Православный календарь





Галина Николаевна Николаева

     Священномученики Александр Попов, Стефан Луканин, иерей, Нестор Гудзовский и Георгий Бегма, диаконы.

     ДНИ ПАМЯТИ:
     7 февраля  (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской,
     1 февраля – Собор Екатеринбургских святых,
     23 июля
                Священномученик Александр Попов, иерей
5410a.jpg
   
     Александр Иванович Попов родился 20 октября 1869 г. в семье церковнослужителя в селе Ключики Осинского уезда Пермской губернии. В 1884 г. окончил Екатеринбургское духовное училище, в 1890 г. -  Пермскую духовную семинарию. В этом же году женился и начал служение Церкви псаломщиком Свято-Троицкой церкви села Бруснятское Екатеринбургского уезда, с 1892 г. – диаконом, затем иереем церкви в честь Введения во Храм Святой Богородицы села Травянское Камышловского уезда. Этот храм стал последним местом служения иерея Александра.

     Священник Александр Попов был человеком деятельным. Помимо исполнения своих пастырских обязанностей, он преподавал Закон Божий в церковно-приходской школе деревни Большая Грязнуха, был действительным членом Общества взаимного вспомоществования учащим и учившим в церковно-приходских школах и школах грамоты. Также он состоял членом Православного миссионерского общества по Екатеринбургскому Комитету, которое работало со старообрядцами.
     26 марта 1897 г. второй священник Введенского храма в селе Травянское Александр Попов был перемещен на первую вакансию.
     В 1904 г. иерей Александр был утвержден в должности председателя церковно-приходского попечительства при Введенской церкви, а вскоре на него была возложена должность следователя по 2-му округу Камышловского уезда, где числилось 29 больших сел и Каменский завод. В 1910 г. он создал в своем приходе общество трезвости, в которое входило 342 жителя села Травянское. В сентябре 1912 г. иерей Александр был назначен катехизатором по 2-му округу Камышловского благочиния на 1913 год.
     Награды: набедренник, скуфья, камилавка, орден св. Анны 3-й ст.

     В октябре 1917 г. в России произошла революция. Захватившие власть большевики узаконили убийства и насилие, возвели террор в ранг государственной политики. Грабежи, пытки, самосуды, расстрелы сопутствовали советской власти с первых дней ее существования. Красный террор захватил целые социальные пласты нации — духовенство, дворянство, буржуазию. С особой ненавистью уничтожалось духовенство — не только представители высшей иерархии, но и простые священники и монашествующие.
     С весны 1918 г. набирала темп и уже охватила большую часть Урала Гражданская война. В Шадринском, Камышловском и других уездах спешно формировались отряды Красной армии. Одним из таких отрядов руководил П. Подпорин (из крестьян, унтер-офицер Царской армии, разжалован за грабительское нападение на помещичье имение), ставший командиром 1-го Крестьянского коммунистического полка «Красные орлы», оставившего о себе на Урале печальную память зверскими расправами над мирным населением, особенно над духовенством.

     Летом 1918 года в ходе наступления Белой армии отряд под командованием П. Подпорина отступал через территорию Каменского завода. Свой жестокий нрав красный командир показал уже на следующий день по прибытии в поселок. Несколько десятков мирных жителей были взяты в заложники, у многих из заводчан похищен скот, все служащие Каменского завода насильно зачислены в Красную армию, заводская касса ограблена, увезен лазарет, обустроенный на деньги жителей поселка.
     На опушке леса напротив вокзала, где в вагонах располагался штаб красноармейцев и жил Подпорин, производились расстрелы невинных людей.
     8/21 июля 1918 г. в селе Травянское красноармейцами были арестованы священник Александр Попов и 9 крестьян, которых увезли к полотну железной дороги, в местечко, называемое Половинным. Здесь, отпустив одного из захваченных, красноармейцы стали мучить неповинных людей. Некоторые жители села слышали крики и стоны страдальцев, но никто не решился прийти им на помощь.
     15/28 июля иерей Александр Попов и прихожане были погребены на площади перед храмом, в котором он прослужил более 25 лет.

