лишенный прав, он оставался Князем Православной Церкви…

                НЕ ПРЕКЛОНИВ ГЛАВЫ

       …Тяжелая  тишина стояла в бараке. Нехотя, принужденно люди выстраивались один за другим в шеренгу от стены к стене. Были среди них и священники. По всему лагерю на пересыльном пункте в Кеми прозвучал приказ: в момент похорон Ленина почтить его память молчанием в течение пяти минут…В «строе» не было только Троицкого и еще одного заключенного. Оба продолжали лежать на нарах, несмотря на увещающие голоса: «Все-таки, великий человек… влетит вам, если узнают». Тому, второму, было бы страшно, но, глядя на владыку, спокойного, как обычно, не поднялся и он. Чудом миновали «расхода», а не встали. А потом негромко, но отчетливо прозвучало слово: «Подумайте, отцы, что ныне делается в аду: сам Ленин туда явился, бесам какое торжество».

       На  Соловках епископ Верейский был фигурой заметной. По свидетельству Б. Ширяева, к нему одинаково тянулись все. Не только духовенство, — профессора, актеры, военные, даже шпанята, — «отогревались» возле него, будто давно его знали. Никакого различия в обращении с людьми разных состояний у владыки не было. Он с каждым был приветливым, совершенно естественным, как с равным.
       В перерывах его можно было увидеть дружески прогуливающимся рука об руку с кем-нибудь из «профессионалов в законе», которого он с интересом расспрашивал об его обстоятельствах и о «специализации». Оказавшийся вместе с ним в заключении священник Павел Чехранов вспоминал, что «многие видели в нем духовного отца, а в отношении душ, уже отравленных неверием, он был миссионером».

       Простая манера общения и сама внешность владыки Илариона,  — высокий рост, широкие плечи, открытое ясное лицо, — на всех без исключения оказывали действие облагораживающее. Борис Ширяев так описал его исключительное положение среди заключенных:
       «Силе, исходившей от всегда спокойного, молчаливого владыки Илариона, не могли противостоять  и сами тюремщики: в разговоре с  ним они никогда  не позволяли себе непристойных шуток, столь распространенных на Соловках, где не только чекисты-охранники, но и большинство уголовников считали какой-то необходимостью то злобно, то с грубым добродушием поиздеваться над „опиумом“. Нередко охранники, как бы невзначай, называли его владыкой. Обычно — официальным термином „заключенный“. Кличкой „опиум“, попом или товарищем — никогда, никто».

                «ПОДСУДИМЫЙ РЕВОЛЮЦИИ»

       В числе ближайших помощников Патриарха Тихона владыка Иларион оказался неслучайно. Один из самых образованных иерархов Русской Православной Церкви, уже через три года после окончания Духовной академии, в 1913-м, он принимает постриг в скиту Троице-Сергиевой Лавры, желая всю жизнь без остатка посвятить пастырскому служению. До революции его знали как автора фундаментального труда «Очерки из истории догмата о Церкви», он приобрел большой авторитет и как богослов, и как преподаватель Духовной школы. На его проповеди люди приходили специально. В те годы он по праву считался одним из лучших проповедников.

       Обширные  исторические и богословские познания сделали его убежденным сторонником восстановления Патриаршества. Его яркое выступление на Соборе 1917 г. сыграло заметную роль в избрании Предстоятеля Церкви:
       «Хочется мне обратиться ко всем, кто почему-то считает еще нужным возражать против патриаршества. Отцы и братие! Не нарушайте радости нашего единомыслия! Зачем вы берете на себя неблагодарную задачу? Зачем говорите безнадежные речи? Ведь против церковного сознания боретесь вы. Бойтесь, как бы не оказаться вам богоборцами! Мы и так уже согрешили, согрешили тем, что не восстановили патриаршество два месяца назад, когда приехали в Москву и в первый раз встретились друг с другом в Большом Успенском соборе. Разве не было кому тогда больно до слез видеть пустое патриаршее место? А когда мы прикладывались к святым мощам чудотворцев Московских и первопрестольников Российских, не слышали ли мы тогда их упрека за то, что двести лет у нас вдовствует их первосвятительская кафедра?»

