О приходе
Расписание
Служение
Воскресная школа
Центр для людей с нарушением слуха
Творческая страница

Православный календарь





Галина Николаевна Николаева

     Сисой Великий († 429) — монах-отшельник, последователь Антония Великого жил в Египетской пустыне в пещере, в которой до него проживал преподобный Антоний.
     Согласно житию, Сисой учил смирению и надежде на милосердие Бога.
b_600__16777215_00_images_0_5061a.jpg

     Измлада возлюбив Бога, преподобный Сисой взял на себя иго креста и с усердием последовал за Христом, подвизаясь в пустынях египетских подвигами поста; он проводил жизнь равноангельскую, – смирением и молитвою побеждая полчища невидимых врагов.
     Местом его подвигов была пустынная гора, в которой подвизался преподобный Антоний Великий, и сам блаженный Сисой был подражателем жития Антониева. За свое смиренномудрие он получил такую благодать от Бога, что даже воскрешал мертвых, как явствует из Патерика, где о святом Сисое сообщается следующее.
     Некий мирянин отправился к авве Сисою на Антониеву гору за благословением, взяв с собою сына, малолетнего отрока. Случилось, что в дороге, разболевшись, сей отрок умер; но его отец не смутился, и с верою понес мертвеца к старцу. Войдя в келлию преподобного, он упал к ногам его, положив у ног преподобного и своего умершего сына, как будто тот испрашивал у него благословения и молитвы. После того, как старец совершил молитву и преподал благословение, мирянин вышел вон, оставив ребенка, лежащего мертвым у ног старца. Старец не заметил, что ребенок мертв и, предположив, что он ждет благословения, сказал ему:
     – Встань, дитя, и уходи отсюда.
     И мертвец немедленно воскрес и пошел в след за отцом.
     Тогда человек тот, увидав своего сына живым, возвратился с ним к старцу и, поклонившись, воздал ему благодарность. Старец, уразумев, что воскресил мертвого, весьма опечалился, ибо он не желал иметь славы чудотворца, и запретил тому человеку рассказывать о случившемся до самой его кончины.

     Сего богодухновенного отца братия некогда спросили:
     – Если брат впадет в грех, довольно ли ему для покаяния одного года?
    – Жестоко слово сие, – отвечал на сей вопрос старец.
     Тогда братия сказали:
     – Итак согрешившему подобает каяться только шесть месяцев?
     – Много, – отвечал старец.
     – Может быть, – снова спросили братия, – для его покаяния достаточно сорока дней?
     – Много, – снова ответил старец.
     Потом он сказал:
     – Я верую в милосердие Человеколюбца Бога, и если человек покается всею душою, то Бог примет его покаяние в течение трех дней.

     Один брат снова спросил старца, говоря:
     – Как поступить мне, отче, так как я впал в грех?
     – Исправься, чадо, – отвечал старец, – и спасешься.
     – Но я, по исправлении, снова пал, – отвечал брат.
     – Снова исправься, – сказал старец.
     – До каких же пор, – спросил брат, – будет продолжаться мое падение и восстание?
     – Пока не наступит твой конец и застанет тебя или в добре, или во зле; поэтому должно всегда пребывать в исправлении, дабы в нем же и кончина застигла.

     Был у сего преподобного отца ученик Аполлос. По силе вражьего коварства в числе прочих пожеланий и искушений у него явилось желание священнического сана. В сновидениях ему являлись бесы в образе святителей, хиротонисавшие его во епископа.
     Пробудившись от сна, он начал упрашивать старца, дабы тот приказал идти ему в город к архиерею принять рукоположение во священника. Но старец воспрещал ему сие и, поучая его, вразумлял не искать сана выше своего достоинства. Огорчившись постоянным поучением и наставлением старца, Аполлос тайно бежал от него и удалился к родственникам в Александрию, дабы при содействии последних скорее получить пресвитерский сан.
     Когда Аполлос шел по дороге, встретился ему в образе неизмеримо высокого человека бес. Он был наг и черен, с отвратительным лицом, с толстыми губами и железными ногтями. Имея звериное подобие, он в то же время был похож и на мужчину, и на женщину. Распространяя смрад, бес являл пред глазами Аполлоса такое бесстыдство, что сего невозможно даже передать на письме. Кинувшись Аполлосу на шею, бес обнимал его руками и часто целовал. Аполлос ограждал себя крестным знамением и вырывался из рук его. Но бес говорил ему:
     – Зачем ты убегаешь от меня? Знай, что ты мой, и люблю я тебя, ибо ты исполняешь мои желания. Я потому-то и пришел к тебе, дабы сопровождать тебя, до тех пор, пока не доведу до конца всех твоих желаний.
     Будучи не в состоянии переносить его смрад и бесстыдство, Аполлос возвел очи на небо и громким голосом возопил:
     – Боже, молитвами отца моего Сисоя, помоги мне и избавь меня от сей напасти!
     И вот бес, отступивши от него на небольшое расстояние, преобразился в красивую нагую женщину и сказал ему:
     – Подойди и удовлетвори твоему желанию, потому что ты много успокаивал меня твоими помыслами в своем сердце.
     – Я хотел сделать тебя, – сказал потом бес, – священником и епископом, но молитвы Сисоя, сластолюбивого старца, отгоняют меня от тебя.
     С сими словами бес стал невидим.
     Объятый сильным страхом, Аполлос возвратился к старцу и припавши к его ногам, исповедал пред ним всё происшедшее и просил прощения. Он рассказал также и братии, какие страдания претерпел он от обольщения диавольского и как помогли ему молитвы преподобного отца Сисоя.
     Поистине молитва его была сильна для отгнания бесов. Она и от другого ученика старца Сисоя, по имени Авраама, отогнала мучившего его нечистого духа. Все злые духи бежали от него, не смея приблизиться к храброму и непобедимому воину Христову.