     17 июля 2002 г. иерей Александр Иванович Попов причислен к Собору новомучеников и исповедников Российских ХХ в.

     Тропарь, глас 3:
     Церкве Русския столпе непоколебимый,  благочестия правило,  жития евангельскаго образе,  священномучениче Александре,  Христа ради пострадавый даже до крове,  Его же моли усердно,  яко Начальника и Совершителя спасения, Русь Святую утвердити в Православии  до скончания века.

     Кондак, глас 2:
     Восхвалим, вернии,  изряднаго во священницех  и славнаго в мученицех Александре,  Православия поборника и благочестия ревнителя,  земли Русския красное прозябение,  иже страданием Небесе достиже и тамо тепле молит Христа Бога  спастися душам нашим.

     Величание
     Величаем тя, священномучениче Александрее, и чтем святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

     Молитва
     О избранниче и угодниче Христов, священномучениче Александре, Церкве Русския столпе непоколебимый, земли нашея благое прозябение и красный плод, сродников твоих предстателю и наставниче!
     Ты во время гонения безбожнаго от сокровищницы души твоея спасительное исповедание Православныя веры изнесл еси, и людем верным пастырь добрый явился еси, душу твою за Христа и Его овцы полагая и лютыя волки далече отгоняя. Ныне убо призри на нас, недостойных чад твоих, умиленною душею и сокрушенным сердцем тя призывающих.
     Умоли Господа Бога, да простит согрешения наша и избавит от адовых уз и вечнаго мучения. Утверди нас в вере святой, научи нас всегда творити волю Божию и хранити заповеди церковныя. Буди пастырем нашим - правило веры, воином - вождь духовный, болящим - врач изрядный, печальным - утешитель, гонимым - заступник, юным - наставник, всем же благосердый отец и теплый молитвенник,
     яко да молитвами твоими соблюдется в Православии Святая Русь и непрестанно славится в ней имя Пресвятыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.      

     Священномучениче Александре, моли Бога о нас.

                ********

          Священномученики Стефан Луканин, иерей, Нестор Гудзовский и Георгий Бегма, диаконы

     Священномученик Стефан Луканин родился в 1845 году в семье пономаря Василия Луканина. После окончания Пермской духовной семинарии он женился и был рукоположен в сан диакона, а через пять лет, в 1869 году, — во иерея. Отец Стефан был направлен на служение в Тихвинский храм села Волковского Камышловского уезда, а в 1888 году переведен в Свято-Николаевскую церковь села Куровского того же уезда.   
     Одновременно с совершением священнического служения он был назначен следователем по 4-му округу Камышловского уезда, что свидетельствовало о доверии и уважении к нему духовного начальства. В 1896 году он по собственному прошению был перемещен к церкви во имя святого благоверного Великого Князя Александра Невского Сосьвинского завода Верхотурского уезда.
     Один из самых молодых на Урале, этот завод был основан неким иностранцем фон Талем в 1880 году на месте впадения реки Ольта в Сосьву. В заводском поселке была построена часовня. Уже в 1882 году заботами управителя А. В. Никитина она была преобразована в церковь и освящена в честь святого Князя Александра Невского. В то время, когда отец Стефан служил в Сосьвинском заводе, там произошел большой пожар, деревянное здание церкви сгорело, и службы пришлось совершать в перестроенном под церковь бараке.

     С 1898 года местом служения батюшки стала Богородичная церковь села Кабанского Шадринского уезда. Прослужив в ней до 1901 года, он был переведен к Покровской церкви Колчеданской Покровской женской общины, расположенной на левом берегу реки Исеть, приблизительно в шестидесяти девяти километрах от Камышлова. Община была основана в 1805 году по инициативе благочестивой жительницы поселка Татьяны Титовой, в 1865 году Высочайше утверждена, а вскоре после перехода в нее отца Стефана получила статус монастыря.
     Кроме священнического служения, отец Стефан занимался преподавательской деятельностью, и в 1904 году за «25-летние труды по народному образованию» его наградили орденом Святой Анны III степени. К тому времени за свое усердное служение он уже удостоился и другой церковной награды — камилавки. В 1913 году он был награжден также наперсным крестом.