       К тому времени у владыки Илариона был уже и опыт свидетельства. Первый раз его арестовали в марте 1919-го. Заключение продлилось три месяца. Прошло немного времени и последовала ссылка в Архангельск сроком на один год. Арестовали его менее чем через два года после епископской хиротонии. По возвращении из ссылки он был возведен Патриархом в сан архиепископа, и уже навсегда попал в категорию «политически неблагонадежных».

       Главной причиной для возбуждения обвинений против епископа Верейского было то, что он занимал твердую позицию в отношении незаконного обновленческого раскола. В течение года по поручению Патриарха он вел переговоры с уполномоченным ОГПУ по церковным делам, отстаивая право Церкви руководствоваться во внутренней жизни каноническими правилами; составляет и редактирует патриаршие послания, выступает с критикой обновленцев.

       Борьба с обновленчеством достигла наивысшей точки в 1923 г, когда произошло «сражение» за Сретенский монастырь.
       5 июля 1923 года под праздник Владимирской иконы Божией Матери владыка Иларион служил в монастыре, захваченном обновленцами, всенощное бдение. Изгнав обновленцев, он заново освятил собор великим чином, присоединив старинную обитель к Церкви. На следующий день в Сретенском служит Патриарх Тихон. Тогда же Патриарх назначил владыку Илариона настоятелем монастыря.
       За  июльскими событиями последовали  заявления лидеров обновленческого раскола о «контрреволюционной деятельности» Предстоятеля церкви и его помощника. В сентябрьском номере «Известий» Антонин (Грановский) называл Патриарха Тихона и владыку Илариона «подсудимыми перед революцией».  И вскоре «подсудимый» епископ был приговорен к трем годам лагерей.

                ЦЕНА ВЕРНОСТИ

       При всех невзгодах заключения в Соловецком лагере, дышалось там, все-таки, легче, чем «на материке»: меньше было возможности встретить двурушничество. Соузниками владыки оказались многие православные священники, сохранившие верность Патриарху Тихону.  И для них его опыт и личные качества оказались незаменимы.
       Владыку неизменно выбирали «делегатом» для проведения переговоров с лагерным начальством по особым случаям. Обычно отказов не было. Ему удалось добиться перевода в 6-ую роту духовенства и перевести большую часть священников на хозяйственные работы, а когда начальство имело возможность убедиться в их высокой исполнительности и честности — выговорить некоторые послабления режима и отстоять волосы и бороды священнослужителей.

       К «высоким должностям» в лагерной иерархии владыка не стремился. Предложения лагерной администрации отклонял, оставаясь, по-прежнему, «бригадиром рыболовецкой артели».
       В «Неугасимой лампаде» Борис Ширяев рассказал о христианском подвиге владыки Илариона. Однажды, когда начальник лагеря, Сухов, по удали вышел в море и оказался отрезан от берега полосой шуги, – рыхлого и острого льда, способного расплющить небольшое судно, – епископ Верейский, несмотря на растерянные протестующие крики охраны, с командой добровольцев отправился следом, «на спасение душ человеческих». Два раза прошли они через шугу, и привезли в лагерь насмерть перепуганного дрожащего Сухова. — Редкий случай, когда охране донести о «неповиновении» не пришлось: «начальство» оказалось вне сообщения. Потрясенный случившимся Сухов чуть позже обнаружил перед невольным свидетелем пробившуюся веру в Промысел Божий — перекрестился в Пасху возле расстрелянного им самим распятия.

       Лето 1925 г. определило дальнейшую судьбу владыки Илариона. Из лагеря его отправили в Ярославскую тюрьму. Здесь сотрудники ГПУ пытались склонить его на сторону григорианского раскола. Обещали свободу, возможность вернуться в Москву. Предложение об измене владыка отверг. Агент ГПУ «участливо» осведомился тогда о сроке его приговора, и, услышав ответ, прибавил: «Три года? Для Илариона три года?! Так мало?» Ценой «несговорчивости» владыки стал добавленный ему срок, равный предыдущему.