     Преподобный Сисой прожил в пустыне шестьдесят лет. Когда он уже был при смерти (причем в это время у него находились братия), просветилось лицо его, как свет, и он сказал братии:
    – Вот, пришел авва Антоний.
     Затем, немного помолчав, он снова сказал:
     – Вот, пришел лик пророков.
     И снова он просиял еще более и сказал:
     – Вот, пришел лик Апостолов.
     И вдвойне просияло лицо его, и он беседовал с невидимыми лицами.
     Братия упрашивали его, говоря:
     – Отче, скажи нам: с кем ты ведешь беседу?
     И он сказал им:
     – Это ангелы пришли взять меня, но я молюсь им, дабы они оставили меня на короткое время, чтобы я мог покаяться.
     – Тебе нет нужды в покаянии, отче, – сказали ему братия.
     На сие старец ответил:
     – Поистине я не знаю, сотворил ли я хоть начало покаяния моего.
     Но все братия знали, что он совершен в добродетелях. После сего он снова просиял еще сильнее и лицо его стало как солнце, и все убоялись сего.
     Тогда старец сказал:
     – Вот, приходит Господь, взирайте все. Он говорит: принесите Мне избранный сосуд из пустыни!
     С сими словами преподобный предал дух свой Господу около 429 года.  В сей момент появилась молния и храмина наполнилась благоуханием.
     Закончив такою блаженною кончиною временную жизнь свою, преподобный Сисой переселился в жизнь безконечную. И ныне он водворяется со Христом и наслаждается Его лицезрением вместе с теми ликами святых, коих он видел при своей кончине.
     По молитвам преподобного отца нашего Сисоя, да сподобимся и мы сей радости благодатию Господа нашего Иисуса Христа, Емуже слава во веки. Аминь.

     «Преподобный Сисой есть великий учитель смирения и в жизни своей и при смерти» - говорит в своей проповеди протоиерей Григорий Дьяченко. - Посему побеседуем о смирении.
     а)  Все святые украшались смирением, несмотря на все свои великие добродетели.
     Посмотрим на этих смиренных людей, которые пред всеми себя унижали, посмотрим, кто они были на самом деле.
     Смирен был патриарх «Авраам», он говорил о себе: я земля и пепел. Но кто этот Авраам? Это – отец верующих, которому между патриархами нет равнаго.
     Смирен был царь «Давид», он говорил о себе: я червь, а не человек. Но кто этот Давид? Это – порфироносный пророк, которому между царями нет равнаго.
     Смирен был апостол Павел, он написал о себе: я наименьший из апостолов, я недостоин и называться апостолом. Но кто этот Павел? Это – один из первоверховных апостолов, который более всех трудился в деле проповедания. Смиренна была пресвятая дева Мария; Она, выслушав от ангела благовестие о зачатии Сына Божия, говорила: «величит душа моя Господа и возрадовася дух мой о Бозе Спасе моем, яко призре на смирение рабы Своея». Но кто эта смиренная дева Мария? – Это – Пресвятая Дева, Матерь Божия, высшая херувимов и славнейшая серафимов.
     Впрочем, на что нам приводить слишком много примеров? Перечислять смиренных – значит перечислять мужей, высоких по духу и святых по жизни. Кончим все одним.
     Кто есть Христос Иисус, Который во всю жизнь до самой смерти непрестанно смирял и уничижал Себя, Который не восхотел трости сокрушенной переломить и льна дымящагося угасить? Кто этот кроткий и смиренный сердцем, умывший ноги Своим ученикам? Высочайшая премудрость, совершеннейшая святость, сияние славы Отчей и образ ипостаси Его; словом Бог – во плоти.