     В 1907 году отец Стефан последовательно служил в Свято-Троицкой церкви села Топорищевского Шадринского уезда и в приписной Иоанно-Златоустовской церкви деревни Водолазовой.
     В это время батюшке пришлось пережить тяжелое искушение. 10 сентября 1907 года псаломщик Иоанно-Златоустовской церкви Василий Коровин подал Преосвященному Владимиру, архиепископу Екатеринбургскому и Ирбитскому, жалобу на отца Стефана. Он обвинял его в небрежном отношении к Святым Дарам и вообще к совершению Божественной литургии, а также в присвоении денег, пожертвованных в местный Комитет по постройке храма. Следствие продолжалось почти целый год.
     После опроса свидетелей и тщательного рассмотрения дела в Духовной Консистории все эти обвинения признали ложными, отец Стефан был полностью оправдан. Кроме того, в указе Духовной Консистории от 23 сентября 1908 года говорилось о «неблагоповедении» и нетрезвости самого Василия Коровина: в то время на него в Консистории было заведено следственное дело. Вместе с тем в Указе содержалась и высокая оценка отца Стефана: «поведением [он был] аттестован отлично-хорошим, судим и штрафован не был». Несмотря на столь благополучный исход дела, для отца Стефана это расследование было связано с тяжелыми переживаниями: как сам он говорил на следствии, «донос этот явился для него полной неожиданностью и он в течение некоторого времени даже не мог прийти в себя».

     Из Иоанно-Златоустовской церкви отец Стефан был переведен священником к Александро-Невскому храму Нижнего Тагила, а в 1915 году он служил уже в Сретенской церкви села Колчеданского Камышловского уезда. Приход храма был значительным — более семи тысяч человек, отчего по штату в Сретенской церкви было положено два священника, диакон и два псаломщика. Этот храм стал последним местом служения отца Стефана.
     В том же, 1915, году «за 50-летнюю отлично-усердную службу Церкви Божией» батюшка удостоился высокой награды: «Государь Император, по всеподданнейшему докладу Синодального обер-прокурора, согласно определению Святейшего Синода, во 2-й день апреля… в Царском Cеле, Всемилостивейшее соизволил… на причисление [его] к ордену Святого Владимира IV степени».

     После Октябрьского переворота 1917 года жители Камышловского уезда вначале относились к новой власти спокойно, не предполагая, к каким последствиям приведет появление в уезде красных отрядов. Ситуация изменилась с образованием в июле 1918 года 1-го Крестьянского коммунистического полка 3-й армии РККА (Рабоче-Крестьянской Красной армии), позднее получившего наименование полка Красных орлов и прославившегося своими зверствами.
     Даже знаменитый пролетарский писатель, бывший выпускник Пермской духовной семинарии П. П. Бажов признавал, что «методы ведения боев полком Красных орлов были… чаще всего тяжелы». В состав этого печально известного полка вошли крестьяне-бедняки Катайской волости и рабочие городов Каменска и Камышлова, было в нем и много иностранных наемников, особенно из Китая.
     С особенной жестокостью красные расправлялись с более-менее состоятельными людьми и с духовенством, причем в первую очередь именно с теми священниками, которые пользовались уважением среди населения и отличались усердием в исполнении своего служения.