       В лагере было проще: «по эту сторону» – свои, «по ту сторону» – начальство, охрана. И «та сторона» иногда на удивление обнаруживала черты человеческие. В 1926 г. владыка сумел добиться у начальника лагеря Эйхманса разрешения служить пасхальную службу. В ветхом кладбищенском храме, не вмещавшем даже духовенство, звучала соборная молитва. Крестный ход, объединивший всех, кто стоял вокруг на кладбище, вышел на улицу. Б. Ширяев написал и об этом:  «…с победным, ликующим пением о попранной, побежденной смерти шли те, кому она грозила ежечасно, ежеминутно… Ликующий хор “сущих во гробех” славил и утверждал свое грядущее, неизбежное, непреодолимое силами зла воскресение». – Что владыке были Соловки? Для него и там была Пасха.

       …В 1927-м его привезли в Москву, где архиепископ Григорий просил его возглавить созданный им «высший церковный совет», но и на этот раз он остался непоколебим: «Я скорее сгнию в тюрьме, но своему направлению не изменю».
           Тогда же, в 1927 г., уже на Соловках владыка сумел собрать вокруг себя пятнадцать епископов, и все они единодушно постановили сохранять верность Православной Церкви, возглавляемой в то время уже митрополитом Сергием (Страгородским).

                К СВОБОДЕ

       В 1929-м удвоенный срок закончился. Но отпускать владыку не думали. Осенью он получил еще три года ссылки на поселение в Алма-Ате. На этапе – от одной тюрьмы до другой – его обокрали, в поезде он заразился сыпным тифом, и в ленинградскую тюремную больницу он прибыл уже обезсиленным. Во время болезни владыка повторял в полусознании: «Теперь я свободен, никто меня не возьмет».
         …Склонившийся над ним врач сказал, что кризис миновал, и он может поправиться, а через несколько минут архиепископ Иларион скончался.

       Митрополит Серафим (Чичагов), занимавший тогда ленинградскую кафедру, добился разрешения предать его тело погребению. Во время отпевания в церкви Новодевичьего монастыря, в белом митрополичьем облачении, лежал совершенно изможденный седой старик. Одна из родственниц, взглянув ему в лицо, упала в обморок. Было ему перед смертью только 43.
      
       Так отошел в вечность этот богатырь духом и телом, чудесной души человек, наделенный от Господа выдающимися богословскими дарованиями, жизнь свою положивший за Церковь. Его смерть явилась величайшей утратой для Русской Православной Церкви. (Житие сщмч.Илариона http://www.stihi.ru/2013/12/28/4476)

              ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ИЛАРИОНА, АРХИЕПИСКОПА ВЕРЕЙСКОГО

       Несмотря на долгие десятилетия господства богоборческой власти, православные люди помнили пламенного архипастыря, чтили его имя, свято храня память о мученике за веру Христову. Ныне, милостию Божией, пришло время «собирать камни» нашего духовного наследия, воздавая должное подвигу исповедников Русской Православной Церкви XX века.
       10 мая 1999 года в Московском Сретенском монастыре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий совершил за Божественной литургией прославление в лике местночтимых святых архиепископа Илариона (Троицкого) – современника и сподвижника Святителя Тихона, Патриарха Всероссийского.

       О готовящемся торжестве многие москвичи знали заранее. Накануне, 9 мая, маленький самолет ЯК-40 доставил честные останки священномученика Илариона из северной столицы в Москву. Святыню сопровождали настоятельница Петербургской Новодевичьей обители монахиня София (Силина) с несколькими сестрами, а также наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов).

       В соборном храме Сретенской обители, куда были перенесены святые мощи, состоялось всенощное бдение, за которым молились сотни людей.
       Еще больше верующих собралось на следующий день на Божественную литургию, которую совершил Святейший Патриарх Алексий. Значительную их часть составляли монашествующие, в числе которых были насельники не только московских обителей, но и монастырей города на Неве.
       После богослужения к Первосвятителю обратился архимандрит Тихон (Шевкунов):
       «Сегодня великий праздник не только в Сретенском монастыре но и во всей православной Москве. От лица братии и прихожан святой обители Сретенской низкий Вам поклон и благодарность за те труды, молитвы и архипастырское благословение, благодаря которым мы обрели нового Небесного заступника, покровителя и молитвенника пред Престолом Божиим".
      