     б)  После сего, что же мы должны сказать о тех людях, которые не хотят смириться пред другими, которые любят гордиться собою? Что сказать о них?
     Это – люди, в которых нет истинного христианского духа, в них нет истинных достоинств; в них нет ни величия, ни святости. Гордятся только низкие и ничтожные люди. Все тяжелое естественно падает вниз, лежит на земле, а легкое поднимается вверх, летает по воздуху; так люди великие и святые всегда смиряются пред другими, а низкие и ничтожные ставят себя выше всех.
     И в самом деле, почему некоторые люди ведут себя гордо? Не имея ничего, они хотят гордостью восполнить недостаток совершенств, надменностью думают заменить слабость своих сил.
      Почему иной человек, заняв важное место в обществе, делается вдруг неприступным?
     Он боится, чтобы вблизи не разсмотрели его, кто он таков: он неприступностию хочет скрыть свои недостатки, спесью думает восполнить скудность своих заслуг. Если вы увидите человека гордого, неприступного: то не старайтесь много разгадывать, кто он таков; это просто человек без истинных достоинств, в нем нет ни хорошего ума, ни доброго сердца.

     Правда, и люди с великими достоинствами иногда предаются гордости. Но зато надолго ли они остаются великими при своей гордости? Начать гордиться, значит начинать падать; мечтание о себе – приготовление к унижению. Бог оставляет гордых самим себе, а смиренных поддерживает Своею благодатию. И потому-то, братия, когда вы возмечтаете о себе: то бойтесь, чтобы вам в скором времени не посрамиться. Только при смирении высок и силен человек, а без смирения он слаб и низок.

     Правда, низкие и слабые люди тоже иногда смиряются. Их смирение не лучше гордости.
     Пред кем смиряются низкие люди? Только пред высшими. Для чего смиряются? Чтобы удобнее возвыситься. В каких слабостях признаются низкие люди? В самых ничтожных, маловажных. Для чего признаются? Чтобы дать знать другим, как маловажны слабости, которым они подвержены. Таким образом у низких и смирение всегда низко, истинное смирение для них слишком высоко, оно не по их духу.
     Истинно смиренный потому и смиряется, что он смирен душею; потому и не возносятся его очи, что не надмевается его сердце; у него сердце как невинное, покорное, простосердечное дитя. От того-то истинно смиренными бывают только люди с совершенствами, люди великие и святые; только у таких людей достанет духу говорить о себе: я земля и пепел; я червь, а не человек.
     Итак, братия, смирение вовсе не есть признак слабого и малодушного человека; вот гордые люди всегда слабы и малодушны, а смиренные всегда велики и святы; смиренная выя есть признак величия духа, а гордое чело отпечаток малой души. И потому не будем смущаться, хотя бы нам довелось отправлять самую низкую должность раба: низкая служба никогда не унизит высокого человека».

     Тропарь преподобному Сисою Великому, глас 2:
     Плотския страсти умертвив воздержанием, миру распялся еси и, в пустыни живый, всех похотей отсечением ангел земный и небесный человек показался еси, сего ради тя, яко наставника иноком, поем, Сисое отче наш, и просим: моли Христа Бога, да спасет души наша.

     Тропарь, глас 1:
     Пустынный житель и в телеси ангел, и чудотворец явился еси, Богоносе отче наш Сисое, постом, бдением, молитвою небесныя дарования приим, исцеляеши недужныя и души верою притекающих ти. Слава Давшему тебе крепость, слава Венчавшему тя, слава Действующему тобою всем исцеления.

     Кондак, глас 4:
     Подвизався, ангел на земли виден был еси, озаряя, преподобне, помышления верных богознаменьми всегда. Темже тя верою, Сисое, почитаем.

     Кондак, глас 8:
     Яко безплотным единожитель и всем преподобным сопричастник, постническими труды и бдении молитвенными непрестанно себе вооружая, мудре, тем и дар приял еси от Бога исцеляти недуги и прогоняти бесы. Того ради вопием ти: радуйся отче наш Сисое преподобне.

     Величание
     Величание. Ублажаем тя, преподобне отче Сисое, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов

     Молитва

     О священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Сисо;е, не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых и благоприятных молитвах к Богу:
     помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя,
     яко имеяй дерзновение к Небесному Царю: не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя: поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися.
     Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши, не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый.
     Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится, ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших,
     и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу:
     Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

     Преподобне отче Сисое, моли Бога о нас.

Дорогие братья и сестры!

У Вас есть возможность не выходя из дома заказать поминовения о здравии и о упокоении через сайт нашего храма.

Пожалуйста, выберите одну из представленных Треб, впишите имена поминаемых (в родительном падеже) и внесите пожертвование удобным для Вас способом – с банковской карты, или кошелька Яндекс.Деньги.

Записки будут прочитаны за ближайшим Богослужением.

В поминовении указываются имена только крещеных христиан православного вероисповедания.

Наш номер карты для пожертвований:   2200-7007-1782-1333

или по номеру телефона 8-909-667-79-86

afisha-msk.ru