     Так было и в селе Колчеданском. 10/23 июля 1918 года красноармейцы арестовали священнослужителей Сретенского храма: священника Стефана Луканина и диаконов Георгия Бегму и Нестора Гудзовского, причем у отца Стефана перед арестом под видом обыска разграбили квартиру. Псаломщика этой церкви красные отправили на окопные работы.
     Арестованных повезли по направлению к станции Синарская, близ которой они и приняли мученическую смерть от рук бойцов 1-го Крестьянского коммунистического полка. Перед гибелью они претерпели страшные мучения: так, 74-летнему отцу Стефану красноармейцы нанесли множество штыковых ран, волосы его были частью выдерганы, частью опалены, «левая рука отесана острым оружием».
     Вместе со священнослужителями красные замучили неизвестную женщину: у нее была отрезана грудь. После всех этих зверств мучеников убили.
     Уже на следующий день, 11/24 июля, станцию Синарская заняли белые — группа войск Народной армии под командованием подполковника Д. Н. Панкова. Вскоре тела мучеников были найдены в лесу недалеко от этой станции, и 17/30 июля 1918 года священники из села Водолазовского отпели невинных страдальцев. Мучеников похоронили у церкви в селе Колчеданском.

     Священномученик Стефан Луканин, Нестор Гудзовский, Георгий Бегма прославлены в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской от Екатеринбургской епархии 17 июля 2002 года; в 2010 году их имена были включены в Собор Екатеринбургских святых.

     Тропарь, глас 3:
     Церкве Русския столпе непоколебимый,  благочестия правило,  жития евангельскаго образе,  священномучениче Стефане и иже с ним Несторе, Георгие,  Христа ради пострадавый даже до крове,  Его же моли усердно,  яко Начальника и Совершителя спасения, Русь Святую утвердити в Православии  до скончания века.

     Кондак, глас 2:
     Восхвалим, вернии,  изряднаго во священницех  и славнаго в мученицех Стефане и иже с ним Несторе, Георгие,  Православия поборника и благочестия ревнителя,  земли Русския красное прозябение,  иже страданием Небесе достиже  и тамо тепле молит Христа Бога  спастися душам нашим.

      Величание
      Величаем вас, священномученицы Стефане, Несторе, Георгие, и чтем святую память вашу, вы бо молите за нас Христа Бога нашего.

      Молитва
     О избраннии и угодничи Христовы, священномученицы Стефане, Несторе, Георгие, Церкве Русския столпы непоколебимые, земли нашея благое прозябение и красный плод, сродников ваших предстатели и наставники!
   
     Вы во время гонения безбожнаго от сокровищницы души своя спасительное исповедание Православныя веры изнесли еси, и людем верным пастыри добрые явилися еси, души свои за Христа и Его овцы полагая и лютыя волки далече отгоняя.
     Ныне убо призрите на нас, недостойных чад ваших, умиленною душею и сокрушенным сердцем вас призывающих.
     Умолите Господа Бога, да простит согрешения наша и избавит от адовых уз и вечнаго мучения. Утвердите нас в вере святой, научите нас всегда творити волю Божию и хранити заповеди церковныя. Будите пастырями нашими - правило веры, воином - вождями духовными, болящим - врачи изрядные, печальным - утешители, гонимым - заступники, юным - наставники, всем же благосердыми отцами и теплыми молитвенниками,
     яко да молитвами вашими соблюдется в Православии Святая Русь и непрестанно славится в ней имя Пресвятыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

     Священномученики Стефане, Несторе и Георгие, молите Бога о нас.

Дорогие братья и сестры!

У Вас есть возможность не выходя из дома заказать поминовения о здравии и о упокоении через сайт нашего храма.

Пожалуйста, выберите одну из представленных Треб, впишите имена поминаемых (в родительном падеже) и внесите пожертвование удобным для Вас способом – с банковской карты, или кошелька Яндекс.Деньги.

Записки будут прочитаны за ближайшим Богослужением.

В поминовении указываются имена только крещеных христиан православного вероисповедания.

Вопросы, связанные с приемом поминовений, можно задать по телефону храма 8(963)7727270, или по адресу hram.dimitriy-donskoy@yandex.ru.

afisha-msk.ru