       «В трудные времена святитель Иларион, будучи назначен настоятелем Сретенского монастыря, изгнал отсюда обновленчество, которое было создано и спровоцировано властью ради того, чтобы разделить Церковь Христову, – напомнил Святейший Владыка. – Он совершал здесь службу Божию, укреплял православных верующих жителей града нашего в стойкости, в мужестве, в стоянии за веру… Мы верим, что его молитвы будут помогать всем прибегающим к его предстательству и просящим укрепления в вере, мужества в трудностях и испытаниях, сохранения единства Святого Православия, потому что и в наше время различные силы пытаются внести разделения и раскол в Церковь…
       Святитель Иларион будет своими молитвами укреплять нас в том подвиге, который несет каждый из нас на своем жизненном пути, будь то архипастырский или пастырский подвиг, будь то монашеское делание, будь то служение православного христианина, который должен совершенствоваться в своей жизни и возрастать о Господе».

       В 1999 г. Священномученик Иларион прославлен в Церкви в сонме новомучеников и исповедников Российских. Мощи его были обретены нетленными (даже облачение сохранилось в сырой петербургской земле, не утратив чистоту мученических одежд).
       Теперь они почивают в Москве, в Сретенском монастыре – в одном из тех важных для нас мест, где особенно ясно чувствуется, что истина одна, и далеко не все равно, как и во что верить.
       «Радуйся, Иларионе, Церкве Русския славо и утверждение».

       Тропарь священномученику Илариону Троицкому, глас 4
       Воине Христов Иларионе, славо и похвало Церкве Русския, пред гибнущим миром Христа исповедал еси, кровьми твоими Церковь утвердися, разум Божественный стяжал еси, людем верным возглашаше: без Церкви несть спасения.

       Кондак, глас 6
       Иларионе, священномучениче Христов, служителей грядущаго антихриста не убоялся еси, Христа мужески исповедал еси, за Церковь Божию живот твой положи. Красо новомученик Российских, Руси святыя похвало, ты Церкве нашея слава и утверждение

       Величание:
       Величаем тя, священномучениче Иларионе, и чтим честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси.

                Молитва священномученику Илариону (Троицкому), архиепископу Верейскому

       О преславный угодниче Божий священномученниче Иларионе, отче наш,
       ты во дни маловременного жития земнаго посреде гонений и скорбей многих веру сохранив, духа не угасил еси и верныя научил еси, како подобает в дому Божии жити, яже есть церковь Бога жива, столп и утверждение истины.
       Сего ради к тебе припадающе молимся: помози нам твоими молитвами догматы и каноны церковныя твердо хранити, зрение согрешений своих духом смиренным стяжати, всякаго человека яко нетленный образ Христов по глаголу евангельскому возлюбити, ниединаго же презирающе или отревающе, но всем по силе служаще, и тако Господеви работающе,
       да сподобимся с тобою и со всеми новомученики российскими воспевати Святую Троицу во веки веков. Аминь.

       СВЯТЫЙ СВЯЩЕННОМУЧЕНИЧЕ ИЛАРИОНЕ, МОЛИ БОГА О НАС.

Дорогие братья и сестры!

У Вас есть возможность не выходя из дома заказать поминовения о здравии и о упокоении через сайт нашего храма.

Пожалуйста, выберите одну из представленных Треб, впишите имена поминаемых (в родительном падеже) и внесите пожертвование удобным для Вас способом – с банковской карты, или кошелька Яндекс.Деньги.

Записки будут прочитаны за ближайшим Богослужением.

В поминовении указываются имена только крещеных христиан православного вероисповедания.

Наш номер карты для пожертвований:   2200-7007-1782-1333

или по номеру телефона 8-909-667-79-86

afisha-msk.ru